Домой / Форма бровей / Как понять что голос мутирует. Почему ломается голос

Как понять что голос мутирует. Почему ломается голос

Мутация голоса у подростков - это явление, которое обусловлено изменениями гормонального фона организма. В основном ломке голоса подвержены мальчики. Происходит мутация голоса в период полового созревания. В кровь подростка начинает поступать тестостерон. Этот мужской половой гормон провоцирует расширение голосовой щели. Голос начинает приобретать более низкую частоту и характерную для мужчин хрипотцу.

Физиологическая особенность строения голосового аппарата человека в детском возрасте - это одинаковое строение голосовых связок у мальчиков и девочек. Различить по голосу ребенка его половую принадлежность практически невозможно. Однако уже в возрасте 10 лет мальчики начинают говорить более низким голосом. Это связано с более быстрым ростом голосовой щели и связок. В 10-12 лет голоса мальчика и девочки различаются всего на 1,5 мм. Именно настолько длиннее голосовая щель десятилетнего мальчика. И, тем не менее, мы отчетливо замечаем разницу в тональности звука.

Эти изменения не связаны с гормональным влиянием. Здесь сказываются физиологические особенности. Именно по этому принципу в возрасте 10-12 лет в прошлых столетиях отбирались мальчики для певческой карьеры в церковных хоровых коллективах. Для исключения явления мутации голоса им делалась операция по удалению половых желез. Потому что в дальнейшем весь процесс ломки голоса происходит именно под влиянием половых гормонов.

Мутация голоса у мальчиков - это физиология

Возрастная мутация голоса у мальчика подростка - это нормальное физиологическое явление. Обычно она начинается в период полового созревания. В это же время у мальчиков начинаются первые полюции, оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с ломкой голоса начинается рост волос на лице в характерных для этого местах.

Ломка голоса может произойти в период с 11-12 лет до достижения мальчиком 18-летнего возраста. При боле поздней мутации голоса следует обратить внимание на мужское здоровье подростка. Возможно, есть какие-то отклонения. Чаще всего мутация голоса занимает период не более 2 месяцев. За это время голос приобретает характерную тональность. В дальнейшем тембр голоса остается прежним на протяжении всей жизни. Изменить его могут только травмы гортани, ожоги и злоупотребление вредными привычками.

Механизм половой мутации голоса у мальчиков заключается в постепенно утолщении голосовых связок и дальнейшим расширением голосовой щели. На этот процесс оказывает влияние не только тестостерон, но и гормон гонадотропин, который ускоряет рост волос на теле и провоцирует появление вторичных мужских половых признаков.

Мутация голоса у девочек - это патология

Если мутация голоса у мальчиков в подростковом возрасте - это неизбежность и свидетельство правильного роста и развития, то у девочек данное явления относится к патологическим отклонениям. Мутация голоса у девочек - это достаточно редкое явление. Оно, как правило, свидетельствует о повышенном уровне тестостерона в крови. Может сопровождаться такими явлениями, как:

  • появление волос на лице;
  • телосложение по мужскому типу;
  • ускоренный рост конечностей;
  • отставание в развитии вторичных женских половых признаков.

Коррекция этого состояния проводится под наблюдением эндокринологи. Причинами могут стать вирусные заболевания, изменения режима питания и распорядка дня, стрессовые ситуация, неправильное .

Почему происходит ломка голоса у детей

Следует понимать, что ломка голоса у детей - это неизбежное явление, связанное с ростом и развитием. Природой так заложено, что в детстве, в то время, когда потомство нуждается в заботе, защите со стороны родителей, дети обладают тонкими пронзительными голосами. Звуки высокой тональности распространяются на большие расстояния и четче воспринимаются человеческим ухом.

По мере роста организма изменяется длина голосовой щели и связок. Происходит незначительная ломка голоса у девочек. Появляется более низкая тональность. Но это явление нельзя назвать мутацией голоса. Ломка не связана с гормональными изменениями.

У каждого человека от природы имеется свой личный и неповторимый тембр голоса, который, как правило, ему не нравится. А все потому что идеальным считается бархатистый и низкий голос, а не тихий, писклявый, громкий или чересчур высокий.

Реально ли это?

Если мужчина или женщина, а подростки – так особенно, сильно озадачиваются по поводу выразительности и звучания своей речи, то массы ненужных комплексов не избежать.

Оказывается, что да. Вот только занятие это не из легких, и придется потратить на него немало терпения и усилий. Готовы? Тогда начнем!Изменение звучания голосовых связок можно сравнить с настройкой гитарных струн.

К ним нужно прислушиваться, стараться менять тональность, заботиться и беречь. Как и в случае с музыкальными инструментами, со связками следует быть чрезвычайно аккуратными, и не использовать по отношению к ним радикальные или небезопасные способы «настройки» . На все нужно время, и потратить его предстоит на выполнение несложных упражнений, рекомендаций и правил того, как сломать собственный голос.

Нетрадиционные и сомнительные методики

Запомните: практически все народные способы того, как быстро сломать свой голос, наносят приличный вред здоровью. К примеру, некоторые пытаются изменить тембр путем активного курения или злоупотребления спиртным, попутно приводя в негодность состояние своего желудочно-кишечного тракта, провоцируя сердечные, печеночные и сосудистые патологии.


Еще в некоторых источниках встречается такой совет: в сильный мороз нужно прямо на улице напиться ледяной воды, после чего очень громко и долго кричать во всю мочь.

Не знаем, кому это помогло, но согласно медицинским суждениям, подобная тактика приведет только к одному – сильной и необратимой порче голосовых связок, которая, в свою очередь, спровоцирует появления хриплого, каркающего, кашляющего или, вообще, еле различимого говора.

Проверенные и безвредные способы ломки голоса

Самые распространенные и безопасные варианты того, как сломать свой голос самому, выглядят следующим образом:


  • Каждый день нужно распевать в привычной тональности любую гласную букву. Сначала это делается на протяжении 5-10 минут без перерыва, потом, с каждым последующим днем, тон следует понижать, а время упражнения – продлевать;
  • Еще можно жужжать, склонив голову как можно ближе к грудной клетке. В таком положении происходит максимальное напряжение голосовых связок. Такое занятие тоже делается ежедневно, вместе с напевами;
  • Надо следить за тем, каким именно путем воздух попадает в легкие. Нужно, чтоб он это делал через нос, а не через рот, особенно если речь идет о холодном времени года. Так получится избежать переохлаждения связок, их инфицирования и вероятных аллергических реакций;
  • Фитовариант того, как можно сломать самому голос, подразумевает использование мятного отвара. Готовится он следующим образом: в небольшую кастрюльку закладывается горсть сушеных или свежих листьев, все это заливается кипятком и настаивается минут 12 под закрытой крышкой. Питье принимается малыми порциями, перед каждой из которых пропевается долгий гласный звук. Повторяется это несколько раз в сутки, вплоть до достижения требуемого эффекта;
  • Попробуйте «размять» голос, используя услуги профессионального педагога по вокалу. Конечно, это недешевое удовольствие, но результат того стоит, равно как и безопасность пути его заполучения.

Вмешательство хирургов

Если тембр нужно сломать критически быстро, то можно обратиться к хирургам. Приготовьтесь к тому, что подготовка к операции, ее проведение, реабилитационный период и пожизненная поддержка связок в здоровом и «рабочем» состоянии потребует от вас много средств, времени и усилий. Из-за всего этого, подобная методика чаще всего используется певцами, актерами и прочими общественными деятелями. Ее основное преимущество заключается в том, что достигнутый эффект сбережется на протяжении всей жизни, и эскулап «настроит» связки на ту тональность, которая необходима.


Кроме финансовой стороны вопроса, хирургическая ломка голоса опасна тем, что прооперированные органы приобретают крайнюю чувствительность и восприимчивость к инфекциям, простудам и прочим негативным факторам. Каждый из них может спровоцировать не просто ухудшение тембра, но и полную немоту.

Из-за этого специалисты заранее предупреждают всех желающих о вероятных плачевных последствиях и трудностях, что, как ни странно, не уменьшает количество желающих их пережить.

Все это – самые распространенные методики самостоятельной коррекции голоса в домашних условиях. Если они не приносят видимой пользы, стоит обратиться к фонопеду – специалисту по голосу. Он определит состояние голосовых связок и посоветует меры, которые нужно предпринимать в каждом отдельном случае. Печально только то, что таких людей очень мало, и принимают они, в основном в крупных городах. Спасает только тот факт, что большинство из них дает платные рекомендации по скайпу, или их можно посмотреть их лекции и семинары.

Приблизительно в возрасте 13-14 лет начинает бурно расти весь организм мальчика под влиянием усиленной деятельности эндокринных желез; начинается период полового созревания. Рост органов и тканей в большинстве случаев протекает неравномерно. Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Так, например, бурный рост костного скелета (высокий рост, длинные конечности) связан с расстройством у мальчика деятельности гипофиза (мозгового придатка); замедленный рост скелета вызывается неправильной функцией щитовидной железы. В результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность, длинноголовость) увеличивается глубина и высота твердого неба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда мальчик имеет более округлую форму (брахиоцефальность, круглоголовость). Такому строению черепа соответствует иная форма твердого неба; оно будет более плоским, неглубоким. "Мягкие ткани надставной голосовой трубы – язык, мягкое небо – в период мутации также значительно могут менять свою конфигурацию, что, несомненно, будет влиять на звукообразование".

У мальчиков наступают ясные, бросающиеся в глаза, анатомические изменения гортанного скелета. Гортанные хрящи и в особенности легкодоступный наблюдению щитовидный хрящ быстро увеличиваются в размерах, передний угол гортани начинает выпячиваться вперед, образуя выпуклость на передней поверхности шеи (Адамово яблоко). Все другие отделы гортани также растут быстро в это время и в короткий срок достигают своих значительных, характерных для мужской гортани размеров. Наибольшая разница между размером мужской и женской гортани выражается в величине передне-заднего размера. В связи с этим у мальчиков в переходном возрасте обнаруживают усиленный и быстрый рост. Так в 12-13 лет длина голосовых связок у них равняется 13- 14 мм ; в периоде созревания голосового аппарата длина связок увеличивается на 6- 8 мм , а к 25-летнему возрасту достигает длины в 24- 25 мм .

Мужская гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, а женская только на половину.

Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, вследствие чего голос может опускаться на октаву. Здесь действует закон Пифагора, по которому длина и толщина струн обратно пропорциональны высоте издаваемого ими звука. Это изменение в диапазоне голоса мальчика в связи с ростом голосовых связок – лишнее доказательство того, что миоэластическая (мышечноэластическая) теория звукообразования, основывающаяся на физических (акустических) законах, имеет равное право на сосуществование с нейрохронаксической теорией.

По вопросу о наступлении мутации голоса у мальчиков, обычно совпадающей с наступлением полового созревания, данные специальной литературы несколько расходятся у разных авторов, что объясняется, по-видимому, неодинаковым сроком наступления половой зрелости в разных климатах. Так, в северных районах мутация наступает сравнительно поздно, но зато протекает более резко, тогда как в более южных странах, где период полового созревания наступает рано, явления мутации голоса проявляются значительно раньше.

В нашем климате мутация у мальчиков протекает между 15 и 19 годами, но наблюдаются случаи и более раннего созревания голоса (в 13-14 лет и даже раньше)

Изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в изменении его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас.

Хотя имеются отдельные наблюдения, что дискант наиболее часто переходит в бас, а альт в тенор или баритон, однако закономерности в этом вопросе до сих пор установить не удалось.

Переход из голоса мальчика в голос взрослого обычно совершается более или менее резко. Голос во время перелома понижается почти на октаву. В то время как слух и воля стремятся сохранить высоту детского голоса, голосовые связки, вследствие изменившихся размеров (увеличение в длину, ширину и толщину), производят гораздо более низкие звуки. Поэтому голос в периоде мутации у мальчиков непостоянен, срывается и обнаруживает самые неожиданные переходы от низких тонов к высоким (как говорят, голос «киксует», «соскакивает»).

Мутационный период, т.е. период полного перехода из детского в мужского, может длиться от нескольких недель (4 - 6), месяцев (3 – 6), до 2 – 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года.

Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая.

После перемены голоса гортань продолжает расти; голос, однако, в дальнейшем изменяется уже мало. Он только развивается еще в отношении силы и полноты диапазона (у мужчин – приблизительно до 30-го года).

Формы протекания мутации у мальчиков весьма разнообразны.

Так, нередки случаи, когда голос меняется очень медленно, почти незаметно как для них самих, так и для окружающих; лишь изредка наблюдается небольшая хрипота и утомляемость голоса. При такой форме протекания мутации элементы мужского звучания желательны как в речи, так и в пении.

В других случаях (что встречается наиболее часто) у мальчиков при пении и даже в речи вдруг начинает срываться; при этом неожиданно появляются ноты басового тембра, нередко грубого, лающего характера, внезапно перескакивающие на фистулу.

Далее, встречается такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика внезапно приобретает грубый характер; появляется резкая охриплость голоса, доходящая иногда до полного безгласия. Когда охриплость через некоторый, сравнительно короткий, срок исчезает, у мальчика (юноши) оказывается уже вполне сформировавшийся мужской голос.

В литературе отмечаются случаи исключительно быстрой смены голоса: мальчик, еще накануне разговаривавший детским голосом, на другой день уже обнаруживает голос взрослого мужчины.

При наступлении мутации у мальчиков, в случае быстрого протекания процесса, голос сразу становится ниже (приблизительно, на октаву), а при медленном протекании – понижается постепенно.

Связь всех изменений в голосовом аппарате с половым развитием мальчиков настолько тесна, что достаточно каких-либо причин, мешающих половому созреванию мальчика, чтобы в развитие гортани и голоса значительно замедлилось или даже вовсе остановилось. Так, имеются наблюдения, что у мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание значительно запаздывает, а вместе с тем сильно отстает в развитии и голосовой аппарат сравнительно с ростом его у здоровых детей, оставаясь на степени развития детской гортани; в этом случае голос может оставаться инфантильным (недоразвитым, детским) и у взрослого.

Формы ненормального протекания мутации очень разнообразны. Они могут явиться следствием целого ряда причин, вызывающих те или иные расстройства в физической или психической сфере детей, а иногда и в той и в другой сфере.

Так, к мутационным расстройствам относятся:

Затянувшаяся мутация , когда смена голоса тянется на протяжении многих лет (3-5-7 и даже больше).

Упорно держащийся фальцет вызывается нарушением координации в работе голосовых и передних мышц гортани, когда превалирует деятельность последних; при этой форме мутационного расстройства у юноши вырабатывается очень высокий, неприятный, пискливый голос. Расстройства координации в некоторых случаях бывают выражены настолько резко, что речь сопровождается судорожными сокращениями наружных мышц гортани.

Остро протекающая мутация сопровождается столь бурными явлениями в отправлении голоса, что юноши совершенно отказываются разговаривать и общаться с окружающими.

Замаскированные расстройства в мутационном периоде . Видимых явлений мутации в голосе еще нет; голос звучит еще как будто совсем по-детски. В тоже время у юноши появляются приступы кашля, которые ничем не могут быть объяснены.

По мнению некоторых авторов, такое явление может быть вызвано слишком долгим пребыванием в хоре мальчиков, у которых уже проявляются признаки наступающей или наступившей мутации, но которые, однако, продолжают петь чисто детским голосом. С другой стороны, подобные явления могут быть вызваны длительным пением мальчиков «под голос взрослого мужчины». И в том и в другом случае налицо, несомненно, имеется резкое перенапряжение голосового аппарата, вызывающее у мальчиков (подростков) неудержимый рефлекторный кашель.

Преждевременная мутация , когда у мальчиков в 11, 12 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста.

Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.).

Запоздалая мутация . Сюда относятся случаи мутации голоса, проявляющейся значительно позже наступления половой зрелости (через 3-4 года и более). В этих случаях гортань приходит к зрелости последним органом, связанным с половым созреванием.

Вторичная мутация – когда уже в зрелом возрасте в голосе внезапно вторично обнаруживаются явления мутации (резко бросающиеся в глаза тембровые изменения голоса).

Согласно наблюдениям доктора Левидова, "…мутационному периоду у мальчиков в большинстве случаев предшествует некий предмутационный период , длящийся обычно несколько месяцев. В течение этого времени в голосе мальчика начинает появляться некоторые признаки приближающейся мутации, вначале очень слабые, но затем постепенно усиливающиеся. Главные признаки – быстрая утомляемость голоса и нежелание петь, а иногда еще не совсем чистая интонация при пении", поскольку мальчику труднее становится справляться с верхними звуками своего диапазона вследствие роста голосовых связок в длину. "Ларингоскопия часто обнаруживает явления незначительно выраженного катара гортани (слизь на связках)".

Второй период – собственно мутационный – характеризуется более выраженной окраской голосовых складок, а иногда и всей слизистой оболочки гортани, секреторная функция которой нарушается, при этом уменьшается или увеличивается количество выделяемой слизи. Отмечаются утолщение и гиперемия голосовых складок с красным, серо-розовым или желто-красным оттенком. Это явление следует рассматривать не как воспаление, а как физиологическую гиперемию, всегда сопутствующую воспалительному процессу при усиленном росте. Физиологическая гиперемия является благоприятной почвой для развития настоящего воспаления слизистой оболочки гортани в мутационном периоде при неосторожном, нерациональном обращении с голосом.

Кроме того, в период мутации у мальчиков отмечается значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низким. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением как речевого, так и певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы его и соскакивания звуков с высоких на низкие и наоборот, что в вокальной практике называется киксами.

Профессору Левидову также удалось установить, "...что мутация голоса у мальчиков тоже обычно не кончается сразу". Несколько месяцев, а иногда и больше, длится период, называемый послемутационный . Он характеризуется тем, что при полной смене голоса, когда последний звучит уже совсем по взрослому, и диапазон как будто уже вполне установился, а пение для юноши не представляет никаких особых затруднений, - катаральные явления в гортани упорно держаться; даже после непродолжительного пения можно констатировать интенсивное покраснение голосовых связок и обилие вязкой слизи.

Также, послемутационный, период характеризуется относительно быстро наступающим утомлением голоса, некоторым нарушением вибраторной функции и розоватой окраской голосовых складок, появляющейся после пения. В этом периоде закрепляются все элементы грудного механизма голосообразования, благодаря чему в послемутационном периоде голос юноши приобретает свойства взрослого человека. Изменения диапазона, силы и тембра голоса, манеры звукообразования в этом периоде находятся в тесной связи с происходящими изменениями в организме и психике мальчиков.

Окончательное оформление своего развития человеческий организм получает примерно к 20 годам. Хотя рост гортани к этому времени и заканчивается, все же он может отставать от роста грудной клетки, получается несоответствие в работе дыхания и голосовых связок; мышечная сила последних еще недостаточно окрепла, и в послемутационном периоде (наиболее продолжительном) голосовые связки нуждаются в соответствующем режиме.

Н.Д. Орлова подчеркивает, что по наблюдениям Е.Н. Малютина самый опасный период послемутационный, когда насильственно меняются детские автоматизмы, от чего связки начинают перенапрягаться, приходят в гипертоническое состояние, что неизменно влечет за собой их гипотонию – ослабление, недосмыкание, неравномерную работу правой и левой связки. Осторожность в пении должна соблюдаться молодежью и дальше, когда голос уже вполне сформируется, в особенности, если не было раньше никакой подготовки.

Воспаление катаральное (i. catarrhalis; син. катар ) В. слизистых оболочек, характеризующееся образованием обильного экссудата различного характера (серозного, слизистого, гнойного, серозно-геморрагического и др.) и отеканием его по поверхности слизистой оболочки .

ткани (артериальная, активная гиперемия) или затрудненном ее оттоке (венозная, пассивная, застойная гиперемия). Сопутствует всякому воспалению. Искусственную гиперемию вызывают с лечебной целью (компрессы, грелки, банки ).

Здравствуйте, Саша.

Голосообразование и у мужчин, и у женщин - процесс достаточно сложный и многоэтапный. В нем участвуют как минимум 5 систем организма: легкие, грудная клетка, носоглотка, голосовые складки (еще их называют "связками", но это неправильно), артикуляционный аппарат и гортань. Голос образуется именно в тот момент, когда вдыхаемый человеком воздух проходит через голосовые складки, которые начинают колебаться и вибрировать, а звук, как известно, рождается при колебании.

Поскольку голосовые складки имеют тенденцию к росту, голос у детей, когда они совсем неразвиты, высокий, писклявый. Природу не обманешь, ведь она все предусмотрела: такие голоса деткам нужны для того, чтобы их родители могли слышать их даже на дальних расстояниях.

Когда у мальчиков меняется голос?

Нельзя утверждать наверняка, что в 12 лет голос мальчика обязательно измениться и "сломается". Нет! Во-первых, у мальчиков процесс изменения голоса протекает быстрее, т.к. голосовые складки растут и утолщаются более быстрыми темпами. У девочек этот процесс несколько затянут по времени, поэтому примерно к 10 - 12 годам разница в голосах становится очевидной. Через пару лет (примерно к 13 - 14 годам) в процесс мутации голоса вмешиваются половые гормоны, т.к. у мальчиков начинается период полового созревания. Именно в этот момент голос очень сильно меняется, ведь на темпы роста и утолщения голосовых складок теперь влияют гормоны.

Насчет продолжительности процесса мутации голоса также нельзя говорить наверняка, ведь ломка может длиться от одного месяца, до нескольких лет. В среднем процесс занимает пару-тройку месяцев, за это время подрастающие мужчины уже успевают привыкнуть к своему новому "звучанию".

Обращаю ваше внимание, что мальчики в период изменения голоса испытывают серьезные психологические проблемы, поэтому родителям необходимо относится к ребенку в этот период его развития более внимательно и снисходительно. Взрослым стоит избегать криков и громких тонов, переходящих на бас. Ни в коем случае нельзя доводить ситуацию до того, чтобы кричал и сам ребенок, т.к. громкий крик может спровоцировать повреждение его голосовых складок, что чревато развитием проблем с голосом. Сильное напряжение складов на этапе их активного роста может приводит к образованию "узелков", сильно меняющих голос. Помимо прочего, крики могут спровоцировать кровоизлияние в тканях складок.

Что такое раннее половое созревание?

Хочу обратить ваше особое внимание на тот момент, что возраст 13 - 14 лет для ломки голоса является очень условным. Средняя граница ломки голоса (полового созревания) определена в этом диапазоне, но, как и в любом другом правиле, в данном могут присутствовать и исключения. В медицинской практике действительно встречаются случаи, когда у мальчиков наблюдается ранее (например, в 8 - 10 лет) половое созревание, а также ситуации, когда оно наступает в позднем возрасте (к примеру, в 18 лет).

Нас в данной ситуации интересует именно ранее половое созревание у мальчиков, хотя "ранним" его называют только в том случае, если оно начинается до 10 лет. 11-летний возраст у мальчиков считается абсолютно нормальным для определенных изменений в его организме - полового созревания.

Примерно в 11 - 13 лет (в данном случае, у вас именно в 11 лет) в определенном участке головного мозга ребенка (железа гипоталамус) начинается выработка гормона гонадолиберина. Именно этот гормон участвует в образовании сперматозоидов и других половых гормонов. Как было сказано ранее, именно эти половые гормоны, андрогены, оказывают влияние на голосовые складки, которые начинают активно увеличиваться в размерах и утолщаться. Соответственно, происходит и изменение голоса, его мутация, которую называют "ломкой".

С уважением, Наталья.

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .


  1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Влияние гормонов

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.


А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

  1. умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  2. в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  3. родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .

Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.