Домой / Форма бровей / Лицо куклы из фарфора. Холодный фарфор, особенности приготовления

Лицо куклы из фарфора. Холодный фарфор, особенности приготовления

Содержимое

Куклы, сделанные вручную, высоко ценятся не только среди любителей миниатюрных копий людей, но и даже в кругу профессиональных коллекционеров. Искусно выполненная в мельчайших деталях работа, завораживает и вызывает чувство восхищения. Человеческую фигурку можно сделать из разнообразных материалов как традиционных, так и относительно новых, появившихся не так давно. Техники исполнения также разнообразны. Фигурку можно сшить, связать, сплести и даже вылепить. В этой статье вы узнаете, как можно слепить куклу из холодного фарфора в домашних условиях.

Перед тем как приступить к рассмотрению процесса изготовления куклы из холодного фарфора, рассмотрим их основные разновидности, которые можно вылепить.

Основные виды кукол

По способу изготовления и крепления деталей разделяют:

  • статичные;
  • шарнирные куклы.

Первый вид характеризуется неподвижностью деталей, отсутствием возможности смены позы и положения корпуса, головы и конечностей относительно туловища.

Представители второго вида подвижны, с легкостью принимают любое положение корпуса, рук, ног и головы, благодаря специальным шарнирам, расположенных в определенных анатомических местах сгиба.

Новичкам лучше всего начинать с лепки статичной куклы, и только спустя некоторый промежуток времени, за который будут приобретены базовые навыки изготовления игрушки, можно приступать к лепке шарнирной куклы.

Пошаговый мастер-класс изготовления куклы

Перед тем как приступать к изготовлению той или иной модели игрушки, следует сделать эскиз готовой работы на листе бумаги.

Совет! Лучше всего делать не просто наброски простым карандашом, а полноценный эскиз в полной цветовой гамме.

Такой способ поможет определиться с выбором краски и подобрать правильное, наиболее гармоничное сочетание.

Для лепки вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • холодный фарфор телесного цвета;
  • ножи и стеки для лепки;
  • проволока;
  • клей ПВА и моментальный;
  • кисти разных размеров;
  • краски для разукрашивания готовых деталей;
  • плоскогубцы;
  • фольга;
  • искусственные волосы или мини-парик;
  • ткань, нитки, иголка для пошива платья или уже готовый наряд для куклы.

Пошаговый мастер-класс:

  1. Начинаем создавать будущую куклу с каркаса - своеобразного скелета. Для этого нам понадобится фольга, проволока и плоскогубцы. Каркас делаем из проволоки и аккуратно оборачиваем ее фольгой. При создании основы необходимо максимально приблизить форму заготовки к человеческому телу. Для соблюдения пропорций «скелет» можно приложить к заранее сделанному эскизу готовой работы.
  2. Лепим голову куклы из холодного фарфора.
    Начинаем процесс лепки с головы. Берем небольшой кусочек готовой массы и аккуратно размещаем ее по всей площади лица, теменной части и затылка. После полного заполнения холодным фарфором головы скелета, начинаем придавать ей человеческий облик. Делаем это при помощи стек.
    Процесс лепки лица подробно показан на фото:






  3. Придаем лицу нужный оттенок, близкий к живому. Для этого используем кисти и краски.

  4. Лепим ушные раковины. В процессе создания ушей стараемся сделать их максимально похожими на оригинал, детально вылепливая каждую деталь и складку.


    Освоить все тонкости лепки лица куклы из холодного фарфора вам поможет этот видео мастер-класс:
  5. Приступаем к изготовлению шеи и туловища. Каркас постепенно укрываем фарфоровым слоем готовой массы для лепки. В процессе работы не стоит забывать про анатомические особенности человеческого тела. Строгое соблюдение пропорций, выпуклостей и впадин позволит вам создать настоящий шедевр, который будет максимально приближен к оригинальному человеческому телу.
  6. Основная работа практически завершена, осталось только вылепить мелкие детали. Аккуратно при помощи стек формируем пальцы на руках и ногах куклы, намечаем места, где кости скелета наиболее выпирают (ключица, бедра, колени), а также лепим выпуклости на груди нужного размера, в зависимости от половой принадлежности игрушки.

  7. Придаем кукле человеческий вид. Для этого используем карандаш, краски и кисти.

  8. При помощи клея крепим волосы на голове.



Наша кукла готова, осталось только одеть ее в платье или любой другой наряд по вашему вкусу.

Авторская кукла – это редкое искусство, требующее высокого уровня мастерства и усидчивости. Существует множество техник, в которых современные мастера изготавливают авторских кукол. К более простым техникам относится работа с полимерными запекаемыми пластиками, но до сих пор чрезвычайно ценятся традиционные фарфоровые куклы ручной работы. Создать куклу из фарфора непросто, но готовая фарфоровая кукла будет радовать вас много лет своей изысканностью и утонченностью.

Инструкция

  1. В первую очередь, вам нужно подготовить модель и придумать эскиз куклы, а также определить, где именно будут соединяться подвижные части куклы. Нанесите на эскиз места креплений суставов. Закрепляйте суставы куклы с помощью шляпной резинки.
  2. Из паперклея или скульптурной глины вылепите детали куклы, зашлифуйте и разгладьте их, а затем покройте лаком. Определите, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора – этого отверстия не должно быть видно в готовой кукле. К деталям куклы долепите воронку, через которую вы зальете жидкий фарфор. Разделите детали на две-три части, проводя линию разреза по местам сложного рельефа.
  3. Теперь займитесь снятием формы – из пластилина сделайте подмодельник, облепите им модель по размеченной линии разделения, а затем сделайте в нем выемки обратной стороной карандаша. По краям подмодельника из пластилина сделайте бортики, после чего приготовьте раствор гипса, взбейте его и залейте в подмодельник.
  4. Когда первая часть формы застынет, снимите подмодельник и смажьте деталь формы вазелином. Сделайте бортики и залейте гипс. Части формы разнимите и извлеките модель. Края формы зашлифуйте. Просушите форму в течение двух-трех дней при комнатной температуре. Соберите вместе сухую форму и стяните ее резинкой или проволокой, оставив в нужном месте отверстие для вливания фарфора.
  5. Перемешайте фарфор и залейте в подготовленную воронку до краев формы, заливая медленно, чтобы избежать появления воздушных пузырьков. Через пять минут слейте оставшийся фарфор из формы, а через три часа снимите резинки и разъедините форму. Осторожно извлеките фарфоровую деталь, срежьте воронку и сделайте отверстия по схеме крепления суставов. Изготовьте таким способом голову, туловище, руки и ноги куклы.
  6. Просушите детали и зашлифуйте швы, оставшиеся от формы, перед обжигом. Затем обожгите фарфоровые детали, соблюдая правила изменения температур в печи, и наконец, когда детали остынут, начинайте раскрашивать лицо куклы, используя акриловые краски по керамике и фарфору.
  7. Соберите куклу воедино с помощью шляпной резинки, сначала закрепляя на теле обе руки, а затем закрепив голову и ноги. Проденьте петлю в металлическую шайбу, чтобы она не соскальзывала. Теперь вам осталось доработать куклу – придумать одежду, аксессуары, сделать ей прическу.

Большинство словарей определят куклу, как игрушку и фигуру в театральном действе. К своеобразным спектаклям можно отнести обряды поклонения Венерам. Так ученые назвали в виде женщин времен Палеолита.

Из камня и дерева вытачивали полные фигуры – символы плодородия. Чтобы род продолжался, и всегда находилось пропитание, проводили ритуальные . В качестве игрушек куклы начали использовать в Древнем Египте. Модели Бронзового века закруглены снизу, не имеют рук и ног, плоские.

Такие экземпляры отливали из фарфора, не прорабатывая лицо. Глаза, губы, брови появились на куклах в Риме. При раскопках Помпеи археологи нашли несколько лавок, торговавших статуэтками.

Их делали из глины, янтаря, . Самыми дорогими были восковые, гибкие, экземпляры. Отдавая дань истории, начнем изучать способы изготовления кукол с наиболее древних, фарфоровых фигурок.

Как сделать куклу из фарфора

Старинные куклы из фарфора были цельными. Современные варианты, как правило, комбинированные. Отливаются лишь ноги, руки, голова. Они полые, крепятся на тряпичную основу.

Чтобы она не согнулась под тяжестью керамики, основу делают из проволоки. Техника затратна. Необходимо обзавестись специальной печью для обжига, самим фарфором, гипсом, акриловыми красками, специальным пластилином.

Самый востребованный материал для париков – натуральные человеческие волосы. Поэтому, немногие делают фарфоровые варианты только для себя. Мастеров единицы и они превратили свое увлечение в бизнес. Предлагаем посмотреть сюжет о труде одной из таких умельцев.

Вместо основы-пластилина некоторые берут глину, мастику. Важный нюанс, не отмеченный в видео, — заготовку нужно тщательно отшлифовать.

В гипсовой отливке видна каждая неровность, мельчайшие бороздки с первоначального макета. Если работали с паперклеем (бумажной глиной), нужно не только отшлифовать, но и покрыть лаком.

В магазинах с товарами для творчества есть готовые формы для отливки ног, рук, голов. Они облегчают задачу как сделать куклу своими руками . Изделия получаются типовыми, но, для начинающих вариант подходящий.

В этом случае, не нужна заготовка из пластилина. Не нужно изготавливать и сами формы. Сразу размешивается фарфор, процеживается через сито, или марлю и заливается в полости. Наливать раствор важно тонкой струйкой. Так не образуются пузырьки воздуха, изделие будет прочным и монолитным.



Из фото-подборки видно, что фарфоровые куклы не всегда миловидны. По воле мастеров «рождаются» и жуткие, мистические образы. Создают фигуры мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Популярны парные игрушки. Композиция продумывается изначально, ведь от этого зависит процесс отливки.

Кстати, фарфоровые куклы были страстью принцессы Дианы. Девушка обладала коллекцией из сотен экземпляров. Собирает авторские игрушки и Деми Мур . У звезды Голливуда более 2 000 кукол из фарфора.

Однако, представители молодого поколения чаще интересуются не керамическими образцами, а героями серии «Монстр Хай». Детей уже не интересует, как сделать куклу Барби . Умы подростков будоражат дочери морских чудищ, вампиров и прочей нечестии.

Ситуация такова с 2010-го года. Именно тогда состоялся официальный релиз серии кукол-монстров американской компании «Mattel». Ажиотаж на продукцию позволил поднять цены.

Выложить, в среднем, 4 000 за крохотную пластмассовую фигурку готовы не все родители. Поэтому, отпрыски изготавливают недостающих героев коллекции сами. Как сделать куклу Монстр Хай , расскажем и мы.

Как сделать куклу Монстер Хай

В модных фешн-кукол преображают образцы, утерявшие популярность, к примеру, Барби. Они лучше всего подходят для основы образа, поскольку столь же стройны и изящны. Важно взять Барби с подвижными суставами. Такие имеют все герои серии монстров. Будет достигнуто максимальное сходство.

Однако, у Барби иное выражение лица. Его изменяют при помощи пирсинга, прорисовки шрамов, макияжа. Используют акриловые краски, или водостойкие маркеры.

В ход идут и цветные мелки. Они могут понадобиться при смене цвета волос. Итак, посмотрим как сделать куклу в домашних условиях . Видео англоязычное, но план действий понятен, даже если не понятна речь.

Некоторые родители выступают против того, чтобы их дети играли куклами с вампирскими клыками, голубой или зеленой кожей, неестественно большими и раскосыми глазами. В правительства многих стран поступила инициатива запретить продажу «Монстр Хай».

Обоснование – неестественная внешность игрушек негативно влияет на психику их владельцев. Если с этим согласятся законотворцы, куклы исчезнут из продажи. Так что, научиться изготавливать копии героев серии из подручных материалов не помешает. Иначе, эти образы могут кануть в лету:


Монстры Хай не зря названы первыми фешн-куклами. Эти игрушки всегда в тренде. Индустрия моды немыслима без аксессуаров. И их у героев серии масса. Пояски, , бусы, заколки, сумочки.

Такой лоск требует соответствующей обстановки. Промышленным домам и наборам мебели многие дети предпочитают сделанные своими руками. Предлагаем просмотреть видео, как сделать для кукол «Монстер Хай» симпатичное кресло.

Просматривая видео, можно понять и как сделать другую мебель для кукол . Суть одна, только шаблоны разные.

Почти всегда нужна вата или синтепон, клей или нитки, ткань или оберточная бумага, картон, ножницы и линейка. Подходя к вопросу «как сделать дом для кукол », не забудьте про обрезки линолеума.

Ими застелите пол. Возьмите остатки обоев. Ими обклеите картонную коробку, из которой вырежете само жилище.

Как сделать куклу Мотанку

Если Монстров Хай нередко называют вредными для детей, то кукол мотанок, напротив, считают полезными. Мотанки – фигурки составленные из ниток. Изначально, игрушки делали из льняных ниток.

Их сматывали определенным образом, получая куклу. Отсюда и название «Мотанка». Первые экземпляры изготовлены 5 000 лет назад. В чем же польза изделий? Их считают . Наши предки дарили каждому новорожденному Мотанку, дабы та охраняла его от злых духов, болезней.

Чтобы зарядить куклу положительной, охранной энергией, ее делали родные ребенка. Они не могли пожелать зла, изготавливали Мотанку с любовью и трепетом. Попробуем и мы. Начнем с видео «как сделать куклу» .

Мотанки всегда безлики. Это неспроста. Наши пращуры верили, что душа вселяется в тело человека именно через лицо. Изготовители кукол не могли гарантировать, что в них не вселятся злые духи.

Поэтому, предпочитали оставлять игрушки — обереги без , бровей, губ. Вместо них могли быть кресты. У всех народов, даже не христиан, это символ защиты.




Принцип формирования Мотанок похож можно применить при изучении вопроса, как сделать куклу Вуду . Ее, так же, составляют из скрепленных нитями пучков пряжи, палочек.

Разница лишь в том, что при изготовлении колдовских образцов, их «заряжают» темной энергетикой и снабжают предметами, взятыми у конкретного человека.

Отрезают волосы, выкрадывают личные вещи. С этого момента кукла приобретает связь с «донором». Воткнешь иголку в грудь Вуду, пронзишь болью и человеческое сердце.

Теоретически, в роли куклы Вуду доступно использовать любую игрушку. Главное, чтобы в нее можно было спрятать личные вещи объекта колдовства.

Однако, славянские Мотанки для темных целей применять не принято. Изначально приданная кукле положительная энергетика блокирует негатив.

Мотанки формируют не только из нитей. Есть варианты из кусочков тканей. На Украине исторически сложилась традиция создавать из соломы.

20-ый век дал еще один материал – капрон. Он стал основой для современных вариантов примитивных игрушек в, так называемой, чулочной технике. Ознакомимся с ней.

Как сделать куклу из чулка

Для творчества, по сути, нужны только чулки, синтепон или другой наполнитель, иголка и нитки. Некоторые изготавливают куклы в скульптурной технике. Она заключается в предварительном сваливании ваты или шерсти.

Материалы уплотняют, придавая им формы. Появляются нос, выступающий лоб, подбородок, скулы, губы. Валяют и тело. Его прикрывают одеждой.

А чулками – лишь выступающие из-под нее части. Так покров получается более ровный, похожий на кожу. Но, начинать рекомендуют не со скульптурной, а с простой техники. Прорабатывать рельефы с помощью ниток и иголки легче.

Чулочным методом можно решить и вопрос, как сделать кровать для кукол , или иную утварь. Придать обтянутому капроном синтепону нужную форму не составит труда.

Для декорирования предметов мебели берут клей и любые – тесьму, тканевые цветочки, кружева. Сами же куклы, порой, лучше всего смотрятся без всякого декора. Что скажете о малыше на следующем фото?

Этот кроха настолько естественен, что с трудом верится в его кукольность. В этом плюс чулочной техники. Возможно создать наиболее натуральные образцы.

Даже с помощью фарфора таких не получается. Не получается и из бумаги. Этот материал тоже используют для изготовления игрушек. Высший уровень мастерства покажем сейчас на фото, чтобы было вдохновение читать следующий раздел.

Как сделать куклу из бумаги

С мастерски управляются Японцы. Они родоначальники искусства оригами. Во времена, когда писчий материал был роскошью, знать островного государства тратила его не по назначению.

Бедняки не могли позволить себе и листа, чтобы записать послание. Богачи в часы отдыха сворачивали из бумаги фигурки зверей, птиц, людей. Теперь, это доступно всем. Предлагаем мастер-класс от Елены Зибровой:

Елена показала, что можно сделать для кукол из бумаги. Она служит материалом и для самих фигурок, и для волос, шляп, сумочек. Кроме объемного оригами, из обычного листа можно сделать и плоскостную игрушку.

Достаточно отпечатать на тонком картоне образ дамы или джентльмена, вырезать его и нарядить. Одеяния, так же, распечатываются. Кофты, платья, брюки снабжаются отходящими от них в сторону полосками бумаги. Загибая их, фиксируешь наряды на манекене.



Пока раздумываете, какой материал выбрать для поделки, мы поделимся интересным фактом. Были времена, когда куклы использовали в медицине. Речь идет об эпохе Средневековья. Нравы тогда были строгими.

Врачам не разрешалось прикасаться к женщинам-пациенткам. Те сгорали от стыда, оскорблялись, а доктора отправлялись в тюрьму.

Медикам приходилось приносить с собой куклу, чтобы больная могла показать на ней, где именно чувствует боль. Из чего была сделана фигурка, значения не имело. Подошел бы и бумажный вариант.

Мастер-класс: Изготовление подвижной в “суставах” куклы из фарфора методом литья в гипсовые формы
Современные материалы, такие как полимерные глины (Fimo, Cernit и др.), позволяют создать авторскую куклу практически за один день и не требуют сложного обжига в специальных печах. Это дает необычайные творческие возможности современному художнику-кукольнику.

Фарфор же - материал сложный, работа над куклой из него может занять месяцы. Но эта несовременная “неторопливость” с лихвой окупается красотой и изяществом этого прекрасного материала. Недаром из него традиционно создают куклы и статуэтки.

Кроме того, твердость фарфора позволяет сделать подвижными суставы куклы, а технология литья в формы - небольшие тиражи как отдельных деталей (тельце, ножки), так и всей куклы.

Этап 1. Подготовка модели

Сначала создаем образ куклы: в эскизе на бумаге или в своем воображении.

Решаем, в каких суставах нужна подвижность и как будут соединяться отдельные части, рисуем схему куклы.

Если высота куклы не превышает 30 см, достаточно подвижности в шейном, плечевом и бедренном “суставах”. Если кукла гораздо больше - имеет смысл сделать подвижными еще колени, локти, кисти и стопы. При таких размерах следует учесть еще и рабочий объем печи для обжига - чтобы все детали могли быть обожжены по возможности за один раз.

На стадии рабочего чертежа имеет смысл решить, каким образом все части тела куклы будут соединены, где будут крепления, отверстия и т.д., потому что все эти вспомогательные элементы проще сделать, пока фарфор сырой; высохнув, он станет хрупким, а после обжига слишком твердым для сверления.

Предлагаю для начала сделать небольшую куклу с подвижной головой, ручками и ножками. Крепления конечностей - по принципу пуговиц “на ножке”, где вместо ниток используется резиновый шнур или шляпная резинка, а “пришиваются” они к телу.

Лепим отдельные детали куклы (вместе с креплениями) из пластилина, глины, паперклея или другого материала. Каждую деталь нужно зашлифовать (загладить), т.к. все неровности перейдут в фарфоровую отливку. Детали из паперклея имеет смысл покрыть лаком.

Теперь модели отдельных частей нашей куклы готовы, но нужно учесть, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора, чтобы его не было видно на готовой кукле. В нашем случае отверстие в головке закроют волосы, а в плечах, бедрах и туловище - одежда. Долепливаем к деталям куклы дополнительно литник - на его месте в форме будет воронка, через которую будем заливать жидкий фарфор-шликер.


Каждую модель делим линией на 2-3 части, стараясь, чтобы она проходила по местам наиболее сложного рельефа, иначе не избежать “травмирования” модели при вынимании ее из формы. На сколько частей мы разбиваем модель, столько частей-кусков будет в гипсовой форме.

У нас все детали удалось разделить на 2 части, значит форма для отливки каждой из них будет иметь 2 куска.
В модели головы куклы линия проходит в плоскости крепления ушей, в руках и ногах - по боковой плоскости.


Этап 2. Снятие формы

Готовим подмодельник из оконной замазки или пластилина, “замуровав” в него нашу модель по размеченной линии так, чтобы над его поверхностью осталась часть, с которой снимается первый кусок формы.

Обратной стороной карандаша делаем в подмодельнике выемки - это замки формы для соединения ее частей. По краям делаем бортики из дощечек или пластилина.


Готовим гипс: в воду добавляем примерно равный объем гипса, взбиваем стеком или ножом, как тесто на оладьи или блины. Ждем с минуту и заливаем в подмодельник, следя за тем, чтобы на поверхности модели не осталось пузырьков воздуха.

После застывания первая часть формы готова.

Снимаем подмодельник. Деталь формы смазываем вазелином или другой смазкой, чтобы предотвратить склеивание кусков формы. Делаем бортики и заливаем гипс.

Разнимаем куски формы, достаем модель, зачищаем края формы.
Форма готова, но ее нужно высушить при комнатной температуре в течение 2-3 дней.

Этап 3. Литье фарфоровой детали

Сухую форму собираем и скрепляем тугой резинкой (из велосипедной камеры, например) или проволокой по вертикали и по горизонтали и ставим отверстием литника вверх.

Наступило время заливки в форму фарфора. Фарфор лучше брать тонированный, потому что в готовом виде покрасить его ровно очень трудно.

Фарфоровый шликер хорошо перемешиваем и заливаем в отверстие литника до краев формы. Льем медленно, чтобы не осталось воздушных полостей и пузырьков.

Ждем 1-5 минут в зависимости от диаметра литника и свойств шликера, пока фарфоровая деталь внутри формы не наберет необходимую толщину (обычно 2-3 мм). После этого оставшийся шликер из формы сливаем, иначе деталь не будет полой и может деформироваться при сушке и обжиге.

Через 1-3 часа снимаем резинки и аккуратно разнимаем форму.





Вот она, наша деталь! Осторожно, она еще мягкая, на ней могут оставить следы даже пальцы. Аккуратно вынимаем ее, срезаем литник и делаем отверстия согласно схеме. Важно сделать их до высыхания - потом это практически невозможно без повреждения фарфоровой детали!

Вот готовы все наши детали: тельце, ручки, ножки и голова куклы.

Теперь их надо высушить. На них остались “швы” от формы. Их необходимо зашлифовать до обжига, после него фарфор станет прочнее камня. Сделать это можно мелкой наждачной бумагой или куском капронового чулка.

Обжиг фарфора происходит по сложной схеме набора и снижения температуры. Он может занять 10-12 и даже более часов, все зависит от вида фарфора и печи.

Но вот все детали обожжены. Раскрасим лицо куклы.

Можно использовать простую ПВА-темперу или специальные керамические краски, требующие высокотемпературного обжига. Но мне нравятся акриловые краски для керамики и фарфора - они обжигаются в обычной духовке, а блеск и текстура у них “интеллигентней”, чем у темперы.

Собираем куклу, продевая в отверстия резиновый шнур.

Одним отрезком шнура крепим к телу обе руки, связав его концы через отверстие для головы.

Другим отрезком крепим голову и ноги. Чтобы петля не проскальзывала в отверстии в шее куклы, проденем ее в металлическую шайбу соответствующего размера. Концы резинки свяжем через отверстие литника внизу тела куклы.

Вот, “фарфоровая” часть работы над куклой завершена.

Осталась самая интересная и творческая - одеть куклу, сделать прическу, подобрать аксессуары.

Творческих успехов!

Приглашаю Вас зайти на мой сайт . На нем Вы увидите куклы, созданные в этой и других техниках.




Мастер-класс "Фарфоровая кукла"


Инструменты и материлы:

Фарфор жидкий (шликер);
- пластилин;
- гипс;
- нитки ткацкие шелковые, тесьма (волосы);
- натуральный шелк (одежда);
- наждачная бумага №0;
- резинка круглая;
- стеклянные глаза, шелковые ресницы;
- мягкая губка;
- акриловая эмаль телесного цвета;
- печь для обжига;

Выполнение работы:

Вылепить из пластилина модель куклы;
- Разрезать на отдельные части;

Изготовить форму из гипса каждой части тела модели;

Удалить из формы пластилин;

Готовый шликер;

Залить в форму шликер, через 15 минут вылить остатки шликера;

Форму вскрыть через сутки;

Затирка швов влажной губкой сырого полуфабриката;

Дать частям модели высохнуть в течении трех суток;

Обжиг в печи при температуре 1200"С;

После обжига зачистить поверхности всех частей тела наждачной бумагой для создания гладкой поверхности;

Покрыть все части тела акриловой эмалью телесного цвета;

Собрать на резинках все части тела;

Приклеить ресницы, вставить глаза;

Изготовить паричек;

Сшить одежду;

Соединительные углубления

Используя stoneclay сделайте голову и тело гладкими

Залепите дырочки stoneclay’ем, затем продавите углубление соединительным шариком, накрытым пленкой. Удалите излишки stonaclay по краям.

Отверстия для соединения

Теперь будем сверлить дырочки в соединениях. В обеих ногах эластичная веревка будет идти от лодыжки вверх, через отверстия в коленях, в бедрах, к голове. Для рук веревка прикрепляется крючком внутри запястья. Она проходит внутри обеих рук и закрепляется на втором запястье.

Просверлим три дырочки в местах соединения локтя, колена и бедра, придав им немного вытянутую форму.

Так же просверлим дырочки в центре шеи, запястья и лодыжки

Для плечевых соединений делаем отверстие в центре и тоже делам их более вытянутыми.

Струнная проволока

Просверлите отверстия в местах соединения шеи, локтей, бедер, коленей, лодыжек. Протяните струнную проволоку внутри делателей через сделанные отверстия и закрепите концы, используя stoneclay.

Все части готовы!

Временное соединение.

Теперь временно соединим все части, чтобы проверить соразмерность деталей. Длина и растяжимость нити зависит от конкретной куклы. Для ног лучше взять две петли резинки, длиной от лодыжек до шеи, для рук - от запястья до запястья.

Используя изогнутую прочную проволоку протяните петли через все отверстия и прикрепите каждый конец к крючку.

Зафиксируйте все части и проверьте плавность сгибания всех суставов. Резинка не должна быть натянута слишком слабо.

Грунтовка

После проверки куклы в собранном состоянии разберите ее, загрунтуйте и покрасьте все детали, а затем соберите снова.









Игрушка, кукла - одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры - близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. В отличие от фабричных, авторская кукла уникальна не только тем, что она сделана в единственном экземпляре, но и тем, что отражает частицу души своего создателя.

Я решила попробовать свои силы в выполнении такой куклы, используя холодный фарфор. Холодный фарфор — это очень популярный материал для лепки различных изделий. Несмотря на свое название, к настоящему фарфору он никакого отношения не имеет, но сделать с его помощью можно такие же прекрасные и долговечные украшения, сувениры и аксессуары.

Материалы и инструменты: холодный фарфор, г лаза, проволока, ленточки атласные, кружево «шитье», синтепон, ткань синтетическая, бязь, краска акриловая, пищевая фольга, бусинки, ножницы, иглы, стеки для лепки.

Последовательность работы над авторской куклой

1- й этап работы над куклой - выполнение эскиза.

На основе творческого эскиза выполняется рабочий эскиз куклы в натуральную величину. На данном этапе необходимо стараться продумать все до мелочей: начиная от построения художественной композиции, в которой станет ясно - будет ли задуманный герой стоять, бежать или танцевать, и заканчивая изгибом и креплением каркаса к подставке. Рабочий эскиз позволяет точно рассчитать необходимое количество материалов и помогает выдержать масштаб всех элементов. Однако при этом надо иметь в виду, что в процессе работы многое наверняка изменится.

2- й этап - подбор материалов.

При выборе материала для лепки я учитывала декоративные возможности и особенности технологического процесса при работе с каждым из них.

Холодный фарфор я готовила сама, для этого мне понадобилось:

  • крахмал - полстакана,
  • клей ПВА - полстакана,
  • лимонная кислота - 1 ч. ложка,
  • глицерин - 0,5 ч. ложки,
  • крем «нивеа» - 0,5 ч. ложки.

Все это перемешиваем и варим на медленном огне на сковороде, постоянно помешивая (примерно 7 мин). Затем получившуюся массу хорошо перемешиваем на столе, до полного остывания. Кладем в полиэтиленовый пакет на сутки.

3- и этап - изготовление лепных деталей.

Лепка головы

Голова человека имеет яйцевидную форму, несколько увеличено в затылочной области и расположено острым концом в сторону подбородка. Голова и шея крепятся друг к другу под небольшим углом, шея несколько наклонена вперед.

Глаза расположены посередине расстояния от верха головы до подбородка. По линии расположения глаз ширина головы составляет примерно 5 диаметра глаза. Расстояние между глазами равно диаметру одного глаза. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз - примерно диаметру одного глаза. Расстояние между центрами глазных яблок составляет размер рта.

1. От рулона пищевой фольги я оторвала кусок длиной около 1,5 м. Свернула его в мягкий неплотный шар. Определила линию расположения глаз и установила их.

2. Наложила на основу головы из фольги слой холодного фарфора. Инструментом расчистила фарфор с глаз. Затем аккуратно прилепила его со всех сторон.Затем добавляя небольшое количество фарфора, придала выразительность лицу

3. Сформировала основание переносицы. Скатала 2 шарика размером чуть больше диаметра глаза. Один шарик наложила на подбородок. Из второго сделала пирамидку и по размеру наложила на основание переносицы. Сделала основание переносицы и область над кончиком носа более утонченным, оставив посередине небольшое утолщение. Определила формы крыльев носа, слегка приподняв их вверх. Сделала носовое отверстие и вылепила перегородку носа.

4. Самая оживленная деталь лица - рот, который постоянно меняется с каждым новым выражением лица. Я скатала шарик, равный диаметру глаза. Наложила его на область рта. При плоскостном решении, рот с сомкнутыми губами представляет в виде многогранника. Полученный объем преобразуется в плоскостной многоугольник. Прорисовала линию рта. Инструментом скруглила внутрь нижнюю губу. Сделала небольшое углубление под нижней губой. Вылепила верхнюю губу. Уголки верхнего контура губы образуют букву М.

5. Для того, чтобы укрепить шею я прикрепила проволоку к голове. И из холодного фарфора сформировала шею, прикрепив кусок массы замкнутой в цилиндр. Естественное положение шеи - небольшой наклон вперед.

Лепка рук

Пропорции кисти руки определяются относительно размера головы. Длина кисти равна расстоянию от подбородка до середины лба. Ширина кисти равна половине ширины лица.

1. Изготовила каркас рук из фольги. Полосу фольги сложила 3 раза, получился прямоугольник. Разрезала верхнюю часть заготовки на 5 равных частей до половины ее длины. Скрутила каждый лепесток в тонкий жгут. Отделила и углубила каркасный участок большого пальца. С другой стороны участок фольги скрутила в плотный жгут.

2. Небольшими кусочками фарфора набрала объем пальцев. Наложила 2 круглые пластины на область ладони. Наложила массу и долепила предплечье. Исходя из задуманного положения кисти, согнула пальцы в суставах. Придала форму тыльной стороне ладони

4- й этап - изготовление каркаса.

Каркас - это своеобразный «скелет» куклы.Для его изготовления подойдет прочная, но достаточно гибкая металлическая проволока. Из проволоки делаем скелет, повторяя изгибы на нашем рисунке. Очень важно, чтобы крепление было качественным, и ручки куклы не "гуляли". Тем более, это единственное крепление в каркасе куколки.

Вот скелет готов. Теперь его надо обрастить «мясом». Я для этого использую синтепон. Его удобно приматывать и легко формировать выступающие части. Прежде чем начать наращивать тело, сделала выкройку тела. По такому же принципы изготавливаем руки. Затем при помощи фарфора придала телу кукле дополнительный объем.

5- й этап - окончательная отделка деталей.

Этот этап включает роспись куклы, подставки, изготовление прически. С помощью наждачной бумаги форму зашкурила. Тонировкусделалапри помощиакриловых красок.

Для волос я использовала атласную ленту, которую распустила с одной стороны, накрутила на карандаш и довела до кипятка в кастрюле. Остудила, высушила и распустила, получились локоны. Наклеиваем к голове,начиная от нижней границыволос к макушке, по спирали. Придаем кукле прическу, используя расческу и лак для волос.

Подставку для куклы я сделала из куска фанеры: покрасила в зеленый цвет, промазала клеем ПВА, и обсыпала мелко нарезанной пряжею «травка».

6- й этап - изготовление костюма.

Сшить одежду для авторской куклы - огромное искусство. Тут очень важно правильно выбрать нужную ткань, отделку к ней, найти аксессуары и мелкие детали, которые украсят костюм и подчеркнут его индивидуальность. Тогда куклу хочется долго рассматривать, обнаруживая приятные мелочи, которые радуют глаз и приятно удивляют. В интернете масса потрясающих работ талантливых кукольниц с отличным вкусом и чутьем стиля и формы. Я ими восхищаюсь, учусь у них, а своими находками делюсь с Вами.

Итак, приступаю к одеванию моей куклы. При изготовлении костюма для куклы следует помнить о масштабе. При выборе тканей, фурнитуры и других материалов удобно использовать фрагмент рисунка с указанием масштаба отдельных элементов. Подгонка деталей производится непосредственно на кукле. И только после уточнения кроя детали дублируются из основнойткани.

Швы выполняла вручную или на машине. Для сшивания деталей непосредственно на кукле использовала потайные стежки. Независимо от способа выполнения работа над костюмом должна выполняться с максимальной аккуратностью.

Обработка срезов в кукольном костюме чрезвычайно важна, так как неаккуратно или грубо обработанные срезы портят впечатление от работы в целом. В тех случаях, когда наличие машинной строчки на лицевой стороне изделия нежелательно, закрепляла ткань с изнаночной стороны с помощью выжигателя по ткани.

7- й этап - сборка композиции.

К своей кукле я еще изготовила зонтик. Вот какая кукла у меня получилась.

Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. При изготовлении комплекта возникали различные трудности, но я справилась. Кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, изготовленная мною кукла в разы дешевле, чем в магазине.

Список литературы

1. Голодовский, Б. П. Куклы: энциклопедия / Б.П. Голодовский. - М., 2004.

2. Егупец, О. Искусство деталей / О. Егупец. - М., 2007.

3. Егупец, О. Куклы из паперклэя / О. Егупец. - М., 2004.

4. Коваленко, Ю. Г. Изготовление художественной куклы: учебное пособие / Ю. Г. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 45 с.: ил. (16 с.).

Информационные ресурсы

1. Журнал для профессионалов и любителей кукол.

Кукольный мастер, мастер-класс http://www.dollmaster.ru/masterclass.html

2. История кукол http://www.artdolls.ru/ad/index.html

Приложение 1. Презентация проекта.