Домой / Дневной / Материалы для маникюра и педикюра теория. Что должен знать мастер маникюра! Базовое покрытие и закрепитель

Материалы для маникюра и педикюра теория. Что должен знать мастер маникюра! Базовое покрытие и закрепитель

Бог Зевс (в римской мифологии - бог Юпитер ), как повелитель богов и смертных, представлял в физическом отношении ту жизненную силу, которой проникнуто все во вселенной.

В моральном же отношении бог Зевс (Юпитер) представлял звено, связывающее человечество, был охранителем договоров и клятв, покровителем бедных и просящих и всех тех, кто не имел иного крова, кроме неба.

«Видишь ли ты, - говорит древнегреческий драматург Еврипид, - эту необъятную величественную бесконечность, окружающую землю со всех сторон: это - Зевс, верховный бог». А древнеримский писатель Варрон, приводящий в своем сочинении эти слова, прибавляет: «Вот почему Юпитеру воздвигают храмы без крыш, дабы лучше видеть небо, или самого бога, и говорят, что Юпитера следует призывать в свидетели только под открытым небом».

Зевс как олицетворение небесного свода

Все храмы, посвященные Зевсу, были без крыш, и только храмы в честь богов земли были закрытые. Так как бог Зевс олицетворял собой свод небесный, то древние греки считали, что в закрытом месте бог не может их видеть. Древнегреческий комедиограф Аристофан в своей комедии «Птицы» осмеивает это поверье народной мифологии. У Аристофана , желая принять участие в заговоре против Зевса, придумывает следующую хитрость, дабы Зевс не мог его видеть: «Молчи, - говорит Прометей, - не произноси здесь моего имени; я погиб, если Зевс увидит меня здесь; но если ты хочешь, чтобы я тебе рассказал о том, что происходит на Олимпе, возьми этот зонтик и держи его раскрытым над моей головой; тогда боги не увидят меня».

Искусству античности было трудно передать в человеческих формах олицетворение богом Зевсом-Юпитером свода небесного. Сохранилась, однако, одна античная камея, изображающая Зевса-Юпитера сидящим на троне, поставленном на парусе, надутом ветром. Парус держит над своей головой (Нептун), бог воды, намекая тем, что Зевс парит над поверхностью вод. Свод небесный, который должен олицетворять бог Зевс-Юпитер, представлен на этой камее зодиакальными знаками , расположенными вокруг фигур богов.

Громоносные стрелы бога Зевса (Юпитера)

В искусстве античный бог Зевс-Юпитер почти всегда изображается в виде сильного и прекрасного мужчины во цвете лет с бородой.

Отличительными символами Зевса являются орел, скипетр и громовые стрелы (перуны).

Длинные волосы бога Зевса разделены на лбу, верхняя часть туловища обнажена, грудь широкая, но не атлетического сложения.

Бог Зевс (Юпитер) носил в мифах Древней Греции разные прозвища-наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами.

Народы античности не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Громоносные стрелы (перуны), которые бог Зевс (Юпитер) держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога. Все, кто вступал с Зевсом в борьбу, был ли то бог или простой смертный, - все поражались этими стрелами. Культ Зевса Громовержца был весьма распространен в Древней Греции. Римляне воздвигли в честь Юпитера Громовержца храм в Капитолии, следы которого сохранились и до наших дней.

Очень часто бог Зевс (Юпитер) держит на руке богиню победы Нику, в знак того, что Зевс покровительствует состязающимся и дарует победу. Тогда он носит название Зевса Победоносца, или Никефорийского.

Богиня Ника

О греческой богине победы Нике нет отдельного мифа, но на памятниках искусства богиня Ника часто изображается, в особенности на античных монетах.

Богиню Нику обыкновенно изображают крылатой и держащей в руках лавровый венок или ветку. Художники нового времени почти не изменили этого типа: на памятниках древнегреческую богиню победы продолжают изображать и теперь в виде молодой крылатой девушки с лавровым венком в руках.

Орел Зевса и миф о Ганимеде

По мнению древних греков, орел летает выше всех птиц и может парить высоко над всеми в пространстве, а потому более всего подходит богу Зевсу.

Орел изображается почти всегда у ног Зевса или на его скипетре. Иногда орел держит в своих могучих когтях громовые стрелы Зевса (перуны). Орел исполняет многие поручения богов. Так, например, орел приносит Зевсу-ребенку нектар (божественный напиток), которым поят Зевса нимфы на острове Крите.

Похищение Ганимеда. Рембрандт, 1635 г.

Согласно мифам Древней Греции, орел, по повелению Зевса, похищает Ганимеда, который затем на Олимпе исполняет обязанность виночерпия богов.

Прекрасный юноша Ганимед был сыном царя Троя. Бог Зевс (Юпитер), восхищенный красотой Ганимеда, приказал орлу похитить его, находя, что земля - недостойное местопребывание для Ганимеда.

Античная статуя изображает Ганимеда в виде красивого юноши с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом в руке. Ганимед пас стада своего отца, когда орел, схватив его в свои могучие когти, унес на Олимп. Узнав о похищении сына, отец Ганимеда предался отчаянию, но Зевс (Юпитер) утешил его, показав ему сына, причисленного к сонму богов. Зевс поместил Ганимеда также в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея.

Сохранилась прекрасная античная статуя, повторение статуи знаменитого древнегреческого скульптора Лeoxapa, изображающая похищение Ганимеда орлом.

Миф о похищении Ганимеда пользовался большой популярностью среди художников. Сохранилось много камей, статуй и живописных изображений. Рубенс и Корреджо писали картины на эту мифологическую тему, но ни одна не пользуется такой славой, как картина Рембрандта (в Дрезденской галерее). Великий голландский художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит Ганимеда за рубашонку. Несмотря на свой испуг, ребенок Ганимед не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность виночерпия. Но надо полагать, что, обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, вряд ли бы Зевс-Юпитер, бог античных греков и римлян, нашел, что земля недостойна его.

Зевс-гостеприимец: миф о Филемоне и Бавкиде

Бог Зевс (Юпитер) считается покровителем гостеприимства. Зевс часто путешествует по земле, желая убедиться, насколько люди гостеприимны.

Придя однажды во Фригию вместе с богом Гермесом (Меркурием), который отвязал свои крылья, чтобы не быть узнанным, Зевс (Юпитер) напрасно стучался во многие дома, прося приюта: всюду им отказывали.

Наконец Зевс и Гермес подошли к маленькой хижине, покрытой соломой, хозяева которой, Филемон и Бавкида, радушно принимают их. Несмотря на бедность и лишения, муж и жена, уже старики, сумели сохранить в себе сострадание и другие добродетели. Впустив в хижину гостей, Филемон и Бавкида принялись приготовлять скудную трапезу. Боясь, что гости не найдут ее обильной, Филемон и Бавкида решили пожертвовать своим единственным гусем, но птица, преследуемая по всей хижине Бавкидой, нашла себе убежище у ног Зевса, не позволившего зарезать ее.

Каково же было удивление хозяев, когда они заметили, что кушанье на столе и вино в кубке, вместо того чтобы убывать, увеличивались. Испуганные, обратились Филемон и Бавкида к своим гостям, прося открыть им, кто они такие, и извиняясь за свой жалкий обед. Зевс сказал им, кто он и его спутник, и приказал Филемону и Бавкиде следовать за собой на вершину одной горы, позволив им высказать какое-нибудь желание, обещая его исполнить. Нежно любя друг друга, они оба пожелали умереть одновременно.

Придя на гору, Филемон и Бавкида увидали, что вся местность и все дома, окружавшие их хижину, покрыты водой, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс назначил их хранителями этого храма. Там прожили Филемон и Бавкида до глубокой старости, не зная болезни и дряхлости.

Однажды, сидя друг перед другом на ступенях храма, Филемон и Бавкида заметили, как тела их начинают превращаться в древесные стволы. Поняв, что наступает их последний час, Филемон и Бавкида нежно простились и умолкли навеки. Два прекрасных дерева остались по бокам храма охранять вход в него.

Олимпийские игры и Зевс Фидия

В честь Зевса Олимпийского были учреждены празднества в Олимпии, в Элиде, известные под названием Олимпийских игр.

Это были общественные игры, в которых принимали участие греки всех племен и всех земель. В самом храме Зевса Олимпийского находилась знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, вся из золота и слоновой кости.

Статуя Фидия изображала Зевса в сидячем положении, но была таких размеров, что касалась потолка. Зевс Фидия держал в одной руке богиню Нику, а в другой - украшенный драгоценными металлами скипетр с орлом на верхушке.

Миф о похищении Европы

Остров Крит считался местом рождения бога Зевса, который также носит название Зевс Критского. На этот же остров, согласно античному мифу, привез Зевс похищенную им Европу.

Европа верхом на быке.

Согласно мифам древней Греции, Европа была дочерью царя города Тира в Финикии и славилась своей необычайной красотой. Зевс, увидав Европу, так прельстился ею, что решил похитить ее. Бог Зес превращается в белого быка и присоединяется к стадам тирского царя. Европа вместе с подругами любуется красотой быка, который позволяет им приблизиться к нему и гладить его.

Молодые девушки украсили рога быка-Зевса венками. Наконец, Европа, резвясь, села на него. Тогда бык-Зевс бросился с Европой бежать к морю, переплыл его и принес свою пленницу на остров Крит, царем которого сделался впоследствии сын Европы и Зевса Минос.

Миф о похищении Европы Зевсом служил излюбленной темой для художников античности. В особенности часто изображался миф об Европе на резных камнях и камеях.

Паоло Веронезе написал картину на этот мифологический сюжет и по своему обыкновению одел действующих лиц в роскошные, современные ему костюмы. В Мадридском музее находится картина Рубенса на эту же тему. Голландец Бергхейм передал по-своему этот поэтический миф: он написал огромного быка и сидящую на нем толстую крестьянку, которую вряд ли древние греки, поклонники красоты и красивых форм, согласились бы признать богиней.

Миф о превращении царя Ликаона в волка

Аркадийцы в своих мифах оспаривали у Крита честь родины Зевса.

Жители Аркадии утверждали, что бог Зевс родился на вершине Ликеона. Царь аркадийский Ликаон воздвиг Зевсу там храм и, по мифу, принес ему в жертву одного из своих заложников. Разгневанный Зевс превратил царя Ликаона за такую жестокость в волка.

Этот греческий миф интересен потому, что указывает на прекращение человеческих жертв, приносившихся до того времени очень часто Зевсу.

Додонский оракул Зевса

Самый древний греческий оракул, посвященный богу Зевсу (Юпитеру), находился в Додоне, в Эпире.

Жители Додоны рассказывали, что из Египта вылетели два черных голубя: один прилетел в Додону, сел на дуб и человеческим голосом повелел построить тут оракул в честь бога Зевса, а другой голубь спустился в Ливию, и там возник, в Аммоне, среди песков, оракул Зевса Аммонского.

В центре священной рощи в Додоне стояли дубы, шелест листьев которых истолковывался жрицами, но и стволы дубов Додоны обладали пророческим даром. Когда отправились добывать золотое руно, они вырубили мачты для своего корабля в священной роще Додоны, и мачты предсказывали Аргонавтам будущее.

Смысл мифа о победе Зевса над Титанами и Гигантами

Битва с Титанами. Гюстав Доре, 1866 г.

Все мифы о Зевсе (Юпитере) и о борьбе Зевса с Титанами и великанами (Гигантами) олицетворяли представления древних греков и римлян о том, как мало-помалу порядок, нравственные законы, сознательная и умственная жизнь одерживали верх над страшными силами природы. Титаны и великаны (Гиганты) ввергаются в Тартар, потому что на земле уж нет места беззаконной и беспричинной силе. Победа Зевса над великанами была победой пробуждающегося ясного сознания ума и духа.

Зевс, как высший бог античного пантеона, олицетворял идею духовной и умственной сущности человека. Зевс является в мифах древних греков и римлян не богом, созидающим вселенную, а богом-устроителем. Зевс-Юпитер - охранитель порядка, созидатель общества и общественных учреждений и законов.

Культ Зевса-Юпитера прекратился только с введением христианства, хотя учения философов уже и раньше сильно поколебали веру в него. Древнегреческий автор Лукиан описывает в одной из своих сатир, как опустели храмы Зевса и как скудны жертвы, приносимые ему. Лукиан спрашивает, куда же делась власть этого бога, почему Зевс, обладатель громовых стрел, не поразит ими всех тех, кто не верит больше в его могущество и силу.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Зевс

Зевс был царем богов, бога неба и погоды, закона, заказа и судьбы. Он был изображен как
король, зрелый с крепкой фигурой и темной бородой. Его обычными признаками были болт молнии, королевский скипетр и орел.

Некоторые из самых известных мифов Зевса включают:

Его рождение и воспитание в пещере Диктаион, где он кормился грудью Амадтеи и охранялся щитом Куритиса (Kouretes);
Война Титана, во время которой он сверг Титанов и заключил их в тюрьму в Тартаре (Tartaros);
Его сражение с Тифоусом (Typhoeus), с сторукими чудовищными гигантами, которые попытались захватить небеса;
Война Гигантов, которые попытались штурмовать гору Олимп, но были убиты Зевсом и другими богами;
Большое Наводнение, в котором он затопил землю, чтобы разрушить человечество и начать самостоятельную жизнь снова;
Его конфликт с Прометеем из-за воровства огня для человечества;
Рождение и жизнь Геракла, его привилегированного сына;
Его внебрачные связи с женщинами, такими как Леда (Leda), которая была обольщена им в форме лебедя; Европу он соблазнил, как бык; Данае (Danae),- как золотой дождь; Каллисто, как Артемис.

ЗЕВС (Зевс), самый великий из богов Олимпийцев, и отец богов и людей, был сыном Кроноса и Реи, братом Посейдона, Аида (Плутон), Гестии, Деметры, Геры, и в то же самое время он
женился на своей сестре Гере. Когда Зевс и его братья распределили между собой правление частями мира, Посейдон получил море, Аид подземный мир, а Зевсу достались небеса и земля, но земля была распределена между всеми другими богами.
Согласно Гомеру Зевс, как другие олимпийские боги, жил на горе Олимп в Фессалии, которая, как полагали, была выше уровня неба. Его называют отцом богов и людей, самым великим и сильным среди бессмертных существ, которым повинуются все другие. Он - самый великий правитель, который управляет каждой вещью на земле, основатель королевской власти, закона и порядка, от сюда появилась игра в кости, Фемида и Немезида - его помощники. Он мстил за тех, кто был обижен, и наказывал тех, кто совершал преступление, поскольку он наблюдал события и страдания всех людей. Он вооружен громом и молнией, и сотрясение этих его признаков производит шторм и бурю (Il. xvii. 593): многие эпитеты Зевса в стихах Гомера описывают его как громовержца, собирателя облаков, и т.п.

Он был женат на Гере, с которой у него было два сына, Арес и Гефестион, и одна дочь, Геба (Hebe). Гера иногда действует как независимое божество, она честолюбива и бунтует против своего господина, но она является, однако, низшей по уровню относительно него, и была наказана за свое бунтарство; его любовь к другим богиням или смертным женщинам не скрывалась от нее, хотя они вообще пробуждали ее ревность и месть. Гесиод пишет, что Зевс был сыном Кроноса и Реи, и братом Гестии, Деметры, Геры, Аида, и Посейдона. Кронос немедленно глотал своих детей после их рождения, но когда Рея была близка к рождению Зевса, она обращалась к Урану и Германию для совета относительно того, как ребенок мог бы быть спасен. Прежде, чем час рождения наступил, Уран и Германий послали Рею в Ликтос на Острове Крит, прося ее родить ребенка там. Рея соответственно скрыла своего младенца в пещере, и дала Кронусу камень, обернутый в ткань, которую он проглотил в вере, что это был его сын. Другие традиции заявляют, что Зевс родился и вырос на горе Дикте, Итоме в Мессании, Фивах в Беотии. Согласно общему правилу, однако, Зевс рос на острове Крит. Поскольку Рея иногда опознается с Германием, Зевса также называют сыном Германия.

Бог Древней Греции Зевс известен нам, как главный бог-олимпиец, правящий всем миром, небом, громом и молниями. Бога Древней Греции Зевса ассоциируют с настоящим роком, судьбой. Это оправдано тем, что им были защищены люди: просящие и молящие. Зевсу повиновались не только подданные, но и цари, и остальные боги.

Древнегреческий Бог Зевс

Греческий бог разграничивал добро и зло, знакомил людей с понятиями стыда и совести. Зевс – верховный бог Олимпа, имел трех братьев, с которыми разделял власть. Местоположением бога была гора Олимп, потому патриархат Зевса назывался Олимпийским. Могущественность покровителя не удовлетворяла других богов, потому те пытались свергнуть его с трона. Совершить государственный переворот им не удалось, потому все нарушители были наказаны.

Как выглядит бог Зевс?

Бог Древней Греции Зевс был отцом всех людей и богов, а римская мифология отождествляла его с Юпитером. Благодаря Зевсу, Греция имела налаженный общественный порядок. Традиционное описание бога Зевса представляет собой изображение зрелого мужчины, имеющего благородное лицо, густые белоснежные локоны, бороду и сильный могущественный стан, сильные стройные руки. Более поздние художники изображают бога в огромном множестве обличий, среди которых Зевс предстает обманщиком женщин, персонажем любовных перипетий.

Чему покровительствовал Зевс?

Третий сын Кроноса отличался от остальных Богов. Он был не только справедливым, честным и порядочным руководителем, но и отвечал за благо всего населения. Основными задачами Зевса были:

  • оберегать городскую жизнь;
  • не допускать беспорядков и хаоса;
  • направлять жизнь в правильное русло;
  • защищать всех обиженных;
  • охранять семейный очаг;
  • следить за выполнением законов и соблюдением обычаев.

Это далеко не весь список того, за что отвечал Зевс. Древнегреческий бог неба и грома был способен решить любой насущный вопрос, успокоить и умиротворить каждого, кто нуждался в помощи в определенный момент своей жизни. Благодаря его «власти» все были уверены в том, что справедливость всегда будет торжествовать. Энергия бога распространялась на весь Олимп и восхищала своей чистотой.


Атрибуты бога Зевса

Каждый атрибут придавал Зевсу громовержцу силу и являлся неотъемлемой частью общего образа. Главной ассоциацией с Зевсом считается молния, находящаяся в руках покровителя, и служащая материальным оружием. Однако, это далеко не все атрибуты бога.

  1. Первым и одним из главных символов власти признан орел, который ассоциируется с Зевсом.
  2. Щит Зевса – символ гнева и ярости.
  3. Запряженная орлами колесница.
  4. Скипетр.
  5. Молот либо лабрис.

Семья Зевса

Зевс относится к поколению титанов. Его отец Кронос еще до рождения узнал, что его собственный сын свергнет власть отца, потому каждого младенца, рожденного Реей, он проглатывал. Как свидетельствует миф о рождении Зевса, его мать обманула Кроноса и произвела на свет малыша, скрывая это. Узнать точное место рождения ребенка невозможно, но лидером среди всех версий считается остров Крит. Чтобы смышленый Кронос не заметил рождения сына, ему пришлось поглотить камень в пеленке. Рожденный Зевс смеялся на протяжении недели – после этого цифра 7 стала считаться священной.

Критский вариант мифа настаивает на том, что Зевс был воспитан куретами и корибантами, вскармливался козлиным молоком, питался пчелиным медом. Считать эту информацию единственно верной - сложно. Другая версия предания гласит, что вскормленный козлиным молоком мальчик охранялся стражниками ежеминутно. В случаях, когда ребенок плакал, стража стучала копьями по щитам, чтобы обмануть слух Кроноса.

Выросший бог создал зелье, с помощью которого освободил своих братьев из Кроноса. Могучие братья затеяли борьбу с отцом, длительностью в 9 лет. Спустя время, определить победителя так и не удалось. Но, смекалистый Зевс громовержец нашел выход, освободив циклопов и сторуких. Они помогли повергнуть титана и низвергнуть его. После затянувшейся борьбы три брата, наконец, приступили к правлению островом.

Отец Зевса

По древнегреческой мифологии, Кронос был верховным божеством. Другая версия настаивает на том, что Кронос – бог титан, отец Зевса являлся богом земледелия, был отождествлен с Хроносом. Время правления Кроноса считается золотым веком в Греции. Главным атрибутом Кроноса считается серп. Кронос был верховным богом, и благодаря старшинству, стал царем.

Мать Зевса

Мать бога Зевса Рея считалась богиней земли, была титанидой и дочкой Геи и Урана. Рея являлась матерью Гестии – богини домашнего очага, Деметры – богини плодородия, – богини семей, Аида, Посейдона, Зевса. Рея запомнилась мифологии, как смелая и отважная титанида, которая смогла пойти против воли мужа, тайно родив ребенка. Рея обладала силой исцеления, которая пригодилась ей для сохранения жизни Диониса.


Жена Зевса

По утверждению некоторых мифов, Зевс был сильно привязан к Фетиде, хотел расстаться с женой ради нее. Единственным препятствием этому стало пророчество. Зевс соблазнял избранниц, принимая различные облики: лебедя, быка, змея, дождя, муравья, птицы, жука. Зевс не отличался постоянством и имел много жен и возлюбленных, среди которых:

  • Метида – единственная супруга Зевса, которая была проглочена;
  • Фемида;
  • Гера – последняя супруга бога;
  • Деметра;
  • Фива;
  • Фтия;
  • Айтос;
  • Ганимед.
  • Каллироя.

Сын Зевса

Зевс способствовал появлению на свет наисильнейших сыновей, которые сделали отпечаток в истории древнегреческой мифологии. Но, сильным и отважным сыновьям противопоставляются нежные, умные и плодовитые дочери Зевса. Сынами Зевса были:

  • рожденный Афродитой любовный бог Эрот;
  • бог борьбы Арес;
  • огненный бог Гефест, который покровительствовал кузнечным ремеслом;
  • Гермес, покровительствующий торговлей;
  • рогатый младенец Сабазий;
  • винодельный бог Дионис;
  • Аполлон – сын Зевса, бог света, музыки, медицинского ремесла.
  • Эгипан;
  • покровитель стада Пан;
  • Карпос.

Дочери Бога Зевса

Зевс – отец большей части известных миру богинь. Исходя из их количества, было совершено деление на группы по выполняемым задачам.

  1. 9 муз Зевса во главе с Евтерпой, Талией, Мельпоменой, Терпсихорой, Эрато, Полигимнией, Уранией и Каллиопой. Богини отвечали за науки, поэзию, искусство.
  2. Хариты, отвечающие за веселье, жизненную радость и удовольствие.
  3. Мойры, среди которых Клото, Атропос, Лахесис - отвечали за .
  4. Орами контролировались времена года.
  5. Эриниями совершались акты мести и восстания.
  6. К старшим музам относят Телксиопу, Аэду, Арху и Мелету.

Греческий бог Зевс был владыкой земли и подземелья, судил мертвых. Справедливым и сильным Зевсом были совершены как благие дела, так и настоящие подвиги во имя всеобщего добра. Зевс – не только настоящий верховный бог, покровитель и руководитель, он был символом братской любви, ума и логики. С малых лет Зевс отличался от сверстников жаждой жить, бороться за справедливость, побеждать. Легендарный титан был истинным борцом и строителем общего порядка.

Все античные источники единодушны, называя гору Олимп, расположенную на границе между Македонией и Фессалией, обиталищем богов древнегреческого пантеона. На этой вершине, ставшей символом конклава небожителей, олимпийцы величаво правили миром, оставаясь, тем не менее, неравнодушными к человеческим страстям и историям и иногда принимая в земных страстях ту или иную сторону. Пристрастия и даже капризы богов были исходным пунктом многих мифологических сказаний.

Зевс , сын Реи и Кроноса, вскормленный молоком козы Амалфеи под защитой нимф и коривантов, разгромив гигантов и титанов, завоевал абсолютное господство не только над людьми, но и над бессмертными. Он величаво восседал на троне со своими атрибутами: молнией - олицетворением и света, и разрушения; скипетром - символом монархии; орлом - вестником; эгидой - шкурой Амалфеи, служившей нерушимой защитой. Зевсу было подвластно все происходящее на небесах, в природе, в человеческом обществе. Он распределял на Земле добро и зло, ему открывалось будущее. Весь общественный порядок был установлен им, царем и отцом богов и людей. От союза Зевса с Герой , его сестрой и женой, родились Арес, бог войны; Геба, божество юности; Илифия, богиня деторождения, способная размножаться без участия мужского начала.

Кроме того, Зевс вступал в бесчисленные любовные союзы со многими женщинами, как небожительницами, так и смертными. От этих связей на свет появлялись другие боги, полубоги и блестящие герои Эллады.

Одной из страстно любимых богинь Зевса была Метида , богиня мудрости, его первая жена. После нескольких безуспешных попыток отвергнуть домогательства Зевса, Метида согласилась стать его супругой: в результате брачного союза произошло зачатие Афины. Однако Зевс, опасаясь, что Метида родит ему ребенка, который будет сильнее его (об этом ему напророчила Гея - Земля), проглотил свою жену, а уже затем, из собственной головы породил Афину.

Тем временем новая супруга, Гера, возревновавшая к внебрачным похождениям Зевса и к его способностям родить без участия женщины, произвела на свет, без мужского начала, сына Гефеста - божество огня. Когда наступило время родов Афины , именно ее сводный брат Гефест раскроил голову Зевса своим огромным молотом. Так родилась, в полном вооружении, одна из самых почитаемых греческих богинь.

Не менее знаменит в мифологии союз между Зевсом и Лето , от которого произошел Аполлон, божество света, и Артемида, божество охоты. И в эту любовную историю вмешалась ревнивая Гера, из-за которой беременной Лето пришлось долго скитаться по Земле.

Гера запретила любому месту на суше и на море принимать гонимую богиню. Только маленький скалистый остров Делос в центре Эгейского моря, трудно доступный из-за сильных подводных течений и поэтому считавшийся плавучим островом, дал приют Лето. Именно здесь, не на суше и не на воде, Лето и родила Аполлона и Артемиду . В знак благодарности Делос получил от гонимой богини четыре колонны - опоры, навсегда остановившие его плавание. Со временем на Делосе возник самый главный в античном мире храм, посвященный Аполлону.

Диона , дочь Урана (по другой версии - Океана) принесла Зевсу Афродиту , богиню любви.

От союза с другой своей сестрой Деметрой , богиней плодородия и земледелия, Зевс произвел на свет Персефону , будущую богиню подземного мира и супругу Аида.

С Зевсом сочеталась браком и Фемида , богиня справедливости и вечного порядка - в хронологическом порядке она стала его второй женой. Кроме того, Фемида играла роль советницы Громовержца: по ее предложению во время Гигантомахии Зевс прикрылся эгидой.

Фемида принесла олимпийскому властелину многочисленное потомство, в том числе - три Оры , богини, ведавшие сменой времен года и порядком в природе, а также три Мойры , богини человеческой судьбы, носители неизбежных ситуаций - самой жизни, удачи, счастья. Считалось, что у каждого человека была своя "мойра" (участь), с которой связывалась его планида. Мойр представляли в виде женщин, прявших нить человеческой жизни: одна из них начинала прясть, другая проводила нить через все превратности судьбы, а третья, перерезая ее, обрывала в фатальный час земной путь.

В течение девяти последовательных ночей в приятном краю Пиерия во Фракии Зевс совокуплялся с богиней памяти Мнемозиной . В результате через год молодая титанида, дочь Урана и Геи, произвела на свет девять дочерей Муз .

Три Хариты (в римском варианте - Грации) родились в результате брака Зевса с титанидой Евриномой , нижняя половина тела которой была рыбьей, как у наших русалок.

Хариты , вначале божества плодородия, позднее стали богинями красоты, радости и олицетворением женских прелестей. Они жили вместе с музами на горе Олимп, соединяясь вместе с ними в чарующем хоре. В искусстве их часто изображали прекрасными обнаженными девушками, касающимися друг друга руками (две боковые фигуры обычно смотрят в одном направлении, а центральная - в противоположном). Хариты, кроме того, заведовали умственным и художественным творчеством. В поздней античности их культ был вытеснен культом Афродиты.

Зевс покорял небожительниц, пользуясь своими несомненными чарами, но иногда, в более трудных случаях, прибегал к непререкаемому авторитету владыки Олимпа. Его успехи среди земных женщин, которые привлекали его не меньше, чем богини, нередко требовали разного рода метаморфоз .

Так, например, своей красотой пленила Зевса супруга спартанского царя Тиндарея, Леда .

К ней Зевс явился в образе скромного лебедя. От соития с властителем Олимпа Леда снесла яйцо, из которого вылупились четверо детей: Клитемнестра , ставшая позже женой царя Агамемнона и матерью Ореста и Электры; прекрасная Елена , вышедшая замуж за Менелая и своей легкомысленностью вызвавшая Троянскую войну; а также два Диоскура ("дети Зевса") - Кастор и Полидевк (в римской мифологии - Поллукс).

Хорошо известна любовь Зевса к Данае . Согласно одному из самых популярных мифов, оракул предсказал аргосскому царю Акрисию, что у его дочери Данаи родится мальчик, который сверг нет и убьет деда. Акрисий заключил дочь в медный терем, но влюбившийся в нее Зевс проник туда в виде золотого дождя.

В результате родился Персей . Услышав крики новорожденного Персея, Акрисий повелел посадить дочь и внука в деревянный ящик и бросить в море (уж не этот ли миф стал основой пушкинской "Сказки о царе Салтане"?). Волны вынесли ковчег на остров Сириф, где Данаю и Персея спас местный рыбак. Впрочем, о Персее и его истории я расскажу как-нибудь в другой раз.

Другое любовное похождение Зевса связано с Алкменой , супругой тиринфского царя Амфитриона, принадлежащего к роду Персея. Воспламененный страстью к прекрасной царице, Зевс во время отсутствия супруга принял его облик. Таким образом, Алкмена зачала Геракла .

Вероятно самой известной историей метаморфоз Зевса является миф о Европе .
Однажды Европа, дочь Феникса, царя Седона (или Тира) играла с подругами на берегу моря, когда красавицу приметил Зевс. Превратившись в быка, олимпиец появился перед девушкой. Испугавшись сначала, девушка затем осмелела, принялась играть с быком и оседлала его.

Неожиданно бык помчался к морю, а девушка, опасаясь упасть, схватилась за его рога. Плавание с Европой на спине закончилось на острове Крит. Там у прохладного источника под платаном Зевс овладел девушкой, в результате чего она родила Миноса , ставшего царем Крита, а также Сарпедона и Радаманта. Молчаливый свидетель этого любовного акта, платан получил от Зевса привилегию всегда иметь зеленую крону.

Иногда любвеобильный Зевс попадал и под очарование молодых красивых юношей. Об этом мы знаем из мифа о Ганимеде, потомке Дардана, первого царя Трои.
Ганимед , считавшийся самым красивым юношей из смертных, пас стада своего отца в горах под Троей, когда перед ним появился Зевс в облике орла. Зевс привлек Ганимеда знаками внимания - петушком и обручем, а затем унес его на Олимп, где одарил даром вечной молодости и сделал виночерпием богов.

Поскольку античная мифология для людей, которые ее создали, являлась своего рода моделью и образцом поведения, стоит ли удивляться тому, что в те времена мораль весьма отличалась от нашей. Взять хотя бы верховного олимпийца - Зевса. Каким только, с современной точки зрения, извращениям, не говоря уже о полигамии, он только не был подвержен, начиная от инцеста и заканчивая мужеложеством.
Впрочем, не нам судить древних греков и тем более, созданных их фантазией богов. Лучше поблагодарим их за то, что античная мифология послужила одним из главных источников вдохновения великих художников, произведения которых представлены вашему вниманию в этом и других моих рассказах на тему мифологии.

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.