Домой / Дневной / Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России". Золотое кольцо россии Задания для домашней работы

Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России". Золотое кольцо россии Задания для домашней работы

Старинный облик придают им сохранившиеся архитектурные памятники, созданные с XII по XVII века, это храмы, монастыри, кремли. Древние каменные стены кремлей возвышаются на месте деревянных укреплений IX, X, XI веков, которые строили наши предки, защищаясь от врагов. Поэтому кремль обычно возводился на высоком месте, на берегу реки, озера. Позднее он становился центром города.

Древний город на территории Московской области - Сергиев Посад, чем же он знаменит? Здесь находится главный монастырь России - Троице-Сергиева лавра (рис. 2).

Рис. 2. Троице-Сергиева лавра ()

Монастырь был основан в XIV веке знаменитым монахом Сергием Радонежским. Вокруг в те времена были только глухие леса, но уже при жизни Сергия была проложена широкая дорога от Москвы к монастырю и дальше в северные города. Монастырь поражает всех не только своей красотой, но и своими размерами. Крепостные стены с одиннадцатью сторожевыми башнями тянутся на более чем 1120 метров, их высота достигает 15 метров, а толщина - 10. Почему монастырь называется «лавра»? Лавра - это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. Этот титул был присвоен Троице-Сергиеву монастырю в XVIII веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Здесь находятся самые крупные в России Московская духовная академия и семинария, где учатся будущие служители церкви, здесь знаменитый церковно-археологический музей, в котором хранятся древние иконы, священные книги и старинные предметы церковного убранства (рис. 3).

Рис. 3. Московская духовная академия и семинария ()

Сергиев Посад называют игрушечной столицей России. Самый известный в нашей стране музей игрушки расположен именно здесь, на горе Волокуши напротив Троице-Сергиевой лавры (рис. 4).

Рис. 4. Музей игрушки ()

По его экспонатам можно изучать кукольную историю, в нем сегодня хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Но главная игрушка - местная, триста лет в городе и окрестностях развит этот промысел, потешный товар всегда покупали паломники, посещавшие Троице-Сергиеву лавру, среди которых были и русские цари. Поселок Богородское славится народными промыслами, резьбой по дереву и изготовлением игрушек. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Решила мать позабавить своих детей, вырезала из чурбачка фигурку, аурку, поигрались дети и забросили аурку на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я аурку, покажу на базаре торгашам». Аурку купили и еще заказали. С тех пор и повелась в селе резьба игрушки, и стала она называться богородской.

Город Переславль Залесский был основан князем Юрием Долгоруким, город находился в залесье, в области полей и земледелий. Спасо-Преображенский собор в Переславском (рис. 6) Кремле заложен Юрием Долгоруким (рис. 5) в 1150 году. Собор - первый и единственный среди локальных храмов северо-восточной Руси, дошедший до нас в почти полной сохранности. На берегу Плещеева озера расположен музей-усадьба «Ботик Петра I». Здесь Петр I начал строительство потешной флотилии, что явилось началом военного флота. Когда строительство флотилии было завершено, на небольшом возвышении установили пушки, из которых палили во время спуска флотилии на озеро.

Рис. 5. Князь Юрий Долгорукий ()

Рис. 6. Спасо-Преображенский собор ()

Это место с того времени называют Гремяч. На воде Плещеева озера Петр I проводил военные учения, сохранилось и единственное уцелевшее судно этой флотилии в специально построенном ботном доме. Бот «Фортуна» в переводе означает «удача». Это памятник истории, главный экспонат музея, вокруг него якоря, мачты с других кораблей, эти якоря - современники Петра I.

На берегу широкого, но неглубокого озера Неру раскинулся один из самых древних городов Золотого кольца - Ростов Великий (рис. 7).

Рис. 7. Ростов Великий ()

Он упоминается в летописях еще с 862 года. В самой древней и красивой части города находится Кремль, с крепостными стенами, со сторожевыми башнями, белокаменными храмами и золотыми куполами. Это постройки XVII века. Со всего мира приезжают туристы, чтобы увидеть чудо-город и послушать знаменитый колокольный звон. Достоянием мировой культуры являются ростовские звоны, уникальный набор музыкальных произведений XVII-XIX века. Неотделимы от музыкального инструмента знаменитые ростовские звонницы (рис. 8).

Рис. 8. Ростовская звонница ()

Каждый из ее 13 колоколов, от самого большого до самого малого, имеют свое особое звучание. Самые большие колокола имеют даже имена. Самый густой тон у огромного колокола по имени Сысой, его вес - 32 тонны. Колокола поменьше называются Лебедь и Баран. Издавна нашим предкам было известно, что вблизи церквей, где часто звонили колокола, люди реже болели, там почти не распространялись эпидемии. Ростовская финифть - это русский народный художественный промысел, существует с XVIII века в Ростове (рис. 9).

Рис. 9. Ростовская финифть ()

Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками. Финифть, или художественная роспись по эмали, появилась в России во времена Петра I. В середине XVIII века в Ростове Великом была создана первая мастерская. Рассказывают, что Петр I учредил специальную награду - собственный портрет, написанный на эмали и усыпанный драгоценными камнями (рис. 10).

Рис. 10. Награда Петра I на эмали ()

Награда вручалась за особые заслуги перед отечеством лично государем. Сегодня изделия, выполненные в этой технике, производиятся на фабрике «Ростовская финифть».

Ярославль - самый крупный Волжский город Золотого кольца. Он был основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым. Город белокаменный, с садами, со старинными прекрасными церквями, башнями и воротами уже отметил свое тысячелетие. Церковь в честь пророка Илии была первой церковью города (рис. 11).

Рис. 11. Церковь Илии пророка ()

Согласно сказанию о построении града Ярославля, она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Стены этого храма украшены росписью знаменитых костромских художников Гурия Никита и Силы Савина вместе с ярославскими мастерами в XVII веке. Такие росписи водяными красками по сырой штукатурке называют фресками. В центре вы видите большой пятиглавый храм, а слева и справа - две постройки, которые называются шатровые. Шатер используется в виде конуса в церковных постройках, увенчанных булавкой с крестом. Один из шатров - это продолжение церкви, а другой - восьмигранная колокольня. В Ярославле несколько таких церквей.

Кострома-городок - Москвы уголок. Эта старинная поговорка издавна известна жителям Костромы. У Костромы с Москвой историческое родство, и основатель у двух городов один - князь Юрий Долгорукий. Кострома всего на пять лет моложе столицы. Жители города сумели уберечь от разрушений многие памятники. Улицы в Костроме расположены веером, это хорошо видно на плане города (рис. 12).

Рис. 12. План города ()

Легенда объясняет это так: когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. Императрица в тот момент раскрыла веер, вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные торговые ряды, им уже более 200 лет. В старину каждому товару отводилось свое место, поэтому и ряды назывались по-разному: масляные, пряничные, мучные, табачные. Один из самых красивых храмов золотого кольца - церковь Воскресения на Дебре (рис. 13).

Рис. 13. Церковь Воскресения на Дебре ()

Вход в церковь - западные ворота - украшены белокаменными фигурками животных в кирпичных окошечках, а столбики, на которые опирается арка ворот, называются кубышками. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря фрески Гурия Никитина и Силы Савина уникальны по своему изображению и созданию сюжета (рис. 14).

Рис. 14. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме ()

В городе процветали художественные ремесла, в Ипатьевском монастыре существовала иконописная школа. Костромской край был одним из центров ювелирного искусства. Кострому называют ювелирной столицей России. В Костроме передавались из поколения в поколения традиции уникальной художественной резьбы по дереву. Развивались все виды узорного ткачества, а вышивка стала неотъемлемой частью народного искусства.

От Костромы недалеко и до Владимира. В 1108 году Великим князем Владимиром Мономахом на высоком берегу Клязьме был заложен древнерусский город (рис. 15).

Рис. 15. Древнерусский город Владимир ()

Поначалу Владимир был военной крепостью. Это место и сейчас называют Мономахов город. Он является центральной частью современного Владимира. Древний Мономахов город окружали насыпные земляные валы, поверх валов высились бревенчатые стены. В былые времена въехать в город можно было только через золотые ворота (рис. 16).

Рис. 16. Золотые ворота ()

Посреди улицы возвышается белая арка с двумя башенками по бокам, над аркой - купол. Сейчас там музей, а в старину наблюдали дозорные, нет ли какой опасности Владимиру. Стоит город на крутой горе. Старинные белые храмы сверкают маковками куполов. Самые древние из уцелевших храмов древней Руси построены в XII веке, это белокаменный пятиглавый Успенский собор (рис. 17), он дважды знаменит, его стены внутри расписывал фресками гениальный русский иконописец Андрей Рублев.

Рис. 17. Успенский собор ()

Рядом Дмитриевский собор, его стены украшают несколько сотен каменных изображений удивительных растений, сказочных животных (рис. 18).

Рис. 18. Дмитриевский собор ()

Это целая энциклопедия. Возводились эти храмы, когда Москвы еще не было, вот почему о Владимире говорят: «Старший брат Москвы».

Мы совершили путешествие по Золотому кольцу России. По туристическому маршруту, проходящему по древнерусским городам, и увидели уникальные памятники культуры и истории России.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Privetstrana.ru ().
  2. Uateka.com ().
  3. Stsl.ru ().

Домашнее задание

  1. Почему Золотое кольцо России получило такое название?
  2. Чем славится город Сергиев Посад?
  3. Какими соборами владеет город Владимир?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

614007, г. Пермь, ул. Сибирская, 80, тел 216-70-00, тел/факс 216-74-23

«Согласовано»: _________ «Утверждаю»: _________________

Руководитель МО учителей Директор МАОУ «СОШ 22»

начальной школы ЧЕРВОННЫХ А.В.

Шипигузова Е.Ю.

Конспект урока по окружающему миру

« Золотое кольцо России »

Работу выполнила:

Летина Е.Г.

учитель I категории

2015 г.

Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.

Задачи:

1. Познакомить со старинными городами России.

2.Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя:

    мультимедийный проектор;

    компьютер с выходом в Интернет;

    учебник «Окружающий мир»;

Оборудование для учащихся:

    учебник;

    тетрадь на печатной основе «Окружающий мир;

    справочная литература;

    буклеты;

    информационные листы

Медиа материалы:

    электронное приложение к учебнику.

    Аудиозапись «Звон колокола»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    воспитание чувства любви к родной природе.

Регулятивные УУД:

    умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи­ровать работу по ходу ее выполнения;

    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учеб­ных задач;

    умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих дей­ствий.

Познавательные УУД:

    умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);

    умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

    умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим про­цесс работы и свой результат; слушать мнения других;

    умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

    умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем изучать новый раздел “Путешествие по городам и странам”. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие. Откройте учебник на стр.85, давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел (читают по очереди).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце? Какое оно?

Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо. Но еще и у нашей страны есть Золотое кольцо. Золотое кольцо России.

3.Выявление места и причины затруднения

Кто из вас догадался, куда мы отправимся в путешествие?

4.Построение проекта выхода из затруднения

Да. Мы отправимся в путешествие по «Золотому кольцу России». Совершим экскурсию в несколько древних городов, будем учиться находить информацию об этих городах в разных источниках. На протяжении урока вы побываете в роли экскурсоводов и путешественников.В конце нашего путешествия вы сможете безошибочно ответить на вопросы: почему кольцо и почему Золотое?

5.Реализация проекта выхода из затруднения

Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путешествие:

Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
И туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе (автобус)

Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце». Как и любому путешественнику, нам нужна карта. Посмотрите на экран. Какие города мы посетим с вами сегодня? (Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль и Владимир.) У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца. В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и наградим его. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. А кто из вас уже был в Москве? А вы знаете, кто основал Москву? А в каком году? С какими достопримечательностями города вы уже знакомы? (Юрий Долгорукий. Впервые о Москве упоминается в 1147 г.Красная площадь и Московский Кремль, Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя.)

Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович и правительство.

Знакомство с городами Золотого кольца России.

1) Организуется работа в группах:

Для работы на уроке мы с вами разделились на 4 группы. Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов Золотого кольца по плану, который дан на листе и подготовиться к ответу у доски. Ответы на пункты плана вы можете получить из литературы, которая у вас есть на столах (учебник, справочная литература, информационные листы, буклеты). Время на подготовку 10 минут.

1 группа – Сергиев Посад

2 группа – Ростов Великий

3 группа – Углич

4 группа – Ярославль

Дети усаживаются группами, выбирают в группе ответственного, открывают учебники на определенной для их группы странице, используют справочную литературу, информационные листы, буклеты.

Каждая группа работает с учебником и дополнительной литературой по плану, представленному в путеводителе.

План

    Как называется город, о котором вы читали текст?

    Где он расположен?

    Кем он был основан? Когда?

    Какие достопримечательности в нем есть?

    Какие известные люди в нем жили?

Подготовиться к ответу у доски.

3) Проверка самостоятельной групповой работы. От каждой группы выступает один-два представителя, учитель сопровождает их рассказ показом слайдов с иллюстрациями:

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Первым на нашем пути появляется прекрасный древний город Сергиев Посад.

У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, выслушать выступление группы и записать две-три достопримечательности, о которых вы узнали. Приглашаем нашего первого экскурсовода.

Город Сергиев Посад.

Почему он так назван? Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным монастырем России и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из Сергиева Посада мы отправляемся в Переславль-Залесский. Город расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера. И является центром национального парка «Плещеево озеро». Назван Переславлем-Залесским в честь южнорусского Переславля. Находится за лесами в Залесье - области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским. Прослушайте ауди-рассказ (электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»). - В каком году был основан город? (1152 г.) Кто его основал? (Юрий Долгорукий)

Какие достопримечательности запомнили? (Красная площадь – сердце города, Спасо-Преображенский Собор, памятники)

Какие люди в нем жили? (родился князь Александр Невский, Пётр Первый создал на Плещеевом озере потешную флотилию, что явилось началом создания русского флота)

Теперь наш путь лежит в Ростов. Ростов – один из самых древних в Золотом кольце. Уже в древние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Колокола Ростовских церквей славятся на весь мир мелодичным звоном. Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудиозапись).

В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. (Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают в этом городе уже несколько столетий.

Следующая остановка на нашем маршруте - г.Углич. Приглашаем следующего экскурсовода.

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

Он стоит на р. Волге. Название этого города, вероятно, происходит от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В городе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

А теперь давайте все встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка

Жура – Жура – журавель. Облетал он сто земель. (Взмахи руками)

Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте)

Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» (пожимание плечами)

Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края» (Круговые вращения головой)

Вот мы отдохнули и теперь можно продолжить путешествие.

Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Город тоже стоит на Волге. Приглашаем следующего экскурсовода.

Ярославль самый крупный из городов Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Имя, которого и носит. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. И поэтому, Ярославль называют родиной русского театра.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома. (Рассказ подготовленного ученика) Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены здесь в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому, в этот момент императрица развернула веер. Вот город и стал таким необычным. В тойчасти города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один город на Волге – Плёс.(Рассказ подготовленного ученика) Свое название Плёс получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.Плес город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Кто же из художников особенно любил Плес? (Особенно любил Плёс Исаак Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана)

Из Плёса прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей.(Рассказ подготовленного ученика) Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. В городе ест знаменитый Музей деревянного зодчества. В нем собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница…

От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Рассказ подготовленного ученика)

Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Оттуда мы увидим замечательный памятник старины – Золотые ворота. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

8. Город, в котором находятся Золотые

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России.

1. Как называется город, где находится музей деревянного зодчества? (Суздаль)

2. Город, который еще в старину называли Великим. (Ростов)

3. В этом городе находится дом-музей Исаака Левитана. (Плёс)

4. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый. (Ярославль)

5. Город, улицы которого расположены в виде веера. (Кострома)

6. Самый большой и самый красивый город Золотого кольца России? (Москва)

7. Город, который назвали в честь великого святого Сергия Радонежского? (Сергиев Посад) 8. Город, в котором находятся Золотые ворота? (Владимир)


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд. Возьмите листы с кроссвордом и приготовьте ручку. Разгадывать будем по цепочке.

1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)

4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)

5. Главный, важный монастырь. (Лавра)

6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

8.Включение в систему знаний и повторение

На доске вы видите карту Золотого кольца России. Нам необходимо дополнить ее достопримечательностями в соответствии с Маршрутным листом.

Вы будете выходить по одному к доске, и прикреплять на магнит соответствующую городу достопримечательность.

9.Рефлексия

Наше путешествие закончено. Какое впечатление произвело на вас путешествие в древнерусские города? Почему есть такое выражение «Золотое кольцо России»?Какой город вам понравился больше? Почему?

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

    Мне было интересно узнать о…

    Было трудно …

    Я научился …

    Теперь я могу …

    Какие чувства я испытал(а)…

( чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости …)
Вопрос классу:

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Окружающий мир

(3 класс.)

(УМК «Школа России)

Тема: «Золотое кольцо России"

Цель урока :

Познакомить учащихся с популярным в нашей стране туристско-экскурсионным маршрутом по древним русским городам и совершить

заочное путешествие

Задачи урока:

    Ознакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями.

    Развивать речь, память, мышление, внимание; умение слушать, умение доказывать, аргументировать своё мнение; способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, расширению кругозора.

    Создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей; воспитывать чувства патриотизма и гордости за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину, бережного отношения к этому богатству.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца, рисунки гербов, учебники, рабочие тетради, карта с названием городов, буклеты с достопримечательностями городов России.

Ход урока

I . Организация начала урока.

Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

1. Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И многое узнать.

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России.

Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи!

Послушайте, кто нас ждет!

Что за чудо- синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце»

Постановка проблемной ситуации.

Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.

В конце урока вы сами сможете ответить на все вопросы.

Широка страна родная…Степи, леса, овраги – тишь да благодать, красота первозданной русской природы. Россия, наша Россия. От Волги до Енисея. От Москвы до Владивостока. Великолепная, сказочная, незабываемая наша родина. Развитые столичные центры и обособленные деревушки. Необъятные просторы, широчайшие долины. Наша Россия. Блеск и роскошь позолоченных куполов русских храмов. Уютные и такие родные сердцу проселочные дорожки. Теплая, располагающая атмосфера. И это все – очарование исторического Золотого кольца России.

Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом.

Включите воображение и представьте, что мы находимся в атобусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город. Для путешествия нужна карта, в которой отмечайте те города, в которых мы побываем.

II . Проверка домашнего задания.

Может, есть места и красивей

Средь заморских лесов и рек,

Только в сердце моём навек –

Золотое кольцо России

В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы

Слайд 3

В прошлом году мы с вами путешествовали по Москве. Вспомним достопримечательности Москвы. Слайд 4,5,6,7 .

III .Работа по теме урока.

1.Город Сергиев Посад.

-Мы едем на северо-восток. И прибываем в город Сергиев Посад - старинный русский город.
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе, с.89 по фотографиям, расположенным на доске)

Слайд 8,9.

(Памятник святому (Троице Сергиевская лавра)

Сергию Радонежскому)

Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский - монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом. С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.«Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

(Рассказ учителя.)

Слайд 10,11,12.

Никольский собор Успенский и Горицкий монастырь

Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России. Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский, т.е. находится за лесом.) Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России.1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота»..

Кто же прославил этот город? (Пётр I)

3) А теперь в Ростов .

Величаво и гордо течёшь ты река,

Река, на которой стоишь ты века,

Ростов - ты велик и прекрасен!

Не зря получил этот статус.

Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.90.)

Слайд 13,14,15.


Церкви и соборы Ростова Ростовский Кремль

Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.

(Прослушивается запись колокольного звона)

В Ростове мы полюбуемся знаменитой ростовской финифтью- это украшения с эмалью(Фото)

4.Следующая остановка на нашем маршруте - город Углич

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.91.)

Слайд 16,17.

(Воскресенский Монастырь)

Микроитог: Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В Угличе одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

    От Углича недалеко до Ярославля .

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь ты во всей красе…

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.92.)

Слайд 18,19.

(Церковь Ильи Пророка)

Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

6. От Ярославля рукой подать до Костромы .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.93.)

Слайд 20.

Микроитог: Сейчас это крупный промышленный и культурный центр, у которого улицы расположены в виде веера. В той части, где ряды сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7.Физминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

8. Продолжая свой путь вдоль великой русской реки Волги, посетим еще один прекрасный город - Плес.

Жемчужина Поволжья,

Часами не устану я

Стоять у твоего подножья,

Тебе завидовать, любя

Гудки красавцев теплоходов,

Открытый взгляд крутых холмов,

Домов резные хороводы

Вокруг старинных куполов.

Слайд 21,22.

(Дом- музей И.И.Левитана)

Микроитог: Плес –это город художников. Особенно любил Плес И.И.Левитан. Свое название получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

9. А теперь побываем в Суздале .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 95 .)

Слайд 23,24,25.

(Музей деревянного зодчества)

Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль- всемирно известный город -музей. Есть знаменитый Музей деревянного зодчества Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.

10. Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 96 .)

Слайд 26,27,28,29.

(Владимир Мономах-основатель Владимира)

(Успенский (Золотые (Дмитриевский

собор) ворота) собор)

Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично сожжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола. З дание Золотых ворот в городе построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Вверху башни, над арочным проёмом помещалась церковь Положения риз Богородицы – миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окружённый зубчатой стеной, служил боевой площадкой. Через Золотые ворота вступали в город возвращавшиеся с победой дружины, около Золотых ворот встречали князей – союзников, послов и купцов из других стран.

IV .Закрепление изученного с помощью теста.

Слайд 30,31.

-Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

А теперь проверим, как вы внимательно слушали, что запомнили.

-Чем славится Великий Ростов? (Колокольными звонами)

В каком городе любил бывать известный русский художник И.И Левитан?

Как вы думаете, почему наше путешествие называется кольцо? Почему «Золотое»?

2. Собери мозаику и узнай достопримечательность города.

Работа в парах.

3.Рефлексия.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

    Сегодня я узнал …

    Мне было интересно …

    Было трудно …

    Я научился …

    Теперь я могу …

    Урок дал мне для жизни …

    Мне захотелось …

V .Итог урока

Наше маленькое путешествие завершилось. Вы о многом услышали, многое узнали.

Каково же сегодня значение старинного города?

(Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших городов. Это поистине золотое наследие России! ).

Урок я хочу закончить стихотворением.

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

На память о нашем уроке и о том, чтобы вы лучше помнили историю «Золотого кольца» дарю вам буклеты с достопримечательностями городов России.

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира любой программы обучения. Материал содержит карту Золотого кольца, красочные фотографии достопримечательностей городов, входящих в Золотое кольцо России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

на тему «Золотое кольцо России»

Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Задачи:

  1. Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
  2. Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи;
  3. Развивать память, мышление, воображение, творческие способности;
  4. Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;
  5. Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь;
  6. Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке для поддержания работоспособности и сохранения здоровья.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал, план рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, лист А4, клей

Ход урока

1.Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

С вами все должны понять,

Много нового узнать

2. Постановка цели урока

– Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей. )

– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем)

И первый урок называется Золотое кольцо России. Слайд 3

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,

По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.

Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.

Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.

Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей. ) Слайд 4

– Целью нашего урока будет узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом.

Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)

Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей. )
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (
предположения ):

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными. Слайд 5

– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока. )

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы . Давайте посмотрим на карту России.

(На карте указан маршрут следования.) (Слайд 4)

- Покажите на карте столицу нашей Родины.

Что особенно запомнилось?

Кто основал Москву?

(ученик выходит к доске и отвечает : Князь – Юрий Долгорукий.)

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

(Говорит в микрофон.)

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 5)

Он назван в честь святого Сергия Радонежского , который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра . Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд 6)

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 7)

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! (Слайд 8, 9, 10)

5. Работа в группах

А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.

У вас на столах план составления рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, учебник, дополнительная литература и лист А3(+клей).

На выполнение задания у вас 15 мин.

По истечению времени слушаем ответы групп.

6. Физкультминутка

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках

Столько раз?

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять

Топаем ногами

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

(слова дети сопровождают движениями)

Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.

7.Закрепление материала

Разгадываем кроссворд

8.Итог урока

А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?

Почему это кольцо Золотое?

Вам понравилось наше путешествие?

9.Домашнее задание составить рассказ по плану об оставшихся 2х городах, Владимире и Суздале

Предварительный просмотр:

Приложение

Кроссворд «Золотое кольцо России»

  1. 1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс )
  2. 2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль )
  3. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины - Золотые ворота. (Владимир )
  4. 4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич )
  5. 5.Главный, важный монастырь. (Лавра )
  6. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. 7.Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов )

4.Составь слово из предложенных букв.

Кукушкина Е.Ю. 209-531-987

Предварительный просмотр:

План

1. название города

2. когда и кем основан (или в честь кого назван)

3.Описание герба

4.Интересный факт (расположение улиц, происхождение города и тд.)

5. Достопримечательности

(Пользуйтесь учебником и дополнительной литературой

Удачи!)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:

Что за чудо – красный дом!

Карта-схема городов, входящих в Золотое кольцо России

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Русский художник Исаак Ильич Левитан

Путешествие завершено

Предварительный просмотр:

Кострома

Кострома была основана в 1152г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.

Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость». По другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» назывался в этих местах обряд, напоминающий масленицу.

Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями .

Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря - монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов. Богоявленский монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой.

На правом берегу реки Волги расположен еще один исторический памятник Костромы - Церковь Рождества Христова на Городище. Храм изначально он являлся посадской церковью деревни Городище. Отсюда и происходит название церкви.

Герб города Костромы представляет собой щит, на котором в лазоревом поле плывущая влево по таковым же, с серебряными гребнями, волнам золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами

Предварительный просмотр:

Плёс

Город Плес расположен на правом берегу Волги, в устье речки Шохонки на северо-восточных границах Золотого кольца. Официально история Плёса ведёт начало с 1410 года , когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Однако еще задолго до этого времени здесь существовало древнее поселение, называемое Чувиль и населенное древнеугорским и славянским племенами меря и кривичей, жившими в IX-XIII веках. За свою долгую историю Плес пережил и набеги монголо-татар, и княжеские междоусобицы, и польско-шведскую интервенцию. Во времена Минина и Пожарского, а также войны с Наполеоном Плес был одним из центов формирования народного ополчения. Был Плес и крупным портом и торговым городом на Волге, однако после строительства в 1871 году железной дороги, обошедшей стороной этот город, Плес превратился в один из тихих провинциальных городов России, которые так любят художники и другие творческие натуры, для которых Плес - великолепный памятник русской природы - становится летней мастерской.

Плес не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плес певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие.

Дата принятия герба Плеса: 29.03.1779 г.
В первой части щита часть герба Костромского: корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, в голубом поле. Во второй части щита - в серебряном поле река с выходящим из нее плесом, означающее имя сего города.

Предварительный просмотр:

Углич

Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу «ради сбора дани».

Название получил , по всей вероятности, от того, что Волга здесь делает угол . Кроме того, существует две менее вероятных версии: от того, что в этом месте выжигали угли, и от того, что сюда был переселён народ «угличей» с реки Углы, притока Днепра.

В 1148 году город впервые упомянут в общерусских летописях под названием «Углече-поле». В XIII веке он становится столицей небольшого княжества, земли которого раскинулись по левому берегу Волги в сторону владений Твери и Великого Новгорода. В 1238 году город занят татарскими войсками. Около 1326 года Угличское княжество стало уделом Московского княжения.

В XV столетии город - один из значительных центров Русского государства. Здесь чеканили свою монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги.

Среди основных достопримечательностей Углича:

Угличский кремль с церковью Дмитрия на Крови, Спасо-Преображенским собором, колокольней, палатами царевича Димитрия.

Герб городского поселения Углич представляет собой геральдический щит. В червлёном (красном) поле царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича - серебряный нож, голову царевича обрамляет нимб золотого цвета. Графическое изображение герба всегда должно соответствовать геральдическому описанию герба с учётом геральдических норм».

Предварительный просмотр:

Ярославль

На высоком берегу реки Волги раскинулся Ярославль. Там, где река Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя. По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы то ни было, Ярослав основал крепость, назвав ее в свою честь Ярославлем. По повелению князя новый город был обнесен деревянной стеной с башнями. Спустя сто лет город стал столицей самостоятельного княжества.

Древнейшим сооружением Ярославля является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, являясь длительное время его духовным, культурным и экономическим центром.

Воистину жемчужиной древнерусской архитектуры среди достопримечательностей Ярославля можно назвать Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот легкий по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными вершинами. Стены, своды, откосы окон - всё свободное пространство заполнено росписями.

Стоит также выделить Церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь - вершина ярославского зодчества XVII века.

Уникальнейший ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX вв.) расположен на левом берегу Волги в пределах городской черты. Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале XIV в. ростовским епископом Прохором по случаю «явления» ему иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас это женский монастырь, в нём живёт более ста сестёр.

О гербе

«В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой кривой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава.»

Протазан (от нем. Partisane) - колющее древковое холодное оружие, разновидность копья.


Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

Мне довелось побывать во Владимире, Иваново, Плесе.

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

Золотые ворота выполняли целый ряд функций. Во-первых, они служили парадным входом в город - через них во Владимир взъезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с поля боя. Белокаменная триумфальная арка, достигавшая высоты 14 метров, грандиозная проездная башня и массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, придавали сооружению величественный вид, соответствующий его назначению. Во-вторых, Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами составляли единый комплекс оборонительных укреплений города Владимира.

6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

В каком городе находятся Золотые ворота?

Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)

Кто основал город Владимир?

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения: Суздаль - музей под открытым небом

План сообщения:

1. Общие сведения о городе Суздале

2. Главные достопримечательности города

3. Народные промыслы Суздаля

4. Мои личные впечатления от посещения Суздаля

Источник (источники) информации: Интернет