Домой / Форма бровей / Слабые рефлексы на ногах у ребенка. Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Слабые рефлексы на ногах у ребенка. Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

После родов новорожденный начинает проходить процесс адаптации к новым для него условиям. Справиться с непростой задачей младенцу помогают особые умения, которые делятся на два вида - условные, безусловные. Первые даны малышу от рождения, вторые являются приобретенными. Степень развитости рефлексов у новорожденного свидетельствует о характере его развития и может говорить о наличии проблем.

Безусловными рефлексами малыши обладают с рождения. Они появляются как ответ ребенка на определенный раздражитель. Им характерно появление и исчезновение в определенный период развития. Условные или приобретенные реакции появляются у новорожденного в результате получения опыта, при котором происходят изменения в клетках головного мозга, наблюдаются физиологические изменения, и происходит психоэмоциональное развитие.

Виды рефлексов у малыша

До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.

Появление таких рефлексов и их постепенное угасание имеет определенную закономерность и расписание по месяцам.

Оральные

Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.

Выделяют:

  • сосательный;
  • глотательный;
  • хоботковый;
  • искательный;
  • Бабкина.

Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.

Некоторые оральные реакции исчезают у деток к 3-4 месяцам. Другие способны сохраняться в течение 3 лет, например, сосательный.

Спинальные

Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:

  • хватательный;
  • защитный;
  • подошвенный;
  • Бабинского и ряд других.

Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.

Позотонические

Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.

Как проявляются и чем характерны

Большинство врожденных реакций наблюдаются у детей до 1 года, после чего они исчезают. Большинство из них возникают на первых месяцах жизни, пропадая 4 месяцам. Время их угасания различно, что обусловлено периодом, который необходим малышу для полной адаптации к новым условиям. Среди них присутствуют и те, которые способствуют появлению новых навыков или наблюдаются в течение всей жизни.

Хоботковый

При прикосновении к губкам младенца они сворачиваются и образуют форму «хоботка». Такой сосательный рефлекс связан с автоматическим сокращением круговой мышцы, находящейся в области ротовой полости.

Поисковый

Рефлекс Куссмауля свойственен только новорожденным детям. При выполнении прикосновения и легком поглаживании пальцем по губкам ребенок активно пытается найти материнскую грудь, что выражается в опускании нижней губки и параллельном движении языка крохи в сторону нахождения раздражителя.

Сосательный

Важнейший из рефлексов младенцев появляется еще в утробе матери. Он выражается в осуществлении младенцем ритмичных сосательных движений сразу после попадания предмета в его рот, в качестве которого часто выступает соска. По выраженности такой способности педиатры оценивают степень зрелости у недоношенных детей.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Умеренное выполнение надавливания пальцами на ладони младенца приводит к открытию ребенком рта и выполнению движения головкой вперед. Подобный рефлекс обусловлен стремлением новорожденного искать себе пропитание.

Хватательный

Хватательная реакция выражается в способности младенца крепко удерживать предмет. При попадании в район ладони пальца взрослого или иного предмета малыш бессознательно производит сжатие пальцев ладони. Захват может быть такой силы, что младенца можно при этом поднять.

Рефлекс Моро

Реакция малыша на воздействие раздражителя протекает в два этапа. Сначала младенец делает разведение рук в стороны, после чего раскрывает ладони, выполняя движение, которое имитирует объятие. Вызвать подобную реакцию у новорожденного можно различными способами:

  • одновременно хлопнуть по плоскости поверхности, на которой расположен младенец, приблизительно в 15 см от малыша;
  • внезапно разогнуть ножки лежащего ребенка;
  • приподнять за вытянутые ноги нижнюю часть туловища.

Подобная реакция проявляется у младенцев в первые месяцы жизни и по мере его взросления пропадает.

Ландау

Реакция Ландау может быть верхней иди нижней, она появляется у младенцев к 4 месяцам. Первый появляется у ребенка, когда он лежит на поверхности. Он упирается руками, пытается приподнять голову и корпус. Нижний эффект Ландау можно наблюдать при нахождении ребенка в позе «пловца». При приподнимании его и обращении лицом к полу можно наблюдать выгиб спины, поднятие головы и разгибание конечностей.

Кернинга

У лежащего на спине ребенка проводят сгибание ноги в тазобедренном суставе или колене. При нормальной реакции Кернинга сразу выпрямить конечность младенца не получится.

Бабинского

Реакция проявляется при легком движении и соприкосновении пальца с наружным краем подошвы ног по направлению от стопы к пятке.

Малыш отреагирует веерным раскрытием пальцев ног, сгибанием всех суставов с тыльной стороны стопы.

Рефлекс опоры

При нахождении младенца в вертикальном положении и соприкосновении поверхности стопы с опорой происходит выпрямление нижних конечностей и имитация позы стояния с обеспечением поддержки взрослого. Реакция характерна для младенцев первого года, при достижении возраста 8-12 месяцев дети начинают стоять на ровной поверхности самостоятельно.

Рефлекс автоматической ходьбы

Реакция также известна как шаговый, что выделяет главную реакцию младенца. Если обеспечить малышу соприкосновение стоп с поверхностью и немного отклонить его корпус вперед, то можно наблюдать имитацию ходьбы. Такое переступание ножками и называют эффектом шагания.

Некоторые дети при этом делают своеобразное перекрещивание на уровне голени. Такая ситуация является нормальной и связана с повышенным тонусом мышц бедра у малышей в возрасте 1,5 месяца.

Бауэра

Рефлекс ползания появляется у младенцев сразу после рождения. Ребенок в положении лежа на животе при ощущении прикосновения ладоней к подошвам его ступней начинает отталкиваться, используя руки взрослого как опору. В некоторых случаях ребенок способен продвинуться немного вперед, поэтому даже самых маленьких детей нельзя оставлять без наблюдения.

Галанта

При штриховом проведении пальцем вдоль позвоночника малыш изгибается в виде дуги, а голова делает поворот в сторону раздражающего воздействия. Нормой считается также отведение ноги в сторону.

Переса

Реакция проявляется при нажатии легким движением над остистым отростком позвоночника. При этом ребенок разгибает корпус, производит сгибание конечностей и начинает плакать. В связи с негативной окраской эмоций младенца к проверке работы нервной системы при помощи такого способа прибегают только в самую последнюю очередь.

Робинзона

Такое название можно встретить, когда речь идет о хватательном рефлексе. При попадании в зону ладошки младенца какого-либо предмета малыш сразу же вцепляется в него. Даже в первый месяц жизни ребенок может настолько сильно ухватиться за пеленку, что разомкнуть кулачки бывает достаточно сложно. По мере взросления такая реакция становится менее выраженной, и в итоге на ее смену приходят осознанные удержания.

Рвотный

Новорожденные дети не обладают умением правильно глотать. Когда малыш давится, то автоматически происходит рвотный рефлекс, при этом у младенца неосознанно высовывается язык, что и вызывает защитную реакцию.

Защитный

Способность обеспечивать себе защиту у здорового ребенка появляется с первых часов жизни. Положенный на живот младенец сразу делает рефлекторно поворот головы, что помогает ему избежать блокирования поступления кислорода.

Глотательный

При попадании в рот младенца какого-либо предмета он делает глотательное движение. Такой рефлекс помогает ребенку научиться координировать свои движения. Малыш с каждым днем приобретает навык осуществлять дыхание и глотание. Пока он учится приспосабливаться к новым условиям, можно наблюдать, что он ритмично осуществляет вдох и медленно выдыхает, пытаясь между этим проглотить пищу при кормлении.

Спонтанный

Спонтанным рефлексом называют реакцию Моро или испуга. Он наблюдается при неожиданном ударе по поверхности с двух сторон от лежащего на поверхности младенца. В ответ на него конечности ребенка раскрываются и тут же смыкаются, производя движение «объятия».

Таблица начала и угасания рефлексов

Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций. Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения. Некоторые наблюдаются через несколько дней жизни. Например, реакция Бауэра появляется на 3-4-й день, Галанта на 5-6-е сутки. До какого возраста должны исчезнуть рефлексы, можно увидеть в таблице.

Рефлекс Время исчезновения, месяц
Сосательный 3-4
Защитный До 1,5
Хватательный 3-6
Опоры 1-2
Шаговый 1-2
Поисковый 3-4
Хоботковый 2-3
Бабкина 2-3
Бауэра 4
Моро 4
Бабинского До 2 лет
Галанта 3-4
Переса 3-4

Особенности развития рефлексов у недоношенных детей

По характеру врожденных автоматизмов, наличию рефлексов и их живости после рождения оценивают состояние нервной системы детей. У недоношенных малышей значительная часть врожденных способностей отсутствует, так как процесс созревания мозга не был завершен до конца. Наиболее рано проявляющиеся ротовые реакции у них присутствуют, но затрагивают не все рецепторы. Малыши обладают уникальным потенциалом, поэтому способны восстанавливаться и догонять своих сверстников в развитии за короткое время.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Для самостоятельной проверки наличия рефлекса у ребенка достаточно повторить действия, вызывающие подобную реакцию. Не стоит расстраиваться при отсутствии желаемого результата. Возможно, малыш устал, или время для проверки было выбрано неудачно. Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.

Проверять реакции младенца на раздражители необходимо в теплом помещении, при этом он должен быть сухим и не ощущать чувство голода. Прикосновения к малышу должны быть аккуратными, в противном случае рефлексы могут погашаться реакцией на дискомфорт.

Причины и признаки слабого развития рефлексов

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Симптомы

При выявлении аномалий в развитии ребенка анализируется несколько параметров проявления рефлекса. Оценке подлежат следующие моменты:

  • выраженность;
  • симметричность;
  • равномерность проявления с каждой из сторон для симметричных реакций;
  • быстрота получения ответа;
  • длительность проявления.

При этом окончательный вердикт должен делать врач.

Полное отсутствие

Полное отсутствие рефлекса, особенно спинальных, является нехорошим признаком. Отсутствие «автоматического шага» наблюдается при парезах, снижении тонуса мышц и ДЦП.

Недоразвитость

При осмотре младенца врач анализирует симметричность некоторых рефлексов. Например, если хватательная реакция наблюдается у малыша только одной рукой, то это может сигнализировать о возможном ДЦП, кровоизлияниях в мозг или парезах. Если при проверке рефлекса Моро разведение рук ребенок проводит только одной конечностью, то это может говорить о проблемах с ключицей или парезах.

Лечение

Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.

При полном отсутствии

Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.

При частичной несформированности

При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса. Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.

Прогнозы

Детский организм обладает большими резервами, которые помогают ему восстанавливаться даже в самых сложных ситуациях. При недостаточной развитости рефлексов хороший результат показывает комплексный подход, предполагающий назначение фармакологических препаратов, массажей и специальных физиопроцедур. При этом важна регулярность и постоянное наблюдение у узкого специалиста с выполнением выданных рекомендаций.

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

    Набор безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

    рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

    защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

    ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

    атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

    Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
    Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

    Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

    «Хоботковый» рефлекс.
    Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

    Рефлекс задержки дыхания
    Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

    Плавaтельный рефлекс
    Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

    Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
    Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

    Рефлекс кляпа
    В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

    Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
    Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

    Рефлекс отдергивания
    Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Источники информации:

    Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

    Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

    Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Родившийся на свет малыш совсем беззащитен и несамостоятелен, он так нуждается в заботе матери. Но мудрая природа предусмотрела все наперед и наделила его специальными механизмами и моделями поведения, которые помогут ему быстро адаптироваться в новом мире и выжить. Эти модели – рефлексы новорожденных, постепенно превращающиеся в координированные действия или угасающие спустя время. О них и поговорим.

Зачем нужны рефлексы?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы быстро убираете руку, дотронувшись до горячего утюга? Или почему закрываете глаза и отворачиваетесь от слишком яркого света? Вы делаете это неосознанно, точнее, не вы, а ваш организм делает это за вас. Это защитная реакция, которая присутствует у всех людей и отточена она миллионами лет эволюции. Эта реакция – рефлекс.

Принято делить их на две группы:

  • ✓ безусловные рефлексы – защитные реакции организма, регулируемые центральной нервной системой. Присутствуют у человека с самого рождения, возникают непроизвольно и не поддаются воле или сознанию. К ним относятся и рефлексы новорожденных, причем некоторые из них исчезают спустя какое-то время после появления на свет (рудиментарные рефлексы), другие «эволюционируют» в более сложные и координированные, а третьи остаются на всю жизнь;
  • ✓ условные – можно назвать своеобразным «личным опытом», поскольку такие реакции организма приобретаются с возрастом и во многом индивидуальны в каждом конкретном случае. Условные реакции долгое время изучал академик Павлов, проводя опыты на бездомных собаках. Классический пример из его опытов: собаке давали лакомство и одновременно включали лампочку. У собаки выделялась слюна при виде еды. Многократные повторения этого эксперимента выработали у собаки условный рефлекс: слюна начинала течь просто при включении лампочки, даже если лакомство не предлагалось. Животное ассоциировало включение лампочки с угощением, поэтому слюнные железы активировались уже «по привычке». Уникальность условного рефлекса в том, что он есть у конкретной особи, основывается на ее личном опыте и не передается по наследству.

Итак, такие бессознательные автоматизмы необходимы для выживания, обеспечения безопасности и постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).

Физиологические рефлексы новорожденного

Набор безусловных реакций новорожденного позволяет адаптироваться к новым условиям внешней среды и выжить. В норме доношенный здоровый малыш проявляет все автоматизмы при осмотре неонатолога.

Если рассматривать по назначению, то рефлексы новорожденного можно разделить на несколько групп:

  • ✓ временные, помогающие малышу родиться и беспрепятственно пройти по родовым путям;
  • ✓ защитные, которые видоизменяются и остаются на протяжении всей жизни;
  • ✓ обеспечивающие жизнедеятельность – рефлексы глотания, сосания, дыхания и т.д.

С точки зрения физиологии классификация рефлексов несколько иная. Разделение на группы происходит с учетом их регуляторов ЦНС. Так, различают:

  • ✓ сегментарные автоматизмы, подразделяющиеся на спинальные и оральные. Регулируются сегментами (отсюда и название группы) спинного мозга и мозгового ствола;
  • ✓ надсегментарные, регулируемые центрами продолговатого и среднего мозга.

Сегментарные автоматизмы (спинальные)

Защитный рефлекс

Наблюдается сразу после рождения и постепенно сходит на «нет» уже к началу третьего месяца жизни, т.е. когда малыш уже может уверенно держать головку. Оказавшись лежать на животе, малыш будет стараться повернуть голову на бок для свободного и беспрепятственного дыхания. Конечно, только что родившиеся дети еще не могут держать голову, но в случае нехватки воздуха и препятствия дыханию вполне способны немного ее приподнять и повернуть в сторону.

Такая реакция выражена у доношенных и здоровых детей, в противном случае малыш может задохнуться, если не перевернуть его на спину или не повернуть головку руками.

Автоматическая походка или рефлекс опоры

Новорожденные ходить еще не умеют, но могут отталкиваться от опоры и делать некоординированные движения ногами, чем-то напоминающие походку. Если взять младенца на руки вертикально и приподнять его над поверхностью так, чтобы стопы немного с ней соприкасались, то ребенок может опираться на полную стопу и согнет ноги в коленях. Держа ребенка таким образом и наклонив его немного вперед, можно увидеть, как он старается вышагивать, попеременно подгибая ножки.

Автоматическая походка в норме наблюдается до трехмесячного возраста и является предшественником полноценной координированной походки, развивающейся уже ближе к году и относящейся к условным рефлексам.

Спонтанное ползание (рефлекс Бауэера)

Малыш будет пытаться ползти, отталкиваясь ножками в положении на животе, если к его стопам подставить ладонь, которую он использует как опору. Причем малыш просто отталкивается от ладони, не задействовав ручки.

Такое ползание сохраняется до 4-го месяца у здоровых детей без заболеваний ЦНС и при отсутствии родовых травм.

Хватательный рефлекс

Такое явление очень часто можно заметить в игре с малышом или при манипуляциях с ним. Ребенок крепко зажимает в ладони любой предмет, будь то игрушка или мамин пальчик. Некоторые младенцы настолько сильно сжимают ладонь, что их можно поднять, и они будут держаться. При раздражении центральной части ладошки наблюдается аналогичная реакция.

Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев и постепенно перерастает в координированные действия и манипуляции ручками. Малыш учится держать предметы, перекладывать их из ладони в ладонь, делать это произвольно и осознанно.

Считается, что такое хватание и сильное сжатие кулачка, особенно при испуге, является древнейшей реакцией, передающейся от предков, когда малыш хватался за волосяной покров матери.


Рефлекс Бабинского

Поглаживая по внешней стороне стоп, у ребенка распрямляются ножки и веерообразно растопыриваются пальчики, а если слегка нажать на стопу, то она сожмется по аналогии с ладошкой: малыш подожмет пальчики внутрь, а подошва стопы сморщится.

Подобная реакция считается патологической и свидетельствует о возможных нарушениях ЦНС, детском церебральном параличе, является признаком рассеянного склероза, но считается нормальной у новорожденных и детей до 2 лет вследствие недостаточного развития коры головного мозга.


Рефлекс Галанта

В горизонтальном положении, если провести по участку спины справа или слева от позвоночника, ребенок выгнет спину в ту сторону, с которой было раздражение, а нога со стороны раздражителя разогнется во всех суставах.

Реакция ярко выражена уже с первых минут жизни и сохраняется до 4-6 месяцев.

Автоматизм Переса

Если провести пальцем по отросткам позвоночного столба сверху вниз, слегка надавливая, то малыш зальется криком, выгнет спину и сожмет ручки и ножки. Очевидно, что подобные манипуляции вызывают негативные эмоции у ребенка. Сохраняется такая реакция до 3-4 месяцев.

Нередко подобное следствие испуга можно наблюдать при играх с малышом, при манипуляциях акушера сразу после рождения или просто в быту, например, меняя ребенку подгузник. Резкие звуки рядом с младенцем, хлопки, стуки, неожиданная смена положения, резкое отсутствие опоры или поддержки заставляют ребенка непроизвольно разводить ручки и раскрывать ладошки (первая фаза), а затем возвращаться в исходное положение (вторая фаза).

Рефлекс сохраняется до 4-5 месяцев, а затем постепенно угасает.

Сегментарные автоматизмы (оральные)

Вся группа автоматизмов напрямую связана с сосанием и грудным вскармливанием. Даже если малыш получает жидкую детскую смесь вместо маминого молока, реакция сохраняется и направлена лишь на добычу жидкой пищи.

Сосательный рефлекс

Если дать ребенку грудь, соску, бутылочку или просто ввести палец в ротик на пару сантиметров, то малыш тут же примется сосать. Хорошо развит рефлекс у здоровых и доношенных детей, и позволяет им быть всегда готовыми к приему пищи.

Данная реакция является безусловной и сохраняется достаточно долго: первые 2-3 года жизни, что объясняет пропаганду продолжительного грудного вскармливания среди специалистов и педиатров.

Бытует мнение, что одной из причин вредных детских привычек, таких как сосание пальца, посторонних предметов (постельное белье, уголки одежды и т.п.) могут быть следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса. Если причина действительно в этом, то после 2-3 лет такая вредная привычка пройдет без посторонней помощи.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

У младенцев до 3-4 месяцев можно наблюдать такую картину: если погладить/надавить/потрогать уголки рта, серединку верхней или нижней губы, то ребенок приоткроет ротик и будет тянуться в сторону раздражителя, принимая его за мамин сосок или соску от бутылочки. Особенно выражен, когда ребенок голоден или наступило время кормления.

В норме малыш одинаково хорошо реагирует на поглаживания или надавливания с любой стороны.

Хоботковый

При легком ударе пальцами губ ребенка, непроизвольно сокращается круговая мышца рта, вследствие чего грудничок вытягивает губы «трубочкой», опять-таки выражая свою готовность к приему пищи.

(рефлекс Бабкина)

При надавливании на ладонь, малыш сгибает голову и открывает рот. Хорошо выражен с первых дней и наблюдается до 2-3 месяцев, а затем постепенно исчезает.


Надсегментарные автоматизмы

{reklama2}

Рефлекс Магнуса-Кляйна (поза фехтовальщика)

Если малышу в возрасте до двух месяцев в положении лежа на спине повернуть голову на бок так, чтобы подбородок был рядом с плечом, то ребенок вытянет руку, на которую смотрит и нижнюю ногу, а остальные конечности согнет. Это обуславливается работой мышц сгибателей и разгибателей с каждой стороны.

Симметричные тонические рефлексы

Сгибание и разгибание головы напрямую связано с тонусом мышц разгибателей и сгибателей конечностей. Так, при запрокидывании головы повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. Если голову опустить вниз, наблюдается противоположная картина.

Лабиринтный рефлекс

В положении на животе у малыша повышается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей, он принимает позу эмбриона, сворачиваясь «калачиком» и подминая ручки и ножки под себя. Лежа на спине, активизируются уже разгибатели, ребенок «открывается».

Какие еще рефлексы бывают?

У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!

Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.


Безусловные реакции организма и диагностика проблем

Наличие тех или иных рефлекторных действий у новорожденного изучается еще в роддоме на первых днях жизни, а затем при плановых осмотрах узких специалистов. Делается это не зря, поскольку таким образом можно идентифицировать врожденные патологии, пороки, нарушения работы центральной нервной системы, наличие родовых травм и прочих патологических состояний.

В табличке ниже рассмотрены некоторые из физиологических автоматизмов новорожденных в норме и при патологиях.


Но не зря говорят, что во всем нужна мера. Отсутствие рефлексов, ровно, как их неполноценность или, наоборот, слишком долгое проявление (к примеру, реакция на испуг с разведением рук в стороны у детей старше 6 месяцев может свидетельствовать о переломе ключицы, параличе и нарушениях в работе ЦНС) – одинаково плохо. Своевременная диагностика и качественная оценка автоматизмов новорожденного позволяет вовремя выявить проблему и назначить соответствующее лечение и принять необходимые меры.

Заключение

Здоровый и счастливый ребенок – радость и отрада для мам и пап. Уже в первые часы жизни состояние новорожденного можно оценить, посмотрев его реакцию на тот или иной раздражитель, оценить степень выраженности физиологических автоматизмов, присущих новорожденному ребенку.

Родители могут оценить наличие тех или иных рефлексов у ребенка и в домашних условиях. Главное, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, был сыт, бодр и в хорошем расположении духа. Лучше использовать чистую, умеренно твердую и сухую поверхность. В домашних условиях можно наблюдать рефлексы Моро, Бауэра, Бабинского, опорный рефлекс, автоматическую походку, хватательный и сосательный рефлексы. Главное, что вы должны понимать – ваше любопытство не должно мешать комфорту и безопасности ребенка.

Когда крохотный младенец рождается на свет, кажется, что он совсем беззащитен перед новым для него миром. Однако природа позаботилась о его защите, наградив определенным набором важных для его жизни способностей, инстинктами, которые отвечают за успешную адаптацию и развитие. Речь идет об условных и безусловных рефлексах, благодаря которым малыш способен выжить.

Безусловные рефлексы новорожденного - это то, что в первую очередь оценивается неонатологами в роддоме, а следом педиатры по этим реакциям «читают», насколько он развит, есть ли какие-то патологии и отклонения.

Условные рефлексы - это те «наработки» малыша, которые останутся с ним на всю жизнь, то, что он приобрел в ходе развития и набора опыта. Проще говоря, это то, что маленький человечек делает осознанно, понимая цели и причины своих действий.

Зачем они нужны?

Врожденные рефлексы новорожденных запускаются автоматически, как только ребенок приходит в этот мир. Это своеобразные маленькие программы, которые начинают сразу же исполняться. Даже первый вдох считается рефлективным, ведь малыша никто не учил дышать.

Их насчитывается несколько десятков (около 75), но в педиатрии различают 15 клинически важных безусловных рефлексов новорожденных, задачи у которых самые разные: некоторые исчезают мгновенно после рождения малыша, так как запрограммированы только способствовать этому самому рождению, другие нужны для стимуляции развития новых, а есть такие, которые остаются с человеком на всю жизнь.

Жизнь новорожденного всецело зависит от взрослых, которые за ним ухаживают. Он не способен самостоятельно добыть еду, питье или сам себя согреть. Только от опекунов зависит благополучие маленького человечка, только они могут сделать так, чтобы ему не было холодно и голодно.

Но вместе с тем от врожденных рефлексов новорожденных, от их активности, будет зависеть возможность принятия ребенком этой заботы. Что это означает? Давайте для примера возьмем кормление малыша. Для того, чтобы его накормить, вам понадобится грудь с молочком или бутылка со смесью. Но ведь крохе придется сосать грудь или бутылочку! От выраженности его сосательного рефлекса будет зависеть исход кормления: чем активнее этот рефлекс, тем вернее малыш доберется до заднего молочка - самого жирного и питательного. Так что это умение обеспечивает ему выживание.

Безусловные (врожденные) рефлексы

В положении на спине

Поисковый рефлекс Куссмауля

Если дотронуться или погладить легким движением по уголку рта ребенка рядом со щечкой, он повернет головку в сторону раздражителя, приподнимет ее немного и приоткроет ротик. Таким образом младенец ищет еду. Реакция угаснет к 3 месяцам, так как к этому возрасту еду он будет видеть глазами - грудь или бутылочку. У грудничков с повреждением лицевого нерва этот рефлекс слабый или вовсе отсутствует.

Сосательный

Это жизненно необходимый механизм, позволяющий малышу выжить. Благодаря ему он принимает пищу - сосет молочко из груди или смесь из бутылочки. По сути мы говорим об обычном процессе кормления.

После того, как кроха насытится, сосательный рефлекс угасает. Но уже через полчаса или час возобновляется снова. Сохраняется он у малыша до года.

Помните: отсутствие или ослабление сосательного и глотательного рефлексов может объясняться тем, что младенец еще не голоден. Наиболее выражены они только перед кормлением.

Но если сосательного рефлекса нет, если малыш плохо сосет, неправильно захватывает сосок, у него подтекает жидкость из уголка рта, он набирает много молока, а проглотить не может, то все это является поводами для беспокойства.

Рвотный рефлекс

Он необходим младенцу, если тот подавится. Детки сразу после рождения, умея сосать, все равно не могут есть «как по маслу», отчего часто захлебываются и давятся. Рвотный рефлекс помогает выплюнуть обратно молочко, которым он подавился.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Если вложить свои пальцы в ладошки месячного малыша и надавить на них немного, то он их сразу же захватит, приподнимет головку по средней линии. Некоторые детки могут открыть ротик, и даже высунуть язык. Эта реакция особенно выражена в период новорожденности, сохраняется до 2 месяцев, а к третьему пропадает.

Хватательный

Если вложить пальцы в ладошки малыша и слегка надавить на них, он рефлекторно схватится за них, причем очень сильно. Хватательный рефлекс, существующий до 3─4 месяцев, постепенно трансформируется в условный, когда ребенок будет уже не бессознательно захватывать игрушку, а целенаправленно.

Рефлекс Робинзона

Малыш способен с такой силой сжимать пальцы взрослого, что может сам приподняться. Рефлекс Робинзона похож на хватательный рефлекс и имеет все его черты.

Нижнехватательный (подошвенный)

Если надавить на ступни младенца ближе к пальчикам, в ответ на это он эти пальчики сожмет. Исчезает к году.

Рефлекс Моро (обхватывания)

Если хлопнуть ладонью по месту, где лежит младенец, в 20─30 см от него, в ответ должно произойти разведение рук в стороны и разжимание пальчиков (первая фаза) и сведение с попыткой обхватывания или обнимания себя (вторая фаза). Нередко в первую неделю после рождения малыша проявляется только первая фаза. Отсутствие второй не говорит об отклонении. Это более устойчивый рефлекс, он держится почти до 5 месяцев, а его отдельные элементы можно увидеть и в 6 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Если раздражать наружные края подошв ребенка от пятки к пальцам, в ответ произойдет выраженное разгибание большого пальца, а остальные пальчики раскроются подобно вееру. Может вызываться у детей до 12 месяцев.

В положении стоя

Автоматическая ходьба или шаговый рефлекс

Шаговый проверяется следующим образом: врач ставит малыша на ножки, при этом он стоит либо на полной стопе, либо может встать на носочки. Если его покачать и наклонить вперед, он будет совершать шаговые движения. Это и есть рефлекторная автоматическая ходьба, присущая для младенцев первого месяца жизни. Так кроха готовится к вертикализации тела в пространстве. Однако это умение исчезнет в 2 месяца, этот рефлекс самый быстрый по угасанию.

Рефлекс опоры

Отмечается две фазы:

  • Ребенок подгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, когда взрослый берет его под мышки.
  • Ребенок разгибает ножки и полной стопой стоит на твердой поверхности, например, пеленального столика.

Это умение будет сохраняться у него не дольше 2 месяцев.

Рефлексы на животе

Защитный

Если новорожденного положить на животик, то он немного приподнимет головку и повернет ее в сторону. Он защищает себя, чтобы не задохнуться. Он появляется одним из первых, буквально в родильном зале. Малыша выкладывают маме на живот в первые минуты после его рождения, и он поворачивает голову в сторону.

Спинальные

При помощи спинальных рефлексов врач-педиатр сможет проверить набор реакций, которые отвечают за работу мышечного аппарата грудного ребенка.

Рефлекс Галанта. К примеру, ребенок лежит на животе, у него согнуты ручки и ножки, и если провести каким-нибудь раздражителем вдоль позвоночника ребенка (параллельно ему), то его тельце выгнется, а нога разогнется в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса. Если провести пальцем по позвоночнику снизу вверх─ от попки к шее, ─ то малыш одновременно согнет и приведет к животику ножки, а спина выгнется. Нередко наблюдается открытие анального сфинктера, кроха может описаться. Эта реакция проверяется последней, так как вызывает у ребенка дискомфорт, малыш начинает громко кричать. Поэтому проверять его самостоятельно не рекомендуется. Рефлекс Переса проявляет себя до 4 месяцев.

Рефлекс ползания Бауэра

Под ножки малыша подставляются руки взрослого. Кроха начнет совершать ползающие движения. Иногда требуется подтолкнуть малыша, чтобы спровоцировать эти движения. Наблюдается у новорожденных с рождения и фиксируется до 4 месяцев.


Отсутствие рефлексов у новорожденного требует его немедленной реанимации

Слабые или нет совсем

У некоторых новорожденных они очень слабые, проявляются не отчетливо или включаются чуть позже. Виной тому могут быть родовые травмы, некоторые болезни и т. д. У недоношенных детей и малышей, переживших легкую асфиксию, слабо проявляются оральные и спинальные реакции.

А вот если их нет вообще, то крохе необходимо немедленно оказать реанимационную помощь, которая проводится только специалистами. Отсутствие реакций может говорить о самом неприятном - от внутриутробных пороков и тяжелых родовых травм до сильной асфиксии или удушении пуповиной. Чем быстрее будет устранена проблема, тем менее неприятными будут последствия. Правда, детский организм очень гибкий, резервы, которыми его наградила природа, огромны. Поэтому в большинстве случаев все обходится хорошо, и организм быстро восстанавливается.

Врождённые физиологические рефлексы

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребенка делятся на две группы:

    сегментарные двигательные автоматизмы

    спинальные – обеспечиваются сегментами спинного мозга

    оральные - обеспечиваются сегментами мозгового ствола

    надсегментарные позотонические автоматизмы

    миелэнцефалические позотонические рефлексы – обеспечиваются центрами продолговатого мозга

Сегментарные двигательные автоматизмы

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорожденного

Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных).

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорожденные обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери.

Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО ).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни.

Рефлекс Переза

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни.

Рефлекс Моро

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

Оральные сегментарные автоматизмы относятся

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1 года жизни.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Надсегментарные позотонические автоматизмы Миелэнцефалические позотонические рефлексы

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса - Клейна)

Если повернуть голову лежащего на спине новорожденного так, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, то происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных. Более постоянной является реакция верхних конечностей: рука, к которой обращено лицо, выпрямляется (повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти - поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних конечностей; при разгибании головы повышается мышечный тонус разгибателей рук и сгибателей ног. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно.

Тонический лабиринтный рефлекс

В положении на спине повышается мышечный тонус разгибателей шеи, спины, ног; под влиянием этого же рефлекса, в положении на животе ребенок принимает положение эмбриона (голова приводится к груди либо запрокидывается назад, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти - в кулачки, ноги сгибаются и приводятся к животу).