Домой / Форма бровей / Ребенка обижают в школе: советы психолога. Что делать если унижают одноклассники

Ребенка обижают в школе: советы психолога. Что делать если унижают одноклассники

Школа - это террариум, где сильные поедают слабых. В любом классе всегда найдется тот, над кем будут смеяться. Причин школьного буллинга много, и рассматривать каждую проблему нужно сугубо индивидуально.

Буллинг - травля и издевательства над одним из членов группы людей.

Обижают сверстники?

Прежде всего, задай себе вопросы: «Что со мной не так? Почему именно я?»

Зачастую дети говорят суровую, но правду. У них нет чувства такта, если видят изъян - смеются. В душе ты можешь быть прекрасным человеком (или, по крайне мере, думать, что это так), но если при этом неопрятно выглядишь, проявляешь агрессию, не умеешь доходчиво излагать мысли, то тебе будет непросто среди сверстников.

Что делать?

  • Присмотрись к лидерам своего класса. Порой они совсем не идеальны. Ни внешне, ни в плане учебы. Однако все к ним тянутся. Почему? Ответ прост - харизма. Эту черту, кстати, никто с рождения не получает, она вырабатывается путем общения.

Харизматичный человек - это уверенная в себе, яркая личность, обладающая невероятной притягательностью.

  • Если в школе завести друзей не удалось, запишись в секцию, займись творчеством, определись с хобби. Ты не только начнешь узнавать новое, но и найдешь единомышленников, с которыми проще завязать знакомства. Благодаря увлечениям вне школы ты научишься навыкам общения и социализируешься.
  • Начни опрятно одеваться . Заметь опрятно - не значит дорого. Если ухаживать за собой и гардеробом, то и недорогие вещи будут смотреться добротно и элегантно.
  • Относись ко всему проще. Не принижай и не сравнивай себя с другими . Те красивые девчонки, которые над тобой смеялись из-за прыщей, придут домой, смоют косметику, перестанут втягивать живот и начнут ковыряться пальцем в ухе. Никто не идеален. Суть в том, как ты позиционируешь себя перед обществом.
  • Интересуйся новинками. Сверстники не любят тормозов и лохов, которые не знают современных исполнителей и не разбираются в трендах. Однако тут я советую иметь свое мнение. Если тебе не нравится какое-то новое молодежное течение, то не нужно слепо следовать ему, только для того, чтобы не прослыть «белой вороной». Но быть в курсе новинок ты обязан (-а), чтобы потом ребятам конструктивно объяснить, почему ты не приемлешь такой образ жизни. И если ты сможешь сделать это доходчиво, то и у тебя появятся единомышленники и даже последователи.
  • Одна из худших реакций на издевательства - это ответная агрессия. Она провоцирует еще более обидные насмешки. Игнорирование - самый верный способ сделать так, чтобы от тебя отстали. Будь выше, не реагируй на агрессоров. Тогда обидчики вскоре потеряют всякий интерес.

Обижают учителя? Как быть?

Снова начни с вопроса: «Может причина во мне?» Может это ты ведешь себя неверно или недостойно. Понять, кто же прав, поможет простая игра «Поставь себя на место другого».

  • Учителя тоже люди. Вдумайся: они целый день в школе - объясняют материал, проверяют тетрадки, подписывают дневники, собирают деньги на обеды, заставляют тебя есть эти обеды, проводят внеклассные мероприятия…. Как ты думаешь, интересно в 153 раз смотреть «Людзi на балоце»? И тут ты: не выучил урок, отвлекаешь класс во время занятий, не хочешь даже открыть учебники, тычешь указкой в соседку по парте, закопал (-а) остатки пирожка в кадку с пальмой…. Нет, тут причина точно не в учителях.
  • Важно быть объективным (-ой) и честным (-ой) . Если ты не понимаешь предмет, и тебе ставят неудовлетворительную отметку, виноват не учитель. Любая плохая оценка должна быть стимулом ее исправить. Покажи учителю, что ты не безразличен (-на) к его (ее) предмету. Подготовь доклад, найди дополнительный интересный материал.
  • Попробуй узнать получше своего преподавателя , попроси совета, и необязательно по теме преподаваемого им (ей) предмета. Будь вежлив (-а), приветлив (-а), внимателен (-а). Иногда достаточно просто не забывать улыбаться и желать доброго утра, дня, приятного аппетита… Кажется - мелочь, а во многих случаях позволяет восстановить отношения.

Если ты уверен (-а), что ведешь себя достойно, знаешь предмет, а учитель все равно придирается , то начни действовать незамедлительно.

  • Попытайся решить конфликт мирным путем. Поговори с учителем, выясни почему он (она) к тебе строг (-а). Если его (ее) ответ не будет объективным, то, прежде всего, поставь в известность классного руководителя и попроси у него (нее) совета. Поспрашивай у других детей, обижает ли их этот преподаватель. Если кто-то из детей сможет подтвердить необоснованную неприязнь учителя конкретно к тебе, то это станет большим плюсом. Расскажи все родителям, но объясни им, что лишней шумихи ты не хочешь и попроси их поговорить с учителем или классным руководителем. Возможно получится обойтись без разбирательств с директором.
  • Учитель не идет на мирные переговоры? Значит пришла пора обратиться к директору. Нет нерешаемых проблем. Просто нужны тактика и время. Главное не закрывать глаза на данную проблему. Учитель в школе должен являться авторитетом, быть духовным наставником, направлять ученика к знаниям, а не гнобить.

Все в твоих руках, ничего не бойся! Никогда не отчаивайся и ни в коем случае не самоутверждайся за счет других. Протяни руку слабому, и тогда кто-то, кто сильнее тебя, протянет руку и тебе.

Alex

2018-06-28 13:36:35

Вы предлагаете растить из себя одноразового обывателя, как говорит мой папа, - продукт конвейера по производству "социально адаптированных" одноразовых профессионально ориентированных ТЕЛ, выстроившихся в очередь за "счастьем". С какой это стати, я должна учитывать мнение одноклассников, их интересы, их эстрадных кумиров? Да еще тратить время на изучение этой фигни только ради того, чтобы меня не трогали и не издевались? Меня, например больше устраивает "тема" Саши Ульянова, который в мои 15 лет писал: "Каждый человек должен с раннего возраста искать способы и воспитывать себя с максимальной пользой для общества, а не ради своего корыстного интереса и счастья..." Я, например не хочу и не буду считаться с тем, что кто-то меня терроризирует только потому, что у него такой взгляд на жизнь, а я в эту рамку не вписываюсь. Я считаю, что агрессор, хищник должен сидеть в клетке или бегать в лесу. А если в классе собрались большинство агрессоров, с которым ни общество, ни учителя не могут справится. и они цепляются к таким как я, и навязывают мне свои правила жизни, значит нужно просто менять учителей, а возможно директора и все общество. И мне плевать на то, что их больше. За мною Истина, и это мне куда важнее! Ульянов Саша пошел на смерть, хотя мама уговаривала его написать прошение царю, смириться, и остаток жизни жить счастливым. Нафиг нужно такое счастье, - чтобы только размножиться, и плодить уродов для этого конвейера пустышек?

Многие дети с ранних школьных лет узнают, что такое неприятие коллектива, а оскорбления сыплются на них отовсюду. «Что делать, если тебя оскорбляют в школе?» — ответ на этот сложный вопрос и является главной темой исследования в данной статье.

Лучшие решения проблемы

«Что делать: оскорбляют ребенка в школе, доводят его до истерик?» — многие родители задаются этими непростыми вопросами на протяжении всех десяти лет обучения их чада в школе. Чаще всего в учебных заведениях обижают тех детишек, которые меньше всего похожи на окружающих. Если у ребенка имеется свой специфический стиль в одежде, какой-то дефект внешности или речи, его практически со 100% вероятностью будут обижать одноклассники. Это стандартная модель поведения маленькой социальной группы: уязвлять каждого, кто выделяется, стараясь самоутвердиться за его счет.

Первое, что стоит сделать ребенку — это найти союзников среди одноклассников. Обычно автором язвительных шуточек становится группа из 2-3 человек, а вот остальные детки относятся к изгою лояльно. Задача ребенка в такой ситуации: наладить дружеские связи с максимальным количеством одноклассников. Утвердившись в коллективе, школьник довольно быстро из изгоя превратиться в верного товарища для всех окружающих.

Также не следует остро реагировать на шуточки и комментарии своих недоброжелателей. Многие дети пытаются самоутвердиться за чужой счет, и видя слезы своих жертв, только чувствуют себя лучше. Если ребенок будет вести себя адекватно, не реагируя на эти язвительные комментарии, он сможет достойно выйти из ситуации.

Однако во всем есть свои грани, и если от элементарных обидных слов одноклассники переходят к тумакам и ругательствам, следует дать им отпор. Лезть в драку не нужно, и гораздо эффективнее будет, если ребенок отыщет слабое место у того, кто его обижает. Так, например, если виновник всего происходящего плохо учится, стоит указать ему на уровень интеллектуальных возможностей. Скорее всего, обидчик начнет хорохорится, но однажды получив достойный, взвешенный отпор, более никогда не пристанет к ребенку.

Грамотно участвовать в детских конфликтах могут и взрослые. Так, родителям необходимо беспрекословно поддерживать свое чадо в столь сложной ситуации. Сейчас ребенок испытывает сильнейшее давление в школе, и дома его должен ожидать мир и покой. Замечательно, если между родителями и чадом установились дружеские, доверительные отношения. В таком случае, малыш сможет рассказать о проблемах, беспокоящих его.

Не стоит забывать, что постоянные ссоры с одноклассником очень сильно влияют на самооценку детей. Родители обязаны убеждать свое чадо, что все оскорбления окружающих высосаны из пальца, и на самом деле, никак не связаны с реальным положением вещей. В таком случае, школьник не будет чувствовать давление на свою самооценку.

Важна и роль учителя в разрешении подобных конфликтов. Заметив, что дети постоянно ссорятся, и никак не могут отыскать общий язык, педагог может поручить им некое задание на двоих. Так, например, можно попросить детишек вместе написать реферат или просто посадить их за одну парту. Обычно, узнавая друг друга поближе, дети перестают устраивать сцены, а иногда и вовсе превращаются в настоящих друзей.

Следует помнить, что далеко не все детки добры и искренни от природы. Иногда в классах встречаются настоящие агрессоры, задирающие абсолютно всех детишек. С такими девиантными подопечными работать очень сложно, и только квалифицированная помощь психолога может помочь в снижении уровня агрессии. Если сейчас такое отклоняющееся поведение не устранить, в будущем агрессивный ребенок только ухудшит свою манеру общения.

Иногда эффективными оказываются совместные семейные собрания. Родители двух детишек вместе с самими школьниками должны сесть за один стол и поговорить, высказав накопившиеся претензии. Если беседа будет протекать в спокойном, размеренном тоне, она практически наверняка принесет плоды. Однако полностью решать конфликт за детишек не стоит, ведь они уже сейчас, с раннего возраста должны учиться преодолевать свои проблемы.

Как не стоит себя вести при конфликтах с одноклассниками

«Что делать: оскорбил одноклассник, не знаю, как себя вести» — подобными сообщениями пестрит интернет, и чаще всего дети дают друг другу в корне неверные советы. Так, например, ни в коем случае не стоит показывать чрезмерную агрессивность или слабость. Дети в школьном возрасте бывают крайне жестоки, и заметив, что одноклассника обидела или оскорбила какая-то фраза, они обязательно продолжат ее использовать. Таким образом, из-за единожды проявленной слабости, к ребенку может прикрепиться репутация слабака.

Вести себя агрессивно сразу также не стоит. Для начала необходимо разобраться в глубинных мотивах одноклассника, понять, почему он так активно задирает всех вокруг. Если после разговоров с агрессивным подростком его поведение не изменится, можно переходить к более революционным методикам.

Замыкаться в себе из-за однажды прозвучавшего оскорбления не стоит. Ребенку следует понимать, что обидная фраза, сказанная одноклассником, отражает лишь его мнение и не соответствует действительности. Замкнувшись в себе, отказавшись от нормальной учебы и общения со сверстниками, ребенок только сыграет на руку своему недоброжелателю.

Еще один важный момент в разрешении таких конфликтов — степень вмешательства взрослых. Педагогам и учителям стоит направлять детишек на путь разрешения конфликтов, но не слишком усердствовать. Дело в том, что дети должны сами научиться бороться с проблемами. Если ребенок после каждой ссоры с одноклассниками будет бежать за помощью к маме, его репутация в школе точно не улучшится. Куда более эффективным методом борьбы с недоброжелателями окажется проявленная самостоятельность ребенка.

Также не нужно переводить ребенка в новое учебное заведение после каждого конфликта с одноклассниками. В таком случае, единственное, чему научится чадо — это все время бежать от проблем. В будущем такая трусость и пассивность перед испытаниями ничем хорошем для школьника не обернется.

Учителям же важно иметь абсолютную непредвзятость в таких конфликтах. Классному руководителю необходимо внимательно изучить все мотивы поведения детей, и только после этого делать подходящие выводы. Если педагог не разобравшись в ситуации, сразу же примет сторону того, кого обижали, его могут возненавидеть еще больше. Учительских любимчиков в классе особенно не желают, и поэтому доброта классного руководителя может обернуться против школьника.

Психологи советуют детям, подвергнувшимся издевательствам со стороны одноклассников, стараться проявлять свою активность во все возможных сферах. Ребенок может улучшить успеваемость, начать участвовать в школьном совете и в организации разнообразных концертов. Став всеобщим любимчиком и расширив круг своих знакомых, ребенок уже не будет так переживать из-за давления со стороны одного одноклассника.

Также можно попытаться по-человечески отнестись к своему обидчику, предложив ему помощь в учебе. Иногда агрессия детей становится их реакцией на собственные проблемы. Зачастую трудный подросток не хочет обижать других, но для него это становится единственной возможной манерой поведения. Если пойти навстречу такому недоброжелателю, постараться проявить к нему доброту, а не агрессивность, можно легко наладить отношения, давшие трещину.

Иногда конфликты возникают не на пустом месте, а из-за соперничества, например, за внимание девочки. В таком случае, необходимо поговорить с третьей стороной, то есть с самой девочкой, попытавшись выяснить ее позицию в этой ситуации. Иногда простая беседа оказывается куда эффективнее тумаков и ответных оскорблений в адрес обидчика.

Каждый второй взрослый сталкивался когда-то с конфликтами в школе с издевательствами и обидными кличками, но смог успешно все это преодолеть, не опуская руки. Ребенку также не следует сдаваться, даже если против него ополчился весь класс, ведь даже из этой очень тяжелой ситуации можно найти свой выход, свою эффективную позицию борьбы.

Казалось бы, школа – замечательное место, где дети получают знания и весело общаются друг с другом. Но не всё так просто. На тему отчуждения и даже травли школьника в детском и подростковом коллективе снято множество фильмов, да и сама ситуация знакома многим теперешним родителям. Возможно, в ваши школьные годы вы были свидетелями того, как задирают и обижают кого-то из одноклассников, а теперь на месте этого несчастного оказался ваш ребенок. Почему так случилось и что делать в такой ситуации? Вы абсолютно правильно тревожитесь, оставлять без внимания эту проблему нельзя.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Часто так бывает, что ваш вчерашний доверчивый малыш становится замкнутым и не хочет идти на откровенный разговор о своих проблемах. Это может быть оборотной стороной взросления, но вполне вероятна и другая причина. В каких случаях родители должны заподозрить, что в жизни школьника серьезные проблемы в общении со сверстниками, его обижают и, возможно, даже травят?

  1. Поведение резко меняется : ребенок постоянно в плохом настроении, нервничает, угрюм, тревожен, капризен. К этому могут прибавиться плохой сон и аппетит, ослабление иммунитета.
  2. Ребенок придумывает всяческие отговорки, чтобы не ходить в школу , старается притвориться больным, опаздывает на уроки или петляет и идет странными маршрутами вместо стандартной дороги в школу. Вполне вероятно, что он боится кого-то встретить. «Не хочу учиться» – это обычная фраза, свойственная почти всем детям. Но спокойные и уверенные в себе просто донимают родителей нытьем и капризами на эту тему, в случае травли же ребенок всячески маскирует истинную причину.
  3. Неопрятный, взъерошенный вид после школы (оторванные пуговицы, грязная и мятая одежда); потерянные, порванные или сломанные вещи могут свидетельствовать о физическом насилии над вашим ребенком – избиении или издевательствах. Внимательные родители сразу заметят разницу в поведении сына или дочери. Если дракой мальчик мог даже похвастаться, а девочка искренне огорчаться потере мобильного телефона, то в данном случае ребенок начнет «путаться в показаниях».

Почему ребенка обижают?

Школа – это искусственно созданный коллектив, где приходится уживаться абсолютно разным детям. И если взрослые люди вольны выбирать круг общения, место работы и обычно имеют почву под ногами в виде собственной семьи и друзей, школьник в этом плане крайне уязвим. Добавим к этому несформированную психику, общую тенденцию жестокости в современном мире, безразличие и попустительство учителей – и получим довольно-таки безрадостную картину условий, в которых оказывается школьник.

Именно на 6-7-летний возраст приходится так называемый «кризис социализации», когда ребенок учится взаимодействовать с социумом, испытывая в нем настоящую потребность. И если дома или в детском саду общение с другими детьми чаще всего происходило под контролем взрослых, то школа становится первым местом, где ребенок оказывается «в свободном плавании». Сложится или не сложится его жизнь в коллективе – это в любом случае окажет влияние на самооценку ребенка и его дальнейшую социализацию.

Все дети очень разные, и особенностью, из-за которой сверстники могут начать обижать ребенка, может стать абсолютно любая его черта: внешность, успеваемость, черта характера. Однако это теоретически. А на практике большинство учителей благодаря своему опыту могут сразу сказать, каких детей обижают в школе. Чаще всего это:

  • Дети с ярко выраженными особенностями внешности (маленький или очень высокий рост, полнота, какой-либо дефект или черта, выделяющие ребенка среди других);
  • Дети из неблагополучных семей . Часто они одеты хуже других детей в классе, плохо учатся, опаздывают;
  • Медлительные, рассеянные и невнимательные по природе дети;
  • Дети, которые выглядят «забитыми» . Это может быть школьник, который уже перенес какие-то унижения и обиды от сверстников, а может быть и первоклашка опять же из неблагополучной семьи, который забит в прямом смысле этого слова.
  • Агрессоры . Вспыльчивые, драчливые, они готовы броситься на каждого, чей взгляд показался им недостаточно дружелюбным. Такое поведение может вызвать не страх, а напротив, насмешки одноклассников, которые будут дразнить задиру специально.

С другой стороны, попасть под прицел насмешек может и самый уверенный, спокойный и «благополучный» ребенок. Небольшой промах или раскрытый напрасно секрет о первой любви могут вызвать серьезный и отрицательный для ребенка отклик в детском коллективе.

Как помочь ребенку?

Если твоего ребенка обижают сверстники, естественная реакция – нужно срочно что-то делать, кому-то жаловаться и наказать обидчика. Встречается и другая позиция: все через это проходят, пусть разбираются сами, все-таки уже не дошкольники, пора учиться «ставить себя». Наверняка, раз вы читаете эту статью, то понимаете: помощь ребенку необходима, другой вопрос, какой она должна быть.

Как реагировать, если ребенка обижают одноклассники?

В первую очередь, вы должны понимать, что любое насилие, физическое или психологическое, – это ненормально! И именно это необходимо донести до ребенка. В такие моменты ему, как никогда, нужна поддержка родителей и понимание, что его вины в том, что происходит, нет.

Не давите, но постарайтесь вызвать доверие со стороны ребенка. Если он будет знать, что мама и папа всегда на его стороне, то по крайней мере не будет держать свои обиду и страх в себе. А атмосфера любви внутри семьи в какой-то мере сгладит последствия агрессии сверстников, сделает его более уверенным в своих силах благодаря наличию «надежного тыла».

Ребенка обязательно нужно выслушать и вникнуть в суть его проблемы. Ни в коем случае не говорите: «Да это же ерунда, не стоит переживать о таких мелочах», «не обращай внимания», «не реагируй, они и отстанут». Это с позиции вашего жизненного опыта детские проблемы несерьезны, а для ребенка самоощущение в школе – важная часть жизни. А «непротивление злу» может вообще иметь плачевные последствия. Обидчики, увидев собственную безнаказанность, будут издеваться над ребенком еще больше.

Стоит ли вмешиваться?

Некоторые родители сгоряча хотят разобраться с обидчиком самостоятельно, пригрозив или даже применив физическую силу. Не поддавайтесь эмоциям! Помимо того, что вы вступаете в нечестный «бой», ребенку такая помощь сделает только хуже, ведь он станет в глазах сверстников треплом и ябедой.

Кто-то советует ребенку научиться давать сдачи – это тоже не лучший путь. Так вы дадите сыну или дочери понять: кто сильнее, тот и прав. Искаженная реальность, жестокость и агрессия – разве так вы хотите решить проблему вашего ребенка?

Разговор с родителями зачинщика конфликта может быть хорошим вариантом, но следует учитывать то, какие это люди (если, к примеру, родители асоциальные, пьющие, беседа вряд ли сложится). В любом случае разговаривать надо спокойно, без нападок, стараясь понять и вторую сторону. Ведь никто не хочет признать, что это его отпрыск в чем-то виноват.

Кому жаловаться, если ребенка обижают в школе?

Беседа с классным руководителем может быть результативной, если он заинтересован в детях, действительно старается помочь своим подопечным и решить их проблемы. Воспитательная беседа учителя принесет эффект особенно в младших классах, когда авторитет педагогов еще высок.

К сожалению, иногда помочь может только обращение в вышестоящие инстанции. Напишите заявлению инспектору по делам несовершеннолетних, поговорите с завучем или директором школы. Вы можете отправить письмо с жалобой в Министерство образования, а также в местный департамент образования. В случае если речь идет о серьезных нарушениях прав вашего ребенка, ничто не будет лишним. Ведь школьник проводит в стенах учебного заведения большую часть своего времени, а страдания, приносимые обидчиками, наносят ему глубокую психологическую травму. Если не вы, то кто ему поможет?

Стоит ли перевести ребенка в другую школу?

Перевод в другую школу остается крайним вариантом в случае, если больше ничего не помогает. Учитывайте, что адаптация к новому коллективу – это дополнительный стресс. При этом никто не может гарантировать, что в другой школе ситуация не повторится просто из-за страха ребенка и его настроя на волну неудач.

Как сделать ребенка более уверенным в себе?

Хороший вариант – спортивная секция. Но цель в таком случае должна быть не научить ребенка драться, а именно придать ему уверенности в себе. Такой же эффект может принести и любое другое серьезное занятие, к которому можно привлечь ребенка – рисование, музыка, уход за животными. Вдобавок новый, внешкольный коллектив позволит почувствовать свободу от школьных отрицательных установок. А успешный, морально сильный человек, даже если он выглядит не так, как все, своим самоощущением постепенно вызовет уважение даже у самых отпетых хулиганов.

Дайте ребенку понять, что он – Личность, достойная уважительного к себе отношения. Поддержите его и помогите реализовать себя вне школьных стен. Надеемся, что в скором времени насмешки и издевательства одноклассников над вашим ребенком останутся в прошлом!

Фото из фотобанка Лори

В компании друзей у нас часто заходит разговор о том, в какую школу отдавать детей, когда они подрастут. В ту, где учат иностранным языкам со второго класса, или в ту, откуда выпускники стройными рядами поступают в престижный университет? «В такую, где нет травли, где дети не унижают друг друга и учителя не унижают детей, – говорю я. – А если не найду такую школу, то буду обучать детей дома».

Почему меня так беспокоит именно унижение в школе?

Всем понятно, что школа – это не просто место, где дети «получают знания». Для большинства школа – это десять лет общения с одними и теми же людьми. Там ребенок получает основной опыт общения, на основании которого делает выводы о том, как устроен мир, что ждать от других людей, и чего ждут от него окружающие. Если она учит ребенка, что он не имеет права быть таким, какой он есть, что «отличаться» и «высовываться» – значит, стать объектом насмешек, что доверять людям и проявлять свою уязвимость – опасно, то зачем она нужна, такая школа?

Мне вспоминается случай, произошедший, когда я работала школьным психологом. Проходя по коридору на перемене, я увидела, как четверо восьмиклассников бьют ногами, зажав в угол, лысого одноклассника. Я подошла сзади к этой компании, взяла двух ближайших нападавших за воротники (ребята уже повыше меня были) и рявкнула, как смогла грозно: «Это что тут происходит?» Тут прозвенел звонок, и я отправила их в класс.

После этого у нас была серьезная беседа – нет, не с обидчиками и даже не с пострадавшим. С учителями. На моих глазах, пока я не подошла к этим восьмиклассникам, две учительницы, торопясь и отворачиваясь от безобразного зрелища, прошли мимо. Не вмешались, не прервали ситуацию. Сделали вид, что не заметили.

Что же мне ответили учителя? Они сказали, что «это естественно», что «дети жестоки» и что «этому мальчику надо научиться постоять за себя». Хорошо хоть, не стали говорить, что он сам нарочно их спровоцировал. Но если бы это был не лысый мальчик, а толстая (или, хуже того, умная) девочка? Если бы ребенок выделялся чем-то, что он может изменить? Учителя в этой школе точно сказали бы, что человек, которого бьют, унижают, обзывают, дразнят, высмеивают, объявляют ему бойкот и распространяют про него гнусные сплетни, «сам виноват». Дескать, не надо нарываться.

Пришлось развенчать несколько распространенных мифов об унижениях в школе. Потому что речь идет не просто о «детях-изгоях». Когда мы говорим о «детях-изгоях», мы тем самым как бы утверждаем, что проблема в них. Унижения и травля же – это самоутверждение одного человека (или группы) за счет систематического унижения другого человека. Для любителей «Гарри Поттера» колоритный пример: то, что делали Мародеры со Снейпом – это именно травля.

В последние двадцать пять лет проблема унижения в школе привлекает внимание зарубежных психологов. Наравне с проблемой «дедовщины» в армии, «опускания» в тюрьме, моббинга на работе, которые, по сути, есть проявления одного и того же феномена в разных контекстах.

Миф 1. Унижение является и всегда будет оставаться нормальной составляющей взросления.
Исследования показали, что унижения и насилие со стороны сверстников в школе не менее травматичны, нежели другие формы насилия. В насилии нет ничего «нормального». Думать, что унижение – нормальное явление, значит, лишать жертву поддержки и потакать обидчику. Если спросить самих школьников, они относятся к травле крайне негативно и хотели бы, чтобы школы что-то делали с этой проблемой.

Миф 2. Учителям легко разобраться, кто в классе обидчик, а кто – жертва унижений.
Учителя замечают, как правило, только наиболее грубые, физические формы унижений в школе. Если один ребенок бросился на другого с кулаками, кто виноват? Конечно, тот, кто решил проявить физическую агрессию. Но за кадром остается, что говорил поколоченный, чтобы довести своего одноклассника. Обидчики часто бывают хитрыми и изворотливыми, и делают так, чтобы за их плохое поведение наказаны были другие.

Миф 3. Есть такие дети, которых обязательно будут унижать, в какой бы социальной группе они ни оказались .
Такая позиция оправдывает бездействие взрослых, и, соответственно, создает очень плохой пример для подражания. Унижение – это дисбаланс власти, который ребенок не может скомпенсировать самостоятельно. Она процветает там, где учителя попустительствуют тому, что большинство (а точнее, некоторые, берущие на себя смелость говорить от лица большинства) «выдавливает» и отвергает тех, кто хоть чем-то отличается. А это есть не что иное, как ксенофобия.

Миф 4. Унижение происходит в любой социальной группе.
Унижение происходит только в тех ситуациях, когда людей насильно собрали в одну группу, не уделяя внимания их индивидуальности и интересам, объединили их по какому-то малозначащему признаку (например, такому, как год рождения) и лишили возможности самостоятельно выбирать, хотят они остаться в этой группе или уйти из нее. Многие бывшие жертвы унижений говорят о том, что в школе они были как в плену или в тюрьме. В школах с профильными классами и демократической системой школьного самоуправления травли практически нет.

Иногда ребенок не выдерживает унижений в школе и ломается. Периодически мы узнаем из СМИ о том, что кто-то принес в школу оружие и убил или жестоко изувечил нескольких одноклассников, после чего покончил с собой. Подобные события почти в ста процентах случаев предваряются историей травли: жертва не выдержала и решила устранить обидчиков. Некоторые убивают только себя.

Полагая, что мы лучше знаем, что полезно другому человеку, имеем ли мы право брать на себя функции «естественного отбора», когда выживает «наиболее приспособленный» (в данном случае – к злоупотреблению властью)?

Миф 5. Унижение происходит потому, что ребенок чем-то отличается.
Любой ребенок чем-то отличается. И любой может оказаться жертвой. Травля происходит потому, что кто-то из детей и/или взрослых считает, что самоутверждаться за счет унижения другого – совершенно нормально. Достаточно одного такого человека на школу, и, если он достаточно активен, «веселая жизнь» окружающим обеспечена.

Миф 6. В ситуации унижений задействованы две роли: обидчика и жертвы.
В ситуации унижений задействованы все, кто так или иначе знает о ее существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация травли влияет не меньше (хоть и несколько иначе), чем на того, кого травят. Но на это редко обращают внимание, и опыт свидетельствования травле продолжает влиять на людей, хотя они и не осознают этого. А потом остается только удивляться тому, что, когда под окнами дома кого-то убивают, и жители слышат душераздирающие крики, никто не вызывает милицию, потому что «это меня не касается».

Обидчик и жертва, кстати, отлично осознают присутствие свидетелей. Свидетели могут вести себя по-разному. Они могут присоединяться к обидчику (чаще всего из страха стать жертвой), заступаться за жертву, или не делать вообще ничего. Пассивная позиция – самая распространенная. Когда свидетели ничего не делают, а просто стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»: «Вот какой я могущественный, я не только унизил вот этого, но еще и напугал, ошеломил всех остальных так, что они и пикнуть не смеют». Жертвы травли, ненавидят и презирают пассивных свидетелей даже сильнее, чем обидчиков. По их мнению, пассивные свидетели (как сверстники, так и учителя) –равнодушные трусы, которых надо остерегаться, потому что никогда не знаешь, когда они ударят в спину.

Миф 7. «Для твоей же пользы»: из опыта унижений ребенок извлекает для себя урок.
Унижения – отличный урок, если мы считаем, что для «готовности ко взрослой жизни» надо ожесточиться и очерстветь. И, как показывает опыт, сделать это вполне по силам большинству. Но одновременно люди теряют нечто ценное: способность доверять, способность вступать в близкие отношения, а в каких-то случаях – и собственную индивидуальность. Она оказывается спрятана за защитной «маской», которую человек привыкает носить в условиях «жестокого, жестокого мира».

Люди, подвергавшиеся в школе длительной травле и выжившие, могут преодолеть ее последствия (неуверенность, озлобленность, замкнутость, недоверие), только если попадут в другое сообщество, где всем позволено быть разными, где сотрудничество ценится выше, чем соперничество. Там они постепенно «оттаивают». Но они чаще бывшие жертвы травли сами не могут найти себе такое сообщество, и этом им нужна помощь.

Мнения взрослых на тему унижений в школе

Не секрет, что в школах очень часто более сильные одноклассники унижают слабых. Хотелось бы узнать мнение форумачан, как вы лично относитесь к таким унижениям? Можно ли как то это остановить или это будет продолжаться вечно? Сами вы унижали? А Вас унижали?

Это страшное явление!Дело в том что у ребенка или подростка, (которого унижают) все это откладывается в подсознании, и если ребенок мнительный то к сожалению в будущем, когда ребенок вырастет все это может перейти в невроз!Поэтому главное постоянно разговаривать со своим чадом (по поводу взаимоотношений в школе), и решать эти проблемы сразу!Какими путями спросите Вы?Вам на месте виднее должно быть!

У меня дочка сейчас пошла во второй класс. Поэтому эта проблема меня очень волнует. Регулярно расспрашиваю ребенка о том, что происходит в классе? Как общаются дети? Как она себя ведет? Рассказываю о том, как она должна вести себя в различных ситуациях, и, в частности, когда ее кто-либо попытается обидеть. Говорю, бери, что под руку попадется и бей. Одна-две таких ситуации и к ней никто никогда больше не пристанет. Дети — они впечатлительные. Возможно, что так нельзя, но это мой ребенок, унижать которого я никому не позволю. Вернее я сделаю так, чтобы она никому не позволила себя унижать.

А я считаю, что ребенок должен сам справиться со сложившейся ситуацией. Да, такое явление было и в моем советском детстве, и есть в жизни моих детей. Участвовать, советовать можно. но не лезть, не ходить на разборки! Порой, как бы плохо это не звучало, но драка ставит точки над И.

У меня тоже была такая проблема. Сын пошел в школу и началась нервотрепка. Мальчик из класса постоянно его терроризировал. Я принципиально не ходила разбираться. А в 3 классе он пошел на бокс. Через год вопрос был снят.

Я хорошо помню свои школьные годы. И я знаю, что если мальчик не способен за себя постоять, то его ждут очень тяжёлые времена. Поэтому я своего сына научил жёстко отвечать на издёвки и оскорбления. Но, при этом, не обижать тех, кто слабее. Да, было дело, что сын приходил пару раз со школы с синяками. Я хотел пойти по-родительски разобраться, но сын мне твёрдо сказал, что он это сделает сам. Вот тут уже и я сына зауважал!

Сама я никогда никого не унижала, а я вот была обижена со стороны других девчонок. А посмотрите на школьный фоты Веры Брежневой, а теперь посмотрите какая она сейчас! Из гадкого утёнка превратилась в белого лебедя.

С таким явлением, как унижения в школах надо бороться,всеми способами которые только возможны!Калечить психику детей (и тех кто унижает, и тех кого унижают),мы как родители не имеем права допустить!

sun.child писал:
унижают более слабых люди с комплексом неполноценности, часто это вина родителей, неправильное воспитание

Да, но страдают-то от этого ни в чём не повинные другие дети. Считаю, что это пробел в работе классного руководителя.

Скажем так: попытки были, но я давал сдачи, и вскоре меня трогать перестали. Но сочувствие к подобным ребятам осталось, так что позже я нередко «разруливал» ситуации, утихомиривая наших задир, например, в общении с новенькими в классе

Я к этой теме отношусь с трепетом, она меня сильно задевает!Да с точки зрения психологии унижают люди те которые не могут себя само реализовать!

Наверное, это закон природы — утверждать свое лидерство в той или иной группе социума. А вот способы такой борьбы за лидерство разные, в зависимости от среды, в которую попал человек. Я считаю, что неизбежность такой борьбы нужно донести до сознания ребенка и научить его правильным, цивилизованным способам избегать неприятностей и отстаивать свое достоинство и свою точку зрения.

Это явление было и будет, к сожалению, сильную личность даже в детстве не обидеть, обижают тех, кто не может за себя постоять.

Мирослава

Через это унижение я прошла сама, теперь и мой ребенок скоро пойдет в школу, хочу чтобы она этого кошмара не почувствовала на себе, поэтому стараюсь ей объяснить, что хоть кто обидит, пусть скажет мне, я разберусь с обидчиком.

Я пережила только моральное унижение: обзывание, ужасные клички, насмешки. Мама учила — не обращай внимания. И со временем я научилась это делать. Чтобы не было унижения в школах в первую очередь родители должны знать чем занимается ребенок и пресекать унижение других на корню. Ведь родители должны видеть если их дитятко насмехается над другими.

Это очень важная тема, особенно для тех детей, которых унижают в школе. Сам в школе многое терпел от сверстников, из-за особенностей фамилии и небольшого роста. Приходилось становиться сильным и терпеливым, но никогда не опускал гордого взгляда, даже если били.
У моей младшей дочери били проблемы в школе с насмешками и даже плевками. Дело закончилось тем, что она не вытерпела и сильно толкнула обидчика, который упал и сломал руку. Больше не доставали. Конечно дома мы ей не сказали, что она молодец, но и терпеть такое молча нельзя.

Тема действительно важная, с унижениями конечно не сталкивалась, но приходилось иногда, так сказать постоять за себя. Я считаю многое зависит от воспитания, если ребенка даже в семье обижают, давят на него, то соответственно и в школе ему будет не легко, даже в институте, этому ребенку придется самому себя перевоспитать, чтобы в будущем стать морально сильным человеком. А тот, кто смирится с этим, не сможет полноценно жить, и может обидеться на весь мир, и начать мстить. Слышала много историй про серийных убийц, маньяков, большинство из них страдали еще в детстве, их били, унижали, в итоге последствия оказались еще трагичнее, чем можно было предположить.

Сколько написано рассказов и снято фильмов об унижении в школе. Всегда были и есть лидеры, а есть белые вороны или козлы отпущения, которые не могут или не хотят дать отпор… Я считаю, ключевая задача школы – научить наших детей быть сильными духом, они должны уметь защищать и защищаться. Это является приоритетным в жизни. А еще важно объяснять, что насилие над собой и по отношению к одноклассникам не выход. Зло, причиненное кому-либо потом воздастся двукратно, ничего не проходит бесследно. Это ведь прописные истины, которые в наше время не в почете… Всё приходит из семьи, родители в ответе за поведение своих детей… Политика нашего государства отвернулась от проблем семьи и школы. А зачем, ведь важно наворовать побольше?! Грустно все это.

Меня не унижали в школе, чему я безумно рада… Были правда дразнилки по поводу, того, что я носила очки. Это сильно задевало, появились комплексы. Но сейчас всё в прошлом….

Мирослава

Я также в школе терпела унижение и оскорбление сверстников, некоторые за меня оступались, а некоторым было откровенно одинаково. Скоро моя малышка также пойдет в школу,но я не хочу чтобы над ней там насмехались, и поэтому за своего ребенка всегда буду заступаться и ставить обидчиков на место.

Сам унижал других в школе, чем я не горжусь. Бывало и приходиться униженным пару раз. Думаю, через это многие должны пройти. Подростки унижают других с целью самоутверждения. И это слабость, на мой взгляд

Школьная пора, счастливая пора… Далеко не для всех. Для некоторых детей каждый день в школе является настоящим испытанием. Потому что одноклассники снова будут «травить». Что такое травля и как с ней бороться?

Травля или более популярное сейчас слово «буллинг» — это распространенное явление, с которым так или иначе сталкивался каждый. Это когда тебя задирают, обижают, крадут вещи, толкают, игнорируют, смеются и многое-многое другое. Главная цель — принизить ребенка, причинить ему моральную или физическую боль. Вспомните фильм Быкова «Чучело». Мы говорим именно об этой проблеме. Так давайте разберемся, как распознать травят ли вашего ребенка, как помочь и как нужно себя вести, чтобы травля прекратилась.

Редакция Tlum.Ru собрала советы психологов и комментарии родителей.

Как распознать травлю?

Зачастую дети не говорят о своих проблемах, они боятся: если вмешаются взрослые — станет только хуже. Поэтому стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, особенно если он поменял школу или класс, став «новеньким».

Признаками травли могут быть синяки и царапины, которые он не может и не хочет объяснять, ложь по поводу того, как именно они появились. Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда, если ваш ребенок по природе своей не «растеряша». Также ребенок может искать поводы не ходить в школу, прикидывается больным, теряет интерес к обучению, начинает хуже учиться.

Самыми серьезными признаками травли является деструктивное поведение: нанесение себе повреждений, побеги из дома, резкое падение самооценки. Если вы заметили один из этих признаков — возможно, причиной стала травля.

Что делать родителям?


Есть несколько вещей, которые помогут родителям и детям справиться с этой проблемой. Если вы выяснили, что ребенка травят, покажите, что вы выслушали его, поняли и не оставите это без внимания. Успокойте ребенка и окружите его заботой, дайте знать, что цените его откровенность.

Объясните, что он ни в чем не виноват. Никто не виноват, если его оскорбляют, унижают, бьют или игнорируют. Оправдывать травлю нельзя. Даже если ваш ребенок как-то задел других ребят, нормальной реакцией на это станет разовое решение конфликта, а не постоянные издевательства. Ваш ребенок ошибся и за ошибки не надо расплачиваться всю жизнь.

Подумайте о том, какой может быть выход вместе. Вовлеките ребенка в разговор, это поможет малышу вернуть контроль над ситуацией, обратить внимание на детали, понять логику других ребят. Также это покажет, что мама и папа не вздумают решить проблему без их ведома, чего дети очень боятся.

Когда вы уже разобрались в ситуации, стоит пойти и поговорить с учителем или классным руководителем. Спросите, что он намерен сделать, чтобы прекратить травлю? Сохраняйте спокойствие, не давите, а именно задайте вопрос. Если руководитель не намерен разбираться в ситуации — обратитесь к администрации или директору. Убедитесь, что вас действительно услышали, запускать эту ситуацию нельзя ни в коем случае.

Можно поговорить с родителями обидчика. Донесите до них мысль, что если это будет продолжаться, вопрос придется поднять на родительском собрании. Возможно, ваш сын или дочь не единственная жертва агрессора.

Если ребенок не уверен в своих силах — предложите ему записаться в спортивную секцию или кружок, там он сможет найти новых друзей и стать уверенней в себе. Обеспечьте ему комфортную обстановку дома и поддерживайте во всем.

Если ситуация зашла слишком далеко, спросите не хочет ли он поменять класс или школу. Но помните, что это крайняя мера, от которой в большинстве случаев можно отказаться.

Что не надо делать родителям?

Многие родители, стараясь сделать как лучше, делают «как всегда». Постарайтесь исключить из своей речи следующие фразы: «Ты сам виноват», «Ты так себя ведешь», «Ты их провоцируешь», «Тебя травят, потому что…». Обвиняя ребенка, вы оправдываете его обидчиков и тем самым усугубляете ситуацию.

Также избегайте фраз «не обращай внимания», «дай им сдачи», «не делайте так, ему же больно». Такими фразами вы можете навредить. Оставлять ситуацию без внимания, мол, само как-нибудь рассосется, нельзя. Так и совет «дать сдачи» может привести к усугублению конфликта, если ваш ребенок не сможет защититься. Неумелые попытки сопротивления только распалят агрессию.

А вмешиваясь в конфликт и показывая, что ваш ребенок страдает, вы указываете на то, что он слабый, а они сильные, тем самым уничтожая самооценку своего чада и повышая ее у обидчиков.

Не говорите сразу о переводе ребенка в другое учебное заведение. Сначала разберитесь, нельзя ли решить конфликт здесь. На новом месте может быть то же самое, ваш ребенок снова станет «новеньким», а к поведению жертвы он мог уже привыкнуть. Но если ни родители, ни учителя не реагируют на конфликт — смело забирайте документы.

Что делать ребенку?


Во-первых, посоветуйте не реагировать на провокации. На подколки надо отвечать не обидой и агрессией. Ответ должен быть спокоен и достоин. Если вашего ребенка обвиняют в том, чего он не совершал, пусть твердо отрицает свою вину и занимается своими делами, не давая затянуть себя в открытый конфликт.

Также иногда полезнее промолчать, чем начать оправдываться, тех, кто не реагирует задирать не интересно. Это касается и обидных реплик. Когда на прозвище ваш ребенок начинает дуться или плакать — это распаляет интерес. Но, если он спокойно ответит: «Да, ты верно заметил, я ношу очки», — это может сбить противника с толку. Почему он не бесится и не обзывается в ответ? Странный какой-то, может лучше с ним и не связываться.

Еще один способ отделаться от обидчиков — это завоевать авторитет в классе. Это может быть достижение в учебе, спорте или увлечении. Рано или поздно кто-то обратится к вашему сыну/дочери за помощью с домашкой или вопросом. Тут важно поставить себя правильно. Помогать только в ответ на хорошее обращение.

Очень помогает поиск соратников. В классе всегда есть те, кто держит нейтралитет (обычно это самые умные дети), если удастся подружиться или хотя бы начать с ними общаться, это поможет обидчикам понять, что ваш ребенок не «униженный и оскорбленный», а обычный человек со своими увлечениями и друзьями.

Травля всегда разная, все зависит от личности обидчика, поэтому если эти советы вам не помогают, обратитесь к школьному психологу или классному руководителю, которые лучше знают, кто и как будет себя вести в той или иной ситуации.

Что не надо делать ребенку?

Ребенку ни в коем случае нельзя эмоционально реагировать на обиды. Спокойствие и только спокойствие. Игнорирование бывает лучшим выходом. Ему не стоит лезть в драку, если он не уверен в своих силах, проигрыш еще сильнее обрадует противников, и травля продолжится.

Многие дети принимают свою роль жертвы и терпят все, что с ними делают, а вдруг отстанут? Может и отстанут, а может и нет. Поэтому нельзя давать себя бить, отнимать вещи или ломать их. Надо позволить вмешаться другой стороне — родителям или учителям.

Многие дети стараются начать угождать своим обидчикам — становятся «прилипалами», терпят травлю и выполняют поручения лидера, думая, что они поднимутся со временем по «социальной лестнице» и изгоем станет кто-то еще. Такая позиция очень вредит самооценке, не надо входить в компанию обидчиков, нужно основывать свою.

Какие у травли могут быть последствия?

22% учеников жалуются на снижение успеваемости из-за травли в школе. Жертвы буллинга куда чаще страдают головной болью и болеют. У каждого четвертого подростка, столкнувшегося с этой проблемой, возникает мысль о самоубийстве! Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.

Очень опасен долгосрочный эффект травли. У девочек очень часто развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают: жертвы терактов; ветераны, пришедшие с войны; люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Что делают родители?


Всегда ли родители знают о правилах поведения при травле и какие выходы они выбирают? Мы собрали комментарии родителей с форума u-mama , чтобы показать вам различные взгляды на эту проблему.

«Переводите ребенка, не портите ему жизнь. Это ж сколько комплексов будет у него».

«Узнать надо, в чем причина травли. Если не устранить, то в новой школе будет то же самое».

«Меня саму травили в школе. Причина была в том, что я была отличницей в школе, где не принято учиться, „не такая“. При этом давили, что я якобы толстая (гнобители были не худее) — фигура была не причиной, а поводом, даже когда я сильно похудела, гнобить не перестали. Но виновата я была сама — когда меня обзывали и били, я начинала плакать. Если бы не плакала, а дала отпор, то вероятно бы отстали».

«Да, раньше проще все решалось. Я в первый же день врезала в ухо самому оторве, он на учете стоял, и боксер был, а я самая мелкая, да еще отличница и новенькая посреди года. Так и зауважали на все оставшиеся 9 лет».

«К школьному психологу вместе с замдиректором по праву. Припугнут там травителей, к чему ведет их кривая дорожка. Многим помогает вовремя остановиться, если дети не испорченные уже».

«Учителя сейчас очень боятся одной фразы: „Вы, как классный руководитель, несете ответственность за организацию травли в отношении моего ребенка и мною будут направлены жалобы в соответствующие инстанции“».

«Никогда не разговаривала с родителями. Только с детьми и на их языке. Слегка, как мне показалось, припугнула. Больше они моего сына не то что не задирали, близко подойти боялись. Непедагогично, но действенно».

«Моего обижали ребята во дворе. Он был тогда самым младшим. То кепку закинут на дерево, то еще какую-нибудь пакость сделают. Я пошла да спросила у ребят, почему вы его обижаете? Они ответили, что он не умеет себя вести в коллективе, играть сообща не умеет, все время спорит, хочет руководить и все игры портит. Ладно, все ясно. Сделали выводы, живем и воспитываемся дальше».

«Ваш ребенок имеет право ответить обидчику адекватно (в том числе и физически если надо) предупредив его об этом как минимум два раза. Примерно так «мне неприятно то, что ты делаешь, если ты намерен продолжать, я … «(озвучить ответное действие). Угроза приводится в исполнение без предупреждения, если действия повторяются даже после состоявшегося разговора. Дети травят того, кто не дает отпора».

«Вам может помочь дневник, где вы с ребенком вместе будете записывать подробно: что делали обидчики, что в ответ делал он, каков был результат. Вначале пусть сам запишет цель — чего он хочет в отношениях с этими ребятами. (Чтобы отстали — тоже цель). Там же можно выделить отдельную колонку, где он сможет спланировать, как ответить в следующий раз, если старый способ не сработал. Это придаст ему уверенности, снизит тревогу от того, что он может сделать что-то не так и обеспечит вашей поддержкой».