Домой / Лицо / Капризные дети. Как справиться с истерикой

Капризные дети. Как справиться с истерикой

В семьях, где ребёнок долгожданный или болезненный, родители пытаются оградить его от разного рода неприятностей, опасностей, различных ошибок. В результате чего, у малыша просто не возникает необходимость быть самостоятельным, он не хочет взрослеть. И возникающие капризы ребенка в данном случае объясняются излишней избалованностью.

Капризы и упрямство детей. Что с ними делать?

Очень многие родители жалуются на то, что их ребенок капризничает. Порой их охватывает настоящая паника, они не знают, что нужно сделать для того, чтобы этот кошмар поскорее закончился.

А если истерика возникает ещё и где-нибудь в общественном месте, то бедные родители готовы сквозь землю провалиться.

И вполне естественно, что у мамы с папой возникает целый ряд вопросов: «Что делать, когда малыш постоянно капризничает и устраивает истерики?

Какая реакция будет правильнее – попытаться отвлечь ребёнка, ругать его и наказывать или же просто проигнорировать?»

Наш ответ – в первую очередь найти причину, вызывающую капризы. Когда вы её по возможности точно установите, проще будет найти и решение данной проблемы.

Ни одно действие малыша не возникает само по себе, из ниоткуда. И капризы ребенка, в данном случае, – не исключение. Все действия – это «зеркало» внутреннего мира ребёнка, его чувств и переживаний.

Истерики и капризы. Попробуем с этим разобраться!

1. Большая часть капризов провоцируется проблемами со здоровьем. Маленький ребёнок ещё просто не в состоянии сам объективно оценить своё самочувствие: что он устал, приболел или же просто хочет есть. Именно это некомфортное состояние и приводит к капризному поведению.

2. Вторая причина – это чрезмерная опека мамы и папы, а также других близких родственников. В семьях, где ребёнок долгожданный или болезненный, родители пытаются оградить его от разного рода неприятностей, опасностей, различных ошибок.

В результате чего, у малыша просто не возникает необходимость быть самостоятельным, он не хочет взрослеть. И возникающие капризы ребенка в данном случае объясняются излишней избалованностью.

3. Следующая причина – кризис трёхлетнего возраста. Очень многие родители отмечают резкие перемены в поведении малыша именно в этот возрастной период. Их милое и послушное чадо вдруг всё начинает делать наперекор, никого не слушает и порой становится просто неуправляемым.

Вызвано это тем, что ребёнок впервые презентует себя, как личность и, соответственно, требует для себя определённой свободы. Слова: «Я сам!» становятся наиболее часто употребляемыми в его речи. И если взрослые продолжают его излишне опекать и хоть как-то подавлять его стремление к самостоятельности, то он начинает бунтовать, попросту говоря, капризничать.

4. Ещё одна причина, провоцирующая детские капризы, отношения и обстановка дома, в семье. На малыша из внешнего мира обрушивается очень большой поток информации, он целый день активно общается, каждый день его ожидают новые впечатления, поскольку он находится в том возрасте, когда идёт активное познавание мира.

То есть за целый день он очень сильно устаёт. И когда он попадает домой, ему хочется спокойствия, постоянства, а также любви и уважения мамы и папы по отношению друг к другу и по отношению к нему. И если вечером, придя из садика, он сталкивается с ссорами, скандалами, какими-то резкими переменами в жизни, то он начинает проявлять протест. Он выражается в излишней плаксивости, капризности и пр.

Как реагировать на капризы родителям

Для начала маме и папе необходимо сесть и проанализировать своё собственное поведение, потому что зачастую именно родители являются той «искоркой», от которой впоследствии «вспыхивает пламя».

Если здоровье малыша не вызывает никаких опасений, значит окружающая обстановка, методы воспитания или поведение родителей являются «провокаторами». В дальнейшем, научитесь правильно реагировать на «концерты» вашего чада, в зависимости от ситуации.

В любом случае старайтесь быть максимально выдержанными, терпимыми и заботливыми. Не кричите на малыша и не ругайте его.

Принимайте его самостоятельность. Всем нам, конечно, очень нравится, когда для ребёнка слово мамы – закон, а её мнение – самое верное. Но этот период, к сожалению, очень быстро проходит. Научитесь доверять своему малышу, отпустите немного «поводок», избавьте его от чрезмерного контроля, дайте возможность учиться на своих собственных ошибках. И тогда, возможно, слова «не капризничай» вам не придётся говорить.

Если на запреты ваш карапуз никак не реагирует, то дайте ему определённую долю свободы, но сами находитесь где-то поблизости, ненавязчиво контролируя. В нужный момент вы сможете его уберечь, направить или подсказать.

Как бороться с капризами и истериками ребенка

Очень важным в воспитании ребёнка является второй год. Постарайтесь с этого возраста приучать его самостоятельно мыть руки, убирать свои игрушки, помогать маме. Когда малыш в раннем возрасте уже становится вполне самостоятельным, то от проблем с капризами и нытьём вы будете избавлены.

Наиболее эффективный способ побороть капризы ребенка – это общение с ним. Уделяйте ему как можно больше времени: играйте, читайте вместе книжки, воспитывайте, развивайте.

Следите за тем, каким тоном вы разговариваете с малышом. Старайтесь как можно реже использовать строгий тон. Заинтересуйте ребёнка каким-нибудь интересным занятием, например, поиграйте в шпионов, постройте дом для куклы и пр. Когда малыш будет видеть вашу искреннюю заинтересованность, чувствовать ваше внимание, то у него не возникнет желание покапризничать, привлекая к себе внимание.

Иногда возникают ситуации, когда «концерт» вашего карапуза лучше проигнорировать. Например, когда он требует от вас уже сотую игрушку. Но, как правило, за капризом кроется какая-то причина.

Очень многие дети не хотят чистить зубки. Попробуйте превратить это в весёлую игру. Купите малышу смешную зубную щётку, пасту с каким-нибудь приятным ароматом. Поставьте песочные часы и предложите ребёнку чистить зубки, пока сыплется песочек.

С самого рождения приучайте малыша к правильному распорядку дня. Капризничают обычно детки с неустойчивой психикой. А психика, в свою очередь, «расшатывается» у тех малышей, которые не соблюдают режим дня.

Но приучать к правильному распорядку – это не значит, что нужно ребёнка «строить», делайте это очень мягко, осторожно и ненавязчиво. Опять-таки в данном случае можно придумать тоже какую-нибудь интересную игру.

Если кроха всё равно капризничает, упрямится и устраивает истерики, не мучайтесь вопросом какое наказание ему за это придумать, а постарайтесь найти компромисс. И это вовсе не означает, что вы будете «плясать под дудку» вашего любимого чада и позволять ему делать абсолютно всё, что вздумается.

Постарайтесь найти золотую середину между диктатурой и излишней демократией. Если карапуз не хочет мыться, возьмите с собой в ванну какую-нибудь игрушку, например, заводной кораблик.

Если малыш не хочет убирать игрушки, предложите ему свою помощь. Вместе убирать гораздо веселее, особенно если устроить соревнования – кто больше соберёт игрушек и расставит их на место.

Победителю приз – чтение сказки перед сном. И вы увидите, насколько энергично ваш кроха будет пытаться вас обогнать, чтобы услышать любимую сказку.

И помните, что спокойствие вашего ребёнка зависит только от вас. Любите своего карапуза и принимайте его таким, какой он есть. Учитесь не только внимательно его слушать, но и слышать. И тогда всё у вас будет хорошо. Капризы ребенка обойдут вашу семью стороной.

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Капризное поведение является поводом для тревоги многих мама и пап. Порой упрямство и неподчинение дети начинают демонстрировать с самых юных лет.

А уж как реагировать на детские слезы, родители не всегда могут понять. Как же определить, плачет ли годовалый малыш из-за чего-то серьезного, или вы столкнулись с очередным капризом?

Давайте узнаем, откуда берется капризность и что нужно делать родителям, чтобы прекратить слезы и истерики.

Если подобные реакции проявляются регулярно, взрослые начинают к ним относиться, как вполне естественным особенностям раннего и дошкольного возраста. Однако это мнение ошибочно. Малыши не рождаются капризными.

Главной причиной детский истерик является неправильный подход к воспитанию ребенка. А чем он младше, тем импульсивнее и несдержаннее его поведение.

Капризы у младенцев: правда или вымысел?

У детей, едва появившихся на свет, капризов, как мы их понимаем, нет. Плач и слезы, сигнализирующие о дискомфорте, это еще не капризы. Чтобы избежать проблем, нужно убедиться, что:

  • малыш сухой;
  • не голоден;
  • он не страдает от газов и колик;
  • ребенок здоров;
  • вы соблюдаете распорядок дня.

Как мы видим, причины для плача вполне разумны и их можно предвосхитить.

Если же кроха постоянно напоминает родителям о своих неудобствах криками, то у него может появиться привычка таким способом добиваться удовлетворения собственных потребностей. То есть постоянные отрицательные эмоции, становясь привычными, становятся предпосылкой для появления капризов.

Капризы у детей 1-2-х лет: причины и особенности проявления

В годовалом возрасте малыши переживают первый в их жизни возрастной кризис.

Причина его появления – накопление ребенком определенных знаний и навыков. Эта ситуация требует перехода на новый этап отношений родителей и детей.

Ребенок второго года жизни начинает воспринимать себя отдельной личностью. Он делает первые шажки, начинает разговаривать, что позволяет ему по-новому узнавать мир.

Однако это же приводит и к увеличению количества капризов. И зачастую их провоцируют сами родители.

Малыш пробует добиваться плачем удовлетворения любого, даже мимолетного желания, а мама с папой тут же их выполняют.

В скором времени у крохи формируется не очень приятная привычка – добиваться выполнения своих требований через слезы и крики. Закрепляясь, такое поведение становится свойством характера.

Еще одним проявлением капризов у самых маленьких деток является нежелательная настойчивость.

К примеру, ребенок изо всех сил стремится завладеть заинтересовавшим его предметом. Многочисленные «нельзя» его не останавливают. Если взрослые убирают любопытную вещицу повыше, малыш пытается залезть на мебель, начинает кричать «Дай!» Обычно все это заканчивается плачем.

Конечно, не стоит исключать и вполне естественные причины появления капризов и истерик – состояние детского здоровья.

Однако ничто не приносите ребенку облегчения, и он начинает капризничать и хныкать.

Что делать, если ребенок капризничает?

Даже самый спокойный и послушный малыш иногда капризничает. И это может случиться в самом раннем возрасте. Вот почему родителям нужно знать, как реагировать и как бороться с капризами. Что же делать взрослым?

  1. Научитесь говорить «Нет». С самых юных лет ваше чадо должно знать важные слова: «Стоп», «Нет», «Нельзя». Конечно, их не может быть очень много, зато их наличие поможет избавить кроху от постоянных капризов. Кстати, эти фразы станут отличными помощниками для детской дисциплинированн ости.
  2. Старайтесь спокойно реагировать на крики. Следует помнить, что бурные сцены рассчитаны на публику и сочувствующих. Попробуйте оставить капризничающего ребенка одного, конечно, убедившись, что он не причинит себе вреда. Когда он убедится, что его вопли не приносят желаемого результата, привычка капризничать постепенно исчезнет.
  3. Убедитесь, что это каприз, а не важная потребность. Если малыш спокойно и разумно (в соответствии с возрастом) объясняет, зачем ему понадобилась так или иная вещь, значит, это потребность. Возможно, стоит пойти навстречу крохе и удовлетворить его желание.
  4. Будьте последовательны. Во избежание перерастания капризов в полноценные истерики договоритесь с домочадцами об единых требованиях и правилах воспитания. Если вы сегодня что-то запрещаете, будьте тверды и завтра, несмотря на все детские просьбы.
  5. Не кричите. Конечно, крики и слезы могут вывести из себя самого эмоционально стойкого родителя. Даже если вы утомились, старайтесь себя сдерживать и спокойно вести беседу. Не забывайте, что вы и только вы являетесь примером для своего чада.
  6. Объясняйте причину отказа. Капризы поутихнут, если рассказывать крохе о причине запрета. Не отмахивайтесь раздраженно от ребенка, если он что-то просит. Даже совсем маленький человечек может понять, почему вы не станете покупать эту замечательную игрушку, если спокойно и доходчиво ему объяснить.
  7. Предоставляйте выбор. Согласитесь, что капризы лучше предотвращать, чем потом с ними героически сражаться. К примеру, если вы заметили, что ваше чадо отказывается надевать шапку на прогулку, то предложите выбрать: «Какую шапочку ты хочешь – желтую или зеленую?» В этом случае ребенок ощущает контроль над ситуацией и чувствует себя самостоятельным.
  8. Обыгрывайте конфликт. Попробуйте не подчинять малыша, а обыгрывать ситуацию. Например, попросите его о помощи: «Что-то я забыла, как нужно чистить зубы. Пожалуйста, покажи, как это правильно делать». Обычно дети не упускают возможность поучить чему-то маму, а в процессе «учебы» они и сами почистят зубы.
  9. Сообщите о приятной перспективе. Если ребенок категорически отказываться что-то делать, расскажите о приятных событиях, которые его вскоре ожидают. К примеру: «Дима, давай сейчас соберем все твои игрушки, а затем я дам тебе альбом с красками, чтобы ты нарисовал красивый рисунок».

А как реагировать на детские капризы, если малыш не только не утихомиривается, но и начинает биться в истерике?

Присядьте рядом с крохой, посмотрите ему в глаза. Попробуйте узнать, что он хочет – говорящий ребенок уже может вслух сформулировать свою потребность.

Если приступ истерики начался, обнимите ребенка, крепко прижмите к себе, говорите мягко и спокойно.

Пытается вас ударить? Придерживайте его руку, однако не отталкивайте. Необходимо, чтобы дети слышали мамин голос и чувствовали вашу поддержку.

Нужно ли наказывать за капризы?

Прежде всего, определитесь, что вы имеете в виду под наказанием.

Безусловно, бить ремнем, регулярно шлепать нельзя. Физические воздействия не приведут ни к чему хорошему.

Напротив, насилие лишь усугубит детское поведение, к тому же малыш станет копить обиды на вас.

Как мы уже писали выше, самый действенный способ, помогающий отучить детей от капризов, – лишать своего внимания, когда ребенок ведет себя плохо, и уделять ему больше времени, когда он послушен и с радостью и удовольствием общается с вами и сверстниками.

Чтобы понять, как реагировать и бороться с капризностью своего чада, следует твердо уяснить: детские капризы и истерики не появляются на пустом месте.

У них есть весомые причины, а неправильная родительская реакция только поддерживает и закрепляет их.

Освежите в памяти возрастные особенности малыша, установите и соблюдайте распорядок дня, выработайте единые требования к ребенку, найдите золотую середину между излишком и недостатком внимания. И, конечно, любите свое чадо и относитесь с пониманием к его психологическим особенностям.

Другая информация по теме


  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

Если ваш ребенок неустанно и ежедневно закатывает истерики - причина здесь скорей не в нем, а в вас. Значит, вы не можете найти к нему подход, или наоборот, слишком стараетесь, и ничего хорошего из этого не выходит. Давайте поговорим о том, как совладать с капризными детьми и пережить детские истерики.

Капризность ребенка напрямую зависит от его темперамента. Если меланхолик может подолгу обижаться, нося в себе все негативные эмоции, то холерик скорее всего устроит вам красочную истерику с диким визгом, параллельно расшвыривая все близлежащие предметы. Какой бы тип темперамента ни был у вашего малыша, ему с детства нужно прививать выдержанность и самообладание.

1. В первую очередь нужно быстро и правильно определить причину детских капризов. Если ребенок требует немедленно купить что-то ему понравившееся, это обычный каприз. В таком случае попытайтесь поговорить с ребенком, вряд ли у вас это получится во время самой сцены, но дома объясните ему, почему вы не можете позволить себе покупать все подряд. Если же малыш пытается самостоятельно одеться и зашнуровать обувь, а у вас нет на это времени, и вы пытаетесь помочь ему и торопите, бурная реакция в таком случае будет целиком на вашей совести. Не забывайте, что воспитание детей - это колоссальное терпение.

2. Истерику гораздо проще предотвратить, нежели унять. Когда вы видите, что близится неладное, попробуйте отвлечь ребенка - переключить его внимание. Это может быть животное или птица, проходящий мимо человек. Главное правильно подобрать слова, и малыш тотчас же забудет о предыдущей проблеме.

3. Когда переключить внимание не получается, старайтесь игнорировать сцены. Оставьте в покое ребенка на какое-то время, и дайте ему успокоиться. Обычно капризные дети обожают закатывать сцены на публику. Особенно хорошо это действует в людных местах, когда ребенок попросту вами манипулирует, понимая, что вам неудобно перед окружающими людьми. Будьте стойкими, не обращайте внимания. Пусть вас не смущают посторонние люди - воспитание ребенка важнее. Ребенок заметит ваше равнодушие и вскоре поймет, что привычные приемы не работают. Если малыш упорно не хочет успокаиваться, попробуйте вести с ним диалог тихо и спокойно, приложите к вискам прохладную тряпочку.

4. Вы должны выбрать правильную и единую тактику в борьбе с появлением детских капризов и истерик. Большую часть своей жизни ребенок проводит дома, в кругу семьи, поэтому именно здесь важно не допустить ошибок. Старайтесь не способствовать тому, чтоб ребенок получал желаемое путем истерик, капризов и манипуляций вашей нервной системой. Не наказывайте его строго за капризы, вместе с тем проявляйте строгость - пускай он поймет, что добиться от вас чего-то можно только в спокойной уравновешенной обстановке с помощью беседы, и ни в коем случае не истерии и скандалов. Если требование ребенка обоснованное и приемлемое, постарайтесь удовлетворить его желание, не становясь причиной истерики.

5. Будьте внимательней к проявлению своих эмоций. Если вы постоянно на нервах, ребенок будет это ощущать, и перенимать на себя. Только в отличии от взрослых, деткам гораздо сложнее избегать эмоциональных всплесков, поэтому причиной очередных проблем может стать именно ваша нервозность. Никогда не сопровождайте яркой эмоциональной реакцией капризы вашего ребенка - чем больше эмоций, уговоров, криков и физической силы вы задействуете, тем с большей отдачей будет капризничать ваше чадо. Иногда дети чувствуют недостаток внимания со стороны родителей, и становятся более требовательными и капризными. В этом случае постарайтесь уделять своему малышу времени хоть немного больше обычного, и в эти моменты полностью посвящайте себя ему, не отвлекаясь на телефонные звонки, работу и других родственников.

6. Не используйте шантаж в воспитательных целях. Многие родители допускают фундаментальную ошибку, начиная в случае непослушания шантажировать свое чадо: «если не сделаешь уроки, то я тебя любить не буду» и т.д. Во-первых, ребенок очень скоро поймет, что ваши слова - это просто слова, не влекущие за собой никаких действий. В будущем ваше дитя может использовать ваши методы против вас, и даже вас превзойти: шантаж в подростковом возрасте распространенное явление. Вторая, не менее распространенная родительская ошибка - это использование отрицаний в воспитательных целях: не бери, не кричи, не так, не туда. Гораздо лучше, если вы будете использовать фразы «было бы лучше, если», «лучше сделай так».

7. Когда истерики и капризы стихают, не забывайте о необходимости воспитательной беседы. Спокойно объясните ребенку, почему нельзя вести себя так, скажите, что вас очень огорчают его капризы и постарайтесь прийти к консенсусу. Никогда не выясняйте отношения с малышом криком. Хорошего эффекта этим не достигнешь.

Очень капризный ребенок - это извечная проблема, с которой знакомы чуть ли не все родители в мире. Дети с самого раннего возраста, уже с первого года жизни, проявляют свои желания по-разному. И очень часто - через истерики, слезы, шантаж - через те самые капризы, с которыми просто невозможно справиться. Почему ребенок капризный? Что делает его таким? Как избавится от этого "дефекта" в его поведении? И вообще, возможно ли это?

  • Почему ребенок проявляет свои капризы?
  • Капризный ребенок в 2-3 года или в 5 лет - к чему приведут эти капризы дальше?
  • Как воспитывать капризного ребенка? Как правильно влиять на него?

Первые капризы ребенка - это тревожный звоночек для родителей, сигнализирующий, что воспитательный процесс идет не самым лучшим образом. Где-то есть недоработка, что-то мы делаем не так. А вот когда капризы становятся образом жизни для малыша, в пору бить тревогу - капризы грозят закрепиться в жизни. Ведь из капризного ребенка может вырасти капризный взрослый.

Купи вертолет... - слышу писклявый, не лишенный наглости, голос за спиной. В огромной корзине на колесиках, среди горы продуктов, сидит 5-летний мальчик, явно видно - капризный, избалованный ребенок.

Я обещал тебе купить вертолет, если ты будешь хорошо заниматься. Ты занимался? Нет. Тогда никакого вертолета, - отвечает папа, не особо обращая внимания на требования отпрыска.

Я занимался! Купи!

Ты не занимался вообще! Я все знаю, прекращай, Глеб. Договор дороже денег, ты не выполнил свои обязательства, значит никакого вертолета.

Корзину с продуктами и капризным ребенком бесцеремонно развернули и начали удалять от детского отдела. И чем дальше, тем больше слышался визг ребенка, к которому уже примешивались слезы:

Я занимался! Занимался! Занимался! Ты плохой! Я ненавижу тебя! Ты не мой папа. Ты меня не любишь. У всех есть вертолет, а в меня нету. Купи-купи-купи-купи-купиииииииииииии...

Фух... наконец-то ребенка не слышно, все взрослые вздохнули спокойно. Но что я вижу, через пару минут к полке с вертолетами возвращается папа - он берет игрушку. Мне интересно и я следую за ним. Через десяток стеллажей стоит его корзина с зареванным ребенком, который уже не может орать во все горло, а буквально задыхается слезами.

Ладно, вот тебе вертолет! Но это в последний раз я тебя жалею. А ты с сегодняшнего же дня начинаешь заниматься в два раза усердней, как мы и договорились. Да?

Да, папочка. Я люблю тебя больше всех на свете!

Куда только делись слезы. На лице заиграла улыбка, не лишенная самодовольства.

Для всех очевидцев этого происшествия, кроме папы, стало очевидно: что-что, а заниматься ребенок не будет. Это уж точно.

Современные дети - очень умны и проницательны . Они быстро научаются использовать чувства родителей, бабушек и дедушек. Капризы, которые они применяют в своих истериках-атаках, часто приводят их к маленьким победам. Игрушка получена, мороженое куплено, уроки можно не учить, а только смотреть мультики, да и кашу есть не обязательно – лишь бы не истерил. Мы надеемся, что основной воспитательный процесс идет правильно, а истерики - куда же без них. Все через это проходили, и мы прорвемся.

Однако это не так. Капризы у детей, особенно детей лет 5-6 лет и старше - это угроза для них самих. Какое у этих капризов будущее?

За каждым, даже самым маленьким капризом от ребенка, стоит серьезный вопрос для его родителя: что делать и как поступить правильно? Как ответить ребенку на его требование, так, чтобы хорошо повлиять на него?

Хотя, кажется, что капризный ребенок - это загадка, к которой нужно подбираться каждый раз с разными ключами, на самом деле это совершенно не так. Капризы ребенка всегда идут по одному и тому же сценарию, да и реакции от родителей на них типичны.

Кто, как и почему капризничает? Ребенок капризный – так ли это?

Вам это будет интересно. Читайте серию статей о воспитании детей с разными векторами " "

Говоря в целом - каждый ребенок всегда хочет все и для себя. "Дай" - вот настоящая первая мысль любого малыша. Это нормальная природа человека. Потом, в процессе роста и взросления, через культурные ограничения и стыд, мы научаемся разделять, что плохо, а что хорошо, что правильно, а что неправильно, что положительно, а что преступно. Но до этого, малышу еще очень долго расти и учиться. Когда же ему исполняется 4 месяца или годик, 3 или 5 лет, вся его сущность словно бы стремится делать то, что хочется, получать, то, что хочется, и наоборот, не делать то, что не неприятно. Как ребенок добивается всего этого? По-разному. И очень часто - через капризы и истерики.

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке .
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Для тех, кого интересуют вопросы воспитания детей, мы предлагаем уникальную рассылку со статьями по системно-векторной психологии. В каждом выпуске - множество информации о детях и особенностях их воспитания, в зависимости от векторального набора.