Домой / Глаза / Саржевое сатиновое и атласное переплетение. Как выглядит и какими свойствами отличается ткань с сатиновым переплетением

Саржевое сатиновое и атласное переплетение. Как выглядит и какими свойствами отличается ткань с сатиновым переплетением

Наши бабушки и прабабушки шили свой гардероб самостоятельно, и многое могли бы нам поведать о разнообразных тканях. Уж они знали толк в том, из каких материй лучше смастерить платье или блузу. Большинство дам в те времена отлично справлялись с изготовлением домашнего текстиля: постельных комплектов, занавесок и скатертей. Они не только прекрасно шили все эти предметы обихода, но и декорировали его вышивкой и другими украшениями.

Массовое увлечение шитьем осталось в прошлом. Сейчас это занятие можно отнести в разряд хобби - его встретишь нечасто. Далеко немногие женщины могут рассказать о том, какая ткань находится у них в руках.

Текстильная промышленность поражает современных модниц обилием новинок. Ткани становятся высокотехнологичными и многофункциональными. Однако в их основе, как правило, лежат схемы и методики, разработанные еще столетие назад.

Что представляет собой полотняное переплетение?

Переплетение полотняное относится к главным видам схем сочетания волокон. Именно с помощью данного текстильного приема вырабатывается большое количество наименований тканей из различных природных и Другие виды переплетений получаются путем различных вариаций или комбинаций основных их типов.

От характера переплетения зависит не только внешний вид ткани, но и ее механические, физические и технологические характеристики. Для того чтобы разобраться в вопросе образования ткани, сначала давайте разберем основные текстильные понятия.

Основные текстильные понятия

Продольные нити называются основой, а поперечные - утком. В структуре ткани они переплетаются и образуют перекрытие, обозначаемое в ткацких схемах символом n F . Основным перекрещиванием n FO называется то место на лицевой части ткани, в котором волокна основы расположены над утком. В уточном перекрытии n F Y наблюдается обратная картина. Здесь нити основы лежат под нитями утка.

Переплетения в текстильном деле принято обозначать в виде схемы, которая представляется в двух цветах. В вертикальных рядах расположены нити основы, а горизонтальных - уточные. Они располагаются в определенном порядке и образуют тот или иной тип перекрещивания. Клетками темного цвета принято обозначать основные перекрытия, а светлыми - уточные.

В разборе схемы существует определенный порядок. Нити основы считаются слева направо, а уточные - в направлении снизу вверх. В составлении и чтении схем пользуются понятием раппорт R. Это обозначает количество перекрытий волокон утка и основы, которые чередуются с определенным интервалом. Раппорты делают простым и понятным. Различают раппорты переплетения по нитям основы R o и по утку R Y .

Также в составлении ткацких схем имеется понятие сдвига S. Этим термином обозначается количество нитей, на которые одиночное перекрытие удалено от аналогичного. Различают вертикальный сдвиг S o по основе и S Y по утку.

Как производится полотняное переплетение?

Полотняное переплетение, схема которого является наиболее простой, характеризуется таким порядком, при котором нити утка и основы перекрещиваются друг с другом в каждом втором последовательном перекрытии. Это означает, что оно имеет самый наименьший из возможных раппортов.

Поэтому считается, что полотняное переплетение нитей является первоисточником всех модификаций ткацких схем. Именно по этим правилам изготавливались первые материи нашими предками.

Существует определенный раппорт, который характеризует полотняное переплетение. Схема его описывается в виде формул:

  • R O = R Y = 2 нити;
  • n FO = n FY = 1;
  • S O = S Y = 1.

Ткань полотняного переплетения, в которой нить основы обладает значительно меньшей толщиной по отношению к аналогичному показателю утка, носит название ложный репс. В этом случае формируется поперечный рубчик. Специалисты относят его к разновидности переплетения, именуемого уточный репс. По данному типу ткацкого переплетения формируются такие виды тканей, как хлопчатобумажная тафта и поплин. Простое полотняное переплетение служит основой для создания многообразия текстильных продуктов на основе разнообразного природного сырья: хлопка, льна, шелка, шерсти и других источников волокна.

Хлопковые ткани

В которой переплетение полотняное, очень широко используется в текстильной промышленности. Различают несколько видов такого текстиля, которые подробнее рассматриваются ниже.

Бязь

Она именуется также бурметью или бумажным холстом. Данная ткань может выпускаться в виде суровой неотделанной ткани, бывает также беленой (полотно), гладкокрашеной или набивной. В составе бязи могут присутствовать как только хлопковые нити, так и искусственные волокна.

Холщовая ткань применяется в современной текстильной промышленности в изготовлении обладает хорошей износостойкостью, выдерживает большое количество стирок. Холщовая ткань имеет массу преимуществ:

  • Отличные гигиенические качества.
  • Гипоаллергенность.
  • Экологичность.
  • Легкость.
  • Низкий показатель сминаемости.
  • Длительное сохранение яркости рисунка.
  • Доступная цена.

Именно эти качества позволяют изготавливать из бязи повседневные и люксовые комплекты постельного белья высоко качества.

Ситец

Относится к легким хлопчатобумажным тканям и бывает гладкокрашеной либо набивной. Ситец производится из миткаля путем красильно-отделочных манипуляций. Обычно плотность данной ткани равняется 80-100 г/м 2 . Ситец применяется в текстильной промышленности для пошива постельного белья, сорочек для мужчин, а также для легкой верхней одежды.

Батист

Эта ткань отличается особой тонкостью и прозрачностью. Сырьем для производства батиста служит как хлопок, так и лен. Данная ткань полотняного переплетения изготавливается из наиболее тонкого крученого волокна высоких номеров. Батист бывает гладкокрашеным, отбеленным, мерсеризированным и набивным. Обычно данный материал применяется для пошива нижнего белья, легких платьев или блузок. Также батист служит полуфабрикатом для производства кальки.

Миткаль

Эта суровая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения состоит их грубых неотбеленных волокон. Чаще всего миткаль имеет некий сероватый оттенок. Он служит полуфабрикатом для изготовления других тканей и материалов. Если миткали обработать необходимым способом, то можно получить бельевые изделия (муслин, мадаполам) или ситец. Также из этого сырья получают различные клеенки и дерматин.

Фланель

Данный вид ткани может быть изготовлен как их хлопка, так из шерсти либо из их комбинации. Фланель имеет редкий двусторонний или односторонний пушистый начес и поэтому неплохо сберегает тепло. Она мягкая и приятная на ощупь, может быть отбеленной, гладкокрашеной или набивной.

Фланель имеет свои недостатки: скатывается при длительной носке и ввиду высокой гигроскопичности долго сохнет. Данная ткань отлично подходит для демисезонной одежды и для детских пеленок.

Поплин

Данный вид ткани является двусторонним, одноцветным либо узорчатым. Поплин образует переплетение полотняное из тонкой основы и более грубого редкого поперечного утка. В результате получается мелкий рубчик, который характеризуется высокой плотностью основы, который в 1,5-2 раза превосходит аналогичный показатель по утку. Поплин может быть отбеленным, напечатанным, пестротканым или гладкоокрашенным. Он имеет массу достоинств:

  • Хорошо держит форму.
  • Его поверхность приятная на ощупь.
  • Термостатичный и гигроскопичный.
  • Высокая износостойкость.
  • Доступная цена.

Благодаря таким качествам поплин широко применяется для создания постельного белья, а также для мужских и женских сорочек, полотенец и прочих изделий.

Тафта

Данная ткань, в которой используется переплетение полотняное, является тонкой, плотной и имеет глянцевую поверхность. Тафта изготавливается из туго скрученных волокон, причем применяется не только хлопок, но и шелк, а также синтетические нити. Традиционно этот вид ткани используется для пошива вечерних и свадебных туалетов, и различных товаров народного потребления.

Льняные ткани

Лен - ткань довольно твердая и плотная. Она имеет гладкую поверхность и матовый блеск. Ткань изо льна плохо растягивается, особенно в увлажненном виде, ее волокна переплетаются друг с другом плохо.

Этот материал мало загрязняется, не образует ворса и отличается большой гигроскопичностью. Лен - ткань, которая отлично поддерживают естественную теплоотдачу тела человека и поэтому отлично подходит для пошива одежды. В текстильной промышленности изготавливается несколько видов тканей из этого материала методом полотняного переплетения:

  • Бортовка - плотная ткань, предназначенная для изготовления подкладочных элементов верхней одежды.
  • Парусина - тяжелая ткань из толстой льняной нити, отличающаяся особой плотностью. Она отталкивает влагу и отличается повышенной износостойкостью. Она применялась для создания парусов, а также для пошива водоотталкивающей и специализированной одежды. Если данную ткань пропитать огнеупорным, водоотталкивающим и противогрибковым составом, то получится брезент.
  • Полотно - гладкая льняная ткань, которая имеет блестящую поверхность и используется для изготовления платьев и костюмов.

Шелковые ткани

Шелк - материал очень дорогой и деликатный. Его издавна использовали для пошива туалетов знатных особ. Позже с изобретение одежда из этого материала стала доступной каждому. При изготовлении ткани из натуральной и синтетической применяется и полотняный тип переплетения. В основном таким способом изготавливают разнообразные крепы.

Данный вид ткани изготавливается из волокон с высокой круткой в левом и правом направлении с определенным чередованием. Такая обработка нитей придает им упругость и обеспечивает повышенную усадку материи. Ткань приобретает мелко-шероховатую структуру.

Главное достоинство креповых тканей - их отличная драпируемость в сочетании с небольшой сминаемостью, что делает их идеальными для изготовления вечерних туалетов для женщин и мужчин. Шелковая ткань полотняного переплетения бывает следующих видов:

  • Крепдешин отличается умеренным блеском. Он относительно тонкий, но при этом достаточно плотный. Крепдешин изготовляется из волокон шелка в основе, а в качестве утка используются нити крепового кручения. Также в ткани могут применяться шерстяные и Крепдешин широко применяется для пошива вечерних и свадебных комплектов.
  • Креп-шифон - воздушная тонкая полупрозрачная ткань, имеющая выраженную рельефную структуру. Может содержать как чисто шелковые, так и синтетические нити. Креп-шифон используется для изготовления летней одежды и аксессуаров.
  • Креп-жоржет отличается не только тонкостью и прозрачностью, но и эластичностью. Текстура ткани ярко выражена. Креп-жоржет применяется для пошива легких туалетов, платков и шарфов.
  • Креп-марокен отличается наличием нити сильного закручивания в основе. Он имеет выраженную рельефную структуру и изготовляется из нитей природного шелка, вискозы, а также шерсти. Креп-марокен в основном используется для пошива костюмов.

Ткани из шерсти

Шерстяные нити также подвергаются полотняному переплетению с образованием отдельных видов тканей, главной из которых является сукно. Эта ткань примечательна тем, что на ее поверхности нити настолько сбиты и переплетены, что перекрываются все просветы между волокнами.

Таким образом, ткань становится похожей на войлок. Шерстяное сукно бывает двух типов:

  • Армейское изготовляется со строгим соблюдением технологии и применяется для создания одежды для военных, а также для некоторой спецодежды.
  • Городское имеет некоторые отличия в технологии. Оно более мягкое и тонкое, имеет большое цветовое разнообразие.

Сукно хорошо настилается и не смещается при раскрое, не сыплется на срезах, хорошо выдерживает утюжку. Однако данный материал мнется при эксплуатации, может давать усадку и не выдерживает стирки.

Как видно, полотняное переплетение нитей в ткани породило огромное разнообразие уникальных и неповторимых материалов, которые современные хозяйки применяют для пошива одежды, постельного белья и прочих предметов быта. Проходят годы, сменяются эпохи, но многие основы, заложенные нашими предками, и по сей день не теряют своей актуальности.

За многотысячелетнюю историю существования ткачества появилось огромное количество вариантов переплетения нитей. Часть из них являются базовыми, все другие принято рассматривать как производные от основополагающих способов. Покупателю полезно иметь представление о разновидности схем переплетения нитей в выбранной ткани. Это поможет спрогнозировать ее свойства, поведение при шитье и носке.

Базовые термины

В ткачестве используется два типа нитей:

  1. Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
  2. Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.

Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.


Типы переплетения нитей ткани

По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом. Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани. Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.


Полотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.


Саржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается .
  • При преобладании нитей утка ткань называется .

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.


Мелкоузорчатые производные схемы

Большое количество схем переплетений производится усложнением простых видов плетений. Вариантов получения тканей с мелкими узорами при минимальном количестве изменений в алгоритме плетения множество.

Репс

Схема переплетений репса очень похожа на полотняную. Особенность заключается в удлинении какого-либо перекрытия:

  • Если удлинены перекрытия основы, на ткани формируется поперечный рубчик.
  • При удлинении перекрытий уточных нитей образующийся рубчик сориентирован в продольном направлении.

Рогожка

Этот вид переплетения также очень похож на полотняное. Только удлинение составляет 2 или 3 нити. Основные и уточные «шаги» симметричны друг другу.

  • Раппорт чаще представляет собой квадрат 2×2.
  • Иногда его делают крупнее, 4×4.

Рисунок получается ярким, рельефным; подходит для многих типов сырья.

Производные варианты саржевого вида

Существует несколько вариантов усиления саржевого типа плетения. Во всех из них перекрытия удлинены. В результате образуются широкие и четко выраженные диагонали. Удлинения могут быть равносторонними либо с преобладанием основных (уточных) нитей. В зависимости от разновидности примененной схемы формируется тот или иной внешний вид лицевой части ткани.

  1. Сложная саржа имеет на поверхности лицевой части диагонали разной ширины. В дроби, обозначающей раппорт, в числителе и знаменателе указывают несколько цифр. Они отображают количество нитей и величину смешения в узоре каждого вида тканей. Схема плетения иногда называется многорубчиковой.
  2. Ломаная саржа – оригинальный вариант с повторяющимся изломом диагональной полосы под прямым углом. В результате рисунок напоминает елочку. Иногда его так и называют плетением «в елочку».
  3. У обратной саржи в месте излома диагонали выполнен сдвиг. Узор получается еще более необычным.

Производные варианты атласных и сатиновых видов

В производных вариантах исполнения обеих схем имеется дополнительное перекрывание нитей. Поэтому они называются усиленными. Например, в усиленном сатиновом переплетении из восьми нитей в каждом ряду утка присутствует два перекрытия основы и шесть утка.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы


Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть , сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.


КГУ «Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска»

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л.М.

Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема : Выполнение макета полотняного переплетения ( практика )

Цель:

создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

Задачи:

содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.

Наглядность и оборудование:

- Наглядные пособия : учебные коллекции ««Текстильные волокна», «Хлопок», «Лён», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);

Макет ткацкого станка ; макет создания ткани;

Образцы ткацких переплетений;

Книги по теме: «Материаловедение»: «Как рубашка в поле выросла»;

Инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения »;

Компьютер;

Слайдовая презентация (Презентация Power Point ) «Ткацкие переплетения».

Схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

Содержание темы :

Профессии прядильщика и ткача.

Процесс создания ткани;

Основные термины: «Материаловедение », «ткань», « текстильные волокна», «натуральные волокна растительного происхождения»; «нити основы и утка»; «лицевая, изнаночная стороны ткани»;

Направления нитей основы и утка;

- полотняное переплетение ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

а) приветствие;

б) выявление отсутствующих учащихся;

в) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Обратить внимание на доску, на которой размещена «Выставка тканей».

    Вводная часть занятия.

    Сообщение темы занятия . Постановка учебных целей занятия.

Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

    Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

III . Основная часть занятия

    Вводный инструктаж

Рассказ учителя « Материаловедение. Переплетение нитей» (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point ).

Ткань образуется в результате переплетения нитей: - нитей о с н о в ы (долевых) - и нитей у т к а ( поперечных ). Это положение нитей в ткани Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении увеличивают свою длину.
Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания. Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки. Самое простое переплетение нитей – полотняное , в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

    Подготовка к выполнению практической работы.

а) работа с учебным материалом (инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения»)

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

    Практическая работа учащихся «Выполнение макета полотняного переплетения »:

Деятельность учителя:

Целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

Текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;

- анализ выполнения учебного задания.

    Заключительная часть занятия.

    Подведение итогов занятия.

Закрепление. Упражнение: « Продолжите предложение»

Для пошива одежды и белья в быту мы применяем материал -…

Рефлексия: беседа.

Удалось ли вам выполнить макет?

Что будете переделывать дома? Почему?

Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

Как эти знания пригодятся вам в жизни?

    Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.

    Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).

Инструкционная карта

Практическая работа

«Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения»


Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.
    Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см
    Разметь два квадрата через 1 см
    На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
    Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.
    Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.

С появлением ткацких станков текстиль стал разнообразнее, сложнее, красивее, приобрел много полезных свойств и качеств. Создаются специальные виды материи для верхней одежды, штор и занавесей, постельного белья и обивки мебели. Список бесконечен. Используется сырье натуральное, искусственное и их смесь. Наиболее известны среди натуральных – ситец, сатин, атлас, саржа.

Лучшие из натуральных

Ситец напоминает о детстве. Приятный на ощупь, мягкий, нежный ситец идеален для детской и домашней одежды, но станет неудачным выбором для офисной или праздничной. Ситец с обеих сторон одинаково гладкий. Качество нити определяет ткань:

  • хлопчатобумажная – ситец, бязь, маркизет, батист.
  • льняная – бортовка, парусина;
  • шелковая – креп-дешин, креп-жоржет;
  • шерстяная – сукно и костюмные ткани.

Сатин плотнее и прочнее ситца, он шелковистый на ощупь с лицевой стороны, долговечен, достаточно хорошо держит форму, как и все хлопчатобумажные ткани, хорошо пропускает воздух. Подходит для пошива мужской и женской одежды – платьев, блуз, рубашек. Идеален для изготовления постельного белья.

Саржа среди недорогих тканей стоит особняком, так как считается технической, хоть и применяется в пошиве одежды. Для улучшения ее качества и применения в различных сферах производства и авиации к натуральному сырью добавляют волокна синтетические, иногда в значительных количествах. Неизменным остается только диагональное саржевое переплетение. Добавление к сырью эластана дает прекрасно подходящую для пошива одежды ткань , в особенности хорошо сидят брюки современных моделей. Ткань комфортна в носке, хорошо держит форму, мало изнашивается, к тому же недорогая.

Определяющая роль переплетения нитей

Переплетение нитей в ткачестве является важнейшей характеристикой строения ткани, которая определяет не только ее внешний вид, но и свойства – физические, механические, технологические. Существуют различные виды ткацких переплетений, их классификация по сложности: простые и сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые.

Самый простой — полотняный, сатиновый или атласный — сложнее, но в обоих случаях ткань получается тонкой, гладкой, даже немного шелковистой с лицевой стороны. Более интересное и сложное саржевое переплетение дает в результате прочную ткань с характерным диагональным рубчиком.

Комбинированное переплетение может быть креповым , орнаментным, рельефным, ажурным, каждое из них с характерным, узнаваемым лицевым рисунком.

Производное от этих видов плетение дает репс и рогожку. Репс нынче не в моде, а создают репсовое плетение удлинением на станке и основных, и уточных перекрытий по схеме 1 основная нить на 2 – 3 уточные.

Геометрия плетения нитей

Полотно

Первые ткацкие станки были способны соединять нити перпендикулярно друг другу, то есть выполнять простейшее полотняное переплетение. Основные или долевые, идущие вертикально (вдоль) и располагающиеся параллельно, образуют кромки полотна – это основа. Соответственно, поперечные, идущие под прямым углом к основе, называют уток, уточина. Обе нити чередуются через одну в ряду, полотно получается достаточно редким по структуре.

От уточной нити, как правило, не требуется прочности, они наполняют промежутки меж долевыми, создавая ткань.

Рис. 1 Схема полотняного переплетения

Сатин и атлас

Сатиновое и атласное плетение похожи: оба чуть поблескивают с лица, без шероховатости. В отличие от полотна, эти виды соединения нитей оставляют наверху преимущественно уток (сатин) или основу (атлас). Выход на лицо уточных нитей дает сатин, а основы – атлас.

Сырье для сатино-атласного используют как полностью натуральное, хлопчатобумажное, так и с добавлением волокон синтетики, придающей ткани прочность, блеск, упругость и другие полезные качества.

Рис. 2 Сатиновое и атласное переплетение, схема

Саржевое переплетение

Этот вид соединения нитей в ткань считается одним из главных и распространенных в ткачестве. Саржа узнаваема по фактуре – мелкому рубчику, блестящему на лицевой стороне. Диагональный узор идет по всей поверхности слева направо, а угол наклона его зависит от качества нитей утка и основы. Полушелк, используемый преимущественно как плательный или подкладочный, с блестящим рубчиком на матовом фоне, получается при шелковой нити основы и хлопковом утке. Если же основа – хлопчатобумажная, а уток шерстяной – материал будет полушерсть.

Рис. 3 Саржевая ткань с характерным рубчиком

Основа и уток переплетаются разными способами, что дает различие в толщине готовой материи, ее мягкости, способности облегать. Типичные примеры – подкладочная ткань и сукно, мягкие шерстяные или хлопковые обивочные материалы и твил.

Вертикальные и горизонтальные нити имеют меньше пересечений, чем при варианте полотна, при этом образуются удлиненные перекрытия. Современные ткацкие станки поддаются перенастройке, что позволяет изготавливать две группы саржи:

  • разностороннюю, с четко выраженной лицевой и изнаночной сторонами;
  • равностороннюю, с обеих сторон одинаковую.

Различие объясняется количеством перехлестов основы или уточной нити. Благодаря длинным перехлестам ткань эластичнее и мягче полотна, но менее плотная. Такие перехлесты получаются при помощи ремизок – устройств для продевания ниток. Ремизок может быть много, минимально – три, так что вариантов саржевой ткани также много. Чем больше ремизок имеет ткацкий станок, тем разнообразнее получается итог, например, многополосный.

Понять принцип нитяного переплетения удобнее на схеме саржевого плетения , см. рис. 4, где а) – трехремизочная уточная и б) – четырехремизочная основная саржа.

Виды саржи

Уникальность и универсальность саржевой ткани в том, что использовать ее можно не только в качестве незаметной подкладки, но и сшить из нее платья, костюмы. Этому способствуют виды саржи:

  1. Усиленная, с широкими диагональными полосками и отсутствием одиночных переплетов. Примеры усиленной плательной – шотландка, кашемир; костюмной – бостон, шевиот.
  2. Сложная, с чередованием диагоналей разной ширины;
  3. Ломаная или деним, где рубчик образует елочку. Вид «деним» предприимчивые руководители компании Wrangler использовали для пошива запатентованных моделей брюк и поэтому деним годами не сходит с модных подиумов.

Ручные поделки, вдохновленные саржей

Привлекательная фактура и относительная простота переплетения повторяется в ручном плетении из лозы, бумаги. Корзины, короба, шкатулки выглядят прекрасно, годами служат в хозяйстве, украшают туалетные столики модниц.

Саржевое плетение сделать из бумаги несложно, однако требует аккуратности и терпения. Бумага подходит любая, но лучше выбирать помягче, например, газетную, порезав ее на ленты для скручивания. Еще удобнее лента от кассового аппарата – ее можно оставлять белой, красить, она податлива, хорошо скручивается. Плотная бумага не требует скручивания, но из трубочек изделия получаются интереснее. Трубочки делают, плотно наматывая бумагу на обычную вязальную спицу.

Наиболее впечатляющи поделки в технике саржевого плетения, когда трубочки перемежают друг с другом не через одну, а через две-три. Для начала полезно разобрать создание раппорта, то есть повторяющегося участка узора. Если простое переплетение в шахматном порядке достаточно простое и не требует особенной подготовки, то саржевое сложнее.

В раппорте будет не более трех переплетений со сдвижкой на одну трубочку. Разложив трубочки рядышком на столе, переплетать каждые три горизонтальной трубочкой. Во втором ряду начинать со второй, то есть, сдвинуть рисунок на 1. В третьем – с третьей, захватывая всякий раз по три вертикальных трубочки. Это и будет раппорт, повторение которого в результате даст четкую диагональную полоску.

Таким рисунком можно плести практически любую вещицу вплоть до предметов мебели.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Переплетение двух взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка называют ткацким переплетением, или переплетением ткани. Нити основы расположены вдоль ткани, нити утка поперек. Нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей другой системы, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани. Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создаст на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид тканей. Переплетения влияют и на свойства тканей. Чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны ткани па изнаночную и обратно, тем сильнее они связаны между собой, тем жестче структура ткани и больше ее прочность. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость; нити с длинными перекрытиями делают ее гладкой, блестящей, скользкой. Ткани с длинными перекрытиями устойчивее к истиранию, но легче осыпаются по срезам.

Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения. Зарисовку ткацких переплетений выполняют на клетчатой бумаге. Условно принято считать каждый вертикальный ряд клеток основной нитью, а каждый горизонтальный - уточной нитью. Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием. Если на лицевую сторону ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую сторону ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке его оставляют незаштрихованным.
Перекрытия чередуются в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок, который называется раппортом и обозначается буквой R.

Различают раппорт по основе Ro, и раппорт по утку Rу. Раппорт по основе равен числу нитей основы, составляющих рисунок переплетения. Раппорт по утку соответственно равен числу нитей утка в рисунке переплетения. На схеме переплетения раппорт обычно обозначают в нижнем ювом углу линиями, выходящими за пределы схемы и выделяю- щими при своем пересечении прямоугольник или квадрат рисунка переплетения, который повторяется по всей длине и ширине ткани.

Различают четыре класса ткацких переплетений (рис. 11):

  • простые, или главные;
  • мелкоузорчатые;
  • сложные;
  • крупноузорчатые.

Особенности простых переплетений состоят в следующем:

  • раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;
  • в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.

К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, са ти- повое (атласное).

Саржевое переплетение образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани снизу вверх слева направо.


Отличигельные особенности саржевого переплетения:

    • число нитей в раппорте не меньше трех (Ro=Ry=3);
    • при каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.

Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий. Раппорт саржи равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности ткани саржевого переплетения преобладают основные нити, саржа называется основной (рис. 13 ), например саржа 2/1, 3/1, 4/1 и др. Если на лицевой поверхности ткани преобладают уточные нити саржа называется уточной, например саржа 1/2, 1/3, 1/4.

Саржевым переплетением вырабатывается разнообразный ассортимент тканей. Основное саржевое переплетение обычно применяется для производства полушелковых подкладочных тканей, в которых на лицевую сторону выводятся основные шелковые нити. Уточным саржевым переплетением вырабатываются полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Рубчик в тканях саржевых переплетений на лицевой поверхности обычно идет слева направо, но в некоторых тканях может иметь противоположное направление (обратное саржевое переплетение). Угол наклона рубчика зависит от раппорта переплетения, толщины нитей, плотности основы и утка. В равноплотных саржевых тканях, имеющих основу и уток одинаковой толщины, рубчик обычно идет под углом 45°.

  • Особенности сатинового (атласного) переплетения :
    • при каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается не менее, чем на две нити (а не на одну, как в полотняном или саржевом переплетении).
    • Минимальное число нитей в раппорте (Ro=Ry= 5).

Сатиновые и атласные переплетения позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется и уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных ни тей. Например, в пятиниточном сатиновом переплетении каждая уточная нить перекрывает четыре нити из пяти основных. При каждои последующей прокладке уточной нити производится сдвиг перекрытий па две (рис. 15 ) или на три нити. Атласное переплетение - негатив сатинового: каждая основная нить перекрывает четыре нити из пяти уточных. Наибольшее распространение имеют сатин и атлас с раппортами 5, 8, 10. В восьминиточных сатинах и атласах сдвиг равен трем или пяти нитям, в десятиниточных - трем или семи нитям.

Сатиновыми и атласными переплетениями вырабатывают такие ткани, как сатин, атлас, ластик, корсетные и др.

Удлиненные перекрытия придают этим тканям устойчивость к трению, но слабое закрепление длинных перекрытий в структуре ткани увеличивает их осыпаемость.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные и комбинированные. Это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, «елочек», квадратиков, ромбов и т.д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см и зависят от раппорта по основе (до 24 нитей) и толщины нитей основы и утка. В отличие от простых переплетений в мелкоузорчатых раппорты по основе и по утку могут быть различными.

К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные и перевивочные. Такие ткани вырабатывают из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотности, улучшения теплозащитных свойств.

Крупноузорчатые переплетения имеют большой раппорт и могут быть выработаны только на жаккардовых станках. Рисунки крупноузорчатых переплетении чрезвычайно разнообразны по размерам, форме, колориту, тематике, сюжетам: геометрические и растительные орнаменты, цветочные узоры, сложносюжетные композиции в панно, картинах, гобеленах, коврах и т.д. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные.

      • Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей и применяются для выработки скатертей, салфеток, льняных и полульняных полотенец и разнообразного ассортимента тканей: хлопчатобумажных дамаст, сатин-жаккард; шелковых дамассе, альпак, тавар, дудун, штоф, парча; шерстяных платьевых и некоторых пальтовых тканей; льняных портьерных, декоративных, нарядных бельевых и г. д.
      • Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех и более систем нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные и др. Сложными крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются ковры, гобелены, пикейные покрывала, мебельно-декоративные ткани, разнообразный ассортимент тканей для одежды.