Домой / Форма бровей / Раннее развитие. Развитие малыша в

Раннее развитие. Развитие малыша в

«Мой ребенок умеет читать с года, я занималась и занимаюсь с ним ранним развитием » — такая фраза в некоторых сообществах мам звучит хуже, чем «Я кричу на своего ребенка». Напомню, что в моем понимании всех важных сфер в жизни ребенка, которое происходит через игру и к взаимному удовольствию ребенка и родителя . Самый частный вопрос, который мне при этом задают: «Зачем все это нужно?». Я собрала очень разные ответы на этот вопрос: от японского автора книг до Министерства образования, от собственного опыта раннего чтения до мнений других мам, которые тоже занимаются со своими детьми.

Зачем заниматься ранним развитием?

Вариант №1:

Для начала, вот ответ Масару Ибуку («После трех уже поздно»):
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире «.

Вариант №2:

Что говорит Закон РФ «Об образовании» ? Статья 18, п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте ».

Вариант №3:

Представители прокомментировали важную для них тему развития детей: «Чаще всего противостояния родителей в том, когда пора заниматься с ребёнком, сводятся к столкновению двух взглядов. Одни берут дело в свои руки и начинают самостоятельно заниматься с ребенком как можно раньше. Ведь понимают, это плодотворно скажется на его умственном и психическом развитии. Другая же часть родителей уверена, что детей всему научат в школе. А пока, пускай они наслаждаются свободой отдыхом, играми. Мы не могли остаться в стороне и делимся с вами фактами о пользе раннего развития:

  • 35 000 детей дошкольного возраста в США, Канаде и Англии показало, что развитие математических навыков ещё в детсадовском возрасте влияет не только на дальнейшие успехи в этом предмете . Даже элементарное знание цифр в раннем возрасте эффективно способствует развитию навыка чтения и положительно влияет на обучение ребёнка в целом.
  • Ранние занятия с детьми существенно влияют на их социализацию. Исследователи из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка отслеживали более 700 детей с ясельного возраста и до 25 лет и выявили, что социально развитые дети в дальнейшем могли взаимодействовать с людьми без побуждения со стороны, быть полезными другим, понимать их чувства и решать проблемы самостоятельно, а также имели больше шансов получить высшее образование и достойную работу к своим 25, нежели люди, чьи социальные навыки были ограничены в детстве.
  • Существенная часть навыков, которые получает ребёнок в школе, неумолимо устаревают или применяются крайне редко . В значительной степени именно родители могут стать для детей открытой «дверью» к актуальной информации. Чего стоит только один обмен жизненным опытом, благодаря которому вы можете научить ребенка специальным знаниям.

Вариант №4:


Зачем ребенку уметь читать до школы?:
1) Чтение — это развитие прежде всего процессов мышления, внимания, памяти и обработки информации.
2) Легкость освоения . Мы не помним, как научились говорить, а мой сын не помнит, что не умел читать. Для него это просто и естественно — читать то, что он видит. Поэтому вокруг этой темы нет напряжения, сложностей, неприятных эмоций. Паша уверен, что читать — это легко)))
3) Удовольствие от процесса . Кто-то любит лабиринты, кто-то загадки, кто-то слова озвучивать, кто-то конструктор собирать, кто-то читать. Зачем лишать ребенка удовольствия прочитать интересную историю по возрасту? Конечно, только если он сам этого хочет. И это будет простенькая книжка на несколько предложений или любимое стихотворение на одной странице, а не «Война и мир». Я кстати из тех людей, которые очень любят читать и получают удовольствие от чтения.
4) Самостоятельность . Когда я была в США, меня порадовало то, что вокруг все понятно: все вывески на английском, указатели, меню и т.п. И как неуютно, когда я не понимаю, что написано, потому что это французский, или итальянский, или немецкий, или тайский. Даже в магазине не могу найти сметану((А дети вынуждены жить так до школы. Насколько проще ориентироваться в мире, если ты можешь прочитать хотя бы простейшие слова. «А, сейчас станция Аэропорт, следующая — наша» — говорит мне сын. «Вот на полу указатель на «Пушкинскую». «Нет, мама, видишь, написано «йогурт Растишка», а мне нужен «творожок Растишка» (у них похожие упаковки). «Варить 9 минут» — на упаковке с макаронами. Или ребенок может по оглавления найти нужный ему рассказ или сказку (Паша давно так делает).
5) Чтение — базовый навык для других освоения других областей знаний . Если ты умеешь читать, значит, ты можешь прочитать о чем угодно и найти ответы на интересующие тебя вопросы. Или в энциклопедии, или в Гугл.
6) Мама тоже развивается, занимаясь организацией таких игровых занятий 🙂

Каких целей я перед собой НЕ ставлю:
— вырастить самого умного, гениального, лучше всех. Я вообще и считаю это порочной практикой. Моему ребенку не обязательно быть лучшим в чем-то, я люблю и буду его любить вне зависимости от его успехов или неуспехов в жизни , просто потому, что это мой ребенок.
— Чтобы читал сам к какому-то определенному сроку. Я не ставила сроков, когда Паша должен продемонстрировать полученные навыки. Зачем? Когда мы занимались (т.е. играли в чтение), мы получали удовольствие от процесса, результат был вторичен. Тем не менее, если придерживаться методики и играть регулярно, результат не заставит себя ждать. Конкретные сроки в данном случае давили бы и на мою психику («я — плохая мать, я все неправильно делаю») и на психику сына («я должен оправдать ожидания родителей»). Поэтому — просто играем, когда ребенок захочет, он сам покажет, что умеет читать.

Вот что говорят мамы, которые также занимаются с детьми ранним развитием.

Вариант №5:

Ольга, мама Андрея (1,5 года)
1) возможность быть рядом, поставленные цели не дают возможности для поисков всевозможных «безотлагательных» дел в стороне от ребенка (готовка, уборка, интернет и пр)
2) мир вокруг нас стал настолько быстрым и умным, требования к детям растут и становятся всё жестче. Хочется предпринять все возможные меры, чтобы облегчить ему дальнейшую жизнь, и это естественный материнский инстинкт))
3) еще, мне кажется, самостоятельность и развитие интеллекта тесно связаны между собой , и одному без другого не бывать. Все таки не хотелось бы видеть своего ребенка «маменькиным сынком» во взрослой жизни.
4) ну, и мне просто приятно и очень интересно выполнять разные задания, что-то мастерить, изучать, просто посидеть посмотреть книжку вместе с моим любимым сынишкой.

Вариант №6:

Кристина, мама Елисея (2 года)
Я — мама, и хочу для своего ребёнка всего самого лучшего. Я считаю важным заниматься ранним развитием ребёнка, потому что верю, что это даст моему сыну прочную базу на будущее , поможет ему вырасти успешным человеком, раскрыть свои способности и таланты . Моему сыну нравятся наши игры и занятия , я вижу их результаты, и для меня это мощный стимул продолжать.

Вариант №7:

Меня зовут Наталья Локтенко, мне 31 год, по образованию — журналист.
Я мама двух сыновей-погодок Дениса (7 лет) и Родиона (5 лет). Сейчас работаю сотрудником компании «Умница» (филиал в Воронеже), после рождения второго сына заинтересовалась также Монтессори-педагогикой и прошла обучение на курсах Монтессори.
Заниматься развитием ребенка не просто важно, нужно. Но маме не нужно думать, что развитие — это только обучение счету, письму, грамоте, чтению. Это и беседы, и прогулки в лес, например, и чтение книг на ночь, походы в музеи и на выставки, даже совместное собирание конструктора .
Мама — самый главный учитель для своего ребёнка и самый первый. Только мама знает своего малыша, его потребности, желания, умения и знает «ключик» к нему: как учить и чему. Но главное не превращать занятия в уроки, пусть все будет в форме игры и только с хорошим настроением .

Вариант №8:

Елена, мама Таисии (2 г. 4 мес.)
Чтением я стала заниматься с дочкой по причине билингвизма. Хотелось, чтобы она хорошо владела русским до дет.сада, а потом поддерживать знания книгами. В чтение пока так и не вышла, сейчас думаю, как дальше продвигаться к результату. Но умение концентрировать внимание — это явная заслуга домановских карточек.
Считаю, что занятия в раннем возрасте дают прочную базу для развития гармоничной личности малыша . Для меня занятия являются отличным ориентиром в сильных и слабых сторонах дочки. Вот математика не пошла изначально, зато творить, петь, танцевать — это мы любим. И это ценно понимать.

Вариант №9:

Мария, мама Вероники (3 года)
Для меня развитие ребенка с раннего возраста важно по трем причинам. Прежде всего, это как фитнес для мозга — заставлять его работать и развиваться, как фитнес для тела. Во-вторых, постоянные занятия с ребенком помогают выработать привычку учиться и познавать мир . И, конечно, оно помогает раскрыть таланты и склонности у ребенка еще в раннем возрасте .
Моей дочери Веронике — 3 года, вместе мы очень любим читать по-русски и по-английски, заниматься по методике Домана, петь, рассказывать стихи наизусть и кататься на коньках

Вариант №10:


Марина, мама дочки Саши (2 года)

Когда я говорю, что занимаюсь со своим ребенком английским и не только, я часто слышу, ради чего я это делаю? Какая конечная цель стоит передо мной? Ответы могут быть самыми разными: и общее развитие , гибкость мышления ; и будущая успеваемость в школе; и путешествия , уверенность и легкость общения; и престижная работа и возможность устраивать свою жизнь в любой точке планеты . У всех причин есть одна общая мотивация — выход за определенные рамки, освобождение от определенных ограничений . Занимаясь развитием ребенка, мы закладываем самый основной фундамент, на который впоследствии будут опираться остальные знания . Открывая ему двери в этот удивительный мир, полный новых открытий и идей, родители выстраивают ему основу для будущего. Для какого? А для какого он захочет ! Очень важно дать ребенку возможность в будущем выбрать дорогу, которая ему будет по душе. Любой вклад в своего ребенка, сделанный с любовью, даст свои плоды. Как здорово,что появится совсем новое поколение интеллектуальных, развитых молодых людей, которые будут мыслить прогрессивно, креативно, смогут учиться и жить, где захотят и иметь друзей по всему миру.

Вариант №11:


Анна, мама Саши, 1,1 год

Для меня материнство — это огромная ответственность. В первую очередь за будущее любимого чада. Вместо того, чтобы постоянно придумывать отговорки о том что я ничего не успеваю (особенно играть с ребёнком), сидеть часами в телефоне и тд, я для себя решила посвятить все это время сыночку. Я люблю проводить с ним время , у нас дома практически нет обычных бесполезных игрушек . Только игры для развития, таких сейчас очень много в магазинах. И они совсем не скучные. Зато интересно играть не только ребёнку, но и маме, и папе, и бабушкам. Нам сейчас 1,1 г, но результаты уже огромные.
Я пытаюсь научить своего малыша самым необходимым качествам и умениям в жизни. Так как мне хочется чтобы мой малыш в будущем был добрым, счастливым и независимым . Чтобы умел любить, ценить и уважать окружающий мир . Мог порадоваться новым победам и принять с достоинством поражения. Был милосердным и толерантным. Свободным и честным. Был опорой и примером для своего будущего поколения. Сильным и здоровым. Поэтому мы радуемся каждому мгновению проведённому вместе. Вместе играем, прибираемся, готовим и т.д!

Мне очень хотелось показать вам, что можно заниматься гармоничным ранним развитием, когда все игры приносят радость, когда кроме интеллекта развиваются и другие сферы , когда нет цели вырастить гения, а лишь приоткрыть мир безграничных возможностей.

Я надеюсь, истории увлеченных мам вдохновили вас 🙂

Может быть, у вас есть своя история и вариант №12? Поделитесь в комментариях!

Учёными уже доказано, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка. Поэтому родителям и педагогам, занимающимся с детьми важно знать, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные питания, и, особенно стимулирующей «учебной» среды, атрофируются, и, чтобы этого не произошло, необходимо с самых первых дней жизни снабжать ребенка необходимой информацией.

Мышление, чувства, творческие способности развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Именно потому, что дети, воспитанные в волчьем логове, жили вне обучающей среды в первые годы своей жизни, они так никогда и не усвоили социальные нормы человеческой жизни и не научились говорить.

Но нельзя забывать и то, что каждый ребенок индивидуален, развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему; несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку внимание: играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги - как он начинает развиваться и взрослеть на глазах. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой. Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор. Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Раннее развитие направлено не на опережение общеобразовательной программы, а на формирование у ребенка желания получать знания и навыков, необходимых для последующего успешного обучения. Наверняка на школьных уроках ребенок откроет для себя что-то новое. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Выработанная в раннем детстве тяга к знаниям остается на всю жизнь. Отбить охоту получать новые знания можно, заставляя ребенка заниматься тем, что ему не по душе, или заниматься сверх меры. В вашей власти превратить занятия, как в каторгу, так и в увлекательную игру.

Повторим, ни одна методика раннего развития не предполагает принуждения.

Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Придя в этот мир, маленький человек с интересом знакомится со всем, что его окружает. Поэтому раннее развитие необходимо, оно удовлетворит потребность ребенка вполучении знаний. Ни одна методика раннего развития не призывает принуждать ребенка к занятиям. Если у ребенка нет настроения, он устал или плохо себя чувствует – отложите занятие. Не хочет выполнять конкретное упражнение – перейдите к другому.

Большинство экспертов отмечают, что дети, посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Семья оказывает наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Ведь умение общаться со сверстниками также необходимо для полноценного развития личности. Опытные профессионалы в области раннего развития способны оказать малышу специальную помощь, которая невозможна в семье. Есть и те, кто считает, что ранним развитием ребенка обязательно должен заниматься профессионал. Сейчас достаточно много специалистов в этой области, многие няни и воспитатели обучаются методикам раннего развития. Это замечательно, но раннее развитие не возможно без участия родителей, ведь, общение с близкими очень важно для малышей.

У методик раннего развития есть сторонники, которые согласны с утверждением Масару Ибука «после трех уже поздно», но также есть и противники такого направления в развитии малышей, их аргументы: ребенок лишается детства, читать и писать он научится в школе. Сегодняшние школьники жалуются на перегрузки в школе, что отрицательно влияет на их здоровье. Сколиозы и близорукость – болезни, которыми страдает большинство детей, как в специализированных, так и в обычных школах. Приготовление уроков уже в начальной школе отнимает у детей около 3-х часов ежедневно. Многие дети из-за недостатка времени лишены обязательных (по медицинским нормам) двухчасовых прогулок на свежем воздухе после школы, у них не остается времени на увлечения, на посещение кружков. Поэтому надо понимать, что дошкольная пора – наиболее подходящее время для создания хорошей базы к школе, что позволит ребенку не только успешно пройти адаптацию к учебному заведению, но и утвердиться в своей личностной позиции.

Итак, перед родителями встает вопрос: учить или не учить малыша, а главное, когда начинать: в год, в два, в три? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка.

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л. С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.

Каких успехов достигает ребенок в области восприятия? Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: «Кто это?» - и ответить: «Зайчик», а затем показать игрушечного зайку: «Зайка на картинке и зайка у меня в руках». Позже на вопрос «кто это?» ребенок будет отвечать сам.

Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить пирамидку и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, матрешку и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.

Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: «Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!» Как отмечает психолог В. С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов. Но обязательным минимумом к трём годам является называние и соотнесение ребёнком четырёх основных цветов.

Если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как «большой», «маленький», «круглый», «квадратный», «красный», «желтый», «зеленый», «синий» и др., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.

Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием - узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Так малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: «какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики».

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Более интенсивно мышление ребенка начинает развиваться с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.

По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 год 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2-3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.

Таким образом, в раннем детстве прежде всего необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных «уроков»). Этого мнения придерживается большинство ведущих педагогов и психологов.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом. Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды. Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом. Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день.

Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало. Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред. Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах. Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем. Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

А ещё, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому. Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

Теперь, когда разгадка смысла понятия «раннее развитие» стала ближе, стоит прислушаться к себе, своим ощущениям и стремлениям. Почему вы хотите обучать ребенка по методу раннего развития? Когда возникла эта мысль? Чего вы хотите достичь? Чего ждете от ребенка? Это очень важные вопросы! Если под желанием отдать малыша в центр раннего развития лежат родительские амбиции, или неудовлетворенность собственным воспитанием, или любая другая причина, никак не относящаяся собственно к ребенку, – лучше оставить эту идею. Такой родитель не сможет полноценно включиться в работу с педагогами, не сможет дать ребенку необходимого количества положительных эмоций, получаемых от обучения.

Если же вы согласны с тем, что любой ребенок – это личность, со своими собственными желаниями и возможностями, – вам прямая дорога в центр раннего развития! Если вы решаете заняться ранним развитием своего ребенка, не стоит соревноваться с окружающими Вас людьми. Ваш малыш не должен стать лучше, чем сын соседа или дочка подруги. Пусть он сам совершенствуется и меняется в лучшую сторону, пусть станет лучше, чем были Вы много лет назад в этом нежном возрасте.

Сияющая мать рассказывает подругам, что дочь в два с половиной года уже изъясняется сложными предложениями – и все благодаря карточкам, разложенным по всему дому. А счастливый отец не нарадуется на сына, который в том же возрасте научился считать до ста. Какие, казалось бы, еще нужны доказательства того, что методики раннего развития работают? Не будем спешить.

Во-первых, удивительные результаты детей – не обязательно то, чем они кажутся родителям. «Да, маленький ребенок иногда может перечислить цифры до 100, – согласна детский аналитик Анна Скавитина. – Но он просто запоминает их, как запомнил бы стихи. К счету это не имеет отношения».

Во-вторых, детские успехи не всегда связаны с методиками развития. «У ребенка, с которым родители много разговаривают, речь, конечно, развивается быстрее. Тем более если речь родителей красива и сложна, – отмечает детский психолог Галия Нигметжанова. – Возможно, он и без всяких карточек показывал бы те же успехи».

И наконец, в-третьих. Даже если результат достигнут и система раннего развития помогла, где гарантия, что это сделает ребенка в будущем счастливее и успешнее?

Ребенок как проект

Идеи раннего развития пришли в нашу страну вместе со множеством других ярких идей в начале 1990-х. И пришлись по душе многим родителям, которые в те бурные годы стремились контролировать если не свою жизнь, то хотя бы будущее детей. Стремление, безусловно, благое. Но отчасти и опасное, поскольку в стремлении формировать будущее ребенка – ради его же счастья, конечно! – слишком легко упустить из виду интересы самого ребенка.

«Минусы начинаются там, где желание «получить результат» берет верх над собственно родительским взглядом – а что там происходит с моим ребенком, а хорошо ли ему? – считает Галия Нигметжанова. – Опасно, когда ребенок призван демонстрировать успешность меня, взрослого, моему окружению». В этом случае у родителей есть соблазн превратить воспитание детей в «проект». Чем не достойная задача: вырастить если и не гения, то хотя бы очень успешного человека? Достойная при одном условии: заботы о ребенке. «Вырастешь – спасибо скажешь» – не аргумент.

Маленькие дети очень внушаемы. Все, что они получают в детском возрасте, протягивается потом и во взрослую жизнь. И тем важнее уважать личность ребенка, не навязывать ему нечто заведомо чуждое.

Пусть его научат

Между тем многочисленные школы, курсы и студии раннего развития отвечают в первую очередь именно родительским запросам, которые, в свою очередь, зависят от моды. Еще не так давно нам наперебой обещали обучить двух-трехлетних детей музыке, математике и иностранным языкам. Сегодня, когда у родителей в почете восточные практики, множатся студии детской йоги и даже курсы медитации для маленьких детей.

«Не вижу ничего плохого в том, что мать занимается йогой вместе с ребенком. Они в этот момент взаимодействуют, родитель что-то делает, а ребенок пытается ему подражать, у них устанавливается еще более плотный контакт, – говорит Анна Скавитина. – Но если родитель, сам не занимаясь йогой, отдает ребенка, мол, пусть его обучат тому, чего я сам не умею, – это уже не развитие». И это касается не только йоги.

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей, уверена Анна Скавитина: «Часто там работают девушки, не имеющие ни своих детей, ни специальных знаний. Да, мы получаем детей, которые натренированы в определенной области и могут это демонстрировать к удовольствию родителей. Но естественному развитию это скорее мешает».

Без вины виноватые

Еще одна причина увлечения ранним развитием – повышенная родительская тревожность. Будущие матери и отцы активно готовятся к родительству, заранее посещают семинары, покупают книги. «Но потом ощущают растерянность, потому что книги сулили одно, а в реальности все эти рекомендации выполнять сложно, – отмечает детский психолог Елена Морозова. – Многие родители не доверяют себе, своей интуиции; не развивают ее, иногда даже не включают ее, а доверяют советам специалистов из книг, тренингам. Поэтому они не всегда понимают, что делать, но при этом ощущают высокую ответственность перед обществом».

Чувство вины может заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь

Сегодня взрослым приходится жить в бешеном темпе. Чувство вины за то, что они слишком много работают и недостаточно времени уделяют ребенку, постоянные сомнения в том, «достаточно ли я хорошая мать», могут заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь, развивать по всем методикам сразу, отдавать на занятия очень рано, чтобы компенсировать собственное отсутствие.

Родители утомлены, ведь «список их обязанностей растет с каждым днем, – сочувствует психотерапевт Кристоф Андре. – Им нужно следить не только за тем, чтобы ребенок рос здоровым, но и чтобы он был счастлив и хорошо развивался. А в этой сфере мы все слегка дезориентированы».

Обожествление детства

Сегодня многим родителям и даже психологам свойствен несколько идеалистический взгляд на детство, согласно которому дети инстинктивно знают, что для них хорошо. Оборотная сторона этой идеализации – недоверие к авторитету, к интеллекту, вообще ко взрослым, (которые осуществляют над ребенком насилие, стремясь его «усреднить» и отрезать его от его чувств). При таком подходе лучшее, что могут сделать родители, – оставить ребенка в покое и не мешать ему самостоятельно выбрать то, что нравится. Правда, есть одно «но»: ребенку необходима связь со взрослым.

«Ребенок – существо, для которого понятия «нравится – не нравится», «удовольствие – неудовольствие» зависят от того, что нравится его родителям, – напоминает Галия Нигметжанова. – И лучше всего у него получается то, чем они с ним занимаются, получая сами от этого удовольствие».

Возможно, именно поэтому актерские и музыкальные династии встречаются чаще, чем династии сталеваров: дома нельзя варить сталь. Музыканты чаще вырастают в музыкальных семьях, где владение инструментом – нечто естественное. А актеры – в актерских, потому что растут в атмосфере раскованности и любви к сцене. Иногда родители и не хотят, чтобы дети шли по их стопам, но дети очень рано впитывают профессию.

Действует не столько методика, сколько пример, который мы подаем своей жизнью, своей увлеченностью

Эту точку зрения разделяет Кристоф Андре: «На ребенка действует не столько методика, сколько пример, который мы им подаем своей жизнью, своей увлеченностью». А что, если вам медведь наступил на ухо, но вы мечтаете, чтобы сын или дочь росли музыкальными? Для начала в доме должна звучать музыка. А дальше задача родителей – найти педагога, который заразит ребенка своей любовью.

«Роль взрослого остается ключевой, – убеждена Галия Нигметжанова. – И если это не родители, то тренер или педагог, который любит свое дело, хорошо понимает детей и обладает положительной энергетикой, харизмой». Как его узнать? После занятий у детей горят глаза, они не могут дождаться следующей встречи.

Лучшее развитие – игра

Большинство методик раннего развития делают упор на игровую форму занятий. Но ее не следует путать со спонтанной детской игрой.

Французский философ Мишель Монтень уверял, что «игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»; ему вторит российский психолог Лев Выготский, назвавший игру «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Недавние исследования показывают, что в процессе игры снижается активность миндалевидного тела – участка мозга, который реагирует на страх.

Кроме того, «при каждой успешно решенной игровой задаче определенные участки в среднем мозге, так называемые «центры вознаграждения», начинают усиленно «искрить», – уверяют нейробиолог Геральд Хютер и философ Кристоф Кварх, авторы книги «Спасите игру!». – Мы переживаем это чувство как радость, удовольствие, иногда даже восторг».

Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок

«Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок. Не через поучения и указания или прочие «развивающие мероприятия», а благодаря тому, что каждый день в игре они узнают больше о мире и о своих возможностях исследовать и творить этот мир», – резюмируют авторы книги.

В игре ребенок учится ориентироваться в мире и справляться с собой, со своими аффектами. Поэтому игра не может быть лишь «оболочкой» для развивающего мероприятия, а должна прежде всего оставаться именно игрой.

Три кита успеха

Сегодня уже не одно поколение детей проверило на себе раннее развитие. Какие выводы сделали психологи? «Доказать пользу или вред той или иной методики развития невозможно, – говорит Галия Нигметжанова. – Человек – открытая, саморазвивающаяся система. Мы не можем создать лабораторные условия и выявить, что его развивает, а что тормозит».

Но если мы намерены всерьез заняться развитием ребенка, нам, несомненно, понадобятся три «народных средства»: любовь и уважение к ребенку, искренний интерес к тому, чем мы с ним занимаемся, и время для игры. И вполне может оказаться, что других методик и не потребуется...

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка . Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Раннее развитие - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Многие специалисты, занимающиеся этим вопросом, такие как Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.
За последние 20-30 лет изменились общепринятые нормы. Раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.

Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6-7 лет). А до этого они, как правило, посещают детский сад.
В таком возрасте раннее развитие несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.

Раннее развитие подразумевает активную позицию матери (ведь именно она проводит с малышом больше всего времени) по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь малыша и творческого напряжения.

Советы

1. Не надо метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена - всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете нанести урон его психике.

2. Не ставьте себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить малыша.

3.
Не берите слепо все из того или иного способа обучения.
В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.

4. Не привлекайте малыша к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

ОТ ЧЕГО И ОТ КОГО ЗАВИСИТ РАСКРЫТИЕ ОДАРЕННОСТИ

Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.
Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий - природных задатков (анатомо-физиологических особенностей) ребенка.

Замечательные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов - их вообще не существует, ибо примененное - и удавшееся! - к одному может оказаться - и оказывается - совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное - своя удаленность от нас.
И добиться победы можно, лишь относясь к детям - ко всем детям - как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований - вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».
А поскольку вы, дорогие родители, сейчас - главные воспитатели вашего чудесного малыша, то помните, что каждый ребенок - талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в малыше все самое лучшее, что в нем есть, и развивать возможности, заложенные при рождении.

Взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.
Довольно часто, занимаясь ускоренным развитием интеллекта ребенка, взрослые забывают о том, что у него есть не только мозг, но и сердце, душа. Мы можем помочь ребенку обрести себя, но многое зависит от него самого.

Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Для некоторых взрослых в порядке вещей неуважительно относиться к ребенку. Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказал!», «Вот я до тебя доберусь!»

Советы специалистов по раннему развитию

Время раннего детства (до трех лет) уникально и мимолетно, поэтому очень важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно. Большую роль в этом играет специально созданная среда, в которой живет ребенок.

Что необходимо малышу:

Разнообразнейшие игрушки, дающие тактильные, зрительные, звуковые, обонятельные ощущения;

Специально оборудованные физкультурные уголки, которые предоставляют малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо его изучить, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;

Игры, сделанные для него родителями, соответствующие его интересам и возрастным возможностям;

Книги, напечатанные крупными понятными буквами, с большими картинками, изготовленные из материала, который не сможет испортить даже самый маленький карапуз;

Кубики с буквами или со слогами, в которые малыш может играть вместе с родителями;

Постоянные прогулки, экскурсии по интересным местам, беседы,
чтение книг.

И еще несколько советов.

Для занятий с малышом старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Лучше максимально полно использовать что-то одно, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий одновременно. Проявляйте творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм. Если ваш малыш с чем-то не справляется, упростите задание до минимума, даже если это и не соответствует методике. Сначала делайте все задания вместе, а потом пусть ребенок попробует выполнить их сам.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному».

Не ставьте перед собой четких норм по времени и количеству занятий с ребенком в день. Если вам по каким-то причинам не удастся позаниматься с малышом, не вините себя в этом. Даже небольшое количество занятий лучше, чем ничего.

Старайтесь больше разговаривать с малышом. Речь взрослого важнее любого методического пособия. Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена по принципу «ребенок и его окружение», и ее границы должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребенка.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации. Давайте ее с разных сторон, освещайте одну тему в играх, плакатах, кубиках, карточках, книгах, фильмах. Помогите малышу самому научиться добывать знания. Предоставьте ему в этом процессе свободу творчества.

Не давайте малышу знания, которые в ближайшее время ему не пригодятся. Лучше потратить драгоценное время на изучение того, что необходимо в первую очередь.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ребенку нужны время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

В процессе обучения ребенка не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например чтении или математике, забывая про остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка.

Совершенствуйтесь сами. Пусть ваш малыш видит, что учиться и познавать интересно и необходимо. Личный пример - лучшее пособие по воспитанию.

1. Начнем с себя. С самого раннего детства уважайте ребенка, тактично, в меру подчеркивайте в нем его индивидуальность. Воспитание одаренных детей - своеобразная лаборатория для самообучения родителей. Взрослым надо помнить о двух этапах самопостижения: первый этап - познать себя, второй - самоизменение. Познав себя, человек должен прийти к внутреннему равновесию, получить то, что никогда ни отнято, ни нарушено быть не может.
Не пытайтесь переносить на ребенка собственные увлечения, интересы и пристрастия. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда он не будет вторгаться.

2. Попробуйте маневрировать. Общение с ребенком раннего детства имеет свои особенности: он старается подражать взрослым, имитировать их действия. Поэтому родителям необходимо максимально продумывать способы влияния на одаренного малыша.
Для себя необходимо уяснить, что ребенку свойственны детская непосредственность, неуемность. Это абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о том, что он здоров и бодр. Пусть малыш бормочет, шумит, егозит, поет, совершает одни и те же действия по 5-10 раз.
Как только родители поймут это, они овладеют приемом выученной очевидности, и тогда можно использовать три маневра психологического воздействия на малыша:
а) временную самоизоляцию (незаметное наблюдение без вмешательства в игры, общение, поступки ребенка);
б) перераспределение внимания (отвлекается внимание ребенка от источника его капризов, раздражительности).
Например, у ребенка взрыв раздражения, вы начинаете отвлекать его на себя. Вы приковываетесь к чему-то, как бы совершенно забывая о ребенке. Сами с собой начинаете разговаривать (как интересно, что я нашел, какая вещица забавная и т. д.);
в) взаимоприемлемое согласие (если ребенок упрямится, а вы требуете немедленного подчинения, то это путь конфликта и затем насилия с вашей стороны). Необходимо частично уступить ребенку, чтобы обозначилось взаимопонимание.
Например, если ребенок хочет еще чуть-чуть погулять, разрешите ему - это не страшно, зато взаимная договоренность будет достигнута.

3. Пусть сам докопается. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать у него здоровую систему самовосприятия. Родители всегда должны быть правдивы с детьми, ведь они очень чувствительны ко лжи.
При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

4. Разнообразим информацию. Способность вбирать различную информацию у детского мозга выше, чем у взрослого. У родителей не должно быть боязни перенасытить детский мозг, потому что при избытке информации он отключается, и лишняя информация им не воспринимается. Поэтому необходимо, чтобы для интеллектуально развитых детей информации не оказалось слишком мало. Это характерно, в частности, для детей 2-3 лет. Одновременное обучение многим языкам вполне приемлемо для детей этого возраста в сочетании с игрой на музыкальном инструменте.

Многие считают, что в интеллектуальном развитии ребенка главным является накопление знаний о внешнем мире. Конечно, без них мы не можем формировать способности. Знания в данном случае - рабочий материал. Но знания и информация пока еще не имеют самодовлеющего значения. Гораздо важнее использовать их в качестве вспомогательного средства для развития общих умственных способностей и формирования у ребенка потребности к умственной деятельности. У одаренных детей эта потребность более активна и более высокого порядка. Вот почему родителям в конкретных жизненных ситуациях необходимо уметь находить способы действия, подкрепляющие эту умственную активность.

5. Собираем и классифицируем. К трем годам у малыша развивается отдел мозга, который имеет способность использовать сформированный интеллектуальный механизм для принятия самостоятельного решения. Ребенок быстрее запоминает то, что ему интересно. В это время возникает желание что-то созидать, осуществлять определенные действия. Взрослые при общении с ребенком должны учитывать все эти факторы. Они будут способствовать развитию интеллекта и формированию характера.
Память ребенка в этот период интенсивна и эффективна. Но она в большей степени ассоциативна, чем основана на понимании.

Ребенку хочется быстрее изучить буквы. Он настойчиво задает вопросы, по картинкам воспроизводит запоминающиеся истории несколько раз подряд. Его «репейная» память позволяет выучить огромное количество стихов, сильно его заинтересовавших.
Некоторые дети в возрасте 1,5-2,5 года знают около 150-200 куплетов разных стихотворений.

У одаренных детей в этом возрасте проявляется склонность к классифицированию, собирательству, обнаруживается способность к коллекционированию. Причем все это не является целью, а интересно для них как процесс. При этом их могут постигать неудачи. Но на этом не надо концентрировать внимание, а лучше попробовать еще
раз, но уже вместе.

6. Что в «Эрмитаже чудес»? Американский психолог X. Гарднер выделил семь разновидностей интеллекта, определяющих способности человека к умственной деятельности в разных сферах: язык, логика и математика, пространственное мышление, музыка, мышеч-но-двигательная сфера (танцы и атлетика), самопознание, межличностные отношения (лидерство, социальные способности). Все эти виды независимы друг от друга, за каждым из них ведет наблюдение особый отдел мозга. Считается, что чем больше сфер деятельности, в которых отличаются дети, тем они одареннее. А гениальность - это проявление всех видов деятельности.

Практика показывает, что в раннем детстве надо вовремя заметить у ребенка интерес к новизне. Это его ориентировочная реакция. Если она не направляется родителями, то угасает, как и биологические потребности. Поэтому необходимо поддерживать инициативу ребенка во всех видах деятельности. Одаренный малыш обладает страстной ориентировочной реакцией. Он особенно нуждается в обогащении, максимальном развертывании тех ценных качеств, которые у него проявляются.
В раннем детстве у малышей интенсивно формируются музыкальный слух, двигательная функция, математические задатки.

Одаренный ребенок нуждается в среде, богатой сенсорной информацией. В это время у него начинает проявляться эстетическое восприятие со своим доминантно-сенсорным реагированием. Дети не могут в раннем детстве разграничить слитые воедино реальность и фантазию. Они имеют свой внутренний «Эрмитаж чудес» в своем словесном расцвечивании и художестве. Малыши настолько сживаются с ним, что «летают» в пространстве живого воображения, которое рождает несуществующих героев, желанных волшебников и целую фантастическую жизнь - красочную, богатую, захватывающую...

Родители должны помнить, что это прообраз дальнейшей жизни одаренного ребенка, где сохраняются элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Именно эти качества дали человечеству интеллектуальный потенциал и в материальном, и в эстетическом развитии.

7. Нужно ли внушение? В первые годы жизни (до трех лет) целесообразно быть с ребенком прежде всего строгим, а уж потом добрым и ласковым. Именно в этот период нужно научить его уважать свою волю, его «я».

Надо помнить, что одна из самых трудных задач - воспитание этики. Специалисты утверждают, что не сознание само по себе и не воля сама по себе определяют тот или иной поступок детей, а их способность усилить или ослабить ту или иную конкурирующую потребность - страх, чувство долга, стыда или гордости. Воздействие родителей на ребенка должно постепенно затухать до школьной поры. Невмешательство и спокойное любование одаренными детьми в раннем возрасте, а потом ужесточение, строгость в более позднем приводят к покушению на их талант и вызывают сопротивление.
Одаренные дети во многом отличаются от своих сверстников, и родителям свойственно ожидание легкости во всех их действиях и различных начинаниях. Это ожидание часто бывает преувеличенным. Помните! До трех лет дети эмоционально несвободны, нетерпеливы, чувственно несбалансированны.

8. В палитре красок. «Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить» (Стендаль).
Психологами разных стран проводилось много исследований о влиянии среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов (помещения для групп в детском саду имеют разноцветные потолки, стены, пестрые одеяла и т. д.), в ней много блестящих предметов (блестящие мячики, яркие игрушки). Такое окружение стимулирует интеллект детей, а одаренных в особенности.
Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы взрослых. Их главная задача в семье, яслях, детских садах - пробудить у ребенка живой интерес.

Для этого важно создать необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточное количество карандашей, красок, бумаги, желательно нестандартной - разных размеров и разной формы. У малышей интерес к чему-то одному быстро пропадает - перевешивает любопытство. Оно безгранично. Нужны вдумчивая коррекция, исследовательская манера и заботливое долготерпение взрослых.

9. «Мелодия способностей». Отношение родителей к музыке передается детям, поэтому ваш настрой имеет огромное значение. Душа одаренного ребенка очень чувствительна к песенной интонации. Маленькие музыканты начинают петь в 2-3 года.
Раннее пение развивает музыкальность у ребенка, готовит его к восприятию более сложной музыки. Однако не следует перегружать малыша. Обилие новых впечатлений притупляет музыкальную отзывчивость ребенка, вызывает пресыщение.

Первые музыкальные впечатления малыша связаны с пением матери. Задушевные песни раннего детства - это формирование доброты, милосердия, ласки, чувствительности ребенка.
Накопленный опыт по музыкальному восприятию детей раннего возраста убеждает нас| что музыка Баха, Вивальди, Мусоргского, Моцарта, Чайковского, Бетховена способствует активному развитию слуха, памяти и интеллекта в целом. Детям в возрасте двух-трех лет рекомендуется слушать музыку не более 15 минут.
Уже в 2 года малыши могут быстро и неглубоко приседать, топать ножкой. Так рождается пляска. Они танцуют, услышав плясовую музыку, приглашают взрослых, и вы не должны отказываться.
Дети очень любят слушать сказки, рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями.

10. Истоки зла. Определение ребенка в детский коллектив (ясли, детский сад) - сложный процесс, влияющий на его психику. С одной стороны, заботливые родители, обстановка безопасности и комфорта, с другой - детский коллектив с бурлением чужих, открыто выраженных эмоций и притязаний.

Ребенок не сразу осознает и понимает, что от него хотят, почему ему не уступают игрушку или отнимают ее у него, почему он обязан ходить строем, взяв за руку неинтересного или враждебного ему сверстника, почему нельзя перечить воспитателю, а надо слушаться его, почему его собственное «я», такое значимое и важное дома, ничего не стоит здесь. А ведь рядом могут быть дети, подготовленные к агрессивности мира условиями домашней обстановки. Они своими действиями усиливают неизбежную атмосферу соперничества и полуосознанной агрессии в детской группе.

Предстоит этап воспитания, приучения детей к сосуществованию. Можно представить, как это удается одаренным детям, у которых очень богатое воображение. Здесь главное - не допустить психического надлома у ребенка. А ведь он бывает, и нередко, если отсутствует аналитический подход к воспитанию, дома и в яслях игнорируются интересы и желания ребенка. Чрезмерная забота родителей делает малыша нервным и застенчивым, однако ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, быстрее адаптируется к обществу, когда вырастает. Это верный путь к уравновешенности и доброте.
Дома и в яслях должна быть приятная психологическая атмосфера. Практикой доказано, что в ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, зреют ростки будущего несчастья и разрушения.

Анализ правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях и деформированных условиях. Это относится и к детям, соответствующим параметрам одаренности.

11. Подружимся с конфликтом. Примерно в 2 года ребенку становится неинтересно играть только с самим собой. Он начинает общаться с другими детьми и впервые узнает, как взаимодействовать с другими ребятишками. Если ему не удалось настоять на своем или подчиниться желанию большинства, появляются слезы. Приходится искать гармонию между общественным и индивидуальным.

Функциональные конфликты неизбежны, потому что они развивают личную инициативу, а для одаренных детей со страстным реагированием это присуще в большей мере. Сознание своего «я» у них ярче выражено, с двух до трех лет конфликты носят более пассивный характер, а после трех лет можно ожидать спровоцированных действий. Причины конфликтов разные, но в основном они возникают из-за недостатка ресурсов - чего-то не хватает (игрушек, мяча, качелей, санок и т. д.). Бывают конфликты, связанные с желаниями, потребностями и т. п. Экстренные попытки взрослых обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин возникновения конфликта не развивают в нем чувства сотрудничества.

Взрослым надо четко уяснить, что у детей своя логика. Процесс общения у них протекает по-своему. Если со стороны родителей будут только назидания, устрашения (увещевания наподобие «тот, кто ссорится с другим, - плохой»), то ребенок замкнется в себе, ожесточится.

Конфликты - это первые уроки жизни в коллективе. Вот почему родители должны создать положительный эмоциональный фон общения, атмосферу терпимости, уважения к личности ребенка, как бы он ни отличался от других. Одаренные дети в большинстве своем более настойчивы в конфликтах и требуют более взвешенного, продуманного, аргументированного разрешения его.

12. Найти причину. «Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Я. Корчак).
Психологическая неуравновешенность ребенка, выраженная в недовольстве и раздражении, порой не воспринимается взрослыми серьезно, отсутствуют даже попытки выяснить точную причину его бурных отрицательных эмоций.

Специалисты по детской психологии выделяют следующие причины детской раздражительности:
физическое состояние, вызванное болезнью;
голод или усталость;
сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
недостаток физических упражнений и как результат - накопившаяся неизрасходованная энергия;
желание настоять на своем;
подражание раздражительным родителям и воспитателям. Главные причины раздражительности ребенка - в его окружении
и воспитании.

Уверенность ребенка в том, что его не понимают, стимулирует раздражение. Если вместо того, чтобы выяснить его причину, следует наказание или невмешательство взрослых, то ребенок становится эгоистичным, упрямым.
Любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины.
Три последние причины детской раздражительности наиболее часто встречаются у одаренных детей. Если вы, родители, не будете считаться с чувствами ребенка, то он будет неудовлетворен.
Важно, чтобы взрослые для себя обозначили причину расстройства малыша и устранили ее, а не подавляли.

13. Осторожно с «ушастиком»! Родителям надо четко уяснить, что нельзя обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей и посторонних людей. Каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет. Последствия могут быть удручающими. Помните, что огромным душевным недугом является застенчивость. Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении, мешает ясно мыслить и эффективно общаться. Застенчивость с раннего детства сопровождается негативными переживаниями, тревожностью и депрессией.

14. Тайна созидательного начала. Мы уже говорили о том, что у ребенка в раннем детстве сильно развито воображение. Чтобы высвободить творческое начало, надо развить фантазию, предоставить ему большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д.

Желание, интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу. Очень важно в возрасте двух-трех лет развить у ребенка созидательное начало. Необходимо чаще привлекать его к строительным играм (сооружение комнаты, домика, мебели, дворика, гаража). Одаренные дети, как правило, при этом очень активны. Они легко справляются с выбором партнера как помощника и берут его «в дело». В этот момент вы можете с помощью приема сюжетного конструирования помочь ребенку встать на путь открытия, путь развития изобретательного таланта. По мнению многих психологов, не следует превращать свободу творчества детей в стихию, надо незаметно, неназойливо приучать их к сотрудничеству. Очень важно уметь правильно подсказать действия с учетом жизненного опыта ребенка. Здесь должно быть умелое сочетание прямого и косвенного подсказа. Одаренные дети нуждаются больше в косвенном подсказе. При этом они учатся самостоятельно находить нужные детали, элементы, строительные материалы и просить их у взрослых.

Помните, что чем больше мы предоставляем возможностей для творчества ребенка, тем сильнее ограничиваем симптомы отрицательного поведения. Одаренный ребенок, лишенный положительного творческого выхода, может направить свою энергию в совершенно нежелательном направлении.

15. А если нет симпатии? Самое сложное для родителей - это не превращать свободу малыша в безнаказанность, а помощь - в подсказку. На третьем году жизни у ребенка необходимо развивать чувство симпатии, что способствует его благотворному взаимоотношению со взрослыми, со своими сверстниками.
С самых ранних лет дети обращают внимание на внешность окружающих, доброжелательные манеры, привлекательную интонацию. Одаренные дети чаще могут вызвать симпатию. К ним тянутся, с ними хотят дружить, их хотят видеть своими партнерами в играх. Вот здесь-то и нужны приветливость, доверительность со стороны родителей, чтобы избежать превосходства, высокомерия в общении детей. Нужны теплые слова поддержки для новых творческих начинаний. Необходимо избегать критики первых проб, как бы ни были они неуклюжи. Одаренные дети стремятся творить не только для себя, но и для тех, кого любят.

16. К психологическому закаливанию. «Самостоятельность, как все качества, развивается через упражнения» (Г. Спенсер).
Вторая половина раннего детства - важный этап бурного развития у ребенка самостоятельности. В виде советов, просьб, сообщений дети получают информацию от взрослых о своих первых обязанностях: беречь одежду, не разбрасывать игрушки, выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда сестра готовит уроки, и т. д. Совершенствуются навыки самообслуживания. В играх дети самостоятельно воспроизводят некоторые последовательные эпизоды из жизни, учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения. У одаренных детей этот процесс сочетается с заметной активностью. Так как дети накапливают сведения более оперативно, то им необходимо предоставить возможность действовать не по приказу, а по словесному тактичному напоминанию.

В процессе организации самостоятельной деятельности детей от прямого совета, чем заняться («Построй домик для зайчика»), обычно переходят к наводящим вопросам, побуждающим их самостоятельно продолжать игру («Зачем нужен зайчику домик?», «Где лучше разместить клумбу?»).

Для формирования самостоятельности и активности детей важно осуществлять систему заданий нарастающей трудности. Ведь интерес и настойчивость появляются тогда, когда выполнение этих заданий потребует волевых усилий, напряжения.

Для всех детей, а для одаренных в особенности, большое значение имеют поощрения, а также привлечение внимания сверстников к проявлениям самостоятельности. Тогда ими овладевает чувство поиска самостоятельных занятий, желание справиться с ними и оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Родителям одаренных детей надо всячески поддерживать такую помощь, умножать и поощрять.

Преодоление трудностей в раннем возрасте - своего рода психологическое закаливание, но не следует чрезмерно затягивать тренировку настойчивости. Своевременно надо дать ребенку испытать радость победы. Он должен усвоить, что трудная задача небезнадежна, если приложить усилия для ее решения. Пытливый, любознательный, активный в поисках нового и жадный к впечатлениям малыш оценит радость от доступного ему труда.

17. Всегда ли нужен мажор? Есть мнение, что воспитание чувств у детей раннего возраста - это поддержание в них постоянного положительного эмоционального напряжения. Однако это не совсем так. Если ребенок проявляет склонность к повышенной эмоциональности, часто плачет, капризничает или неумеренно, безудержно и продолжительно радуется, необходимо принять меры, чтобы успокоить его. Такое состояние возникает у детей не столько под влиянием игр, даже часто подвижных, сколько в результате неукротимого воспитательного рвения взрослых, постоянных одергиваний, запретов и замечаний, ставящих ребенка в унизительное положение перед окружающими.

Родители, которые общаются с детьми спокойно, негромким голосом, отлично знают, что это одно из лучших средств воздействия. Их малыш выполняет просьбы сразу же, как только взрослый чуть-чуть повышает тон. И наоборот, дети, привыкшие к крику, угрозам, понуканиям, перестают реагировать на подобные попытки воздействия, что вынуждает взрослых искать еще более действенные меры. Одаренные дети особенно остро реагируют на силовые приемы воздействия. У одних развивается чувство страха, у других проявляется эмоциональная окаменелость, задержка психического развития.

Чувство страха сопровождается резкими изменениями в деятельности организма: появляются сердцебиение, одышка, бледность лица. Страх отрицательно влияет на формирование характера, делая ребенка робким, теряющимся перед трудностями, неуверенным в себе. Он затормаживает развитие способностей, делает природную одаренность ребенка усеченной. Вот почему родителям так важно не допускать у детей развития отрицательных эмоций и всячески способствовать развитию положительных.
Взрослым надо помнить, что радость, которую дети получают от игры, общения с окружающими, питает его активность, инициативу, поддерживает любознательность, а отрицательные эмоции, особенно продолжительные и часто возникающие, угнетают нервную систему ребенка. Они делают его вялым, эгоистичным, пассивным и капризным.

18. Взять или отдать? Нетерпимость и суетность взрослых порой отрицательно сказывается на отношении ребенка к собственности. Ребенок двухлетнего возраста не хочет ничем ни с кем делиться. Если вы заставите его отдать игрушку другому ребенку, то собственнические чувства малыша только усилятся. В этом случае необходим прием - чередование пользования, попеременное владение игрушкой. Лишь к трем годам ребенок получает удовольствие от общения со сверстниками. Он сам поделится игрушкой и не будет считать это своей обязанностью.

Навыки «отдавания и владения» лучше прививаются у детей раннего возраста в коллективе, если систематически их приучать обмениваться игрушками, делиться кусочком.
Замечено, что одаренные дети отличаются природной щедростью, если не происходит ее деформация в семье, где имеют место скупость и стяжательство родителей. Они очень склонны к обмену игрушками, предметами, потому что все новое их увлекает.
Родителям при обучении малыша навыкам добра и щедрости надо скрупулезно выбирать момент, используя состояние удовлетворенности ребенка. Не надо побуждать его к расставанию с любимой игрушкой, с вещью, к которой он привык.
Необходимо быть терпеливыми и снисходительными к странным комбинациям и детским ассоциациям с игрушками, стремиться уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка, связанные с его игрушечным миром.