Домой / Глаза / Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников. Технология "Клубный час" в детском саду

Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников. Технология "Клубный час" в детском саду

Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час»

Педагогическая технология « Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основная цель – поддержка детской инициативы.

Основные задачи « Клубного часа » :

Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

Развивать умения ориентироваться в пространстве;

Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

Развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

Развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

Развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

Развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

Поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями

Данную технологию мы используем первый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства .

Клубный час мы проводим 1 раз в месяц, практикуем проводить по пятницам. Может проводиться в различных формах : как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время.

Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.

В чём проявляется инициатива?

Можно выделить следующие типы « Клубного часа » :

Свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.

– коммуникативная инициатива

Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами

Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.

– творческая инициатива

Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.

Тематический. В этом случае « Клубный час » включён в ситуацию недельного проекта.

– инициатива как целеполагание и волевое усилие

Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.

– познавательная инициатива – любознательность

Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.

– коммуникативная инициатива

Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что) ; выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.

Деятельностный. В основу этого типа « клубного часа » положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы и т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.

– творческая инициатива

Детям предоставляется право свободного выбора деятельности

– коммуникативная инициатива

Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.

Двигательная инициатива

Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость.

Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время « Клубного часа » для всех детей.

Во время « Клубного часа » удачно внедряем такую технологию как «Дети-волонтёры» . Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.

После завершения « Клубного часа » все дети-участники собираются в группе, садятся в «Рефлексивный круг» , выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы :

Где ты был?

Что тебе запомнилось?

Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?

Планировал ли ты перед « Клубным часом » куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями обмениваемся мнениями :

Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

Как реагировали дети, когда к ним приходили гости;

Соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

На что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем « Клубном часе » .

Опыт показал, что детям очень нравится « Клубный час » . Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к « Клубному часу » изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.

Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей :

Дети познакомились с большинством детей сада;

Освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;

Дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;

Дети стали отзывчивее друг к другу;

Дисциплинирует детей;

Способны к саморегуляции своего поведения;

Способны осуществлять самооценку своих действий.

«Клубный час»

Тип « Клубного часа » : деятельностный

Предварительная работа среди родителей:

Информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться « Клубный час » и как это повлияет на детей;

Каким образом будет обеспечена безопасность детей;

Предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе « Клубного часа » («Мастер-класс» )

Предварительная работа среди педагогов:

Разработать творческой группой ДОУ перспективный план « Клубного часа » на 1 год с определённой периодичностью проведения 1 раз в две недели ;

Цель:

Ввести детей в ситуацию « Клубный час » . Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения.

Задачи:

Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

Учить детей ориентироваться в пространстве;

Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

Формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

План мероприятий:

1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)

2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ , соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее, и по звонку колокольчика возвращение в группу) .

3. Итог. После проведения мероприятия « Клубного часа » на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями. Деятельностный

Сухарькова

Алёна Богачёва
Педагогическая технология «Клубный час»

Актуальность

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.

Внедрение новых технологий социализации детей в дошкольном учреждении. таких технологий развития саморегуляции поведения дошкольников - «Клубный час » . Педагогическая технология «Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения.

Для успешного внедрения этой технологии является огромное желание и участие всего педагогического коллектива , чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства

Цель технологии «Клубный час » - позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ

Задачами «Клубного часа » являются :

воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

обучение ориентировки в пространстве;

воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;

приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Типы «Клубного часа » :

«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» - которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос» , это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт» ;

«Деятельностный» -- когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

Проведению «Клубного часа » предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов . Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа » , а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют :

1. Тематику «Клубных часов » , перспективный тематический план К. Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К. Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа »

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.

5. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.

Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа »

Говори «здравствуйте» и «до свидания» , когда входишь в другую группу.

Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

Говори спокойно.

Ходи спокойно.

Возвращайся в группу по сигналу звонка.

Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.:

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа » , закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

Педагоги определяют сигнал окончания К. Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.

C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа :

· Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час » , зачем он нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»

· Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

· В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

· В-четвертых, выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К. Ч.

Непосредственно перед проведением первого К. Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К. Ч. Затем дается инструкция : «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Где ребенок был?

Что ему запомнилось?

Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

Планировал ли он перед К. Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели , педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том :

Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей,

Соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

Какие задачи необходимо решать на предстоящем К. Ч

Вывод :

В целом регулярное проведение К. Ч. раз в неделю, уже в течении 5-ти месяцев позволит зафиксировать следующие изменения у детей :

Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.

Седьмого декабря в рамках реализации ситуации месяца «Рождественский подарок» прошел клубный час «Ярмарка добрых дел». В декабре клубный час реализует задачи знакомства детей с Рождеством, с народными традициями проведения Рождества, учит дошколят готовить добрые подарки, помогать тем, кто не может сам о себе позаботиться (главная традиция Рождества).

В нашем детском саду клубный час начался с зачина, где сказочные герои: ленивая Марфушенька, добрая Настенька и Зимушка вместе с детьми решили приготовить новогодние подарки для ребят из 112 детского сада «Гвоздичка», школы №31 и пожилых людей, ветеранов. Еще придумали специальные подарки для пернатых друзей, зимующих рядом с детским садом.

После зачина ребята разошлись по группам, чтобы сделать гостинцы, которые они запланировали. Каждый ребенок повязал на руку цветную ленточку, символизирующую конкретное доброе дело как напоминание о цели клубного часа. По завершении изготовления подарка дети вместе с педагогами привязали цветные ленточки на волшебное «Дерево добрых дел», а подарки передали адресатам.

В группе «Родничок» дети вместе с воспитателем сделали игрушки-кормушки для птиц.
Подвески разнообразной формы из круп, семян и сушеных ягод, развешанные на ветках, украсят деревья и привлекут пернатых, которые будут с удовольствием лакомиться приготовленным угощением.
Принцип изготовления кормушек ребята освоили легко: приготовили скрепляющую основу, вмешали в неё подготовленную крупу, ягоды и заполнили формочки для печенья. Тесто приготовили из муки, воды и сладкого сиропа. Полчашки воды, три четверти чашки муки, три столовые ложки сиропа. Смешали всё в миске до однородной массы, всыпали зёрна и месили руками до тех пор, пока не получится однородная масса. В верхней части каждой кормушки нам нужно было сделать отверстие, чтобы можно было подвесить готовое изделие на ветку, для этого вставили в ещё мягкую массу соломинку для коктейля.

Подвесили мы готовые украшения-кормушки на деревья на прогулочном участке, не забыли и про соседей-малышей из группы 1Б, пусть те тоже наблюдают за кормлением зимующих птиц!

Воспитатель группы «Родничок» Дроздова С.Н.

9-10 декабря в детском саду прошел семинар . Провели семинар Наталья Петровна Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников, и Струкова Любовь Михайловна, педагог-психолог детского сада Гимназии Святителя Василия Великого, ответственный организатор инновационных площадок по эффективной социализации дошкольников.

Семинар предназначался для педагогов, старших воспитателей, методистов, психологов, логопедов, руководителей структурных подразделений. В семинаре участвовали педагоги МБДОУ Детский сад № 186 «Веснушка» и МДОУ ЦРР Детский сад №173 «Подснежник».

9 декабря с 9.30 до 10.30 педагоги детского сада «Веснушка» провели открытое мероприятие «Клубный час» , посвященный сюжетно-ролевым играм.

В каждой группе педагоги организовали сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Парикмахерская», «Музей», «Кинотеатр», «Дом», «Больница», приглашая детей принять участие в них.

Были выработаны и приняты детьми определенные правила поведения во время «Клубного часа» :

  • Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
  • Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
  • Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • Помогай проводить занятие, если оно походит во время «Клубного часа»
  • Говори спокойно.
  • Ходи спокойно.
  • Возвращайся в группу по сигналу колокольчика.
  • Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

В каждой группе был проведен «Круг рефлексии» , где воспитатель следил за тем, чтобы дети не перебивали друг друга, говорили по очереди. Воспитатели расспрашивали детей о том, где побывал каждый из них, что ему запомнилось, хотел бы ребенок еще раз попасть туда, удалось ли соблюдать правила поведения, что помешало и что может помочь.

В ходе семинара освещались вопросы социализации ребенка в современном мире, проблемы детско-родительских отношений, социализации ребенка в ДОО, рассматривался аспект саморегуляции поведения детей.

10 декабря авторами затрагивались теоретические аспекты работы с родителями, причины конфликтов и методы разрешения. Подробнее остановились на теории развивающего общения с детьми , которое предполагает внимательное слушание взрослым ребенка, принятие его чувств, признание права ребенка на свои чувства и обсуждение границ дозволенного при безусловном взаимном уважении.

При подведении итогов по окончании семинара авторы провели рефлексию участников. Каждый педагог имел возможность сообщить, с чем уходит со встречи. Воспитатели рассказали о том, как изменилось их восприятие проблемы социализации, отметили наиболее интересные для каждого технологии эффективной социализации, выразили признательность организаторам семинара.

23 ноября в детском саду состоялся «Клубный час» по теме «Моя Родина» . Он прошел весело и задорно. К нам в гости пришли ребятки из групп «Стрекозки», «Солнышко».

Все вместе мы сделали из цветной бумаги флаг России.

Вместе с гостями мы посмотрели презентацию «Памятники Архангельска».

После просмотра презентации мы поиграли в дидактическую игру «Наша Родина».

Нашим ребяткам «Клубный час» очень понравился. Саша, Денис, Алевтина, Полина К., Ксюша, Маша в группе «Стрекозки» делали аппликацию «Наш город», а в группе «Солнышко» Лина, Виталина, Карина, Ира, Максим, Матвей, Полина Ш., Вероника расписывали бумажную фигурку дымковской росписью. Никита, Арина, Андрей, Максим, Игорь, Миша, Матвей, Паша играли в спортивном зале в русские народные игры. В целом у всех ребяток масса новых впечатлений.

«Клубный час» в группе «Звездочка» провела воспитатель 1 квалификационной категории Мальцева Галина Степановна.

В 2016-2017 году в нашем детском саду реализуется проект по внедрению современных технологий эффективной социализации ребенка в ДОО «Клубный час».

23 ноября «Клубный час» был посвящен теме «Моя Родина» . Педагоги в группах подготовили мероприятия для детей: беседы, викторины, выставки, творческие мастерские, мультимедийные презентации, хороводные и танцевальные игры.

Очень весело встречали детей в физкультурных залах инструкторы по физической культуре Марина Алексеевна и Елена Николаевна. Они организовали подвижные игры «Любимые виды спорта», общеразвивающие упражнения с флажками, русские народные игры.

Юлия Васильевна, воспитатель группы «Облачко», провела детскую викторину «Государственные символы России», дети рисовали по теме «Мой город — Архангельск», играли в народные хороводные игры «Край мой северный».

В средней группе «Подсолнушек» гостей встречала воспитатель Дарья Владимировна со своими воспитанниками. Больше всего понравилось ребятам делать макет флага, беседы о гербе и символах русского государства.

И какое же самое интересное место в детском саду? Конечно, кухня! Повар Татьяна Игоревна познакомила детей с помещением, процессом приготовления блюд русской кухни.

Не каждый ребенок отважится зайти в гости в кабинет заведующего!

Гостеприимно встречала детей в своем кабинете учитель-логопед Ирина Александровна. Красочные игры по теме «Моя Родина» предложила она ребятам по теме месяца.

Везде побывали малыши – не обошли вниманием и документоведа ДОУ, Марию Игоревну, подарили ей флаги России, которые сделали своими руками.

— освоение педагогами ДОУ технологии социализации дошкольников «Клубный час»;

— создание коллектива единомышленников из родителей и педагогов.

Для решения поставленных задач создана рабочая группа педагогов по внедрению технологии «Клубный час». На рабочих встречах воспитатели изучили и обсудили учебно-методическое пособие Н.П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в ДОО». Ответили на вопросы анкеты по актуальности проблемы социализации детей. Разработали и утвердили план работы рабочей группы по внедрению технологии «Клубный час» .

Задачи «Клубного часа»

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
  • поощрять попытки ребенка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Следующим этапом было информирование родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ о проведении в ДОУ «Клубных часов», вовлечение их в проект, обсуждение организационных вопросов: определение тем «Клубных часов», создание плана-карты детского сада, подготовка коллективных тематических планов, связанных с темой месяца.

Темы месяца

В группах детского сада воспитателями проводились беседы о правилах поведения, экскурсии по саду, знакомство детей с планом-картой.

28 октября состоялось первое мероприятие «Клубного часа» по теме «Давайте познакомимся!» .

В каждой группе для детей были организованы встречи: беседа «Здравствуйте Вам», игровые упражнения «Что такое дружба», клуб общения, хороводная игра с бубном «Веселое знакомство», коммуникативная игра «Давайте познакомимся», «Вежливые загадки (правила этикета)», игра «Волшебный чемодан», дидактическая игра «Опиши друга», дидактическая игра «Сосчитай звуки», рисование «Рисуем портрет друга», игры малой подвижности «Вместе весело шагать», игра-разминка «Вежливые часики», игра «Вкусные имена», рисование ладошками «Дружба». сюжетно-ролевые игры, рисование «Мои друзья» и много других интересных игр и занятий.

Например, в группе «Родничок» дети познакомились с гостями из группы «Солнышко» в коммуникативной игре «Интервью» и посетили творческую мастерскую «Солнечная полянка». На память каждый ребенок унес солнышко, сделанное своими руками.

Сценарий клубного часа «Традиции гостеприимства народов России, Армении и Азербайджана»

Участники и организаторы:
Головач Н.Е. – ст. воспитатель.
Коновалова Т.А. – муз. руководитель,
Шейкина Е.С., Дягина А.В., Баранова С.Н., Николаева Е.В.,- воспитатели.
Тип клубного часа: тематический.
Дата и время проведения: 24.10.2016г. с 10.00-11.00ч.
Цель: развитие культуры личности старших дошкольников через освоение представлений о традициях, обычаях народов разных стран, воспитание толерантности.
Предшествующая работа:
Изучение педагогами различных источников информации о традициях, обычаях, достопримечательностях России, Армении, Азербайджана. Работа с интернет ресурсами, энциклопедиями. Взаимодействие с родителями: сбор информации, опрос.
Совместно с педагогами обсуждали организацию клубного часа, выбор стран, определяли маршрут путешествия и распределение обязанностей по подготовке.
Групповые помещения и музыкальный зал были оформлены в национальных традициях, представляемых стран.
Литература : Гришаева Н.П., Струкова Л.М., «Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников», М.: Вента – Граф, 2015г.

Ход клубного часа:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Спасибо вам, уважаемые родители, что нашли время прийти к нам на день открытых дверей. Сегодня мы хотим провести его в рамках Клубного часа «Традиции гостеприимства народов России, Армении и Азербайджана». В нашей многонациональной стране – Россия, живет большое количество людей из разных стран. Все мы разные, совсем не похожие друг на друга. Мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди! Люди на свет рождаются разными, непохожими.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить.
Дружбу, любовь в своем сердце хранить.
Среди воспитанников нашего сада есть дети разных национальностей. Они все дружат, общаются, играют. В течение клубного часа мы познакомимся с традициями и играми трех стран: России, Армении и Азербайджана.
По старинному русскому обычаю хлебом – солью нас встретит Россия. Представят ее дети старшей группы «Цветные ладошки».
Воспитатель:
Мир вам гости дорогие
Вы явились в добрый час
Встречу теплую такую
Приготовили для Вас!
Хлебосольством и радушьем
Знаменит родной наш край!
Здесь для Вас и песни русские
И медовый каравай!
Будут игры, будут пляски
Будут песни хороши
Ведь когда то посиделки
Были праздником души
Проходите, проходите
Нашу избу посмотрите!
Дети исполняют песню «Русская изба»

Воспитатель:
А теперь честной народ
Становитесь в хоровод
Гостей развлекать
Себя людям показать.
Проводиться хоровод « В хороводе были мы, ай – лю-ли, были мы!»
Воспитатель:
Не красна изба углами
А красна пирогами
Сядем рядышком на лавку
И я с Вами посижу
Загадаю Вам загадку
Кто смышленый погляжу!
Загадка: Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (Колосок)
У русского народа много загадок и пословиц.А какие пословицы вы знаете о хлебе?
Дети называют пословицы:
- Земля матушка – хлеб батюшка
- Хлеб это жизнь
- Худ обед, когда хлеба нет
- Голодной куме все хлеб на уме
- Без золота проживешь, а без хлеба нет
- Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка
- В хлебе, вся сила!
-Много снега – много хлеба
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (Егор М.)
- Хлеб всему голова (Аня К.)
Воспитатель подносит гостям каравай.
Вот он хлебушек душистый с хрусткой корочкой витой
Вот он теплый золотистый, словно солнцем налитой
В нем здоровье, наша сила
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило, охраняло, берегло
Будет хлеб, будет и песня
Будет хлеб, будет и пляска
Будет хлеб, будет и игра
Проводится игра «Бабка Ежка»
Ход игры: Баба Яга скачет на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого она задевает, тот останавливается и замирает на месте. Кто последним останется в игре, тот становиться Бабой Ягой.
А теперь мы приглашаем вас в теплую и красивую страну Армения. Ее представят дети и родители подготовительной гр. «Смешарики».
Ведущий:
Сегодня наша группа представит страну Армения. У всех детей прикреплен национальный флаг Армении. Он состоит из трех цветов. В Конституции Республики Армения утверждены следующие значения цветов:
Красный цвет символизирует Армянское нагорье, свободу и независимость Армении. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.
Звучит национальная музыка, входит представительница Армении в национальном костюме с детьми и приветствует гостей на родном языке.
Исполняется национальный танец.
Рассказывает о стране, природе, богатствах, национальных блюдах (лаваш, толам).
Выступление детей группы: Армения – это моя родная страна. Это страна Закавказья, страна высоких гор. У нас очень красивая природа. В горах, где чистый воздух растут лекарственные травы, которыми можно лечить многие болезни. Климат в Армении немного теплее, чем в России. В садах зреют персики, мандарины, хурма, лимоны. Национальными блюдами считаются лаваш и толма.
Наибольшее сходство толма имеет с голубцами – правда, роль капустных листьев у нее выполняют широкие виноградные листья. Самая распространенная начинка также похожа на голубцовую – это мясной фарш с рисом. Однако для виноградных «голубцов» ее обязательно смешивают с большим количеством пряных трав. Начиненные свертки листьев отваривают, тушат, готовят на пару или запекают до готовности и подают с
чесночно - йогуртовой подливкой.
Лаваш – это пресный белый хлеб, который делают в виде тонкой лепешки.
Как правило, он изготавливается из пшеничной муки и пользуется популярностью среди кавказских народов. В англоязычных изданиях можно увидеть такие названия этого продукта, как «ломкий хлеб». Слово «лаваш» переводится с древнеассирийского языка как «замешивать». Традиционно это блюдо готовят в печи, которая называется «тандыр». Ее строят в земле, а стенки обмазывают глиной.
В качестве топлива используют сухой кизяк или хворост.
Вместе с детьми проводят национальную игру «Тышкинак» - платочек.
Описание игры: Дети сидят в кругу. Ведущий с платочком под музыку бежит по кругу. Когда музыка останавливается, ведущий кладет одному ребенку платочек на плечо. Этот ребенок должен взять платок и догнать ведущего. Дети меняются ролями.
Ведущий: Своим гостеприимством поделится страна Азербайджан. А представят ее дети и родители подготовительной группы «Почемучки»
Воспитатель: "Салам" - здравствуйте, мы сегодня пригласили вас, чтобы рассказать о стране Азербайджан, ее традициях, обычаях. Надеемся, что вам будет очень интересно.
Азербайджан – страна, свято соблюдающая свои многовековые национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве самобытного народа, его культуре, древних верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.
Многие традиции и обычаи вы можете посмотреть на иллюстрациях, а мама Сабины, нам подробнее расскажет о них.
(Рассказ о традициях страны, родители).
Так же сегодня мы представим вашему вниманию национальный танец Азербайджана.
(исполняется народный танец).
И конечно будет очень интересна детям детская народная игра «Со спины лошадки».
Цель игры: развитие ловкости, глазомера, укрепление навыка прыжка, костно-мышечного аппарата туловища, ног.
С помощью считалки выбирается игрок, который ложится лицом вниз на коврик и кладет свою шапку себе на спину. Остальные игроки по очереди прыгают через лежащего человека, предварительно положив свою шапку на шапку лежащего. Если при прыжке шапка упадет, то прыгающий должен заменить лежащего, если же нет, то после прыжка он забирает свою шапку, а прыгает уже следующий ребенок.
проигрыш засчитывается, если шапка упадет с лежащего ребенка на землю.
Воспитатель: А сейчас просим вас отведать народное лакомство Азербайджана - Пахлаву.
Пахлава – это традиционная восточная сладость, история которой насчитывает уже более пятисот лет. Она представляет собой многослойный десерт, который делается из тончайших слоев теста с нежнейшей ореховой начинкой, пропитанных сиропом на основе розовой воды, сахара или меда.
Ведущий: Спасибо вам за гостеприимство, угощения. Наш клубный час подходит к завершению. Вот уже и прозвучал сигнал. Приглашаем детей и родителей пройти в свои группы для обмены впечатлениями. Спасибо всем за участие!

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану.

Календарно-тематический план составлен для проведения клубного часа в МБДОУ детский сд «Алёнушка» р.п.Солнечный. Детский сад осуществляет свою деятельность по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). В целях его реализации каждую пятницу проводится клубный час, по технологии Н.П.Гришаевой. Детский сад осуществляет данную технологию с января 2016 года. Основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Сегодня на первое место ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения.

Клубный час представляется тремя типами, творческой группой был добавлен четвертый тип - игровой, т.к. в рамках клубного часа проводятся мероприятия общие, не по клубам. (Открытие ледового катка, игры-квесты и т.п.)

Свободный клубный час это когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

Тематический клубный час это тема включена в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Весна», это конкурс рисунка на весеннюю тему, построение плота, чтение литературы по теме или заучивание стихотворения, выставка картин и т.д;

Деятельностный клубный час это, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе экспериментируют, в другой рисуют или клеят и т.д.

Проводят клубный час воспитатели и специалисты детского сада, предварительно обсудив и определив тип, тему. В начале учебного года составляется график ответственных педагогов по разработке сценария клубного часа. Клубов у нас девять - задействованы все узкие специалисты, и воспитатели старших и подготовительных групп (5). Участники - дети трёх старших групп и двух подготовительных к школе групп. Дети выбирают деятельность по своему интересу, для этого каждый клуб придумал своё название, эмблему, цвет смайлика, который получают воспитанники по выполнению задания в клубе. После завершения клубного часа, все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

Задачи клубного часа:

Развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

Приобретать собственный жизненный опыт переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Воспитать у детей самостоятельность и ответственность;

Учить ориентироваться в помещении детского сада;

Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста;

Закрепить правила поведения;

Учить детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

За нарушение правил клубного часа воспитанник лишается красного кружочка, который у него в сумочке, их три, лишение всех кружков ведет к пропуску следующего клубного часа.

Начинается и заканчивается клубный час по сигналу звона колокольчика.

План представлен по темам на учебный год. Для полного понимания раскрытие клубного часа, вначале представлен подробный план, далее планируется деятельность по клубам идентично по заявленной теме.

В конце представлены фото проведения клубного часа.

Примерный календарно-тематический план проведения клубного часа в детском саду «Алёнушка» р.п.Солнечный.

лубы

Речевичок

(учитель логопед)

Рядышком

(педагог-

психолог)

Музыкаль-ная

гостиная

(музыкальные руководители)

Спортив-ная

карусель

(инструк-тор по физичес-кому воспита-нию)

Книголю-бы

(воспитатель старшей группы «Смешарики»)

Легоклуб

(воспитатели саршей группы «Гномики»)

Умники

группы «Светофорчики»)

Экспери-ментальный

(воспитатели старшей группы «Капель-ки»)

Любители

природы

(воспитатели подготов. к школе

группы «Цветик-семи-цветик»)

Открытие клубного часа.

Задачи: Познакомить с названием, эмблемой, деятельностью клубов. Определение своей деятельности, доводить начатое дело до конца и получение клубных смайликов. (Цвет обозначен в названии ячейки)

Речевые игры по выбору

Игры на сплочение коллектива

Игры на музыкаль-ных инструмен-тах

Подвижные игры по выбору

Беседа «Зачем нам нужны книги?», Высказыва-ние о книгах и чтении.

Конструирование из крупного и мелкого лего-конструк-тора

Игры по выбору на логическое мышление

Знакомство с приборами и инструментами для опытов, закрепление правил поведения

Знакомство с Феей природы выполнение заданий волшебного цветка «Цветика-семицветика»

Золотая осень в гости к нам пришла.

Задачи: Учить выбору самостоятельной деятельности.Закрепить осенние признаки. Воспитывать любовь к природе.

«У природы нет плохой погоды»

отмечать состояние погоды, определять время года, отгадывать загадки, подбирать слова-определения к словам «солнце» , «дождь» .

Подбирать слова, соответствующие настоящему, прошлому и предполагаемому действию.

Осенний этюд.

Игроки превращаются в лес (деревья, цветы,травинку, кустик…)

Дети должны изобразить поведение того в кого превратились.

Слушание музыки

«Осенняя песня» П.И.Чайковский;

Музыкально-ритмические движения

« Полька»

Н.Кузнецова; «Танцуйте сидя»

Б. Савельев

Музыкаль-подвижная

игра

«По лесочку мы гуляем»

М. Меньших

Осенние игры эстафеты

«Перепрыгни через лужу», «Собери ложкой картошку»,

«Перевези с поля урожай», «Фрукты на веревочке»

Чтение стихотворений об осени, рассматривание репродукций осенних пейзажей. Заучивание наизусть стих-ия:

А.С.Пушкин «Унылая пора….»

Конструирование из мелкого лего-конструктора машин-помощ-ников, для сбора урожая.

Подбор осенних листьев по цвету, форме.

Собрать из разных кусочков целое.

Рассматривание почвы, просмотр видео ролика.

«Плодородная почва»

«Из чего состоит почва»

«Где вода»

Рассматривание осенних листьев, игры: «Найди похожие», «Чем отличаются», «Чьи детки, с какой ветки».

Отпечатывание листьев.

День дошкольного работника

Задачи : .Закрепить знания детей о профессиях дошкольного работника, об орудиях труда; отвечать на вопросы.

Игры:

«Кот в мешке», определить кому это надо?

«Назови что это?» с мячом, логопед называет обобщаю-щее слово, ребёнок какай либо: фрукт, овощ, ягоду и т.д.

Игры на развитие зрительной памяти, развитие словесно-логического мышления, развитие внимания, развитие мелкой моторики.

«Все работы хороши», «Кому что надо»

Слушание музыки

«Любимый детский сад» К. Костина

Пение:

«Воспита-тель»

Т.Чудова

Музыкально-подвижная игра

«Здравствуйте» дат.нар.мел.

Дидактическая игра

«Веселые палочки»

Игры с препятствии-ями: найти и доставить игрушки в детский сад.

Составление связного

рассказа с помощью схемы; разучить стихотворение «Мама ходит на работу» Гурина И. с помощью мнемотаблицы.

Конструирование будущего детского сада.

Виртуальный детский сад.

Изготовление корзинок.

Открытка ко дню воспитателя, составление из квадратов и треугольников корзины.

Изготовле-ние шоколада.

Рассматривание комнатных цветов по саду.

Закрепление ухода за ними, их названия.

Мероприятие в рамках клубного часа: Открытие сказочной комнаты В.В.Воскобовича.

Задачи: Учить выбору самостоятельной деятельности.Найти комнату для героев фиолетового леса.

В каждом клубе детей ждал сказочный герой фиолетового леса, ребята выполняли задания героя и собравшись в спортивном зале, торжественно открыли открыли сказочную комнату развивающих игр В.В.Воскобовича.

Малыш Гео

Пчёлка Жужа

Паук Юк

Околесик

Медвежонок Мишик

Галчонок Карчик

Ворон Метр

Крутик По

Лопушок

Цель: Выбор команды на ежегодный районный конкурс «Тропинки знаний»

Мероприятие в рамках клубного часа.

Задачи: Продолжать преподносить детям знания о правильном питании посредством игры. Развивать внимание, речь, смекалку, быстроту реакции, зрительное внимание, логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения.

Воспитывать чувство коллективизма и сопереживание за успех команды, умение слушать товарищей.Учить детей самостоятельно делать умозаключения, выводы.

Участие только клубов узких специалистов, воспитатели помогают.

Гейм 3. «Сказочный». (срезать вопросы, которые висят на ленточке)

Гейм 1. «Заморочки из бочки».

(«Заморочки» - деревянные бочонки с числами от1 до 4.)

Достают «заморочки» ответы на вопросы по очереди.

Гейм 2. Музыкаль-ный номер. (Частушки) Исполнение командой частушек.

Надо как можно больше дать правильных ответов, если команда не знает ответ, то говорит: «Дальше».

Гейм 4. «Тёмная лошадка».

Составление книги, первой команде « Здоровое питания», второй - книгу « Бесполезных продуктов».

Игра «Супермаркет»

Задачи: Учить делать самостоятельный выбор клуба .Развивать игровой замысел, уметь описывать игру или игрушку .

Все клубы - это маленькие бутики в которых дети должны приобрести игру или игрушку описав её. По окончанию клубного часа игра сдается.

Магазин речевых дидактических игр

Магазин

игр на развитие мышления, внимания.

Магазин музыкаль-ных инструмен-тов

Магазин спортивного инвентаря

Магазин

книг

Магазин мелкого и крупного конструк-тора

Магазин

«умных» игр

Магазин

автолюби-тель, изготовление бензокалон-ки

Магазин

Продукто-вый

В гости к дяде Степе-милиционеру

Задачи: Учить выбору самостоятельной деятельности . Закрепить правила поведения на дороге. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, Воспитывать партнерские отношения, трудолюбие, творческую активность.

Составле-ние рассказа по картине. Формиро-вать обобщаю-щее слово - транспорт, различать и называть отдельные детали и части предметов. Отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонации-ями. Подбирать слова, схожие по звучанию.

Права ребёнка:

Ознакомление детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; формирование правовой культуры.

Слушание музыки

«Сигнал автомобиля»

-«Сигнал поезда»,

Пение:«Движением полон город».

«Веселые путешественники»

Муз. Старокодомский;

«Пешеходный переход»

муз. Л.Белых.

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль»,

«Красный, желтый, зелёный»,

Рассматривание иллюстра-ций по правилам дорожного движения

Крупный лего-конструк-тор

Постройка гаража

Игры с мелкими машинами, используя макет

Просмотр уроков тётушки Совы «Осторожно, светофор»

Изготовле-ние плакатов

«Берегите природу»

П тички : большие и маленькие»

Задачи : Учить выбору самостоятельной деятельности .Помочь запомнить названия некоторых птиц. Учить различать птиц хищных и насекомоядных.

Артикуляционная гимнастика:«Дятел».

Д/И «Чей детеныш?»

Узнавать и называть детенышей зимующих

птиц. Обогащать словарный запас.

«Птичий двор»

Обучение детей выразительным движениям.

Формирование у детей моральных представлений.

Коррекция поведения с помощью ролевой игры.

Слушание музыки

«Пение птиц»,

«Звуки природы»,

Попевка с движением

«Дятел» Муз.О.С.

Боромыко-

вой.

Игра на детских музыкаль-ных инструмен-тах

«Андрей - воробей» р.н.м.(игра на металлофоне).

Подвижная игра «Совушка-сова»;

«Птички и кошка»;

«Летает не летает»

Умение слушать стихотворение В. Берестова

«Сова и синица». Драматиза-ция стихотворения. Аджи А. В.

Складыва-ние пазла

«Птицы леса»

Интерактивные игры диск «Мир птиц»

Штриховка

готового шаблона разных птиц.

Что едят птицы?

Изучение строение клювов, как они помогают

принимать корм

Изготовле-ние кормушек из бросового материала

Зима

Задачи: Учить выбору самостоятельной деятельности. Закрепить зимние признаки.

Загадки о зиме

Скороговор-ки

Артикуляционная гимнастика

«Путешествие язычка»;

Панно «Зима» со съёмным материалом; картинки - исключения (что лишнее по временам года)

Эмоции. Дидактичес-кая игра «Угадай настроение»

Решение конфликтных ситуаций.

Покажи настроение.

Слушание

«Зима» муз. А.Вивальди;

«Зима» муз. П.И. Чайковский;

«Вальс снежных хлопьев» Муз. П.И. Чайковский;

«Снежинки» муз. А. Стоянова.

Музыкаль-ные ритмические движения

Танец- импровизация

«Вальс снежинок»

Муз. П.И.Чайковского

Пение:

-«Если снег идет» В.Семёнова

Подвижные игры:

«Два Мороза»

Пересказ произведения Н. Калинина «Про снежный колобок».

(Волчкова В.Н., с.41)

Чтение художественной литературы

Тема: Рассказ Н.Носова «На горке».

(Ушакова О.С., с.123).

Рассматривание жилищ Севера.

Построе-ние из мелкого лего-конструктора: .

Составление снежинок из геометрических фигур и счетных полочек.

Экспериментирование

со льдом и снегом

Рисование зимнего пейзажа.

Животные

Деды Морозы разных стран

Мастерская Деда Мороза

День заповедников. Красная книга.

Транспорт.

День российской науки

День защитника Отечества.

Пришла весна

Мамин праздник

Доброта. Не обижайте кошек.

Ддень юмора.

Всё о театре

Космос.

День весны и труда.

День книги.

Начало клубного часа.

Клубный час с общим сбором в музыкальном зале.

Изготовление книги о здоровом питании. Квест-игра в рамках клубного часа.

Квест-игра в рамках клубного часа. Движение по детскому саду по маршрутным листам.



Спортивный зал. Квест-игра в рамках клубного часа.


«Заморочки из бочки» Квест-игра в рамках клубного часа.

Квест-игра в рамках клубного часа. Музыкальный зал. Частушки о здоровом питании.

В клубе «Речевичок». Квест-игра в рамках клубного часа.

Клуб «Рядышком» Педагог- психолог

Рефлексия клубного часа «День защитника Отечества». Общий сбор в музыкальном зале.

Квест-игра. Сбор ключей(общий пазл).

Мероприятие в рамках клубного часа «Открытие ледового катка»

Мероприятие в рамках клубного часа «Открытие ледового катка». Взаимодействие с родителями.

Экспериментальный клуб. Опыты с водой.

Клуб «Умники». Лесовичок предлагает «умные» игры

Клуб «Умники». Выбор «умных» игр.

Клуб «Речевичок», у учителя-логопеда.

Клуб «Книголюбы». В старшей группе Смешарики.

Раздача смайликов, за выполненное задание.

Анализ деятельности.

Анализ деятельности, смайлик не один.

Клубный час. «Доброта. Не обижаем кошек» Клуб «Рядышком»

Клубный час. «Доброта. Не обижаем кошек» луб «Речевичок

Клубный час. «Доброта. Не обижаем кошек» Клуб «Спортивная карусель»

Клубный час. «Доброта. Не обижаем кошек» Клуб «Книголюбы»

Клубный час. «Доброта. Не обижаем кошек». Общий сбор в музыкальном зале.

Клубный час. «Доброта. Не обижаем кошек». Использование ИКТ.

Свободный клубный час. Клуб «Рядышком»

Свободное перемещение по детскому саду.

Мероприятие в рамках клубного часа «Открытие сказочной комнаты развивающий игр В.В.Воскобовича».

http://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/tematicheskij_klubnij_chas_v_detskom_sadu_133108.html ссылка на мою публикацию по открытию комнаты, на уроке.рф