Домой / Брови / Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание.

Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 10 МЕСЯЦЕВ?

Ребенок уже так увлекается своей игрой, что порой даже не замечает окружающих и происходящего вокруг. Его действия становятся все сложнее и сложнее. Кроме того, ему нравятся совместные игры, основанные на передаче предметов друг другу.

Физическое развитие и двигательная активность ребенка десяти месяцев

Малыш настолько освоил ползанье, что с легкостью преодолевает небольшие препятствия, проворно передвигаясь по дому. И если раньше он боялся потерять маму из виду, то теперь он может заползти даже туда, откуда ее не видно. В путешествие по дому он берет любимую игрушку, которая обеспечивает ему чувство безопасности вдали от мамы.

Передвигаясь на четвереньках, карапуз может высоко поднять одну руку вверх, чтобы взять заинтересовавший его предмет, раскачиваться в разные стороны и не терять при этом равновесия. Сидит самостоятельно уже довольно долго, а потянувшись за игрушкой, не заваливается на бок и не падает. Все чаще в процессе игры он принимает вертикальное положение, стоя на коленях или на стопах и опираясь на предметы мебели. Держась за опору одной или двумя руками, он шагает вдоль нее приставным шагом.

Может производить с предметами разнообразные действия, как по собственной инициативе, так и по про-сьбе взрослого: открывает и закрывает крышки коробочек, вынимает предметы из емкости, кладет их обратно, складывает игрушки в одном месте, разбрасывает все в разные стороны, катает мячик и так далее. Если раньше малыш только опустошал содержимое ящичков, то те-перь ему интересно складывать предметы назад в коробку, хотя и в совершенно другом порядке. Также карапузу нравится наблюдать за падением предметов. И он может целенаправленно отпускать из рук игрушки, внимательно следя за их падением.

На этом этапе начинает проявляться право- или леворукость ребенка.

Полезные советы мамам десятимесячного малыша

1. Можно уже купать малыша, просто усадив его в детскую ванночку.

2. Для занятий ребенка приобретите специальный детский стульчик и столик, соответствующий росту.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка в 10 месяцев

Важное достижение этого возраста — формирование у ребенка понятия о постоянстве величин и пространственного расположения предметов. Он уже понимает, что вещи всегда одного и того же размера и не становятся меньше, если смотреть на них издалека, хотя так они кажутся маленькими. Также карапуз знает, как должны выглядеть предметы. Поэтому он может узнавать их, видя только часть. Кроме того, он знает, как вещи должны правильно располагаться в пространстве — ставит машинку на колеса, чашку на донышко, куклу на ноги. Начинает понимать, что предметы могут находиться за преградой, даже если он их видит через прозрачное стекло. И для того, чтобы их достать, необходимо преграду обойти.

Ребенок уже может ожидать определенные звуки от определенных людей или предметов. Если же он слышит дру-гие звуки, то искренне удивляется. Он понимает запретные слова и замирает, когда их слышит. Знакомых людей он может узнавать по голосу.

В этом возрасте появляется ревностное отношение к своему ближайшему окружению. Если кто-то из членов его семьи начинает обращать внимание на другого ребенка, то карапуз может учинить настоящий скандал. Хотя обычно он довольно дружелюбен и общителен.

Полезные советы мамам 10 месячного ребенка

1. Старайтесь разнообразить обстановку, в которой находится и играет малыш. Берите его с собой в гости, на прогулку, в магазин, в парк.

2. Все члены семьи должны выделять время для игр с малышом.

3. Если у него что-то не получается, не помогайте сразу. Давайте время для само-стоятельного решения задачи. И только когда терпение малыша на пределе, ненавязчиво спокойно объясняйте.

4. Позволяйте ему рвать бумагу. Предоставьте на «растерзание» старые журналы, тетради или обои, но не до-пускайте, чтобы он засовывал кусочки в рот.

5. Давайте малышу в качестве игрушек матрешки, вкладывающиеся одна в другую, пирамидки, кубики.

6. Играйте с малышом в игру «делай, как я» — ребенок повторяет за вами простейшие движения, сопровождаемые речевой инструкцией, а вы его хвалите при правильном их выполнении.

7. Позволяйте ребенку рисовать цветными мелками на доске, стене, асфальте.

ИТОГИ ДЕСЯТОГО МЕСЯЦА

Малыш стал очень энергичным и расторопным. В процессе игры он довольно резво «гоняет» по комнате на четвереньках. Довольно успешно справляется с простейшими задачами, выполняет много команд, хорошо запоминает события. Шире стал и его речевой диапазон.

Развитие ребенка в 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители. Они должны знать, как правильно за ним ухаживать.

10 месяцев – прекрасный возраст для малыша.

Он активно развивается, не устает изучать окружающий его мир, почти ежедневно обзаводится новыми знаниями и умениями.

Развитие ребенка 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители, а значит, они должны знать, как правильно ухаживать за своим сокровищем и как обучать его чему-то новому, не переутомляя ребенка при этом.

Воспитывать ребенка (особенно, если речь идет о первенце) невероятно сложно и без посторонней помощи обойтись практически невозможно.

Но как быть, если приходиться полагаться лишь на собственные силы?

Искать информацию, которая поможет вам правильно ухаживать за малышом и способствовать его развитию.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

До 9 месяцев вы наблюдали, как ваш малыш стремительно набирал вес, вытягивался в росте, как увеличивались размеры его грудной клетки и головы.

Начиная с 10 месяцев, параметры ребенка меняются не так явно, хотя он и продолжает расти:

Да, ежемесячные изменения тела ребенка (рост и вес) стали не столь заметными, зато своим телом малыш начинает управлять гораздо лучше.

Его координация движений, ориентация в пространстве все больше напоминает взрослого.

Еще одна особенность физиологического развития ребенка в 10 месяцев – рост зубов.

Многие детки такого возраста могут похвастаться наличием уже 6 зубиков, что влияет на систему их питания.

Психологическое развитие ребенка 10 месяцев


У большинства детей именно в 10 месяцев впервые появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Интеллект малыша будет развиваться гораздо лучше, если он будет совершать как можно больше скоординированных действий своими руками и телом.

Родители должны помогать ему в этом.

Проследите за тем, какой рукой ребенок совершает больше действий, так вы поймете левшой или правшой станет ваш малыш.

10 месяцев нелегкий период для родителей, потому что энергия малыша и его желание осваивать этот мир выплескивает через край и к концу дня мамы и папы могут просто валиться с ног от усталости.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев тоже не замирает на месте.

Малыш прекрасно понимает настроение окружающих, анализируя интонацию, с которой они обращаются к нему.

На ваше недовольство или плохое настроение он может ответить плачем, тогда как на похвалу или шутку расплывется в улыбке.

Родители могут прививать дитятке новые эмоции, например, умение сочувствовать и жалеть.

Если ребенок случайно (или намеренно) стукнул вас по голове, то покажите, что вам больно, и попросите пожалеть вас, погладив по ушибленному месту.

Развитие ребенка в 10 месяцев: что умеет малыш?


Если физиологическое развитие десятимесячных малышей замедляется, то в освоении новых знаний, умений и навыков им просто нет равных.

Они постоянно учатся и получают новый опыт путем проб и ошибок.

Не препятствуйте им, просто постарайтесь, чтобы самообразование малыша было максимально безопасным.

О том, что развитие десятимесячного малыша происходит нормально, свидетельствуют такие его умения:

    Вот почему некоторые дети начинают улыбаться или призывно лепетать, заслышав голос мамы из другой комнаты.

  1. Понимают, что им говорят взрослые, их просьбы, укоры, некоторые шутки и прочее, поэтому будьте внимательны к тому, что говорите в присутствии ребенка.
  2. Предпочитает мелкие предметы крупным, потому что их малыш может с легкостью удержать в руках, бросить на пол, а затем снова поднять.
  3. С удовольствием играют некоторыми игрушками (машинками, мячиками, кубиками, пирамидками, лопатками в песочнице), правда, пока быстро отвлекаются на что-то другое.
  4. Интересуются другими детками (нужно приучать малыша общаться со сверстниками), но по-прежнему насторожено относятся к незнакомым взрослым.
  5. Активно ползают удобным для себя способом (на четвереньках, на животе).
  6. Самостоятельно стоят и сидят.
  7. Легко встают при помощи опоры, а то – и без нее.
  8. Некоторые дети уже в 10 месяцев, другие – только совершают первые шаги.
  9. Не просто неосознанно лепечут, а пытаются с вами разговаривать, петь песенки.

Питание, сон и забота – фундамент нормального развития ребенка 10 месяцев


Чтобы малыш рос крепеньким и здоровеньким, нужно бережно заботиться о нем, обеспечивать его хорошим питанием и полноценным сном, прислушиваться к его желаниям, обучать тому, что можно делать, а чего – нельзя, и беззаветно любить свое чадо.

Многие дети в 10 месяцев уже оставляют материнскую грудь, не противьтесь этому и переводите ребенка на взрослую пищу (в разумных пределах, конечно).

Давайте ему:

  • творог, кефир и другие молочные продукты;
  • каши;
  • картофельное пюре;
  • вареный желток яйца;
  • рыбу и мясо;
  • овощные и фруктовые соки и пюре;
  • фрукты (следите, чтобы не спровоцировать появление аллергии);
  • сухое печенье, хлеб.

У малыша достаточно зубиков, чтобы самостоятельно пережевывать пищу, поэтому, измельчая приготовленное блюдо, оставляйте небольшие кусочки, чтобы зубам ребенка была работа.

Поскольку большинство малышей к этому времени уже обзаводятся 4–6 зубами и привыкают к неприятным ощущениям, которые сопровождают их появление, то режим ночного сна десятимесячных детей постепенно налаживается.

Ребенок может спокойно спать 9–12 часов на протяжении всей ночи и позволять маме тоже хорошо отдохнуть.

Дневной сон десятимесячных крошек тоже меняется.

Многие дети переходят на систему разового дневного сна.

Если ваш ребенок спит лишь один раз на протяжении 1–2 часов в течение дня, то постарайтесь уложить его вечером пораньше.

Если же днем малыш засыпает дважды, то постарайтесь, чтобы промежуток между его послеобеденным пробуждением и вечерним укладыванием составлял не менее 4 часов, иначе вам будет довольно трудно приспать дитя.

О чем еще стоит знать родителям о развитии десятимесячного ребенка?

Об этом в видеоролике:

Развитие ребенка в 10 месяцев: игры и обучение

Малыш охотно учиться чему-то новому, поэтому не следует упускать шанса, научить его:

  • брать на прогулку любимые игрушки;
  • накрывать на стол;
  • убирать в коробку упавшую игрушку;
  • выбирать одежду, в которой он хочет идти гулять и прочему.

Не забывайте хвалить ребенка, чтобы он делал все еще охотнее.

Как же играть с малышом?

    Строить из кубиков пирамидки, домики и другие сооружения.

    Не сердитесь, если ребенок разрушает еще недостроенный объект, просто в силу возраста ломать ему нравится гораздо больше, чем строить.

  1. Учить играть на музыкальных инструментах: барабане, ксилофоне, бубне.
  2. Читать вместе книжки и разглядывать картинки.
  3. Собирать пирамидки из колец разного размера.
  4. Катать по полу машинки или тянуть их за веревочку.
  5. Копать в песке ямки или лепить куличики из мокрого песка.
  6. Мять пластилин и делать из него простейшие фигурки.
  7. Устраивать ролевые игры с любимой игрушкой: кормить ее, одевать, укладывать спать и т.д.

А у вас есть детки? Расскажите, что вы знаете о развитии ребенка в 10 месяцев .

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Малыш в возрасте десяти месяцев становится все активнее, и все свободное время уделяет изучению окружающего мира, постоянно совершенствует свои навыки и приобретает новые умения. Когда перед вами ребенок 10 месяцев развитие его приобретает новый виток, уже начинается проявляться его индивидуальность, зарождается самостоятельность. Ему уже трудно препятствовать, когда он занят своими играми или делами, любая попытка сделать это может вызвать возмущение.

Если говорить о физических параметрах, то к десяти месяцам малыш имеет около 6 зубов (четыре вверху и два внизу). Прибавление роста у ребенка за десятый месяц жизни составляет около 1,5 сантиметров, а веса – до 500 граммов. Массу тела быстрее набирают менее активные малыши, подвижные детки прибавляют не более 300 граммов.

Особенности распорядка дня

Если просмотреть рекомендуемый специалистами распорядок дня для ребенка 10 месяцев, то можно увидеть, что он мало чем отличается от режима девятимесячного малыша. Он включает в себя пятикратный прием пищи, две прогулки, четырехчасовые бодрствования и двукратный дневной сон. И если ранее некоторые малютки спали три раза в день, то к данному времени практически никто уже так долго спать не хочет.

Соблюдать режим питания, отдыха и бодрствования следует потому, что кроха нуждается в достаточном количестве отдыха и рационального питания. Обязательно следует соблюдать стабильность в выполнении режима, но с учетом индивидуальных особенностей малыша. Это поможет не только ему, но и надежно обеспечит маму возможностью высыпаться по ночам и иметь свободное время.

Навыки в десять месяцев

Что должен уметь ребенок 10 месяцев? Как уже было сказано, у него появляется много навыков, и совершенствуются уже приобретенные умения:

  1. Маленький человек уже не только быстро садится и чувствует себя уверенно в таком положении.
  2. Он твердо стоит, держась при этом за опору только одной ручкой.
  3. Если малютка вдруг видит интересную для себя игрушку, то отвлекаясь на нее, может бросить опору, но потом быстро хватается за нее снова или садится.
  4. Если ему дать стул, то он способен передвигаться, держась за него, и толкая впереди. В некоторых случаях он ходит, придерживаясь за стену, а иногда уже двигается на своих ногах совершенно самостоятельно, но поскольку координация в десять месяцев несовершенная, то оставлять его самого не рекомендуется.
  5. Из совершенно новых достижений – это способность ребенка на две или три ступеньки подниматься вверх. Спускаться же для него еще тяжело, и такой навык у него появиться несколько позже.

Если ребенку 10 месяцев, и он не ходит, то не следует сильно переживать по этому поводу. Никогда не нужно забывать, что каждый человек с рождения является индивидуальностью, и имеет свои особенности развития. Отсутствие такого навыка, как ходьба, к этому времени не является отклонением при нормальных прочих показателях.

Социализация

Малютка все изо всех сил старается быть похожим на взрослого. В десятимесячном возрасте его уже можно приучить нормально есть при помощи ложки, и пить из стакана или чашки. Он уже может проситься при необходимости опорожнить мочевой пузырь или кишечник, на горшок.

С удовольствием ребенок выполняет самые простые поручения родителей. Поэтому в качестве игры для ребенка 10 месяцев можно предложить ему принести ту или иную игрушку или предмет. Рекомендуется для воспитания у него самостоятельности позволить сделать выбор в одежде, которая предназначается для прогулки.

Малыш сейчас уже в значительной степени может увлекаться своим делом, и возможно, в этот момент обмочиться. Это не должно вызывать нарекания со стороны родителей и не является поводом для беспокойства. У многих мам может возникнуть вопрос о том, как приучить 10 месячного ребенка к горшку? Самое главное – это постепенно приучать его к аккуратности, чистоте и внимательности, но не методом крика.

Большинство специалистов в педиатрии считают, что малыша следует высаживать на горшок только в том случае, когда он уже в состоянии контролировать свой организм в его естественных отправлениях. При нормальном развитии происходит это только после года, а в некоторых случаях родителям следует начинать высаживание только в три года, так как малыши все развиваются по-разному.

Социализация проявляется и в том, что маленький человек проявляет искреннее желание общаться и играть с другими детьми. Но при отсутствии такого навыка не всем и не всегда это дается легко, и необходимо оказывать помощь.

Нередко бывает так, что ребенок уже не хочет ходить с соской. Если же он до сих пор зависим от нее, то в этом случае нужно постепенно отучать, поскольку будет формироваться неправильный прикус.


Эмоциональная сфера

Не стоит на месте и эмоциональная сфера, и ребенок уже заявляет о себе не только в виде крика или плача:

  • он хорошо понимает запреты и отказы;
  • пытается играть в непослушание;
  • может смеяться над некоторыми шутками и сам над собой;
  • расстраивается в том случае, когда его заставляют делать «скучные» вещи – спать, есть или одеваться на прогулку, и в данном случае задачей родителей становится превратить неприятную процедуру в игру, или отвлечь малыша.

Игры

Игры для малышей 10 месяцев становятся более осмысленными, теперь для них нужен какой-то сюжет. Ребенок начинает воспринимать куклу и укачивать ее. Довольно успешно проходит собрание кубиков или пирамидки (не без участия и помощи взрослого). Также малютке интересно становится катать машинку и мячик. Он умеет поднимать небольшие предметы и вкладывать их в емкости в виде тазика или детского ведерка.

Игра в прятки становится интересней, и теперь малыш самостоятельно умеет спрятаться за креслом или углом комнаты, и выражает восторг, когда его «не могут найти», а потом, спустя время, находят и удивляются. Большую роль в дальнейшем развитии чувства такта и моторики игры в ладошки.

Мелкую моторику можно улучшить путем рисования, лепки или перебирания мелких предметов. Поскольку ребенок в этом возрасте продолжает пробовать все предметы «на вкус», то при обращении его с мелкими игрушками и вещами обязательно присутствие взрослого человека.

Речевые навыки

Умения ребенка в 10 месяцев заключаются и в повышении навыков разговорной речи. В данном возрасте заметно возрастает арсенал слов. Он постоянно повторяет слоги, обозначающие самых близких ему людей: «ма», «па», но при этом очень прислушивается к взрослым и пытается говорить более сложные слова. Поэтому, когда ему что-то нужно маленький человек может требовать, произнося слово «дай» или «на». В последнем случае он просто повторяет за взрослым, когда тот подает малютке игрушку или интересный ему предмет.

Для общения многие карапузы в этом возрасте изобретают новый язык, который позволяет ему общаться. Несмотря на то, что понять его трудно, не следует перебивать ребенка, нужно дать ему сказать все, что он хочет. Отвечать ему нужно в такой же интонации, как если бы это был совершенно взрослый человек. Это поможет вам в дальнейшем не потерять контакта со своим сыном или дочкой в подростковом возрасте.

Массаж и упражнения

Очень важно заниматься с малышом гимнастикой и выполнять определенный вид движений, сначала лежа, а потом сидя и стоя, сочетая их с расслабляющим массажем.

  1. Малютка лежит на спине, а мама берет его ручки и разводит в стороны, а потом скрещивает на груди.
  2. Упражнение «бокс» заключается в том, чтобы дать ребенку в каждую ручку по колечку, а потом тянуть их по очереди на себя. После этого нужно немного помассировать ему ручки.
  3. Для ножек выполняется упражнение «велосипед». После него нужно проделать поглаживающие движения ног по направлению снизу вверх.
  4. Повороты. С помощью мамы нужно повернуть малютку со спины на животик через левый, а потом и правый бок.
  5. Когда 10 месяцев ребенку массаж проводится не только на конечностях, но и с захватом ягодиц и спинки. Сначала нужно провести поглаживающие движения вверх и вниз, затем при помощи подушечек пальцев немного растереть кожу в этой области, а потом сделать то же самое, но с использованием тыльной части пальцев. По ягодичкам полезно пройтись легкими пощипывающими движениями.
  6. Поднимаем ноги. Они должны быть выпрямленными в коленках. Для этого нужно взять палочку, и держа ее на определенном уровне, попросить малыша достать ее ножками. Это позволит укрепить мышцы животика.
  7. Следующее движение – приседание. Делается оно с опорой на взрослого обеими руками. И в дальнейшем усложняем движение, подавая только одну руку, но делать это рекомендуется только после того, как ребенок начинает вставать уверенно.
  8. Полезно несколько раз сделать наклоны. Малыш становится спиной к взрослому и фиксируется при помощи его коленей. После этого наклоняется по просьбе матери или отца за предметом, лежащим на полу.
  9. Ползание выполнять также полезно. Даже если малыш уже уверенно стоит, заинтересовать его выполнить такое движение необходимо, так как это позволит ему хорошо укрепить его мышцы. Можно сделать ползание вдвоем с взрослым наперегонки.
  10. Ходьба с удержанием малютки двумя руками. Ее следует постепенно усложнять, выполняя приседания, наклоны, а также повороты. После того, как ребенок начинает выполнять все движения уверенно, можно делать эти же движения, но только держась за одну мамину руку. Это позволит не только увеличивать силу мышц, но и сохранять тело в равновесии.
  11. К 10 месяцам можно начинать делать «мостик». Н только при условии легкости его выполнения и при активной поддержке взрослого.
  12. Полезно проложить малютку на животик и попросить его перебирать ручками (походить на руках), а в это время держать его за ножки. Для повышения интереса к выполнению задания можно положить игрушку на пол и попросить его добраться до нее. Такое упражнение помогает укрепить опорно-двигательный аппарат и развивает всю мышечную систему.

Все упражнения могут выполняться лежа, сидя или стоя с опорой. По ходу занятия следует постоянно давать команды для ребенка, произнося их мягким тоном и разборчиво. Мышцы при этом следует укреплять не только с целью подготовки к будущей уверенной ходьбе, но и для того, чтобы малютка мог свободно сидеть в течение длительного времени.

Целенаправленные упражнения в совокупности с речевой командой позволяют развивать условно-рефлекторные движения, улучшать координацию и более четкое понимание обращений и просьб.

Не следует заниматься с малышом, если он неважно себя чувствует или проявляет раздражение. Начинать необходимо с минимального количества повторов (не более 2-4 раз).

Важно также продолжать уход за ребенком 10 месяцев в виде ежедневных гигиенических процедур (купания, обрезание ногтей, чистка ушей, причесывание и прочее).

МИР РЕБЕНКА

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом.
По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме "я - тебе, ты - мне". Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры "с общением", такие, как "прятки" или "идет коза рогатая", а также "совместное пение"; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Двигательные навыки

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу "прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать", это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно "ели рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно. Изо всех сил они стремятся поскорее встать на ноги, подтягиваясь с помощью стульев или схватившись за отцовскую штанину, и на своем мало понятном языке отдают команду родителям взять их за ручки и поводить.
В противоположность ребенку, настойчиво желающему ходить и только ходить, есть дети, которые становятся специалистами по ползанию. На самом деле ловко ползающий малыш передвигается гораздо быстрее и лучше сохраняет равновесие, чем ребенок, рано вставший на ножки. Исследуя новую территорию, у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Ползунок, так же как и ребенок, научившийся ходить, может ловко огибать препятствия, забираться по ступенькам и исследовать интересные объекты.
Наблюдая за активно ползающим ребенком, можно видеть постепенное развитие этого навыка. Сначала малыш ползает, попеременно двигая то руками, то ногами; затем начинает методично двигать правой рукой, левой ногой и наоборот. А потом уже ползает так ловко и равномерно, что понять, каким образом это у него получается, почти невозможно, умелый ползунок может, передвигаясь, волочить за собой какую-нибудь игрушку. Как и научившийся ходить ребенок.
Интересно, что нельзя обнаружить прямое соответствие между двигательными навыками и умственными способностями ребенка. Если ребенок пошел рано, это вовсе не значит, что он смышленнее или будет хорошо решать задачи. И более того, торопить события не следует. Каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому он пойдет тогда, когда будет к этому готов.
В десять месяцев большинство детей встают на ножки. Многие из них могут вполне самостоятельно сохранять равновесие. Используя это преимущество, малыш, опираясь на что-либо, начинает стоять. Утром вы можете увидеть стоящего в кроватке ребенка, который, опираясь о решетку, выкрикивает что-то с победным видом. Позже этот ребенок может оказаться у кофейного столика, где, опираясь на столешницу, произнесет вам целую речь, обрушив на вас поток не слишком связных звуков. Дети очень гордятся своим вертикальным положением.
Родители часто спрашивают, надо ли ставить манеж для десятимесячных детей. Ответ: может быть. С одной стороны, десятимесячный человечек с интересом изучает окружающее пространство и предметы, и заключение в манеж будет препятствовать его исследованиям. С другой стороны, для детей, которые только научились подтягиваться и вставать, манеж может оказаться удобным и безопасным местом для тренировок. Случается также, что родители не могут все время следить за своим малышом, и тогда фактором номер один становится безопасность ребенка. Чаще всего манеж будет полезен только при творческом отношении к нему. Например, можно использовать манеж с опущенной стороной, тогда малышу будет удобно учиться залезать в него, хранить в нем свои игрушки или тренироваться, бросая в него различные предметы.
Когда малыш достает и хватает разные вещи, у него развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев. Полезно дать ему какие-то определенные задачи, например: раскрыть коробку или поставить на ноги игрушечную собачку. Если перед ребенком положить небольшой предмет, он быстро дотянется до него и ловко схватит большим и указательным пальцами. На первой фазе этого движения можно заметить в запястье детской руки легкий наклон или поворот. Когда ваш ребенок был помладше, он уже использовал похожее хватательное движение, подбирая крошки на своем высоком стульчике. Руку в запястье он поворачивал и тогда, когда держал игрушку и исследовал ее со всех сторон. Теперь он соединил эти два элемента, и его движения стали более умелыми и скоординированными.
У ребенка появилось и новое достижение - он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением (поворачивая руку в запястье) разрывает листы. Примерно к этому времени у ребенка может появиться еще один интерес ему захочется "строить", складывая один маленький кубик на другой. Ему нужно взять кубик большим и указательным пальцами, поднять его и положить на другой кубик. Потом он, конечно, толкнет и свалит это "сооружение". Однако малыш не остановится на достигнутом. На второй кубик ему захочется положить третий. Но в результате, опять произойдет крушение "башни".

Способность видеть, слышать, чувствовать

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издали, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей эта способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета. В поведении десятимесячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о том, что у него появляется понятие о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко от него, ребенку захочется поиграть.
Десятимесячный человек уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или другие вещи, демонстрируя это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. Если сестренка делает стойку на голове, малыш хохочет, глядя на нее. Он уже может узнать знакомый предмет, если ему видна только часть его. Если ложка почти целиком закрыта салфеткой, ребенок, тем не менее, уверенно берет ее и тащит в рот. В этом возрасте продолжает совершенствоваться как звуковое, так и зрительное восприятие ребенка. Он начинает определять, откуда доносится звук. Услышав что-то за своей спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Он может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких - гнев, желание подразнить, спокойствие, радость, раздражение все это малыш быстро распознает.
В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. В десять он начинает интересоваться и их наполнением. Он засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую но размеру, издавая при этом недовольные звуки. Потерпев неудачу при засовывании одного предмета в другой, ребенок может отдать оба предмета взрослому с безмолвной просьбой о помощи.
У ребенка появляется способность разрешать задачи "за" или "в". Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Совсем недавно он пытался достать ее сквозь поднос. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Раньше малыш пытался добраться до игрушки сквозь стенку или крышку коробочки. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.
Вашего ребенка может привлечь еще одно занятие - забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. И вот спустя несколько месяцев ребенок научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку. Иногда он бросает туда какую-нибудь игрушку, чтобы тут же схватить другую. Иногда детям нравится играть, скидывая со своего высокого стульчика кусочки пищи и игрушки. В десять месяцев ребенок любит экспериментировать, бросая предметы. Он может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне кастрюльки.

Понимаем своего ребенка

Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу", "Ладушки-ладушки".
В возрасте шести - девяти месяцев дети привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В десять месяцев могут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По мере того как ползанье становится для ребенка легким автоматическим делом и он начинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно. Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в "далекую экспедицию", ребенок может захватить с собой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести независимость.
Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходят определенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос. Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность.
Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока "чужой" не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и выражая свое возмущение его отсутствием.
Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" - спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могут помочь ребенку - если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.
Если родители вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То же самое касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детей показывают, что если там у ребенка постоянная и заботливая няня, а дома он любим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму.
Альтернативой яслям может быть "домашняя" няня. Конечно, как правило, родители предпочитают, чтобы няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобы предполагаемая няня могла один-два раза зайти к вам и познакомиться с ребенком до того, как ей придется оставаться с ним.
Если в ваших обстоятельствах приходится оставлять ребенка в доме няни, важно облегчить ему ситуацию. Тут может помочь любимая игрушка, которую малыш возьмет с собой, или одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-то время у этой няни вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если он увидит, что мама и няня хорошо и весело общаются.
Десятимесячный ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и решительно, чтобы он не успел разжалобить вас.
Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше всего подходит их ребенку.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия
Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации
Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.
"Делай, как я"
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.
До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет".
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения
Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления
Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик "Необходимый запас"
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.

Время купания
Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"
Сюрпризы
Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Время отдыха
Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка "Спокойной ночи"
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

  1. Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.

    Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

  2. Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
  3. Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
  4. Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
  5. Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
  6. Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.

    Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

  7. В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
  8. Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.

    Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

  9. Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».

    Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

  10. Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
  11. Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Рост и масса тела ребёнка в 10 месяцев

По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный режим дня, наиболее подходящий малышу.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Смесь или грудное молоко ребёнок получает перед сном, ночью или после основного приёма пищи в качестве питья.

Груднички обычно прикладываются к груди больше, чем это требуется для утоления голода или жажды. Не волнуйтесь. Это нормально. Всё станет на своё место, когда грудничок и мама будут готовы отказаться от грудного вскармливания.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.

  • в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике пупочной грыжи;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

  • ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.