Домой / Smoky eyes / Ребенок не очень общительный. Необщительный ребенок: решаем проблему вместе

Ребенок не очень общительный. Необщительный ребенок: решаем проблему вместе

«Бука, молчун» - так называют его и родители, и воспитатели, пытаясь переделать, насильно «подружить» с другими детьми. Такой подход в корне неверный – страдает психика, малыш переживает неприятные и мучительные моменты.

Общительный, открытый и заинтересованный во внешнем мире ребёнок считается своеобразным эталоном в современном обществе. Если же он другой, замкнутый и некоммуникабельный, то это воспринимается как отклонение от нормы.

Мы решили разобраться в причинах необщительности и найти способы решения проблемы.

Следствие внешнего воздействия

Если раньше ваш ребёнок не отличался застенчивостью и был в центре внимания в песочнице, а теперь предпочитает играть один - ищите причину. Возможно, он поссорился с другом, не знает, как наладить общение. Может быть, произошла конфликтная ситуация в детском саду с новой воспитательницей - и ребёнок замкнулся. Будьте тактичны, не стоит спрашивать: «Что случилось, мне сказали в саду, что ты ни с кем не играешь?» Внятного ответа вы, скорее всего, не получите. Действуйте аккуратно - так, чтобы не заставить малыша чувствовать себя виноватым.

Нельзя исключать и то, что ваш сын или дочка попросту устают от занятий, неважно себя чувствуют или просто нет настроения. Главное правило в такой ситуации - наблюдение и ненавязчивые разговоры по душам.

Свойство личности

Интровертами рождаются. Если с самого раннего детства малыш предпочитает играть в одиночестве, а не с толпой сверстников, не паникуйте и не стремитесь его переделать. Ребёнку комфортно и интересно с самим собой? Успокойтесь и не давите на него. Не стоит упрекать, делать неутешительные прогнозы («Так и останешься один, ни с кем не познакомишься»). Часто малыши-интроверты отличаются мечтательностью, любят фантазировать, размышлять, они усидчивы, обожают занятия, требующие сосредоточенности - паззлы, конструктор, книги. Мамы детей, которые и минуту не сидят спокойно, вам только позавидуют!

Пройдет немного времени, и ребёнок сам раскроется для общения. Взрослые интроверты вовсе не домоседы и не молчуны - у них тоже есть друзья, правда, всего один-два, но кто сказал, что это хуже, чем триста френдов в соцсетях?

Неумение наладить контакт

Ребёнок хочется общаться, но у него не получается. На детской площадке он скромно прячется за мамину спину, но если кто-то к нему подходит и приглашает поиграть, то он соглашается. А вот сам подойти и познакомиться не может - не умеет, стесняется. В этом случае надо помочь - тонко и ненавязчиво. Приглашайте в дом гостей с детьми, посещайте развивающие занятия, на детских площадках общайтесь с другими ребятами сами.

Отличный вариант тренировки - пальчиковый театр, ролевые игры. Разыгрывайте с куклами бытовые ситуации - знакомство, общение с продавцом в магазине, не забывайте про слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». И помните про личный пример - ребёнок невольно будет копировать вашу манеру общения.


  1. Развивайте речь ребёнка. Если у малыша проблемы с дикцией, его не будут понимать сверстники, да и сам он начнет комплексовать и стесняться.
  2. Если у вас гости, не оставляйте детей одних, уделите им время. Поиграйте с ними вместе в лото, например, или в прятки. Взрослый «посредник» поможет наладить общение малышей - через полчаса они сами найдут и тему для разговора, и занятие себе придумают.
  3. Напоминайте ребёнку о его друзьях. Малыши быстро знакомятся и быстро забывают новых приятелей. Поощряйте стремление сына подарить Кате медвежонка или позвать в гости Серёжу.
  4. Не переусердствуйте! Если вы станете безостановочно теребить ребёнка, окружать его и дома, и на прогулке большим количеством новых людей, получите обратный эффект.

Добрый день, дорогие читатели! С вами психолог Ирина Иванова. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о замкнутых детях, о том, страдают ли от одиночества такие дети.

Моя подруга считает, что у нее необщительный ребенок, потому что когда она забирает Марину в школе с продленки, все дети носятся по спортивной площадке, смеются и что-то весело обсуждают, ее дочь сидит в сторонке и что-то рисует или читает. Одна, всегда одна… Девочка уже во втором классе, но у нее нет ни одной подружки, никто и никогда не звонит, сверстники не приходят в гости.

На вопросы мамы Марина отвечает, что она просто не хочет ни с кем дружить. Родители тихо переживают, убежденные в том, что современное общество «заточено» на общительных и коммуникабельных, а таким, как их дочка, суждено оставаться всегда на вторых ролях. Что делать, если ребенок почти не общается с другими детьми, как ему помочь? И, вообще, нужно ли помогать?


Почему он такой?

Странным такое поведение кажется родителям, которые сами были в детстве «душой компании», участвовали во всех кружках и спортивных секциях сразу и проводили каждое лето в спортивном или оздоровительном лагере по две смены подряд. Вот несколько вероятных причин того, что ребенок не играет и мало общается с другими детьми:

  • Еще не пришло время для сюжетно-ролевой игры.

Эта причина чаще всего встречается у детей дошкольного возраста, когда ребенок, переходя с одной стадии развития игры на другую, на каком-то этапе задержался или просто не дорос до него. В норме к ролевой игре дети подходят к 4-5 годам, а до этого играют индивидуально. Они общаются с мамой и с отцом, но не нуждаются пока в обществе сверстников.

  • Малыш сохраняет привычный для него стиль семейного поведения.

Вполне возможно, что в его семье принято мало общаться друг с другом, вести уединенный образ жизни, не принимать гостей. В таком случае ему негде взять было пример того, как можно вести себя в обществе.

  • В семье царит авторитарный стиль воспитания.

Властные и строгие родители могут стать причиной того, что замкнутый ребенок не решается высказать свое мнение, проявить свои чувства, опасаясь немотивированной жесткой реакции и ожидая того же от всех окружающих.

  • Врожденные, генетически обусловленные особенности психики.

Многолетние исследования показали, что по наследству передается активность некоторых генов, и тогда человек боится перемены привычных обстоятельств и избегает новых впечатлений. Вполне возможно, что родители застенчивого ребенка сами были такими, но крепко-накрепко об этом забыли.


Как помочь замкнутому ребенку

Вполне возможно, что малышу не скучно и наедине с самим собой. Так бывает с детьми-интровертами, погруженными в свой внутренний мир. Чаще всего, это одаренные интересные личности с богатым внутренним миром.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку, чаще беседуйте с ним – в спокойной обстановке, без давления и принуждения, такой малыш общается подолгу и с видимым удовольствием.

Как играть с ребенком, чтобы научить его общаться? Покажите на примере игрушек-зверюшек или персонажей кукольного театра примеры поведения и знакомства с навыками общения. Разыграйте сценки, как куклы пришли в , на площадку, в магазин, в больницу.

Отличный прием для детей постарше – поиграть в игру «Угадай, о чем идет разговор». Для этого нужно вместе с ребенком посмотреть телевизионное ток-шоу с выключенным звуком и предложить угадать, о чем говорят его персонажи. Цель игры – научиться считывать с лица человека не вербальные (не словесные) сигналы, обращенные к собеседнику.

Помогите ребенку находить в окружающих положительные качества и черты поведения. Мало того, научите его говорить комплименты окружающим, естественно заслуженные. Почему мы так легко осуждаем других людей, но не можем сказать о них пары добрых слов? Переняв от родителей доброжелательное отношение к людям, ребенок нередко будет получать в ответ от окружающих позитивное отношение и готовность пойти на контакт.

Не принуждайте детей знакомиться с теми, кто вам приглянулся. Лучше познакомьтесь с понравившимся мальчиком или девочкой сами, показав пример того, каким способом этого можно достичь.

Цените, если у ребенка появился приятель, даже если он вам совершенно не нравится. Это значительное достижение для необщительных детей. Держите ситуацию под контролем, но издалека, не критикуя друзей и не устраивая «разбор полетов».

Признаки неблагополучия в случае повышенной замкнутости:

  • Появление тиков, заикания, недержания мочи, навязчивых движений и странных ритуалов;
  • Потеря интереса к окружающему;
  • Непривычная вялость и потеря интереса к окружающему.

Если имеется хотя бы один неблагоприятный симптом – это повод для обращения к психоневрологу.

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером. Какой вывод делать ребенку? Верно, подсознательно малыш убеждается, что общение – не такая уж нужная для жизни штука.

Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на его взрослой жизни, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конце концов…


Кроме того, замкнутый, стеснительный ребенок очень болезненно реагирует на нестандартные жизненные ситуации. А их, как мы с вами знаем, будет еще много. Непобежденная в детстве замкнутость часто становится причиной возникновения серьезного комплекса неполноценности.

Задача родителей – помочь замкнутому малышу полюбить окружающий мир. Но что именно нужно делать?

Что это такое?

Замкнутость - это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передается по наследству, обычно это приобретенная черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости - следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.


В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

  • Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.
  • Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.
  • Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чем же между ними разница? Застенчивый ребенок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребенка нужно обучать организации общения, а замкнутого - мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.


Cтеснительный ребенок, в отличии от замкнутого, хочет общения и стремится к нему, но переживает, когда что-то складывается не так, как хотелось бы

Так как распознать замкнутого ребенка?

Симптомы

  • Ребенок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шепотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребенок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребенка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котенка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо - змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребенка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки.
  • Ребенок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.

Замкнутые дети тяжелее адаптируются к новому коллективу

У замкнутых детей могут наблюдаться проблемы с обучением, так как они не умеют работать в коллективе

У замкнутости есть и проявления на физическом уровне. Такие дети отличаются неглубоким и частым дыханием, мало жестикулируют. Закрытые ребята часто держат руки за спиной или в карманах. Нередко у замкнутых детей болит живот, причем каких-либо серьезных причин медицинского характера для боли нет. И вызванный врач обычно разводит руками: «На нервной почве!».

Так почему же дети становятся замкнутыми?

Причины

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребенка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Если ваш ребенок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.
  • Нехватка общения и внимания. Если ребенок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.
  • Строгость родителей. Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.
  • Тяжелая психологическая травма. Ребенок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребенке.
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи. То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребенка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.


Дети, которые часто болеют и оказываются без общения со сверстниками также могут замкнутыми

Определить истинную причину замкнутости ребенка всегда сложнее тому, кто часто бывает рядом с малышом. Большое, как известно, видится на расстоянии, поэтому родителям имеет смысл обратиться за помощью к психологу. Специалист даст характеристику степени замкнутости карапуза и поможет наладить контакт ребенка с окружающими, подскажет способы коррекции поведения.

Что делать родителям?

Действовать. Причем незамедлительно.

  • Расширяйте круг общения малыша. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если все происходит без давления, он начнет принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
  • Обеспечивайте ребенку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребенку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж, и делайте его ребенку перед сном.
  • Учите ребенка выражать чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребенку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира ее стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребенок еще не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
  • Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями.
  • В корректирующих играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций.
  • Чаще спрашивайте мнение ребенка по тем или иным семейным вопросам: Что приготовить на ужин? Куда пойти в выходные?
  • Приглашайте в дом гостей. Лучше, если это будут ваши знакомые с детьми.

Замкнутому ребенку стоит почаще читать сказки, в которых есть диалоги героев

Если ваш ребенок замкнут, почаще приглашайте гостей в дом, особенно с маленькими детьми

Замкнутому ребенку просто необходим тактильный контакт с родителем, особенно в новой обстановке

Как вести себя, если ваш ребенок замкнутый, можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

Игротерапия

Коррекция поведения играми – метод действенный и очень простой и не требует специфических знаний и умений. Лечить ребенка при помощи игры можно и внутри семьи, и в детском коллективе. Особенно эффективно помогают игры для замкнутых детей дошкольного возраста (5-6 лет). Они довольно быстро корректируют проблемы в общении.


«Создаем сказку»

Участников нужно разделить по парам. Каждая «двойка» должна слепить из пластилина несуществующее фантастическое животное. В середине процесса игра останавливаться и пары участников меняются местами. Теперь их задача – долепить существо, которое задумали другие игроки. По окончании творческого состязания ребята рассказывают, кого они придумали, какой это персонаж, что умеет, что ест, где живет.


«Что я сделаю?»

Предложите вашему замкнутому ребенку разыграть незнакомую ситуацию. К примеру, в вашем дворе приземлилась летающая тарелка. Из нее вышли симпатичные и очень дружелюбные инопланетяне. Они держат в руках большой торт… Вместе с ребенком по ролям придумайте ваши диалоги с этими пришельцами. Это научит малыша не стесняться разговаривать с незнакомцами.


«Я через много лет»

Эта игра используется психологами и для определения причин замкнутости, и для их устранения. Кроме того, она будет полезна и коммуникабельным детям как средство профилактики психологических нарушений.

Попросите ребенка нарисовать себя самого, но через много лет. Внимательно посмотрите на картину - по рисунку замкнутого малыша можно многое понять:

  • Если он изображает свою фигуру очень маленькой и при этом не является младшим в семье, это говорит о недостатке внимания и низкой самооценке.
  • Если фигура большая и занимает почти весь лист, ребенок, вероятно, избалован.
  • Если он нарисовал себя и свою семью, но себя чуть вдалеке от других – малыш испытывает одиночество.
  • Если фигурки мелкие, а нажим на карандаш у ребенка сильный, это может быть признаком повышенного уровня тревожности. Кроха не чувствует себя в безопасности, он боится быть открытым.


  • Родителям не стоит отчаиваться и полагать, что выхода нет. Замкнутые и некоммуникабельные дети – не приговор. Это стартовая точка для активных действий.
  • Мама и папа должны каждый день показывать личным примером, что общение - это интересно, познавательно, увлекательно и полезно - помогает решать какие-то проблемы. Они должны демонстрировать все это замкнутому ребенку и рассказывать, какие позитивные чувства дарит им общение. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе.
  • Торопить «буку» нельзя. Он сам выберет наилучший момент для начала общения с кем-то. Дергать его и подталкивать к этому – путь неверный. Это может вызвать еще больший уход в себя. Малыш выстроит настоящий железный занавес, поднять который будет очень сложно.
  • Основа успешной коррекции - доброжелательность. Если малыш будет чувствовать ее, проблем с преодолением трудностей в общении у него не возникнет.


С замкнутым ребенком нужно вести себя осторожно, не торопить его, быть дружелюбным и приветливым

В следующем видеоролике можно узнать, что делать, если ребенок необщительный и как ему помочь.

Все дети разные: кто-то обожает играть в догонялки с другими ребятами, а кому-то нравится собирать пазлы в одиночестве. Замкнутость и излишняя скромность мешает крохе влиться в общество, завести друзей, проявить свои таланты, добиться признания со стороны сверстников. Родители «молчунов» начинают бить тревогу, посещают психологов и беседуют с педагогами, пытаясь повысить общительность ребенка. В чем причина такого поведения? Как помочь крохе? Ответы найдете в этой статье. А пройти тест и оценить уровень общительности вашего сына или дочери можно .

Общительный ребенок быстро находит общий язык с другими детьми и преподавателями, развивает уверенность в себе, легче преодолевает стресс и трудности. Во взрослой жизни таким малышам будет проще адаптироваться в обществе, добиться успехов в работе и личной жизни.
Что касается замкнутых детей, увидеть разницу очень просто:

  • Необщительный ребенок никогда не будет в центре внимания. Скорее всего он попытается улизнуть в зону своего комфорта, предпочтет остаться в тени.
  • Малыш не любит выражать свое мнение и много разговаривать, в коллективе старается держаться обособленно.
  • Завести друзей для крохи - настоящая проблема. Зачастую у такого малыша есть лишь один верный друг либо друзей нет вообще.
  • Замкнутые дети часто очень любознательны и хорошо учатся, находят интересные, порой даже необычные хобби. Однако делиться своими впечатлениями не торопятся, все держат в себе.

Причины. Почему ребенок не общителен?

  • Семья - основа всего. Именно в семье зарождаются первые детские привычки, происходит
    копирование родительского поведения. Если мама и папа не любят принимать гостей, а веселые и
    активные выходные давно сменились на скучные посиделки у телевизора - не стоит ждать от ребенка чрезмерной общительности. Скорее всего, он примет такой стиль поведения своих домочадцев за норму и продолжит семейную традицию «молчунов», сидя за чтением книг или компьютерными играми.
  • Холодные, излишне строгие отношения между матерью и ребенком могут повлечь за собой настоящую психологическую травму, спровоцировать недоверие и отрешенность к другим людям. То же самое может произойти вследствие любого сильного стресса, например, развода, смерти близкого человека, потери домашнего питомца и т. д.
  • Задержка социального развития - одна из возможных причин такого замкнутого поведения. Существует несколько систем отношений: сначала ребенок играет сам с собой, затем в игру подключаются игрушки, далее происходит совместное взаимодействие с другими детьми, и, наконец, наступает кооперативная стадия игры — распределение ролей, согласование поведения и т. д. Преодолеть все ступени социального развития удается примерно к 4 годам - в этом возрасте малыш любит общаться со сверстниками, с радостью участвует в общих видах деятельности. Если растет необщительный и молчаливый ребенок, вполне возможно, что он застрял в одной из стадий, так и не дойдя до ступени кооперативного взаимодействия.
  • Общительность ребенка может зависеть и от особенностей темперамента. К сожалению, родителям-экстравертам очень сложно принять интровертный характер своего чада. Один из симптомов такого «скромного» темперамента - стеснительность.
  • Бывает и так, что . Это может случится, например, после неприятного инцидента в школе или в детском саду. Обидные насмешки и унизительные оскорбления сверстников заставят кроху замкнуться в себе, потерять уверенность и стать «изгоем».
  • Проблемы со здоровьем также могут отразиться на поведении малыша, ухудшить его эмоциональный настрой.

Что делать?

Развить в ребенке общительность бывает сложно, однако терпение, поддержка и внимание родителей помогут справиться с ситуацией.

  • Первое, чего не стоит делать - так это напоминать малышу о его недостатке. Из-за постоянного давления ребенок обязательно заработает комплекс неполноценности, от которого тоже придется избавляться.
  • Если ваше чадо стесняется новых знакомств, помогите ему в этом. Ненавязчиво познакомьте его со сверстниками на детской площадке или договоритесь с другими родителями малышей о встрече. Для совсем маленьких можно устроить .
  • Всегда поощряйте инициативу, спрашивайте мнение крохи по любому вопросу: «Что приготовить на обед?», «Какой фильм посмотреть?» и т. д. Он должен знать, что его мнение важно.
  • Семейное гнездо должно быть наполнено спокойствием и уютом. Скандалы с супругом по поводу и без оставьте на потом.
  • Самореализация - одна из ступеней к успеху. Поддерживайте детское стремление к новым знаниям, запишите ребенка в творческие кружки. Смена коллектива пойдет ему на пользу.
  • Мама и папа должны быть в постоянном контакте с классным руководителем в школе или воспитателем в детском саду. Грамотный педагог сможет наладить отношения между одноклассниками и сплотить детский коллектив.
  • Лечение серьезных психологических травм лучше доверить профессиональному психологу, который поможет родителям грамотно подойти к проблемной ситуации и улучшить социальную жизнь крохи.

Есть дети открытые, общительные, разговорчивые, а есть и такие, которые сторонятся, избегают контактов с другими детьми. Если ваш малыш относится ко второй категории и, придя на детскую площадку, стоит в сторонке, или вовсе прячется и никак не желает участвовать в общих забавах, то стоит разобраться в этом вопросе и помочь ребенку социализироваться.

Стремление ребенка к одиночеству зачастую вызывает тревожные мысли у родителей, они начинают мучиться вопросами: «Что же мы делаем не так?», «В чем психологическая проблема?».

Психологи в один голос утверждают, что для возрастной категории 2-3 года состояние отчужденности от сверстников может быть обычным делом. В этот период самыми близкими друзьями малыша являются родители и ближайшие родственники. Дома у него есть все необходимое для развития личности и удовлетворяются потребности в общении и играх. Поэтому необщение со сверстниками вполне обосновано.

Самый первый опыт общения с людьми дает основу дальнейших взаимоотношений в социуме. Для ребенка важно не только уметь говорить, но и выражать свои эмоции: кричать, смеяться, злиться, видеть реакцию других. Поведение детей трудно предсказать, и это дает возможность ребенку искать решения, подходы в общении. Именно во взаимоотношениях со сверстниками, малыш учиться искать выход из конфликтов, защищаться, примиряться.

К возрасту 4-5 лет дети начинают активно интересоваться другими, вовлекаться в общие игры, общаться и узнавать друг друга. Если и к данному возрасту ваш ребенок остается одиночкой, стоит выявить причины такого поведения.

Характер.

Ребенок может быть по натуре замкнутым и стеснительным. Такие малыши прячутся за мамой, застенчиво здороваются, не любят даже разговаривать на публике. Природу обмануть трудно, но открытость и смелость привить можно постепенно.

Не умение общаться и выражать эмоции.

Ребенка могли просто не научить общаться. Если в семье не принято делиться мнениями и переживаниями, а родители сами по себе интроверты, то и от ребенка трудно ожидать иного поведения. Поэтому так важно находить время на разговоры и активные игры с малышом.

Проявление лидерства.

Малыш может просто не хотеть подчиняться общим правилам игры, быть на вторых ролях среди сверстников, подстраиваться под большинство. Тем не менее, даже в младших группах детского сада уже выделяются несколько лидеров, задающих правила поведения и игр.

Опыт.

У малыша может накопиться негативный опыт общения со сверстниками. Его могли обидеть, ударить. Возможно, он пребывал в компании детей сильно отличающихся по возрасту, поэтому ему были либо непонятны их игры и разговоры, либо он скучал в общении с младшими детками.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ограничения.

Ребенка могли намеренно ограничивать в общении с детьми. «Из садика только болезни принесет, пусть дома сидит», «Какие дети в доме, и так голова раскалывается», «После детей столько уборки» — такие аргументы находят родители и, сами того не подозревая, растят дикаря. Малыш тем временем углубляется в себя или проводит время за телевизором и прочими гаджетами, а это отнюдь не способствует социализации.

Если вы определились с причиной отчужденности вашего ребенка, переходите к активным действиям.

Ваш ребенок застенчив — корректируйте эту черту характера: чаще хвалите за результаты и помощь, поощряйте проявления индивидуальности. Не уставайте повторять, какой он замечательный, умный, способный и любимый. Поддержка творит чудеса.

Пусть ваш дом будет открыт для гостей, приглашайте друзей ребенка, сами организуйте торжества, праздники и тематические вечеринки. Больше разговаривайте и интересуйтесь делами малыша, ведь даже незначительные мелочи для него могут быть очень важны. Ни одна проблема ребенка не может стать для вас ерундой, то, что важно ему, должно быть важным и для вас.

Попробуйте записать чадо на кружок, секцию, групповые занятия. Учите малыша общаться, разыгрывайте правила знакомства, вежливости. Сами участвуйте в коллективных играх, будьте их организатором.

Если ребенок еще не ходит в сад, чаще бывайте в местах, где гуляют и играют дети, в холодное время года отправляйтесь в развлекательные центры. Обратите внимание на развитие вашего ребенка, подходит ли ему детская компания, ведь даже среди сверстников могут выделяться дети более развитые, чем остальные. Таким малышам просто неинтересно с другими.

Для родителей важно усвоить, что общения только с ними мало для маленького человека. Чтобы обеспечить ребенку нормальное психологическое развитие, важно помочь ему в налаживании отношений со сверстниками. Пока ребенок еще мал, это сделать гораздо проще, ведь у него еще не до конца сформированы представления о правильной коммуникации.