Домой / Глаза / Причины и последствия детского алкоголизма.

Причины и последствия детского алкоголизма.

Детский алкоголизм в нашей стране стал распространяться после распада СССР, и сегодня он является весьма существенной проблемой. Согласно статистике, раньше зависимость к алкоголю появлялась, начиная с 18 лет. Теперь это значение сократилось едва ли не вдвое – алкоголизмом все чаще страдают 10-12-летние дети, а иногда даже 3-ех летние малыши имеют это заболевание.

Причины детского алкоголизма

Среди множества факторов, на основе которых развивается детский и подростковый алкоголизм, есть ряд определяющих факторов, которые чаще других закладываются в основу формирования пагубной привычки. Это:

  • Желание ребенка приобрести некий статус в школе, ведь считается, что бутылка алкоголя в руках вызывает уважение в глазах сверстников;
  • Попытка убежать от проблем. Это могут быть проблемы в школе, непонимание родителей, первая любовь, конфликты со сверстниками, потеря кого-то (чего-то) важного для ребенка (допустим, смерть любимого кота);
  • Уличное воспитание, частое распитие алкоголя «за компанию», когда вроде и не охота, но и просто так общаться неинтересно;
  • Много денег, что нередко бывает в обеспеченных семьях.
  • Родители, страдающие алкоголизмом.

Зависимость от алкоголя появляется по разным причинам, но здесь важно другое: заболевание развивается в семьях, где ощущается недостаток родительского внимания, и не важно, какой достаток в семье, выпивают ли в ней. Это первопричина, ведь при должном внимании родителей, даже если у ребенка появляются первые признаки алкоголизма, от пристрастия к спиртному можно отучить. Данное правило не касается только ситуаций, когда алкоголизм является врожденным. Это заболевание проявляется у детей хронических алкоголиков, или у тех, чьи родители злоупотребляли спиртным во время зачатия. В период развития эмбриона зародыш регулярно получает алкоголь, в результате после рождения ребенок начинает кричать без видимых на то причин. Если такому малышу смазать губы водкой, он сразу успокоится. Для его организма алкоголь – такой же очевидный компонент, как и все остальные.

Эффект этилового спирта: как алкоголь воздействует на организм ребенка

Чем опасно воздействие алкоголя на детский организм?

  • Нарушается слаженное функционирование внутренних систем детского организма;
  • Возникает дисбаланс в работе нервной системы;
  • Нарушается пищеварение, весь пищеварительный тракт;
  • Алкоголь негативно влияет на печень ребенка;
  • Разрушаются клетки головного мозга.

Нервная система страдает в особенности:

  • Нарушаются интеллектуальные способности ребенка;
  • Ухудшается память;
  • Замедляется формирование и дальнейшее развитие логики;
  • Совсем не развивается абстрактное мышление;
  • Пропадают нормальные эмоциональные реакции и отклики.

У ребенка, который выпивает большое количество спиртного, происходят следующие процессы:

  • Снижается уровень глюкозы в крови;
  • Сокращается количества лейкоцитов;
  • Стремительно повышается артериальное давление;
  • Повышается температура тела.

В результате приема алкоголя могут возникнуть бред и судороги. Данные симптомы особенно распространены для детей. Проявляются они в момент сна, когда наступает так называемый интоксикационный сон. Этот период опасен еще и тем, что организм может впасть в кому. Психические расстройства, от которых страдают дети с алкогольной зависимостью:

  • Нервозность и гиперактивность;
  • Лень, вялость, отсутствие инициативности;
  • Периоды активности и бездействия.

Периоды детского алкоголизма

В медицине выделяется несколько возрастных периодов, критических фактора, заболевания:

    • Раннее детство

Заболевания носит неосознанный характер. Детский организм начинает привыкать к алкоголю еще в утробе матери, а развивается зависимость в период грудного вскармливания. При рождении возможны психические и физические аномалии, а развитие алкоголизма в более взрослом возрасте – практически неизбежно.

    • Дошкольный возраст

К алкоголизму приводит безответственное отношение родителей к своему ребенку, часто заболевание развивается в семье алкоголиков, где бутылка в руках малыша – привычное дело. Но даже в малопьющей семье может развиться детский алкоголизм. Например, некоторые считают, что алкоголь даже положительно влияет на организм ребенка, положительно влияя на сон и аппетит. В результате происходит отравление, которое может даже закончиться летальным исходом.

    • Подростковый возраст

Здесь в большей степени влияет окружение ребенка в школе и на улице. Желание быть таким, как все, стремление выделиться, а возможно, неудачная первая любовь. Данный возраст особенно опасен. В этот период даже дети, в семьях которых алкоголь не приветствуется, постепенно привыкают к спиртному. Дополнительный отрицательный фактор данного периода – переходный возраст. Именно в это время ребенок особенно остро воспринимает любую критику со стороны взрослых, негативно реагирует на их попытки принять активное участие в их жизни. Здесь важно не упустить тот момент, когда ребенок начнет увлекаться спиртным.

Детский алкоголизм: глобальные факторы

    • Доступность алкоголя для несовершеннолетних

Подростковый и детский алкоголизм активно развивается и по причине незаконной продажи алкогольных напитков лицам, не достигшим 18 лет. Несмотря на закон, запрещающий это делать, многие предприниматели продолжают распространение алкоголя. Причина одна – данная возрастная категория покупает едва ли не половину всех спиртных напитков. Многим известна картина: возле киоска стоят несколько школьников, они покупают чипсы, сухарики, а в дополнение ко всему этому напиток – пиво, шейк, энергетик типа Ягуар и т.д. покупая слабоалкогольные напитки, дети считают, что кажутся взрослее в глазах сверстников. Но подростковый алкоголизм страшен тем, что у детей нет чувства самоконтроля, поэтому нередко они напиваются до крайне тяжелой степени интоксикации этиловым спиртом.

    • Алкоголь – это модный бренд?

Другая причина детского алкоголизма – реклама. По ТВ показывают множество рекламных роликов, где пиво демонстрируется с лучших его сторон. Игристое, для дружной компании, вкусное, качественное. Яркая реклама привлекает детей. Ребенок воспринимает алкоголь, как что-то само собой разумеющееся. Подростковый алкоголизм часто начинается именно с пива. Почему-то многие вообще не воспринимают данный алкогольный напиток за спиртное, в понимании детей настоящий алкоголь – это водка. «Но водку-то я не пью», — думает подросток, не замечая, как все сильнее привыкает к пиву.

Особенности детского алкоголизма

    • Вреднее, чем для взрослого

Опасность данной разновидности алкоголизма в том, что даже нечастое, периодическое употребление спиртного наносит организму ребенка серьезный вред. У него возникают проблемы с психикой, меняется поведение, начинаются проблемы с успеваемостью в школе, появляются конфликты со сверстниками и родителями. Подростковый алкоголизм приводит к ухудшению здоровья, нарушению работы мозга. При регулярном употреблении спиртосодержащих напитков у ребенка быстро возникает непереносимость этилового спирта, возникает похмельный синдром. Начинает проявляться психопатия – усиливаются такие симптомы, как возбудимость, агрессивность, вспыльчивость. Возможна и другая реакция – ребенку начинает апатично ко всему относиться, он не проявляет инициативу, что приводит к снижению интеллектуальной деятельности и последующим проблемам с успеваемостью.

    • Моментальный эффект

Развивается подростковый алкоголизм намного быстрее, чем у взрослых, и влияние его намного более серьезное. У ребенка еще не сформированы нервная, эндокринная и сердечнососудистая системы, но при этом все системы организма слаженно работают на пути к завершению этого формирования. Употребление алкоголя нарушает этот процесс, вносит в него непоправимые изменения. Нарушается корректная работа пищеварительной и нервной систем, страдает печень. Всем известно об обеззараживающих свойствах этилового спирта, но недостатков у него гораздо больше. Организм алкоголика – яркое тому доказательство. Скорость влияния этилового спирта на ребенка связана с тем, что в его организме еще недостаточно активны алкогольдегидрогеназы. Это ферменты, которые разлагают спирт. Когда их оказывается недостаточно, возникает токсический эффект (то есть отравление). Организм не может бороться с алкоголем, что приводит головным болям, а опьянение не проходит более длительное время.

Лечение детского алкоголизма


Подросток никогда не обратится к наркологу, а сам с зависимостью бороться вряд ли начнет. Ребенок вообще редко понимает, что у него есть какие-то проблемы с алкоголем. Даже если он чувствует, что выпивает много и часто, то скорей всего воспринимает это очень просто, мол, я молодой, мне можно. Так что кроме родителей, помочь ему некому. Алкоголизм часто вызывает антисоциальное поведение. В результате ребенок оказывается в полиции, и только оттуда многие родители узнают, что у их чада уже вторая стадия алкоголизма. В специализированных клиниках лечится множество больных возраста 14-15 лет, у некоторых из них уже третья стадия алкоголизма. Такие дети уже никогда не станут полноценными членами общества, так как в результате постоянного употребления спиртных напитков у них произошли необратимые изменения в мозге, которые называются алкогольной энцефалопатией.

Родители, и еще раз родители

Ребенок может избавиться от зависимости только в том случае, если родители начнут принимать активное участие в его жизни. Он должен понять, что взрослые любят его и переживают за его здоровье. Тогда ребенок перестанет идти на улицу и пить алкоголь с целью преодолеть свои трудности.

Новые интересы взамен старым пристрастиям

Если у ребенка обнаружен подростковый алкоголизм, необходимо отвлечь его, найти ему занятие, которое будет увлекать его, даст возможность развиваться в положительном направлении. Очень хороший вариант – окружить ребенка новым обществом, новой компанией, в которой будут пропагандироваться несколько иные ценности, чем принято в привычном для него обществе.

Налаживание контакта с ребенком-алкоголиком

Специалисты в области психологии и наркологии утверждают, что для излечения ребенка от алкоголизма нужно убедить его: родители — это друзья. Для этого необходимо:

  • Вникнуть в его проблемы, показать ему, что вы понимаете его и готовы помочь;
  • Улучшить моральное состояние больного;
  • Оказать психологическую поддержку;
  • Участвовать в жизни ребенка;
  • Дать понять ему, что требуется помощь специалистов;
  • Провести наркологическое и психологическое лечение.

Одним из решающих факторов будет искренность взрослых. Ребенок сразу почувствует, если родители не слишком хотят вникать в его проблемы и делают это только потому, что надо. Нужно постараться стать для подростка другом, которому он сможет рассказать о своих переживаниях. В этих разговорах можно будет узнать об истинных причинах появления у ребенка алкогольной зависимости.

Диагностика алкоголизма

Одной из главных составляющих успешного лечения является ранняя диагностика заболевания. Вот почему так важно уделять ребенку достаточно внимания. Лечение обычно проводится в стационаре, так как дома использование различных препаратов часто оказывается малоэффективным. Препараты тоже имеют свою особенность: многие из них создавались для лечения взрослых, и совсем не предназначены для детей. Многие компоненты в их составе детям просто нельзя употреблять. Часто детский алкоголизм лечится с использованием трав и лекарственных сборов, которые обладают общеукрепляющим эффектом, восстанавливают иммунную систему. Помимо народных рецептов рекомендуется большое внимание уделять спорту и активному отдыху.

Сложности лечения детского алкоголизма

Лечение ребенка от алкогольной зависимости – процесс многоступенчатый и сложный. Отучить подростка от алкоголя в ряде случаев не легче, чем излечить от зависимости хронического больного. Если ребенок пьет из-за влияния дурной компании и в принципе у него наблюдается начальная стадия алкогольной зависимости, то вылечить его можно только путем психологической поддержки (чаще всего). Если ребенок пил с детства или алкоголизм у него врожденный, то уже к 10-12 годам у него может быть хроническая зависимость. И тут даже медикаментозное лечение в сочетании с психологической адаптацией может быть безрезультатным. Ребенок, который пил с детства – это не деградирующая личность. Он не деградирует, и он не личность. Это сущность, умственно недоразвитая, физически ограниченная, имеющая явные психические проблемы. Такого ребенка вылечить невозможно. Об этом стоит задуматься молодым родителям, которые любят выпить (даже если они сами не страдают алкоголизмом), и тем более будущим родителям, которые выпивают в период зачатия ребенка. Детский алкоголизм проще предупредить, чем лечить его. Родители должны быть внимательны к своему ребенку (это стоит повторять много раз). Тогда можно будет заметить возможность появления алкогольной зависимости и предупредить ее практически без последствий для организма ребенка. И конечно, сами родители не должны злоупотреблять спиртным.


Читайте еще:

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

Страдают тысячи людей, но особенно опасно такое заболевание для детей. У ребёнка далеко не все системы сформированы полностью, поэтому алкогольные напитки могут нанести организму очень сильный вред, вызвать серьёзные нарушения в психике и привести к быстрой деградации и ухудшению деятельности мозга.

Особенности детского алкоголизма

Детская форма алкоголизма – одно из самых серьёзных заболеваний в настоящее время. На территории России и других стран СНГ оно начало проявляться после распада Советского Союза.

Алкогольные напитки в настоящее время легкодоступны, а их использование не вызывает особого порицания у общества. Спиртное часто сопровождает вечеринки , и иногда его начинают употреблять дети — из интереса и желания почувствовать себя более взрослым либо под влиянием ребят постарше. При этом детская психика ещё не сформирована, и развитие привыкания происходит более быстро — в результате у ребенка начинает проявляться зависимость от алкогольной продукции.

Средний возраст, в котором современные подростки начинают употреблять алкоголь — 10 лет. Чаще всего его предлагают сами взрослые, не понимая, к каким серьёзным и опасным последствиям может это привести. Раннее знакомство подростка со спиртным чаще всего происходит случайно либо с подачи родителей, которые проводят курс лечения при помощи спиртовых настоек и растворов.

Детская форма алкоголизма в большинстве случаев выявляется врачами в возрасте 10-14 лет, но в некоторых случаях можно заметить более раннее развитие зависимости. Так, лечащие специалисты говорят о детях в возрасте трех лет, которые уже обладают выраженной симптоматикой заболевания. Если закрыть глаза на такую опасную проблему, то она может стать настоящей угрозой для всей нации людей.

Характер протекания

У взрослых людей хроническая форма алкогольной зависимости развивается за 5-10 лет, а у детей – до 4 раз быстрее, что происходит из-за анатомо-физических особенностей организма. У детей внутри мозговой ткани находится гораздо меньшее количество белка и больше воды, в которой происходит быстрый процесс растворения этанола, что влияет на эффективность его усваиваемости .

Около 7% спирта выводится из организма посредством лёгких и почек, а другая часть воздействует на организм ребёнка в виде токсина и всеми возможными способами отравляет его. В конечном счёте организм быстро адаптируется к ядовитым веществам, а после быстро развивается привыкание.

Злокачественное течение алкогольной зависимости у детей можно объяснить тем, что их организм ещё не полностью развит. Центральная нервная система в это время ещё не способна качественно и долго противостоять разрушительному действию спирта, поэтому происходит процесс быстрого развития необратимых для организма человека последствий.

Так как подросток боится критики от взрослых людей, то он использует алкоголь втайне от них. В этом случае дозы спиртного употребляются залпом и чаще всего без закуски.

Подросток быстро привыкает к процессу распития спиртных напитков по поводу и без него. Во время легкого опьянения дети начинают ощущать неуверенность, а трезвое состояние, которое присуще для человека, становится для них каким-то странным явлением. В стремлении поддержать эффект от опьянения подросток начинает уходить в тяжелые запои.

Детский алкоголизм очень трудно вылечить, так как психика в таком возрасте не развита полностью, а зависимость развивается очень быстрыми темпами . Подростку начинает даже нравиться состояние опьянения: в нём он ощущает себя наиболее комфортно. Уговорить его пройти курс лечения будет очень сложно, но без осознания заболевания и желания начать курс лечения борьба с пьянством становится безрезультатной.

Причины и последствия

Большое количество малолетних алкоголиков становятся такими по вине своих родителей. В процессе семейных праздников и застолий взрослые пьют алкогольные напитки, а дети видят всё это и замечают, что именно после выпивки родителям становится весело.

Кроме этого, большое количество взрослых людей наливают немного спиртного ребёнку, чтобы он смог выпить вместе с остальными. В детском возрасте такого может хватить, чтобы появилась настоящая зависимость. Подросток начинает думать , что в спиртном нет ничего опасного и плохого, он лишь является возможностью получить хорошее настроение и расслабиться.

Полный список причин развития детского алкоголизма намного шире, но все пункты связаны с неправильным отношением взрослых людей к своим детям:

  1. Подражание старшим друзьям и ребятам.
  2. Алкоголизм одного либо обоих родителей.
  3. Желание избавиться от большого количества проблем в школе либо даже дома.
  4. Наличие у ребёнка собственных денег.

Дети в большинстве случаев начинают употреблять алкоголь лишь со своими сверстниками и в компаниях, а на семейных праздниках они часто отказываются выпить небольшой стакан алкоголя. Сейчас неуклонно растёт число школьников, которые регулярно употребляют слабоалкогольные напитки. Дети думают, что таким способом начинают выглядеть намного взрослее и приобретают уважение со стороны своих одноклассников и друзей.

Так как самоконтроль в это время у ребёнка отсутствует, то он очень часто начинает перебарщивать с общей дозировкой средства и доводит себя до тяжёлой стадии алкогольного опьянения. Именно в таком состоянии дети совершают правонарушения и хулиганят, начинают воровать, в конечном счёте попадая на учёт в детские комнаты полиции.

Самой тяжёлой и опасной формой болезни считается врождённая форма алкоголизма. Она может быть выявлена у детей, чьи родители продолжали употреблять алкогольные напитки даже во время зачатия ребёнка, а также во время беременности.

Если ребёнок каким-то образом получил дозу этанола в утробе матери, он начинает часто плакать, так как ему необходима привычная доза вещества в организме. Такому новорожденному будет достаточно смочить губы спиртом – и он быстро успокоится.

Часто алкоголизм возникает у ребят, которые перенесли особые заболевания, приводящие к изменению личности и характера.

  1. Мозговые травмы.
  2. Нейроинфекцию.
  3. Органические виды поражений в центральной нервной системе.

В таких случаях можно заметить более интенсивные и злокачественные формы пьянства. Малыш начинает очень быстро терять контроль над объёмом выпитых алкогольных напитков, а также испытывать повышенную тягу к спиртному. В скором времени происходит развитие абстиненции.

К психологическим причинам можно отнести следующие события:

Стадии заболевания

Алкогольная зависимость у подростка может развиваться в течение долгого времени, но процесс в детском возрасте проходит намного быстрее, чем во взрослом.

Есть пять главных стадий развития заболевания:

  1. Привыкание к алкоголю.
  2. Регулярное распитие алкогольной продукции.
  3. Развитие психической зависимости
  4. Абстинентный синдром.
  5. Деменция.

В самом начале заболевания ребёнок начинает употреблять спиртное время от времени, в конечном счёте происходит быстрая адаптация к спирту. Так как организм ещё формируется, он способен оказывать сопротивление вредному воздействию этанола.

Как родители, так и учителя ребёнка должны внимательно относиться к ребенку, замечая изменения в его характере, поведении, а также появление у него новых нежелательных знакомых и друзей. Развитие привычки к алкоголю происходит в течение 4-6 месяцев.

Если пропустить начальную стадию, ребёнок начнет употреблять спиртное регулярно. Со временем он будет увеличивать дозировку и переходить на более крепкую алкогольную продукцию.

На второй стадии развития зависимости у детей начинает активно изменяться общее поведение, именно поэтому основная задача взрослых – вовремя заметить изменения, а также отреагировать и дать понять ребёнку, что алкоголь может привести к очень сильным неприятностям, вызвать заболевания и сломать всю жизнь. В это время ещё можно попробовать устранить заболевание, прекратив процесс использования алкоголя.

Через один год после начала приема алкоголя у детей начинает формироваться определённая зависимость со стороны психики. В это время он может употреблять спиртное в любое время, при этом ему совершенно неважно, какой именно по качеству будет спирт.

Переносимость этанола в это время увеличивается уже в 3-4 раза, вместе с этим ребёнок утрачивает контроль за количеством выпитого и не контролирует своё поведение. Дети начинают очень часто выпивать в больших объёмах. Это может говорить о том, что произошло развитие хронической формы алкоголизма.

Когда наступит абстинентный синдром, можно диагностировать переход болезни в хроническую форму. Синдром отмены у детей при этом может сопровождаться вегетативно-соматическими нарушениями. По времени он продолжается намного меньше, чем у взрослых людей, а возникает после использования значительного количества спиртных напитков.

Симптомы

Есть большое количество признаков, по которым внимательные взрослые могут заподозрить у ребёнка развитие алкоголизма.

Так, отравляющее воздействие спиртного происходит на мозг, а также центральную нервную систему, что вызывает отклонения в поведении:

Также у детей развиваются физические признаки алкогольной зависимости, которые насторожат заботливого родителя. Они могут быть связаны как с пагубным взаимодействие спиртного на неразвитый организм, так и с похмельем.

Остальные признаки, которые способны выдать малолетнего алкоголика:

Вместе с этим могут развиваться когнитивные симптомы. У подростка ухудшаются концентрация внимания, память. Он часто забывает школьный материал, плохо запоминает информацию, что очень сильно влияет на общую успеваемость.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Вконтакте

Одноклассники

Сегодня существенно снизился возраст большинства болезней, не остался в стороне и алкоголизм . Уже никого не удивишь словами «детский алкоголизм», «пьющий ребенок». Кто из нас не видел компанию совсем юных ребят с бутылками пива и сигаретами в руках? Эта картина стала привычной и не вызывает ничего кроме желания поскорее пройти мимо.

В результате у пристрастившихся детей к алкоголю может возникнуть сахарный диабет , а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией .

Велика опасность алкогольных отравлений, развитие тяжёлых интоксикаций , а зачастую подобные явления приводят к коме. На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон, судороги, серьёзные психические нарушения (галлюцинации , бред), возможен летальный исход.

5 основных этапов развития алкозависимости у детей

1. На первом этапе, длительность которого составляет 3-6 мес., происходит привыкание к спиртосодержащим напиткам. При этом немалую роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок.

2. Для второго этапа, составляющего порядка 1 года, характерно регулярное употребление алкоголя, увеличение доз, кратности приема. В этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка, однако прекращение приёма алкоголя именно в этот период дает достаточно стабильный положительный терапевтический эффект.

3. Третий этап сопровождается развитием устойчивой психической зависимости. Его длительность составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. На протяжении этого периода, подросток теряет контроль над количеством принимаемого алкоголя, его качеством, возрастает в 3-4 раза толерантность к этанолу, что приводит к формированию первой стадии хронического алкоголизма.

4. Четвертый этап характеризуется хронической стадией алкогольной зависимости с достаточно ярко выраженным абстинентным синдромом. Причем в отличие от взрослых, абстиненция у детей наступает при употреблении больших доз алкоголя, а по времени - менее продолжительна.

5. На пятом этапе формируется устойчивая алкозависимость, наступает деменция, дети становятся злобными (особенно, если есть нейрофизиологические предпосылки), асоциальными, интеллектуально деградируют. Очень часто на последнем этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других дурманящих, токсичных веществ - ацетон, клей, наркотики .

Лечение

Для лечения детского алкоголизма необходимы специализированные стационары, а также соглашение родителей или опекунов и их активное участие, которое заключается в обеспечении ребенку оптимальных условий для развития в положительном направлении.

К методам лечения можно отнести кодирование, гипноз, психотерапию, медикаментозное лечение.

В качестве вспомогательной терапии обычно врачи рекомендуют народную медицину – травы и сборы, которые обладают как иммунновосстанавливающим , успокаивающим нервную систему и общеукрепляющим воздействием.

Также в этом деле помогут занятия спортом, физкультура, активный отдых, танцы, увлечения различными хобби, в общем, всё, что отвлекает от пристрастия к алкоголю.

Профилактика

Цель профилактики детского алкоголизма, в первую очередь, заключается в том, чтобы не допустить употребление алкоголя ребенком. Это значит, что важным является решение проблемы и алкоголизма взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.

Не менее действенным профилактическим методом борьбы с детским алкоголизмом считается и запрет рекламных кампаний, которые активно пропагандируют употребление алкоголя. Основная роль в профилактике такой проблемы ложится и на плечи родителей, которые должны уделять своему ребенку внимание и принимать активное участие в его развитии.

И конечно, следует четко понимать, что детский алкоголизм – это серьезное и достаточно быстро развивающееся заболевание. И не стоит пытаться напоить ребенка пивом или другими слабоалкогольными напитками, утверждая, что это не нанесет вреда. Любой алкоголь для малыша противопоказан.

Лечение детского алкоголизма – сложный и длительный процесс, который затрудняется вследствие невозможности применения отдельных эффективных методов из-за возрастных ограничений. Лечение возможно, если вовремя обратиться за помощью. Но родителям следует помнить, что внимание и забота – лучшая профилактика раннего алкоголизма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и особенности детского алкоголизма, его исследование в разных странах. Пути протекания детского алкоголизма, психология приобщения к алкоголю, влияние алкоголя на организм ребёнка. Психотерапия как метод лечения от детской алкогольной зависимости.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2008

    Изучение механизма формирования зависимости от алкоголя и наркотических веществ, ее последствия. Основные характеристики заболевания. Ведущие симптомы алкоголизма и наркомании. Признаки потери контроля. Течение алкогольного абстинентного синдрома.

    презентация , добавлен 26.09.2015

    Концепция алкоголизма. Физические последствия алкоголизма. Прогностическая неблагоприятность силы зависимости. Различения понятий "зависимость" и "физическая зависимость". Факторы риска формирования пагубных пристрастий. Влияние наследственности.

    статья , добавлен 10.11.2008

    Причины женского алкоголизма. Влияние алкоголя на женский организм: изменение внешности, поражение нервной системы, болезни внутренних органов и половой системы. Схема формирования алкогольной зависимости у женщин. Последствия алкоголизма и его лечение.

    реферат , добавлен 24.05.2010

    Опасность неумеренного употребления спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Формирование психической и физической зависимости от алкоголя, развитие функциональных нарушений организма. Симптомы, течение, стадии и лечение болезни.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Негативное воздействие на организм человека употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ. Стадии хронического алкоголизма. Разновидности наркотиков, их особенности. Признаки наркотического опьянения. Патогенетические механизмы токсикомании.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков: причины их употребления, стадии и формы опьянения и алкоголизма, физиологическое влияние, психические и соматические расстройства. Особенности алкоголизации молодёжи.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Классификация наркотических средств: психодепрессанты, стимуляторы и галюциногены. Особенности опийного опьянения. Объективные признаки, сопутствующие приему барбитуратов. Этапы наркомании: начальная эйфория, толерантность, зависимость, абстинеция.

    презентация , добавлен 25.12.2013