Последние статьи
Домой / Дневной / 15 лет муниципальной службе. Сколько нужно отработать муниципальному служащему, чтобы получать пенсию за выслугу лет

15 лет муниципальной службе. Сколько нужно отработать муниципальному служащему, чтобы получать пенсию за выслугу лет

Назначение пенсии государственным и муниципальным служащим связано с особыми условиями труда таких лиц. Служба в государственных и муниципальных органах означает исполнение государственных функций. И оказание государственных и муниципальных услуг. Получают служащие заработную плату из бюджета. И пенсионное обеспечение таких лиц государство осуществляет тоже из бюджета, является государственным обеспечением.

Виды пенсии государственным и муниципальным служащим

Вопросы государственной и муниципальной службы регламентирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе в РФ». Именно эти законы устанавливают перечень должностей, условия приема и порядок прохождения службы.

Что касается пенсионного обеспечения, актуальными являются Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». И Закон «О страховых пенсиях» в части и . На госслужащих и муниципальных служащих в полной мере распространяется и право на . А работники силовых структур имеют право на .

Чем отличается страховая пенсия от пенсии государственным и муниципальным служащим? Тем, что включает в себя пенсию по выслуге лет и долю страховой пенсии.

Следует отметить, что в области и иных вопросов пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего. Единственное, что размеры таких пенсий устанавливаются, как правило, законами субъекта РФ.

Пенсия по выслуге лет

Условия назначения пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим

Для назначения пенсии по выслуге лет установлено несколько оснований:

  1. Наличие . Причем стажа специального – в должности государственной гражданской службы. До 2017 г. необходимая его продолжительность составляла 15 лет. Сейчас вплоть до 2026 г. государство увеличивает его ежегодно на 6 месяцев. Так, в 2019 г. специальный стаж составит не менее 16 лет и 6 месяцев. В 2020 г. – 17 лет. И так далее. Пока в 2026 г. он не составит 20 лет.

Нюанс 1: Перед выходом на пенсию такой человек должен не менее 12 полных месяцев перед увольнением состоять в должности государственного служащего.

Нюанс 2: Уволить работодатель такое лицо должен по одному из следующих оснований:

  • соглашение сторон, истечение срока действия служебного контракта, по собственному желанию,
  • отказ от предложенной должности в связи с изменением существенных условий контракта, от перевода по медицинским показаниям, от перевода в другую местность вместе с госорганом,
  • несоответствие по состоянию здоровья, по результатам аттестации,
  • сокращение должности или упразднение госоргана,
  • по независящим от воли сторон обстоятельствам: восстановление на службе ранее замещавшего такую должность человека, избрание на выборные должности, чрезвычайные обстоятельства,
  • вследствие признания гражданского служащего полностью нетрудоспособным (присваивается инвалидность) или признание его или по решению суда.
  1. Пенсия по выслуге может быть получена и при отсутствии 15-летнего стажа государственной службы. Это те лица, которые проработали в должности непосредственно перед увольнением не менее 12 месяцев. К моменту увольнения они должны иметь право на назначение трудовой пенсии по старости, при этом уволены по определенным основаниям. Для руководителей также имеются послабления (ст. 7 Закона О государственном пенсионном обеспечении в РФ).
  2. Наличие общего стажа государственной службы 25 и более лет, уволенные по собственному желанию, если занимали должность госслужбы не менее 7 лет перед увольнением.

Общее правило – наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости, или оформление пенсии по инвалидности. Причем не общего возраста (), а специального для госслужащих.

Возраст для назначения пенсии

В РФ в отношении госслужащих утвержден з . Закон начал действовать с 01 января 2017 г. Какие изменения коснулись условий назначения пенсий государственным и муниципальным служащим?

Закон изменил пенсионный возраст для госслужащих следующим образом. Ежегодно он стал увеличиваться в соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону “О страховых пенсиях”. С 01 января 2017 г. возраст составил 55,6 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. В 2018 г. им прибавили еще по полгода для достижения условия о пенсионном возрасте. В 2019 г. – 56,5 (жен) и 61,5 (муж). И так, пока возраст назначения страховой пенсии для государственных и муниципальных служащих составит:

  • для мужчин 65 лет,
  • для женщин 63 года.

Размеры пенсии государственным и муниципальным служащим

Уровень пенсионных выплат напрямую зависит от заработной платы перед увольнением. Причем и для госслужащих, и для муниципальных служащих.

Общая сумма высчитывается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев. Размер пенсии составляет 45 % от средней заработной платы, при этом вычитается страховая пенсия по старости () или инвалидности и фиксированная выплата к страховой пенсии. За каждый полный календарный год свыше 15 лет к пенсии государственным и муниципальным служащим прибавляется 3 %. Но при этом общая сумма пенсии (включая страховую) не может превысить 75 % пенсии государственным и муниципальным служащим.

    Пенсия муниципальным служащим начисляется не по старости, а по выслуге лет. Если работник данной категории обладает иным стажем (был ранее трудоустроен не в государственном учреждении), то он может дополнительно получать выплаты по старости.

    Если лицо на 1 января 2017 года являлось госслужащим, имело выслугу 15 лет или более, получило право на пенсию по старости или инвалидности, оно вправе претендовать на пенсию по выслуге лет по ранее установленным нормам, а не с учетом новых положений. Рассмотрим подробнее в представленном материале, как осуществляется начисление данной выплаты, и кто вправе претендовать на ее получение.

    Кто имеет право на муниципальную пенсию?

    Основными нормативными актами, регулирующими право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, являются:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.03.007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

По действующему ранее законодательству чиновники могли продлевать срок службы с 60 до 65 лет, но с 01.01.2017 года такая возможность утеряна. Исключение составляют следующая категория работников - руководители госслужб в возрасте до 70 лет при условии согласования с органом власти, назначившим их на эту должность.

Размер муниципальной пенсии

Порядок пенсионного обеспечения служащих муниципалитета, в том числе условия расчета стажа и его подтверждения, регламентируются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 1648н и Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н . Каждый субъект РФ издает свое положение, регулирующее процесс назначения пенсии чиновникам с учетом особенностей их занятости, сроки подачи документов, порядок их регистрации.

Расчет пенсии служащих муниципалитета

Размер пенсии муниципальных служащих зависит от:

  • стажа трудовой деятельности;
  • размера отчислений страховых взносов в процентном соотношении от начисленной зарплаты.

Минимальное значение пенсии для указанной категории лиц составляет 45% зарплаты за последний год за вычетом пенсии по старости, исчисленная пропорционально имеющемуся индивидуальному пенсионному коэффициенту (ИПК), который рассчитан из стажа и размера отчислений.

Максимальный размер составляет 75%, расчет которых производится следующим образом: присвоение 45% за 15 лет стажа, добавление по 3% за каждый последующий год, но не более 75% всего.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 при расчете среднего заработка для исчисления размера пенсии учитываются:

  • оклад;
  • больничные и премии;
  • отпускные, оздоровительные;
  • все виды надбавок, доплат.

Не учитываются при определении размера - поощрения, выплаты в связи с болезнью, безвременной кончиной близкого родственника.

Льготы муниципальным служащим

Служащие имеют право на получение одновременно двух пенсий: по выслуге лет - исходя из стажа госслужбы и по старости - из оставшегося общего стажа. Если размер будет небольшим, он вправе отказаться от пенсии по выслуге и получать только выплаты по старости, поскольку суммарное количество ИПК будет выше в этом случае, а размер пенсии увеличится.

Доплата к пенсии

Ежемесячные доплаты к трудовым пенсиям, выплачиваемые бывшим муниципальным служащим, порядок перерасчета размера пенсий и выплат утверждается Правилами назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которые принимают органы муниципалитетов. Правила, принимаемые субъектами Федерации, определяют условия приобретения права на доплату за стаж.

Муниципальные пенсионеры часто обращаются в суд за доплатой к пенсии, поскольку районная администрация или иной муниципальный орган не спешит соблюдать закон. Без юриста добиться причитающихся выплат практически невозможно. Рекомендуем обратиться за правовой поддержкой к нашим опытным специалистам. Позвоните нам по телефону или свяжитесь с нами через форму обратной связи для получения консультации по любым вопросам о муниципальных пенсиях.

Этот вид социального обеспечения назначается за выслугу лет. Он дополняет пенсию по возрасту и рассчитан на работников органов местной власти – администрации городов, районов и сельских поселений. Размер выплаты в данном случае рассчитывается в виде процентов к имеющемуся должностному окладу, но не должен превышать определенной суммы.

Статус муниципального служащего

Определяющие признаки этого вида профессиональной деятельности граждан изложены в законодательстве. Отличиями муниципальной службы от других видом занятости являются:

  • работа на постоянной основе на должностях в структурах местного самоуправления;
  • финансирование из средств местного бюджета.

Подобно госслужащим, работники органов местной власти имеют возможность получать дополнительную пенсию. При этом к муниципальным служащим не относятся лица, обеспечивающие работу местных администраций с помощью различных технических средств (например, уборщики, охранники, электрики и др.). Субъекты Российский Федерации самостоятельно устанавливают перечни должностей, выступающих основой для составления штатных расписаний. Таблица показывает варианты классификации работников в соответствии с такими реестрами:

Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:

  • № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
  • № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.

Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.

Виды пенсионного обеспечения

Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:

  • Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
  • Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
  • Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.

Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год. В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).

Пенсия муниципальным служащим за выслугу лет

Государственное обеспечение этого типа выступает компенсацией за повышенные нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. По действующему законодательству, пенсия муниципального служащего за выслугу лет положена всем чиновникам местных администраций при наличии у них профильного стажа, продолжительность которого определена законодательно. Период работы в муниципалитете учитывается и при определении права работника на доплаты к пенсии.

Условия назначения

Для того чтобы претендовать на пенсионное гособеспечение муниципального типа, недостаточно быть работником местной администрации. Получить эту государственную выплату можно только при полном соответствии требованиям, изложенным в Законе № 25-ФЗ. Таблица показывает условия, при выполнении готовых гражданину назначаются государственные выплаты:

Особенности

Требования федерального законодательства

Стаж муниципальной службы

В 2019 г. – не менее 16 лет (при этом в одной должности требуется отработать 1 год или больше). Это дает право на выплаты в 45% от величины среднемесячного оклада (если более высокие значения не установлены местным законодательством). За каждый год, проработанный сверх норматива, величина госпособия увеличивается на 3%, но максимально допустимый размер составляет 75%.

Определенные причины увольнения

Для получения гособеспечения по выслуге лет увольнение с работы должно быть:

  • по состоянию здоровья;
  • при ликвидации местной администрации;
  • по сокращению штата работников;
  • при достижении максимально допустимого возраста пребывания на службе;
  • при выходе на пенсию по старости.

Последнее место работы

Последние 12 месяцев человек должен быть трудоустроен в муниципалитете и отсюда должно происходить его увольнение по выслуге лет. При нарушении этого условия (например, устройства на другую работу), гражданин теряет право на государственные пенсионные выплаты, за стаж муниципальной работы.

Как рассчитывается

Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год. В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости. Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:

  • ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
  • ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
  • ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
  • СМЗ – среднемесячная зарплата.
  • ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.

Для примера, можно узнать величину выплат за выслугу работнику с профильным стажем 20 лет, в последний год работы имевшего оклад 20 000 р., среднемесячную зарплату 60 000 рублей и получающего государственные выплаты по старости в размере 32 000 р. Расчеты выглядят так:

  1. Данный служащий проработал 5 лет свыше положенной нормы, значит, к определенной государством минимальной ставке добавляется по 3% за каждый отработанный год: ПС = 45% + 3% х 5 лет = 60%.
  2. Вычисляется ПВЛ = 60 000 р. х 60% = 36 000 рублей. Это значение не превышает предельных величин, установленных законом (60 000 р. х 75% = 45 000 р. и 20 000 р. х 2,3 = 46 000 р.).
  3. Находится итог – дополнение к трудовой пенсии: ДСП = 36 000 р. – 32 000 р. = 4 000 рублей.

Страховая пенсия

Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:

Виды страховой пенсии

Условия предоставления

По старости

Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):

  • Достижение установленного законом возраста (55 лет для женщин и 60 – для мужчин).
  • Наработка необходимого страхового стажа (9 лет).
  • Наличие достаточного количества индивидуальных пенсионных коэффициентов (12,8 баллов).

По инвалидности

Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия).

На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.

Доплата за выслугу лет

Местные органы власти могут вводить дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению муниципального типа. Это делается в случаях.

С января 2017 г. вступили в действия многочисленные изменения пенсионного законодательства. Коснулись они и обычных граждан, и чиновников. Хотя с момента введения изменений прошло более полугода, по поводу них все еще ведутся оживленные дискуссии. Особое внимание граждане уделяют положениям о муниципальной пенсии. Рассмотрим далее особенности нового порядка.

Субъекты права

В ходе дискуссий часто муниципальных служащих относят к категории госслужащих. Это неверно, поскольку законодательство четко разграничивает эти группы.

В административном плане правовое положение государственных и местных чиновников существенно различается. Первые относятся к исполнительным, судебным и законодательным структурам федерального уровня. Основным предназначением муниципального чиновника является служба в местных органах власти. Они заняты решением повседневных вопросов, организацией обеспечения жизнедеятельности муниципалитета. Кроме того, они реализуют распоряжения государственной власти.

В рамках трудового права статус местного чиновника предполагает:

  • Замещение должностей в структурах муниципалитета.
  • Трудовую деятельность на постоянной основе. При этом с чиновником может заключаться как срочный, так и бессрочный договор.
  • Материальное обеспечение за счет средств местного бюджета.

Реестры

В региональных нормативных актах устанавливаются перечни должностей, классификации и штатные расписания. При этом предусмотрен следующий порядок формирования реестров:

  • По характеру полномочий - руководители, специалисты.
  • По образовательному цензу и объему полномочий - служащие высших, главных, ведущих, старших, младших категорий.
  • По разрядной классификации - 1-3-й классы, чины и ранги.

Не относятся к муниципальным служащим лица, отвечающие за техническое обеспечение территориальных органов власти.

Нормативная база

Правила приема на работу, квалификационные требования, ограничения, и пенсии за выслугу лет у муниципальных служащих и государственных чиновников практически одинаковые. Однако, согласно законодательству, пенсионное обеспечение первых не может быть выше, чем суммы, предусмотренные для вторых.

На муниципальных служащих распространяются положения нескольких нормативных актов:

  • ФЗ № 25. В нем определены особенности статуса должностных лиц.
  • ФЗ № 166. В этом законе определены принципы назначения муниципальной пенсии, установлены перечни лиц, наделенных правом на ее получение.
  • ФЗ № 400. В этом нормативном документе установлены правила других видов.
  • ФЗ № 143. В этом законе установлен новый порядок выхода на муниципальную пенсию.

Кроме того, вопросы пенсионного обеспечения местных чиновников регулируются постановлениями Минтруда и приказами Минздравсоцразвития.

Виды выплат

В связи с тем, что финансирование муниципальных пенсий осуществляется из местного бюджета, на местах принимаются отдельные нормативные акты, уточняющие общий порядок. В ФЗ № 166 предусмотрено несколько видов обеспечения. Среди них муниципальные пенсии:

  • за выслугу лет;
  • по старости;
  • по инвалидности.

Первая формируется при наличии стажа, соответствующего установленным в законе нормам. Муниципальная пенсия по старости начисляется после достижения общего пенсионного возраста.

В 19-й статье ФЗ № 400 предусмотрена возможность одновременного назначения двух выплат. Допускается начисление муниципальным за выслугу лет и части страхового обеспечения.

Выплаты по старости

До начала 2017 г. страховая часть муниципальной пенсии рассчитывалась по правилам, действовавшим для всех граждан страны. Чтобы получить выплату, нужно было отработать женщинам до 55, а мужчинам - до 60 лет. С января 2017 г. эти показатели будут увеличиваться.

При этом суть обеспечения не изменилась. Чиновник, достигнув установленного возраста, может подать заявление о начислении ему муниципальной пенсии за выслугу и по старости либо по одному из указанных оснований по собственному усмотрению.

Нюансы

Чиновники местных органов раньше могли не спешить с заявлением на выплату муниципальной пенсии. В 2016 г. 60-летнего служащего, по общим правилам, провожали на заслуженный отдых. Однако у него была возможность продолжить трудовую деятельность до 65 лет.

С заявлением о начислении пенсии муниципальный служащий может обратиться в любое удобное время. Законодательство не содержит никаких ограничений по этому поводу.

Утрата трудоспособности

Как и любой другой гражданин, местный чиновник вправе обратиться в ПФР с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности. При этом законодательство допускает возможность продолжения лицом его трудовой деятельности. Безусловно, реализуется это право только в том случае, если состояние здоровья служащего позволяет продолжить работу.

Стоит отметить, при утрате трудоспособности лицо может выбрать только один из способов обеспечения: выплаты за выслугу или по инвалидности.

Пенсия по выслуге

Этот вид обеспечения считается на сегодняшний день основным. Право получить такую пенсию муниципальные служащие приобретают при наличии одновременно нескольких условий:

  1. Наличие не менее 11 пенсионных баллов. К 2025 году их число должно составлять минимум 30.
  2. Муниципальный стаж. Для муниципальной пенсии необходимо отработать не меньше 15 лет.
  3. Страховой период должен быть не меньше 8 лет. К 2025 году он повысится до 15.
  4. Достижение установленного законодательством пенсионного возраста.

Общие правила увольнения

В законе установлено несколько оснований для прекращения трудовых правоотношений с чиновником:

  • Реорганизация подразделения, в котором работал гражданин.
  • Сокращение.
  • Собственное желание.
  • Установление группы инвалидности.
  • Достижение предельного возраста службы.

Увольнение допускается не ранее чем через год после принятия на службу.

Величина обеспечения

Размер муниципальной пенсии определяется в соответствии с заработком, который чиновник получал в течение предшествовавших увольнению 12 месяцев. Общая величина выплаты должна составить не менее 45 % от среднегодовой з/п. При расчете не учитываются пенсия по инвалидности и старости и базовая часть страхового обеспечения.

В отдельных регионах могут устанавливаться другие показатели. При этом они не должны быть меньше тех, которые предусмотрены федеральным законодательством. К примеру, в муниципалитетах столичного региона расчет осуществляется по 55 % коэффициенту. Однако это, скорее, можно считать исключением, чем правилом.

За каждый дополнительный год службы сверх установленной 15-летней нормы предусмотрена доплата. К муниципальной пенсии прибавляется еще по 3 %.

Максимальная общая величина обеспечения с учетом страховой части и суммы за выслугу не должна быть больше 75 % от среднегодового заработка.

Дополнительные гарантии

Муниципальным служащим при выходе на пенсию выплачивается единовременное пособие. Его размер будет зависеть от величины оклада чиновника, стажа и климатических условий. К примеру, служащим, работавшим на Крайнем Севере и регионах, к нему приравненных, предусмотрены повышающие коэффициенты.

Кроме того, как и пенсии других граждан, обеспечение лиц, являвшихся муниципальными служащими, ежегодно индексируется. Увеличение размера выплаты осуществляется первого февраля на показатель фактической инфляции за прошлый год.

Повышение пенсии может быть также связано с увеличением стоимости индивидуального коэффициента. Перерасчет, в соответствии с законодательством, осуществляется 1 апреля ежегодно. На 2017 г. составляет 78,58 руб.

Особенности реформ

Как говорилось в начале статьи, с 2017 г. введены изменения пенсионного законодательства. В первую очередь они коснулись пенсионного возраста. Его предполагается повысить. Сначала изменения будут распространяться только на служащих (государственных и муниципальных). Впоследствии предполагается повысить пенсионный возраст и для остальных граждан.

Эти нововведения вызвали широкий резонанс в обществе. Учитывая недовольство населения, правительство решило реализовывать меры постепенно.

По новым правилам, для выхода на пенсию необходимо достичь женщинам 63 лет, мужчинам - 65. С учетом решения о постепенном увеличении возраста, в 2017 г. возраст будет повышен до 55,5 и 60,5 лет для женщин и мужчин соответственно.

Максимальный возраст пребывания на службе остался прежним - 65 лет. Этот показатель одинаков и для мужчин, и для женщин.

Еще одно нововведение связано с изменением срока действия контрактов чиновников. Все договора, заключенные на конкретный период, с 1 января 2017 г. признаются бессрочными.

Увеличение длительности стажа

Согласно изменениям законодательства, к 2026 году продолжительность выслуги должна составить 20 лет. Повышение длительности стажа также будет осуществляться постепенно.

В 2017 г. для выхода чиновника на пенсию ему нужно отслужить в местных органах не меньше 15,5 лет.

Исключения

Стоит сказать, что нововведения коснутся не всех муниципальных служащих. В 2017 г. оформить пенсию по действовавшим ранее правилам могут граждане:

  • Расторгнувшие договор до 01.01.2017 г. и имеющие соответствующую выслугу и стаж.
  • Проработавшие в местных органах больше 20 лет и оформляющие пенсию после 1 января 2017 г.
  • Имеющие 15-летнюю выслугу до вступления в действие ФЗ № 143 и получившие право на получение обеспечения по инвалидности или по старости.

Правила оформления

Для назначения пенсии гражданину следует обратиться в кадровую службу органа, в котором он осуществлял трудовую деятельность. Написать заявление при том он вправе в любой момент.

Для получения страховой пенсии следует обращаться в территориальный отдел ПФР. Пакет документов при этом включает в себя:

  • Паспорт.
  • Трудовую книжку или справки, удостоверяющие наличие стажа и факт увольнения со службы.
  • Страховое свидетельство.
  • Справку о заработке за последний год трудовой деятельности.
  • Документ о назначении страховой пенсии по старости.

Принятие решения о начислении выплаты осуществляется в десятидневный срок.

Правила получения

Выплата муниципальной пенсии осуществляется одним из следующих способов:

  • Через отделение почтовой связи. Гражданин может приходить на почту сам, или пенсия будет ему доставляться на дом.
  • Через банк. Пенсионер также может сам приходить в банк и получать выплату, или пенсия будет отчисляться на его карточный счет.
  • Через орган, осуществляющий доставку пенсий на дом (соцзащита).

Определение стажа

Оно осуществляется по следующим правилам:

  • Периоды, включаемые в стаж, складываются вне зависимости от наличия перерывов в работе и их продолжительности.
  • Начисление стажа производится в календарном порядке (в днях, месяцах, годах).
  • Льготное исчисление не осуществляется, кроме случаев прохождения гражданином службы по призыву.
  • В стаж входят периоды, использованные для ухода за малолетними, если за гражданином была сохранена В общей сложности данные периоды не должны превышать 3 лет.

Расчет пенсии по выслуге

Величина обеспечения определяется по формуле:

  • П = С х 0,7 х Ре х (О + Р).

Доплата за стаж рассчитывается следующим образом:

  • Д = С1 х 0,6 х Ре х О.

В приведенных уравнениях:

  • Пенсия за выслугу - П.
  • Величина доплаты за стаж - Д.
  • Коэффициент, определяющий зависимость величины пенсии за выслугу от совокупного стажа службы - С.
  • Коэффициент, определяющий зависимость доплаты от стажа - С1.
  • Расчетная единица - Ре.
  • Величина оклада в расчетных единицах - О.
  • Размер надбавки за чин (начисляется ежемесячно), имевшийся у гражданина на дату увольнения - Р.

Величина расчетных единиц и коэффициентов в разных регионах может различаться. Так, в Санкт-Петербурге С1 для граждан, уволенных до 01.01.2017 г., составляет 100 %. Для субъектов, вышедших на пенсию после указанной даты, коэффициент устанавливается в соответствии с Приложением 2 Закона СПб, регламентирующего пенсионное обеспечение служащих муниципальных органов. Исключение составляют лица, которые на 31.12.2016 г. достигли возраста, установленного федеральным законодательством для назначения страховой пенсии. Для этих граждан С1 равен 100 %.

Расчетная единица составляет:

  • Для граждан, вышедших на пенсию до 1 янв. 2017 г., - 1300 руб.
  • Для служащих, уволенных после этой даты, - в размере, установленном Законом Санкт-Петербурга на дату расторжения контракта.

Прекращение выплат

В законодательстве установлены следующие случаи прекращения отчисления пенсий:

  • Смерть гражданина, получавшего обеспечение за выслугу либо доплату за стаж, признание его умершим, безвестно отсутствующим.
  • Выезд лица за пределы РФ для постоянного проживания.
  • Утрата права на получение пенсионного обеспечения.

В первом случае выплаты прекращаются с даты смерти гражданина или со дня вступления судебного постановления, согласно которому гражданин признается умершим или отсутствующим, в силу.

Последнее основание имеет место, если гражданин при обращении в уполномоченный орган за назначением пенсии предоставил недостоверные сведения, а впоследствии были получены документы, опровергающие их.

Заключение

В начале любых преобразований всегда возникает вопрос об их целесообразности. Если говорить об изменении пенсионного законодательства, то ключевая цель проведенной реформы состоит в стремлении правительства сэкономить бюджетные средства. В настоящее время существует дефицит средств, восполнение которого происходит довольно медленно.

Как отмечают аналитики, за первый год действия нововведений государство сможет сохранить порядка 600 млрд рублей. Впоследствии эта цифра может только увеличиться.

Чем отличается пенсия муниципальным служащим от обычной? Как рассчитывается её размер? Кто и на каких условиях может получать? Такие или подобные вопросы интересуют как граждан, которые состоят на службе в местных органах самоуправления, так и обычных людей, работающих в других сферах. В статье будут рассмотрены данные вопросы в свете последних изменений в законодательстве.

Кто относится к муниципальным служащим

Госслужащие и работники муниципалитетов принадлежат разным структурам и имеют несколько отличающиеся функции, вместе с тем всё сказанное в статье о критериях формирования пенсии в равной степени относится к обеим категориям.

Муниципальными служащими являются люди, трудовая деятельность которых соответствует критериям:

  • Зарплата формируется из местного бюджета.
  • Занимают различные должности в органах самоуправления и местных муниципальных образованиях.
  • Это их основная профессия.

Исключением являются сотрудники, которые работают в вышеперечисленных органах в штате служб материально-технического обеспечения (электрики, завхозы и др.).

Изменения согласно 143-ФЗ (2016)

Согласно Федеральному Закону №143, с 01.01.2017 были изменены условия и критерии выхода на заслуженный отдых чиновников федерального и местного уровней.

Муниципальные служащие, выход которых на пенсию ещё не состоялся, в текущем и последующие годы попадают под действие данного закона.

Введены следующие изменения:

  • Увеличение возраста выхода на заслуженный отдых . Назначение муниципальной пенсии муниципальному служащему теперь будет происходить при достижении:
  1. лицами мужского пола – 65 лет;
  2. лицами женского пола – 63 лет.

Однако это не произойдёт одномоментно – введено поэтапное увеличение возраста для возможности получения «государственного» пособия. Каждый год будет прибавляться по 6 месяцев. То есть если в 2017 г. возраст выхода на пенсию составлял 60 ½ и 55 ½ соответственно, то в 2018 году – 61 и 56. Завершится рост этих цифр в 2027 г. для мужчин, в 2032 г. для женщин.

  • Увеличили требуемый период деятельности в структуре для возможности начисления полагающихся чиновникам выплат – с 15 до 20 лет. При этом, аналогично п.1, добавка будет происходить постепенно, по 6 месяцев ежегодно. В 2017 г. требовался стаж 15 ½, в текущем – 16 лет.
  • Выросли цифры предельного возраста, до которого допускается трудиться в госорганах – с 60 до 65, а для руководящих должностей – до 70 лет.

Все произошедшие перемены направлены на повышение качества работы чиновников, что обусловлено продлением срока службы сотрудников с большим стажем и передачей ими своего уникального опыта молодым кадрам. Также предполагается, что благодаря этим мероприятиям будет сэкономлен бюджет, что позволит повысить размеры пенсий по старости остальным гражданам.

Вышеперечисленные изменения комплексно представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Назначение выплат муниципальным служащим в 2018 г. в связи с выходом на заслуженный отдых

Принципы расчёта пенсии

Основная

Формирование размеров выплат по выходу на заслуженный отдых чиновников местного и федерального уровней происходит по другой схеме, нежели обычным гражданам.

Возможны следующие их виды:

  1. Пенсия, назначенная за выслугу лет муниципальным служащим .
  2. Страховая по старости (на общих основаниях с гражданами РФ).

Основная часть – это выплаты за выслугу лет, которые могут быть применены только в случае наличия стажа в структуре муниципальных органов не менее установленного минимума (в 2018 г. 16 лет, в 2026 г. – 20 лет). Размер их составляет 45% от среднемесячной зарплаты работника. Изменения, установленные законодательством, не коснулись расчёта данных сумм, и в дальнейшем они останутся прежними. Однако, в разных регионах местные органы власти могут утвердить более высокий процент.

При назначении пенсии чиновник может выбрать более выгодный вариант. Вместе с тем, если у него был стаж, не связанный с этой структурой, будет назначена надбавка в виде страховой части по старости. Общая сумма не должна превышать 75% от среднемесячной ЗП.

Не могут быть назначены одновременно основная часть и выплаты по инвалидности.

Доплаты, льготы, преференции

Может быть назначена доплата к пенсии муниципальным служащим за:

  • особые условия, в которых они трудились;
  • определённые должности;
  • значимые для общества достижения, за учёную степень;
  • каждый год переработки относительно минимально установленного (в 2018 г. 16 лет).

Процент надбавок по последнему пункту остался прежним – сумма будет увеличиваться на 3% от среднемесячной ЗП за данный период (максимальное значение не более 75%) (см. Табл. 1).

Изменён список причин, по которым может уволиться чиновник с правом назначения ему «государственного» пособия за выслугу лет:

  1. В случае ликвидации органа.
  2. При сокращении штатной численности.
  3. Достижение максимального возраста (для должности).
  4. Получение инвалидности.

Льготы:

  • предоставляется бесплатное медицинское обслуживание;
  • освобождаются от налога на недвижимость;
  • компенсация расходов на ритуальные услуги.