Домой / Форма бровей / Как грамотно справиться с проблемой и что делать, если ребенок нервный и непослушный: разбираемся в первопричине и боремся с проблемой. Нервные дети и как им помочь: Медицинский блог врача скорой помощи

Как грамотно справиться с проблемой и что делать, если ребенок нервный и непослушный: разбираемся в первопричине и боремся с проблемой. Нервные дети и как им помочь: Медицинский блог врача скорой помощи

Не все родители готовы к воспитанию нервного и непослушного ребёнка. Такие дети чересчур активны, легко возбудимые и любящие устроить истерику по любому поводу.

Заниматься действительно немного трудновато. Причём малышу так же достаётся из-за своего характера: вечно какое-то беспокойство, невозможность реагировать адекватно на происходящее.
Детские психологи сделали вывод, что подобное поведение детей это результат нарушения работы нервной системы. Причём такие сбои могут как незначительными, так и вести к более серьезным проблемам (нарушение моторики, задержка в речевом развитии, бурные истерики, нежелание слушаться и так далее).

Такие дети на самом деле развиваются не так, как их сверстники. Получается, что и воспитание должно быть другим. Родители, которым выпало такое испытание как непослушный ребёнок, вместо того, чтобы раздумывать, то делать, если ребенок нервный и непослушный, просто обязаны понять, что его подобный характер под собой имеет нейрофизиологическую основу. Его поведение это логическое продолжение нарушений в мозговой деятельности.

Поэтому родители должны проявлять максимум заботы, любви и терпения. Ребёнка, у которого присутствует даже незначительное нервное нарушение, нельзя воспитывать жесткими методами, в попытке "переломить" его. Надо действовать наоборот - оказать помощь в приспособлении к существующим психологическим особенностям и к жизни в социуме.

Согласитесь, совсем глупо ругать малыша с плохим зрением за то, что без очков он не в состоянии прочитать мелкие буквы. То же само и с детьми, у которых наблюдаются поведенческие нарушения. Слишком жестокие наказания могут привести к нежелательным последствиям. В ответ дети будут проявлять агрессию, которую будут вымещать на всех окружающих. Некоторые из них начнут искать себе единомышленников среди дворовых компаний, а третьи начнут манипулировать родителями. А четвертые вообще замкнутся в себе. Когда ваш ребёнок начинает проявлять непослушание, агрессию и истерики, единственное,что от вас требуется - спокойствие, терпения и настойчивость.

Вы должны стараться научить ребёнка правильному поведению. Если чувствуете, что не справляетесь, тогда обратитесь за помощью к детскому психологу. Запомните, чем больше истерик, тем спокойнее вы сами. Только так можно изменить его линию поведения. В любом случае, вы должны показывать ребёнку свою безграничную любовь. С возрастом и развитием нервная система становится крепче, психические процессы стабилизируются. Соответственно, меняется и поведение. Но всё начинает налаживаться только в подростковом возрасте.

Самое главное - это родительская выдержка. Не будьте безразличными. Помогите ребёнку.

Воспитание детей - искусство, которое молодые родители осваивают не сразу. Ошибки в этом процессе, на первый взгляд незначительные, порой приводят к серьезным негативным изменениям характера ребенка, которые после исправить очень тяжело. Особенно важно сразу разобраться в том, что делать, если ребенок нервный, непослушный и агрессивный. Если воспользоваться неверным решением, ситуация может существенно усугубиться.

Причины детского непослушания

Упомянутые выше негативные нюансы поведения не всегда ходят рука об руку, поэтому рассматривать предпосылки к ним и методы решения проблемы профессионалы рекомендуют отдельно по пунктам. В частности, непослушание ребенка может быть совершенно не связано с его нервозностью: оно характерно и тихим, замкнутым личностям. При этом именно нежелание малыша слушать то, что ему говорят, выполнять родительские просьбы, следовать установленным правилам и нормам - одна из самых частых проблем, посещающих молодых родителей.

  • По словам психологов, периоды наиболее ярко выраженного непослушания у детей приходятся на самый «юный» возраст, дошкольный, и на подростковый, когда происходит формирование психики.

Причин такому поведению масса, но наиболее ярко выражены следующие:

  • Ребенок знает, что ему все сойдет с рук. Такое часто замечено за детьми, которых с первого дня окружили не просто заботой и любовью, а показали, что они - центр семьи, что ради них будет сделано абсолютно все. При этом кто-то из малышей будет пользоваться положением аккуратно, а кто-то проявит эгоистичную капризную натуру, выставляя «не хочу» и «не буду» на первый план и требуя с этим считаться. Нередко капризы демонстрируются не только дома, но и в общественном месте.
  • Ребенок не боится наказания. Причина даже не в возможной мягкости карательных мер, а в том, что произошла ситуация, обратная предыдущей. Если ребенок с детства не получает должной степени внимания, выделиться негативно (непослушанием, действиями наперекор и т. д.) - самый верный и очевидный путь, пусть даже за ним следует ссора с родителями.

Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет? Советы психолога для молодых родителей на этот период преимущественно заключаются в необходимости уделить внимание малышу. Однако ключевые проблемы решаются по-разному: недостаток тепла и ласки восполнить немного легче, чем разобраться с «вседозволенностью». Последняя требует показать ребенку, что его привилегированное положение в семье не равняется всеобщим ему поклонением. Умейте ему отказывать, но так, чтобы была понята причина Вашего «нет».

Почему ребенок проявляет агрессию?


Вопрос негативного отношения к окружающим в данном блоке рассматривается не через призму капризов и плохого поведения, а как невозможность мягко контактировать с людьми. Это могут быть скандалы с родителями, ссоры и даже драки со сверстниками и более старшими ребятами, постоянное противостояние с братьями/сестрами. Т.е. преимущественно неумение грамотно выстраивать общение, отсутствие должных коммуникационных навыков. При этом предпосылки к агрессии у детей дошкольного и младшешкольного возраста разнятся в зависимости от того, на кого она направлена.

  • Грубость по отношению к родителям (бабушки-дедушки тоже включены в эту категорию) преимущественно исходит из того, что ребенок не видит в них авторитета. Вновь причиной тому неправильное воспитание, «вседозволенность». При этом учитывайте, что авторитет - не диктатор, не деспот: эта роль зарабатывается уважением, а не поклонением.
  • Ссоры с братьями/сестрами могут быть также вызваны привилегированным положением малыша, который начинает ревновать родителей к другим детям. В больших семьях при разном отношении родителей к каждому из детей такое случается не реже, чем усиление эгоистичного начала у одинокого ребенка.
  • Ссоры со сверстниками, вплоть до драк, могут быть как обычным выяснением лидирующего звена и простым проявлением личностных качеств, так и следствием неумения контактировать с другими детьми.
  • Агрессия к окружающим в общественном месте вытекает из неправильного воспитания, в процессе которого ребенку не объяснили, что он не один во Вселенной и должен соблюдать установленные нормы.

Читайте также:

Отдельно стоит упомянуть появление агрессии в ответ на наказания. Зачастую она возникает в случае, когда ребенок не понимает причину такого поступка со стороны родителей, особенно если это рукоприкладство. Психологи советуют вызывать раскаяние у детей не грубой мерой, а через провокацию его самостоятельного осуждения собственного поведения. Это сложнее, чем ударить ремнем, но значительно действеннее.


Психологи утверждают, что «нервный» и «трудный» - определения характера отнюдь не врожденные. В ребенке могут быть заложены определенные черты, но их развитие определено воспитанием. Кроме того, некоторые родители невольно дают определение «нервного» и «гиперактивного» детям, которые просто нуждаются в большей доле внимания, нежели остальные. Но помимо этого есть еще несколько внешних факторов.

Основные признаки сильного нервного возбуждения:

  • плаксивость;
  • раздражительность и быстрая смена действий (сел читать, через пару минут выбросил книжку);
  • говорит, не слушая ответов;
  • при виде нового человека впадает в истерику или просто громко кричит;
  • бессонница.

Одной из предпосылок к такому могут быть перенесенные травмы черепно-мозгового отдела. Явление временное, если физически состояние ребенка пришло в норму, и остались только психические проявления, которые нужно корректировать. Возраст в таком случае роли не играет.

Менее серьезный (но одновременно и более) фактор - родители и воспитание. Психологи подразделяют этот блок на несколько ключевых групп:

  • Частые ссоры в семье, приводящие к психоэмоциональному напряжению ребенка (чем младше он, тем сложнее переносит разногласия между близкими, даже если слышит лишь отголоски скандала, а не является центральным участником). Сюда же относится развод.
  • Гиперзабота, которая выливается в постоянный контроль действий ребенка и проявление постоянного беспокойства. Малыш, который чувствует тревожность со стороны мамы/папы, сам неосознанно начинает бояться того же, теряя самостоятельность и уверенность в себе.

  • Сильное давление со стороны родителей. Наблюдается преимущественно у школьников, но возможно и в более раннем возрасте. В первую очередь это огромный круг обязанностей, наложенный на малыша не по возрасту, постоянные придирки, упреки, требования. Ребенок, находясь в состоянии перманентного напряжения, боится сделать лишний шаг, чтобы не получить выговор или даже просто не заметить неодобрение в глазах родителей.

Всем родителям знакомо чувство умиления своим ребенком — легко восхищаться малышом, когда он улыбчив, покладист. Но у детей настроение меняется быстро, вот уже мама с папой немного растерялись, наблюдая за капризами крохи. Дальше — больше: если взрослые не смогут своевременно спокойно разобраться в причинах дурного поведения чада, оно рискует превратиться в норму на долгие годы. Итак, что делать, если ребенок нервный и непослушный?

Ищем виноватых

Любые выражения детского непослушания, от игнорирования простых указаний до бурной истерики в магазине, имеют одну цель — повлиять на «зрителя». Часто родные поддаются на провокацию, идут на поводу у малыша. Покупка очередной куклы или машинки не решит проблему. Причудливые желания, нервозность и непослушание — способ привлечь внимание, других методов ребенок не знает.

Проанализируйте отношения в семье. Властные родители порой слишком подчеркивают свой авторитет, невольно провоцируя чадо на протест — ребенок становится нервным, непослушным. Не менее острыми конфликтами оборачивается противоположная ситуация, когда маленький человечек предоставлен сам себе, а мама и папа вечно заняты. Желание убедиться в собственной значимости порождает вызывающее поведение, а попытки взрослых попросту откупиться очередным подарком лишь усугубят ситуацию.

Нередко родители, с головой ушедшие в работу, перекладывают задачу воспитания ребенка на бабушек и дедушек. Поначалу такой выход всех устраивает, но спустя несколько лет окажется, что маленький человек совершенно неуправляем, растет нервным, непослушным. Удивляться нечему, уважение к родителям закладывается в раннем детстве.

Еще один нюанс — адекватность родительских требований. Мамы, начитавшиеся книжек о детской психологии и раннем развитии, склонны изводить чадо придирками, бранить за малейшую провинность. Мозг маленького ребенка просто неспособен запоминать много новой информации сразу, а подростки очень остро воспринимают критику. Да, юноши и девушки в возрасте 15-16 лет тоже являются детьми, их психика еще не сформирована полностью — не забывайте об этом.

Если вы не можете себя упрекнуть в недостаточном внимании и уважении к ребенку, прочитайте изложенный ниже список распространенных причин детского непослушания. Возможно, один из пунктов вполне применим к ситуации в вашей семье, просто вы не хотите замечать очевидное.

Исправляем ошибки

Бывает, что у семейной пары, трепетно и ответственно подошедшей к вопросу воспитания детей, любимое обласканное чадо вдруг становится нервным и непослушным, вопреки всем попыткам сгладить конфликтные ситуации. Причин может быть великое множество, вот самые частые «промахи» родителей:

  • Слишком много запретов. Кого угодно выведут из себя сердито-испуганные окрики: нельзя, не трогай, не ходи, не бери, не смотри. Просто сядь и сиди, так спокойнее. Обеспечить ребенку безопасность — прямая задача родителей, поэтому уберите опасные предметы, сведите к минимуму риск бытовых травм и неустанно следите за передвижениями юного почемучки. Так вы сбережете свою нервную систему и сохраните равновесие детской психики. Постоянные табу сделают малыша нервным, непослушным;
  • Один раз нельзя — всегда нельзя. Четкое обозначение границ дозволенного помогает ребенку составить стабильное представление о мире. Обсудите установленные правила со всеми домочадцами: часто сердобольные бабушки подсовывают внукам запретные чипсы, разрешают не спать до полуночи и вообще делать все, что нельзя дома. Итог — ребенок резко становится непослушным;
  • Расхождение слов с действиями. Именно вы являетесь примером для подражания, на ваше поведение ориентируется ребенок. Следите в первую очередь за собой, будьте последовательны: запретив малышу есть сладкое на ночь, не шуршите ввечеру фантиками от конфет;
  • Отсутствие табу. Вседозволенность не имеет ничего общего с родительским доверием. Удобно объяснить грубость и агрессию маленького бунтаря неспособностью что-либо запретить – мол, слишком любим, вот и балуем. Обычно оказывается, что маме и папе просто лень выстроить последовательную линию воспитания, отсюда непослушание отпрыска;
  • Провокация. Невыполненные обещания, обман, предательство глубоко ранят психику ребенка. Ответной реакцией станет протест. Искренне попросите прощения, если виноваты перед сыном или дочерью, объясните причины проступка. К провокациям можно отнести унижение, постоянные сравнения с другими детьми, занижающие самооценку ребенка;
  • Отсутствие авторитетов. Призывы психологов общаться с детьми как с равными часто воспринимаются слишком буквально. Ребенок это самостоятельная личность, имеющая право на свое мнение, но обязанная слушаться взрослых. Пусть выберет, какую шапку из предложенных надеть, но надевать ли ее вообще или нет, решает мама, это не обсуждается;
  • Ссоры взрослых. Дети болезненно реагируют на любые конфликты между папой и мамой, становясь нервными, замкнутыми. Вы скоро забудете о незначительной размолвке, а малыш будет долго переживать увиденное. Решайте спорные вопросы строго наедине, оградите ребенка от неприятных сцен;
  • Ревность. К появлению младшего брата или сестры ребенка следует подготовить, объяснив, что не станете меньше его любить и ценить. Поручите старшему отпрыску часть забот о новорожденном — прогулки с коляской, мытье бутылочек. Факт оказанного доверия повысит детскую самооценку.

Идем на хитрость

Столкнувшись с проблемой детского непослушания, не надейтесь найти универсальное мгновенно работающее решение — потребуется немалое терпение, различные хитрые уловки. Включив фантазию, вы непременно придумаете несколько способов разрядить атмосферу в семье, а для начала можно воспользоваться проверенными хитростями:


Некоторые дети нервные и непослушные от природы, их называют гиперактивными. Гиперактивность — это неврологический диагноз, его ставит только врач, он же назначает медикаментозную терапию. Если стандартные приемы на ребенка не действуют, его состояние вызывает у вас беспокойство, посетите детского невролога, чтобы подтвердить или опровергнуть свои опасения.

Переживаем возрастные кризисы

Воспитание детей — процесс, растянутый на долгие годы. За это время нервная система ребенка переживает несколько важных этапов и переломных моментов — кризисов:


Сложности в отношениях разных поколений были и будут, это нормальное явление, хоть порой ребенок не просто непослушный, а нервный, неуправляемый. Детские психологи в таких случаях сходятся в одном: независимо от возраста дети остро нуждаются во внимании родителей, а убедившись в их любви и понимании, меняются на глазах.

Любой ребенок – только новичок в большом мире. Он исследователь, ему интересно всё, у него пока нет опыта. Ребенок не может знать, опасен ли огонь, что с высоты легко сорваться, ножом порезаться или уколоться. Лучший опыт для него – личный, не все попробовать «на зуб» можно. Однако родителям не стоит увлекаться словом «нельзя», иначе, в вопросе о том, что делать, если ребенок нервный и непослушный, станет напоминать замкнутый круг. Больше запретов – меньше послушания.

Почему ребенок нервный и непослушный?

Нервные дети страдают повышенной возбудимостью. Они быстро выходят из себя, трудно им общаться с окружающими, он раздражителен и впечатлителен. Со стороны кажется, что ему приятно выводить из себя родителей, портить им настроение. Однако, такое поведение больше вредит ему, лишая многих детских радостей. Детские психологи утверждают, что причина нервозности детей кроется в раннем детстве и первых уроках воспитания.

Нервные дети редко слушаются, каждое замечание подобно личному оскорблению, им кажется, что родители слишком строги и делают это специально, чтобы унизить, задеть. Поэтому непослушание часто сопровождает нервность. У проблемы много причин, рассмотрим наиболее распространенные:

  • Ребенку недостаточно внимания, и заметив, что проступки вызывают сильные эмоции от родителей, малыш начинает сначала неосознанно, потом сознательно пользоваться сомнительным методом.
  • Задавленный авторитарным воспитанием и уставший от множества запретов малыш вынужден заявить о себе, отстоять свободу и идет на открытый конфликт, не слушаясь.
  • Детская месть. Он может затаить обиду в разных случаях – мстить за развод, невыполненные обещания (дети всегда помнят, что им обещали и когда), неоправданное наказание, неадекватное поведение кого-то из родителей, задевшее ребенка. Что делать, если ребенок нервный и непослушный в 4 года, если причина в мести? Разобраться в ситуации, поговорить с ним спокойно.
  • Бессилие малыша, он не может что-то сделать, видя, как делают другие. Часто проявляется во время игр со сверстниками.
  • Заболевания нервов, психические расстройства.

Да, большинство причин непослушания кроются в семье, отношениях между людьми и главное, отношениях к ребенку. Однако каждая связана с детской психикой и влиянием на нее.

Как воспитывать и что делать?

Бывает, что родители не пытаются решить проблемы с неврозами и непослушанием, списывая все на возрастные особенности и «пройдет со временем». Однако выраженный невроз без помощи специалиста исправить трудно, запущенная проблема принесет осложнения. Если члены семьи проявят чуткость и внимание к состоянию ребенка, они вовремя заметят тревожные признаки, что поможет специалисту разобраться.

  • Консультация психолога поможет выявить причины проблемы, выявить, что стало катализатором подобного состояния. С детьми они работают через игру и рисунки.
  • Также специалисты могут рекомендовать сказко-терапию, арт-терапию, телесную ориентировку, чтобы избавиться от скованности ребенка, разобраться, что его мучает и как помочь.
  • Часто дети в рисунках показывают ситуацию в семье, отношение к родителям, их отношения супругов. Поэтому важно присутствие и непосредственное участие взрослых в занятиях у психолога. Нелегко понять, что делать, если ребенок нервный и непослушный в 3 года, ведь возможно причина гораздо больше, чем капризы малыша.
  • Конечно, специалист подскажет и способы решения другого рода проблем. Когда нервность и непослушание ребенка связаны не проблемами психики, а реакциями на происходящее, своими неудовлетворенными желаниями. Родители пытаются создать ребенку лучшие условия, однако зачастую просто не могут смотреть на ситуацию глазами самого малыша.
  • Если ему мало внимания, нужно пересмотреть свой график, каждый день час-два бывать с малышом.
  • Когда подрастающий ребенок хочет самостоятельности, требует ее, проявляя любым образом, не стоит бояться дать свободы, лучше незаметно следить за процессом.
  • Важно помнить, что вы воспитываете личность, не просто малыша, не разбирающегося в жизни. У него есть свой темперамент, свои привычки и характер. С активным холериком родителям нужно проявлять терпение и сдержанность флегматиков, а с философом-флегматиком маме надо перевоплотиться в ракету, чтобы тормошить ребенка.
  • Педиатры уверены, что у непослушных ребят 3-5 летнего возраста желание безобразничать появляется раньше. Еще в пеленках бунтарь проявляет свой темперамент, поэтому родителям важно внимательно смотреть за поведением ребенка и следить за изменениями.
  • Что делать, если ребенок нервный и непослушный в 2 года — применять запреты с умом и стойкостью, когда они действительно нужны в целях безопасности и воспитания. Любое конкретное «нельзя» должно быть запретом навсегда и с любым взрослым из его окружения. Если мама запретила, бабушка не должна разрешать и наоборот. Иногда ребенок проявляет более твердый характер, чем родители. Когда не могут решить проблему последовательно, им лучше обратиться к специалисту.
  • «Сложные» дети должны обязательно чувствовать причины и следствия своих поступков, к чему приводит и как отразится на нем потом. Например, не хочет есть, уберите тарелку. Не пытайтесь силой кормить. Или провинившегося утром малыша не надо пугать вечерним наказанием – лишением мультиков или сладкого. Иначе вечером уже никто не вспомнит произошедшее.

Главное в правильном воспитании детей – любовь. Иногда любви не хватает и ребенку, и родителям. Однако важно не путать любовь со вседозволенностью. Пусть малыш знает: его любят всегда, даже наказывая сейчас или ругая. И наказывают не потому, что он плохой или некрасивый, неуклюжий. А именно за конкретный проступок. Тогда малыш не будет считать: «Они кричат на меня, перестали любить и не любят».

В вопросе о том, что делать, если ребенок нервный и непослушный в 1,5 года, важно знать — иногда дети отражают поведение родителей. Нервная и вспыльчивая мама, не зная, становится примером для малыша. Поэтому стоит следить за собой, оставаясь ровной и спокойной насколько возможно.

Непослушный ребенок – это одна из проблем, с которой сталкиваются наиболее часто родители в процессе воспитания детской личности. В определенный момент взрослые начинают отмечать, что их чадо отказывается подчиняться, не исполняет просьбы или приказания взрослых родственников либо выполняет частично. Создается впечатление, что детки специально делают наперекор, а если и выполняют поручения, то из-под палки.

Непослушный ребенок причины подобной манеры поведения могут лежать в стилях коммуникативного взаимодействия и моделях воспитательного воздействия, используемых родителями. Ведь именно стиль воспитания и общения формирует направленность личности малыша в целом и уровень его послушания. Сегодня, прежде всего, отцы тяготеют к авторитарной воспитательной модели, представляющей собой активное подавление волевой сферы крохи. Такая модель поведения напоминает дрессировку, так как не преследует цели объяснить малышам, зачем им необходимо выполнить какие-либо действия. Это ведет к появлению напряженности в детско-родительских взаимоотношениях, следствием которого может являться детское непослушание.

Детское непослушание не является трагедией – это всего-навсего необходимость родителей и остального близкого окружения помочь крохе в определении хороших поступков и дурных, а также обратить внимание на собственные действия.

Непослушный ребенок 2 года

Приблизительно до двухлетнего возраста проблема детского непослушания практически не встает перед взрослым окружением. Ведь на этом этапе малыш взаимодействует с мамой, в большей степени, а также еще не ощущает себя самостоятельной личностью. Уже после преодоления крохой двухлетнего рубежа у него начинают появляться действия, которые заключаются в проведении проверки на прочность границ родительского терпения и запретов.

Подобные действия не должны пугать родителей. Также не следует думать, что с ребенком что-то не так. Просто кроха идет путем развития.

В детском непослушании есть и приятные моменты. Ведь если дети не слушаются и различными способами пытаются противодействовать родителям, то это означает, что растет сильная личность, способная проявлять волю и отстаивать собственные позиции. И если на данной ступени детского формирования родители смогут стать авторитетами для них, то малыши вырастут самодостаточными и самостоятельными личностями. Здесь нужно понимать, что завоевание авторитета не базируется на запугивании детей. Приобретение авторитета перед детьми строится на понимании и партнерском коммуникативном взаимодействии. Малыша можно вынудить совершить то, что требуют родители. Однако без понимания, зачем необходимы подобные действия, дети будут их совершать исключительно в родительском присутствии, а в их отсутствии, будут поступать так, как им заблагорассудится.

По мнению большинства специалистов, именно в двухлетнем возрасте начинает образовываться личность, а уже в трехлетнем возрасте малыш обладает полноправным «Я». Вследствие этого довольно важно не проглядеть критический момент, в противном случае, корректировать огрехи воспитания потом будет невероятно сложно.

Как воспитывать непослушного ребенка, что делать, когда он закатывает , чтобы добиться немедленного исполнения всех его «хочу». Одним из методов выхода из затруднительной ситуации, вызванной детской истерикой, является метод отвлечения малыша. С этой целью можно его чем-то заинтересовать при этом, сохраняя полное спокойствие. Родительское поведение при первой истерике, учиненной чадом, должно быть следующим – спокойное реагирование и стойкость. Не стоит идти на поводу . При повторении истерики, слез и воплей будет значительно меньше, ведь малыш помнит, что первый раз взрослые не пошли ему на уступки. Повторная истерика является своего рода проверкой, действительно ли он не может при помощи такого способа влиять на родителей. Поэтому в случаях повторных истерик так важно вести себя уравновешенно и не поддаваться на детские провокации и уловки.

Родителям необходимо уразуметь, что их чада, в некотором смысле, как хамелеоны. Так как при аналогичных ситуациях, но в присутствии разных взрослых лиц, дети будут вести себя неодинаково. Часто можно встретить семью, в которой малыши с мамой пререкаются, а папины распоряжения выполняют беспрекословно и с первого раза.

Таким образом, взрослым надлежит понимать, что детское непослушание, которое проявляется в двухлетнем возрасте, может являть собой всего лишь попытку испытать твердость родителей или прощупать границы позволенного. Поэтому родительское поведение должно быть последовательным, слаженным (то есть все взрослые лица, принимающие участие в воспитательном моменте, должны вести единую стратегию) и стойким к детским истерикам.

Непослушный ребенок 3 года

Детское развитие протекает скачкообразно. Первый скачек приходит на трехлетний возраст малыша и знаменует начало кризисного этапа, который заключается в перестройке отношений с взрослым окружением и с реальным миром. Данный период довольно сложен для малышей. Ведь они растут, следовательно, изменяются и становятся неуправляемыми. Характерной чертой кризисного этапа является детский негативизм, который представляет собой детское несогласие с родителями. Другими словами, малыши к любым предложениям или родительским просьбам добавляют частицу «не». Если родители стали замечать, что в разговоре малыша все чаще проскальзывает слово «нет» на обычную просьбу, то это является первым критерием появления трехлетнего кризиса. Так, например, кроха любит прогулки на улице, но когда мама предлагает пойти ему погулять, он отвечает «нет» или родительница зовет его кушать, а он отказывается, хотя голоден. Такое поведение свидетельствует о негативизме, то есть о возникновении .

Обычно данный период может иметь продолжительность приблизительно 3-4 месяца при грамотном родительском поведении, после чего кроха становится более управляемой. Если же на данном этапе родитель будет оказывать давление на малыша при этом, отрицая его волю и устремленность к самостоятельности, то негативизм может стать его характерной чертой и во взрослой жизни.

Детское непослушание в кризисные периоды необходимо воспринимать в качестве развития маленькой личности. Проявление непослушания следуют принимать с радостью, ведь это свидетельствует, что маленький человечек растет и развивается. Однако это не означает, что взрослые лица должны шагать на поводу ребяческих капризов и подчиняться любым требованиям собственных чад. Нужно дать малышам понять, что взрослые их слышат и понимают, но выполнить требования на данный момент не могут.

Непослушный ребенок причины могут лежать в недостатке внимания, борьбе за власть, проявлении характера.

Причиной непослушания ребенка 3-х лет выступает недостаток родительского внимания. Детское непослушание в этом случае может быть являться поведенческой стратегией с целью привлечения внимания родителя. Ведь для детей лучше отрицательное внимание родителей, чем вообще никакое.

Соперничество за власть с взрослым окружением также является распространенным фактором, провоцирующим возникновение детского непослушания. Малыш 3-х лет начинает выяснять, кто же главенствует в семейных отношениях. В этом случае непослушание выражается в форме открытого неповиновения. Непослушный ребенок не находится на кризисном этапе, просто желает, чтобы все происходило исключительно таким образом, каким хочется ему. Такое непослушание должно быть придушено на корню. Ведь малыш только тогда будет развиваться нормально, когда будет знать, что в семье главный родитель. Такое непослушание взывает к определению четких пределов дозволенного в семье.

Согласно вышеизложенному, родителям необходимо стараться понять, что капризный, непослушный ребенок – это еще не трагедия, а всего лишь один из этапов формирования, через которые проходят абсолютно все малыши.

Непослушный ребенок 4 года

Детское непослушание, в большинстве случаев, служит основанием для родителей и иного взрослого окружения задуматься, что может являться причиной подобного поведения или что таким образом хотел сказать малыш. Итак, почему ребенок непослушный, что побуждает кроху вести себя именно таким манером?

В четырехлетнем возрасте дети, обычно, уже успешно преодолели первый кризисный период трех лет. Родители вроде бы могут вздохнуть спокойно, но опять их чадо начинает проявлять непослушание. Родители не могут понять, что происходит и почему ребенок не слушается?

Причина детского непослушания в четырехлетнем возрасте может заключаться, всего лишь, в дефиците внимания. Малыш таким способом стремиться показать, что ему нужны родители, что ему не хватает их.

Еще одной типичной причиной детского непослушания может являться неудачный пример, в качестве которого может выступать либо реальный ребенок, добивающийся своих целей подобным поведением, либо мультипликационный герой, которому ребенок симпатизирует.

Непослушный ребенок 4 лет требует от взрослого окружения проявления терпения и высокой стойкости. Нередко дети устраивают так называемые «концерты» на публике, чтобы получить желаемый результат. Ведь они понимают, что даже если их будут ругать за подобное поведение один родитель, то другой найдет причину, чтобы защитить его. Поэтому для коррекции детского непослушания очень важно, чтобы родители придерживались последовательности в воспитательной стратегии и соблюдали единые требования. Другими словами, либо все взрослое окружение малыша хвалит его за определенное действие, либо, наоборот, ругает.

Дети, особенно, в столь маленьком возрасте, нуждаются в похвале. Поэтому не жалейте добрых слов в отношении собственного чада. Однако при этом необходимо учитывать, что излишняя похвала может привести к совершенно противоположному результату, вследствие чего вырастет не самодостаточная личность, а эгоцентрированная с завышенным чувством самооценки. Поэтому кроху нужно хвалить не за его внешность или игрушки, а за действительные хорошие поступки. Чем больше взрослое окружение будет хвалить малыша за его хорошие поступки, тем еще больше он будет стараться. А в случае появления любых разногласий относительно воспитательных моментов между родителями, их следует обсуждать так, чтобы малыш не слышал.

Как воспитывать непослушного ребенка 4-х лет? Воспитание непослушных детей предполагает следование основным правилам. Самое главное правило заключается в запрете на потакание всем детским «хочу». Другими словами, не следует подчиняться неоправданным и капризным требованиям чада, в противном случае, у него в голове отложится данный механизм исполнения его желаний, вследствие чего в дальнейшем будет намного сложнее побороть в нем подобное поведение. Также нельзя использовать в качестве воспитательной меры крик. Так как это бесполезно и может спровоцировать лишь плач или усиление истерики.

Не рекомендуется обсуждать детское поведение в кругу взрослых лиц в присутствии самого виновника такого обсуждения. Четырехлетнему крохе необходимо объяснить требуемые правила поведения, при этом тон беседы должен оставаться спокойным.

Непослушный ребенок 6 лет

Почему ребенок непослушный в шестилетнем возрасте? Потому что он приближается к наступлению еще одного кризисного этапа. Дети начинают пытаться регулировать собственное поведение в соответствии правил. Ране покладистые, они внезапно начинают предъявлять различного рода претензии на особое отношение к собственной персоне, внимание к себе. Их поведение делается вычурным. У малышей, с одной стороны, появляется в поведении некоторая демонстративная наивность, раздражающая взрослое окружение вследствие того, что интуитивно воспринимается ими как неискренняя. С другой стороны, ребенок кажется слишком взрослым, так как предъявляет к взрослым лицам собственные нормы.

Для детей распадается целостность и . Поэтому данный этап характеризуется наличием утрированных форм поведения. Ребенок не может управлять собственными чувствами (не контролирует эмоциональные проявления, не умеет их сдерживать). Ведь прежние формы поведения уже утеряны для него, а новые еще не приобретены малышом.

Базальной потребностью этого этапа становится уважение. Любой ребенок обнаруживает претензии на уважение собственной персоны, на отношение, как к взрослому лицу, на признание собственного суверенитета. В случае, когда такая потребность не удовлетворяется, невозможно выстраивать с данной личностью отношения, основанные на понимании. Дети открыты для понимания исключительно при условии того, что их уважают.

В шестилетнем возрасте малыши начинают учиться удовлетворять собственные потребности физического и духовного характера способами, которые для них и их окружения будут приемлемы. Трудности в изучении новых представлений и норм поведения могут спровоцировать возникновение неоправданных самоограничений и сверхнеобходимого . Э. Эриксон утверждал, что дети на данном этапе устремлены к быстрейшему обнаружению таких поведенческих форм, которые помогут им включить в социально приемлемые границы собственные желания и интересы. Он сформулировал сущность конфронтации формулой «инициатива наперекор чувству вины».

Поощрение детской самостоятельности способствует формированию их интеллектуальной сферы и инициативности. В случаях, когда проявления детской независимости постоянно сопровождают невезения или детей подвергают излишне строгим наказаниям за какие-либо проступки, может появиться преобладание чувства вины над устремленностью к независимости и ответственности.

Капризный, непослушный ребенок в 6 лет может появляться вследствие несоответствия родительского отношения желаниям и потенциалу детей. Именно поэтому родителям следует подумать об обоснованности всех запретов и необходимости предоставить чаду немножко больше свободы, для выражения его самостоятельности.

Также желательно изменить собственное отношение к ребенку. Ведь он уже не та маленькая кроха, которой был раньше. Поэтому нужно внимательно относиться к его суждениям и позициям.

Как справиться с непослушным ребенком 6-ти лет? Приказной тон в шестилетнем возрасте и нравоучения малоэффективны, поэтому необходимо постараться не заставлять ребенка, а воздействовать убеждениями на него, рассуждать и подвергать анализу вместе с ним возможные следствия его поступков.

Нередко для улучшения детско-родительских отношений помогает обычный юмор в общении и оптимизм.

Непослушный ребенок — что делать

Воспитание непослушных детей, прежде всего, должно быть направлено на выявление причины, спровоцировавшей непослушание. Так как стратегия воспитательного воздействия зависит от причин, вызвавших непослушание.

Наиболее распространенной причиной, объясняющей, вследствие чего малыш вдруг перестал слушаться родителей, является возрастной кризис. Дети проходят с рождения и до переходного возраста через три возрастных кризиса, результатом каждого из них является появление новообразования. Так, например, трехлетние дети впервые стремятся отделить от матери себя и считают самостоятельной личностью, также впервые начинают использовать в отношении себя личные местоимения.

Начиная с шестилетнего возраста, у малышей наблюдается кризис соединения дошкольника и школьника. Данный этап характеризуется привыканием малышей к новому распорядку, получение некоторой доли самостоятельности наряду с ответственностью, что вызывает изменения в поведенческих реакциях, которые родители воспринимают в качестве неповиновения. Поэтому если непослушание зародилось именно в кризисные периоды, то родителям рекомендуется запастись терпением, стараться проявлять мягкость в отношении с малышами. В большинстве случаев, детское непослушание, спровоцированное кризисом, проходит бесследно по окончанию кризисного периода.

Как воспитывать непослушного ребенка, если его неповиновение вызвано дефицитом родительского внимания? Взрослому окружению в этом случае необходимо стараться проводить больше времени с ребенком, проявлять интерес к делам, участвовать в совместных играх и просто проводить досуг с семьей. Ведь рождение малыша, кроме радости, должно сопровождаться пониманием собственной ответственности за воспитание и формирование полноценной самодостаточной личности. А для этого ребенку, помимо кормления, минимально необходимой заботы, нужно уделять достаточно внимания, иначе, справиться с негативными последствиями собственной невнимательности будет практически невозможно.

Нередко родители не осознают, что чересчур многое запрещают малышам. Если любое действие крохи сопровождается постоянным родительским «нельзя», «только не это», «не ходи», то вполне естественной ответной реакцией его становится сопротивление. Вследствие этого родителям стоит осознать, что тотальный контроль не является оптимальным способом для формирования гармонично-развитой и самостоятельной личности.

Проявление постоянного внешнего контроля в шестилетнем возрасте приведет к развитию несамостоятельной, безответственной, легко зависимой личности, которая не способна принимать серьезные решения.

Непослушный ребенок — что делать? Родители должны помнить при воспитании собственных чад, что их цель заключается в формировании физически-развитого , гармоничной и самостоятельной личности, а не в том, чтобы прожить за них их жизнь. Важнейшая задача взрослых лиц в воспитании маленьких личностей лежит в придании им нужного направления развития, передаче базовые ценностей, и своевременном уходе в сторону для предоставления детям возможности нарабатывать собственный опыт.

Родитель должен опираться в воспитательных моментах, в первый черед, на мудрость и справедливость, на любовь и заботу, и тогда в семейных отношениях воцарится мир и гармония!