Домой / Форма бровей / Мозаика из яичной скорлупы. Техника и идеи

Мозаика из яичной скорлупы. Техника и идеи

Каждый из вас использует куриные яйца при приготовлении пищи, но вероятнее всего не все знают о том, что из яичной скорлупы можно творить шедевры. Скорлупа по достоинству оценена мастерами, которые сравнивают ее с камнем и мрамором. По прочности и гамме красок, она не уступает другим поделочным материалам, имея хорошую структуру гладкой поверхности и цветовые оттенки. Именно поэтому поделки из яичной скорлупы неплохо ценятся. Так давайте сделаем по мастер-классу оригинальную мозаику из уже ненужной яичной скорлупы быстро и просто своими руками!

Создаем мозаику из яичной скорлупы своими руками в мастер-классе

Изготовления картин в технике кракле, использовалась с давних времен на Востоке. В наше время многие, освоив эту технику, создают картины или украшают поверхности различных предметов интерьера кракелюрами - создавая иллюзию потрескавшейся полировки.

Пошаговая инструкция представлена для детей, по ней вы легко можете сделать необычную картину.

Для выполнения работы вам понадобятся:
  • Яичная скорлупа.
  • Гладкая дощечка для основы картины или толстый лист картона (размер - 1/2 формата – А 2)
  • Две дощечки, для дробления скорлупы.
  • Клей ПВА.
  • Клейстер из муки.
  • Калька.
  • Тушь.
  • Листы бумаги.
  • Ножницы.
  • Наждачная бумага мелкая.
  • Салфетка.
  • Деревянная палочка, которую можно сделать самостоятельно, хорошо отполировав ровный кончик.
Подготовка скорлупы:
  1. Если у вас накопилось достаточное количество скорлупок разных оттенков, то можно приступать к работе. Сначала хорошо промойте их теплой водой, после чего подержите несколько минут в соленой воде, для обезжиривания поверхности и хорошо высушите.
  2. Затем, просушенные скорлупки необходимо размельчить. Как это правильно сделать?

Чтобы было удобно работать, следует приклеить скорлупу на бумажную основу. Для этого расстелите на толстой дощечке лист бумаги, смажьте его клеем и сверху выложите скорлупки одного цвета, выпуклой стороной вверх. Затем накройте второй дощечкой и слегка надавите, скорлупа должна расплющиться. Выдержите их в таком положении минуты 2 – 3, чтобы клей успел подсохнуть.

  1. Снимите верхнюю доску и очень аккуратно прогладьте палочкой каждый кусочек, который раскрошится еще на множество осколков с мелкими трещинами это и есть кракелюры.
  1. И вот у вас получился готовый листок, из которого теперь легко вырезать необходимые для поделки фрагменты. Поделайте ту же процедуру с остальными оттенками скорлупок.

Технология выполнения этой картины достаточно проста.

  1. Скопируйте с фото готовый эскиз.
  1. Приложите к нему кальку и скопируйте рисунок, хорошо прорисовывая контур деталей. Затем перенесите копию на тонкую дощечку – основа вашей картины. Пронумеруйте каждую деталь, соответственно цвету и полутонам.
  2. Далее приложите выкройки деталей на пластинки с кракелюрами, обведите их карандашом, затем нанесите номера соответственно цветам основного рисунка и вырежьте детали обычными ножницами. После чего приклейте на картину готовые детали клеем ПВА соответственно номерам.
  1. Закрасьте тон черной тушью, дайте ей высохнуть и приступайте к раскрашиванию фрагментов картины. Это очень увлекательный процесс.
  2. Завершающий этап работы самый ответственный и кропотливый, который требует особой аккуратности, это шлифовка и полировка поверхности изделия. При работе следует учитывать, что скорлупа тонкая и при неосторожном движении можно повредить поверхность картины. Возьмите деревянный брусок, оберните его сначала наждачной бумагой и хорошо отшлифуйте скорлупки. Затем оберните брусок обычной бумагой и отполируйте фрагменты, до необходимого результата.

Изучаем оформление бутылки кракелюрами и декупаж

Оригинально будут смотреться кракелюры на бутылке, вазе или бокале.

Промытую теплой водой скорлупу обезжирьте солевым раствором, просушите и измельчите до нужных размеров. Старайтесь, чтобы они были не очень выпуклые. Стеклянную поверхность сосуда хорошо очистите от этикеток и загрязнений, обезжирьте моющим средством или спиртом, посушите и приступайте к работе.

Нанесите клей ПВА на небольшой участок стекла и начинайте выкладывать на него кусочки скорлупы. Расстояние между фрагментами нужно сразу регулировать с помощью зубочистки или булавки. Продолжайте таким способом обклеивать бутылку до конца. Когда вся поверхность будет обклеена, загрунтуйте ее акриловой краской.

Декупаж по яичной скорлупе. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс с пошаговым фото «Декупаж по яичной скорлупе»

Мастер – класс адресован учителям начальных классов, воспитателям, педагогам дополнительного образования, школьникам среднего и старшего возраста, родителям и всем любителям творить своими руками.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: подарок, украшение интерьера.
Цель: изготовление картины в технике декупаж по яичной скорлупе.
Задачи:
- познакомить с технологией изготовления работы в технике декупаж по яичной скорлупе;
- воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность.

Декупаж - одна из техник декора по разным поверхностям. Используя эту технику можно создавать эксклюзивные предметы интерьера, посуду, вазы, кашпо, рамки для фотографий, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое другое насколько позволяет ваша фантазия. Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.
Декупаж на яичной скорлупе придает поверхности изделия необычную фактуру и объемность.
В технике изготовления нет ничего сверхсложного, но понадобится должное терпение.

Для выполнения работы необходимо:
- рамка без стекла;
- акриловая краска на водной основе;
- яичная скорлупа;
- клей ПВА;
- салфетка с рисунком;
- ножницы;
- кисточка;
- зубочистка.


Работу необходимо начать с подготовки скорлупы. Моем скорлупу свежего яйца и на 2 часа оставляем в воде.


Удаляем пленку, находящуюся с внутренней стороны, после чего даём скорлупе хорошенько высохнуть. Скорлупка станет более хрупкой и не будет запаха.


Берем скорлупку, разламываем на не очень большие кусочки и с помощью клея ПВА, вогнутой стороной внутрь, начинаем приклеивать на картонку из-под рамки. Выполнять работу начнем с уголка.


Осколки скорлупки, как и расстояние между ними, на ваше усмотрение могут быть большими или маленькими.


Постепенно заполняем все пространство полностью. Основа сделана, оставляем нашу работу до полной просушки клея.


Скорлупа получились разного цвета. Сейчас нам необходимо сделать ее однотонной. Берем белый акрил и дважды покрываем получившуюся основу краской с промежуточной просушкой. При нанесении краски надо обратить внимание: если акрил густой, то необходимо разбавить его немного водой. При нанесении краски необходимо следить, чтобы не «залились» промежутки между скорлупками, не выровнялась поверхность, иначе эффект трещин будет выражен не четко.


Берем простую однослойную салфетку. Определяемся, какие мотивы будем использовать для декупажа.


Вырезаем по контуру два разных мотива.


Располагаем их на основе, примеряем. Если есть необходимость, что-то убираем или добавляем. Я от верхнего цветка отрезаю бутон, так как получается накладка при совмещении второго мотива.


Берем верхний мотив нашей работы, располагаем на нужном нам месте, в центр капаем клей ПВА и приклеиваем к основе. Приклеиваем от центра к краям, чтобы удалить пузырьки воздуха или складочки.


Работать надо очень аккуратно, так как салфетка очень тонкая и легко может порваться.


Примеряем второй мотив.


Аккуратно его приклеиваем.


Оставляем работу до полного высыхания клея и оформляем в рамочку.



Сделала рамку повеселей, используя технику декупаж.


А эта работа выполнена аналогично, только яичная скорлупа приклеена более мелкими кусочками.


Надеюсь, что мой мастер-класс пригодится!

Скоро будет Пасха, а значит люди будут красить яйца и ходить с ними в гости к друг другу. Тогда предлагаем вам освоить новый вид рукоделия - мозаика из яичной скорлупы своими руками, мастер-класс прилагается. Скорлупа от яиц — отличный материал для творчества. Разберем сегодня несколько мастер-классов, которые позволят понять, как правильно в данной технике работать.

Подготовка к работе

Собираем яичную скорлупу, укладываем ее в глубокую емкость. Тем временем готовим 5% раствор пищевой соды. Заливаем им скорлупу и выжидаем 5 минут. После чего сливаем жидкость и скорлупу промываем под проточной водой.

Лучше всего использовать скорлупу от сырых яиц, потому что при тепловой обработке она теряет свою жесткость. Например, для детских поделок подойдет любая скорлупа.

Чтобы сделать картину в технике яичной скорлупы, прежде с нее необходимо снять пленку. Оставьте на некоторое время на подносе для того, чтобы она высохла. После чего необходимо покрасить в пищевом красителе. После убираем по пластиковым контейнерам, рассортировав предварительно по цветовой гамме. Благодаря тому что скорлупа не всегда ровно прокрашивается, с помощью нее можно изобразить не только картины, но и, например, сделать красивый декупаж на бутылке с любым напитком. Такой подарок не стыдно будет преподнести своим друзьям на любой из праздников.

Яичная живопись

  • Скорлупа от яиц;
  • ПВА клей;
  • Кисть;
  • Картон (или другая любая поверхность, все будет зависеть от того, что именно вы хотите сделать);
  • Пинцет;
  • Палочка из дерева;
  • Краски акриловые;
  • Салфетка для декупажа.

Пошаговая инструкция по выполнению работы:

  1. Для начала необходимо сделать шаблон, по которому будет выкладываться ячная скорлупа. Нарисуйте его на простом листе бумаге, или же кто не умеет этого делать, просто возьмите любой рисунок и распечатайте его.
  2. На лист картона необходимо приклеить лист с рисунком.
  3. Переходим к нанесению скорлупы. Делаем это следующим образом: небольшой участок картинки смазываем клеем и укладываем на него скорлупу. Если размер скорлупки очень большой, тогда берем палочку и надавливаем ею на нее. Из-за чего она треснет и рассыпется на несколько маленьких фрагментов. Расстояние между скорлупками должно быть одинаковое.
  4. Таким действием заполняем весь рисунок полностью.
  5. Убираем в недоступное для детей место и ждем полного высыхания.
  6. После того как рисунок полностью высохнет, разукрашиваем его красками.
  7. По окончанию работы необходимо покрыть ее лаком.

На этом мастер-класс подошел к концу.

Простые цветочки

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Простой лист;
  • Карандаш простой черный;
  • Набор фломастеров;
  • ПВА клей;
  • Готовая скорлупа от яиц;
  • Краски акварельные;
  • Набор кисточек;
  • Непроливайка;
  • Деревянная шпажка.

Технология работы заключается в следующем.

На обычном листе рисуем эскиз, в нашем случае это цветы фиалки.

После того как рисунок полностью готов, переходим к самой технике. Смазываем лепесток цветка клеем, как показано на фото.

На него выкладываем яичную скорлупу. Для данного действия лучше использовать цельную скорлупу. Укладываем ее так, чтобы она покрыла всю ту поверхность, которую смазали клеем.

От небольшого надавливания скорлупа трескается, тем самым и происходит заполнение рисунка. Только обязательно смотрите, чтобы кусочки скорлупы разламывались на более равномерные куски.

Для более ровного укладывания можно воспользоваться деревянной шпажкой.

Готовые лепестки обводим ярким фломастером, мы выбрали черный цвет. Это необходимо для того, чтобы граница лепестков не сливались.

Аналогичным образом делаем и с другими лепестками.

После того как цветок полностью готов, обводим его контуром.

Точно таким же образом делаем и весь рисунок.


Вот, картина практически готова.

В маленькую небольшую миску необходимо перетереть яичную скорлупу в мелкий порошок.

Все детали у рисунка промазываем клеем, а сверху посыпаем порошком из скорлупы. Таким образом, мы заполняем пустые места, которые образовались во время работы.

Даем полностью высохнуть картине. После переходим к покраске. Для этого потребуются кисти, краски и непроливайка.

Раскрашиваем согласно эскизу, который изначально переносили на простой лист бумаги. У нас это было так: один из цветов — желтый, второй — синий (фиолетовый). После даем полностью высохнуть картине. И наносим различные оттенки на сами лепестки.

Приближается Пасха, а значит, в каждом доме появится много окрашенных яиц. Значит, самое время освоить новую технику рукоделия: поделки из яичной скорлупы.

Яичная скорлупа — прекрасный материал для творчества. И мы предлагаем вам два варианта её использования:

Материалы и инструменты для поделок из яичной скорлупы

  • яичная скорлупа
  • клей ПВА и кисточка
  • плотный картон или другая поверхность (шкатулка, ваза и т. п.)
  • пинцет
  • небольшая деревянная палочка, для прижимания скорлупок (отлично подходит палочка для маникюра)
  • акриловые краски, если мозаика делается из белой скорлупы
  • салфетка для декупажа (при необходимости)

Сначала необходимо подготовить материал. Для этого собранную яичную скорлупу промывают в теплой воде (а для лучшего обезжиривания можно даже опустить в кипящую воду с раствором соды). После этого скорлупу необходимо просушить, снять с неё внутреннюю пленочку и разложить по цветам.

Профессионалы используют скорлупу от сырых яиц, т. к. скорлупа прошедшая тепловую обработку, теряет твердость, её поверхность становится более рыхлой. Но для детских поделок можно использовать любую скорлупу, в том числе — оставшуюся от вареных пасхальных яиц.

Мозаика из яичной скорлупы

Для изготовления мозаики из яичной скорлупы своими руками, вам потребуется шаблон будущего рисунка. Если вы обладаете художественными способностями, то просто нарисуйте шаблон на листе бумаги. Если нет, можно взять любой рисунок, предназначенный для раскрашивания детьми. Там четко прорисованы все контуры и обычно не требуется большого количества цветов. Приклейте лист с рисунком на плотный картон.

Теперь начинаем приклеивать скорлупу. Для этого смазываем небольшой фрагмент рисунка клеем ПВА и кладем сверху кусочек скорлупы. Если скорлупка слишком большая, то надо всего лишь надавить сверху палочкой, скорлупа треснет и распадется на несколько мелких кусочков. Следите за тем, чтобы между скорлупками было примерно одинаковое расстояние.

Заполнив один фрагмент рисунка, переходим к следующему.

После заполнения всего рисунка, отложите его до полного высыхания клея. Если вы использовали белую скорлупу, то только после высыхания рисунок можно покрасить акриловыми красками.

Законченную работу необходимо покрыть лаком. В результате получается своеобразный вариант аппликации из яичной скорлупы.

Посмотрите, какие чудесные картины из яичной скорлупы делают настоящие мастерицы!

Если вы решили заняться декупажем с использованием яичной скорлупы, то сначала выберите заготовку для будущей поделки. Это может быть шкатулка, ключница, бутылка и даже ваза.

Мастер-класс по декупажу на яичной скорлупе деревянной шкатулки

Эта шкатулка деревянная, поэтому вначале ошкуриваем всю поверхность (и внутреннюю и внешнюю) наждачной бумагой. Если вы взялись за декупаж бутылки яичной скорлупой, то поверхность предварительно необходимо обезжирить спиртом.

Только от вас зависит насколько большими будут кусочки скорлупы и расстояние между ними.

Заполняем так всю поверхность.

И еще раз покрываем все слоем клея ПВА.

После этого, покрываем всю заготовку в несколько слоев белой акриловой краской.

И переходим к приклеиванию салфетки, т. е. непосредственно к самому декупажу.

Напомню, что для декупажа обычно используют трехслойные салфетки. Нам нужен только верхний слой — тот, на котором рисунок. Промазываем рабочую поверхность клеем ПВА. Если поверхность очень большая, или вы работаете с округлыми предметами (вазой, бутылкой), то салфетку лучше разрезать на два-три фрагмента. Прикладываем элемент салфетки на поверхность и сразу наносим сверху клей ПВА. Проводим кистью от центра к краям, чтобы выгнать воздух из-под салфетки.

Таким образом обклеиваем коробочку со всех сторон.

Откладываем на некоторое время для полного высыхания.

А дальше — два варианта (в зависимости от вашей фантазии). Готовую работу можно просто покрыть лаком. А можно еще и состарить шкатулку. Для этого скорлупки можно просить серебряной акриловой краской, а на ребра коробки с помощью поролоновой губки нанести черную пастель.

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

Выразительность мозаике "кракле" придают так называемые кракелюры - трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Заготовка яичной скорлупы

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде. Обычно используют скорлупу от сырых яиц, прошедшая тепловую обработку скорлупа теряет твердость, поверхность ее становится более рыхлой и менее пригодной для дальнейшей работы.(Но: для детских мозаик можно использовать любую скорлупу, в том числе и от вареных яиц, например, ту, что осталась от пасхальных яиц.)

Для использования чисто мозаичных технологий, то есть создания картин из кусочков скорлупы, нужно отделить пленку от скорлупы. Высушить скорлупки и их части, покрасить их целиком (подойдут красители для тканей, ряд пищевых красителей), затем хранить в сухой чистой посуде рассортированными по цвету. Обычно скорлупа прокрашивается неравномерно, что создает большой выбор цветов и оттенков для мозаичной работы.

Для создания мозаичного эффекта или эффекта кракелюра скорлупу не очищают от пленки, а расправляют на листе бумаги. Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА (рис. 1, а). Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой (рис. 1, б). Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой (рис. 1, в). Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, косой срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы расколются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге.

После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом (рис. 1, г). Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы кладут папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями (рис. 1, д). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов (рис. 1, е).

Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго. Преимуществом такой подготовки скорлупы является возможность вырезать из листы детали будущего изображения обычными ножницами.

На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое (рис. 1, ж). Нарисовав на скорлупе найденные, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны (рис. 1, з). Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.

Можно заготавливать скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки. Эти цвета могут быть использованы, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры. Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.

Мозаика из скорлупы прямым набором

Окрашенная скорлупа ломается на кусочки с помощью пинцета. При нарабатывании навыка сколупу можно ломать достаточно точно, получающиеся элементы будут иметь определенную форму - треугольники, квадраты, тонкие полоски. В зависимости от творческих задач и масштабности работы иногда имеет смысл сначала заготовить кусочки скорлупы, рассортированные по цвету, и затем приступать к выполнению мозаики. Для небольших камерных работ отламывание элементов можно производить непосредственно в процесс набора по мере необходимости.

На плотный картон или лист пластика наносится мастика или клеевой состав. Затем осуществляется прорисовка контура рисунка. Кусочки скорлупы укладываются пинцетом на место в соответствии с рисунком. Работа высушивается и затем покрывается бесцветным лаком. Для быстросохнущих клеев можно с помощью кисточки наносить клей на скорлупу или непосредственно на место приклейки элемента, но этот способ более трудоемкий и затратный по времени.

Выполнение мозаики удалением скорлупы

Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора - подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами (рис. 2, а). При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой.

Технология мозаики кракле

Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения (рис. 2, б). На рисунке показана последовательность выполнения мозаичного набора с изображением слона. На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель. Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Гравировку наносят штихелями. Работу начинают со сверления (рис. 2, в1), затем выполняют гравировку по карандашным линиям (рис. 2, в2), после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти (рис. 2, г1). Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы (рис. 2, г2). В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.

На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюр. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий (рис. 2, г3). Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики. Благодаря присутствию желчи - поверхностно-активного вещества - тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой.

Для справки: Кракле - сеть тонких трещин на какой-либо поверхности, прием визуального состаривания предметов интерьера с помощью специальных лаков, дополнительной обработки или использования скорлупы.
Кракелюр (французское craquelure) - трещинка красочного слоя или лака в произведении живописи или лаковом покрытии предмета декоративно-прикладного искусства.

Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы (рис. 2, д1). Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке (рис. 2, д). Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно - ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей. Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора (рис. 2,е).

Мозаичный набор с мастичным фоном

Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, как, например, в композиции с изображением сов, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета (рис. 3,а). Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалять. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.

Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу. Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу (на нашем рисунке она заштрихована) удаляют скальпелем или резаком (рис. 3, б). Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой (рис. 3, в). В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками.

Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь (рис. 3, г). В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.

Мозаика с многоцветным фоном

Фон может не только подчеркивать красоту и выразительность материала, применяемого в мозаике, но и активно участвовать в цветовом решении композиции. При этом детали из скорлупы будут служить как бы перегородками, отделяющими один участок фона от другого (рис. 4, а).

Мастику трех цветов - коричневого, черного и красного - приготавливают в разных баночках. Вначале заполняют участки фона коричневой (рис. 4, б), а затем темно-красной мастикой (рис. 4, в). Для получения крапчатого фона черную мастику смешивают с размельченной в ступке скорлупой (рис. 4, г). Чтобы мастика не растекалась, по краям дощечки с мозаичным набором приклеивают бортики из тонкого картона. После затвердевания мастики бортики удаляют, мозаичный набор тщательно выравнивают напильником и снимают остатки папиросной бумаги. Скорлупу покрывают черной тушью. Как только она проникнет достаточно глубоко в трещины скорлупы, ее излишки удаляют слегка увлажненной тряпкой. Через несколько минут тушь высохнет, и набор отшлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке, а затем полируют. Черный крапчатый фон мозаики будет казаться выполненным из множества отдельных скорлупок.

Применение скорлупы того или иного оттенка будет зависеть от характера изображения и задачи, стоящей перед художником.

Мозаика на токарных изделиях

Выполненные на токарном станке изделия из дерева можно с успехом декорировать мозаикой из яичной скорлупы (рис. 6). При вытачивании на заготовках заранее выбирают резцом небольшие углубления не более 0,5 мм. Элементы мозаики наклеиваются на украшаемую поверхность, тщательно притираются к ней гладилкой (рис. 6, а). Затем изделие с наклеенным на него мозаичным набором туго обматывают каким-либо жгутом (ремнем или веревкой), плотно укладывая виток к витку (рис. 6, б). Чтобы выступающий из под скорлупы клей не прилипал к жгуту, изделие заранее обертывают газетной бумагой.

После окончательного высыхания клея жгут удаляют, а участки, где не наклеена скорлупа, заполняют эпоксидной мастикой (рис. 6, в). Когда мастика затвердеет, приступают к шлифованию мозаичного набора. Шлифовать можно непосредственно на токарном станке, соблюдая необходимые предосторожности, или же вручную, укрепив наждачную бумагу на деревянной колодке с желобчатым углублением, соответствующим диаметру обрабатываемого изделия (рис. 6, г). После выявления на скорлупе кракелюр и последующей полировки, деревянные части изделия окрашивают в темный цвет морилкой. В завершение все изделие натирается восковой мастикой или же покрывается лаком и отполировывается.