Домой / Брови / Чёрный камень Каабы – аль-Хаджар аль-асвад. Какими особенностями обладает знаменитый Черный камень Каабы

Чёрный камень Каабы – аль-Хаджар аль-асвад. Какими особенностями обладает знаменитый Черный камень Каабы

Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») - это мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Заповедной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Внутри него есть черный камень. Тот самый камень, который стремятся целовать паломники. Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ - аль-хаджар аль-асвад) - это камень прощения, согласно легенде, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Согласно преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня. По одной из версий, это метеорит.

Дословно слово «Кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб». Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как «Байт аль Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом». Высота Каабы составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован черный камень. Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисуах. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы».

По мусульманским преданиям первое здание или палатку над черным камнем построил пророк Адам, а собственно первую Каабу построил его сын Сиф. После потопа во времена Ноя постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму. Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения Ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Около них приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - люди, исповедовавшие единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану - потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и Мухаммад принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Мухаммад. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем он взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой ее видел Мухаммад, на основании, заложенном Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: «Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для ее восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей». Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того хотел Мухаммад. В Каабу был включен Хатем (Хатем – полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в нее света; — опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами. Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.

В 74 году Хиджра (или в 693 г.) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдула Малика бин Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими: — он уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — он отделил Хатем; — он замуровал западную дверь (до сих пор заметны ее следы), но оставил восточную; — разрушил стену, окружавшую Хатем; — убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы; — уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра). Когда Абдул Малик бин Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам Мухаммадпожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком ее построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее построил Абдул Малик бин Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ. В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены. Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами. Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Черный камень Каабы, как уже говорилось выше, по преданиям упал с неба еще во времена Адама - по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Ученые же считают Черный камень Каабы метеоритом, хотя существуют и иные точки зрения. Он не может быть ни железным метеоритом, исходя из его трещин, ни каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Аналогичные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта или агата. Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

В 1980-м году Elsebeth Thomsen предположила, что Черный камень ударной природы (расплавленный песок смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Существенная проблема, противоречащая этой теории состоит в том, что судя по нескольким измерениям кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя существуют также измерения, утверждающие что возраст кратера 6400 +/-2500 лет. Кратер в Вабаре (в действительности их, по крайней мере, три раскиданных на площади около 500 на 1000 метров — 116, 64 и 11 м в диаметре) — место уникальное и заслуживает отдельного рассказа о себе. На площади пол квадратных километра, полузасыпаны песком множество обломков черного стекла, белых камней из спёкшегося песка и железных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида («железные предметы»). Железные камни, найденные в окрестности кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые черным налетом пустынной копоти. Самый большой кусок железа и никеля — так называемый Верблюжий Горб — был найден экспедицией 1965 г и экспонируется сейчас в Королевском Университете в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусок метеорита, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

В коране существует рассказ о царе по имени Аад, который насмехался над пророком Аллаха. За нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесшим на крыльях ураган. Когда английский исследователь Harry St. John Philby («Абдулла»), поехал в запрещенный Пустой квартал, он полагал что увидит место где находился этот легендарный город, который в его варианте был назван Вабар. Он не нашел потерянный город, зато увидел место, где несомненно произошел катаклизм, связанный с падением метеорита. Судя по тому следу, который он оставил, энергия, выделившаяся при падении была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, сравнимому со взрывом в Хиросиме. Это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу Землю за время ее существования. Но Вабар занимает особое место в исследовании метеоров. Почти все известные столкновения происходили с твердыми скалистыми поверхностями, или с твердыми поверхностям, покрытыми тонким слоем земли или воды. Падение в Вабаре, наоборот, произошло в середину самого большого в мире непрерывного моря песка. Сухое изолированное место, оно представляет собой идеальное естественное хранилище, простое для изучения его геологической структуры. Более того, это одно из всего 17 известных мест среди почти 160 известных ударных структур, которые до сих пор содержат упавший метеорит. Является Черный камень Каабы осколком этого самого метеорита? Вполне возможно.

Метеоритам поклонялись как богам в разные времена. Один такой священный камень был обнаружен в 1808 г, когда группа исследователей обнаружила кусок металла весом 742 кг недалеко от Красной реки в центральном Техасе. Индейцы пауни поклонялись этому метеориту, считая его способным исцелять людей, и совершали периодические паломничества к нему. Исследователи, полагая, что он из платины, вернулись в город запастись провизией и снаряжением. Жажда наживы поссорила людей и они разбились на две соперничающие группы, каждая из которых пыталась первой завладеть сокровищем. Первая группа второпях не взяла должного количества лошадей для перевозки груза и лишь пыталась спрятать кусок «платины» под плоским камнем. Через несколько дней вторая группа разыскала спрятанный метеорит и повезла его по направлению к Красной реке. В течении долгого пути на них постоянно нападали доведенные до отчаяния индейцы. Метеорит на лодке был доставлен на лодке в Новый Орлеан, а затем в Нью Йорк. Benjamin Silliman из Йельского университета определил его кометную природу по содержанию никеля. В этом университете он сейчас и находится.

Другой пример находился в храме Артемиды в Эфесе — одного из семи чудес Света в древности. Большой, конической формы метеорит был центральным идолом в храме. Изображение Венеры на Кипре было также сделано из метеорита. Археологи обнаружили метеориты в кирпичном алтаре в гигантских курганах в Огайо (США). Другой пример — железный метеорит весом больше 1.5 тонн был обнаружен в подобном лабиринту древнем храме в Casas Grandes (Мексика), обернутый в грубую ткань. В 1853 г метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, был провозглашен богом племенем Уаника. Однако последовавшие затем голод и резня, устроенная масаями, привела к разочарованию поклонников этого камня. 2-го декабря 1880 г 3-х килограммовый метеорит упал к ногам двух браминов недалеко от Андры (Индия), которые сразу провозгласили себя министрами «чудодейственного бога», тем самым привлек к себе до 10000 паломников в день. 14-го августа 1992 г десятки камней упали на африканский город Мбале в Уганде (Sky&Telescope: June 1993, p.96). Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы богом для избавления от СПИДа.

Один из этих камней:

В 205 г армия Ганнибала из Карфагена вторглась на территорию Священной Римской империи, занимаясь в течении нескольких лет грабежами. Один из наиболее интенсивных в то время метеорных потоков, напугал римских судей, которые проконсультировавшись с книгами Сибиллины, предсказали возможность защиты от Ганнибала странным для нашего времени способом. Все что требовалось для этого — привезти в Рим священный камень, олицетворявшим «мать богов». Это был большой метеорит конусообразной формы, который хранился в замке Пессинус в центральной Турции. К королю Атталусу была послана пышная римская делегация с просьбой отдать священный камень. Король дал согласие только после землятресения, которое посчитали знамением. Вскоре он был доставлен на корабле в Рим и помещен в храм Победы. Возможно, «мать богов» оказывала моральную поддержку римлянам, вскоре изгнавшим Ганнибала из Италии, а затем захватившим Карфаген. В благодарность римляне построили специальный храм на Дворцовом холме, где метеориту поклонялись в течении 500 лет. Затем о нем забыли. В 1730 г н.э. его, по-видимому, вынули из часовни и метеорит затерялся.

В истории были еще факты поклонения черному камню. Для примера можно привести поклонение богу Солнца, называемого по-разному: Аполлон, Гелиос, Сол или Элагабул. Культ сирийского бога Солнца Элагабул был известен в Риме задолго до времен царствования Юлия Цезаря, но наибольшее распространение получил во времена царствования Римского императора Марка Аврелия Антония. Центром поклонения богу Солнца был Черный камень в Эмесе, представлявший собой большой конусообразный метеорит. Впоследствии он был перевезен в Рим, где было построено два великолепных храма в честь него. Сам император Антоний проводил ежедневные службы в честь бога Солнца. Усыпанные драгоценностями служители приносили в жертву многочисленных быков и овец, и танцевали с сирийскими девушками вокруг Черного камня. Специальная колесница, украшенная золотом и жемчугом, ведомая четверкой больших белых коней, перевозила камень из одного храма в другой. Никто из смертных не имел права сидеть в этой колеснице, управлял лошадьми сам император, пятясь назад, чтобы видеть все время своего бога, которого олицетворял Черный камень. В те времена, поклонение метеориту было официальной религией Римской империи. Напоминает некоторые обряды Каабы. Все авраамические религии многое заимствовали друг у друга, а также в них просто пересказываются истории древних мифов. Поклонение черному камню тоже существовал задолго до ислама. Этот обряд немного в иной форме перешел в ислам. Далее я приведу некоторые сравнения атрибутов ислама с другими религиями.

Это Анк — жизнь — иероглиф Египта, составленный из женского и мужского символов.

В Каабе в Мекке хранится символ Богини Матери доисламких аравийцев. Kaaбу также называют «Бейт аль Харам» (священный дом). Кааба — Кибела — Kупaлa — Кумбaлa — Хумбaлa.
Kaaбa с ее символами задолго до Мухаммеда находилась под защитой племени Курайш.

Этому же символу поклоняются и в Индии. Ёни:

Во многих индийских храмах поклоняются фаллосу в Ёни, как символу:

Эти символы также сохранились и в Исламе. Паломники Мекки посещают долину Мина, чтобы бросить камень в Столб Шайтана:

Этот символ очень похож на символ Рыбы. Символу рыбы поклонялись ранние христиане. Этот символ до сих находит свое отражение в христианской символике.

Сравним с этим:


Символ на переднем плане и на голове Шивы.

Ответ:

Хаджаруль-Асвад ("черный камень") получил это название за свой черный цвет. Этот камень располагается на высоте полутора метров от земли в восточном углу Каабы, недалеко от ее двери. Хаджаруль-Асвад состоит из трех больших и нескольких маленьких частей. Черный камень обрамлен серебряной оправой.

Этот камень имеет внеземное происхождение, и он был принесен Джибрилем (алейхи салям) пророку Ибрагиму (алейхи салям). До того, как Хаджаруль-Асвад был помещен в угол Каабы, он хранился на горе Абу Кубайс. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я знаю и помню тот камень, который приветствовал меня в Мекке еще до того, как я стал пророком». Этим камнем как раз и является Хаджаруль-Асвад. Однажды Умар (радыйаллаху анху) поприветствовав и поцеловав этот камень, сказал: «Я очень хорошо знаю, что ты всего лишь камень, не наносящий вреда и не приносящий пользы. Если бы я не видел, как посланник Аллаха целует тебя, то никогда не сделал бы этого».

Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая?

Существуют достоверные хадисы о том, что Хаджаруль-Асвад, находящийся слева от дверей Каабы и являющийся начальной точкой для совершения тавафа, был ниспослан из Рая. В одном из хадисов говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее молока, но грехи людей сделали его черным» (Тирмизи, Хадж, 49 ).

В другом риваяте говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее снега, но грехи мушриков сделали его черным» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад ).

Да, Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Но тогда как можно увязать это с тем, что при строительстве Каабы Ибрагим (алейхи салям) принес этот камень с горы Кубайс. По этому поводу в книге «История Каабы и Мекки » говорится: «Когда Адам (алейхи салям) был низведен из Рая на землю, Аллах Всевышний ниспослал ему посредством ангелов шатер из Рая. Хаджаруль-Асвад был внутри этого шатра, и был белым. Когда Ибрагим (алейхи салям) вместе со своим сыном Исмаилом (алейхи салям) строил Каабу, то попросил Исмаила (алейхи салям) принести ему какой-либо камень, чтобы сделать его местом, с которого начинается таваф. Исмаил (алейхи салям) пошел искать камень, но вернулся ни с чем.

В это время Джибриль (алейхи салям) принес Ибрагиму (алейхи салям) камень. Во время потопа, произошедшего во времена пророка Нуха (алейхи салям), когда Кааба была затоплена, Аллах Всевышний вверил хранение этого камня горе Кубайс, сказав: «Когда увидишь, что мой друг отстраивает Каабу, то яви ему этот камень». Этот камень, принесенный Джибрилем (алейхи салям) был ослепительно белым. Однако затем, как было упомянуто в хадисе, от прикосновения рук идолопоклонников этот камень стал черным. В соответствии с другим риваятом, этот камень почернел после пожаров» (Абуль-Валяд аль-Азраки, История Каабы и Мекки, стр.36-54 ).

Кааба - это особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле. Это первый дом, построенный на нашей планете, служащий знаком того, что Аллах - Один. Особым отличием этого дома является то, что его построил отец пророков, самый достойный после Мухаммада (мир ему и благословение), - пророк Ибрахим и его сын пророк Исмаил (мир им).

Есть варианты рассказов, связанные со строительством Каабы и совершением тавафа (обхода) ангелами за две тысячи лет до рождения пророка Адама (мир ему). Истину знает только Всевышн ий!

Мудрость того, что Аллах повелел пророку Ибрахиму (мир ему) построить Каабу, состоит в следующем. Когда прошло время призыва (даават) пророков, обманутые сатаной и плотскими прихотями люди стали поклоняться различным идолам. Поэтому отличительным признаком поклонения и единственности Аллаха, несмотря на расовую принадлежность, нации и языки, для объединения всех мусульман мира и их защиты по воле Аллаха была построена Кааба. Всевышний сделал Каабу еще и местом, куда направляют свои лица все мусульмане во время намаза. Обязал также всех, кто в силах, совершить к Каабе хадж и зиярат, и оказывать почет ей и уважение.

Всевышний обязал мусульман совершать таваф (обход) вокруг нее, совершать намаз в ее сторону и лицезреть ее. За эти дела Он высоко награждает поклоняющихся. Аллах увеличил воздаяние за добродетель, совершенную вокруг Каабы и в самой заповедной Мекке, до ста тысяч раз.

Также, ввиду того, что люди не могут видеть Аллаха на земле, Кааба сделана подобием дома правителя земли, к которому приходят люди со своими просьбами и жалобами. Так как приветствие за руку и целование является обычаем, подобием этому, Всевышний создал Черный камень, который расположен в углу Каабы.

Достоинства Каабы

1. Первый установленный дом для рабов Аллаха.

2. Тот, кто посетит её, получит большую награду. От Абу Хурайры передают: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: ”Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда его родила мать”» (Бухари, Муслим, Насаи).

3. Семь кругов (таваф) вокруг Каабы приравнивается к освобождению раба. Аллах гордится теми, кто делает таваф перед ангелами, и прощает им грехи.

4. Кто смотрит на неё, получает воздаяние , в хадисе говорится: «Если с верой в Аллаха и убеждением в истине смотреть на Каабу, то его прежние и последующие грехи смываются, и он в Судный день встанет вместе с людьми, находящимися в безопасности».

5. « Каждые сутки на Каабу ниспосылаются 120 милостей: из них 60–на совершающих таваф, 40– на поклоняющихся там». А в другом предании говорится: «40– на молящихся там, 20 – на тех, кто смотрит на Каабу» (Табарани).

6. Её строили два пророка – Ибрахим и Исмаил (мир им).

7. Ангелы делали таваф вокруг этого дома . Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Когда Адам (мир ему) завершил исполнение обрядов хаджа, с ним встретились ангелы. “О Адам, – сказали они, – да будет принятым твоё паломничество. Мы совершили паломничество к этому дому за две тысячи лет до тебя”».

Согласно достоверным хадисам, Черный камень - это тот самый камень, что прибыл из Рая вместе с пророком Адамом (мир ему). Вначале камень был белым и таким ярким, что освещал восток и запад, но от прикосновений рук грешных людей он почернел. В хадисе говорится, что Черный камень является «правой рукой» (образно) Всевышнего на земле. Кладя на него голову, мумин (праведник), который дотронулся и поцеловал его, бывает подобен поздоровавшемуся за руку и приложившему лоб к руке правителя. Но это не говорит о том, что камень поистине является рукой Аллаха, ибо Всевышний чист от наличия у Него частей тела, и нет ничего похожего на Него.

Для праведников, жаждущих встречи со Всевышним, приход к Каабе, прикасание к Черному камню и целование его, является как бы малой, предварительной встречей с Ним.

Кааба, построенная пророком Ибрахимом(мир ему), сохранялась до ее разрушения курайшитами (незадолго до появления Ислама). Затем они заново ее отстроили. Поводом для реконструкции послужило то, что от потоков дождя стены Каабы дали трещину. Сначала курайшиты боялись ее разрушить. Почетный человек по имени ВалидбинуМугира спросил: «О люди, вы этим разрушением хотите добра или зла?» Все ответили, что хотят добра. «Если так, то тех, кто хочет добра, Всевышний не наказывает», - сказал он и первым приступил к разбору Каабы.

При строительстве они разрешили тратить на работы только дозволенное и чистое состояние. Не имея в достатке дозволенного вложения, они с одной стороны уменьшили Каабу на три с половиной метра (семь локтей). Теперь это место называют «Хиджру Исмаила». Для строительства Каабы был назначен мастер - римлянин Бакун. Когда стены поднялись с фундамента и дошли до того места, куда должны были установить Черный камень, между курайшитами произошла ссора.

Это был очень драгоценный и прославленный камень, и каждый род хотел сам установить его . Изо дня в день спор разгорался все сильнее и сильнее. Некоторые общины поклялись, что если им не позволят установить камень, то будут вести борьбу до смерти. Среди них был один почтенный старый человек по имени УмайятбинуМугира. Он сказал: «О род курайшитов, не проливайте кровь, и первому, кто войдет в ворота, поручите принять решение и послушайтесь его». Первым, вошедшим в те ворота, оказался молодой Мухаммад (мир ему и благословение). И все в один голос сказали, что согласны с решением, принятым им. (Мухаммада (мир ему и благословение) курайшиты называли справедливым.Когда возникали споры, они приходили к нему, веря, что он скажет только правду и вынесет только справедливое решение.)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) расстелил на земле одежду и положил на нее камень. Потом повелел старшим из каждого рода взяться за углы одежды и всем вместе поднять камень. Когда камень подняли на уровень стены, Мухаммад (мир ему и благословение) сам установил его на место. Тогда старец Умайят воскликнул: «Браво! Браво! Этот юноша будет примиряющим людей».

При строительстве Каабы с большим энтузиазмом работал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Он на плечах переносил камни. Дядя Аббас (да будет доволен им Аллах) посоветовал ему снять верхнюю одежду и, как другие, подложить ее (чтобы легче было нести камни). Он упал, как только так поступил. Пророк (мир ему и благословение) посмотрел на небо и сказал: «Подайте мою рубашку», так как он услышал голос: «О Мухаммад, укрой свое тело!» Всевышний еще в юности уберег его от постыдных дел, даже таких, как оголение тела выше пояса.

Достоинства чёрного камня

1. Чёрный камень – один из райских яхонтов.

2. Пророк (мир ему и благословение) прикасался к нему руками, когда устанавливал.

3. Пророк (мир ему и благословение) его целовал.

4. Его целовали предыдущие пророки (мир им).

5. Он является началом и концом тавафа.

6. Мольба, сделанная возле него, будет принята.

Да поможет нам Аллах совершить как можно больше обходов вокруг Каабы до того, как она будет вознесена на небо. Дважды она была разрушена, на третий раз будет вознесена.

Канонический отдел сайта "Ислам.Ру"

В западной части королевства Саудовской Аравии в 75 километрах от Красного моря находится священный для всех мусульман город Мекка. Согласно преданию, именно здесь появился на свет основатель ислама пророк Мухаммед. В 610 году он стал проповедовать свои идеи и основал новую религию под названием ислам. Последователи Мухаммеда называли себя мусульманами. Во время молитвы они обращались в сторону Мекки, а не в сторону Иерусалима, как ранее.

С самого зарождения ислама его главной святыней стала Кааба сооружение из камня во внутреннем дворе Священной мечети аль-Месджед аль-Харам в Мекке. Высота здания, построенного из гранита, составляет 15 метров, длина 10 метров, а ширина 12 метров. Четыре угла Каабы ориентированы по четырем сторонам света, сверху она покрыта тканью, а внутри нее имеется дверь из чистого золота, ведущая во внутреннее помещение. В восточный или каменный угол Каабы вмонтирован черный камень с серебряным окаймлением.

Этот камень черного цвета и неправильной овальной формы диаметром около 30 см является очень важным элементом в исламе. Как говорят мусульмане, черный камень был им послан с неба самим Аллахом. По преданию, сразу после того, как священный камень спустился с неба, он был белым и имел такой ослепительный блеск, что его было видно даже за 4 дня пути до города Мекка. Черный камень обрел свою темную окраску от того, что к нему прикасались многочисленные грешники говорит предание. С научной точки зрения природа черного камня до сих пор не изучена. Некоторые ученые считают его крупным метеоритом, а некоторые уверено заявляют, что это большой кусок вулканической породы, так как каменистая Аравия полна потухших вулканов.

Кааба была построена первым человеком на Земле Адамом, однако впоследствии ее разрушил всемирный потоп. После чего точную копию этой святыни возвели родоначальники местных народов патриарх Ибрагим со своим сыном Исмаилом. При этом в писании указывается, что здание было построено с помощью необычного приспособления. Это был плоский камень, который мог подниматься на любую высоту и левитировать над землей, выполняя функцию своеобразных лесов. Этот камень сохранился и по сей день, и, не смотря на то, что он уже не имеет тех чудесных летательных свойств, также является мусульманской святыней. Каждый мусульманин хоть раз в жизни должен посетить Мекку. Ритуальное паломничество называется хадж, оно предусматривает семикратное обхождение вокруг Каабы, символизирующее порядок и подчинение всех существ единой солнечной системе, воплощенной в боге.

Мекка. Черный камень мусульман

На земном шаре много выдающихся мест, по пальцам пересчитать их сложно. Среди них особенное место занимает Мекка священный город ислама, спрятавшийся от мира в уютной долине. Город, которому стены не нужны его сохраняют окрестные горы и, как говорят мусульмане, сам Аллах. Это город, на который взирает в молитве каждый, кто считает себя мусульманином. Даже учитывая только перечисленные факты, уже стоит побывать в Мекке. А ведь здесь вас ждут ещё более потрясающие и необычные вещи.

Одной из потрясающих воображение и разум достопримечательностей Мекки стоит считать плоский камень Каабы. Он находится в знаменитом Храме Кааба. Как говорит предание арабов, этот храм был построен для Адама первого из людей. Он очень горевал об утрате рая и храма, находившегося там. Тогда Господь сжалился над ним и подарил копию небесного храма, спустив её на землю с неба. После потопа постройка и ее место были утеряны.

Пророк Авраам вновь возвел это здание. А чтобы он быстрее построил Храм, ангел Джабраил принёс ему плоский камень, который висел в воздухе и мог выполнять функцию лесов. Этот камень сейчас находится в храме, поэтому каждый верующий может увидеть на нём запечатленный отпечаток ног Авраама.

Почему камень стал черным?

Как говорит предание, черный камень появился тогда, когда Авраам почти закончил строительство Каабы. Ему в это время понадобился такой предмет, который бы обозначал место, где можно было начинать ритуал обхождения вокруг храма. Так как в раю ангелы и Адам обходили семь раз вокруг храма, то и Авраам хотел делать так же. По этой причине ангел Джабраил и дал ему черный камень.

Одна из версий говорит, что черный камень и есть обращённый ангел-хранитель Адама. Его превратили в камень после того, как он упустил грехопадение Адама. Когда черный камень Каабы опустился с неба на землю, он весь светился ярким белым цветом.

Постепенно грехи людей превращали его в тёмный булыжник, пока он совсем не потемнел. Состав этого артефакта учёным пока неизвестен.

Некоторые считают, что это кусок неизвестной ещё науке вулканической породы. Другие полагают, что он является крупным метеоритом, упавшим недалеко от того места, где находится Кааба. Черный камень от этого, конечно же, не становится менее привлекательным, собирая возле себя не только верующих, но и толпы туристов.

Ведь с этим камнем связано много интересных своей глубиной и необычностью историй. Однажды, когда необходимо было отремонтировать Каабу, каждая из курайшитских семей хотела, чтобы ей досталась честь перенести знаменитую реликвию. Из-за этого между ними возник ожесточённый спор. Магомет решил проблему интересным образом. Он расстелил на полу свой плащ, положил туда черный камень, и каждый из старейшин знатных родов, взяв за свой край, перенёс плащ на новое место. Так Магомет разрешил спор.

Интересно также то, что мусульмане верят в отпущение грехов после посещения Мекки. Они такое паломничество называют хадж и носят в знак его белые чалмы. Возможно, каждому стоит хоть немного прикоснуться к чистоте и красоте Каабы, посетив таинственную Мекку.ый расположен в Саудовской Аравии - святая святых ислама, находится в окружении гор в небольшой долине. В священном городе расположена знаменитая величественная Запретная мечеть - крупнейшая в мире мечеть, в которой находится довольно странное сооружение Кааба - главная мусульманская святыня. Именно к нему уже на протяжении 1400 лет обращаются взоры всех мусульман во время ежедневных пятиразовых молитв. Как сказано в Коране - священной книге мусульман, которые исповедуют ислам, Кааба - это первое сооружение в мире, созданное для поклонения Аллаху.

В наше время территория мечети вместе с площадью вокруг Каабы приблизительно равна 193 тысячам квадратных метров. Одновременно святыню могут увидеть и поклониться ей 130 тысяч паломников. Десять величественных минаретов расположены по углам Запретной мечети. Шесть из них достигают высоты 105 м. Как утверждают некоторые ученые и исследователи, Кааба является старейшим храмом в мире.

Кааба представляет собой некое кубическое сооружение, которое находится внутри Запретной мечети. Его высота составляет 15 метров. Камень в Мекке - место паломничество мусульман со всего мира.

Священный камень Махади-Таш

Священный для мусульман камень Махади-Таш находится примерно в 2 км от села Усть-Багаряк на изгибе реки Синара. В сухую погоду можно доехать прямо до камня на любом автомобиле. Рядом с камнем находится большая поляна, на которой удобно расположиться для отдыха.

О Махади говорят, что он был из татар-мишар, которые переселились в эту местность с Кавказа или Волги. Реальный это был человек или нет, сейчас установить практически невозможно. Есть также легенда, что он спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения. Раньше следы были четкими, теперь расплылись и потеряли форму, хотя если немного пофантазировать, то можно увидеть отпечатки босых ног, отпечаток кумгана, водосток и отверстия от капель воды, которые попали на камень.

По следам можно предположить, что обряд проходил в направлении Севера, но Ислам однозначно определяет положение молящегося лицом па Мекку, а в нашем случае это - Юг.

Махади-Таш большой популяр-ностью не пользуется. Здесь нет религиозных паломников. Научные экспедиции тоже нечастые гости. В 1949 году, после метеоритного дождя в районе Кунашака камень осматривали ученые-уфологи, но версия космического пришельца не подтвердилась. В 2005 году экспедиция НИИГ Челябинск-Космопоиск обследовала камень, но никаких отклонений у естественного природного объекта не обнаружила.

После выбора новых семи чудес света, куда не вошел ни один из памятников России, МК-Урал предложил провести голосование и выбрать семь чудес Челябинской области. Одним из номинантов этого конкурса был и Махади-Таш. В августе 2007 года конкурс завершился, но Махади-Таш не смог набрать нужное количество голосов и не попал в список избранных чудес.

Но не смотря на все это, к камню Махади-Таш ходят люди, которые верят, что на нем молился святой Махади, который обязатель-но поможет и в очередной раз совершит чудо.

Источники: dorogamivostoka.com, fb.ru, subscribe.ru, www.geocaching.su, www.myshared.ru

Остров Буян

Истребители пятого поколения: технология “Аякс”

Лондонский Тауэр - королевская резиденция

Остров Оук

Ангкор

Эйлин Мор

Острова Фланнан – это архипелаг, включающий в себя семь островов, один из которых носит название Эйлин Мор. Это самый большой из...

Geely создаст новый бренд для машин будущего

Китайский бренд Geely планирует создание новой автомобильной марки для «машин будущего». Официальный показ компании с названием Lynk & CO должен...

Электронная кожа вместо телефона

В современном мире новые технологии могут быть малоудобными. Габаритные телефоны затрудняют мгновенное извлечение из кармана, особенно при необходимости им...

Достопримечательности Стокгольма

На восточном берегу озера Меларен, на четырнадцати островах расположен один из прекраснейших городов Европы Стокгольм. Этому городу уже несколько...

Загадки Стоунхенджа

Загадки Стоунхенджа имеют более значительную глубину, чем это принято считать. В частности, при исследовании его сложной структуры В. Комиссаров пришел...

Кааба - главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две - по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.

В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня - примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу - неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.