Последние статьи
Домой / Лицо / История святок на руси для детей. Рождественские святки: гадание, обряды приметы

История святок на руси для детей. Рождественские святки: гадание, обряды приметы

Русские Святки - это период времени, обычно приуроченный к так называемому зимнему солнцевороту. Обычно ими открывается народный солнечный год. В настоящее время Святки отмечаются по всей России и, как правило, считаются молодежным праздником. Любимое развлечение молодежи в этот период - колядки и различные гадания. Но как проводили свои святочные дни молодые люди на Руси? Поговорим обо всем этом подробнее.

Что за праздник такой - Святки?

Что такое святочные дни? Это целый праздничный комплекс, имеющий славянское происхождение. Святочный период состоит из 12 (по числу месяцев) и продолжается от появления первой звезды (накануне Рождества Христова, в Коляду) до Такую христианскую традицию имеет знаменитый праздник Святки.

Что такое христианская традиция в данном случае? Все просто! Под влиянием христианской церкви на Руси исконно славянский праздник - Святки - слился со многими январскими рождественскими обрядами. Все это привело к тому, что отмечаться он стал по церковному календарю - от Христова Рождества (на первую звезду) до Крещения Господня.

Святки на Руси всегда делились на 2 периода: и страшные вечера. Первый период начинался с Рождества и продолжался неделю. Второй начинался сразу после первого и продолжался до Крещения. Если со святыми вечерами все ясно, то почему вслед за ними начинались страшные вечера?

Дело в том, что в старину русские крестьяне слепо верили в нечисть. Они считали, что перед Крещением Господним темная сила начинает гулять по земле так, что дым идет коромыслом. Правда, не все понимали, что в роли нечистой силы выступали юные парни и девушки, активно озорничавшие в эти праздники. Например, на Святки было принято затыкать чем-либо трубы дымоходов, а также раскатывать по дворам мирных жителей дрова.

Как проходили Святки на Руси?

К череде январских праздников деревенская молодежь в старину начинала готовиться заранее. Девушки и парни хотели провести время в эти дни как можно веселее. Излюбленным их занятием было, конечно же, легендарное колядование. К слову сказать, этому обычаю мы обязаны древнему языческому богу - Коляде. Итак, как проходили песнопения в зимние Святки?

Чтобы колядки прошли успешно, молодые люди должны были ходить по деревням, держа в руках склеенную из серебряной бумаги звезду. Девушки и юноши стучались в разные дома, а когда им открывали двери, то они радостно пели (колядовали) и поздравляли хозяев с текущими праздниками. Взамен ребята получали какие-либо съестные (и не очень) подарки.

В старину было принято не только одаривать колядовавшую молодежь, но и гостеприимно приглашать юношей и девушек в свой дом, усаживая за свой стол и угощая святочными кушаньями. Что уж тут говорить: приятный это был труд - колядование на Святки!

Что такое святочные маскарады? Узнаем об этом дальше.

Маскарады на Святки

На второй день после Рождества Христова начинались так называемые святочные маскарады. Каждый из ребят старался изготовить себе какую-либо оригинальную маску-личину. Например, юноши наряжались в волков и медведей, а девушки - в куриц и коз. Суть такого маскарада заключалась в том, чтобы вырядиться как можно искуснее: никто из всей деревни не должен был тебя узнать!

Для этого нужно было не только сшить костюм животного, но и изрядно загримироваться. Ребята натирали свои щеки черной сажей, к подбородку привязывали длиннющую мочалку, приделывали под нос усы, нацепляли на голову рога, вырезали из репы зубы-клыки и т.д. Затем целая орава ряженой молодежи бродила по деревням, пела и плясала, пугая детишек. Прохожие пытались разглядеть в них своих знакомых, детей, внуков. Кого узнавали, тот обязан был снять с себя личину-маску.

Самое главное занятие в святочные дни

Чем еще знамениты зимние Святки? Конечно же, гаданием! Лучшего времени, чем для этого и не придумаешь. Как известно, молодежь на Руси слыла завидным рвением к познанию своего ближайшего будущего: юноши и особенно любопытные девицы любили в святочные дни приоткрывать завесу тайны своей судьбы.

Девицы, например, жаждали узнать, когда наступит день их свадьбы и кто же они - их женихи. Парни, в свою очередь, интересовались характером будущей невесты, ее внешними данными. В это время молодежь в основном скапливалась в церквях, в банях и на так называемых вечерках, словом, в местах, предназначенных для гаданий.

Ворожба и подблюдные песни

Святки в январе известны множеством гаданий, все их перечислить просто невозможно, поэтому расскажем только об одном. Одним из самых ярких святочных гаданий была так называемая ворожба с подблюдными песнями. Девушкам необходимо было наряжаться и усаживаться на лавочки, стоящие вдоль чьей-либо избы. Напротив них усаживались юноши. Между ними стоял стол с накрытой на нем скатертью. На него ставилось огромное блюдо с водой.

В это блюдо нужно было бросать свои украшения: серьги, кольца, перстни. Когда девушка бросала в воду, например, кольцо, то она должна была загадать желание и спеть песню. Такие песни и назывались подблюдными. Когда песня заканчивалась, юноши трясли блюдо, после чего вытаскивали оттуда какое-либо одно украшение. По содержанию спетой подблюдной песни и судили о будущей судьбе владелицы этого украшения.

Итак, в этой статье мы узнали, какими были Святки: что такое этот праздник, как и когда он проводился. Но кое-чего мы с вами еще не знаем! Например, в одно время в Российской империи действовал закон, согласно которому в святочные дни строго запрещались «игрища по старинным идолопоклонническим преданиям», а также «производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни, наряжаясь в кумирские и бесовские одежи». К счастью, сейчас все это - пережитки прошлого.

Рождественские святки в 2018 году, 7-17 января, народные традиции, обычаи и приметы этих дней на Руси.

Святые дни, Святки установились на Руси очень давно. Сейчас они начинаются от и продолжаются до Крещенского сочельника. Ранее они связывались со временем начала увеличения светового дня – .

Еще в дохристианские времена на Руси в конце декабря-начале января колядовали - широко отмечали время «возвращения» солнца, периода, когда день начинал прибывать. После длинного периода темных ночей, увеличение дня ожидалось как чудо, широко и долго праздновалось. Жгли костры – своеобразные символы солнца, одевали маски животных, чаще медведя. Празднующие верили, что этим они обманут недобрых духов. Те сначала прятали солнце, а теперь могут отомстить радующимся за его возвращение.

С установлением христианства на Руси, время между Рождеством и Крещением Спасителя пришлось примерно на это время. Православная Церковь не стала бороться с языческими обычаями, а постепенно наполняла их новым смыслом. Как праздновалось рождение солнца, сейчас стало отмечаться Рождество Христа – Солнца Правды (из тропаря).

Это время года – между темнотой ночи и светом дня - по всей Европе считалось самым подходящим для попыток узнать будущее. Гаданиями в это время занимались не только на Руси. Вот с этой стороной праздника Церковь всегда боролась, даже на государственном уровне. Так Петром I был принят закон, по которому за гадания и непристойные пляски с пением били плетьми.

Предполагают, что русский обычай окунания в крещенскую купель идет от традиции очищения от прегрешений, совершенных на святочных гуляниях.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время слабели сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года можно сравнить только Масленицу.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Песни-колядки часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом виде творчества традиционные, идущие из древности правила. Хозяина часто величали «светел месяц», хозяюшку - «красным солнцем», детей их - «частыми звездами». Бывало и более выразительно - «хозяин в дому - как Адам в раю; хозяйка в дому - что оладьи в меду; малы детушки - что виноградье красно-зелено… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто хорошо угостит. Иногда в песнях звучали шутливые угрозы: «Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны…». Хозяева принимали гостей кто как мог.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Еще одной святочной традицией было собираться всей семьей по вечерам, звать гостей и рассказывать сказки. Сохранились целые сборники «Святочных рассказов», как придуманные простым народом, так и авторские. Такие рассказы отличались таинственностью и были полны чудесных событий. Этот обычай был особенно крепок среди городских жителей. Молодежь днем каталась на санях и на санках с гор, а по вечерам собиралась на слушания историй. Не редко после Святок наступала пора сватовства, этому помогал тесный круг молодежного общения.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Крещения Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали прорубь в замерзших водоемах в форме креста.

Сейчас традиция колядовать – славить рожденного Христа – восстанавливается. Верующие не только собираются группами для того, что бы поздравить соседей, родственников, а также представителей социально незащищенных слоев общества, но и устраивают флешмобы в общественных местах.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

С периодом Святок связано много примет погоды:

  • На Святки только волки женятся;
  • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится;
  • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Масляна - кататься;
  • Мокрые святки - мало урожая;
  • Ясные святки - полные амбары.

"Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени."(Л. Толстой. "Война и мир")

Приход ряженых взорвал этот тихий будничный вечер песнями, играми, скоморошьими переодеваниями, бешеной ночной санной скачкой.

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры..."

"Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани..."

"...И только по усилившемуся как будто навстречу ветру и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится..."

Все смешалось у соседей, куда примчались в веселом святочном воодушевлении Ростовы: свои и чужие дворовые, господа...

"После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры."

А потом были гадания, веселые и страшные в бане. Под действием необычных святочных обстоятельств, Николай Ростов принял окончательное решение жениться на Соне (этому не суждено было сбыться).

Так Лев Толстой описывает святки в доме Ростовых, вплетая в ткань своего романа все традиционные святочные мотивы.

Святки - святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) - с Рождественского сочельника до Крещенского сочельника - отмечаются в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

Святки на Руси явление совершенно особое. " Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся." (И.Снегирев. Песни русского народа)

Русские святки - это, во многом, наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Едва ли не зрительно ощутимый временной зазор между прошлым и будущим дает надежду на возможность попросить у судьбы лучшей доли вырвать тайну грядущего. Отсюда особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяющая святки из всего календарного года. Время тревожное, веселое и опасное поскольку существовало представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

В древности (а на Руси начало празднования святок уходит корнями в глубокую древность) с просьбами обращались к языческому Богу Святовиту. Святовит - одно из имен верховного бога Перуна. Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.

А вот незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Правда, встреча с духами и нечистью была делом очень опасным, поэтому предполагалась некоторая маскировка. Духи должны были принять молодежь за "своих". Так появился обычай "рядиться", по зимним дорогам зашагали ряженые. Считалось, что под масками скрываются не молодые соседские парни и девушки, а духи умерших предков, спустившихся на землю, пришедших из зимы в лето.

Мы люд не простой - из далеких краёв.

Люди все бывалые, из-под самого рая.

Идём мы от пана Года,

Что носит бороду,

Ширóку, как лопату,

Сиву и мохнату.

Мы к лету идём,

Козу ведём и радость несём.

Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?

Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?

Парни "рядились" - солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» - птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных - медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу».

Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нём деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи - парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.

Большим любителем святочных "маскарадов" был Петр Первый. Среди его ряженых были самые разнообразные персонажи: от животных до пап и кардиналов.

К попытке молодежи "прикинуться" представителями нечистой силы можно отнести и обычай "баловства".

Дети и подростки собирались по ночам большими толпами и баловались как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. Этот обычай дожил даже до советских времен, когда несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их возвращали на место.

  • Святки на Руси всегда были "праздником молодежи по преимуществу.. "(С. Максимов). Центральной фигурой на святках была - девушка. "Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь только на Святках." (И.Снегирев. Песни русского народа). Хотя девушки тоже иногда принимали участие в процессиях ряженых, их главной праздничной "темой" были гадания.

    Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали: За ворота башмачок,

    Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном

    Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

    Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

    Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

    Песенки подблюдны.

    В. Жуковский.

    Гадали все... От мала до велика.

    Настали святки. То-то радость!
    Гадает ветреная младость,
    Которой ничего не жаль,
    Перед которой жизни даль
    Лежит светла, необозрима;
    Гадает старость сквозь очки
    У гробовой своей доски,

    Всё потеряв невозвратимо;
    И всё равно: надежда им
    Лжет детским лепетом своим.

    А. Пушкин.

    Если веселые посиделки проходили в святые вечера - в последюю неделю святок, то гадать полагалось в страшные - сразу после Рождества. Гадали юные крестьянки, гадали дворовые девушки, барышни чаще всего гадали в присутствии опытных нянюшек. Самая известная "гадающая барышня" в русской литературе, конечно, Татьяна Ларина.

    Татьяна любопытным взором
    На воск потопленный глядит:
    Он чудно вылитым узором
    Ей что-то чудное гласит;
    Из блюда, полного водою,
    Выходят кольца чередою;
    И вынулось колечко ей
    Под песенку старинных дней:
    «Там мужички-то всё богаты,
    Гребут лопатой серебро;
    Кому поем, тому добро
    И слава!»
    Но сулит утраты
    Сей песни жалостный напев;
    Милей кошурка сердцу дев.

    Морозна ночь, всё небо ясно;
    Светил небесных дивный хор
    Течет так тихо, так согласно...
    Татьяна на широкий двор
    В открытом платьице выходит,
    На месяц зеркало наводит;
    Но в темном зеркале одна
    Дрожит печальная луна...
    Чу... снег хрустит... прохожий; дева
    К нему на цыпочках летит
    И голосок ее звучит
    Нежней свирельного напева:
    Как ваше имя? Смотрит он
    И отвечает: Агафон.

    А. Пушкин.

    В "арсенале" Татьяны самые разные гадания, в том числе и страшное - с зеркалом на луну. Оно считалось самым верным, но самым опасным, так как зеркало представляло, по древними поверьям, границу между реальным миром и миром духов. Гадать с зеркалом следовало в бане или другом "нечистом" месте.

    Не менее тревожным было гадание на растопленном воске, который мог принять, застывая, любую форму - от свадебной кареты до гроба и очертаний могилы. Вместо воска можно было использовать жженую бумагу - будущее должна была предсказать тень, которую она отбрасывала на стену.

    Для гадания по волосам нужно было заблаговременно похитить у любимого волос и вместе со своим бросить в тарелку с водой: сплетутся волосы - быть скорой свадьбе, плавают на расстоянии - впереди разлука, утонувший волос предрекает "хозяину" болезнь или даже смерть. Таз с водой требовался и для гадания по скорлупе грецкого ореха. По "берегам" прикреплялись бумажки "свадьба", "помолвка", "болезнь", "разлука", а скорлупка-кораблик с именинной свечкой должен был выбрать судьбу своему капитану. Повеселее было гадание по полену: из поленницы в темноте, наугад вытаскивалось полено. Его вид становился точным портретом будущего мужа: полено гладкое с ровной гладкой кожей - муж красивый и молодой, кора толстая корявая - муж некрасивый, кора на полене ободрана - муж бедный, растрескавшееся полено - муж рябой и с физическими недостатками, большое полено - муж красивый и сильный, сучковатое полено - следует ожидать многочисленного потомства. А гадание с петухом проводилось целым девическим "коллективом": если петух склевывал все рассыпанные перед ним зерна, замуж выйдет их насыпавшая, если часть - замужество "грозит" той, "порядковый" номер которой совпадает с числом склеванных зерен, а если петух совсем отказался от угощения - ни одной свадьбы в этом году, увы, не будет. Это гадание тоже было скорее веселым, чем страшным.

    Но все гадания - веселые и страшные, глупые и романтичные - не одобрялись Православной церковью. Порицанию подвергались и пляски и песни "ряженых". Во второй половине 18 века даже вышел императорский указ: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

    Народ неохотно расставался со святочными традициями. Но и ряженые, и гадающие, безусловно, сознавали, что занимаются делами греховными. Хотя бы потому, что при гадании, например, нужно было убрать от себя все предметы, обладающие крестной силой: "Сняли с себя кресты, немытика (черта) помянули" (С. Максимов). Пушкин в сцене гадания Татьяны упоминает о поясе-обереге - "поясок шелковый сняла".

    Единственным способом "очиститься", смыть с себя грех после святочных "безобразий" в деревнях считалось купание в крещенской проруби-купели.

    Постепенно на корнях языческих традиций вырастали новые побеги. Святочное веселие наполнялось новым смыслом.

    Колядующие славили не только хозяев дома, но, в первую очередь, пели славу младенцу Христу. По улицам ходили детские процессии с самодельными вертепами, где разыгрывались библейские истории рождения Христа.

    Последним святочным вечером был Крещенский сочельник.

    По материалам сайта Liveinternet

    Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2020 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!

    Святки в 2020 году

    Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

    • Даты в 2020 году: с 7 по 17 января.
    • Даты в 2021 году: с 7 по 17 января.
    • Даты в 2022 году: с 7 по 17 января.

    Что такое святки?

    С чем у нас ассоциируются святки ? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

    Сколько лет святкам?

    Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

    Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

    Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

    С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

    Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

    Святки на Руси. О традиции празднования святок

    Хулиганство, освященное традицией

    Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

    В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

    Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь , духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

    Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

    Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

    Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

    Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

    Что такое Святки? Это святые дни, точнее, целый комплекс зимнего периода, который состоит из 12 праздничных дат. Как говорят, он длится «от звезды до воды». То есть начинается в то время, когда в канун Рождества появляется первая звезда, и продолжается до освящения воды на Крещение. С древних времен очень много традиций и обычаев связано с таким периодом, как Святки. Когда начинаются гуляния, какие есть традиции и обычаи, как гадают в это время? Все ответы на вопросы представлены в статье. Мы не только подробнее рассмотрим, что такое Святки, но также узнаем немного истории относительно этого магического периода.

    История появления Святок

    Традиция святить дни между двумя величайшими религиозными праздниками была установлена в 5 веке. Как это произошло? Как начали отмечать Святки? Праздник Богоявления в церкви стали широко отмечаться еще в 4 веке, а происходило это 6 января. Посвящен этот день был трем евангельским событиям: Рождеству Христа, поклонению волхвов, Крещению Христа. Однако к концу 4 века в некоторых церквях на Востоке Рождество начали отмечать 25 декабря, отдельно от Богоявления. В результате в 451 году разрешили раздельное празднование этой даты в рамках христианской церкви, но установили официально для всех 12 святых дней в период между Рождеством (Богоявлением) и Крещением. Вот так появились Святки. отмечается не всеми в январе, а вот об этом особенном периоде известно практически каждому.

    Магическая сила периода

    Для каждого человека это время ассоциируется с разными традициями. Что такое Святки для людей верующих? Это в первую очередь посещение храмов, соблюдение поста, возможность очиститься, избавиться от грехов. А что такое Святки для большинства людей? Это веселый и бурный период, связанный с обрядами, ритуалами, гуляниями. По поверьям, во время Святок уходит старый солнечный год, а новый открывается. Именно в эти дни активируется, непонятные и загадочные события происходят постоянно. Считается, что души умерших людей находятся рядом с живыми в такое время, как Святки. Когда начинаются стартуют гадания, ритуалы, способные предсказать будущее, приоткрыть завесу над неизвестным.

    Традиции празднования

    В старину в самый первый день Святок разжигали костер и поддерживали его до окончания периода. Даже сегодня в некоторых сельских поселениях люди с удовольствием поддерживают традиции предков. В этот же вечер все переодевались в праздничные наряды, пели, плясали, ходили по домам с колядками. Считалось, что такие обряды подарят хозяевам дома в будущем году хороший урожай и процветание, поэтому колядующие могли входить в любой дом без стука. Кому же хочется жить бедно?

    Еще есть традиция не выметать сор из дома с сочельника и до 14 января, а потом весь мусор необходимо сжечь за один раз. Особое внимание в этот период уделялось снам. Считалось, что рождественские Святки - это время пророческих видений.

    Немного о праздничных днях

    Рождество с колядками и нарядами было немного описано выше, но нельзя не сказать, чем ознаменованы другие дни периода. Например, 8 января следовало почитать рожениц и повивальных бабок. Это логично - Христос только что появился на свет, значит, нужно отдать должное всем женщинам, которые рожают детей, и тем, которые тоже причастны к этому действу.

    11 января чтили память младенцев, убитых Иродом. Церковь скорбела о 14 000 мучеников, которых убили по приказу царя, желавшего уничтожить Иисуса.

    16 января было принято обращаться за помощью и поддержкой к домовому. Люли были уверены, что именно в этот день злые ведьмы портят домашний скот, а помочь способен только маленький бородатый домовой.

    Заканчиваются Святки 19 января, в праздник Крещения. На водоемах и по сей день делают прорубь в форме креста, затем ее освящает священник, а после все желающие могут искупаться там.

    Гадания на суженого на Святки

    В этот период, как мы уже сказали, многие были не прочь обратиться к темным силам, чтобы узнать ответы на интересующие вопросы. Особенно часто собирались вместе молодые девушки и гадали на суженого, хотя можно было это делать и в одиночку дома. Рассмотрим самые популярные гадания на суженого на Святки.

    Приобретаем колоду карт

    Это гадание нужно проводить в ночь перед Рождеством. Девушке следует перед отходом ко сну вытащить из колоды и положить карту под свою подушку. Этой ночью, как и всегда, дама должна выглядеть отлично. Поэтому перед сном надо причесаться, умыться, даже нанести После этого следует от души обратиться к высшим силам, попросить их, чтобы этой ночью в ваши грезы пришел суженый. Теперь можно ложиться спать. Считается, что тот человек, которого вы увидите в ночных грезах, и станет вашей судьбой.

    Лук поможет узнать имя

    Данное гадание особо будет полезно тем представительницам прекрасного пола, у которых есть несколько кандидатов на роль суженого, но вот выбрать среди них самого лучшего сложно. Для этого надо взять столько луковиц, сколько у вас есть ухажеров, и подписать их или обозначить каким-либо образом, чтобы каждый овощ «был в ответе» за определенного мужчину. В первый день Святок поместите луковицы в воду и ждите, пока не прорастет первая из них. Как только это случилось, смотрите на подпись. Чье имя значится на этом овоще, тот человек и будет суженым. Гадание имеет огромную силу и значимость, так как весь процесс происходит в волшебное святочное время, значит, достоверность гадания очень высока.

    Петух поведает будущее

    Этот способ подходит для тех девушек, которые любят гадать не в одиночку, а в компании, причем делать это можно в любой из святочных вечеров, хотя, конечно, желательно на Рождество. Итак, всем представительницам прекрасного пола, желающим узнать о будущем суженом, следует собраться вместе в одном доме и «пересчитаться». Затем нужно рассыпать на полу пшеницу или любую другую крупу, которой вы кормите свою птицу. В полночь петуха надо «позвать» в дом. Теперь осталось только внимательно наблюдать за ним. Если он проголодался и склевал абсолютно все зерна, то наденет свадебное платье в этом году та девушка, которая рассыпала еду на полу. Если птица насытилась, а некоторое количество зернвшек еще осталось, то в брак вступит та, номер которой соответствует числу поглощенных птицей зерен. А вот если петух не голоден и вовсе не ест, то придется повторить гадание на следующий год, так как никому из присутствующих наряд невесты в этом году не надеть.

    Гадаем при помощи волос

    Этот способ подойдет тем девушкам, которые уже встречаются с парнем и строят планы на будущее, но вот что-то им не дает покоя, какое-то сомнение живет в сердце. Лучше погадать на Святки и быть спокойной за свою судьбу. Вот только заранее запаситесь волоском с головы своего жениха. Итак, возьмите неглубокую миску, налейте в нее воды, добавьте сюда же по щепотке золы, сахара и соли. Тщательно все перемешайте и отставьте на некоторое время в сторону, чтобы жидкость «успокоилась». Как только это произошло, положите в воду волосок суженого и свой. Теперь спрячьте емкость от посторонних глаз до самого утра, а потом интерпретируйте результат. Если волосинки не только рядом, а даже переплелись, то быть вам невестой этого молодого человека. Если же они в воде далеко друг от друга, то не зря вы беспокоились, отношениям не суждено развиваться далее.

    Гадайте, веселитесь в этот период, создавайте свои и обычаи!