Домой / Smoky eyes / Внеклассное занятие по экологии. Конспект экологического занятия в старшей группе «Почему пропал чистый воздух

Внеклассное занятие по экологии. Конспект экологического занятия в старшей группе «Почему пропал чистый воздух

Название: Конспект занятия по экологии: «Среда обитания»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Среда обитания!»

Программное содержание:

Цель: Сформировать представления детей о том, что у каждого живого организма существует своя среда обитания. Задачи:

  1. Расширить понятие приспособленности организмов к среде обитания; подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений;
  2. Расширить кругозор детей, внимание, память, речь, мышление;
  3. Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: картинки животных и птиц, Незнайка.

Предварительная работа: Просмотр картинок животных и птиц; беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.

Ход занятия:

Вводная часть

(На доске картинки водоплавающих птиц, насекомоядных, зерноядных)

Воспитатель: Там Незнайка сидит и ворчит.

Незнайка: Опять птицы, я всё знаю.

Воспитатель: А я у него спросила, чем же похожи птицы? Он сказал:

Незнайка: Все покрыты перьями, две ноги, два крыла. Это я уже давно видел.

Воспитатель: А вы согласны с Незнайкой, больше там нечего заметить?

Дети: Надо сказать, что клювы разные, они плавать умеют, они перелётные.

Воспитатель: А ты как думаешь, может быть, ещё что – нибудь можно сказать о птицах?

Незнайка: Я про птиц уже всё знаю, на занятие не пойду.

Воспитатель: Может быть, посидишь? Ну, посиди, ты нам мешать не будешь!

Основная часть:

Воспитатель: Чем же похожа эта группа птиц?

Дети: Это водоплавающие, перелётные, насекомоядные, зерноядные.

Воспитатель: Как вы узнали водоплавающих?

Дети: У них перепонки на ногах.

Незнайка: А чего вы сказали, что они перелётные?

Воспитатель: Которые же перелётные?

Незнайка: Все!

Воспитатель: Ребята, вы согласны?

Дети: Нет.

Воспитатель: Надо доказать. Будем искать перелётных. Давайте назовём хором, какие перелётные птицы изображены на картинках?

Дети: Утка, лебедь, пеликан, ласточка, кукушка, скворец.

Воспитатель: Катя, иди, покажи и назови перелётных птиц.

Незнайка: Я понял, что ласточка перелётная, но что лебедь….чего ему – то улетать?

Дети: Они все перелётные, потому что реки и озёра замёрзли, негде ловить свою еду.

Воспитатель: А эти почему перелётные (насекомоядные)?

Дети: Потому, что насекомых нет.

Незнайка: Тогда дятлам и клестам тоже здесь нечего делать, надо улетать!

Дети: Нет, у них есть еда: Этот шишки ест, этот из – под коры клювом достаёт.

Незнайка: Ну, если эти из леса не улетают, тогда пусть и лебеди, утки, пеликаны идут жить в лес и не надо будет тогда улетать.

Дети: А что же они есть будут? Рыба что ли на дереве растёт?

Воспитатель: Так почему же эти птицы живут на воде, а эти в лесу? (обводящий жест)

Дети доказывают: Есть нечего, клюв приспособлен доставать зёрна из шишек.

Воспитатель: Значит птицы живут там, где они могут достать еду, у каждой группы птиц своя среда обитания, они живут там, где могут приспособиться к условиям проживания в том месте, где находятся. Кто – то плавает, кто- то есть насекомых, кто – то зерно, а какие – то улетают в тёплые края потому, что не могут жить там, где холодно. И клюв у них такой, чтобы еду было удобно доставать.

Игра: Сейчас Катя принесёт мне картинки всех перелётных птиц; Витя – всех перелётных насекомоядных птиц; Вика – всех водоплавающих; Аня – зерноядных птиц.

Воспитатель: Итак, мы сказали, что птицы живут там, где они могут достать еду. Интересно, а у зверей как?

Воспитатель: (ставит картинку жирафа, белки, белого медведя)

— Где живёт жираф?

Дети: Там, где тепло.

Воспитатель: А где белый медведь?

Дети: Там, где холодно.

Воспитатель: А белка?

Дети: В лесу на дереве. Там бывает и зима, и лето.

Воспитатель: Что ест белка?

Дети: Шишки, ягоды, грибы.

Воспитатель: Так почему же она в лесу на дереве живёт?

Дети: Потому, что дупло у неё на дереве, укрывается от других зверей. В дупле у неё кладовая с припасами на зиму.

Воспитатель: Что ест жираф?

Дети: Листьями

Воспитатель: Да, жираф питается листьями, ветками от деревьев.

— Удобно ли ему доставать ветки, листья?

Дети: Да, длинная шея, достаёт себе листочки с дерева.

Воспитатель: А почему же он живёт в таком лесу, где не бывает зимы? Пусть бы жил в нашем!

(Если дети молчат или неверно отвечают)

Воспитатель: Интересно, какие листочки он будет есть в нашем лесу? Негде.

— Значит, где он может жить? Да, только там, где нет зимы.

Воспитатель: Я вот только никак не понимаю про белого медведя (говорит воспитатель, как бы советуясь с детьми).

Дети: Там снег, его там белого не видно, там океан, рыбы много.

Воспитатель: А вот интересно, может ли белый медведь бурого медведя к себе в гости пригласить?

— Могут ли они рядом жить? Подумайте!

Дети: Нет! Потому что белый медведь живёт на Севере и питается рыбой, он привык к постоянному снегу и холодам, ему там хорошо и удобно живётся. А бурый медведь питается разной пищей: рыбой, ягодами, корешками от деревьев, насекомыми. Он зимой впадает в спячку. Ему хорошо живётся в лесу.

Воспитатель: Правильно дети!

Итог занятия

Воспитатель: С кем мы сегодня знакомились на занятии?

Дети: С птицами: перелётными, водоплавающими, насекомоядными, зерноядными. С животными: жирафом, белкой, белым медведем.

Воспитатель: Что мы можем сказать о них, почему они живут каждый на своём месте?

Дети: Потому, что у них у каждого своя среда обитания.

Воспитатель: Правильно. Все эти живые организмы приспособлены каждый под те условия, где они живут и обитают. Так как в других местах они жить не смогут и погибнут. Поэтому можно сказать, что у каждого животного – своя среда обитания.

Воспитатель: Незнайка, ты понял?

Незнайка: Да! Все живут там, где могут жить и приспособились к условиям жизни, у каждого своя среда обитания.

Воспитатель: Незнайка, ты придёшь еще к нам на занятие?

Незнайка: Да, я много узнал и дети так хорошо рассказывали. Спасибо!

Воспитатель: До свидания, Незнайка! Занятие окончено.

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц , предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу ) с использованиемптицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста» , «У меня пять грачей» .

Скворец обыкновенный
Ласточка

Розовый пеликан

Кукушка

Лебедь

Дикая утка

Дятел

Клёст








Отдел образования, физической культуры и спорта Осакаровского района

КГКП «Дошкольная организация «Балдырган»

Конспект открытое занятие по экологи в старшей группе

Тема: « Юные знатоки природы»

Подготовила: Зимина Е. В

Осакаровка 2014

Задачи:

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли,необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Формировать умения детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по моделям. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. Обогащать словарный запас детей, используя полилигвальный компонент.

Полилигвальный компонент: табиғат-природа; жансыз табиғат; -неживая природа; жанды табиғат-живая природа; red wolf-красный волк, red book- красная книга, nature-природа,bird- птица, арқар-архар, flowers-цветы

Реализация образовательных областей:

Познание, коммуникация, социум, творчество.

Оборудование: чёрные шапки с кисточками на каждого ребёнка, схема живой и неживой природы, телеграмма, маски к сценки, системный экран с картинками развития птицы, картинки развития человека, дерева. Красная книга, схема для загадывания загадки, картинки животных, растений, птиц, занесённых в Красную книгу РК, картинки « Правила поведения в природе», глобус.

Воспитатель:

Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

Загадка:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

А как на казахском языке природа?(табиғат )

В.- Почему вы так решили?

Дети : - Природа-это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных знатоков природы на ученый совет, который состоится сегодня в 9.30 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. (приглашаю детей пройти за столы и надеть шляпы)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: Вы все и наши юные ученые. Расскажите всем о живой природе

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Как на казахском языке живая природа?

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Как на казахском языке неживая природа?( жансыз табиғат)

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Я предлагаю сейчас отправится в небольшой лесок и понаблюдать что же там происходит.(дети одевают маски животных)

Сценка « Как зверюшки лес спасли»

Лесная фея: Лесные зверюшки, скорее сюда!

Лесная фея: Случилась беда!

В лес пришел мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнезда разрушает!

Звери: Надо Гришку испугать,

С Гришкой в «Эхо» поиграть!

Нужно проучить мальчишку,

Злого хулигана Гришку.

Фея: слышу: Он идет сюда!

Прячьтесь, звери. Кто куда! (выходит Гришка, напевая песню)

Гришка: Я люблю в лесу гулять,

Всех пугать и все ломать!

Я цветы срываю,

Гнезда разрушаю!

Вот я смелый какой!

Звери (вторят, словно эхо): Ой-ой-ой!!!

Гришка: Кто там прячется в кустах?

Звери: Тах! Тах! Тах!

Гришка: На меня наводит страх…

Звери: Ах – ах – ах!

Гришка: Мне не страшно! Я не трус!

Звери: Трус! Трус! Трус!

Гришка : И тебя я не боюсь.

Звери: Юсь – юсь – юсь.

Гришка: Ой- ей – ей!

Ай –яй – яй!

Мама, мама, выручай!

Я больше не буду

Цветочки срывать

Я больше не буду

Лес обижать! (убегает)

Звери: Ура!

Вопросы- Правильно ли поступил Гришка?

А вы знаете правила поведения в лесу?

(показываю картинки, дети называют правила поведения в лесу)

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок(маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на доске выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается птица.

А вот перед вами системный экран

Он может об объекте много рассказать нам

Если мы рассмотрим что- то,

Это что-то для чего-то,

Это что- то часть чего-то,

Чем-то было это что-то,

Что- то будет с этим что-то,

Что- то,ты, сейчас возьми на экране рассмотри

Загадываю загадку:

Рук нет, а строить умеет (птица)

(ребенок по системному оператору рассказывает: мама птица высиживает яйцо, потом в яйце развивается зародыш, из яйца вылупляется птенец, он растет, становится молодой птицей, потом взрослой птицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы росла и развивалась птица?

Воспитатель: Оказывается для роста и развития птицы нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в посёлке, городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на доске)

Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в...(землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

В .-А теперь,ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.

Физкультминутка с музыкальным сопровождением:

1.Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать, (приседают)

В лесу костры не разжигать. (топают ногами)

С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)

Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

В.- А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом- планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди.На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.

Учёные заметили,что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных,тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать.

Вот Красная книга или red book

В ней птицы- кұстар или э bird

Тут же цветы это flowers, гулдер

Здесь есть қарақал , red wolf и арқар

Всё это nature -природа.жанды таби ғат

Помните , люди природу надо охранять

И всё живовое защищать.

Ребята, а почему именно Красная книга?

Д.- Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»

Давайте с вами вспомним, какие животные, птицы, растения занесены в Красную книгу РК. (дети, смотря на картинку называют объекты, занесённые в Красную Книгу Казахстана)

Что вы можете мне сказать об этих животных, растениях, птицах? Что их объединяет?

Д .-Они все из Красной книги.

Ребята, я вам предлагаю об одном из животных составить загадку.(дети по схеме составляют 2загадки)

В.- Я хочу вам предложить об одном из них составить загадку.

В: Что вы знаете об Архаре?

Архар-красивое стройное животное. Его отличительная особенность –рога, загнутые в спираль. Живёт он высоко в горах, на скалах, питается растительной пищей в основном это клевер, шиповник смородина. Боится хищников и человека. В мае рождаются ягнята. Обычно по 1 или 2 ягнёнка.

Д.- В.- А теперь давайте составим об архаре загадку, по нашей схеме.

Д.- Какой? и Кто такой же?

Какой?

Кто такой же?

1Стройный.

2.Рогатый.

3. быстрый

1.Жираф,дерево.Косуля.

3.Лось. Олень. Коза..

Кенгуру. Гепард. Заяц

Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». У нас будет две команды: команда детей и команда гостей. Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Д. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

Г. – У какого животного самая длинная шея? (жираф)

Д. – Какая птица любит сало?(синица)

Г. – Какая птица любит рябину? (снегирь)

Д. – Зверьки-строят дом среди реки(бобры)

Г. – У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)

Д. – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)

Г. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)

Д. Самая маленькая птичка? (колибри)

Г. Как называют кусочки льда, падающие с неба? (град)

Д . Снег состоит из снежинок, а дождь …(из капель)

Г. – Кого называют «царём зверей»? (льва)

Воспитатель: Подвожу итоги конкурса.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко) . Вам понравилось? - Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Сегодня вы были юными знатоками природы, а это значит что? (ответы детей). А значит вы награждаетесь медалями « Знатоки природы»(каждый ребёнок получает медаль)

Алла Исаева
Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Конспект занятия по экологии в старшей группе .

«Будь другом природе»

Цель : Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения к природе.

Задачи :

1. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу) .

2. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.

«Познавательное развитие» (развитие любознательности и интересов детей; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, планете Земля, как общем доме людей;

«Речевое развитие» (владение речью, как средством общения и культуры) ;

Социально – коммуникативное развитие» (формирование поведения) .

Предварительная работа :

1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой, опыт по очистке воды (дети пропускали загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой, обращение детей, как изменилась вода после очистки (делали самостоятельные выводы, игры с воздушными шарами; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Изготовление подарков гостям (аппликация «Ромашка» , аппликация «Рыбки» ).

Материалы.

Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, запрещающие знаки, картинки с пищевыми цепочками.

Ход занятия.

I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе . На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от доктора Айболита. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш доктор Айболит.»

Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да)

Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.

Физкультминутка «Воздушный шар»

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)

Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)

Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)

Ну вот, мы и прилетели.

Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.

Ребята что то на этой картинке не так, Разве так выглядит цветочный городок? (Нет, в цветочном городке красивая природа и солнышко, а здесь всё тёмное и огромный чёрный завод, и леса нет) Верно.

Вопросы к детям : - Как вы думаете, ребята, что же в этом городке произошло? (Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду) .

А что стало с речкой? (Она загрязнилась, от сточных вод с завода)

А может ли рыба жить в такой реке? (Нет, вода слишком грязная)

А куда исчез лес и пропали лесные звери? (Лес вырубили, А зверям негде стало жить)

А как бы вы поступили на месте этих жителей? (Не вырубали лес, не загрязняли воду)

А что будет с этим жителями? (Если они не исправят ситуацию, то будут болеть)

Ребята давайте поможем исправить ситуацию!

II. Дети подходят к столу.

Дидактическая игра «Исправь ситуации» .

Ребята скажите, а чем и как мы дышим? (воздухом, носом, иногда ртом)

А может мы вообще не дышать? (нет нельзя, без этого человек не может жить)

Можем мы дышать грязным воздухом? (можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо)

Что мешает воздуху быть чистым? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)

А может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик? (Ему будет тяжело без них)

Что нужно сделать что бы природа не страдала? (Надо на трубы ставить фильтры, беречь лес)

1. Ставим фильтры.

Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают? (Выделяют кислород) .

Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.

Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище? (Посадить деревья, кустарники , цветы и т. д.) , но сначала нужно убрать весь мусор.

2. Очищаем реку, убираем мусор (мусор зачеркивается, приклеиваем травку, цветы) .

Молодцы ребята.

3. Сажаем деревья (приклеиваем деревья, кустарники , цветы на ватман, где изображен Цветочный городок). (Исправляем ситуацию) .

Пальчиковая гимнастика.

Мы тихонько в лес зайдем.

пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем?

одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)

Там деревья подрастают,

К солнцу ветки направляют.

одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти, тики-ти,

два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками

Животных мы хотим найти.

одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)

дети по очереди называют диких животных

4. Прикрепляем картинки с животными (на наш плакат с экологическими проблемами ) .

Ребята, а ведь всё живое вокруг взаимосвязано между собой. Я вам предлагаю выложить пищевые цепочки :

Растения – гусеница – птицы

Растения – мышка – сова

Растения – заяц – лиса

Насекомые – ежи

Грибы – белка - куницы

Молодцы ребята!

5. Вешаем запрещающие и напоминающие знаки для жителей цветочного городка :

Ребята, а что должны делать жители Цветочного городка, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие и запрещающие знаки им подскажут? Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.

Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для животных

Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы

Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них

Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо

(Дети выбирают соответствующие знаки : не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ядовитые грибы ногами, не жги костры, не мусори в лесу).

Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.

1. На заводе поставили очистительные сооружения.

2. Убрали весь мусор.

3. Почистили реку.

4. Посадили деревья в лесу.

И осталось нам запустить в реку рыбок.

Дети приклеивают на ватман рыбок, где нарисована река.

Молодцы ребята.

(Двое детей рассказывают стихотворение о природе)

Н. Рыжова

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Ребята, понравилось вам наше путешествие?

А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой, Проводиться повторно физкультминутка «Воздушный шар»

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. Мы хотим опять назад, в наш любимый детский сад!

Вот мы и вернулись!

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка. подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

А теперь ребята хотят подарить подарки, сделанные своими руками (Аппликация из бумаги, Цветы) для наших гостей!

За вашу помощь жители цветочного городка приготовили вам сюрприз (угощения детям) .

Отдел образования

Администрации Центрального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

города Новосибирска «Центр развития ребенка –

детский сад № 000 «Дельфиненок

Занятие по экологическому

воспитанию в старшей группе

Тема: "Лесное чудо"

Составитель:

воспитатель

квалификационной

Новосибирск

2009. Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»

Воспитатель :

Дошкольная группа: старшая

Дата проведения : 20.11.09.

Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Задачи:

1. Дидактическая:

· Способствовать формированию представления о том, что пень - место обитания разнообразных живых существ (животных и растений).

· Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.

2. Коррекционная:

· Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

3. Воспитательная:

· Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.

· Закреплять знания о правилах поведения в природе

Оборудование: ширма с изображением леса; искусственные растения леса; пень; игрушки: насекомые, звери, костюм Лесовика; экологические знаки «Правила поведения в лесу»; лупа - на каждого ребёнка; опрыскиватель с водой, пригласительный билет.

Формы организации деятельности:

· Совместная деятельность с взрослым с элементами игровой деятельности.

Структура занятия:

1. Появление сказочного героя - Лесовика

2. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

3. Беседа-опрос «Что вы знаете о строении дерева (пня)?)

4. Рассказ Лесовика о Пне Корнеевиче

5. Опытническая деятельность детей

6. Игра-драматизация «Пенек-теремок»

7. Дидактическое упражнение «Подбери соседей»

8. Подведение итогов

9. Сюрпризный момент

Характеристика группы дети шестого года жизни

Предполагаемый результат : сформировать обобщенные представления у детей шестого года жизни о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

В руки к детям попадает письмо от Лесовика, в котором он приглашает их посетить сказочный лес, в котором царит вечное лето.

На пороге группы их встречает Лесовик

Лесовик . Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Меня зовут Лесовик. Хотите отправиться со мной в сказочный лес, в котором никогда не бывает зимы, весны или осени. (Ответы детей). Как вы думаете, а почему этот лас называется сказочным? (Если дети затрудняются с ответом, то Лесовик подводит с помощью наводящих вопросов к выводу о том, что в природе всегда происходит смена времен года)

Лесовик . А у меня в корзинке есть волшебные карточки. И я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети описывают изображения и объясняют их смысл .

Лесовик . Да, я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. И поэтому лесные жители всегда рады таким гостям.

После этого дети вместе с Лесовиком проходят в группу и подходят к ширме с изображением леса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Лесовик спрашивает у детей . Вам нравится гулять по лесу? (Да .) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. (Ответы детей ) Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей .) Да, богат наш лес и красив. (Звучит аудиозапись «Шум леса» .) Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.

Лесовик подводит детей к пню .

Лесовик . Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень ).

Ответы детей

Лесовик . Это не просто пень, это - Пень Корнеевич - самый старый житель моего леса. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень ). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг - Лесовик.

Дети поочерёдно знакомятся с пнём , называют свои имена..

Лесовик . Какие вы вежливые ! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни .)

Лесовик . Какие они, корни? (Прямые и изогнутые , толстые и тонкие , ветвистые , запутанные , твёрдые и гибкие , длинные и короткие , гладкие .) Какого они цвета? (Тёмно - коричневые , светло - коричневые , бурые , белые .) Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле . Через корни дерево получает питательные вещества , воду .) Чем покрыт пень? (Корой .) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая , грубая , твёрдая , с трещинами .) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом , лесом , землёй .). Хотите, я расск ажу вам о Пне Корнеевиче?

Ответы детей

Лесовик . Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает .) Каждое кольцо - прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.

Дети вместе с Лесовиком считают годичные кольца на спиле пня .

Лесовик . По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.

Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.

Вместе с Лесовиком дети рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева .

Лесовик . А у меня в запасе есть несколько других спилов, давайте их рассмотрим. (Достает из корзинки лупу) . А вы знаете что это такое? (Ответы детей .) . А для чего она? (Ответы детей .) . Давайте разделимся на группы и рассмотрим спилы различных деревьев, а потом вы расскажете, что вы увидели.

Дети рассматривают спилы деревьев через лупы .

Лесовик . Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Дети рассказывают о том как росло каждое из деревьев, пока его не спилили )

Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича» .

Пень Корнеевич . Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один-одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!

Лесовик . Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? А вы дети не знаете, что это за друзья?

Ответы детей

Лесовик . Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.

В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зелёный мох. Кто под такой мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.

Лесовик . Теперь вы поняли, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил? Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?

Дети выбирают фигурки животных , которые , по их мнению , могут жить в условиях данной экосистемы .

Лесовик предлагает каждому ребёнку превратиться в какого - нибудь обитателя леса : стать бронзовкой , короедом , многоножкой , муравьем , мышкой , лягушкой , кротом и т . д . Например , говорит : «Коля , ты хочешь быть жуком - оленем ? Как ты думаешь , почему его так назвали ? »

Лесовик . Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»

Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.

Подходит к пню и спрашивает : «Кто - кто в пенёчке - теремочке живёт ? » Никто не отвечает . «Тогда я буду жить под этим крепким толстым корнем . Здесь я найду не только кров , но и пищу - опилки» . Теперь ты (обращается к ребёнку ), жук - олень , заселяйся в пень .

Таким образом, дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных в пенёк - теремок .

Лесовик . Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей поляне. Сейчас пойдёт дождь. (Опрыскивает пень водой .) Каким бывает дождь? (Тёплым , сильным , тихим , холодным, моросящим , проливным .) Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (Нет .) Почему? (Ответы детей .) Подойдём к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Лесовик . Пора нам прощаться с Пнем Корнеевичем его друзьями. А хотите, чтобы я еще пришел к вам и рассказал о других лесных обитателях?

Ответы детей

Лесовик . Тогда расскажите мне что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а я подарит вам пригласительные билеты на мою следующую встречу.

Дети рассказывают о том , что им запомнилось , и получают пригласительные билеты .

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7009 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...