Домой / Форма бровей / Как и за что наказывали женщин в разных странах. Как наказывали за супружеские измены на Руси

Как и за что наказывали женщин в разных странах. Как наказывали за супружеские измены на Руси

Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный вид наказания смертная казнь появилась при переходе общества к правовым отношениям. Позднее возник «принцип талиона» , по которому наказание должно быть равно преступлению. Далее смертная казнь была связана с ритуальным убийством и принесением жертвы богам. Во многих древних и средневековых государствах вид смертной казни зависел от личности и положения осужденного. Многие виды казней были направлены не на облегчение, а на продление страданий.

Публичные казни для толпы превращались в род спортивного состязания: аплодисментами встречали и выходки осужденного, говорящие о презрении к смерти (неприличный жест, адресованный девушкам, просьба священнику вместо креста поднести выпивку, заявления типа "для меня смерть не страшнее клизмы" и т.п.), и мастерство палача - удачный удар есть удачный удар и на стадионе, и на эшафоте. Случалось, истероидные личности намеренно совершали преступления, чтобы оказаться в центре столь лестного внимания.

В смертной казни было столько демонстративного, зрелищного, в ней было столько условностей, аллегорий, символов, и юмора, хотя и первобытного: запекать человека в полом медном быке, чтобы его крики имитировали рев животного, поджаривать на вертеле, как зайца, жарить в муке, как карася.

1. «Железная дева»
«Железная дева» — орудие смертной казни или пыток эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в реку и уносилось её течением.

При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.

По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом . Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался «Апегой» , по имени жены тирана. С приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части.

2. Пытка голодом
Плохо работающих в бедном доме поднимали в корзине над столом, где ели более трудолюбивые.

3. Пытка и казнь водой
Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду, если утонет, то невиновна, а если нет, то её вешали.

4. Закапывание живьём
Ещё в Древнем Риме и в Древнем Китае закапывание живьем в землю применялось к весталкам за потерю девственности.
В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.

5. Четвертование
Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.

6. Колесование
С 1450 по 1750 годы на территории Европы каждый день по меньшей мере один человек умирал на колесе. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.

7. Заливание горла
Заливание горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Также заливали другие жидкости.

8. Посажение на кол
Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России и Османской империи.

9. Подвешивание
Один из зверских методов убийства рабов. Их вешалина крюк, чтобы те умерли от жажды и голода.

10. Обезглавливание
Очень долго применялось как основной вид казни на протяжении почти всего второго тысячелетия нашей эры.

Смерть Короля Чарльза I.

Казнь Леди Джейн Грей, 1557

Если в Англии отрубали головы простым «топорным» способом, то во Франции пошли дальше и изобрели специальное приспособление - гильотину .

Казнь Людовика XVI, 1793

11. Виселица
В средневековой Франции стационарная виселица служила знаком могущества сеньора: у герцога она была о шести столбах, у барона о четырех, у шателена о трёх, а у прочей мелюзги всего лишь о двух. В Древнем Риме рабы имели отдельного палача. Во многих странах вора вешали выше или ниже в зависимости от размеров кражи.

Повешение считалось бесчестной казнью, а отсечение головы - привилегированной, хотя в Китае, например, всёобстояло наоборот: там считается зазорным утратить какой-либо член, и, может быть, именно поэтому возникла такая хирургическая, требующая высокой квалификации казнь, как рассечение на тысячу кусков - намраморном столе, при помощи ножей разнообразной формы, каждый из которых предназначен для одной операции: для вырывания глаз, для удаления половых органов, «для рук», «для ног».

Палачи, работающие на виселицах, часто гордились тем, что могут сделать все как надо с первой попытки. Они придумали формулы для определения длины люка, которая учитывала вес осужденного. Руки и ноги связывали, чтобы тело падало вниз отвесно. Палачи также экспериментировали с толщиной веревки и с местом размещения петли с единственной целью - добитьсямгновенной потери сознания с помощью смещения позвоночного столба и разрыва спинного мозга. Капитана Кидда подвергли казни в 1701 году, веревка порвалась, и он упал на землю, но его подняли и повесили снова, на этот раз удачно. Примечательно, что тела повешенных оставляли на виселице на некоторое время, установленное в приказе о казни. На причалах для казней в Англии XVIII века тела пиратов оставались висеть, пока их не смывали приливы.

12. Гаррота
Гаррота (исп. «garrote», «dargarrote» — закручивание, затягивание; казнить) — испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умерщвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.
В период завоевания Америки конкистадорами гаррота получила распространение в испанских колониях.

В 1828 году Король Фердинанд VII отменил казнь через повешение и ввёл гарроту как единственный законный способ казни в Испании для уголовных преступников. Казнь отменена только в 1974 году.

12. Сожжение на костре
Сожжение активно применялось в древности во многих странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. Наиболее известен пример сожжения Жанны Д’Арк.

В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.

Пейзаж с человеком на костре, и солдаты вокруг него; иллюстрация, Флоренция, 1619

13. Пытки и казни при помощи животных
Один из самых древних видов казни. Римляне, ассирийцы и вавилоняне устраивали публичные зрелища, помещая заключенных в ямы с львами. На Востоке преступников убивали, позволяя слонам раздавливать их головы и разрывать на куски ногами и хоботами. В книге «Человек жертва» Джеймс Кларк пересказывает историю о гражданских беспорядках в Бразилии, во время которых местные жители сделали надрезы на коже местных заключенных и привязали их по пояс в реке, кишащей пираньями.

В Индии преступника раздавливали при помощи дрессированного слона. Ну а пожирание преступников дикими зверями в Древнем Риме действительно происходило в цирке и было любимым зрелищем римского народа.

Травля собаками

Пытка кошкой, Лондон, 1651

Разрывание на части лошадьми

14. Пытки и казни за веру
Одни из самых жесточайших пыток были в средневековье при разладе в различных течениях христианства.

Пример: Пытки католиков Гугенотами на юге Франции

A - пыткиголодом скованных gпарами в кандалы так, чтобы они ели друг друга.
B -голыхтянут вдоль плотно натянутой веревки, которая действует как нож, разрезая тело пополам.
C - медленное поджаривание на вертеле.

Роль палача совпадала с ролью жреца - именноэто окружало палачей почтением, обаяние которого не вернуть никаким чистым сердцем и холодными руками. Только отблеск священнодействия позволял массовые сожжения еретиков превращать в атрибуты государственных торжеств: по случаю вступления на престол или в брак, по случаю рождения наследника и т. п. Работа шла по нескольку дней, жгли сотнями и тысячами, для пущей яркости обряжая «средства иллюминации» в пропитанные серой рубахи и набивая горючие вещества «в секретные части тела».

Ролью палача не брезговали и монархи: Дарий собственноручно отрезал нос, губы и уши мидийскому царю, Иван Грозный тоже любил потешиться, Петр I самолично отрубил головы пятерым стрельцам (а Александр Меншиков похвалялся, что управился аж с двадцатью). Именно благодаря мистическому, царственному отсвету, а не палаческим добродетелям, в некоторых местностях Германии палачи обретали дворянский титул, а во Франции занимали почетное место в торжественных процессиях. Падать же их престиж начал тогда, когда казни стали придавать лишь земное, утилитарное значение. Палачи по-прежнему окружались суевериями, но уже нелестными. С ними боялись жить рядом, боялись даже принимать у них деньги, выискивая на них кровавые пятна. В России стало трудно находить помощников палачей, которых прежде просто выдергивали из толпы, а в 1768 году был издан указ, вообще запрещающий привлекать в палачи на общественных началах - из-за «неустройств и обид».

«Неверность – это когда тебе нечего сказать мужу, потому что все уже сказано другому». Франсуаза Саган.

Сегодня к женским изменам относятся совершенно не так, как раньше, но всегда полезно знать, . Сегодня муж может простить жену, может расстаться с ней мирно, или перед уходом изрядно потрепать ей нервы и даже поколотить. Но все это не выходит за рамки семьи. В прежние времена наказание женщин за измену было суровым и иногда, на наш взгляд, неоправданно жестоким.

Хотя уже во времена Чехова женская измена могла вызвать разве что скепсис: «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству», – говаривал писатель Чехов. Но давайте посмотрим, как наказывали женщин за измену в разных странах в разное время.

Наказание женщин за измену

Довольно просто – изменить.
Куда труднее – измениться.
Александр Красный


1. В дохристианские времена на Руси женская измена не была чем-то из ряда вон выходящим. Ее не выгоняли из общины, не наказывали физически. Максимум, что ей грозило – муж выгонит из дому. Но, как правило, у каждой было приданое, и она могла спокойно прокормить себя и даже детей, работая на земле.

2. После христианства к браку стали относиться с большим трепетом. Теперь уже наказание женщин за измену настигало их в соответствии с библейскими канонами. Еще во «Второзаконии» говорилось, что и женщина, и мужчина за измену должны поплатиться жизнью. Если доказать ничего невозможно, жену отдавали священнику, а тот отрезал ей волосы и расторгал брак. Кстати, если кто брал женщину насильно, это не считалось за женскую измену, но по закону насильник обязан был на ней жениться. Если, конечно, этот факт можно было доказать.

...На сто обманутых красавиц,
Каков бы ни был средь людей их чин,
Всегда пятьсот обманутых мужчин.
Лопе де Вега


3. Совершенно мирным способом решалась женская измена в Болгарии. Муж мог требовать расторжения брака и выплаты алиментов. Видимо, за моральный ущерб. Кстати, платить должен был любовник, а не бывшая жена.

4. С конца прошлого столетия в Турции нет понятия женская измена. Там в таких случаях к ответу привлекают обоих оступившихся – упекают в тюрьму на пять лет. Это выглядит довольно легким наказанием, если сравнить с тем, как наказывали женщин за измену в этой стране ранее. Их раздевали донага, засовывали в мешок и туда же – кошку. Мешок завязывали и били цепями, но так, чтобы попасть по кошке. От боли животное набрасывалось на женщину и исцарапывало ее.

5. В Дании женская измена испокон веков каралась смертью. К слову, за умышленное убийство там полагался штраф. Интересная статистика, сегодня в этой стране каждый пятый мужчина страдает бесплодием, а в стране – демографический кризис. Сложно сказать, связано ли это с тем, как наказывали женщин за измену ранее, но факт остается фактом.

6. В Греции женская измена тоже каралась смертью, но этим правом обладал только обманутый муж. Исключение составляла Спарта – там измен не было в помине. Не потому, что все спартанцы придерживались пуританских взглядов, а потому, что они были вольны в выборе партнера, и измена за измену там не считалась. Мужья годами пребывали в военных походах, поэтому не воспринимали остро шалости жен. Даже детям от таких шалостей радовались, как родным.

«Женщина такое тонкое существо, что начинает жалеть тебя уже за несколько дней до своей измены». Корнель Макушиньский

7. Сурово наказывалась женская измена в Римской империи. Там изменщиц продавали, как рабынь на рыночной площади. К слову, такая же участь ждала и мужчин, которые отказывались идти в войско. Своеобразная измена родине тоже не оставалась неучтенной.

8. По-разному воспринимается женская измена в Африке. Все зависит от конкретного племени и его моральных устоев. Скажем, кочевники масаи, ровно относятся к слабостям жены, даже предлагают ее в подарок на ночь гостю. Мужчина туарег будет безумно горд своей женой, если он пользуется успехом других у мужчин. Но если вы попадете в Луанго, обходите замужних женщин стороной. Там любовников без лишних слов сталкивают со скалы. А готтентоты готовы поверить даже слову ребенка в подозрении женской измены. И там тоже неверных жен придают смерти.

9. Воистину ужасающе каралась женская измена в древнем Таиланде. Неверную жену сажали в специальную клетку, которая напоминала слониху в недвузначной позе. Слон с готовностью пользовался этим предложением, но заточенная в клетку женщина такого надругательства не выдерживала физически и умирала.

«Многие жены не изменяли бы мужьям, если бы знали более тонкий способ ото мстить». Юзеф Булатович

10. Не менее изощренно каралась женская измена в Папуа – Новой Гвинее. Правда, в этом случае больше страданий выпадало на долю любовника. Он должен своей возлюбленной отрубить палец, а затем съесть его. После чего его мучениям приходил конец – обманутый муж отрубал ему голову.

Кстати, в большинстве стран всю вину за случившееся возлагают именно на женщину. Мужчины обычно или совсем оказываются ни при чем, или страдают весьма условно. Если не считать нескольких африканских наказаний. В остальном примеры того, как наказывали женщин за измену , заставляют просто удивляться – где же справедливость?

«Женщина сотворена для мужчины, а не мужчина для женщины» - такой постулат насаждала Русская Православная Церковь. Это рождало недоверие обоих полов друг к другу, поэтому браки заключали не по любви, а по воле родителей. В таких семьях супруги относились к друг другу с неприязнью, не ценили друг друга – поэтому измена часто сопровождала такие отношения, несмотря на порицание обществом.

Древняя Русь

Самый ранний документ, в котором упоминается о супружеской неверности – Устав князя Ярослава Мудрого. В нем говорится, что мужчина считался прелюбодеем, если у него была не только любовница, но и дети от нее. За измену жене мужчина должен был платить штраф церкви, а размер штрафа определял князь. В летописи существует запись о том, что Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) «не скупо жен посещал, и она (княгиня), ведая то, нимало не оскорблялась... Ныне же, - продолжил он (согласно летописи), - княгиня как человек молодой, хочет веселиться, и может при том учинить что и непристойное, мне устеречь уже неудобно, но довольно того, когда о том никто не ведает, и не говорит».

Изменой женщины считалась любая связь женщины с посторонним мужчиной. Ее мужу необходимо было наказать легкомыслие жены. Если он прощал изменницу и продолжал с ней жить, то ему полагалось наказание. Чтобы избежать наказания, мужчине необходимо было развестись с неверной супругой, и не оттягивать этот момент: «Еще ли жена от мужа со иным, муж виноват, пуская ее...»

XVII и XVIII век

В XVII и XVIII веке супружеская измена была поводом к разводу. В допетровские времена муж мог отделаться годом епитимьи и штрафом, женщина всегда несла более тяжкое наказание, чем мужчина. Если женщину уличали в измене, то после развода она должна была вступить в прядильный двор, и ей запрещалось повторно выходить замуж. Чтобы доказать измену жены, муж должен был привести свидетелей. Это отразилось в поговорке Владимира Даля: «не пойман – не вор, не поднята – не бл---ь».

Дворяне относились к изменам терпимо. Крестьяне гораздо суровее относились к измене и порицали ее. Тем не менее, наказания не становились препятствием для супружеской измены. Это отражается в поговорках: «Как полюбит девка свата - никому не виновата», «Не мать велела - сама захотела» и особенно: «Чуж муж мил - да не век жить с ним, а свой постыл - волочиться с ним».

Было много случаев, когда муж «развода не искал» с изменницей. Часто супруг был согласен на наказание жены – плетьми, кнутом или исправительными работами. Жене, которую поймали на измене, запрещалось носить фамилию мужа. Епитимья для жен был многолетней (до 15 лет), либо ее отправляли в монастырь.

Обращение мужей с требованием развести его с «неверной» всегда удовлетворялись. Это привело к тому, что если мужчине «жена стала не нужна», то это был удобный предлог, чтобы развестись и завести новую семью. Впрочем, было немало случаев, когда разводили по просьбе жены.

Если на измене «ловили» мужа, то его наказание заключалось в устыдительной беседе с «духовным отцом».

XIX - начало XX века

В XIX веке, как и в предыдущие века, к измене жены относились строже, чем к измене мужа. Мужчине полагалось моральное наказание. Был нюанс: в обществе разведенному мужчине негласно ставили ограничения на продвижение по службе, могли не дать желаемую должность. Эта ситуация описывается у Льва Толстого в «Анне Карениной». В простонародье применялись «позорящие наказания». К измене женщины относились строго «Такие бабы вдвойне грешат - и чистоту нарушают, и закон развращают... растащихи, несоблюдихи».

Мужчины использовали «измену» жены как повод с ней развестись, поэтому прошений такого рода в архивах сотни. Волостные суды в этом случае назначали женщине-«изменнице» формальное наказание – арест, общественные работы.

Муж мог и самостоятельно наказать жену – выгнать ее из дома, забрав у нее приданое.

Жены не могли развестись с мужем. Мужчины не давали согласия на развод, «а без согласия мужа ей паспорта не дадут». Но женщина могла отомстить разлучнице за перенесенное унижение – в Ярославской губернии, например, жены могли побить окна, вымазать дом сажей и ворота дегтем.

В Ярославской губернии и в Поволжье муж мог избить жену-изменницу, причем в Поволжье считалось правильным избивать ее «на людях». На Русском Севере, в Тверской и Костромской губернии предпочитали «не выносить сор из избы» и там судьями неверных жен и мужей выступали старики. Распространённой формой женского наказания было ее «впрягание» в телегу. Муж заставлял ее везти его, а сам бил ее плетью.

В XX веке наказания за измену трансформировались. Разводы стали затруднительными, советское правительство придерживалось политики «укрепления семьи». Частная жизнь человека перестала быть частной, личные отношения и интимные связи стали частью партийных и комсомольских собраний. На протяжении существования СССР сохранялась традиция обсуждения семейных кризисов на собраниях, государственная политика «прочной советской семьи» активно насаживалась в умы граждан.

Восемь способов наказать женщину за ее проступки, предусмотренных средневековым законодательством. Историки смогли развенчать иллюзии женщин о сказках и благородных временах, когда женщин носили на руках и пели им благозвучные баллады.

В костер за любовь к иноверцу

Согласно указам испанского кодекса, XII века, именуемого «Семь партид», женщинам категорически запрещено было предаваться плотской любви с людьми другой веры. Под категорию иноверцев в частности попадали мавры и иудеи. Нарушение кодекса должно было повлечь за собой суровое наказание, зависящее от социального статуса женщины. Король Альфонсо X, именуемый Мудрым, создавший кодекс, давал всем нарушившим второй шанс, однако наказание было суровым.Вдову или незамужнюю девицу за первый «инцидент» лишали половины собственности, а за второй заживо сжигали. Причем в компании с объектом своей страсти. Положение замужних женщин отличалось. Наказание поручали выбрать их обманутым мужьям. Супруг мог сделать все что пожелает, даже безнаказанно убить жену, любым избранным им способом.Женщин легкого поведения за первый случай связи с иноверцем били плетьми и на второй уже лишали жизни.

Позорный стул и наказание водой за ссоры с соседями
Интеллигентные европейцы вырабатывали в себе вежливость весьма суровыми методами.Серьезным проступком для женщины считалась сварливость и ругань с соседями. За это англичане, отличающиеся любовью к жестоким развлечениям, привязывали склочницу к позорному стулу, тащили на нем через всю деревню или город, а затем скидывали в воду. После этого виновную вынимали из водоема, однако не все могли выдержать такое наказание и умирали, от шока или захлебнувшись. Иногда в этом наказании использовали дополнительный аксессуар – железную маску с кляпом. Называли ее «позорным колпаком».Примечательно, что это наказание сохранялось в Англии до 1967 года.

Измена чревата укорочением носа

Сицилийский король Федериго II за измену велел отрубать женщине нос, а также лишать ее детей и всего имущества. Широких жизненных альтернатив такое наказание не оставалось. После такого женщины могли либо заниматься проституцией, либо воровать.

Колония для плохих хозяек

Несмотря на то, что мужчина должен руководить всеми домашними процессами и держать ситуацию под контролем, в Испании государство было готово ему в этом помочь. В XVIII веке в Барселоне был создан «коррекционный дом» для неправильных женщин. Он состоял из двух отделений: в первом были женщины маргинальных слоев, такие как воровки и проститутки, во втором же жены, которые были признаны непригодными для супружеской жизни или просто совершившие какие-либо проступки. Каждое семейство по своему усмотрению имело право отправить леди в исправительное учреждение. Корректировали поведение и нравы женщин молитвами, постоянным постом, круглосуточным трудом и телесными наказаниями.

Обидчивые бороды

Согласно законам средневекового Уэльса, у каждого мужа было право побить свою жену палкой за неправильное обращение с его имуществом, за «пожелание грязи его зубам» и за оскорбление бороды. Правда палка, которой муж имел право избить свою жену, должна была быть не толще его среднего пальца и не длиннее руки. Бить можно было куда угодно, кроме головы.

Кормить через нос

Начало XX века ознаменовалось в Англии появлением суфражисток, которых часто за их публичные выступления сажали в тюрьмы. Тогда женщины, требуя признания их политзаключенными, объявляли голодовки.Тюремщики пошли простым путем – принудительно кормили их. Если женщина отказывалась принимать пищу естественным путем, ей вводили в нос специальный зонд и заливали туда жидкую пищу. Из-за сопротивления человека повреждалась слизистая оболочка, и развивались различные сопутствующие заболевания и патологии. Отметим, что сейчас ООН официально признало такой тип кормления – пыткой.

Дурдом из-за беременности

Чтобы скрыть такой позор как внебрачная беременность, женщин отправляли в специальные пансионы, где женщины жили в изоляции от внешнего мира. На протяжении всей беременности будущим мамам приходилось заниматься физическим трудом, прибираться, стирать, молиться. Прожив в изоляции около года многие барышни испытывали психические проблемы и родив переезжали уже в лечебницу для душевнобольных.

За мужскую работу – штраф

XX век в Европе прошел под эгидой борьбы женщин за свои права. Однако мужчины не спешили им их предоставлять, так что женщинам, которым для души необходимо было поработать грузчиком, лесорубом, сварщиком или кем-то еще, приходилось идти на хитрости. Женщины старались скрыть свои половые признаки и надевали мужскую одежду. Пойманных дам штрафовали и требовали одеться в приличную им женскую одежду.

Мы знаем, что многие девушки сегодня сетуют на парней и утверждают, что мужчины обмельчали, принца на белом коне уже не встретишь. Мол, прошли уже времена рыцарей в железных доспехах, готовых броситься в смертный бой только за один благосклонный взгляд его дамы сердца. Что, девчонки, романтических фильмов насмотрелись? А знаете ли вы, как жилось женщинам в разных странах, в те самые времена, когда бродили рыцари на белых конях? Ну, мы вам сейчас расскажем...

За страсть к иноверцу – костер

Испанский кодекс XIII века под названием Семь партид, составленный при короле Альфонсо X Мудром, строго запрещал женщинам совокупляться с иноверцами, конкретно же с иудеями и маврами. Мудрость короля, видимо, проявлялась в том, что наказание зависело от статуса женщины. Вдову или девицу за первый грех просто лишали половины собственности. За второй сжигали (вместе с мавром или иудеем, ясное дело). У женатой испанки отнять было нечего, все и так принадлежало мужу, поэтому и наказание препоручали супругу. Он мог жену сжечь сам, если хотелось. Наконец, «проститутку» на первый раз били плетьми, а на второй, да, убивали.

За споры с соседями – позор и макание в воду

В Средние века в Европе признавался особый, именно женский проступок, который назывался communis rixatrix или сварливость. Если женщина громко ругалась с соседями, ее приговаривали к позорному стулу. Люди тогда любили повеселиться, глядя на наказания, так что привязанную женщину на радость всем тащили через населенный пункт. Потом начинали резко скидывать в воду и вытаскивать обратно. Некоторые умирали от шока. В английских законах это наказание сохранилось до 1967 года! А последний раз применяли его в 1817. Правда, там пруд оказался мелкий, и женщину пришлось отпустить. Как вариант, на спорщицу можно было надеть позорный колпак – железную маску с заостренным кляпом. Выясняя отношения с соседями из-за парковки, подумай о том, какое все-таки счастье, родиться в наше время.

За измену – отрубить нос и отобрать деньги

Придумывая наказания женам за измену, люди прошлого проявляли фантазию. В одних странах топили, в других вешали. Аристократку можно было отослать в монастырь, а там распорядиться придушить, например. При Фредерике II Сицилийском неверным женам отрубали носы (а мужчинам-изменщикам, кстати, ничего не отрубали). И везде, везде их лишали всего имущества и детей. Так что если обходилось без смертной казни, то дорог у преступницы обычно оставалось две: воровство или проституция.

За невыполнение семейного долга – заключение

Обычно за исполнением женами своих домашних обязанностей следили мужья. Но если жена попадалась уж очень упрямая, государство спешило на помощь мужчине. В Барселоне, например, в XVIII в. существовал Коррекционный дом для плохих жен. Содержали в нем две группы женщин. В одну входили воровки и проститутки, в другую жены, которых супругам не удалось наставить на путь истинный самостоятельно. Например, рассказывали об одной даме из высшего общества, которая как-то напилась и неприлично себя повела – семейство сдало ее на исправление. В Коррекционном доме женщины постились, молились, трудились с рассвета и до заката и подвергались телесным наказаниям.

За неодобрение мужниной бороды – битье палкой

Средневековые законы Уэльса предписывали, что муж вправе побить жену за следующие чудовищные проступки: оскорбление его бороды, пожелание грязи его зубам и неправильное распоряжение его имуществом. Причем по правилам бить жену можно было только палкой не толще среднего пальца мужа и длиной с его руку. Полагалось нанести три удара по любому месту, кроме головы. Последний раз на эту норму общего права британский судья сослался в 1782 г. Его, кстати, потом обозвали «Судья палец» и высмеивали до самой смерти.

За голодовку – пищевое изнасилование

Английских суфражисток начала XX в. правительство пыталось припугнуть заключением. Всего посадили около тысячи женщин. Активистки боролись за то, чтобы их считали не обычными уголовницами, а политзаключенными, и когда им в этом отказывали, протестовали мирно – устраивая голодовки. Сначала власти их выпускали, а то вдруг кто еще помрет. Но потом решили пойти другим путем. Женщин начали кормить насильно. Это была настоящая пытка (собственно, ООН сейчас это пыткой и признает). Зонд для еды вводили, как правило, через нос. Женщин держали, они сопротивлялись, трубки попадали не туда, обдирали слизистую, многие заполучили потом пневмонию или плеврит. Продолжалось это до 1913 г., когда парламент принял закон, позволяющий отпустить женщину из тюрьмы и вернуть ее обратно, когда она снова начнет есть. Закон этот обозвали в народе «Игрой в кошки-мышки».

За любовь к своим детям – муки со своим мужем

Идея, что детям лучше с родной мамой, исторически довольно свежа. Раньше люди думали не о благе ребенка, а о том, кому должна принадлежать ценная собственность в виде ребенка. Ясное дело – отцу! Очень долго женщины, каким бы негодяем не был муж, получив церковный развод, лишались детей. В Великобритании муж не только забирал детей к себе, но еще и мог запретить бывшей жене к ним приближаться. Очень многих женщин такая перспектива удерживала дома, даже если муж дрался, пьянствовал, отнимал ее деньги и водил любовниц. Только в 1839 г. англичанкам позволили оставлять у себя детей до 7 лет, а старших – навещать. И то, если женщина получила специальное разрешение у лорда канцлера и имела «добрый нрав». Традиция разлучать матерей с детьми перебралась и в Новый Свет, и там тоже потом пришлось принимать законы, защищающие женщин.

За внебрачную беременность – разлука с ребенком, сумасшедший дом

Британцы с американцами не в каком-то там мрачном средневековье, а лет так 60-70 назад наказывали женщин за внебрачную беременность. Таких несчастных, как бы для их же блага, чтоб скрыть «позор», отправляли в специальные родильные дома. Не надо представлять себе современный роддом. В этих заведениях беременные, к примеру, ежедневно драили полы и лестницы, стирали все белье, отстаивали на коленях молитвы. Если женщин вели в церковь, им могли выдать дешевенькие колечки, чтобы они изобразили замужних. Но, конечно, все кругом знали и показывали пальцем: вот они, плохие девочки. Детей же забирали и отправляли на усыновление. Если повезло. Если не повезло, младенец мог погибнуть из-за дурного содержания. Самые бедные пациентки нередко застревали в родильном доме надолго, потому что были обязаны отработать его ценные услуги. А некоторые на десятки лет переселялись оттуда в сумасшедшие дома, так как психиатры тех времен объявляли незамужних матерей асоциальными личностями, нуждающимися в радикальном лечении.

За мужскую работу – штраф

Неудивительно, что от жизни такой многие женщины с завистью посматривали на мужчин. И не на каких-то богачей или дворян, а даже на грузчиков, солдат или сборщиков лягушек. Время от времени какой-нибудь Джейн или Джульетте приходила в голову идея переодеться в мужское и записаться, например, во флот. И, конечно, это было запрещено. Наказывали таких женщин за неприличное поведение, за обман, за надевание мужской одежды. Но наказания были сравнительно мягкими: женщины отделывались штрафами и требованием одеться прилично. Скорее всего, дело было в том, что работницы, солдаты и моряки из них выходили неплохие. Трудолюбивые, малопьющие и полные рабочего энтузиазма.

За рождение ребенка с особенностями – разлука с ребенком, клеймо фашистки

Чтоб вы не решили, что все эти истории – предания старины глубокой, расскажем об обвинении, которое и сегодня не полностью снято. В 50х годах XX века американские психологи предположили, что в аутизме и шизофрении у детей виноваты родители, конкретнее, холодные матери. Активнее всего идею поддержал очень популярный и харизматичный ученый Бруно Беттельгейм. Он основал в Чикаго заведение, куда помещали на лечение детей с особенностями, и издал модную книгу, в которой сравнивал матерей своих пациентов с надзирателями концлагеря. 30 лет работала его школа. А когда Беттельгейм покончил с собой, внезапно, выяснилось, что его биография сомнительна, научная карьера не вполне подтверждена, теория основывалась на частных случаях, а главное - в школе практиковались побои и издевательства, и родительниц он просто запугивал...