Домой / Глаза / Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему. Презентация к проекту

Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему. Презентация к проекту

Викторина с ответами по окружающему миру "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" для младших школьников

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов при закреплении и проверке знаний по данной теме в начальной школе.
Цель Проверка и закрепление полученных знаний на уроке окружающего мира по теме "Народные праздники в пору осеннего равноденствия"
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Осень», расширить кругозор детей по данной теме;
- развивать познавательный интерес у учащихся; развивать логическое мышление, память и речь учащихся во время внеклассного занятия;
- прививать любовь к своей Родине, ее традициям, обрядам.

Викторина


Осень с летом расстается,
Она, то плачет, то смеется,
То вдруг дождиком польет,
То вдруг солнцем все зальет,
Равноденствие природы,
Разнообразие погоды!
День сегодня равен ночи,
Завтра станет он короче,
Но это завтра, а сейчас,
С равноденствием всех вас!
И хоть природа угасает,
Пусть вас это не пугает,
Ей тоже нужно отдохнуть,
Набраться новых сил, вздремнуть,
А я, в осенние ненастья,
Желаю вам ЛЮБВИ и СЧАСТЬЯ!
1.Какой христианский праздник совпадает с окончанием жатвы?
(Рождества Богородицы- 8 сентября)
Славься, Дева Пресвятая,
Славься, радостная мать,
В честь твою, как в вешнем мае,
Будет солнышко сиять!


2.Как называется праздник урожая?
(Споженки или госпожинки)
«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» - так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы – Спожинки.


3.Что ставили под иконы в красный угол избы?
(Украшенный лентами последний сноп с поля)


4.Как встречали женщины Матушку Осенину?
(Ходили к берегам рек, озёр, прудов с овсяным хлебом нового помола. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим)


Сегодня празднуем день урожая,
И каждый пусть об этом знает,
Мы будет угощать гостей, друзей,
Придумаем мы множество затей!
Ведь Осенины - очень вкусный день,
Готовить блюда нам совсем не лень.
Мы всех гостей сегодня поздравляем,
Скорей за стол садитесь, приглашаем!
5.Как называется особая кукла в виде мешочка с зерном нового урожая?
(Зёрнушка и Богач)



Мои зернушки!
Сергей Стахеев
С детства кукол лишена,
Бусиков и брошек...
Полкило взяла пшена
И лоскут в горошек.

И пошли у нас дела,
Результат - на полочке...
Но сначала я взяла
Тряпочку с иголочкой.

Без торопкости и зла,
Нету места скуке...
Завязала два узла,
А у куклы - руки.

У ЗЕРНУШЕК нету ног,
Нет ни рта, ни ушек...
Любит их народ и Бог
Всех моих простушек.
6.Что делали в каждом доме перед Рождеством Богородицы?
(Гасили огонь в печи и лампадках)


7.Чем занимались мужчины перед Рождеством Богородицы?
(Шли за околицу села и добывали огонь древним способом: терли один кусок дерева о другой. Потом несли новый огонь в село. И в каждом доме снова загорался огонь в печи.)


8.Как называют погожие деньки в середине сентября?
(Бабье лето)



9.какой праздник отмечают 27 сентября?
(Воздвижение)


10.В какой день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь?
(13 сентября)


11.Когда празднует свои именины рябина?
(23 сентября)
У рябинушки ладошки
Зацелованы дождями.
Ягод пламенная крошка
На ветвях и под ногами.
У молодушки забава-
Воробьишек бойких стаи.
Ветер дует слева, справа,
А она верна. Простая…
У красавицы забота -
Накормить гостей пернатых.
И приветить их охота.
Пир готовит им богатый.
У рябины ярки бусы,
Королевна ли, принцесса?
Ветры ласковые вьются
Рядом не без интереса.
У рябинушки дорожка.
Кто пройдет – спасибо скажет.
За тепло и нрав хороший.
Нет её сегодня краше.
Борина М.


12.Как называют неделю с Рождества Богородицы?
(Луковая неделя. Женщины убирают лук и пчел с пасек)



13.Как называют день стрижки овец?
(Гусепролет, гусарь, 28 сентября)


14.Молодежные вечеринки, которые проводились с 26 сентября?
(Капустники)
Было в грядке, слишком пусто,
Посадили мы капусту.
Раз, два, три,
Теперь – смотри!
Барыня, какая это,
Оказалась здесь за лето!
Будто бы вернулась с бала,
Платьев столько нацепляла!
А капустной кочерыжкой,
И девчонки, и мальчишки,
Очень любят похрустеть –
Загляденье посмотреть!
Полетаева А.


В природе всех вещей уж так заведено,
Что где то увеличилось, то столько же пропало.
Будь это скорость, вес иль деньги все равно,
И нам всем знать об этом тоже не мешало.

День убывает, ночь уже растет,
И наступает время им сравниться.
Осенний начинается отсчет,
А через год все снова повторится.

И равноденствие подарит нам опять
Все краски осени в сентябрьскую страницу.
И астрономы будут повторять
Про солнце с боевою колесницей.
Осенний день, что нам приносит
Светил небесных равный свет
Он благодарности попросит
И новый даст тебе завет.

Сезон красивый наступает,
Листом златым прекрасен он,
Поэт в задумчивость впадает,
Природы слышит сладкий стон.

Сегодня день такой чудесный,
Китайцы празднуют Хиган,
А на Руси пекут известный
Пирог с капустой для славян.
В ясный день осенний листья
Ветер ввысь поднимет вмиг,
Богородицы Пречистой
В небе складывая лик.



Обжи́нки день народного календаря славян и обряд завершения жатвы. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Обжинки характерна прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южнах славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна




Выжанка На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (добровольнами помощниками). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезаннах колосьев, связывая их лентой завивают «бороду»




Осени́на день народного календаря восточнах славян, выпадающий на 21 сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собраннай урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.


Возжигание огня Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь». Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.


Почитание женщин Рано утром женщина и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсянам хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.


Похорона мух В этот день в некоторых местах проводится обряд «похорона мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» Окружающий мир, «Перспектива», 2 класс © учитель нач. кл. ГБОУ СОШ №307 С-Пб Дмитриева А.В., 2018

2. Выбери верное утверждение: А. В день осеннего равноденствия день длиннее ночи. Б. В день осеннего равноденствия день короче ночи. В. В день осеннего равноденствия день равен ночи.

3. Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия А. Окончание жатвы Б. Начало сева В. День Знаний

4. Какой христианский праздник отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия? А. Пасху Б. Рождество Богородицы В. Рождество

(Накануне дня осеннего равноденствия) 5.

6.В чём сходство празднования осеннего равноденствия у земледельцев, охотников и оленеводов? А. Все в этот день обновляли в избах огонь. Б. Все в этот день благодарили природу. В. Все в этот день устраивали большую охоту.

7. Зачем накануне равноденствия гасили огонь в печи, лампадках, светцах? А. Из экономических соображений Б. Было и так жарко и светло В. Традиция обновления огня передавала из поколения в поколение навыки добывать огонь.

9. Какой народ в пору осеннего равноденствия отмечает праздник Хололо? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

9. Какой народ проживает на востоке между Чукоткой и Кам­чаткой? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

10. Какой народ проживает в Приамурье? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Традиции наших предков.

Выполнили работу:

ученица 3б класса МБОУ СОШ

Иванова Альбина и

ученица 4а Кузнецова Дарья

Руководитель:

учитель начальных классов

Кузнецова О.В.


Цель работы:

понять, как сочетаются в нашей культуре русские народные традиции с православными и с астрологическим календарем.


Задачи:

1.познакомится с астрологическим календарём

2. выяснить особенности обрядов и обычаев, связанных с встречей весны(Праздник “Жаворонки”);

3. изучить основу православного праздника “Сороки”;


День весеннего равноденствия

22 марта по астрологическому календарю «день весеннего солнцестояния». В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, а день равен ночи. Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения..


Праздник «Жаворонки»: история и обычаи.

  • На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник «Жаворонки», который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что этот праздник имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы

«Жаворонок небо пашет». «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

«Увидел скворца – весна у крыльца».

« Сколько проталинков – столько и жаворонков».

« Зима кончается – весна начинается!».


В этот день было принято «закликать» весну

  • Заклички
  • Жаворонки прилетайте, Зиму белу прогоняйте! Гули – гули. Зиму белу прогоняйте, Весну красну созывайте! Гули – гули.
  • Жаворонок, жаворонок Возьми себе зиму, А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу


Жаворонки

  • Рано утром хозяйки пекли печенье «тетёрки» - символ солнышка и здоровья; птичек «жаворонков», круглые пряники и колобки.

«Жаворонки прилетели – на головку сели».

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались.


К встрече весны у наших предков было принято изготавливать своими руками куклы

- Куклу-веснянку .

-Кукол «Мартиничек » .

-Кукла «Птица Радость»


Страдание святых 40 мучеников Севастийских Верующий в Меня, если и умрет, оживет .

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». В этот день Православная церковь отмечает день памяти сорока мучеников севастийских.

Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру в Христа. В 320 г. в городе Севастия командующий гарнизоном язычник Агриколай повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, сказав, что они – христиане и поклоняются только Богу. Агриколай жестоко расправился с непокорными. Церковь канонизировала мучеников.

«Жаворонки» к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Урок 19. Народные праздники
в пору осеннего равноденствия

Цель: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.

Шанируемыерезультаты: учащиеся научатся в обрядах и обы­чаях поры осеннего равноденствия различать особенности, харак­терные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равно­денствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл, - благодарность природе, творчески проявлять благодар­ность природе в условиях современной жизни, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, куклы Мальчик и Девочка, куклы «День-ночь», кукла-зернушка, тесто­вые задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени (орех, слива, картофель, овес, рис, душица, зверобой, иван-чай), аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, православный календарь, палочки для добывания огня, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (нанай­цы, коряки).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают русскую народную сказку «Крупеничка».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

Закончите предложения.

Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, - это... {ледостав).

Ледяное сало - это... {маленькие плоские льдинки, похожие на блестки сала).

Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сен­тября, -... {бабьелето).

Главный признак осени - ... {похолодание).

Легкий мороз - ... {заморозки).

Подчеркните зимние природные явления.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля по­крыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.

3. Фронтальный опрос

Назовите главный осенний признак.

Чем характерны осенние дожди?

Как образуются туманы?

Приведите примеры осенних явлений.

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 62 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки.

Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых.

Запах у нее душист,

А ее зеленый лист Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица, или зверобой, или иван-чай.)

В колыбельке подвесной Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет -

На зубок он попадет Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей Посреди листвы, ветвей? (Орех.)

Он и в дождик, он и в зной Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет -

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

Было зеленое платье атласное,

Нет, не понравилось, выбрала красное.

Но надоело также и это,

Платье надела синего цвета. (Слива.)

С ним сдружились мы давно,

Дарит нам он толокно,

И муку, и кашу, и печенье...

Поблагодарим за угощенье. (Овес.)

Главный принцип, в общем-то, простой:

Голова - на солнце, ноги - под водой. (Рис.) (Учитель после отгадывания загадок кладет на стол фрукты, овощи, орехи, крупы.)

Какие еще овощи, фрукты, крупы вы знаете? (Ответы уче­ников.)

Что можно из них приготовить? (Ответы учеников.)

Как одним словом можно назвать такое изобилие съедоб­ных припасов? (Урожай.)

Какое время года называют урожайным? (Ответы учеников.)

И еще, ребята, подумайте, почему праздник урожая прихо­дится на время осеннего равноденствия. (К этому времени убирали весь урожай.)

Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осен­него равноденствия.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель включает запись обрядовых песен про сбор урожая или читает текст от имени кукол-помощников.)

Говорило ядреное жито,

В чистом поле стоя:

Ах, не могу я в поле стояти.

Колосьями махати.

Я только могу в поле копами,

А в гумне, в гумне стогами,

А в гумне, в гумне стогами,

В клети коробами,

А в клети, в клети коробами,

В печи пирогами,

В печи, в печи пирогами,

На столе проскурами.

А вот обрядовая песня про трудолюбие и радость по оконча­нию сбора урожая.

Жали мы, жали,

Жали, пожинали:

Жницы молодые,

Серпы золотые...

Ой, и чье это поле Зажелтело, стоя?

Иваново поле Зажелтело, стоя:

Жницы молодые,

Серпы золотые.

Особенно радостно крестьяне отмечали окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Ох и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети - закромами.

В клети - закромами,

А в печи пирогами!

Чему радовались крестьяне в пору осеннего равноденствия?

2. Работа по учебнику

Рассмотрите фотографию кукол. Как бы вы их назвали? Объясните. {Кукол зовут «День-ночь».)

Почему они выполнены из контрастных по цвету тканей? (Ответы учеников.)

Как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года, начиная со дня осен­него равноденствия? {Примерный ответ. Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подго­товленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, уве­личивается или уменьшается долгота дня.)

(Учитель прикрепляет кукол в равновесном положении в сен­тябрьском сегменте годового круга.)

В конце сентября, а именно 23 сентября, день и ночь уравни­ваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом? Как много света в это время, как жарко греет солнце, как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху.

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Бо­городицы, крестьяне благодарили матушку-землю.

Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном поблагодарим нашу кормилицу землю.

(Ученики встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем сто­ле? (Ответы учеников.)

Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

(Ученики кланяются вслед за учителем.)

А третий поклон - тем людям, которые сохраняют урожай всю зиму.

(Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель де­лает вид, что прислушивается.)

Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли за­бежала?

(Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Ответы учеников.)

(Учитель дает куклу каждому ученику по очереди.)

Прочитайте первый абзац текста на с. 62-63 учебника и найдите имя нашей гостьи.

(Ученики читают первый абзац текста по цепочке, т. е. по од­ному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.)

Вот, оказывается, какое у нее имя - зернушка.

(Учитель берет кукол-помощников.)

Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хо­чет попробовать разыграть сценку?

(Если находятся желающие, учитель дает им возможность выступить.)

Предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя - крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то по­просите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дми­триевича Телешова «Крупеничка». (См. материал для учителя к уроку.)

Перед днем осеннего равноденствия в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах. Мужчины села шли за околицу. Там они добывали огонь самым древним способом.

А вы знаете этот способ? (Трение одного кус/са дерева о дру­гой.)

Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях.

(Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь.)

К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт.

Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте про­верим, хотя бы нагрелись ли ваши инструменты.

(Учитель дает возможность ученикам потрогать палочки.)

Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света.

Задание 1 (с. 40)

Прочитайте задание.

Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть «зажгут» огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помог­ли мальчикам, а мальчики помогли девочкам.

- Беседа

(Учитель показывает рисунок народа, включает запись нанай­ской народной мелодии, показывает на карте России Приамурье.)

Праздники охотников и оленеводов. Охота на диких оленей, медведей, пушных зверей - древний нанайский промысел. Пре­красные следопыты, знатоки тайги и ее обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таежным богат­ством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили празд­ник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священно­го дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки раз­ных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные - на коленях, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.

Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на свя­щенные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение - мясо и кашу.

Домой с собой брали воду или лед. А в благодарность воде - поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетенных из прутьев лодочках. (Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились нанайцы.)

В чем различие и сходство праздника русских крестьян и нанайцев? (Ответы учеников.)

(Учитель показывает рисунок народа коряки, включает запись корякской народной мелодии, показывает Камчатку.)

Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных коряк­ских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в бу­дущем было много морского зверя.

Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жи­ром, «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщи­ны плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, симво­лизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травя­ных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалось добыванием огня ритуальным спо­собом, очищением жилища от злых духов.

(Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились коряки.)

В чем сходство и различие праздников русских, нанайцев и коряков? (Ответы учеников.)

III. Физкультминутка

Игра «Съедобное - несъедобное»

(Учитель кидает мяч и произносит слово. Если оно означает съедобный предмет, то ученики ловят мяч, если несъедобный - отталкивают его.)

IV. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 3 (с. 41)

Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на с. 64 учеб­ника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

Задание 4 (с. 41)

- Посмотрите на рисунок коряков на с. 65 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.

Рефлексия

(Учитель включает фрагменты аудиозаписи национальных мелодий, звучавших на уроке, просит угадать, какому народу они принадлежат, какой праздник он отмечал в пору осеннего равно­денствия.)

Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользу­ются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить ее за все, что она дает людям.

Подведение итогов урока

- За что люди благодарили природу в пору осеннего равно­денствия?

- Как вы думаете, у других народов нашей страны есть похо­жие праздники?

Выполнить задание 2 (с. 40) в рабочей тетради