Последние статьи
Домой / Форма бровей / Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях. Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях Обучение ребенка чтению по слогам

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях. Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях Обучение ребенка чтению по слогам

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, если он не ходит в детский сад и образовательную группу? Школьные программы с каждым годом усложняются, и к первому классу малыш должен уверенно читать по слогам. Без этого навыка учиться в школе будет тяжело, малыш не сможет полноценно усвоить программу и будет страдать от комплекса неполноценности. Мама должна позаботиться, чтобы к первому классу у ребенка уже были базовые знания по чтению и сложению/вычитанию простых чисел.

Как самостоятельно научить малыша читать по слогам? Что для этого нужно иметь, и возможно ли справиться с обучением? В домашних условиях дети более комфортно и уверенно себя чувствуют, а для помощи мамам в книжных магазинах продаются учебные и методические пособия для развития навыков речи. Однако научить чтению без знания алфавита невозможно! Поэтому самым первым заданием для мамы будет обучение ребенка буквам. Для этого тоже существуют специальные методики: кубики Зайцева, шершавые буковки М. Монтессори и др.

Когда начинать учить ребенка грамоте, во сколько лет? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Учить чтению нужно тогда, когда малыш психологически готов к усвоению методического материала. Понять это сможет сама мама или семейный психолог. Вопреки установке полезности раннего развития, не стоит несвоевременно обучать ребенка наукам – у него должно быть полноценное детство. Однако и затягивать с процессом обучения тоже неправильно. Обычно с пятилетнего возраста детки начинают проявлять осознанный интерес ко всему новому, и в этот момент можно вложить в них необходимые знания легко.

Противниками слишком раннего обучения выступают и офтальмологи. Они считают, что напряжение зрительного нерва при раннем обучении может повредить малышу . В пять/шесть лет у ребенка уже сформирован зрительный центр, отвечающий за остроту зрения (цилиарная мышца), поэтому учить чтению следует не ранее этого возрастного периода. Если мама волнуется о здоровье глаз своего ребенка, следует посетить окулиста и проверить у малыша зрение.

Противниками раннего обучения выступают и психологи. Они утверждают, что осознанное восприятие учебного материала возможно лишь с семи лет. До этого времени учить ребенка можно лишь в игровой форме, не нагружая его психику ответственностью за учебный процесс. Последствиями слишком раннего обучения могут стать:

  • нервные тики;
  • нарушение речевых функций;
  • проблемы коммуникации;
  • заикание на психической почве;
  • неосознанный страх;
  • неврозы разной интенсивности;
  • повторяющиеся навязчивые движения.

Важно! Не стремитесь сделать из малыша гения. Важнее сохранить его физическое и психоэмоциональное здоровье.

Готовность к обучению

Как узнать, что малыш уже готов к усвоению знаний и обучению читать по слогам? Признаки готовности ребенка к обучению:

  • умеет связно составлять предложения;
  • умеет четко выражать свою мысль словами;
  • у ребенка нет нарушений речи логопедического характера;
  • малыш хорошо координирует свои движения и ориентируется в пространстве;
  • малыш может различать определенные звуки (фонемы) в словах.

Мозг ребёнка должен быть достаточно развит, чтобы не просто видеть букву, но и осознавать ее значение. Мало видеть и слышать – важно уметь понимать увиденное и услышанное.

А этот процесс формируется не в органах зрения/слуха, а в мозге. Малыш видит кубик с изображенной картинкой и связывает картинку с изучаемой буквой. Этот процесс мозговой деятельности. Пока мозг не умеет осознавать увиденное, научить читать будет затруднительно.

Первым упражнением в обучении читать может стать кубик с картинкой и написанной буквой. Малыш видит нарисованный арбуз, умеет выделять в слове звук “А”, и осознает, что буква “А” связана с картинкой арбуза. Мама прячет кубик “А” и просит ребёнка быстро найти его среди других кубиков. Если малыш начинает осознанно искать кубик “А”, значит, он готов к усвоению учебного материала и научится читать по слогам довольно быстро.

Важно! Если у малыша не получается быстро найти кубик, помогите ему с поиском. В следующий раз он будет чувствовать себя увереннее и справится легко с заданием.

Методика обучения

  • выучить все буквы одну за другой;
  • произносить правильно слоги из двух букв;
  • произносить правильно слоги из трех букв;
  • учить правильно соединять слоги в простые слова;
  • учить правильно соединять слоги в сложных словах.

Важно! Весь процесс обучения чтению по слогам должен проходить в игровой форме. Нельзя учить ребёнка насильно и ругать за непонимание.

Как научить соединять буковки в слоги? Слог всегда состоит из гласных и согласных звуков, поэтому важно сначала научить узнавать и правильно артикулировать гласные звуки. Их мало, и с них легко начинать обучение чтению. Затем необходимо изучить согласные звуки: сначала наиболее распространенные – “м”, “п”, “б” и т. д. Это важно, чтобы малыш смог составить свои первые слова – мама, папа, баба.

Чтобы научить ребёнка составлять слоги и читать по слогам, нельзя называть согласные звуки с дополнительными призвуками. Например, учим звук “п”, но не называем его “пэ”. Пусть малыш скажет “п”, потом соединит его с гласной “а”: получится слог “па”. Затем объясните малышу, что эти два звука нужно произнести слитно (спеть их).

Распространенной ошибкой в обучении является чтение по слогам с четкой артикуляцией отдельных звуков: м-а-м-а.

Необходимо научить произносить слог слитно. Большим удовольствием будет для ребёнка составление и произнесение первого в жизни слова из кубиков – “па-па”.

Чтобы процесс обучения получил дополнительный стимул, нужно наглядно показать малышу плоды его стараний. Что следует сделать? Обучите правильно читать и произносить гласные звуки и часть согласных (п, б, м) и объясните, что из этих букв состоит слово “мама” или “папа”. Не нужно учить весь алфавит – сразу переходите к практике! С такой методикой детки пяти/шести лет быстро осваивают чтение.

Важно! Когда малыш освоит слова из повторяющихся слогов (па-па, ма-ма, ба-ба), можно начинать учить сложносоставные слова из нескольких неодинаковых слогов.

Читаем книжки

Когда малыш освоит грамоту по кубикам, можно переходить к чтению книжки. Книжка должна быть яркая, красочная, с большими буквами: чтобы малыш в пять/шесть лет не напрягал зрение. Нужно натренировать ребёнка быстро находить в книжке знакомые ему слоги “ма”, “па”, “ба” и другие.

Чтобы малыш не терял строчку, приучите его следить за написанным с помощью указки или пальчика: пусть показывает то, о чем читает. Большой ошибкой является слитное чтение всех слов сразу. Малыш приучается петь слоги и начинает петь все прочитанные слова подряд, не делая смысловых пауз. Отучите от этой привычки и объясните, что между словами нужно делать перерыв.

Желательно приобрести несколько книжек с разными шрифтами. Нередко бывает, что малыш пяти/шести лет быстро теряет способность узнавать буквы, написанные иным шрифтом. Объясните, что буквы могут быть написаны крупно или мелко, прямо или наклонно.

Если правильно преподнести информацию, малыш с пяти лет научится читать любой текст.

  1. Купите в книжном магазине лучшую методику, чтобы быстро научить ребёнка пяти/шести лет чтению.
  2. Выделите специальное время для занятий чтением и строго придерживайтесь распорядка – это поможет малышу привить навыки организованности.
  3. Каждый новый урок начинайте с повторения материала предыдущего урока – это позволит малышу почувствовать уверенность в своих знаниях.
  4. Помните, что внимание ребёнка не устойчиво, и большее 15-20 минут он не в силах концентрироваться на обучении чтению по слогам.
  5. Больше хвалите ребёнка за самые маленькие достижения – это будет вдохновлять к обучению чтению.

Чтобы малыш быстро осваивал и запоминал информацию, следует связать учебный материал с практикой.

Например, выучив букву “А”, нужно просить ребёнка находить ее везде – на плакатах и вывесках магазинов при прогулке, в книжках и любых других текстах. Малыш с удовольствием будет играть в прятки с буковкой “А” и получать удовольствие от ее нахождения. Учить ребёнка пяти/шести лет следует в непринужденной игровой форме, привлекая его интерес к данному процессу.

Важно! Практика показывает, что в домашних условиях можно быстро научить чтению и счету малыша пяти/шести лет. Главное, набраться терпения и находить ежедневно 10-15 минут для этого важного занятия.

Требования современной школы заставляют большинство родителей задуматься об обучении ребенка чтению самостоятельно, так сказать, в домашних условиях.

Некоторые папы и мамы так спешат начать решение этой задачи, что обращаются к различным методикам освоения данного навыка «с пеленок».

Есть и те, кто серьезно подходит к этому вопросу не ранее 5-6 лет или в преддверии поступления в школу.

В данной статье мы постараемся разобраться, когда и как научить ребёнка читать по слогам, какие факторы при этом надо учитывать, что за методики существуют на сегодняшний день, а также не обойдем вниманием личный опыт современных родителей. Начнем по порядку.

Чтение с пелёнок!

Обучение «с пеленок» звучит интересно. Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка умным, сообразительным, эрудированным в среде своих сверстников.

И на помощь здесь приходит методика раннего развития малыша.

Необходимо отметить, что данное направление достигает хороших результатов.

К нему чаще всего обращаются новоиспеченные родители первых деток в семье. Но если заглянуть в проблему глубже, начинаешь обращать внимание на мнение различных специалистов.

К сожалению, осознание приходит позже, по мере возрастания чада. А множество логопедов, психологов, педагогов и даже неврологов недовольны новыми методами. Дети, обучающиеся «с пеленок» имеют проблемы с социализацией, часто повышенно возбудимы и гиперактивны.

Мы ищем оптимальный способ научить ребенка читать по слогам, поэтому в эту методику углубляться не будем.

Как узнать, что ребёнок готов учиться читать?

По мнению профессионалов, существует ряд факторов, говорящих о готовности ребенка к обучению чтению. Среди них можно выделить:

  1. Связанная и продолжительная речь.
  2. Четкое произношение букв и звуков. Если ребенок плохо выговаривает звуки, проглатывает буквы, шипилявит, то прежде необходимо обратиться к логопеду. Как утверждают специалисты этой сферы, наиболее благоприятный возраст для обращения к логопеду не 6-7 лет, а 4,5-5 лет. К этому времени речевой аппарат ребенка максимально готов к правильному произношению звуков. Систематические занятия (желательно 3 раза в неделю), ежедневное закрепление усвоенного дома дает отличные результаты. Уже через полтора - два месяца ваш ребенок заговорит по - новому. Проверено автором дважды.
  3. Развитое логическое мышление, которое в дальнейшем даст ребенку возможность понимать закономерности, причинно - следственные связи в мире, общественной жизни и межличностных отношениях. Для ребенка 4-5 лет — это оперирование понятиями «влево-вправо», «вверх-вниз», «выше-ниже» и т. д.
  4. Заинтересованность самого ребенка научиться читать. На мой взгляд, является основополагающим фактором, огромным стимулом обучения. Но как же этого достичь? Самым доступным способом считается совместное чтение взрослых с детьми, интересное, систематическое, соответствующее возрасту ребенка. Со временем можно применять небольшую хитрость: взрослый, читая ребенку, останавливается на самом интересном, оставляя его на следующий раз. Малыш будет иметь огромное желание узнать продолжение. Постепенно формируется интерес. Еще один момент. По мнению психологов и неврологов, дети, чьи родители обращались к книге в первые месяцы жизни ребенка (до 7 -ми месяцев), гораздо чаще любят читать, чем те, которые этого не делали.
  5. Усидчивость. Чтобы научить чему-то ребенка 4-5 лет, нужно остановить его внешнюю деятельность хотя бы на 5-10 минут. Для первых занятий этого будет достаточно.

Теперь рассмотрим основные методики обучения чтению ребенка по слогам в домашних условиях существующие сегодня.

Обучение чтению «с пеленок» по системе П. В. Тюленева.

По мнению автора, используется для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка. Метод призывает к созданию определённой развивающей среды. Для разных этапов развития ребенка предполагается наличие специальных пособий. Среди них: специальная кроватка - микрошкола, комплекты карточек, чудо-буквы и др.

Методика обучения по кубикам Н. Зайцева.

Занятия проходят в форме игры и рассчитаны на детей, начиная с 2-3-х лет. Основной единицей в данной методике является не звук, а склад (так называется пара из согласной и гласной, или из согласного и твердого или мягкого знака, и даже одна буква).

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Минусом является необходимость специального оборудования, а также группы детей для проявления духа соревновательности. Занятия по кубикам предлагаются и в методике Е. Чаплыгина.
Среди плюсов можно отметить более компактный и материально доступный набор, а также возможность заниматься дома, индивидуально.

Методика Г. Домана.

Нейрофизиолог Глен Доман разработал методику обучения чтению детей, в первую очередь, с повреждениями мозга. Для занятий используются карточки со словами, написанные крупным шрифтом и ярким красным цветом. Занятия занимают 10-15 секунд, но таких занятий должно быть несколько десятков в течение дня. В дальнейшем методика Домана применялась к здоровым детям, которые показывали отличные результаты.

Звукобуквенная методика Д. Б. Эльконина.

Классическая система, по которой обучались еще родители нынешних первоклассников. Она рассчитана на детей 6-7 лет. На первом этапе обучающиеся длительный период занимаются звуковым анализом слов и лишь затем переходят к чтению и письму. Для методики характерно выкладывание слов в виде звуковой схемы, разделенной на клеточки трех цветов (красные - гласные, синие - твердые согласные и зеленые - мягкие согласные). Звукобуквенные схемы являются ценным приемом, к которому часто обращаются и современные методики.

Метод Марии Монтессори.

Наблюдая за детьми, она пришла к выводу, что обучение чтению должно начинаться с письма, а именно прописных букв, поскольку круговые движения даются детям гораздо легче прямых линий. Для подготовки руки рекомендуются штриховки. Изучение алфавита основывается на тактильном методе при помощи ощупывания букв различной фактуры.

Множество других методик (С. Полякова, О. Соболевой и др.)

В настоящее время свое законное место начинает занимать классическая методика обучения по букварю. Мы предлагаем в общих чертах рассмотреть обучение чтению по слогам в домашних условиях по букварю Н. С. Жуковой, дополненное авторскими приемами.

Итак, не забываем, что необходимо постараться устранить имеющиеся логопедические проблемы и с энтузиазмом приступить к процессу.

Учимся читать по букварю Н. С. Жуковой!

Для начала родителям неплохо было бы вспомнить основы. Звуки, буквы, их 33, деление на гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Предостережем от ошибки. В современных говорящих азбуках детям преподносятся не звуки, а названия букв («эн» — вместо «н», «ча» — вместо «ч», «эль» — вместо «л» и т.д.). В процессе чтения ребенок начинает испытывать трудности. Будьте внимательны: для обучения чтению мы изучаем звуки!

В процессе обучения смело пользуемся различными приемами: от классических занятий по 10 мин, рисования мелками на асфальте, развешивания по стенам букв, написанных крупным шрифтом, и многие другие по вашему усмотрению, до нахождения нужной буквы в вывесках и витринах. Желательно придерживаться последовательности, указанной в букваре. На начальном этапе необязательно знать все буквы, достаточно нескольких гласных и согласных. Главное - понять механизм слияния 2-х букв. Для этого используем картинки в букваре. Веселый мальчик «бежит» от одной буквы к другой. Научите ребенка тянуть первый звук, пока он не «добежит» до следующего: М-М-М-А-А-А, У-У-У-А-А-А.

Переходим к простейшим словам (мама, сама, корова). Напоминаем ребенку о паузах между словами. От слов переходим к предложениям, а далее к простейшим текстам. Не забывайте задавать ребенку вопросы по тексту, вместе ищите ответы.

Для детей в возрасте около 5 лет (который рекомендуется для данной методики) на каждое занятие необходимо отводить 10-15 мин. Постепенно увеличиваем время до 30 минут, но помните, все индивидуально.

Ребенок ни в коем случае не должен заниматься «из-под палки». Одной из главных задач родителей является привитие ребенку интереса, даже тяги к чтению. В данном возрасте можно смело использовать различные игры. Например, подобрать пары слов, которые отличаются одной буквой, и попросить ребенка найти отличия. Ещё можно положить в мешочек пластиковые или деревянные буквы, а маленький ученик на ощупь назовет их, или даже составит слово. Для стимулирования интереса допустимо использовать онлайн-игры и программы («Веселый паровозик», «Бериляка учится читать» и др.) или готовые видео и диски со специальными уроками.

Детям это очень понравится. Данные пособия нужно использовать для отдыха или закрепления материала строго определенное количество времени. Так как все излишки современных технологий могут губительно сказаться на зрении и психо-эмоциональном развитии.

Родители, помните! Научить ребенка читать по слогам в домашних условиях не так сложно, гораздо труднее привить интерес и любовь к чтению. Не бойтесь проявить свои творческие способности, фантазию, чувствуйте своего ребенка, и у вас обязательно все получится!

Первое знакомство с буквами дети проходят дома, вместе с родителями и уже полноценно и хорошо читать они начинают после того, когда им исполняется 6 лет. В детском саду начинается первая программа по развитию чтения и полноценной подготовке детей к школе. Существует множество центров для развития малышей, которые помогают в полной мере освоить технику чтения и дополнительные домашние задания дают вполне успешные результаты. Далее поговорим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Как происходит обучение чтению?

Ребенка в курс чтения необходимо вводить постепенно и вызвать у него интерес. Обязательно объяснить, для чего необходимо читать, какую пользу это принесет в будущем малышу. Не следует сразу давать множество заданий и перегружать знаниями, достаточно будет изучения «Азбуки» и слогов без рисунков, которые подсказывают буквы.

Также стоит учитывать то, что у маленьких детей нет сильной концентрации внимания, они иногда просто устают от постоянного умственного труда, завоевать внимание можно четкой речью и прямым направлением к действию.

В силу своего детского возраста некоторые дети могут переключить свое внимание на более, чем 10 предметов. Потому нужно подбирать очень интересную Азбуку, чтобы малышу она непременно понравилась. Есть ряд специальных книг, в которых буквы выделяются особенным образом, позволяя все свое внимание сосредотачивать именно на них.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях? С чего начать?

  1. Выучите с малышом все главные буквы, постарайтесь, чтобы он называл их четко и показывал их на картинках. Если будете дополнительно рисовать буквы красным цветом на бумаге – это также сыграет свою роль. Этот цвет помогает лучше запоминать слоги и все буквы.
  2. После полного изучения гласных, можно переходить на слоги с добавлением согласных букв, пусть ребенок пытается повторять за вами все слоги, которые вы произносите. Составлять легкие слова с повторяющимися слогами будет настоящим движением вперед и заметным прогрессом со стороны малыша.
  3. Старайтесь говорить с ребенком четко и по слогам, чтобы он улавливал каждое ваше слово и мог самостоятельно повторить простые слова: дом, дым, ля-ля, кот, пес, двор, окно, шар, мяч и так далее.

Как нужно готовиться к развитию малыша?

Родительская помощь в развитии малыша должно присутствовать во всем, потому родителям все же необходимо выделять хотя бы час своего времени для полноценных занятий с малышом и чтения с ним книг, чем больше родители будут помогать ребенку, тем больше у него будет желания учиться дальше и получать все необходимые знания. Развивайте в ребенке трудолюбие – это поможет ему в школьные годы. Мы вам вкратце рассказали, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, а прислушаться к нашим советам или нет, это уже ваше право.

Вашему ребенку уже исполнилось 6 лет, время поступления в школу все ближе и ближе, и вы всерьез задумываетесь, как же научить в домашних условиях ребенка читать по слогам? Малыши к этому возрасту уже обычно становятся более усидчивыми, знают буквы и готовы сменить привычные развлекательные игры на обучающие – а, значит, время пришло!

Методика Надежды Жуковой

Наиболее удобная методика обучения чтению по слогам – это методика Надежды Жуковой, которая позволяет быстро и без криков научить ребенка читать совершенно самостоятельно уже в 6 лет! Наталья Жукова – известный педагог и логопед, автор «Букваря», с которого она и предлагает начать обучение. Суть методики заключается в том, чтобы привить ребенку навык соединять буквы в слоги, а потом уже слоги – в слова.

Букварь Жуковой

«Букварь» снабжен иллюстрациями, которые облегчают процесс обучения. Также в нем есть рекомендации родителям о том, как проводить процесс обучения. Соединение слогов производится растягиванием гласных и кратким произнесением согласных букв. К примеру, чтобы прочитать слог «ав», ребенок должен тянуть первую букву и быстро присоединять вторую, заканчивая слог – «ааааав».

Важно помнить, что ребенок должен отучиться произносить буквы, как они называются, ему нужно читать звуки. Например, букву «в» нужно произносить не «вэ», а просто «в».

При чтении слога, начинающегося с согласной, работает та же схема: короткий согласный переходит в долгий гласный, пример: «каааааа».

Соединение слогов в слово происходит так: ребенок читает сначала один слог, потом другой, дальше он должен быстро произнести оба слога, не отрывая их друг от друга, пока они не сольются в единое слово. Попросите ребенка произнести слово несколько раз, обсудите, что оно означает, где он его слышал, как его можно использовать. Вы будете удивлены тому восторгу, который выразит ваш малыш, когда поймет, что буквы складываются в нечто знакомое и понятное, обретают смысл!

Сказки со словами, разделенными на слоги, помогут вам в обучении

Обратите внимание, «Букварь» Жуковой составлен так, чтобы начинать работу со сложно произносимых звуков «ж», «р», «ш», «л», которые многие дети затрудняются выговаривать. Таким образом, используя эту методику, вы убиваете двух зайцев – обучаете чтению по слогам и проводите логопедическую работу по улучшению звукопроизношения!

Итак, чтобы начать работать по этой методике вам нужно:

  • Купить «Букварь» Надежды Жуковой;
  • Изучить рекомендации во вступительном слове и внизу каждой страницы;
  • Выделять по 20 минут в день, либо установить правило – проходить в день с ребенком одну страницу.

Эта книга легка в использовании, рекомендации доступны и понятны, она не только раскроет вам секрет, как научить читать по слогам ребенка в домашних условиях, но и позволит ему быстро перейти на уровень, где он сможет читать самостоятельно в 6 лет!

Методика кубиков Зайцева

Кубики Зайцева – это методика, которая основана на наглядности. В комплекте идут прочные кубики, на которых нарисованы слоги. При этом все кубики имеют различный окрас, размер, есть двойные и одинарные кубики. Также в комплект входит игровое поле, аудиодиск и пособие для родителей. Итак, как же работая с этими кубиками, научить ребенка в домашних условиях и без помощи специалистов читать по слогам, начиная уже в 4 года или в 5 лет.

Кубики Зайцева

На каждом кубике изображен слог или отдельная буква, это приучает ребенка воспринимать звуки не отдельно, а сразу в слогосочетании. Это несомненное преимущество данной методики, потому что первая трудность, с которой сталкиваются родители при обучении чтению – это затруднения у детей в том, чтобы соединить звуки, которые раньше они называли отдельно. Автор методики рекомендует не учить с детьми буквы отдельно, а сразу начать заниматься со слогами.

Так, ребенок воспринимает слог как минимальную единицу, иными словами, складывает не буквы в слова, а слоги. Это происходит следующим образом: родители показывают ребенку несколько вариантов сложения кубиков, произнося написанные на них слоги, потом заменяют один кубик другим – и, чудо, слово меняется! Игровая форма позволит дольше удержать внимание малыша, а чтение сразу слогов – быстрое освоение чтения.

Складовые картинки из комплекта служат образцом, по которому могут заниматься дети самостоятельно, ведь подражать – это так просто.

Слоги на кубиках составлены именно так, как они встречаются в словах, а поэтому ребенок изначально будет привыкать к верному сочетанию, что избавит вас от грамматических ошибок, которые ребенок может допускать впоследствии в школе. Например, частой ошибкой становится правописание шипящих с гласными «ча», «ща», «жи», «ши» часто пишут, как «чя», «щя», «жы», «шы». Но так как ребенок привыкнет видеть именно верные сочетания, как на кубиках, то этих ошибок он не совершит никогда!

Чтобы работать по этой методике вы должны:

  • Приобрести комплект «Кубиков Зайцева» (туда же входит диск, игровое поле, пособие);
  • Прочитать пособие по работе с методикой;
  • Выделить 15 минут на занятие с ребенком + 10 минут для самостоятельной игры ребенка с кубиками без вашего участия.

Положительные отзывы о данной методике свидетельствуют о том, что ребенок овладеет без проблем не только чтением, но и грамотой, а у вас не будет болеть голова о том, как научить ребенка читать по слогам в 6 лет, ведь он овладеет этим еще раньше, причем в домашних условиях и в игровой форме.

Методика Марии Монтессори

Наглядность и сенсорное восприятие – вот что лежит в основе методики Монтессори. Эта методика ставит целью научить читать, говорить и писать одновременно. Занятия проходят следующим образом:

  • Ребенок вместе с мамой рассматривает «шершавые» на ощупь буквы, обводит их пальцем;
  • Следующий шаг – рисовать буквы. Причем не печатные, а сразу прописные, так как дети легче воспринимают и передают округлости букв;
  • Изучение букв, ощупывание, рисование – все это надо сопровождать голосом, называя звуки.
  • Когда ребенок освоил рисование букв – рисовать по две буквы, иначе говоря, слог, также произнося его.
  • Постепенно усложнять от единичной буквы – к слову.

Автор рекомендует проводить игры, включить в действия театрализацию, разыгрывая мини-сценки, например, «Как К в гости к У ходила», также играть в игру «Угадай, что за буква», где ребенок ручкой ищет в коробке букву, угадывает ее на ощупь и называет. Также нужно проводить упражнения на развитие мелкой моторики и письма, работать с ручкой и карандашом.

Методика Монтессори позволяет не только обучить ребенка чтению, но и подготовить руку к письму

Данная методика нацелена на раннее общее развитие ребенка: она развивает моторику, обучает письму, чтению, развивает речь, сенсорные и тактильные ощущения. Причем начинать работать по данной методике, рекомендовано с 4 лет.

Итак, чтобы работать по Монтессори, нужно:

  • Купить или изготовить (к примеру, из бархатной бумаги или других материалов) шершавые буквы;
  • Подготовить удобную ручку и тетрадь (альбом);
  • Прочитать рекомендации к методике и отобрать заинтересовавшие вас игры и упражнения;
  • Уделять 15 минут в день непосредственно занятиям (ощупывать буквы, писать и рисовать их, проговаривать при этом вслух) + 20 минут выделять на игры с буквами и театрализованные представления.

Обучая ребенка чтению, используйте подручные материалы, например, манку или крупы

Эта методика настолько проработана, заключает в себе столько занятий и упражнений, что есть отдельные видео уроки, как научить ребенка в домашних условиях читать по слогам в 4, 5 и 6 лет.

Какую же методику выбрать?

Для того, чтобы понять, какая методика подходит именно вам и вашему ребенку, можно обратиться к следующей таблице:

Обучение по Жуковой Обучение по Зайцеву Обучение по Монтессори
Что нужно? «Букварь» Кубики и комплект к ним Шершавые буквы и рекомендательное пособие
Со скольки лет можно начинать? С 5 лет Уже в 4 года С 3-4 лет
Преимущества 1.Учит произносить звуки, складывать их в слоги, из слогов получать слова

2.Поэтапность обучения, постепенное усложнение

3.Занимает всего 20 минут в день

4.Позволяет приучить ребенка работать с книгой

1.Игровая форма обучения

2.Наглядно и сенсорно

3.Можно проводить занятия дважды в день, первый раз обучая, второй – играя

4.Обучение сразу слогам, проскакивая этап изучения звуков отдельно

1.Одновременное развитие сенсорики, тактильных ощущений, письма, чтения и речи

2.Игровая и наглядная форма

3.Большое количество вариантов занятий (упражнения, игры, театр, сочинение сказок)

4.Творческий подход

Недостатки Отсутствие игровой формы Восприятие ребенком слогов в их цельности, проблемы с выделением отдельных звуков Отсутствие взаимодействия с книгой

Таким образом, мы рассмотрели три методики обучения чтению по слогам трех разных школ – классической («Букварь» Жуковой), нетрадиционной («Кубики Зайцева») и школы раннего развития (Монтессори). Вам остается только выбрать, какой способ подходит именно вашей семье, позволяющий научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, чтобы это было не только быстро и эффективно, но и доставило массу удовольствия вам и вашему малышу!


Сумка с четкими линиями и фиксированной формой всегда выглядит стильно и презентабельно, что редко можно сказать о мешковатых и бесформенных аксессуарах.

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.