Последние статьи
Домой / Лицо / Можно ли работать в Курбан-байрам: традиции и суть праздника. Жертвоприношение и его суть или что такое "Курбан"

Можно ли работать в Курбан-байрам: традиции и суть праздника. Жертвоприношение и его суть или что такое "Курбан"

Курбан-байрам: 10 фактов, которые должны знать мусульмане Татарстана в преддверии праздника

Редакция KazanFirst подготовила ответы на самые важные вопросы, которые необходимо учесть верующим при подготовке к празднованию Священного дня окончания хаджа

Редакция KazanFirst подготовила ответы на самые ва жные вопросы, которые необходимо учесть верующим при подготовке к празднованию Священного дня окончания хаджа.

Для сравнения: размер нисаба для московских мечетей составляет около 200 000 рублей. Об этом журналисту издания KazanFirst рассказали в пресс-службе Совета муфтиев России.

А вот в соседней республике - Башкортостан - никогда не было такого понятия «нисаб Курбан». Об этом заявил сотрудник местного ДУМ, который отвечает по телефону первого заммуфтия Аюпа Бибарсова. Он сообщил, что сам Бибарсов сейчас в отпуске.

Кто может совершать жертвоприношение

Мусульманин, совершеннолетний, свободный человек и тот, кто не является путником, а также тот, кто обладает свободным имуществом в размере нисаба. По словам Нияза Сабирова, совершеннолетие здесь определяется по закону Шариата. Мальчики достигают совершеннолетия в 12-13 лет, а девочки - в 9-10 лет.

Но если явных признаков совершеннолетия не будет в этом возрасте, то в 15 лет все - и девочки, и мальчики по умолчанию считаются совершеннолетними, - говорит собеседник. - Также паломники в Мекку должны совершать жертвоприношение. Они это делают на территории долины Мина. Хаджии отдают деньги, и от их имени совершаются жертвоприношения. Сами паломники не могут заклать животное. В Мекке собираются же несколько миллионов паломников, поэтому за них животное режут специальные люди.

Какое животное разрешено для заклания

Бараны и овцы, достигшие годовалого возраста. Их в жертву может принести только один человек. Бык, буйвол, корова (достигшие двухлетнего возраста) или верблюд (пятилетний возраст) могут приноситься в жертву семерыми людьми.

При этом участие в коллективном жертвоприношении должно быть добровольным. Если хотя бы один человек участвует в этом деле против своей воли, то жертвоприношение не считается состоявшимся.

В Татарстане по вопросу выбора животного для обряда есть своя особенность. Представители ветеринарных служб вместе с татарстанским муфтиятом настаивают, чтобы привозные животные для заклания не были из Самарской, Саратовской и Оренбургской областей. Там сейчас бушует эпидемия узелкового нодулярного дерматита крупного рогатого скота. Если болезнь попадет на территорию республики, то местное сельское хозяйство понесет колоссальный ущерб.

Адреса 25 площадок для жертвоприношения в Казани:

Какова роль женщины в праздновании Курбан-байрама

Так как женщина - домохозяйка, она должна готовить к празднику дом - сделать уборку, приготовить праздничный стол, ждать гостей. Также помочь своему мужу отправиться в мечеть. За это она у Всевышнего получит большую награду. Испокон веков татарские женщины не посещали мечеть в праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Все готовились к празднику дома. Но это не значит, что им в эти дни нельзя ходить в мечеть. Можно. Но это необязательно для них, в то время как для мужчин это долг, - говорит Нияз Сабиров.

В какой день лучше совершить жертвоприношение

Обряд необходимо совершать только в первые три дня празднования Курбан-байрама. Но настоятельно рекомендуется это сделать в первый день, то есть 1 сентября. Проводить жертвоприношение ночью считается нежелательным. Заклание 4 сентября и позднее не считается обрядовым. Поэтому мусульманам лучше не медлить и все распланировать заранее.

Что делать тем, кто не успел совершить обряд

Нужно все-таки стараться успеть совершить жертвоприношение. Для этого даются три дня. В последний день нужно успеть до захода солнца. Пропущенный Курбан-байрам у мусульманина нет возможности возместить или компенсировать каким-либо образом, - подчеркивает Нияз Сабиров.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


Эксперт: Снижение процентной ставки укрепит позиции ипотечных займов среди населения

Тренд на снижение процентных ставок Центробанком страны, взятый в этом году, может существенно улучшить положение в ипотечном кредитовании. Банки, работающие в республике, ожидают если не бума, то постепенную тенденцию к увеличению обращений граждан за кредитами на приобретение жилья. Пока рост интереса к ипотеке в республике невысокий и составил в первом полугодии 1,5%

Тренд на снижение процентных ставок Центробанком страны, взятый в этом году, может существенно улучшить положение в ипотечном кредитовании. Банки, работающие в республике, ожидают если не бума, то постепенную тенденцию к увеличению обращений граждан за кредитами на приобретение жилья. Пока рост интереса к ипотеке в республике невысокий и составил в первом полугодии 1,5%.

Александр Жидких - Набережные Челны

В Татарстане, как и в целом по России, в этом году наблюдается интересная тенденция, связанная со снижением процентных ставок на рынке ипотечного кредитования. В прошлом месяце Центробанк России зафиксировал рекордно низкие ставки за все время существования ипотеки - они упали до 11,1%. А к концу 2017 года эта цифра может опуститься и вовсе ниже 10%. В прошлом году, по информации агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), жилищные кредиты выдавались банками в среднем под 12,9%.

Удешевление ипотеки - это реакция рынка на планомерное снижение ключевой ставки ЦБ России. В этом году Центробанк трижды снижал ставку: в марте с 10 до 9,75%, в апреле - до 9,25% и в июне - до 9%.

Безусловно, снижение ставок - это хороший сигнал для рынка. Но не только ставка по ипотеке формирует рынок, но и наличие ресурсов у населения на первоначальный взнос, а также возможность обслуживать кредит. Поэтому пока можно говорить об улучшении ситуации на рынке ипотечного кредитования, но нельзя считать, что это улучшение носит взрывной характер. Скорее пока идет поступательное движение в сторону увеличения объемов, - считает руководитель развития кредитных продуктов ПАО «Ак Барс» Банка Александр Бунин .

По информации эксперта, в прошлом месяце спрос на ипотечный займ в их банке по Татарстану немного спал по сравнению с июнем (727 выданных ипотечных кредитов в июле, 868 - в июне), но превысил показатели первых пяти месяцев 2017 года. При этом, как отметил собеседник, клиентам, у которых уже есть договор по ипотеке, ставки пересматриваться не будут. Так как банк под эти кредиты так же фондировался по более высоким ставкам, чем нынешние.

Аналогичной позиции придерживаются и в самом крупном банке страны - Сбербанке. По мнению начальника сектора маркетинга и коммуникаций отделения ПАО Сбербанк в Татарстане Светланы Кудряшовой , сниженная ставка положительно скажется на росте рынка ипотечного кредитования, который чутко реагирует на волатильность ставки.

Сбербанк уже внедрил ставки на уровне 7,4-10,5%. В условиях тренда на снижение в 2017 году выдача Сбербанком ипотечных кредитов в Татарстане выросла, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 32,6%, - сказала KazanFirst Светлана Кудряшова.

Более низкие ставки, которые сформировались на рынке, все же могут дать возможность ипотечным заемщикам платить в дальнейшем по более щадящим процентам. Правда, для этого необходимо пройти процедуру рефинансирования.

Практически все банки запустили программы рефинансирования ипотечных кредитов. Сбербанк так же предлагает клиентам, имеющим ипотеку в других банках, рефинансировать ее под более низкие ставки, - заметила специалист.

Татарстан уже давно входит в Топ-10 регионов России по объемам выдачи ипотечных кредитов. По информации АИЖК, на долю десяти регионов-лидеров приходится порядка 49% от всего объема выдачи ипотеки. В этих регионах сконцентрированы и основные объемы жилищного строительства: 53% всего строящегося многоквартирного жилья и 47% введенных в эксплуатацию многоквартирных домов в первом полугодии 2017 года.

При этом республика занимает пятое место по объемам выданных кредитов. Всего за первую половину 2017 года банки, работающие в республике на приобретение жилья по программам ипотеки, потратили 25 млрд рублей. Безусловным же лидером на ипотечном рынке продолжает быть Москва, где объем кредитования граждан составил 103 млрд рублей. За ней идет Московская область с емкостью рынка 61 млрд, Санкт-Петербург - 52 млрд и Тюменская область - 37 млрд рублей.

По итогам первого полугодия в Татарстане уже выдано около 17 000 ипотечных кредитов. Правда, наряду с увеличением количества ипотечных займов наметилась и такая тенденция, как увеличение срока кредита. В республике этот показатель вырос на один год, по сравнению с 2016 годом, и теперь в среднем составляет 14,2 года. Впрочем, есть регионы, где средний срок возврата ипотеки гораздо выше. Рекордсменом тут выступает Ямало-Ненецкий АО, где он превышает 18 лет, а самый низкий – в Ненецком АО (13,6 года).

Рост среднего срока ипотечного кредита в последнее время свидетельствует о том, что для заемщиков этот продукт продолжает оставаться востребованным, а для кредиторов - привлекательным, - приводит слова генерального директора Александра Викулина пресс-служба Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

При этом, по словам топ-менеджера, самыми большими темпами срок ипотеки растет в сегменте наиболее оптимистично настроенных молодых заемщиков, доходы которых не всегда позволяют погашать кредиты в те же сроки, что и более «зрелым» заемщикам.

Так, по информации НБКИ, для самых молодых граждан, моложе 25 лет и от 25 до 29 лет, этот показатель составил 16,1 года при росте за год на 0,5 и 0,3 года соответственно, для заемщиков в возрасте от 30 до 39 лет ипотечный кредит в среднем составляет 16 лет, а для категории 40-49 лет - 14 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее трудоспособные заемщики берут самые «длинные» кредиты.

Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, как и обязательный налог-закят, и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во 2 году хиджры.

Аяты из Корана о Курбан-байраме:

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ» ();

«Сделали Мы [говорит Господь Миров] жертвенное животное (верблюда и верблюдицу) [а также быка и корову, заклание каждого из которых производится от семи человек, в отличие от баранов и овец, которые лишь от одного] обрядом, в нем благо для вас [мирское и вечное]. Упоминайте над ним имя Бога [при заклании]. [Если производите данный процесс над верблюдами] оставьте их стоящими на ногах [лучше на трех ногах] . И когда [после выхода основной части крови] они упадут [когда очевидно, что животное испустило душу, можете начать разделывать тушу], а полученным мясом как сами питайтесь, так и накормите бедного, который не попросит [довольствуясь имеющимся малым], а также просящего. Поймите же, Мы подчинили их [домашний скот , да и всех животных] на службу вам [к примеру, те же самые верблюды, несмотря на их силу и мощь, смиренны во время смертельного для них процесса], будьте же благодарны [за это Творцу, заложившему определенные законы и закономерности в природе]» ();

«Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» ().

Некоторые хадисы о Курбан-байраме:

«Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения - это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» ;

«Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок. Сказав «бисмил-ляхи, аллаху акбар», он принес их в жертву своей рукой» .

Возвеличивание Всевышнего во время праздничных дней

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща.

«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа . Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. ) .

Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть , и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:

Транслитерация:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ .و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ.

Перевод:

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление» .

Ответы на вопросы о Курбан-байраме

Как отмечают этот праздник?

Этот день обычно является выходным. Люди стараются приглашать гостей и навещать близких, родных.

Кстати, словом «курбан» в мусульманской традиции (как и в иудейской) именуется все то, что приближает человека к Богу. В данный же праздник - это ритуальное заклание животного, подразумевающее духовное обращение к Творцу.

С чем связана эта традиция?

Она напрямую связана с событием, произошедшим с пророком Авраамом. Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Авраама к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Авраам, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: «Поистине, это - очевидное испытание! [Ты успешно преодолел его]» . Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Аврааму было даровано благополучное рождение второго сына - Исхака (Исаака) .

В чем гуманистический смысл?

Этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется. А животный мир - на покорной службе у людей, что подразумевает и использование его по назначению, и опеку, и охрану окружающей среды.

Какие ритуалы необходимо провести?

От одной семьи (от одного семейного бюджета) произвести заклание одного барашка. Время: сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня (по мнению богословов-шафиитов - четвертого дня). Наилучшим является первый день.

Сколько дней длится данный праздник?

Четыре дня.

В чем состоит обязанность верующего в этот праздник?

В том, чтобы найти в своей сущности (просторной, местами темной и непроглядной) клад под названием «набожность», а это значит сторониться явно запретного (спиртное, прелюбодеяние; ложь, клевета) и выполнять обязательное в меру сил и возможностей (постоянство в благом, помощь слабым; молитва, пост, закят). Это сокровище, если найдем его в себе, серьезно обогатит нас, поможет гармонично и счастливо жить, особенно в периоды потрясений и невзгод.

В Коране сказано:

«[Уразумейте!] До Аллаха (до Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас [а потому важно состояние души, настрой, а не то мясо, которое вы сами же и съедите]. Подобным образом [как видите вы это воочию] оно [животное, предназначенное для заклания] подчинено вам [спокойно и смиренно перед происходящим, причем по обыкновению является для вас источником мяса, шкуры]. И это [в том числе] ради того, чтобы вы [временами приостанавливаясь в своих нескончаемых заботах либо активизируясь в периоды безразличия, лени и ничегонеделания, взглянули вокруг, вдохнули полной грудью] и возвеличили Творца за тот верный путь, по которому Он предоставил вам возможность идти.

[В этом быстротечном потоке жизни, неуклонно приближающем вас к смерти] обрадуй благородных [кто является таковым в своих делах и поступках. Радостная весть им о счастье мирском и райской обители в вечности]» ().

Предпраздничный день также примечателен. Что лучше делать в этот день?

Предпраздничный день - это день стояния на горе Арафат. Для всех, кроме паломников, полезно поститься, ведь воздаяние за пост в этот день столь велико, что нейтрализует мелкие прегрешения двух лет .

В котором часу совершается праздничная молитва?

Совершается она приблизительно через 40 минут после восхода солнца.

Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, говорили о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан из числа ученых ханафитского мазхаба заявляли, что это обязательно (ваджиб) .

Под наличием необходимых материальных средств богословы-ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты закята . Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву .

Каковым должно быть намерение?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу , с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и семьи его» .

Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Желательно (сунна) сделать это самому : проговорить намерение, сказать «бисмил-лях, аллаху акбар» и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении верующий может попросить об этом другого, но с тем условием, чтобы сам он присутствовал во время жертвоприношения. Пророк Мухаммад, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли крови его» . В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, человек проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.

Если совершающим жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени .

Каким должно быть жертвенное животное?

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы в возрасте года и старше.

Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов .

Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность .

Мы знаем, что одна корова может быть принесена в жертву семью людьми или семьями. Возможно ли одним из этих семи считать покойного? Если да, то будет ли ему польза от этого?

Богословы-ханафиты говорят о допустимости подобного. В случае если жертвоприношение совершают дети покойного, вероятность пользы для него максимальна. Если это делают друзья или родные покойного, которые считают его седьмым, то также не исключено зачисление вознаграждения в его пользу в вечности . Богословы-шафииты считают совершение жертвоприношения от имени умершего невозможным, кроме случая, когда тот попросил об этом в своем завещании .

Отвечая на вопрос относительно возможности раздачи стоимости жертвенного животного в качестве милостыни без непосредственного жертвоприношения, один из современных богословов замечает: «Раздача стоимости не приветствуется, так как замена жертвоприношения на выплату стоимости жертвенного животного может привести к потере и преданию забвению одной из сунн (желательных действий), которая соблюдалась еще со времен самого пророка Авраама. Однако если жертвоприношение совершается от имени покойн ого с тем, чтобы вознаграждение засчиталось ему, и происходит это там, где большое количество людей совершают жертвоприношение, то раздача стоимости жертвенного животного бедным и неимущим допустима» .

Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?

Время для его совершения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня . Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток . Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари .

Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?

Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует .

Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?

Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния .

Слышал, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, не должен стричь ногти и волосы, так ли это?

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» . Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости .

Достаточно ли с семьи принести в жертву одного барана?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана» . Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Айюба аль-Ансари о том, как именно во времена Посланника выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: «Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своего дома (своей семьи) одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня» . Есть некоторые мнения о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи, однако достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: «Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи , если даже она будет состоять из ста человек и более» .

Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло, считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?

Если животное умерло своей смертью, то его хозяин ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то обязан выполнить данный пред Богом обет, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения .

Что делать со шкурой жертвенного животного?

Что делать со шкурой жертвенного животного в условиях Москвы? Можно ли просто оставить ее на бойне? Магомед.

Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]» . Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь . Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни .

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]» .

Что касается условий Москвы либо иного другого города Российской Федерации или СНГ, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.

Не нарушает ли обряд заклания выявление беременности жертвенного животного. Что делать с зародышем?

Обряд жертвоприношения не нарушается. Зародышу также перерезают основные артерии, но не употребляют в пищу, а закапывают .

В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного?

Изначально Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» .

На какое количество частей делится мясо жертвенного животного?

Мясо жертвенного животного делится на три части: одна - неимущим, вторая - на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества . Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено . Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего) .

Можно ли заниматься выращиванием баранов специально для продажи их в праздник жертвоприношения?

Производство того, что дозволено (халяль), и торговля им поощряемы в Исламе и являются одними из основных форм заработка.

В нашей семье каждый член вносит определенный существенный вклад в общий семейный бюджет, хотя все же половина расходов осуществляется за счет средств моих родителей. Я, моя сестра и ее сын живем с нашими родителями. Каждый из нас имеет свой собственный доход, часть из которого мы тратим на семейные нужды, как я отметила выше, а прочее - по своему усмотрению.

Следует ли нам приносить в жертву одного барашка от всей семьи или каждый должен заколоть барашка от своего имени? Подскажите, как поступить правильно?

Если у вас три самостоятельных бюджета (у каждого есть свои сбережения, накопления), и эти бюджеты в чем-то пересекаются между собой, тогда от каждого из них необходимо сделать жертвоприношение в установленные праздничные дни, если объем имеющихся средств соответствует упомянутым ранее критериям.

Можно ли на Курбан-байрам и другие исламские праздники дарить подарки, чтобы напомнить близким людям, особенно не соблюдающим каноны религии, о празднике? Иван.

Да конечно, можно и нужно.

Я слышал, что можно поститься десять дней перед Курбан-байрамом. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее (по ханафитскому мазхабу)? Бекболат, Казахстан.

Можно, но не более того. Главное - пост в день ‘Арафа. Подробнее см. в материалах «Курбан-байрам (кратко)» и «Дополнительные дни поста».

Как быть молодым семьям, которые, например, из-за отсутствия необходимых материальных средств, не могут соблюсти данный ритуал? Как им отметить и встретить Курбан-байрам? Зарина.

Создайте уютную праздничную атмосферу у себя дома, раздайте подарки своим детям и близким.

1. Сегодня мне сказали, что барашка нужно приносить в жертву только от одного человека, то есть если жена находится под опекой мужа, то муж может принести жертвоприношение и за себя, и за жену. Если же жена работает, то она сама должна купить барашка. Правда ли это?

2. Я живу одна, только закончила институт. Моя семья сейчас - это мои родители. Должна ли я отдельно приносить жертву, так как работаю и более-менее могу себя обеспечить?

1. Неправда, один курбан - от одной семьи, от одного семейного бюджета.

2. По мнению ученых ханафитского мазхаба, вам производить заклание жертвенного животного не нужно, достаточно будет, если ваш отец зарежет одного барашка от вашей семьи, включая вас.

Если по какой-то причине мусульманин не держал пост за день до праздника Курбан-байрам, то можно ли восполнить это? Может, нужно поститься в другие дни, после праздника например? А.

Нет, не нужно, этот пост не восполняется.

Какой намаз нужно совершать во время праздника Курбан-байрам шиитам?

Как шииты, так и сунниты совершают ранним утром этого дня праздничную молитву. Особых отличий в том, как она совершается, нет.

Мой зять хочет зарезать барана на Курбан за своего четырехлетнего сына. Будет ли это правильным? Альфия.

Главное - один курбан с одного семейного бюджета. Если ваш зять желает произвести заклание именно от имени своего четырехлетнего сына, то прямых канонических препятствий этому я не вижу.

Можно ли принести в мечеть на Поклонной горе деньги для Курбана (например, бросить в ящик в конверте с пометкой)? Для меня это очень актуально. У нас в городе с проведением заклания большие проблемы. Нужно найти животное, попросить человека, который сможет правильно все сделать. К тому же трудно найти мусульман, которым можно было бы раздать. Может быть, в мечети организованно отправляют деньги в сельскую местность, где есть нуждающиеся? Эльмира, г. Курск.

Если вы принесете в нашу мечеть, бросите в ящик с пометкой «Курбан» и указанием вашего имени, отчества хотя бы за неделю до праздника, то мы передадим эти деньги в одну из благотворительных организаций, которая занимается закланием и раздачей мяса нуждающимся. Если подобные мусульманские организации есть в вашем городе, тогда обратитесь к ним. Культура организованного заклания и раздачи мяса нуждающимся, например студентам, сиротам, инвалидам или пожилым людям, постепенно появляется в России. В других государствах такая практика была и есть.

Мы живем в Сургуте. Можем ли мы отправить деньги за барана в Дагестан, чтобы от нашей семьи зарезали барана и раздали нуждающимся? Здесь не знаем, кому раздать, а дома нуждающихся семей много. Арувзат.

Да, конечно же. Вы можете так поступить, главное - отправить деньги заблаговременно либо иметь соответствующую договоренность, чтобы процесс заклания был произведен именно в дни праздника.

Можно ли зарезать на Курбан бычка, которому чуть меньше двух лет? Билал.

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы - в возрасте года и старше.

Есть ли польза от крови жертвенного животного, зарезанного на Курбан-байрам? Ею у нас в Чечне мажут лоб, щеки, нос. Исмаил.

Для данного действия нет канонической обоснованности, а потому это можно отнести лишь к местной традиции.

Существуют ли нормы в шариате, предписывающие (рекомендующие) проводить обряд Курбан от имени пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Если нет, то откуда взялась эта традиция у российских мусульман? Sayar.

Норм, рекомендующих подобное действие, в мусульманских канонах нет. Когда и почему появилась эта традиция, не знаю. Предполагаю, что это является некой формой благодарности людей заключительному Божьему посланнику. Но практиковать подобное новшество нет никакой необходимости.

Есть намерение пожертвовать барашка (произвести заклание) в пользу детского дома. Существуют ли какие-то обряды или ду‘а по этому случаю? Даулет.

Специальных обрядов и молитв для данного случая нет. Процесс заклания вы производите как обычно от себя и своей семьи либо поручаете произвести его соответствующему фонду, после чего мясо будет передано детскому дому.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 818, 819, хадис 39–(1977); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Хакима и аль-Байхакы. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554.

Если жертвоприношение относится к категории обязательного, например был дан обет (назр) пред Всевышним, что «если произойдет определенное событие, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное», и это произошло, то человек обязан раздать все , включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519.

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409.

Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2127; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328, 329.

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 139–141.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.

См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2128.

См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх. С. 321; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 396.

Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам, то есть в жертвоприношении одной коровы, например, может участвовать не более семи семей. Богословы-ханафиты уточняют: каждый из участвующих должен быть мусульманином и иметь намерение совершить жертвоприношение. Богословы-шафииты не категоричны в этом. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 128; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 404; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 130; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2713.

Богословы-ханафиты допускают возможность заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого, на что они имеют обоснование из Сунны Пророка. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2723; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 408.

Богословы-шафииты считают, что козлы и козы приносятся в жертву, начиная с двух лет и более. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 6. С. 129.

Один из главных праздников мусульман - Курбан-Байрам, в этом году он приходится на последние дни лето.

Зачастую, именно перед ним наблюдается особый интерес к Исламу со стороны светских СМИ и простых жителей нашей страны, которые видят активную праздничную подготовку своих соседей-мусульман.

Чтобы познакомить всех желающих с историей Курбан-Байрама, его особенностями и значением для верующих, мы подготовили лаконичные ответы на 10 самых распространенных вопросов об этом празднике.

1. Что это за праздник?

Курбан-Байрам - праздник жертвоприношения, один из двух великих Праздников в Исламе.

2. Когда отмечают Курбан-Байрам?

На 10-й день двенадцатого месяца мусульманского календаря - Зуль-Хиджа.

3. Что вспоминают мусульмане?

В это время мусульмане вспоминают о великом смирении и богобоязненности Пророка Ибрахима, который был готов покорно выполнить Повеление Всевышнего - принести в жертву своего сына Исмаиля. Но, когда он уже собрался совершить Курбан (жертвоприношение), ему было дано знать, что вместо сына Аллах повелел принести в жертву барана. Это было великим испытанием для Пророка Ибрахима, которое он прошел достойно. Ведь сказано нам, что Пророки - лучшие из людей, они являются для нас примером во всем, и в первую очередь в соблюдении Повелений Создателя.

4. Какова история этого праздника?

Пророку Ибрахиму было повелено во сне, чтобы он принес в жертву своего единственного ребенка (на то время), своего долгожданного и близкого сердцу сына Исмаиля. Сон Пророков – это откровение и является истиной. Об этом сказано в Священном Коране, означающее:

«Пророк Ибраhим, мир ему, позвал своего сына с собой и по пути сообщил ему о том, что видел сон, в котором он принес его в жертву» (Сура «Ас-Саффат», Аят 102).

Когда Пророк Ибрахим, мир ему, положил сына на правый бок, Исмаиль обратился к нему со словами, которые означают: «О, мой отец! Привяжи меня крепко и сделай так, чтобы моя кровь не попала на твою одежду, и чтобы моя мать не увидела это. И пусть нож быстро пройдет по моему горлу, чтобы было легче умирать. А когда вернешься, то передай моей матери от меня Салям. И тогда Ибрахим, мир ему, обнимая его, сказал, что означает: «Благой мой сын! Ты помогаешь мне выполнить повеление Аллаха Всевышнего» .

Когда Пророк Ибрахим, мир ему, поднес нож к горлу сына и стал проводить, то нож по Воле Аллаха не резал. Аллах - Создатель всего, а нож является лишь причиной. Когда Пророк Ибрахим, мир ему, хотел выполнить повеление Аллаха, то услышал обращение Архангела Джабраиля, который по Повелению Всевышнего, спустил из Рая барана. Об этом сказано в Священном Коране, означающее: «В ответ за старание Ибрахима, мир ему, который пытался выполнить то, что видел во сне, Аллах дарует особое вознаграждение» . В другом Аяте Священного Корана сказано, означающее: «Взамен Исмаиля был дан большой баран» .

В истории этого праздника большой урок для всех людей и пример проявления терпения и смирения, а также явное доказательство того, что за проявленные качества верующий получает облегчение и милость от Всевышнего.

5. Как мусульмане отмечают этот праздник?

Праздники для мусульман - это время проявления покорности Господу, благодарности Всевышнему за ниспосланные Им блага, время глубокой душевной радости и единения с собратьями по Вере. Одной из особенностей Праздника Курбан-Байрам является то, что в этот день и в последующие три дня Ат-Ташрик мусульмане совершают Курбан (жертвоприношение), а затем раздают мясо родным, близким, а также бедным, нуждающимся, даже если это посторонние для них люди. Верующие собираются в мечети на Праздничный Намаз, а также они посещают кладбища, читают Священный Коран, передавая вознаграждение от его чтения умершим. Таким образом, этот великий Праздник символизирует милосердие и единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

6. Какое положение Курбана в Шариате?

Жертвоприношение – это одно из благих деяний, к которым побудил Пророк Ибрахим, мир ему. Мудрость этого Курбана - возобновить Сунну Пророка Ибрахима, мир ему. Пророк Мух аммад, ﷺ, сказал об этом:

Это означает: «Сунна (т.е. действия) вашего предка Пророка Ибрахима)».

Анас ибн Малик, да благословит его Аллах, приносил в жертву двух баранов, так же как это делал Пророк Мух аммад, ﷺ. Курбан является подтвержденной Сунной для тех, кто имеет такую возможность, независимо от того, находится ли он в Мекке в период Хаджа или за ее пределами. О преимуществе Курбана слова Пророка передала его жена Айша (радыйаллаху ‘анха):

«Совершайте Курбан, и чтобы каждый мусульманин был направлен грудью и лицом в сторону Ка’бы, и тогда этот Курбан будет вознаграждением в Судный День. И это должно быть от души - искренно».

7. Как выбирать животное для Курбана?

При выборе жертвенного животного обращают внимание на его возраст, здоровье и наличие недостатков. Принимается как Курбан: овца или баран не моложе года; коза, бык или корова старше двух лет; верблюд, достигший полных пяти лет. Причем овца или коза могут быть принесены в жертву от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Но лучше, когда каждый человек отдельно совершает Курбан, даже если он зарежет одну овцу. Желательно, чтобы жертвенное животное было упитанным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому не принимается в качестве Курбана хромое, слепое или больное животное, если его болезнь заметна снаружи, а также, если у него полностью или частично отрезано ухо. А если на животном есть клеймо, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, то оно годится для Курбана. Что касается цвета шерсти животного, то сказано, что лучше приносить в жертву животное с белой шерстью, чем с черной. Известно, что Пророк Мух аммад, ﷺ, совершал Курбан и приносил в жертву двух баранов, которые были большими и жирными.

8. Когда наступает время для совершения Курбана?

Время жертвоприношения наступает после того, как наступает время Праздничного Намаза Курбан-Байрам и проходит время, достаточное для чтения двух Ракаатов Намаза и двух проповедей. А если режут раньше, то этот Курбан не принимается.

9. Как лучше распорядиться мясом К урбана?

Желательно треть мяса оставить своей семье, треть подарить тем единоверцам, кому хочется, а последнюю треть раздать в качестве милостыни беднякам. Если Курбан был выполнен в результате назра (торжественного обещания), тогда хозяину не дозволено самому кушать это мясо, а если как Сунна, тогда дозволено. Категорически запрещается продавать что-либо от Курбана (жертвоприношения). Об этом говорили теологи Ислама.

Не разрешается давать шкуру или что-либо другое за труд, но можно давать тому, кто резал, как Садака.

10. В течение какого времени можно совершить Курбан?

Время для Курбана длится 4 дня, то есть это день Праздника и 3 дня Ат-Ташрик. Таким образом время для Курбана продолжается до захода солнца 13 числа месяца Зуль-Хиджа.

«Слово «курбан» в переводе с арабского означает «приближение», «близость». Совершая в дни праздника добрые дела, мы приближаемся к милости Аллаха», - объясняет значение слова руководитель направления дагвата Духовного управления мусульман РТ Нияз хазрат Сабиров .

Постом и молитвой

Мусульмане отмечают Курбан-байрам в 10 день месяца Зуль-Хиджа и празднуют четыре дня. При этом подготовка к Курбан-байраму начинается заблаговременно. Так, за 9 дней до праздника желательно каждому мусульманину начинать поститься. Во время поста, как и в , предписывается воздерживаться от еды и воды от рассвета до заката, дурных слов и поступков, а также больше поклоняться Всевышнему. Первые дни месяца Зуль-Хиджа (в 2017 году он наступил 23 августа) особенно ценные, так как Аллах увеличивает награду за добрые дела.

День, предшествующий Курбан-байраму, называется днем Арафа. В 2017 году он выпадает на 31 августа. Паломники, находящиеся в Саудовской Аравии, собираются в священной долине Арафат, где совершают основной обряд - стояние на горе. Именно в этой долине, согласно исламским преданиям, встретились Адам и Хава.

«После того, как Аллах отправил Адама и Хавву на землю, они долгое время не могли увидеться. После многочисленных просьб о прощении, Всевышний их помиловал. Встретившись в долине, они провели весь день в молитве», - рассказывает Нияз хазрат Сабиров.

Верующие, которые в день Арафа находятся не в хадже, соблюдают строгий пост и молятся Аллаху. С утреннего намаза дня Арафа к молитве прибавляются такбиры (слова-возвеличивания Аллаха), которые нужно произносить мужчинам вслух, а женщинам про себя после каждого намаза в течение 5 дней (в 2017 году с утра 31 августа до вечера 4 сентября). Кроме того, в праздничные дни помимо 5-кратного намаза нужно произносить дополнительные молитвы, ночные (намаз тахаджуд) и чаще произносить слова-поминания Всевышнего (Ля иляха илляЛлах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях).

«Мусульманам необходимо проводить день Арафа с пользой. За совершение благих дел в этот день вознаграждение увеличивается многократно. В одном хадисе говорится, что когда у пророка Мухаммада спросили про пост в день Арафа он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы», - процитировал Нияз хазрат.

Верующие читают намаз в мечети. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Ночь перед Курбан-байрамом нужно проводить в молитве. Следует читать Коран, совершать намаз тахаджуд, просить прощения у Аллаха. Считается, что молитва, совершенная перед праздником, принимается Всевышним. У пророка есть изречение: «Не погибнет в судный день душа того, кто проводит ночи праздников (Ураза-байрам и Курбан-байрам), рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».

Ближе к утру мужчины омываются, надевают чистую одежду и отправляются в мечеть, произнося по дороге такбиры. В мечети совершается утренний намаз, затем имам читает Коран и праздничную проповедь. Через 30 минут после восхода солнца совершается праздничная молитва. Только после нее можно приступать к обряду жертвоприношения.

Правила жертвоприношения

Жертвоприношение может совершать каждый мусульманин, который достиг совершеннолетия, имеет постоянное место жительства (необязательно для путника, совершающего хадж), обладает здравым рассудком, является состоятельным.

В жертву можно принести: козу, овцу или барана в возрасте от одного года (от одного человека). Быка или корову от двух лет (до семи человек). Верблюда от пяти лет (до семи человек).

Мужчины делят жертвенное животное на три части. Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

Женщины не ходят в мечеть

В день Арафа женщины проводят уборку в доме, закупают подарки и продукты на стол. Ночь также проводят в молитве, затем моются, переодеваются в свежую одежду и начинают готовить праздничный стол. При этом в мечеть отправляются только мужчины, женщины остаются дома.

«В день праздника принято приглашать гостей. С утра в домах накрыты столы, а после разделки туши животного женщины начинают готовить блюда из жертвенного мяса. Также в Курбан-байрам нужно посещать больных, сирот, дарить ласку и заботу людям. На территории мечетей проходят семейные праздники, где людей ждут угощения. Великий для мусульман праздник длится 4 дня: в это время нужно ходить на кладбище, молиться за души покойных, чаще навещать родителей, просить у них благословения», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Женщины в праздник остаются дома и готовят еду. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова