Домой / Форма бровей / Презентация к уроку ИЗО «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Образы и мотивы в русской вышивке

Презентация к уроку ИЗО «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Образы и мотивы в русской вышивке

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Проверить отсутствующих в классе.

4. Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

4. Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.


Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка - повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался - значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором былихлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта - полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии . Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

font-size:14.0pt;line-height:115%;font-family: " times new roman>Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.


Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

font-size:14.0pt;line-height:115%; font-family:" times new roman>Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс - выставка готовых работ

Литература

Аничков и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев жизни. М., 1983.

Бычков языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

“Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин тропами славянских племен. М., 2002.

Мир славянских богов. М., 2000.

Рыбаков древних славян. Велесова книга / Сост. , . Саратов, 1993.

Коринфский Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Славянские древности. М., 2000.

О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. , . М., 1995.

Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

Занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.


Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.


Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.


Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).


Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.


Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.


Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.


Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.


Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.


Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.


Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.


Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.


Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.


Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах
  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.


Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.


В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.


Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити. Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.



С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Полотенца – это очень важный элемент наполнения квартиры. Несмотря на то, что они носят функциональный характер, они являются еще и украшением интерьера. Если вы являетесь обладателем самых обыкновенных полотенец, то можете их улучшить самостоятельно, вышив узоры крестиком.

Рушники – это полотенца, которые носят не только практичное, но и сакральное значение. Они должны быть красивыми и качественными.

Чаще всего рушники вышиваются на натуральных тканях, хлопке или льне. Рушник могла подарить женщина своему мужчине, отправляющемуся в дальний путь. Молодой человек носил этот оберег за поясом и, вытираясь после умывания, вспоминал свою любимую.

Вышивать рушники непросто, сакральные символы в узоре обычно ветвистые и имеют много элементов. Чтобы такое полотенце обрело силу, его нужно вышивать в правильном порядке, а именно в три слоя.

Слои в вышивке рушников:

  1. Первый слой отображал семью. На нем вышивалось Дерево рода и птицы.
  2. Во второй слой вкладывались заговоры и пожелания получателю. Именно он защищал своего хозяина от бед и невзгод.
  3. Последний слой включал в себя символы берегини. Он объединял пару в единое целое.

Вышивка свадебных полотенец крестом имела особую силу. Виноградная лоза обозначала плодовитость и благосостояние пары. Плетущийся хмель навсегда связывал молодых между собой. Лилии дарили женщине привлекательность и вечную любовь супруга. Женщины желающие забеременеть и благополучно выносить ребенка должны были вышить на полотенце ромб с точкой посередине.

Правильное вышивание крестика в таких работах также имеет особое значение. Сначала шьется диагональ женщины, она располагается в правую сторону, а затем мужская, она смотрит в левую. Крестик обозначает силу и единство четырех стихий, а также взаимодействие женского и мужского начала.

Вышивка крестиком всегда имела большую силу, нежели гладью. Поэтому такие работы ценились больше.

Красивая вышивка крестом на полотенце для кухни

Полотенца для кухни тоже должны быть красивыми и аккуратными. Такой подарок порадует любую хозяйку.

На вафельных полотенцах можно вышивать простые схематичные узоры, а вот для более сложных работ лучше подойдет водорастворимая канва. Ячейки вафельной ткани довольно большие и поэтому нежные цветы или портреты вышивать по ним будет сложно. Для таких материалов как нельзя лучше подходит болгарский крестик. Он занимает больше места и выглядит очень необычно.

Чтобы вышивать болгарским крестиком, изобразите на ткани сначала обычный крест, а затем сверху нашейте плюсик.

Для объемных работ обязательно нужны схемы. Начинающим мастерицам без них не обойтись, но более опытные вышивальщицы могут украсить полотенце, опираясь лишь на собственную фантазию.

Подбирая схему для кухонного полотенца, помните, что оно не должно утратить своих функциональных свойств.

Необычные салфетки, вышитые крестом, украсят ваш стол. Чудесные узоры и схемы представлены в следующем материале: .

Банное полотенце: схема вышивки крестом

Банное полотенце тоже можно украсить . Бесплатно вы сможете найти массу схем здесь. Также можно заказать готовый набор через интернет.

Детское полотенце можно украсить вышивкой зверей или рыбок. Взрослому мужчине можно подарить банный текстиль с вышивкой машин или сигар.

Отели, сауны и салоны красоты часто заказывают полотенца с вышивкой собственной эмблемы. Такие изделия выглядят очень благородно и говорят о статусе фирмы.

Украшая полотенце не обязательно вышивать узоры непосредственно на ткани. Можно вышить картинку прямо на канве, а затем пришить ее к полотенцу. Таким образом, вы получите красивое и аккуратное полотенце.

Вышивать узоры по всей плоскости полотенца нельзя, иначе им будет неудобно вытереться. Зато, украшенная вышивкой ткань не оставит равнодушным ни одного ценителя прекрасного.

Схемы вышивки крестиком полотенец для лица

Полотенца для рук и лица можно украсить вышивкой. Как и другие полотенца, эти вышиваются только по краю.

Для таких узоров можно использовать обычную или водорастворимую канву. В первом случае к ткани пришивается полоска канвы, а во втором сам узор.

Как можно украсить полотенце для лица:

  • Вышить имя владельца;
  • Нанести приятные пожелания;
  • Изобразить нитками водный мир;
  • Украсить края цветочными и растительными мотивами.

Хорошей идеей для подарка на день рождения станет именное полотенца. Чтобы сделать такую вещицу нужно ознакомиться с правилом вышивки шрифтов.

Уроки вышивки крестиком полотенец (видео)

Полотенца, вышитые крестиком, выглядят красиво и необычно. Украсьте их, таким способом, и вы станете обладателем эксклюзивной вещицы.


Цели и задачи урока: 1. Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре. 2. Знакомство со значением полотенца, мотивами славянской орнаментальной символикой 3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный








Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.




Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.


Свадебный обряд «хлеб да соль» Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - это Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.












Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая) В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках






Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых очень людей. чаще использовался в одежде пожилых очень людей. Символика цвета




Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце. Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: 1. сложить лист несколько раз «гармошкой»; 2. Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; 3. Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы




Этапы выполнения работы: 2. Каждый отворот согнуть к сгибу Лист бумаги сложить вдоль пополам