Домой / Форма бровей / Сколько должен 11 месячный ребенок. Занятия на развитие мелкой моторики

Сколько должен 11 месячный ребенок. Занятия на развитие мелкой моторики

11-ый месяц в жизни малыша для многих родителей становится одновременно очень сложным и очень приятным: у них нет ни минуты покоя из-за попыток уследить за своим энергичным чадом, но в то же время, ребенок в 11 месяцев – это сплошное очарование! Большинство детей в этом возрасте необыкновенно энергичны, шаловливы и требуют постоянно внимания и присмотра, ведь им хочется как можно больше узнать об окружающем их мире, а возможности карапуза еще слишком ограничены, вот и приходится постоянно звать родителей на помощь. Зато большинство младенческих проблем и капризов уже позади, а до первых возрастных кризисов еще далеко и пока можно просто наслаждаться обществом своего малыша. В этом возрасте не стоит сильно беспокоиться, если ваш малыш еще не умеет ходить или самостоятельно есть ложкой, главное – знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, по мнению врачей и детских психологов, чтобы вовремя заметить признаки нарушения в развитии.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

К концу 11-го месяца ребенок обычно набирает 300-400 гр и прибавляет в росте 1-2 см.

К этому возрасту появляется некоторая разница в физическом развитии у мальчиков и девочек : представители сильного пола весят больше, около 10 кг, и немного «выше» — примерно 72-74 см, девочки чуть-чуть отстают от них – 9 и 70-72 см соответственно.

В 11 месяцев точно оценить физическое развитие малыша достаточно трудно, кто-то в этом возрасте уверенно ходит, может сам подниматься и спускаться по лестнице, а другие отказываются даже ползать, предпочитая все время находиться на руках или спокойно сидя в манеже. И то, и другое – вполне нормально для 11-тимесячного ребенка, поэтому родителям, обеспокоенным темпами развития их малыша, стоит ориентироваться только на те базовые навыки, которыми должны овладеть все дети этого возраста.

Они включают в себя : умение самостоятельно садиться и сидеть без опоры, попытки ребенка ползать, вставать и ходить, держась за прутья кроватки или манежа.

Также ребенок в этом возрасте должен ходить с поддержкой родителей и достаточно хорошо владеть своим телом – в 11 месяцев движения детей становятся более координированными. Они уже гораздо реже падают, врезаются в разные предметы и могут уверенно держать игрушки в обеих руках и перекладывать их.

Малыш в 11 месяцев должен быть очень активным и любознательным, родителям стоит насторожиться, если их ребенок не пытается выбраться из кроватки или манежа, не хочет слезать с рук и не пытается активно изучать окружающие его предметы. «Правильное» поведение почти годовалого ребенка – это постоянный поиск новых впечатлений, жажда открытий и общения , которая часто доводит родителей до исступления. Поэтому, если ваш ребенок начинает озорничать, сразу же как-то он проснулся, тут же переворачивает вверх дном весь дом, не отстает от вас ни на минуту и постоянно куда-то лезет, что-то разбирает и чем-то заинтересован, вам стоит порадоваться – он развивается, как раз, по возрасту.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 11 месяцев у большинства детей постоянно хорошее настроение, главное, вовремя их кормить и укладывать спать. Режим дня малышей в этом возрасте не сильно отличается: 4-5 разовое кормление, 1-2-х кратный дневной сон, а вот ночной сон может сократиться до 8-9 часов в сутки, в зависимости от того, сколько ребенок спит днем. К концу первого года жизни малыши постоянно радуют родителей и всех окружающих своими улыбками, пением, первыми словами и звонким смехом, при этом не забывая громко кричать и плакать всякий раз, когда сразу не получают желаемого. Но справиться с капризами и плохим настроением ребенка в 11 месяцев не так уж сложно – их легко отвлечь, переключив на какой-то другой предмет или игрушку или предложив капризуле поиграть, побегать или попрыгать.

Одиннадцатимесячный малыш уже умеет очень много – он складывает пирамидки, собирает кубики, умеет есть с ложки и может катать мячик и машинки. В этом возрасте дети не просто играют с игрушками, у них появляются первые заметные предпочтения, например, любимый заяц или машинка, с которыми малыш не расстается. А также они учатся играть в сюжетные игры: качают и кормят куклу, гудят и «бибикают» катая машинку, что-то «пишут» и рисуют» пальчиковыми красками и фломастерами.

Многие дети уже не только произносят разные звуки и звукосочетания – это входит в обязательный «минимум» к 11 месяцам, но и пытаются проговаривать первые слова : «мама», «папа», «баба» и так далее. Причем научившись произносить какое-то слово малыш будет обозначать им не только сам предмет или человека, но и все остальные действия и вещи, как связанные с ним. Например, слово «мама» будет обозначать саму маму, ее платье или купание ребенка, ведь оно всегда происходит с мамой! Также многие дети, научившись произносить какое-то слово, через несколько дней перестают повторять его, утрачивая к нему интерес, и учатся говорить что-то новое, беспокоиться в таких случаях не стоит – через некоторое время ребенок начнет употреблять все слова, которые сможет произнести.

В период активного речевого развития ребенка очень важно, чтобы он слышал только правильную, четкую речь – никаких ласкательно-уменьшительных окончаний и «присюсюкиваний» быть не должно , это может затормозить речевое развитие и стать причиной коверканья слов ребенком.

Для ускорения развития речи необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и читать ему детские стихи и книжки с картинками, так у него не только вырабатывается чувство ритма, он еще и учится соотносить изображенные на картинках предметы с их звуковым обозначением.

В 11 месяцев малыш становится несколько самостоятельнее, он уже не хочет все время проводить наедине с мамой и близкими родственниками, его интересуют и другие люди, в первую очередь дети – ровесники и малыши постарше. Ребенок может с интересом следить за их действиями, подражать им или пытаться подружиться с детьми. Но родителям стоит в это время быть постоянно настороже и не оставлять детей одних – малыши могут ударить или укусить друг друга, подраться из-за игрушки или заинтересоваться глазками, волосами и другими частями тела друг друга.

По мнению педиатров, здоровый 11-ти месячный ребенок должен уметь:

  • самостоятельно вставать и садиться, ходить с поддержкой;
  • пить из чашки, есть из ложки;
  • знать назначения бытовых предметов и уметь ими пользоваться – то есть, если вы даете ребенку чашку, он пытается из нее пить, а если расческу – то проводит по волосам;
  • держать игрушку пальцами, а не всей ладонью;
  • собирать пирамидки, ставить кубики один на другой, открывать и закрывать коробочки;
  • показывать на картинках и приносить по просьбе взрослого игрушки, предметы обихода и так далее;
  • понимать обращенную к нему речь взрослого и выполнять несложные поручения – «дай мне мячик», «покажи, где у нас кроватка», «пойдем гулять» и так далее;
  • ориентироваться в своем доме, знать, где что лежит и уметь использовать предметы по назначению;
  • произносить первые слова и обозначать звуками свои действия и действия окружающих.

Мальчики и девочки в 11 месяцев

В 11 месяцев становится заметна разница не только в физическом развитии детей разного пола, меняется и их поведение и привычки. Заметнее всего эти изменения в выборе игр и игрушек мальчиков и девочек. Малышки предпочитают мягкие игрушки, куклы, коляски и так далее, они с восторгом укачивают пупсов, пытаются их кормить, им нравятся яркие бусы, красивые платья, а некоторые модницы даже уже пытаются воспользоваться маминой помадой или украшениями.

11-й месяц жизни ребенка - это новая ступень в физическом и эмоциональном развитии. Для кого-то это время первых уверенных шагов, другие уже топают вовсю. Кто-то начинает радовать родителей первыми словами, другой научился складывать пирамидку из колечек, у кого-то прорезывается очередной зуб.

Чтобы оценить физическое развитие малыша в 11 месяцев, необходимо сравнить его рост, вес и некоторые другие показатели с нормативными.

В течении одиннадцатого месяца жизни вес ребенка может увеличиться на 300-400 граммов, рост - на один-полтора сантиметра. Окружность головы и грудной клетки становится больше на полсантиметра.

Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, мальчик в 11 месяцев может весить от 8,4 кг до 10,5 кг. А нормальный вес девочек этого возраста должен составлять от 7,9 до 10,1 килограмма.

Нормы роста для этого периода:

  • мальчики - от 72,2 см до 76,9 см;
  • девочки - от 70,3 до 75,3 см.

Не нужно забывать, что все дети разные и, соответственно, каждый малыш развивается по-своему. Кто-то набирает вес и растет, как указывается в нормативных таблицах, иные - сильно опережают нормы, или наоборот, немного отстают от них. Важно, чтобы общее самочувствие, поведение и настроение малыша оставалось хорошим и радовало родителей.

Как известно, девочки и мальчики различаются не только физиологически. Дети разного пола развиваются по-разному. Поэтому у них отличаются интересы и стремления, они тяготеют к разным играм. Различия можно отметить уже с самого раннего возраста.

Доказано, что в первый год жизни мальчики развиваются чуть медленнее девочек. Последние раньше начинают вставать на ножки, быстрее осваивают горшок, навыки самостоятельного питания и речь. Однако мальчики, хоть и делают первые шаги позже девочек, но быстрее учатся ходить. Им необходимо попробовать, познать и понять все то, что находится в поле их видимости. Девочки же чаще сосредотачиваются на более спокойных занятиях и тщательном изучении предметов, находящихся в непосредственной близости.

К одиннадцати месяцам и мальчики, и девочки, как правило, уже умеют самостоятельно сидеть, вставать на ножки, держась за опору, делают первые самостоятельные шаги, боле-менее уверенно ходят, держась за руки взрослых.

В этом возрасте дети уже понимают большинство фраз, обращенных к ним, многие повторяют несложные слова: «мама», «баба», «дай», «на». Могут копировать звуки, издаваемые кошкой или собакой, живущими в доме. Если малыш не разговаривает к 11 месяцам, то это еще не повод для беспокойства. Если он лепечет простые слоги, пытается имитировать звуки, то он обязательно заговорит позже. Родители такого ребенка должны больше внимания уделить занятиям с ним для развития речи.

К этому возрасту дети уже осознают и запоминают значение предметов. Например, для чего нужна зубная щетка или полотенце. Многие дети в этом возрасте пытаются самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки. Родителям нужно поддерживать такое стремление карапузов к самостоятельности.

В 11 месяцев и мальчики, и девочки уже умеют брать двумя пальчиками мелкие предметы, могут взять и дать родителю игрушку, которую тот попросит. В этом возрасте уже можно четче увидеть различия в игровых интересах между мальчиками и девочками. Мальчики любят более энергичные, подвижные игры, им сложно долго заниматься чем-то одним. Из игрушек они предпочитают машинки, каталки, мячи, музыкальные игрушки. Девочки же могут подолгу сидеть на одном месте и играть с куклой или мягкой игрушкой: кормить ее из ложечки, укладывать спать. Дети любят разглядывать картинки в книжках, пробуют складывать пирамидку из колечек, пытаются построить из кубиков башенку или домик.

Что должно насторожить

Конечно же, каждый ребенок уникален и развивается по своей, особенной, программе. Однако существуют некоторые особенности в развитии и поведении, характерные для многих деток первого года жизни, которые вызывают беспокойство у родителей малышей.

Плохо спит ночью

Нередко мамы 11-месячного малыша жалуются на нарушения ночного сна. В этом возрасте для полноценного отдыха ребенку нужно примерно 13-14 часов сна в сутки. Приблизительно два часа занимает дневной сон. В этот период многие дети уже переходят на разовый дневной сон. Раньше в дневное время малыш спал как минимум дважды. Такое изменение режима может повлиять не спокойное засыпание вечером. Кроме того, в этот период малыш активно растет и развивается не только физически, но и ментально. Он осваивает новые навыки , познает окружающий мир, осваивает новые игры, поэтому иногда может быть немного перевозбужденным. Кроме того, на качество ночного сна может влиять ухудшение самочувствия по причине прорезывания зубов.

Чтобы устранить проблемы со сном, стоит немного скорректировать режим дня малыша. Перенесите активные и подвижные игры на первую половину дня. Обязательно гуляйте вечером, проветривайте детскую перед сном. Следите, чтобы ребенок не «пересыпал» днем. Перед сном искупайте малыша в ванне с хвойным экстрактом, чтобы помочь ему расслабиться.

Не стоит у опоры

К 11 месяцам дети, как правило, уже умеют самостоятельно сесть и встать из положения сидя. При этом опираются на что-то: спинку кроватки, диван, стул. Они активно перемещаются в пространстве, ползают, пытаются ходить.

Однако случаются обратные ситуации, когда ребенок не пытается даже встать на ноги. Иногда так бывает у недоношенных деток . В любом случае необходима консультация невролога. Возможно, речь идет об индивидуальных особенностях развития конкретного ребенка, а не о каком-либо нарушении. Вывод сможет сделать только опытный специалист, он же назначит необходимую терапию.

Не ходит самостоятельно

Часто родители переживают, если к 11 месяцам малыш не хочет ходить самостоятельно. Однако в такой ситуации стоит беспокоиться, если ребенок вообще не проявляет интереса к передвижению. Если же он активно ползает, пытается встать на ноги, но не топает, то переживать не стоит. Возможно, еще не время для самостоятельной ходьбы.

Как правило, большинство малышей осваивает этот навык после года. Чтобы окончательно развеять свои страхи, родителям стоит проконсультироваться по этому поводу у педиатра и невролога.

Начал кусаться - что делать?

Нередко на мамских форумах можно прочесть жалобы на то, что малыш в 10-11 месяцев начал кусаться. Дети таким образом часто пытаются привлечь внимание взрослого. Иногда такое поведение объясняют переизбытком эмоций. Конечно же, попытки «повоспитывать» маленького забияку в этом возрасте могут не дать желаемого результата. Хотя ребенку нужно объяснить, что кусать других детей или маму во время игры - плохо.

Бывает, что кусание - это способ познания, то есть малыш пытается узнать реакцию взрослого на подобное поведение. Часто в таких случаях советуют не реагировать, тогда ребенок не будет снова это делать.

Иногда дети кусаются во время прорезывания зубов . В таком случае нужно максимально облегчить этот период для крохи, использовать средства для снятия болевых ощущений (гели для десен и т.п.).

Чем можно заняться с ребенком в 11 месяцев - игры и занятия

В 11 месяцев очень важно стимулировать интерес ребенка к самостоятельному движению. Если он уже топает, то чаще водите его, ходите по лестницам и неровным поверхностям - это поможет улучшить координацию движений, укрепить позвоночник. Для улучшения навыков ходьбы в этом возрасте детям предлагают ходить за коляской, за игрушкой-каталкой. Если малыш еще не ходит сам, а только ползает, хвалите его за это, стимулируйте его самостоятельные передвижения.

Как и в предыдущие месяцы, очень важны занятия для мелкой моторики , которые полезны для дальнейшего ментального и речевого развития. Предложите ребенку поиграть с кинетическим песком, порисовать пальчиковыми красками, слепите вместе что-нибудь из мягкого теста для лепки.

Много общайтесь с малышом: рассказывайте ему обо всем, что делаете, о предметах, которые его окружают дома и на улице, показывайте ему что-то новое. Читайте ребенку сказки и детские стихи. Побольше гуляйте с ним на улице, водите его в парк и на детскую площадку. Так он не только будет расширять свое познание мира, но и будет привыкать проводить время с другими детками.

Режим питания детей в 11 месяцев

К 11 месяцам в рационе крохи львиную долю уже занимают «взрослые» продукты и блюда. Хотя грудное вскармливание или молочная смесь также остаются в меню. Детское питание по ВОЗ должно состоять из 3-4 приемов пищи: завтрак, полдник, обед, ужин, плюс один-два перекуса.

Интервал между приемами пищи не должен превышать 4,5 часа. Лучше стараться кормить ребенка в одно и то же время. Обычно в первое и последнее кормление 11-месячному малышу дают грудное молоко или смесь. В этом возрасте в ночное время «искусственники» уже не просыпаются для кормлений, а малыши на грудном вскармливании, как правило, кушают лишь один раз в течение ночи.

Суточный объем пищи, необходимой малышу в 11 месяцев, приблизительно составляет 1-1,2 л без учета жидкости. То есть порция на одно кормление должна составлять 200-240 мл. Многие мамы в этом возрасте переводят ребенка на общий стол. То есть больше не готовят отдельно для ребенка, ведь к этому времени уже большинство «взрослых» продуктов введено в его рацион. Главное не использовать слишком много приправ и соли при готовке. Блюда для малыша можно измельчать. Осторожно следует вводить в рацион продукты, способные вызвать аллергию: помидоры, клубнику, апельсины.

Специально для - Ксения Бойко

Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.

Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.

Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.

Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.

В тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.

Психология

Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.

С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.

Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!

Навыки и умения

♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.

♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).

♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.

♦ Переворачивать страницы картонной книги.

♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.

♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.

Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.

Как играть

Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.

Отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».

Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.

Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.

Чему можно научить

Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.

Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия. есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.

Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.

В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.

Физическое развитие

Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.

Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

73.60-74.90 см

9.805-10.470 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими

Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.


Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.

Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.

Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.

Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.

Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 11 до 12 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Психическое развитие

Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .

Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.

Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.

В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.


Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.

Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.

В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

За месяц до годика ребенок радует родителей скорее качественными показателями развития, чем количественными. Все те навыки, которыми овладел малыш за неполный первый год своей жизни, сейчас усиленно совершенствуются.

В одиннадцать месяцев режим дня у ребенка сдвигается в сторону сокращения дневного сна. Большинство детей в этом возрасте в течение дня имеют 2 сончаса, но некоторые малыши переходят на один дневной сон. Меняется и характер времяпрепровождения в течение дня, и поведение карапуза.

В 11 месяцев ребенок умеет уже столько всего, что с этого возраста он начинает постепенно отделяться от взрослого в социальном и бытовом плане. Мамы замечают, что им становится немного легче, ведь период полной зависимости малыша от взрослых остается позади.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Навыки в 11 месяцев

  • Одиннадцать месяцев – возраст первых шагов малыша. Вставать у опоры ребенок умеет уже давно, к 11 месяцам он уже хорошо натренировал ножки и способен достаточно шустро перемещаться вдоль опоры. Однако интерес и жажда познания зачастую настолько сильны, что, играя, малыш забывает, что уже не держится, и делает свои первые шаги без всякой поддержки. Обычно детки любят топать ножками и сами проявляют инициативу к ходьбе, призывая взрослого послужить опорой. Родителям стоит озадачиться покупкой качественной ортопедической обувью для малыша и набраться терпения, ведь ребенок передвигается на своих двоих еще очень неуверенно, ему постоянно нужна страховка. По теме:
  • Игры становятся сложнее. Разнообразные манипуляции с предметами, башенка из кубиков, складывание пирамидки – это часть того, что умеет ребенок в 11 месяцев. Появляются первые признаки сюжетно-ролевой игры, что сразу переводит ребенка на более высокую ступень развития. Малыши пробуют катать кукольную коляску, укачивать кукол в кроватке, кормить их. Все это ребенок повторяет, наблюдая за действиями взрослого. Именно через сюжетно-ролевую игру дети осваивают правила жизни в обществе, нормы социального взаимодействия и вырабатывают определенные стереотипы поло-ролевого поведения. И хотя в раннем возрасте ребенок еще не идентифицирует свою принадлежность к тому или иному полу, в сюжетно-ролевых играх поведение девочек и мальчиков заметно отличается уже сейчас.
  • Очевидным и заметным становится развитие мышления. Малыш овладевает простейшими мыслительными операциями, такими, как обобщение и конкретизация. Это означает, что он способен объединять предметы в группы по общему признаку и наоборот, вычленять единичные предметы из похожего множества. За этой сложной формулировкой стоит постоянно наблюдаемое в повседневной жизни явление. Например, если ребенка попросить подать мяч, не указав на конкретную игрушку, он может подать надувной мяч, резиновый, пластиковый шарик – все, что в его сознании попадает в категорию мячей. В то же время если родители дифференцируют игрушки по какому-либо признаку, то и ребенок учиться эти игрушки разделять. К примеру, если на полке сидят кукла Лена, кукла Маша и кукла Даша, малыш по просьбе принесет нужную куклу, сохраняя при этом понимание, что все это – куклы. Конечно, эти мыслительные операции еще не совершенны и ребенок может объединять предметы в группы по совершенно неожиданным признакам, понятным только ему, но все впереди.
  • Вместе с мышлением развивается речь. Одиннадцать месяцев – возраст появления так называемой автономной речи. Это очень важный этап овладения речью, поскольку он связан непосредственно с попыткой назвать словом предмет или действие. Название «автономная» детская речь получила потому что понимают ее только в пределах семьи. Это такой собственный язык, понятный только малышу и его родителям, человеку стороны практически невозможно понять, что хочет выразить малыш.
  • Кроме появления автономной речи, в речевом развитии есть еще одно новшество. Активное звукоподражание – то, что обязательно должен уметь ребенок в 11 месяцев. Как лает собачка, как мяукает кошка, как гудит машина и самолет, как звенит колокольчик – любые известные звуки малыш копирует, как может. Активизировать этот процесс можно с помощью специальных игр. Любимая тема – это, конечно, животные, но можно изображать звуки любых предметов.
  • Некоторые малыши радуют близких уже настоящими осознанными словами. Чаще всего это слова «мама», «дай», «на». Вообще, главный двигатель речевого развития – необходимость ребенку сообщить о своих потребностях, поэтому родителям важно перестать быть слишком понимающими и дать ребенку возможность самому что-то попросить или сообщить.
  • В 11 месяцев уже можно пытаться приучать ребенка к походам на горшок , тем более, если есть планы на детский сад. Обычно за месяц-другой малыши осваивают все премудрости этого процесса и сами начинают проситься в большинстве случаев. Однако если с горшком ребенок дружить категорически не хочет – это не страшно. Неврологи утверждают, что отделы мозга, отвечающие за приучение к туалету, полностью созревают только к 2-2,5 годам, поэтому до этого возраста огрехи и проблемы с горшком совершенно нормальны (См статью ).
  • Крепнут и развиваются навыки поведения ребенка за столом . В 11 месяцев дети уже готовы к употреблению пищи с общего стола: проявляют повышенный пищевой интерес, способны пережевывать и глотать кусочки. Многие детки в этом возрасте уже , пробуют самостоятельно кушать ложкой. Нередко для мамы это становится сигналом, что пора отучать детку от груди. Конечно, с точки зрения питания грудное молоко уже не является основным источником энергии, но с точки зрения отношений мамы и ребенка – это отличный способ одерживать контакт с малышом, поэтому слишком торопиться с отучением не стоит (См статью ).

Через месяц малыш задует первую свечку на торте и продолжит радовать маму и папу своими достижениями и умениями. Если в 11 месяцев ребенок еще не научился чему-то, он обязательно догонит своих сверстников в ближайшее время. (См статью