Домой / Форма бровей / Что делать если подросток одинок. Почему подростки так часто одиноки

Что делать если подросток одинок. Почему подростки так часто одиноки

Дипломная работа

Тема: Психологические особенности подростков, испытывающих состояние одиночества

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

ОДИНОЧЕСТВА………………………………………………………. … 8

1.1. Эволюция отношения к одиночеству в исторических и

философских трудах …………………………………………………….. 8

1.2. Психолого-теоретические подходы к проблеме одиночества………….. 16

1.3. Проблема одиночества в подростковом возрасте………………………. 22

1.4. Одиночество подростка и социально-психологические проблемы…… 26

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ОДИНОЧЕСТВА………. … 33

2.1. Организационно-методические основы исследования

2.2. Характеристика выборки

2.3. Методы исследования

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕН-НОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ОДИНОЧЕСТВА…………………………….

3.1. Результаты первого этапа исследования……………………………….. 46

3.2. Результаты второго этапа исследования……………………………… 40

3.3. Результаты третьего этапа исследования…………………………….

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в то время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер, и русское общество сегодня оказалось в том состоянии, которое раньше назвали бы «перепутьем», «переломом», «сменой вех». Культурологи называют это состояние точнее – «культурным промежутком»: «пространство между концом чего-то определённого и началом чего-то неизвестного, маргинального по своей сущности» .

Такие периоды бывают в жизни каждого общества. Именно тогда человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой, кризис; на уровне человека – распад высших ценностей и социальное отчуждение.

«Человек в современном мире, в той культурной ситуации, которую мы определяем как промежуточную, оказался в децентрированном пространстве, в дискретном времени, для него исчезла линейная целевая направленность, устарела былая просвещенческая идея о том, что главной является точка в конце пути… Он (человек – Т.В.) действительно живёт «здесь и сейчас», живёт «на трассе», в пути, как перекати-поле, утратившее прочные корни и прикреплённость к почве» .

Итак, одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном обществе. Но зависит это не только от самого человека. Скорее это не его вина, а его беда. «Слишком много объективных факторов выпало на наш стремительный век, и противостоять им каждая отдельная личность сама по себе просто не в силах. Именно поэтому мы и говорим, что наше время – время отчуждения и одиночества» .

Одним из таких факторов превращения чувства одиночества в психологическое качество, а его переживание в одну из глобальных человеческих проблем можно считать полную и повсеместную победу современного научного мышления.

Так, к началу XX века наука проникла во все сферы человеческой жизни и стала основной формой осмысления не только мира, но и самого человека. Человек оказался «аналитически» разобранным на составные части (биохимические или физиологические процессы, анатомическое строение и т.п.). «Аналитичность науки привела к утрате в массовом сознании представления об уникальности и целостности человека» .

Как следствие, развитие производства стало требовать наличие у человека какого-то одного умения, доведённого до автоматизма, как у робота, совершенно не интересуясь его внутренним миром и воспринимая человека как трудовую единицу.

В свете всего вышеизложенного становится понятен тот факт, что проблема одиночества, равно важная для всех времён, стала предметом особого интереса в наши дни. Не только искусство, но и философия, физиология, социология и, разумеется, психология занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личности, по тем или иным причинам испытывающей чувство одиночества.

Объект исследования: ученики 8-10 классов (13-16 лет) средней школы № 55 города Иванова в количестве 38 человек.

Предметом изучения являются особенности подросткового одиночества.

Цель нашего исследования – изучить особенности подросткового одиночества.

В соответствии с целью в нашей работе решались следующие задачи :

1. Проанализировать психологическую и философскую литературу по проблеме одиночества.

2. Выявить подростков, испытывающих состояние одиночества.

3. Определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими.

4. Выявить особенности социализации подростков, испытывающих состояние одиночества.

Гипотезы исследования:

1. Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями и особенностями общения, которые вызывают данное состояние.

2. Состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникативные способности подростков и их статус в коллективе сверстников.

Методы исследования. В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа специальной психологической, философской литературы и такие эмпирические методы как тестирование и социометрия. Для количественного анализа полученных данных использовались методы математической статистики, в частности t – критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену.

Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.

Научная новизна исследования заключается:

1) в комплексном анализе существующих точек зрения в философско-психологической литературе относительно проблемы одиночества, в том числе и подросткового;

2) в выявлении личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими;

3) в выявлении особенностей социализации подростков, испытывающих состояние одиночества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.

Достоверность и надежность исследования определяются и обеспечиваются исходными методологическими позициями, репрезентативностью выборки.

Объем и структура работы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его методологическая и теоретическая основы, указываются цели и задачи, формулируется гипотеза, определяются объект и предмет исследования, раскрывается практическая значимость работы.

В первой главе «Философско-психологический анализ проблемы одиночества» анализируются подходы к понятию «одиночества» различных психологических направлений, рассматриваются проблемы одиночества в подростковом возрасте.

Во второй главе «Организационно-методологические основы исследования подросткового одиночества» дано обоснование методологического подхода к изучению подросткового одиночества на основе ведущих принципов отечественной психологии, обосновывается и описывается выборка, методы и методики исследования.

В третьей главе «Экспериментальное исследование особенностей подросткового одиночества» приводится описание результатов эмпирического исследования особенностей подросткового одиночества и излагаются соответствующие выводы.

В заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы, исходящие из материалов данной работы.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА

1.1. Эволюция отношения к одиночеству

в исторических и философских трудах

Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Это заметно даже в поговорках, аккумуляторах народной мысли: отстарорусской «на миру и смерть красна», до современной «каждый умирает в одиночку».

Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» .

В древние времена, когда само существование людей было сугубо общинным, мы находим три основные формы одиночества.

1. Обряды и ритуалы, так называемое воспитание одиночеством. Одиночество здесь – необходимое условие становления личности и не несёт в себе трагической окраски.

2. Наказание одиночеством – изгнание. Собственно, на всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем насильственная социальная изоляция. Причина особой тяжести наказания в том, что «подвергается отчуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность» .

3. Добровольное уединение – отшельничество. Цель такого уединения – самосовершенствование, преодоление плотского начала духовным. Отшельничество предполагало внутреннюю сосредоточенность, внимание к своему внутреннему миру.

В средневековье христианство вытеснило языческие верования и обряды. Основой средневекового менталитета стало христианское сознание. Одиночество принимает форму разговора с богом. Человек постепенно осознаёт свою связь с родом людским, а также всю катастрофичность для себя её утраты. Далеко не всегда эта катастрофа получает наименование «одиночество», но неизменно играет важную роль в духовном развитии человечества. То жизненно необходимое человеку общение, в котором ему отказывало общество, нередко обреталось в мире веры. «Христианство, рождённое в горниле социальной борьбы и обращённое к сердцам униженных и оскорблённых, с самого начала восприняло и аккумулировало в себе чувство щемящего одиночества, превращённого в идейный «нерв» своего учения» . В свою очередь протестантизм фактически освящал одиночество как облегчающее путь к истинной вере.

Ученики старших классов часто жалуются на то, что взрослые из не понимают и они вынуждены решать многие задачи самостоятельно. Дезадаптация подростков — серьезная проблема и разобраться в ней под силу только опытным профессиональным психологам.

Одиночество подростков — это не миф. Многие школьники, действительно, чувствуют себя не очень комфортно и обособленно от внешнего мира. Почему же с этой проблемой сталкиваются именно они? Специалисты считают, что в переходном возрасте изменяется очень многое, происходит целый ряд гормональных перестроек, что не может не оказывать влияния на психику.

В определенный момент подростки начинают замечать, что становятся взрослее, их тело меняется. Это дает им право причислять себя к разряду взрослых. Они уже перестают быть детьми, но родители, учителя не всегда готовы общаться с ними на равных. Это одна из причин, приводящих к обособленности. Школьнику начинает казаться, что его никто не понимает, он одинок в своих чувствах и стремлениях.

Подростковое одиночество может выражаться сразу в нескольких формах. Чаще всего школьнику начинает казаться, что никто его не понимает и в мире нет человека, с которым он мог бы поговорить искренне и открыто. Иногда подросток, действительно, испытывает дефицит общения со сверстниками, со взрослыми людьми. При этом зачастую он не предпринимает никаких шагов навстречу, то есть не делает ничего для того, чтобы избавиться от чувства одиночества. Это происходит по той лишь причине, что подрастающий, но еще далеко не взрослый человек просто не знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, нужно ли ждать, когда кто-то сделает первый шаг, либо начинать активно действовать.

Подростковое одиночество бывает кратковременным, ситуативным и хроническим. В первом случае негативные чувства и эмоции могут появляться изредка, но через какое-то время все налаживается. Ситуативное одиночество связано с определенными изменениями в жизни. Например, оно может быть вызвано ссорой с другом, переездом в другой город. На этом этапе очень важно получить поддержку со стороны родителей. Хроническое одиночество очень опасно. Оно грозит появлением депрессивных и даже суицидальных мыслей. Такое состояние требует обязательной коррекции.

Среди причин, вызывающих чувство обособленности, выделяют несколько основных. К ним можно отнести:

— неполноценное общение со сверстниками, вызванное недостаточно развитыми коммуникативными навыками;

— возрастной кризис самооценки. Подростки очень часто склонны к разбору своего характера, внешности. При этом они находят у себя сразу множество недостатков и им кажется, что эти недочеты видят другие. Это приводит к нежеланию общаться со сверстниками;

— завышенные требования к другими людям;

— неправильные представления о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми;

— внешние социальные факторы (частые переезды, отсутствие постоянного круга общения, невозможность посещать школу, кружки);

— плохие отношения с родителями, учителями;

— гиперопека;

— плохой пример семьи.

Если в семье не все ладится, родители постоянно ругаются, это может привести к тому, что у ребенка возникнет неправильное представление об общении. Он будет избегать дружбы со сверстниками из-за уверенности в том, что такое близкое общение все равно ни к чему хорошему не приведет.

Чувство одиночества разрушает психику подростка, лишает его радостей жизни. Школьник при этом часто выглядит подавленным. Это обязательно должно насторожить родителей и педагогов. Мнения специалистов на этот счет расходятся. Некоторые считают, что подросток сам должен справляться с возникающими трудностями и выстраивать отношения со сверстниками. Но большинство все-таки уверены в обратном. Они призывают родителей оказать своим детям помощь на данном этапе взросления. Без поддержки школьнику очень сложно. Именно взрослый должен научить подрастающего человека общаться правильно, не позволять развиваться комплексам. Педагоги также обязаны оказать школьникам своевременную помощь. Существует множество методик, включая разнообразные тесты, которые позволяют вовремя выяснить, насколько комфортно ощущает себя ученик в коллективе, как складываются его отношения с семьей. При получении неудовлетворительных результатов нужно немедленно оказать подростку поддержку или даже профессиональную помощь в виде бесед с психологом, проведения тренингов.

У подросткового одиночества может быть целый ряд негативных последствий. Именно это должно насторожить взрослых людей. Многие из этих последствий являются крайне серьезными и даже опасными. К ним можно отнести:

— отчаяние;

— депрессию;

— бродяжничество;

— пристрастие к алкоголю и наркотикам;

— вступление в неформальные молодежные группировки;

— суицид.

Многие подростки, находясь в поиске тех, кто их, действительно, будет понимать, связываются с «плохими компаниями». Новые приятели кажутся им очень добрыми, щедрыми и положительными во всех отношениях. При этом такое общение приводит к целому ряду неприятностей. Подросток может начать употреблять спиртные напитки или даже наркотики, прогуливать школу.

Одиночество заставляет школьников отказаться от посещения занятий. Они просто перестают видеть в этом смысл, ведь в классе, как им кажется, их никто не понимает, не желает к ним прислушиваться. Суицид, либо попытки свести счеты с жизнью — это самое неприятное, с чем может столкнуться семья подростка. К сожалению, в настоящее время в сети действуют целые группировки, которые только способствуют появлению в голове подростков суицидальных мыслей. Членами подобных группировок являются такие же школьники или даже ребята постарше. Все они чувствуют себя одинокими и видят родственные души лишь в лице друг друга. Такое общение не приводит ни к чему хорошему.

Что же делать родителям подростков для того, чтобы их подрастающие дети не чувствовали себя одинокими? Для начала стоит взять за правило прислушиваться к своему сыну или дочери, наблюдать за всеми изменениями, которые могут с ними происходить. Совершенно не обязательно соглашаться со всеми доводами школьника. Можно настаивать на своем, спорить и даже что-то запрещать, но все должно быть аргументированно. Нельзя подавлять волю подростка и давать ему понять, что его мнение ничего не значит.

Не нужно требовать от подростка слишком многого. Нередко причиной появления подобного рода проблем в семье становится желание родителей видеть своих сыновей и дочерей самыми лучшими, успешными. При этом каждая неудовлетворительная оценка в дневнике становится причиной для скандала. Давить на подростка или, тем более, запугивать его, категорически запрещено.

Психологи также советуют не действовать сгоряча. Каждое решение должно быть обдуманным. Если есть какие-то сомнения, можно посоветоваться со специалистом, попытаться вместе найти пути решения проблемы. Ни в коем случае нельзя оскорблять подростка, разговаривать с ним на очень повышенных тонах и, тем более, применять физическое насилие. Все это лишь приводит к тому, что пропасть между ребенком и взрослым становится все шире и шире. Подросток начинает все острее чувствовать свою обособленность.

Ситуативное одиночество нередко перерастает в хроническое, поэтому в данном случае очень важно помочь ребенку преодолеть этот кризис. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Можно предложить подростку пригласить одноклассников на День рождения, помочь накрыть стол, поговорить со школьником о том. что необходимо предпринимать для сближения со сверстниками. Если чувство одиночества возникает от недостаточной загруженности, следует подумать о том, как организовать досуг сына или дочери. Возможно, следует записать его в какой-то кружок. Это поможет найти новых друзей, завести новые знакомства, а также позволит неплохо проводить свободное от учебы время.

Подростковое одиночество — очень серьезная проблема. Чтобы избежать серьезных последствий, нужно дать взрослеющему человеку понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых людей, почаще уделять им внимание.

Если чувствуешь себя одиноким

Чтобы разобраться, что такое одиночество, «справиться» с ним, изменить свою жизнь в любом направлении, нужно в первую очередь очень сильно этого захотеть. Желание справиться с одиночеством, должно стимулировать к действиям.

Есть большая разница между понятиями «быть одному» и «быть одиноким». Ты можешь жить один в хижине, затерянной в лесах и скрытой от цивилизации, и все же быть в мире с собой и своим одиночеством. А можно быть среди толпы людей и знакомых и при этом чувствовать себя одиноким. Чтобы понять, что такое одиночество, нужно выяснить, откуда оно берется, и что является его причиной.

Вот некоторые идеи по поводу того, как выйти из одиночества. Ты можешь пользоваться ими сам или рассказать своему другу.

Найди занятие по душе

Мысли об одиночестве приходят тогда, когда тебе нечем заняться. Когда не интересно быть наедине с самим собой. Поэтому нужно найти для себя интересные занятия, которые станут приносить тебе позитивные эмоции. Это поможет справиться с одиночеством.

Начни делать что-то такое, чего ты никогда не делал раньше.

Вырвись из повседневной рутины, выйди за пределы зоны комфорта. Например, начни брать уроки танцев или живописи, посещать спортивную секцию. Как минимум, это будет первым шагом на пути к выходу из одиночества, а как максимум ты найдешь новых знакомых и возможно новых друзей.

Заведи домашнего питомца

Домашние животные – это отличные друзья, которые избавят тебя от грустных мыслей об одиночестве. Ты начнешь играть с ними, заботиться о них, выгуливать, кормить. Они будут тебя встречать со школы и дарить тебе радость. Это один из способов справиться с одиночеством.

Помогай другим людям

Это хорошее лекарство от одиночества. Оно поможет тебе не только ощутить свою значимость, но и приобрести новых друзей и знакомых.

Учись быть счастливым прямо сейчас

Не оправдывай свое плохое настроение отсутствием общения. Дари себе минуты радости прямо сегодня. Учись быть счастливым человеком в компании самого себя. Пой песни, танцуй, гуляй, делай все то, что бы ты делал, если не был одиноким. Хочешь сходить в кино, иди. Действуй!

Еще один замечательный способ справиться с одиночеством, освободиться от страха, гнева или тоски - это ведение личного дневника . Свободно записывай все, что хочешь, не сдерживая и не ограничивая себя, это твой дневник и твои чувства. Фиксируя свои эмоции на бумаге, ты можешь увидеть сформированные в процессе жизни определенные привычки или стиль поведения, и если это действительно мешает, можно попробовать взять над ними контроль и попытаться что-то изменить.

Ведение дневника позволит тебе критически посмотреть на свое поведение, проследить за реакциями, отталкивающими людей, понять причины одиночества. По прошествии времени, ты сможешь использовать свой дневник как энциклопедию и при возникновении сложной ситуации получишь наилучший совет и руководство - от самого себя. Дневник станет документальным свидетельством твоих достижений и прогресса. Ты можешь также записывать в него все хорошее, что происходит с тобой в данный момент, или то, за что ты испытываешь благодарность.

По материалам сайта "Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Подростковое одиночество становится частым гостем в формировании самосознания взрослеющего человека. Принято считать, что подобные ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста. Можно часто увидеть стариков, гуляющих в полном одиночестве в парках и скверах, подкармливающих уличных животных. На тот момент кажется, что только птицы или кошки способны понять старческие стремления.

Подросток, стремясь остаться в одиночестве, испытывает двоякое чувство. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы побыть самому с собой наедине. Можно спокойно поразмышлять, почувствовать себя единственным и неповторимым. Это абсолютно нормальное явление. Но есть оборотная сторона медали.

Частое пребывание наедине с собственными мыслями может вызвать совершенно обратную реакцию, возникают отклонения в поведении. Могут посещать мысли суицидального характера или вдруг наступает тяжелая депрессия. Как же объяснить такой феномен: на одних недостаток общения оказывает положительные результаты, способствует росту личности во многих аспектах. А для других это равносильно полному краху и отчаянию.

Что такое одиночество

Чаще всего это чувство способно лишь вызвать страх. И это вполне объяснимо. Рассматривая изначально значение этого слова, можно погрузиться в исследования жизни древних людей.

В те далекие, давние времена, если человек оставался один, без своей семьи, это было равносильно смерти.

Невозможно было выжить в дикой природе, особенно, обладая слабыми физическими данными. А во многих государствах существовал очень своеобразный вид наказания: изгнание. Человека лишали возможности дальше жить в обществе, вынуждая его обрывать связь с миром. Для многих это было равносильно смертной казни.

Причины, по которым подростки чувствуют себя одинокими

Самая главная причина, почему такое происходит в жизни юноши или девушки, это отсутствие взаимопонимания с родителями. Нет ничего хуже, чем быть чужим в обществе самых близких и родных людей. Отсутствие доверия вызвано несносным подростковым характером. Далеко не у каждой матери или отца хватает в достаточной мере терпения, такта и мудрости. Вот несколько возможных факторов, из-за которых большинство тинейджеров не стемятся к полноценному общению не только со своей семьей, но и с окружающим миром:

Дополнительные факторы

Кризис подростковой самооценки. Подросток постоянно анализирует себя, критикует, буквально «рассматривает под лупой». Ему кажется, что он целиком и полностью состоит только из сплошных недостатков. Как же можно спокойно жить, зная, что ты являешься олицетворением совершенства. Кажется, что окружающие это замечают и акцентируют свое внимание на таких нелицеприятных вещах. Подросток, в силу возраста и нехватки жизненного опыта, не в состоянии воспринимать адекватную критику в свой адрес. Этого аргумента вполне достаточно, чтобы начать избегать общения.

Слишком завышенные требования к окружающим. Для подростков свойственно переоценивать себя. В их понятии, некоторые люди просто недостойны общения с ними. Появляется напускное высокомерие.

Идеализация многих человеческих понятий. Для многих подростков вполне нормально иметь неверные представления о том, что такое дружба, любовь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они живут в своем хрупком мире фантазий, сами создают для себя идеалы. А когда в жизни все оказывается совсем не так, воспринимают это, как тяжелую трагедию.

Как можно помочь

В первую очередь родители должны забить тревогу, если их, такой жизнерадостный прежде, отпрыск, вдруг изменился. И эти перемены бросаются в глаза. Подросток неожиданно становится замкнутым, угрюмым, любит подолгу оставаться один.

Учителям в школе крайне важно учитывать возрастные особенности детей, стараться правильно организовать совместный досуг всего класса. В таком нежном возрасте взрослеющие дети нуждаются в ненавязчивой поддержке. Родителям и педагогам нужно понимать, что одиночество среди подростков – частое явление, которое редко не дает о себе знать.

Своевременный совет или оказание моральной поддержки, помощь в поиске интересных занятий, отсутствие приказного тона – самая действенная помощь. Нет волшебного рецепта, при помощи которого можно решить любые проблемы. Покажите своему сыну или дочери свое искреннее желание выслушать и помочь. Постарайтесь подобрать ключ к юному сердцу. Но помните, что он без права передачи.

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.