Последние статьи
Домой / Глаза / Семья как социальная группа и социальный институт. Роль семьи и проблемы семьи в социуме

Семья как социальная группа и социальный институт. Роль семьи и проблемы семьи в социуме

Современная жизнь заставляет нас выполнять огромное количество ролей, мать - отец, начальник - начальница, подчинённый и другие.Важно же научиться во время и правильно выполнять каждую из этих ролей, чтобы дома вдруг не оказаться начальницей или начальником, а на работе женой…

Для этого давайте разберёмся, у человека существуют роли и существует статус.

Роль человека, подразумевает определённые модели поведения, способы общения и взаимодействия в межличностных отношениях.

Статус же, это уровень, который нам приписал социум.

Таким образом, начальник или подчинённый это статус, а жена, муж, мать или отец - это роли.
Для того, чтобы семья была полноценной и давала правильную модель поведения детям, в ней должно быть правильное разделение ролей, потому, как именно искажение и нарушение ролей в семье приводит к частым конфликтам, ссорам и распаду семей.

Так, многие жены и матери берут на себя:

Роль мужа и отца

В то время, когда жена и мать, должна заниматься домом, уделять время детям, быть мягкой, терпеливой, внимательной и так далее, жена основное своё время посвящает работе после этого, вместо того, чтобы быть терпеливой и заботливой она уставшая и загнанная дома она строгая и раздражённая, часто выполняет роль мужчины, например, точит ножи, прибивает полки и другие мужские обязанности.

Роль матери и жены.

Мужчина же, наоборот может находится дома, стирать убирать, готовить, следить за детьми и так далее.

Таким образом, нарушение родительских и супружеских ролей приводит не только к семейным конфликтам, но и к нарушению развития детей в таких семьях.

Часто мы заставляем детей выполнять не свои роли.

Ребёнок может начать исполнять роль родителя.

Чаще всего эту роль ему навязывают родители, когда появляется второй ребёнок.
Старший становится для него родителем, который вместо того, чтобы наслаждаться играми и другой свободной деятельностью, занимается воспитанием и уходом за своим братом или сестрой, становясь основным маминым помощником.
Это ведёт не только к нарушению сознания и не правильному развитию ребёнка, но и к негативному отношению к младшему братику или сестрёнке.

Важно помнить, что ребёнка Вы рожали, а не старший сын или дочь.
Вы спросите, а что же тогда, ребёнка совсем нельзя не о чём просить? Нет, совсем нет. Надо просить, но не в ущерб личного времени старшего ребёнка, если он хочет играть и в былые времена Вы бы ему разрешили играть, значит и сейчас он должен играть.
Ребёнку необходимо прожить все стадии развития, не перепрыгнув ни через одну из них, чтобы в сорок лет, он не начал играть в машинки, а женщина не начала красится как Мольвина. И это самые безобидные последствия, которые могут быть, на самом же деле всё намного сложней.

Ребёнок – взрослый.

Роль взрослого часто выполняют дети, когда распадается семья, и мать уже не может обеспечить одна детей, тогда мальчики, равно как и девочки, могут начать раньше работать, поддерживать мать, неся роль взрослых состоявшихся членов общества, коими они ещё не являются, это так же ведёт к нарушению развития личности.

Таким образом важно помнить, что есть определённые жизненные правила, которые формировались веками и их нарушение ведёт к нарушению осознания себя как личности и как члена социума в котором мы неизбежно живём.

Важно всегда помнить свою роль, в которой вы сейчас находитесь, роль в которой находятся ваши дети и делать так, чтобы эти роли соответствовали тем обязанностям, которые каждый из Вас выполняет.Только тогда можно сохранить тёплые отношения в семье, в которой дети получат полноценное развитие.


Поставь свою оценку

(13 проголосовало)




Сейчас очень популярна тема личностного роста. Создана масса различных тренингов и методик развития личности. Стоит это дорого, а эффективность катастрофически низка, трудно найти квалифицированного специалиста.

Разберёмся с понятиями, чтобы избежать блуждания в поисках самого эффективного способа стать успешнее. Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений).

Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия. Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества. Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.

Отсутствие реализации значимых социальных ролей, непонимание или их неадекватная трактовка создаёт в жизни человека чувство вины, низкую самооценку, ощущение потерянности, неуверенности в себе, бессмысленности жизни.
Наблюдая и осваивая социальные роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль.

Социальная роль

— это модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений.

Скажем так, в обществе задан некий безликий шаблон ожидаемого поведения, в рамках которого что-то считается допустимым, а что-то выходящим за рамки нормы. Благодаря данному стандарту от исполнителя социальной роли ожидается вполне предсказуемое поведение, на которое могут ориентироваться окружающие.

Такая предсказуемость позволяет сохранять и развивать взаимодействие. Последовательное выполнение человеком его социальных ролей создаёт упорядоченность повседневной жизни.
Семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца, брата. На работе он может одновременно быть инженером, мастером производственного участка, членом профсоюза, начальником и подчиненным. В социальной жизни: пассажиром, водителем личного автомобиля, пешеходом, покупателем, клиентом, пациентом, соседом, гражданином, благотворителем, другом, охотником, путешественником и т.д.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве значимых следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

А какие социальные роли значимы для вас?

В семье: муж/жена; отец/мать; сын/дочь?

В профессии и карьере: добросовестный работник, эксперт и специалист в своей области, управленец или предприниматель, начальник или собственник бизнеса?

В общественно-политической сфере: член политической партии/благотворительного фонда/церкви, беспартийный атеист?

Без какой социальной роли ваша жизнь будет неполной?

Жена, мать, бизнес-леди?

У каждой социальной роли есть смысл и значение.

Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли.

Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус. Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни. Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке — придётся искать иное значение брачных отношений.

Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.

Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.

Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.

Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье. Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях. Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.

Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения.

Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Если человек воспринимает социальную роль как жесткую маску, стереотипам поведения которой он вынужден подчиняться, он буквально ломает свою личность и жизнь превращается для него в ад. Поэтому, как и в театре, роль одна, а каждый исполнитель придает ей свои оригинальные черты. Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи; хороший врач-хирург - это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, инициатива и авторский почерк является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

У каждой социальной роли есть предписанный набор прав и обязанностей.

Обязанность - это то, что человек делает исходя из норм социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Так как обязанности всегда сопровождаются правами, выполняя свои обязанности в соответствии со своей социальной ролью, человек имеет право предъявить свои требования к партнеру по взаимодействию. Если в отношениях нет обязанностей, то нет и прав. Права и обязанности как две стороны одной медали – одно невозможно без другого. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли. Любой дисбаланс в этом соотношении свидетельствует о некачественном усвоении социальной роли. Например, часто в сожительстве (так называемом гражданском браке) конфликт возникает в тот момент, когда партнеру предъявляются требования социальной роли супруга.

В выполнении социальных ролей заложены конфликты и, как следствие, психологические проблемы.

  1. У каждой личности есть авторское исполнение общепринятых социальных ролей. Между заданным стандартом и личной интерпретацией невозможно достичь полного совпадения. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций. Часто страх несоответствия ожиданиям приводит к самоосуждению: «Я плохая мать, никудышная жена, отвратительная дочь»…
  2. Личностно-ролевой конфликт возникает, если требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности. Например, роль начальника требует от человека волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.
  3. Когда у человека несколько социальных ролей со взаимоисключающими требованиями или у него нет возможности выполнять свои роли в полном объеме возникает межролевой конфликт . В основе этого конфликта лежит иллюзия «невозможное возможно». Например, женщина хочет быть идеальной хозяйкой и матерью, при этом успешно управлять крупной корпорацией.
  4. Если к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальной группы, возникает внутриролевой конфликт . Например, муж считает, что жена должна работать, а его мама считает, что жена должна сидеть дома, воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. Сама женщина при этом думает, что жене важно творчески и духовно развиваться. Пребывание внутри ролевого конфликта ведет к деструкции личности.
  5. Повзрослев, человек активно вступает в жизнь общества, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять отведенную роль. Неспособность подобрать для себя подходящую социальную роль приводит к отказу от выполнения любых социальных функций – к самоустранению .
    • Для мужчин такая психологическая травма чревата нежеланием иметь жену и детей, отказом от защиты своих интересов; самоутверждением за счет унижения беззащитных, склонностью к пассивному стилю жизни, самолюбованию и безответственности.
    • Для женщин нереализованность некоторых социальных ролей приводит к неконтролируемой агрессии не только по отношению к окружающим, но и по отношению к себе и своим детям, вплоть до отказа от материнства.

Что же делать, чтобы избежать проблем?

  1. Определите для себя ЗНАЧИМЫЕ социальные роли и способ их актуализации.
  2. Опишите модель поведения в данной социальной роли, исходя из смыла и значения этой роли.
  3. Изложите свою систему представления о том, как нужно вести себя в данной социальной роли.
  4. Опишите представление значимых для вас людей о данной социальной роли.
  5. Оцените реальное поведение, найдите расхождение.
  6. Скорректируйте свое поведение таким образом, чтобы ваши границы не нарушались и ваши потребности удовлетворялись.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Семья - это кровнородственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Нет, пожалуй, только политических, поскольку семья не относится к институтам политической системы общества. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

В ролевом наборе мужа и жены обнаруживаются четыре главные роли в каждом. В статус мужа входят такие роли, как социальный партнер, сексуальный партнер, кормилец, социализатор (дисциплинатор, отец своих детей). В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли - социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор (дисциплинатор, отец своих детей). Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях - кормильца (муж) и домохозяйки (жена). Выразим ролевой набор или, как еще можно было бы выразиться, ролевую структуру, обоих статусов наглядно.

  • Роль сексуального партнера.
  • Ответственный за материальное обеспечение семьи.
  • Хозяин - хозяйка.
  • Ответственный по уходу за младенцем.
  • Воспитатель.
  • Социальный партнер.

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна, и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Сексуальный партнер.

Сексуальный партнер - основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Мужчина и женщина заключают брак в первую очередь ради исполнения роли сексуального партнера. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них - соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете, супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает: а) запрет на физическую измену, б) запрет на нравственную или духовную измену. Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

Кормилец и домохозяйка.

Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена - приемлемый комфорт жилища.

Биологическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женщиной определенное разделение труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче воспитывать детей и ухаживать за ними.

Разделение труда между мужчинами и женщинами приводит к приобретению ими разных навыков. На протяжении большей части жизни эти различия формируют основу традиционной дифференциации ролей в браке. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие - как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть, и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли - общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Не менее важно, чтобы обе составляющие: престиж и зарабатывание денег совпадали. Преподаватель - высокопрестижное, но малооплачиваемое занятие. В тоже время жена работает продавцом: у нее малопрестижное, но высокооплачиваемое занятие. При таком раскладе ролей могут возникнуть проблемы в определении того, кто в семье выступает кормильцем. В нашем примере жена кормит семью, а муж определяет ее социальный статус. В идеале желательно, чтобы обе функции выполнялись одним лицом, а именно мужем.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Социальный партнер.

Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.

Рассмотрим пример: супружеская пара принимает гостей. Как ведут себя супруги? Муж встречает гостей, а жена готовит на кухне. Это разделение труда. Но особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:

1. способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;

2. не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;

3. умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.

Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:

1. высший класс (крупные бизнесмены);

2. средний класс (интеллигенция);

3. низший класс (рабочие).

Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки - поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения - получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы (друзья «лечат» душу и дают психологическую разрядку) тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу - сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья - это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.

Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социального партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.

Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов ровно в два раза увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними отмечаются дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены - заклятые враги.

Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. - все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.

Воспитатель детей.

Роль воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей - глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей - сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.

Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми; гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества (вязание, шитье).

Данные социологических исследований, проведенных в нашей стране, свидетельствуют, что в большинстве случаев женщина на первое место ставит детей. Объясняется это огромным количеством разводов, непрочностью семейных уз, пьянством мужа. В случае конфликта женщины обычно предпочитают оставить себе детей, а не мужа. Возможно, что в этом проявляется более высокая социальная ответственность женщины в современном обществе и ухудшение ценностной шкалы мужчин.

В воспитании детей супруги несут неодинаковую нагрузку. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу не догружаться домашними заботами, а жену переобременять ими.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие «Семья»

Заключение

Список литературы

Введение

Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов.

Рассматривая эти факторы, можно сделать вывод, что они сводят главную функцию семьи - продолжение рода, на нет. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

По мнению сторонников функционализма, если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать на самотек, так как возникает риск дезинтеграции общества. Признавая все имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты выделяют ряд постоянных функций, типичных для любой семьи. Они делают упор на задачи, выполняемые семьей, которые служат интересам общества в целом.

Социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий.

Ведущие исследователи этой отрасли социологии - Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева, Черняк Е.М. и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.

1. Понятие «Семья»

Все мы пользуемся термином «семья» и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья -- это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире -- социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социальных процессов к результатам социального поведения микросреды и выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.

Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья -- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным социологом А. Г. Харчевым.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт отсутствия одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше, как сказано выше, именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству или даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и С. Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству

2. Основные типы современной семьи

Обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа семьи, встречающихся в человеческом обществе, - традиционную, или классическую, она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прогонную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей, (от лат. nucleus - ядро). Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семья. Все остальные родственники: бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. - относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточняющим определением расширенной семьи выступает слово «многопоколенная». Оно просто уточняет, что семья расширяется именно за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п.

Нуклеарная семья - форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья - стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям:

1). семье происхождения, или родительской семье, в которой они рождены и воспитаны; она включает отца, мать, братьев и сестер;

2). производной, или прокреационной семье, порожденной потомками.

Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную семью - вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей - членов первичной семьи, она включает мужа, жену и детей.

Итак, Нуклеарная семья - это кровнородственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья. Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

В последнее время российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России: патриархальную, детоцентристскую и супружескую. Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. В детоцентристской семье взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья. И только совсем недавно возникла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной.

Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:

Нуклеарная семья -- около 80%;

Неполная семья -- около 19%;

Сложная семья с несколькими брачными парами и многодетная - 1%.

В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.

3. Роль семьи в современном обществе

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие социологи убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что «семейный вопрос», несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение.

Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования - общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь - личная жизнь. Общество образуется из совокупности семей, поэтому семья играет первостепенную роль в современном обществе.

Современная семья весьма существенно отличается от семь и прошлых времен не только экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течении последних десятилетий, становятся все более эмоциональн-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей, именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них:

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений:

Родителей и детей;

Бабушки и дедушки.

Другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями, сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и

«женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье.

Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их время препровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

общество моногамный семья брак

Заключение

Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Сторонники функционализма подчеркивают, что если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать на самотек, так как возникает риск дезинтеграции общества. Признавая все имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты, тем не менее, стремятся выделить ряд постоянных функций, типичных для любой семьи: продолжение рода; социализация; забота, защита и эмоциональная поддержка; придание статуса; регулирование сексуального поведения.

Семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Список литературы

1) Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал, 1996. - №3/4. - с. 99-108.

2) Кравченко, А.И. Социология: учебник / под ред. А.И.Кравченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 536 с.

3) Павленок, П.Д., Савинов Л.И. Социология: учебное пособие. - М.: Изд. Торг. корпорация «Дашков и. К», 2007. - 580 с.

4) Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Академия, 1999. - с. 53-54.

5) Социология: [Учеб. для вузов] / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. -М.: Гардарики, 2000. - 472 c.

6) Социология семьи: учебник для студентов вузов / [А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков и др.]; под ред. А. И. Антонова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 c.

7) Черняк, Е. М. Социология семьи: учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. торговая корпорац. «Дашков и К.», 2006. - 248 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Определение понятия "семья", характеристика ее типов. Особенности детности семьи, роль статуса родителей. Динамика браков и разводов в современном постиндустриальном обществе. Семьи с неродным отцом или матерью, популярным холостяцкого стиля жизни.

    реферат , добавлен 16.06.2013

    Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Функционально-ориентационный подход в исследовании семьи и общества. Смешанные браки и их роль в социально-демографических процессах. Некоторые проблемы семьи: социологический аспект. Сложный этап эволюции семьи - переход от традиционной модели к новой.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях. Социальная защита семьи и детей. Сущность социальных проблем современной семьи. Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи. Семейная политика в Рязанской области.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2011

    Основные функции семьи как фундамента российского общества. Характеристика репродуктивной, воспитательной и восстановительной функций. Межличностные отношения супругов в семье. Социальные функции семьи. Особенности и тенденции развития современной семьи.

    реферат , добавлен 31.07.2014

    Молодая семья как особая социальная категория. Основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в России. Социально-экономические проблемы молодой семьи. Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2009

    Семья - организованная социальная группа, связанная общностью быта, моральной ответственностью и духовной необходимостью; функции семьи. Классификация современной российской семьи по репродуктивной функции, ее основополагающая роль, смысл и установки.

Семья, как социальный объект, является своеобразной организацией со своим набором статусов и ролей.

Определение «статус» дает сведения о позиции, которую человек занимает в обществе, а определение «роли» − определенную модель поведения.

Хотим мы этого или нет, но любой человек в семье имеет свою роль и статус, что подразумевает определенны обязанности и требования от других членов семьи

Семье, как объединению близких людей, характерны парный роли и статусы.

  • Статус «муж-жена». Это супружеский статус, закрепленный выданным в ЗАГСе свидетельством о браке.
  • Родительско-детский статус. Это статус между родителем и ребенком, например, «мать-дочь».
  • Детские статусы. Например, «брат-сестра».
  • Статус рода «бабушка-внук», «тетя-племянник».

Перечисленные статусы не могут быть не парными, ведь не может быть статуса «мать-дочь» в отсутствии ребенка, так же не может быть статуса «муж-жена», в отсутствии, например, мужа.

К сожалению, в некоторых случаях мужчине приходится брать на себя роль жены-готовить обеды, воспитывать детей, но заменить женщину полностью он не может. Или же при разводе, женщине приходится брать на себя часть функций, выполняемых мужчиной, но так же, заменить отца она не в силах. Нередко скандалы и разногласия в семье происходят по причине неправильной роли одного из супругов. Это искажает семейную систему, делает ее уязвимой и неустойчивой, поэтому очень важно придерживаться своих ролей.

Взрослый выполняет роль ребенка . Очень странно наблюдать за семьями, где жена постоянно выполняет роль маленькой несостоявшейся девочки. Муж, соответственно, принимает роль ее родителя−потакает ее капризам, успокаивает, поднимает настроение, и всячески показывает свое попечительство над ней.

Еще более странно видеть картину, где мужчина занял роль ребенка, а женщина роль его матери. В настоящее время все чаще встречаются такие браки, котрые больше похожи на усыновление. Безусловно, некоторые женщины сами доводят семью до такого состояния, у некоторых просто в характере непреодолимое желание взять кого-то под свое крыло, ограждать от бурь и напастей, вобщем, всячески опекать.

А бывает и в мужчине таится «больная» потребность в материнской поддержке, которую он находит в женщине. Но подумайте сами, в семье мужчина−стержень, глава семьи, а что же будет, если он станет полностью инфантильным и неспособным как обеспечивать семейство, так и принимать верные решения?

Ребенок берет на себя роль взрослого. Такие ситуации вероятнее всего появляются с рождением младшего ребенка. Старший берет на себя роль взрослого, в меру сил ухаживает за малышом, учит его различать цвета и рисовать, читать и писать прописи. Если это позволяют родители, которые, безусловно, большую часть забот о ребенке берут на себя, то эта ситуация не такая уж и плохая.

Что плохого в том, что дети становятся ближе друг к другу, разговаривают, вместе проводят время, вместе учатся познавать мир. Укрепление братских отношений безусловно благотворно повлияют на внутрисемейные отношения. Другое дело, когда старший ребенок (обычно, парень), при разводе родителей берет на себя роль мужчины и добытчика в доме.

В такой ситуации мы наблюдаем палку о двух концах. Безусловно, очень хорошо, что у парня просыпается ответственность не только за себя, но и за семью. Это хорошая школа жизни, в которой мальчик становится настоящим мужчиной. К негативным сторонам можно отнести то, что раннее взросление может повлечь за собой такие неприятности, как разочарование в семейной жизни, или же усталость от возложенных на него забот, которая может перенестись как на созданную им семью, так и на будущее в целом.

Эрзац родителя. Этот термин означает возложение на себя обязанностей родителя бабушкой, дедушкой, или, например, няней. Безусловно, в каждой семье возможна своя ситуация и свое видение этой роли. Для некоторых родителей карьера−основная цель в жизни, а ребенок может расти и без их участия.

Тут некоторые нанимают сиделок и нянь, а некоторые заручаются поддержкой родственников−бабушек и дедушек. А бывают и иные ситуации−бабушка, например, сама берет на себя излишние обязательства по уходу за малышом, не смотря на сопротивления матери.

В настоящее время, как это ни тяжело говорить, многие выполняют не свою роль в семье. Стоит спокойно проанализировать и разобраться, происходит это специально, и вы полностью контролируете процесс, или же это меры вынужденные, или же вам эту роль навязали.

Следует помнить, что выполнение не своей роли, к сожалению, наносит неизгладимый отпечаток на психике как ребенка, так и взрослого. Так же, неправильные роли могут повлечь за собой разлады и конфликты в семье. Поэтому важно вовремя остановить себя, и разобрать, а ту ли нишу вы заняли.

Итак, вы разобрали все по косточкам, и в ходе выяснили, что роль, занимаемая вами в семье, не ваша. Несомненно, вы должны принять определенные меры. Какими же должны быть дальнейшие действия?

  • Определите причину, по которой вы оказались в данной роли. Подумайте, как это произошло, это вынужденная мера, или навязанная вам со стороны?
  • Оцените положительные и отрицательные стороны от занимаемой вами роли. Например, для женщины, живущей с алкоголиком, несомненным минусом является то, что ее мужчина больше не глава семьи, он наносит ей вред и урон. А возможный плюс для нее−явное превосходство над ним, возможность управлять его действиями.
  • Подумайте, если вы не будете играть искаженную роль, сможете ли вы получать то, что получаете от нынешней.
  • Постарайтесь изменить свое поведение и занимаемую нишу в семье. Безусловно, прежде, чем это сделать, необходимо провести глобальный анализ ситуации, найти мотивацию в себе для дальнейшего изменения. Извлеките свои плюсы и минусы из ситуации, всегда помните, что приобретенный вами опыт−это несомненное вложение в будущую жизнь.

В этой статье разобраны основные варианты статусов и ролей. Конечно, возможны нетипичные случаи, которые нужно рассматривать в частности. Если в вашей семье больше нет идиллии, если вы все чаще ссоритесь по пустякам, подумайте, возможно это от того, что в семье вы «не на своем месте», и очень важно осознать это как можно быстрее, пока нет серьезных последствий.