Ц е л ь: стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.
- Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а)содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
- Обратите внимание на внешний вид воспитателя и всех сотрудников детского сада.
- Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их в проведении режимных вопросов с детьми различных возрастных групп.
Т е м а 3
Воспитатель в системе педагогического взаимодействия
Задание 6.
Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».
Ц е л ь: определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.
- Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:
Частота обращений;
Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;
Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.
2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:
Хотел бы ты перейти в другой детский сад?
Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?
Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?
Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю Е.А.Панько условно распределила по группам, знакомство с ними поможет вам проанализировать ответы детей.
ДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ - МОТИВИРОВКИ ОТНОШЕНИЯ
К ВОСПИТАТЕЛЮ
Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.
Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших - подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.
Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).
Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).
Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.
Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.
Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.
Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.
Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:
Имя ребенка | 1-й вопрос | 2-й Вопрос | 3-й Вопрос | 4-й Вопрос | Мотив |
Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.
3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).
Что делает воспитатель?
А воспитатель играет с вами?
Почему не играет, не может или не умеет?
Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?
А хотел бы ты быть воспитателем?
4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.
И самого воспитателя. Личность каждого участника этого процесса получает свободу для формирования и развития в условиях комфортного психологического климата. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений педагога зависят эффективность и плодотворность общения и совместной деятельности.
Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как субъекте воспитательного процесса в детском саду.
Задачи практики:
Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование профессиональной позиции.
Изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения).
Стимулирование потребности в формировании культуры педагогической деятельности.
Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.
Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствие программным требованиям.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Предлагаемые задания направлены на ознакомление студентов со следующими проблемами дошкольного воспитания.:
А . Система общественного дошкольного воспитания в России. В . Построение развивающей среды в различных типах дошкольных образовательных учреждений.
Воспитатель - главный субъект воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.
Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка.
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ
Руководитель (заведующая, методист) дошкольного образовательного учреждения:
Обеспечивает условия для проведения педагогической практики;
Знакомит студентов с детским садои и его сотрудниками;
Обеспечивает распределение студентов по группам и выполнение программы практики ;
Выборочно анализирует работу практикантов, оказывает консультативную помощь при подготовке и проведении образовательной работы с дошкольниками;
Участвует в итоговом педагогическом совете
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
Знакомит студентов с планами своей работы, проводит открытые занятия и другие режимные моменты;
Совместно с групповым руководителем консультирует студентов при подготовке и выполнении заданий;
Помогает студентам установить контакт с детьми и изучить взаимоотношения в группе дошкольников;
Присутствует на проводимых студентами занятиях, участвует в их обсуждении и оценке;
Принимает участие в анализе и оценке работы студентов на практике.
Основные критерии оценки практики студентов:
Качество выполненных заданий;
Уровень и глубина анализа педагогической деятельности;
Отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);
Проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;
Умение общаться в системе «студент-воспитатель», «студент - дети», »студент-администрация», «студент - групповой руководитель».
Отчетная документация:
Дневник практики:
1.Рефлексия практики, где студенты делают самоанализ профессионального становления , указывают трудности, с которыми столкнулись.
2.Анализ выполнения заданий практики.
3. Протоколы ответов детей.
Конспекты развлечений и праздников.
ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Т е м а 1
А. Дошкольное образовательное учреждение
Особенности организации педагогического процесса
Б. Построение развивающей среды в дошкольных
образовательных учреждениях различных типов
Задание 1
Знакомство с дошкольным учреждением:
Ц е л ь: познакомиться с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений, изучить особенности его функционирования.
К ВОСПИТАТЕЛЮ
Мотивы не осознаются.
Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.
Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших - подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.
Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).
Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).
Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.
Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.
Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.
Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности:
«Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.
Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:
Имя ребенка | 1-й вопрос | 2-й Вопрос | 3-й Вопрос | 4-й Вопрос | Мотив |
Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.
3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).
Что делает воспитатель?
А воспитатель играет с вами?
Почему не играет, не может или не умеет?
Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?
А хотел бы ты быть воспитателем?
4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.
Задание 7.
Изучение способности воспитателя к децентрации.
Ц е л ь: формировать у студентов профессиональный интерес к исследовательской деятельности .
Методические рекомендации для студентов
Для того, чтобы ситуация общения с ребенком не была тупиковой, необходим особый взгляд на происходящее глазами самого ребенка. В этом случае говорят о способности к децентрации – умении поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения (В. А. Петровский
).
Определите способность к децентрации у воспитателя вашей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказывания так, как, на ее взгляд, закончил бы один из детей (определите, кто именно).
Я очень грущу, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
Я бываю очень удивлен. когда…
Предварительно следует задать эти же вопросы ребенку. Сравнив ответы, можно будет сделать вывод о способности воспитателя к децентрации.
Задание 8.
Изучение форм работы, способствующих созданию среды психологического комфорта ребенка (календарно-обрядовые праздники, праздники-сюрпризы, спортивные праздники).
Ц е л ь: учить студентов анализировать праздник в детском саду с точки зрения решения следующих воспитательных задач:
Формирование эстетического вкуса ребенка;
Развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к музыке;
Приобщение дошкольников к национальной культуре и создание благоприятной среды психологического комфорта путем использования национально-культурных традиций.
При просмотре праздников обратите внимание на следующие моменты:
Как дети готовились к празднику;
Роль воспитателя и других сотрудников детского сада в проведении праздника;
Эмоциональное состояние детей на празднике;
Разговоры, впечатления дошкольников после праздника.
2. Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы. Например, Праздник Мыльных Пузырей, Воздушных Шаров, Бумажных Снежинок, Нитяных (Бумажных) Кукол, Пушистиков, Летящих Голубей, Скачущих Лягушек, Веселых Слов.
Придумайте новые названия праздников-сюрпризов.
Личность воспитателя в «зеркале» детского восприятия
Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения одновременно выступает субъектом и объектом познания детей. Поэтому и результативность его труда обусловлена, не только умением понять ребёнка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют его облик, поведение, возможности, как относятся к нему. И как верно и тонко подметил « десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз».
Воспитатель также должен быть высоко нравственной личностью с чётко выраженной гражданской позицией.
Психология воспитателя детского сада формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. В педагогической деятельности так же, как и в других видах деятельности , выделяют цель, мотивы, предмет, способы осуществления, результат.
Предмет деятельности воспитателя – дети раннего, дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает. Основными орудиями труда воспитателя являются слово, жест, мимика, интонация. Особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста имеет поведение воспитателя в целом. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем. Целью нашего исследования было изучение отношений и представлений детей старшего дошкольного возраста личности воспитателя.
Показателями отношения дошкольников к личности воспитателя служат: содержание и частота обращений к нему, форма общения, характер ответных реакций на его воздействие, эмоциональная вовлечённость ребёнка в общение, доминирующий тип поведения ребёнка в присутствии определённого воспитателя.
Чтобы проверить (подтвердить или опровергнуть) это, мы провела опрос в старшей группе ДОУ № 83.
Беседа включала следующие вопросы:
Вопрос, задаваемый ребёнку | Ответ на поставленный вопрос |
Тебе нравится ваша воспитательница? | - Не знаю. - Да, нравится. |
А что больше всего? | - Она весёлая. - Она добрая, хорошая такая. - Она нам много всего разрешает. |
Хотел (а) бы ты быть похожим на воспитателя? | - Нет, она не моя мама. - Да, она нарядная. |
Какая она, ваша воспитательница? | - Красивая, добрая. - Она весёлая и часто шутит с нами. |
Ты бы хотел (а), чтоб у вас была другая воспитательница? | - Нет. - Нет, не хочу. |
Чем мотивируется отношение ребёнка к воспитателю, какие функции, качества его он познаёт и оказывается способным оценить?
Результаты беседы внесены в таблицу:
Мотивация ответов | Характеристика мотива | Примеры ответов |
Мотивы не осознаются | Дети не могут объяснить своё отношение | Не знаю. |
Общая недифференцированная оценка | Дети пытаются обосновать, мотивировать своё отношение к воспитателю | Она весёлая, добрая, хорошая и т. д. |
Оценка внешнего вида воспитателя | Нарядная, красивая и т. д. |
|
Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребёнку | ||
Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений | ||
Оценка деятельности, организованной воспитателем | ||
Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления | ||
Оценка нравственных качеств личности | Она добрая, хорошая, часто шутит и т. д. |
|
Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности | Она нам много всего разрешает |
Анализ содержания мотивов отношения к воспитателю показывает, что у детей старших групп увеличивается степень осознанности детьми отношения к педагогу. Конечно, важную роль в этом играют возрастные особенности, изменение мотивационной, познавательной сферы дошкольников, развитие его представлений о людях, формирование к концу дошкольного детства новой социальной позиции и др. Но значимыми являются и особенности личности каждого ребёнка.
Свои представления и отношение к воспитателю дети выразили также в рисунках на тему "Моя любимая воспитательница", которую мы приводим в работе.
Литература:
1. «Психология деятельности воспитателя детского сада»,- Минск, 1986г.
Задание по психологии на методическую практику
для ДПП и ДПЯ (8 семестр)
Задачи:
– закреплениесформированногонатеоретическихзанятияхпонятийногоаппаратапо детской, детской практической и педагогической психологии;
– овладениепредложеннымиметодикамиизученияличности воспитателя, ребенкаигруппы детей в разных видах деятельности;
– наблюдениеипсихологическийанализреальныхобразцовпедагогической
деятельностисцельювыработкипсихологическойготовностикпедагогиче-
скойработе.
В процессе практики студенты овладевают следующими профессионально-педагогическими умениями:
Определять конкретные учебно-воспитательные задачиисходя из особенностей наблюдаемых явлений;
Легко и быстро устанавливать контакт с детьми и персоналом образовательногоучрежденияю
Задания на практику
Задание 1. « Изучение личности воспитателя, его деятельности
в «зеркале детского восприятия».
Метод: наблюдение, беседа, анализ продуктивных видов деятельности.
1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание следующие моменты:
Частота обращений;
Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;
Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.
2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:
Хотел бы ты перейти в другой детский сад?
Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?
Кого из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?
Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю. Известный психолог Е.А. Панько условно распределила по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.
Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю.
Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!». Как правило, это незначительное количество детей, в основном средней группы.
Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать сове отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.
Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая, потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).
Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит.Я так люблю», «Потому что она меня не наказывает» и т.п.).
Оценка информационности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Когда я что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что она играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.
Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.). Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.
Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердится, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.
Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.
Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:
Имя ребенка | 1-й вопрос | 2-й вопрос | 3-й вопрос | 4-й вопрос | Мотив |
Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.
3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми:
Что делает воспитатель?
А воспитатель играет с вами?
Почему не играет, не может или не умеет?
Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?
А хотел бы ты быть воспитателем?
Введение…………………………………………………………….……3
Восприятие и понимание педагога детьми……………….….…9
Особенности восприятия детьми педагогов разных стилей педагогического общения……………………………………………….……10
Особенности восприятия человека дошкольниками…….…….5
Педагог в зеркале детского восприятия…………………….….9
2.3 Образ педагога в рисунках………………………………………..12
Заключение………………………………………………………….…..19
Литература………………………………………………………….…...20
ВВЕДЕНИЕ
Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.
Познание и взаимное воздействие людей друг на друга - обя-зательный элемент любой совместной деятельности. Познание - это не только знание о предметах и явлениях действительности, но и отношение к ним. «В нем,- как справедливо отмечает С. Л. Рубинштейн,- отражают-ся не только сами явления, но и их значение для субъекта, для его жизни и деятельности». От того, как люди отражают и интерпретируют облик и по-ведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они прихо-дят в совместной деятельности.
Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одно-временно (или последовательно) и объектами, и субъектами. Каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздей-ствия, но одновременно и как объект и субъект познания.
Пока мы, воспитатели, учим, растим, воспитываем ребенка, изучаем в педагогических целях с помощью науки его интеллект, познавательные процессы, психологические структуры, он тем временем без привлечения науки, не отвлекаясь на писание книг и рефератов успешно изучает нас, взрослых. Педагог, будучи субъектом своей деятельности, одновременно является объектом познания для своих воспитан-ников.
Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заряжаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или непреклонны, раздражены или благодушно настроены.
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании других людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь через их внутренний мир, сложившийся у них строй мыслей и отношений». Данная закономерность проявляется и в отношении по-знания детьми воспитателя.
К настоящему времени накоплено незначительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия детьми образа дошкольного воспитателя. В данной работе мы рассмотрим, как происходит процесс восприятия человека, восприятие и понимание детьми педагогов разных стилей педагогического общения.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ДОШКОЛЬНИКАМИ
Развитие ребенка - с момента появления на свет и до зрелос-ти - есть формирование его как члена общества. В ходе формиро-вания ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому.
Восприятие человека человеком развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребностей в общении, познании и в труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социаль-ной потребности - потребности в общении. В то же время именно в процессе общения со взрослым особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения со взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифферен-цировать внешний облик окружающих людей, но и вос-принимать их с разных сторон, вычленять их существен-ные функции.
Исследования проблемы генезиса общения детей на ранних этапах онтогенеза, проведенные под руководством М. И. Лисиной, позволили получить ценную информацию о восприятии ребенком взрослого и об отношениях к нему.
В дошкольный период восприятие человека активно формируется, чему в значительной степени способствует овладение ребенком новыми видами деятель-ности (особенно - коллективными), расширение круга общения и появление внеситуативного личностного общения.
Так, А. Г. Рузской выявлены следующие виды отношений детей дошкольного возраста к взрослым: приязненное и неприязненное, доверчивое и недоверчивое, заинтересованное и равнодушное, спокойное и неспокойное. Определенные шаги к решению проблемы понимания детьми взрослых были сделаны и другими учеными, в том числе и белорусскими. Однако в данных работах специфика познания и отношения дошкольников к воспитателю на разных этапах дошкольного детства не рассматривалась.
Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, разрабатывавшие проблему игры, показали, что в игровых действиях ребенка содержание жизни и деятельности взрослых от-ражается в определенной последовательности. В специфических условиях игры через действие с предметами ребенок «входит» в человече-ские отношения. Ребенок воспроизводит в игре образ другого чело-века, и каждое игровое действие оценивается и товарищами по игре и самим дошкольником с точки зрения соответствия этого дей-ствия образу. В результате такого сопоставления в игре собствен-ного облика и поведения и облика и поведения взрослого, образ которого он воспроизводит, у ребенка развивается осознание внеш-них и внутренних особенностей другого человека.
Особенности отражения человека детьми раскрываются в художественном творчестве, в частности в изобразительной деятель-ности детей. Отражение действительности в рисунках детей разно-го возраста неодинаково.
Восприятие шестилетним ребенком окружающих людей находит выражение и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают довери-тельное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А. А. Бодалев, «отра-жается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении». Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку.
Положение ребенка в группе сверстников проявляет-ся и в восприятии детьми друг друга. В специаль-ных исследованиях было выявлено, что чем выше поло-жение ребенка в группе, тем выше оценивают его сверст-ники, и наоборот. По данным Р. А. Максимовой, с большей степенью объективности (79-90 %) дети оценивают свер-стников, занимающих лидирующее и среднее положе-ние в межличностных отношениях.
Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и ха-рактер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. Дети, которые не вызывают симпатии у говорящего, характеризуются им, как правило, только с отрицательной стороны. В числе основных положительных качеств сверстника шестилетние дети отмечают такие черты, как умение хорошо играть, доброта, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способности, аккуратность.
К концу дошкольного возраста у детей появляется способность при оценке окружающих, восприятии их «ос-вобождаться» в некоторой степени от непосредственного к ним отношения. Характеризуя знакомых им людей, дети при положительной в целом характеристике отмечают иногда и отрицательные их качества.
Во взаимооценке дошкольников обнаруживаются и не-которые половые различия.
Выявлено, что разные качества человека осознаются и адекватно оцениваются дошкольниками далеко не одно-временно. Так, по данным Н. Е. Анкудиновой, физи-ческие качества, возможности сверстника дети дошкольного возраста воспринимают и оценивают более верно, нежели моральные.
На протяжении дошкольного периода восприятие ре-бенком человека существенно изменяется. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника как правило недифференцированны, неустойчивы, измен-чивы, ситуационны, то с возрастом они становятся все более полными, развернутыми, адекватными, касаются не только внешних, физических данных воспринимаемого, но и его личностных, внутренних качеств.
Имеет свои отличительные черты восприятие дошколь-никами родителей. Психологические особенности восприя-тия детьми родителей, процесс идентификации был иссле-дован рядом психологов (А. И. Захаровым, В. С. Мухи-ной и др.). Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек). Идентификация связана с эмо-ционально теплыми отношениями с родителями другого пола.
Итак, активно развивается в дошкольном возрасте и социальная перцепция ребенка. С возрастом дошкольники обучаются не только тоньше дифференцировать внешний облик людей, но и полнее, глубже воспринимать их с раз-ных сторон, вычленять их существенные функции. В социальной перцепции ребенка находят от-ражение его взаимоотношения с окружающими людьми, положение среди них, возрастные, индивидуальные особенности и т. д. Важную роль в развитии социальной перцепции ребен-ка играет взрослый. Взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми они должны «сверять» свое поведение и которыми они должны «мерить» поведе-ние своих товарищей. Очень значимо в этом процессе по-ведение и внешний облик самого взрослого, сложившие-ся взаимоотношения в его личностной микросреде. Человек в роли объекта познания, как и любой объект действитель-ности, вызывает у познающих его людей определенное отношение.
ПЕДАГОГ В ЗЕРКАЛЕ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Восприятие и понимание педагога детьми
Педагог, включенный во взаимодействие с воспитанниками, учениками, одновременно выступает субъектом и объектом познания. И результативность его труда, общения обусловлена в немалой степени тем, как воспринимают его дети, что отражают в поведении, облике, внутреннем мире его, как относятся к нему. Вряд ли можно найти более чувствитель-ного в отношении поведения педагога, нюансов его настро-ения (да и внешности), интонации речи живого существа, чем ребенка, день изо дня вступающего с ним в общение, юрко наблюдающего за всеми его проявлениями.
Специальные исследования (С. В. Кондратьева, В. В. Власенко, Ж. Лендел и др.) выявили ряд особенностей воспри-ятия и понимания учителя учащимися. Менее изученной является проблема познания детьми воспитателя детского сада и отношения к нему.
В числе первых психологов, обратившихся к данной про-блеме, - Е. Рыбалко и Р. Вершинина. Их исследование обнаружило высокую зависимость отношения детей двухлетнего возраста к требованиям от отношения к человеку, предъявляющему их. Выявлено, что у детей этого возраста не наблюдается противопоставления отношения и поступка.
Воспитатель как объект познания детьми вызывает к себе определенное отношение. Анализ матери-алов наблюдения вербального и невербального взаимодействия дошкольников трех-шести лет с воспитателями детских садов и экспериментальных данных, полученных другими методами, свидетельствует о разнообразии отношений к воспитателю и бо-гатстве их оттенков у дошкольников. А. Г. Рузская отмечает, что у дошкольников по отношению к воспитателям в этой гамме чувств присутствуют любовь, и привязанность, и эмпатия, и признательность... Вместе с тем отмечено и негативное отно-шение - боязнь, амбивалентность, критичность.
Особенности восприятия детьми педагогов разных стилей педагогического общения
Информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накаплива-ется и сохраняется длительное время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека и влияет на выработку общего подхода к нему.
Интенсивность выраженности положительно-го отношения к педагогу проявляется по-разному. У одних она ярко выражена и устойчива, у других - менее устой-чива, у третьих - едва заметна и неустойчива.
Дошкольники, имеющие относительно устойчивое ак-тивно-положительное отношение к педагогу, на фоне высо-кой доверительности к нему часто проявляют инициатив-ность во взаимодействии с воспитателем, приглашают к сотрудничеству, соучастию в значимых для них видах деятельности; нередко «борются» за право быть рядом бли-же к воспитателю, стремятся заслужить похвалу, внимание педагога. Кроме того, они делятся своими «секретами», сла-достями; проявляют эмпатию, сопереживание его бедам; высказывают желание включить воспитателя в свою личнос-тную микросреду. Для этих детей характерны открытость, особая податливость к вербаль-ным и невербальным воздействиям педагога.
Устойчивое актив-но-положительное отношение является характерным, ког-да объектом детского познания выступают воспитатели с со-гласованно положительным типом педагогического взаимодействия, отличающиеся высоким профессионализ-мом и творчеством. Реже этот тип отношения проявляется педагогам с менее выраженным уровнем профессионализма и творчества, но при этом имеющим и демонстрирующим положительное отношение к ребенку.
Характерно, что в основном дети дают положительную оценку нравственным качествам воспитателей. Негативная характеристика («злая», «сердитая») встречается крайне ред-ко; она дается, как правило, воспитателям с авторитарным стилем руководства и открыто-отрицательным типом отношения к детям. Для провинившегося ребенка в облике и действиях воспита-теля наибольшую информационную нагрузку несут признаки, осведомляющие о настроении взрослого, намерениях по отношению к ребенку, степени объективности и искренности в оценке прос-тупка.
Причины сложившегося отношения ребенка к воспита-телю различны. Конечно, важную роль в этом играют воз-растные особенности, изменение мотивационной, познава-тельной сферы дошкольника, развитие его представлений о людях, возникновение к концу дошкольного детства осознания своего «социального Я» и др. Однако значимыми являются и особенности личности каждого ребенка, субъек-та познания.
На отношение ребенка к воспитателю оказывают влияние окружающие - сверстники и взрослые, в том числе родители, их отношение к детскому саду, оценка ими педагогов.
К концу дошкольного периода оценка ребенком воспита-теля становится более самостоятельной, некоторые дети ока-зываются способными проявить критическое отношение к его деятельности. Однако проявление критического отношения к воспи-тателю встречается не так уж часто. Оно нетипично для дошкольника. Критическим оно станет позже - в подростковом, старшем школьном возрасте. Интересная информация об особенностях познания дошкольниками педагога была получена с помощью мето-да отраженной субъективности, приема персонификации (В. А. Петровский). Суть его состоит в том, что ре-бенок получает задание исполнить роль педагога детского сада, конкретного воспитателя своей группы и «руково-дить» от его имени своими сверстниками. Обнаружена также тесная связь положительной оценки деятельности воспитателей, выражения сочувствия, мягкости, радости тона обращения к детям с использованием поощрений. А. Б. Николаева для изучения системы отношений воспитатель - дети впервые использовала прием персонификации. Она отметила такое интересное явление: все дошкольники, исполнявшие роль воспитателя, с одной стороны, явно недооценивали пози-тивные проявления педагогов, а с другой - преувеличива-ли негативные. Данный эффект получил название эффект смещения.
Выявлены различия в поведении детей при выполнении ими ролей воспитателей разного стиля руководства - ав-тократа и демократа.
Нетрудно заметить, что в роли демократичного воспи-тателя дошкольники реже демонстрируют жесткие средства общения (обращения категоричные, обращения в форме резких замечаний) и вместе с тем чаще, чем при выполне-нии роли авторитарного педагога, используют положительные оценки, проявляют отношение к детям в формах сло-весной и практической помощи.
2.3 Образ педагога в рисунках дошкольников
Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрывает их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запе-чатлевается им легко, на что он обращает большее вни-мание.
Особо хочется остановиться на детском рисунке, точнее, образе педагога в нем. Для этой цели используется рисовальная проба «Моя воспитательница» и методики «цветового фона». Анализу в ней подвергается преимуще-ственно содержание рисунка и отраженная в нем деятель-ность; композиция; пространственное расположение людей на нем (воспитатель в центре, рядом с детьми, изолирован, отсутствует), последовательность создания образов в рисун-ке, манера изображения, использованная палитра красок.
Анализ детских рисунков, полученных с их помощью, свидетельствует о дифференцированном отношении детей к воспитателю. Преобладающее число дошкольников выражает к педагогу положительные эмоции, о чем свидетельствуют отношение к заданию, сам процесс рисования, продукты детской деятельности - рисунки, образ воспитателя, созданный его воспитанниками с помощью карандашей, красок.
Такая тенденция чаще и интенсивнее прослеживается в отношении педагогов с активно-положительным отношени-ем к детям, нежели к воспитателям, проявляющим к своим воспитанникам неустойчивое либо открыто-отрицательное и пассивно-отрицательное отношение.
В ответ на предложение нарисовать воспитателя дети рисуют обычно одного из двух, предпочитаемого, любимо-го педагога. В числе таковых оказываются преимущественно воспитатели с высоким (либо средним) уровнем профессио-нализма, активно-положительным отношением к детям и демократическим стилем руководства. Воспитателей с авто-ритарным стилем руководства дошкольники изображают значительно реже. Рисунки «Моя воспитательница» сви-детельствуют о значимости воспитателя в жизни его питом-цев, о «присутствии» воспитателя в личностной микросре-де детей. Вместе с тем эти же рисунки «говорят» о разном месте педагога в микросреде конкретных его воспитанни-ков, о нюансах в отношении к воспитателю.
Любимого педагога дошкольники чаще изображали на предпочитаемом ими «цветовом фоне»; при создании его образа использовали преимущественно цвета, ассоциирую-щиеся с позитивными эмоциями (зеленый, желтый и др.). При рисовании воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям сам процесс начинался, как правило, с создания его образа, в котором проявлялись заинтересован-ность, старание ребенка. Создавая образ воспитателя с активно-положитель-ным типом отношения к детям, высокого и среднего уровня профессионализма, дошкольники располагали его фигуру в центре листа бумаги, а себя и других детей - рядом (часто взявшихся за руки). При изображении педагога, проявляюще-го отрицательное отношение к своим воспитанникам, он, как правило, был в стороне, отдельно от детей; нередко дети рисовали даже «стену», преграду между собой и воспитате-лем (что является признаком конфликтности, напряженнос-ти во взаимоотношениях).
Различны сюжеты и содержание детских рисунков на тему «Моя воспитательница». Они свидетельствуют о вос-приятии и познании дошкольниками разных сторон педа-гогической деятельности.
Рисунки детей разного дошкольного возраста на данную тему имеют различия и иного характера, относящиеся к их изобразительной, технической стороне, связанные с овладе-нием воспитанниками детского сада изобразительной дея-тельностью, развитием с возрастом их способностей к ри-сованию. Так, при рисовании любимого педагога шестилетние дети чаще младших сверстников прибегают к детализации образа воспитателя, декорированию; богаче, как правило, и само содержание рисунков, разнообразнее число (детей, взрослых), неживых предметов, связанных с деятельностью педагога.
Немало ценной информации об отношении дошкольни-ков к своим педагогам дает анализ рисунков «Моя воспитатель-ница». Для изучения отношений в системе ребенок-педагог применяются рисовальные пробы: «Дорога в детский сад», «Воспитатель... (и. о.)», «Мы с вос-питателем... (и.о.) на прогулке», «Наш музыкальный руководитель», «Наша няня».
Свое дифференцированное отношение к педагогам различного стиля про-являли различными средствами. Так, было выявлено, что стар-шие дошкольники фигуру воспитателя демократического сти-ля руководства чаще рисовали в центре листа. В то же время, изображая воспитателя-автократа, дети значительно чаще, чем при рисовании демократа и либерала, располагали его фигуру отдаленно от себя и других детей, сбоку листа, изолировали воспитателя от себя и своих сверстников; располагали в центре листа неживой предмет, проявляя тем самым стремление оградить себя от возможно-го негативного воздействия конкретного воспитателя, отсут-ствие глубокого эмоционально-личностного контакта с ним.
Заметим, что таким образом («взявшись за руки», как монолитную, объединенную общими позитивными эмоци-ями группу, членом которой являлся сам автор) дети изо-бражали только воспитателя с гармоническим положитель-ным стилем педагогического взаимодействия.
Свое стремление «отгородиться» от авторитарного пе-дагога, его возможных негативных воздействий дети проявляли и другими способами: помещали его в замкнутое, ограниченное пространство, располагали в углу листа, исполь-зовали иногда и более жесткие средства ограждения от него.
Информативными оказались и результаты сопоставления фигур, изображенных на рисунке воспитателя и детей. На большинстве рисунков воспитатель по величине больше де-тей. Вместе с тем наблюдались случаи, когда дошкольники рисовали себя, своих сверстников равными по величине, а иногда более крупными по сравнению с фигурой педагога
Различаются созданные детьми образы воспитателей и полнотой, детализированностью. Изображая воспитателей демократического стиля руко-водства, старшие дошкольники часто украшают его одеж-ду узором, вносят в рисунок атрибуты, символизирующие значимость, женственность (корона, фата, украшения, бант и др.).
Широко используется детьми и цвет для выражения дифференцированного отношения к педагогам разного стиля руководства. Как известно, цветовое изображение объек-та обладает большими интонационно-выразительными воз-можностями по сравнению с черно-белым, так как цвет, бу-дучи неотъемлемым признаком естественных объектов, несет в себе дополнительную информацию, которая при черно-белом изображении теряется.
Рисуя воспитателя, дети применяют как теплые, так и холодные тона. Ин-тенсивность использования определенного цвета при созда-нии образа воспитателя конкретного стиля руководства различна.
Рисунки на тему «Мы с воспитателем...» «выдали» не только нюансы в отношении детей к педагогам, ранее ма-лоприметные. Изображая воспитателя конкретного стиля руководства, ребенок «вносил» в рисунок и доминирующую психологическую атмосферу, созданную педагогом в группе, и существующую в ней систему отношений, что сказы-валось на изображении в рисунке самого автора, других воспитанников детского сада.
В ходе сравнительного анализа детских рисунков отме-чена и такая тенденция: рисуя свою фигуру рядом с воспитателем-демократом, ребенок часто изображает себя твердо стоящим на ногах. И наоборот, изображая себя на одном рисунке с педагогом-автократом, фигуры детей неустойчивы, часто схематичны, опираются на шаткие ноги (либо они вообще отсутствуют).
Такая картина в изображении себя свойственна детям, которым, по мнению Дж. Дилео, не хватает базового чув-ства защищенности, поддержки, испытывающим тревож-ность.
Анализ продуктов детской деятельности на предложен-ные темы выявил и гендерные различия в восприятии педа-гога и отношении к нему. Они выражались разными графи-ческими средствами, в том числе с помощью композиции рисунка. Девочки значительно чаще мальчиков располагали фигуру воспитателя в центре листа бумаги, когда изо-бражали его одного, вместе с детьми рядом с собственной фигурой. Свое стремление к бли-зости, привязанность к воспитательнице девочки проявляли чаще мальчиков, располагая воспитателя на рисунках сбоку листа, но при этом рядом с собой или другими детьми.
Отмеченная тенденция в определенной степени обус-ловлена тем, что представительницы женского пола более склонны обращаться к авторитетам, увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связан-ных с общением.
Мальчики чаще девочек располагают в центре листа неодушевленный предмет, изолируют, «ограждают» воспита-теля от себя и своих сверстников, не вносят фигуру педагога в свой рисунок, проявляя тем самым более «холодное» от-ношение к педагогу, напряженность во взаимоотношениях с ним, а в ряде случаев и конфликтность. Были выявлены тен-дерные различия в соотношении величины фигур воспитате-ля и детей (себя в том числе). Так, фигуру воспитателя выше, крупнее себя по величине девочки изображают чаще, чем мальчики; как равную себе - значительно реже; выше себя, крупнее воспитательницы - в исключительно редких случа-ях. Эту тенденцию можно интерпретировать как проявление разной степени авторитетности воспитателя для пред-ставителей разных полов: для девочек педагог-женщина - человек более влиятельный, значимый, авторитетный, неже-ли для мальчиков, с характерной для многих из них склонно-стью к переоценке себя, недостаточной критичностью.
Замечено также, что при изображении педагога автори-тарного стиля мальчики более ярко и смело, чем девочки, выражают свое негативное отношение к нему (изображали его фигуру в позе агрессивного человека, с поднятыми вверх руками и длинными пальцами; заштриховывали ее черным карандашом; значительно чаще девочек рисовали схематично не только педагога, но и детей рядом с ним. Более частое проявление в рисунках мальчиков негатив-ного и индифферентного отношения к воспитателю - это нередко ответная реакция на ограничение двигательной активности, негативная оценка их поведения, связанная с «неприятием», нарушением вводимых педагогом правил, которые чаще, как правило, адресуются мальчикам. В предложенных рисовальных пробах девочки чаще мальчиков изображали воспитателя, «гуляющего» с детьми на прогулке по территории детского сада, в парке, на луг, как организатора и соучастни-ка игровой деятельности детей, в процессе обучения детей на занятии, общения с ними, взаимодействующего с родителями. В рисунках мальчиков педагог с детьми чаще, чем в рисунках девочек, занят трудовой и бытовой деятельностью, изображен вне дошкольного учреждения.
Обнаружены гендерные различия и в структуре графичес-кого образа воспитателя в рисунках старших дошкольников. У девочек образ воспитательницы не только эмоционально более привлекателен, красочен, но и полнее, детализированнее. В рисунках проявлена большая выраженность их психо-логической наблюдательности.
При создании графического образа воспитательницы к декорированию, детализации ее одежды прибегали как мальчики, так и девочки, причем последние чаще.
Что касается цветовой гаммы, то при создании дошколь-никами образа воспитателя и мальчики, и девочки пользо-вались всей предложенной им палитрой красок. Однако, у мальчиков чаще превалировали красный, желтый, черный, коричневый, оранжевый, зеленый цвета; у девочек - красный, желтый, оранжевый, коричневый, черный, розовый, голубой. Интенсивность использования теплых тонов в рисунках девочек на предложенные темы выражена более четко.
Созданные девочками графические образы воспитателя в целом красочнее, эмоционально привлекательнее, в чем сказывается и такая, свойственная женскому полу особен-ность, как их превосходство над представителями мужско-го пола в развитии сенсорных центров, в восприятии цвета и его оттенков (Т. Хрипкова, Г. Хризман и др.). Девочки больше времени затрачивают на выполнение заданий по созданию образа воспитателя, нежели мальчиками.
Детские рисунки говорят и о различиях в степени «от-крытости» педагога воспитанникам разного пола.
Детский рисунок... Полученная с его помощью инфор-мация расширила и углубила представление о дифферен-цированном отношении детей с индивидуально-типологи-ческими особенностями к педагогу, положением в системе межличностных отношений в «детском обществе», разного пола.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, ребенок рядом с нами зорко смотрит на нас и постигает нас, а через нас – весь мир; и особенности восприятия детьми взрослых должны быть для последних ориентирами, определяющими вхождение ребенка в сложный мир взрослых, желательно без существенных потерь.
В рисунках наиболее полно и открыто дети выражают свое отношение к педагогу. В графическом образе педаго-га, созданном его воспитанниками, есть немало привлека-тельных качеств: в большинстве рисунков прежде всего это значимость воспитателя (учителя) для ребенка и главное - позитивное к нему отношение, а нередко и любви. Вместе с тем анализ детских рисунков позволяет выявить немало, к сожалению, «ран», иногда достаточно глубоких, нанесенных педагогом душе ребенка. Вызывают чувство тревоги отражение в детских рисунках, неблагоприятного психологического климата в группе, стремление «отгородиться» от педагога, его воздействий, конфликтность во взаимоотношениях с ним.
Рассмотрев свой образ в «зеркале» детского воспри-ятия и не удовлетворившись им, а может быть, и огорчившись, педагог, направленный на детей, захочет измениться сам, стать притягательнее для своих воспитанников, сможет точнее определить «поле» для профессионального самосовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА:
Формирование самостоятельности старших дошкольников
Курсовая работа >> Культура и искусствоИзменчивой динамической формы. В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля... , снежинкой, лист одуванчика – с елочкой. Затем воспитатель стремится обеспечить двигательную и словесную активность...
Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства
Реферат >> Педагогика1.1. Характеристика эмоционального развития дошкольников из неполных семей………………………………………………………………………………5 1.2.Значение... наблюдается положительное эмоциональное восприятие воспитателя , так как в большинстве рисунков воспитатель изображен с...
Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Курсовая работа >> ПсихологияИ описать особенности восприятия у старших дошкольников . 3. Выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием... рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны...
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
Детская психология: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316 с.
Николаева А. Личность педагога в зеркале детского восприятия // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 9. – с. 35 – 39.
Панько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Панько. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 264 с.
Панько Е.А. Отношение дошкольников к личности воспитателя//История психологии в Беларуси: Хрестоматия/ авт.-сост. Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский. – Мн.: Тесей,2004. С.259-267.
дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия , меньшая дифференцированность, ... Приложение 2. Конспекты занятий Конструирование (проводит воспитатель ) Тема. Починим куклу-неваляшку. Цель...