Домой / Лицо / Проектная работа значение куклы в жизни человека. Проект "роль куклы в жизни человека"

Проектная работа значение куклы в жизни человека. Проект "роль куклы в жизни человека"

В традиционном представлении современного человека слово “кукла” ассоциируется, прежде всего, с детской игрой. Для ребёнка она – модель и отражение окружающего мира. Но так было не всегда.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их накапливалось до ста штук. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Их брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста, коса до пояса, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....

Презентация к мастер-классу по изготовлению русской традиционной куклы "Благополучница"

Презентация сопровождает проведение мероприятия по русской традиционной кукле "Благополучница" и служит наглядным пособием по ее изготовлению....

ГБОУ СОШ п.Комсомольский

Исследовательская работа

« Роль куклы в жизни взрослых »

Выполнила:

Смолякова Анастасия

ученица 6Б класса

Руководитель:

Никифорова

Елена Анатольевна

2015 г.

Введение …………………………………………………………………………………… 3

    Теоретическая часть………………………………………………………………… 4

    Практическая часть…………………………………………………………………. 7

Заключение………………………………………………………………………………… 8

Введение.

Мы знаем, что с куклами играют дети. А когда я увидела кукольный спектакль по телевизору, поняла, что в куклы играют и взрослые! Только это их работа. Мне стало интересно: кто же ещё из взрослых «играет» в куклы? Так появилась идея этого исследования.

Тема: «Роль куклы в жизни взрослых».

Цель: выявить роль куклы в жизни взрослых.

Задачи:

Познакомиться с историей возникновения кукол на Руси;

Выяснить в какие игры «играют» с куклами взрослые.

Провести анкетирование взрослых.

Обобщить полученные данные, сделать вывод.

Объект исследования: куклы

Методы исследования :

Анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;

Социологический опрос, анкетирование;

Анализ результатов, обобщение полученных данных.

Теоретическая часть.

Игрушки на земле появились очень давно . В словаре русского языка, составленном В.Далем: «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В городе Загарске находится Государственный музей игрушки. Музей расположен в красивом здании. Основан музей в 1918 году одаренным человеком, знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Он хотел, чтобы дети в этом музее не только могли рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.
Кукла – это то, что находится рядом с нами на протяжении всего детства. Она не только избавляет ребенка от скуки, но помогает развить вкус, познакомиться с культурой и историей разных стран . Слово «кукла» способна вызвать в памяти любимый с детства образ. А сама игрушка обладает еще уникальной способностью: она умеет удивлять. Причем не только малышей, но и взрослых. Одна из первых, так называя, колышковая, кукла 17 века. Она изготовлена из цельного куска дерева, поэтому нет у нее «суставов»
И она не может двигаться. Такие куколки являлись церковным атрибутом для создания сценок на библейские темы.
Делали восковые куклы в ^ 19 веке в Англии мастера Г.Пьеротти и А.Монтанари.
Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на производительной основе. Из хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным.
Парики делались отдельно, иногда даже другими мастерами. В еще не остывший воск одну за другую вставлялись крохотные пряди волос, и через некоторое время «барышни» обретали модную и пышную прическу.
Во Франции в 19 веке на фабрике династии мастеров Бру делали кукол под названием
«Модная дама». Они выставлялись в магазинах, «сообщая» француженкам о новинках моды.
В начале 20 века в Германии на фабрике «Кеммер и Райнхарт» удивили куклами , где колыбель с двумя улыбающимися краснощекими младенцами. Называются эти малыши «кайзер бебе», в переводе - «имперский ребенок».
Редкая кукла «бабушка, которая вяжет». Если ее завести, звучит музыка, спицы в руках у доброй старушки начнут двигаться, а котенок, сидящий у нее ног, будет играть с клубком ниток.
Бывают куклы- автоматы. Например, две барышни- француженки с чудесными воздушными шляпками: одна читает книгу, затем, отводя лорнет в сторону, строго оглядывается. А вторая выдувает из трубочки настоящие мыльные пузыри.

Яркостью экзотических костюмов привлекают внимание японские куклы . Целллулоидная кукла «Кьюпи»- забавный пупс большими глазами, доброй улыбкой и хохолком.

Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян. Египтяне их делали из дерева и украшали бусами.

Считается, что первоначально куклы использовались как элементы обряда: они заменили человека во время жертвоприношений, служили оберегами и идолами. Куколкой- оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой- нибудь напасти. Ее брали в руки и три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: отвернись злом, повернись добром. Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме возле печки висели, обязательно «проживали» двенадцать кукол-лихорадок. они оберегали хозяев от различных болезней.

Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Самые первые куклы на Руси делались из золы. Ее брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом. Именно оберегами было большинство кукол на Руси.
Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

Кукол в каждой группе много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".

Зерновушка или – Крупеничка – Внутри мешочек, набитый крупой, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном. Зимой давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.

Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Настолько мудрыми были наши предки! Вот, например зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает.

Самая известная обрядовая кукла – Масленица.
Домашняя масленица находилась в доме. Если кто –то обижал женщину, она завязывала узелок на подол кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

Итак, в русской кукле с древних времен сочеталось священная и игровая направленность. Им приписывались различные волшебные свойства. Куклы-талисманы бережно хранились в каждой семье и передавались по наследству.

А вот происхождение этой куклы достоверно не прояснено.

Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году. Мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия – Петр Иванович Уксусов.

Об одной кукле в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой сказано так.

« Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера». Ещё одна игрушка- это матрёшка.

Удивительно то, что родная наша мат­решка – имеет японского родственника, который стал её предшественником.

По одной из версий, японское божество Фукуруму - разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Он сделал эскиз круглолицей барышни в цветастом платочке.

Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских мастерских Василию Звездочкину.

Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, другие – что это название от женского имени Матрёна, Матрёша. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Впоследствии оно сделалось нарицательным.

Итак, я узнала, что на Руси кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. С течением времени кукла всё больше воспринималась как игрушка. Её изготавливали из различных материалов. В различные годы появлялись тряпичные и деревянные куклы.
Работая над проектом, я провела исследование: С какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:

– 60% девочек любят играть куклой Барби.

– 25% предпочитают куклу Беби–Бон.

– 10% выбирают куклу Братц.

– 5% играют пластмассовыми куклами. Дети всех поколений любят играть с куклой, и по-нашему исследованию видно, что в лидерах у современных детей кукла Барби и Беби-Бон.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Практическая часть. Также я провела анкетирование взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте куклы в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного этапа исследования.

В ходе исследования выяснилось, что роль куклы не так уж и мала. В анкетировании приняло участие 30 человек. У 24 из них в доме есть куклы и назначение их самые разные. В большинстве, конечно, кукла – игрушка для детей (слайд) – 15 человек, но как мы видим, есть кукла – талисман – 5 человек, декоративный элемент и элемент интерьера – 4 человека, приспособление для чего-либо – 6 человек. В доме становится веселее и уютнее, когда там куклы.

Но оказывается, куклы необходимы для человека и на работе. (слайд)

(Используют в работе – 17 человек, всего – 30 человек).

Большая часть анкетируемых использует кукол в профессиональной деятельности. Выяснилось (слайд) – что учителям и воспитателям – (8 человек) куклы помогают сделать успешней процесс обучения и воспитания.

Продавцам – (5 человек) использование кукол – манекенов позволяет рекламировать и продавать товары.

Медикам – (6 человек) тоже нужны куклы! Почти в каждом кабинете педиатра есть кукла, чтобы успокоить детей, когда они плачут. Куклы манекены, позволяют обучать студентов – медиков. Даже будущих мам доктора учат на куклах малышах.

Оказывается, что и кондитеры – (1 человек) «играют» в куклы. Они их используют для украшения тортов.

В результате анкетирования выяснялось, что куклы нужны не только для работы. Есть люди, которые коллекционируют кукол. Это их увлечение, занятие для души (слайд) – из 30 анкетируемых коллекционируют куклы – 5 человек.

Заключение

Итак, в ходе моего исследования я узнала, что кукла не просто детская игрушка, для одних - это предмет коллекции, для других – элемент домашнего уюта, залог удачи, счастья, а для кого – то - помощник в работе.

Оказывается, взрослые тоже «играют» в куклы, только по - своему.

7.

V ГОРОДСКАЯ ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

АКАДЕМИИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Направление: «Творчество юных»

Секция: «Искусство»

Название работы: «Человек и кукла. Их взаимодействие».

Место выполнения работы: МБОУ Глубочанская СОШ № 8

х. Глубокий

Руководитель: З.М.Магомедалиева

2013г.

    Введение.
В предверии 8 марта я стала задумываться над подарком для мамы. Взрослые часто говорят, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Я воспользовалась интернетом и мне на глаза попалась чердачная кукла. Что это за кукла? Я никогда о ней не слышала. Мне стало интересно и я решила провести исследовательскую работу. Тема моей работы «Человек и кукла. Их взаимодействие». Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и зн ачения в жизни людей. Так как я занимаюсь в художественной школе и собираюсь посвятить себя искусству, я задумалась ещё над одним вопросом: является ли кукла предметом искусства? Одной из первых игрушек ребёнка, особенно девочки, чаще всего является кукла. В толковом словаре русского языка сказано: «Кукла - детская игрушка в виде фигурки чел овека». Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. Актуальность работы заключается в том, что изготовленная своими руками кукла даёт больше положительных эмоций, играя с такой куклой ребёнок выполняет упражнения на развитие тактильных ощущений, они способствуют релаксации и улучшают не только самочувствие, но и нормализуют сон, а так же могут благоприятно воздействовать на душевное состояние, обладают способностью успокаивать перед сном.

    .Гипотеза – процесс изготовления куклы и есть искусство.

    Цель работы: исследовать историю взаимодействия человека и куклы; изготовление чердачной куклы.

    Задачи:

    найти и изучить литературные и другие источники, связанные с историей взаимодействия человека и куклы;

    изучить краткую историю возникновения игрушки;

    практически освоить технологию изготовления чердачной куклы;

    пробудить интерес к кукле как полноценному явлению человеческой культуры и желание самому создать свою куклу.

    Методы исследования: работа с источниками информации; практическая работа.

    Взаимодействие человека и куклы.
История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Детство куклы, как и человечества, ее создавшего, наполнено магией, поверьями, страхами. Куклы служили идолами, сосудами духа, образами предков, были обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю; куклы-талисманы хранились в роду, после – в семье. Они береглись как религиозный предмет, с ней не играли. Так было тысячи лет назад. С изменением взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, изменилась и кукла, ее роль в жизни человека. Появилась игровая кукла.Уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а кукла – игрушка, существовала вполне самостоятельно.До наших дней дошли египетские куклы. Они лишь отдаленно напоминают человеческую фигуру, что связано с ориентацией египтян на загробную жизнь.Греческие куклы были настоящим открытием – повторяли все детали человеческого облика, могли двигаться, имели съемную одежду. Это объяснялось тем, что греки уделяли большое внимание телу и стремились к физическому совершенству. Руки и ноги куклы присоединялись к керамическому телу кожаными шнурами. По конструкции куклы очень напоминают современную. Кукла как игрушка прочно заняла свое место в жизни человека. Человек пробовал различные материалы для ее изготовления, лепил, резал, плел, шил. Искал новые конструкции, которые позволили бы кукле быть наиболее похожей на своего создателя человека. Римляне продвинулись в кукольном деле еще дальше: стали использовать слоновую кость. Этот дорогой материал был долговечен, имел ослепительную белизну, что придавало лицам кукол благородные оттенки. Это были первые куклы для богатых и со «стилем жизни» богатых. Изящные прически, украшения, дорогая одежда – все это было призвано приучить маленькую римлянку ко всем прелестям роскошной жизни. Интересной особенностью этих кукол было тщательно продуманное строение коленного сустава и локтя, при котором они могли сгибаться только в одну сторону. Конструкция кукол была очень простая, но очень удобная, и дожила, с некоторыми изменениями, до сегодняшнего дня. Средние века донесли до нас не так много кукол. Большинство из них имело религиозное назначение – это образы Богоматери и святых, чьи довольно обобщенные фигуры, делались из глины. Но именно тогда зародилось кукольное производство. Самые дорогие и красивые куклы до конца XVII века изготовлялись во Франции, но они были лишь побочной, дополнительной продукцией модных мастерских. Кукла прилагалась к платьям. Большинство дошедших до нас кукол предназначались для дочек богатых родителей. Дети бедняков играли куклами из домотканого полотна, дети среднего класса играли деревянными куклами, их особо не берегли и они погибали в детских руках. В Англии были популярны деревянные куклы, а также куклы из воска, которые были очень красивыми, но дорогими.По мере развития кукольного дела, шел поиск более дешевого и быстрого способа производства. Пробовали и муку с клеем, бумажную массу с каолином, воск, мел, глину, ткань. Кукла из папье-маше получилась недорогой, могла быстро изготавливаться. И это изобретение окончательно вывело куклу из сферы народного творчества, она стала массовой. Полая внутри голова куклы позволила вставлять в нее стеклянные глаза. Такие куклы существовали до второй мировой войны, до «пластиковой революции» Материалом для самых дорогих кукол стал фарфор, который с момента своего открытия являясь для европейцев воплощением имущества, не боялся воды. Куклы из него делались скорее для взрослых, чем для детей. Дамам нравилось иметь такие роскошные и необычные вещицы, любоваться ими. С самого начала кукла «стремилась» подражать идеалу и имела тело взрослой женщины, после появились куклы с детскими пропорциями тела. Вокруг кукол разворачивались оживленные дискуссии о ее назначении. Но одно было бесспорно: играя с ней в различные игры, ребенок готовился к жизни взрослой; получал навыки общения, закреплял правила поведения, проигрывал различные ситуации. Америка славится своими деревянными и тряпичными куклами. Они отличаются от прочих необычным дизайном, не похожим на европейский. Матери шили куклу своим чадам, если она нравилась, ее копировали соседи, дальше – небольшие домашние мастерские; детали менялись, но общий тип сохранялся. Куклы выполнялись с юмором. Дядюшка Сэм – кукла, являющаяся олицетворением США. История создания кукол в Японии известна давно. Большинство кукол не предназначены для игры, они, как и многое в культуре Японии, существуют для любования и этим близки современным художественным куклам. Они бережно в семье хранятся. В 50 х годах прошлого века появился новый материал – пластик. Это позволило делать куклам волосы наподобие настоящих, что придавало кукле еще большее сходство с человеком. В 1959 году была придумана кукла, перевернувшая все современное производство – это Барби. У нее стилизованная фигура взрослой женщины и лицо, отвечающее идеалам современности (в 70 х, 80 х, 90 х годах у нее менялось лицо). Но нового в кукольное дело она не принесла, единственное, чем она отличалась от других кукол – количеством амплуа, это суперженщина разного этического шика. Желая приблизить куклу к образу человека, используя развитие механики, техники, человек создал кукол, которые двигались, говорили, дышали, плакали и т. д. Они были очень дорогими, не давали полета фантазии ребенка при игре с ними, потому перешли в мир интересов взрослых. Сейчас существуют подобные же куклы, но совершенно другого уровня – интерактивные, созданные в Японии. У наших отечественных кукол тоже богатая история.Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы, которые были посредником между человеком и невидимыми силами природы, как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны были красочные и яркие праздники, которые сопровождались многообразной символикой. Интересна кукла – «Пеленашка». В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, какой мы ее представляет сегодня. Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Сразу же после рождения мальчиков заворачивали в нестиранные рубахи отцов, а девочек – в поневы матери. Таким образом, со старым вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. Чтобы сбить злых духов с толку, младенцу в колыбель подкладывали спеленутую куклу, где она, защищая ребенка, находилась до его крещения. Куклы хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый. Спеленутая кукла сопровождала и детские годы. Ведь детские игры – это не только способ познания, но и отображение мира взрослых. В основе изготовления куклы – пеленашки лежит понимание мироздания крестьянами. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы, при изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Интересна и кукла «Крупеничка». С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У крестьян было особые отношения к гречихе. После уборочной страды куклу- мешочек наполняли отборной крупной нового урожая. Куклу наряжали и берегли в красном углу до следующего урожая, верили, что только тогда год следующий будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. Позже истоки обряда были утрачены и появились другие имена: Зерновушка, Горошинка. Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. В Германии для детей 2-3 лет налажено промышленное производство тряпичных кукол, наполненных шариками диаметром 5 мм. Интересны и куклы «Бессонница», «Лихоманки», само название раскрывает их назначение, роль в жизни человека: помочь, оберечь, защитить в этом суровом мире. Самая известная русская кукла – это «матрешка»: Ее происхождения связано с Японией, но и в России были традиции, которые могли предвосхитить появление такой куклы на русской национальной почве – это изготовление и роспись деревянных пасхальных яиц.Кукольное дело широко было развито в Сергиевом Посаде. Куклы различались по качеству, цене, конструкции. Интересны Сергиевопосадские «Этнографические» куклы. Они были такими красивыми, что в 1892 году их послали на выставку в Чикаго, где куклы завоевали золотую медаль. Не отказывали себе в удовольствии общения с куклой и взрослые. Художник Александр Бенуа не только запечатлел их в своих работах, но и был их коллекционером. До 1936 года в Советской России в воспитании ребенка упор делался на процесс труда, т.к. именно труд, а не игра, считалась наиболее полезным и целесообразным знанием для детей. Кукла осталась не у дел. Она была связана с прошлым, со старым бытом. Производство кукол было очень низким. Но постепенно кукол реабилитировали и вернули в детские сады, появились новые типажи: пионерки, комсомолки, работницы. Создаются новые фабрики игрушек. Появляются художественные заведения для художников–игрушечников. Художники старались соединить в куклах обаяние детства и выразительность общего образа. Война отодвинула вопросы производства игрушек на второй план. Одна из наших респонденток сообщила в анкете, что в ее военном детстве были куклы, сделанные из овощей. В современных магазинах можно увидеть кукол из самых различных материалов и самого разного назначения: от пупсов до интерактивных. Но самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками, оживленная собственной вдохновленной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненной симметрии, но зато в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Сейчас в нашей стране наблюдается колоссальный подъем кукольного искусства, так как кукла попала в поле интересов профессиональных художников. Никто уже не удивляется авторским куклам, украшающим современные интерьеры. Как правило, их изготавливают в единственном экземпляре, или небольшими партиями. Человек, создавший свою куклу, вдохнувший в нее жизнь и душу, приобретает прекрасное увлечение, кроме того, кукла требует все больше новых знаний, навыков, расписывать, делать парики и многое другое.Несмотря на обилие кукольной продукции в наши дни в магазинах на все вкусы и запросы, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой дома становится та кукла, которую сшил сам.
Исследуя отношение человека к кукле, я опросила 67 респонденток в возрасте от 9 до 81 года, так как куклам большее внимание уделяет женская половина человечества. Результаты анкетирования я буду использовать в ходе моего сообщения (см. приложение 4).Всю жизнь, начиная с младенчества, нас сопровождают куклы. Не только дети, но и взрослые искренне радуются, получая в подарок куклу. Многие люди долгие годы собирают такие игрушки и гордятся каждым новым пополнением своей коллекции. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги нам как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии. Из опрошенных на вопрос: Какова роль куклы в вашей жизни? (В каком качестве вы их используете?) 33 ответили: игрушка; 31 – элемент интерьера; 3 – приспособление для чего-либо.
Вывод: Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями Человек и кукла идут, по жизни вместе с глубокой древности, взаимодействуя друг с другом. Кукла преображалась, расширяла круг своего использования волей человека, но и сама многое ему давая: оберегая, развивая, воспитывая, развлекая. Новые технологии и материалы открывают новые возможности для взаимодействия куклы и человека, для приложения творческого потенциала последнего.
    История происхождения первой чердачной куклы.
Вернёмся к результатам анкеты. На вопрос: Знаете ли вы, что такое чердачная кукла? все опрошенные ответили, что никогда о ней не слышали. Существует легенда о происхождении первой чердачной куклы.Одна женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья. Кукла долгое время пролежала на чердаке небольшой кофейной фабрики, забытая своей маленькой хозяйкой, которая время от времени там играла, когда мама брала девочку с собой на работу. За то время, которое кукла провела на чердаке, она успела не только запылиться, но и состариться, и закоптиться. А ещё – она пропиталась ароматами кофе, корицы, ванили и других восточных приправ. И действительно этих кукол специально состаривают, чтобы казалось, что их словно достали с бабушкиного чердака. Такой слегка состаренный вид придаёт куклам особое очарование. От них веет праздником, уютом и … детством. Ароматная чердачная игрушка произошла от тильды (примитивной текстильной куклы, которую сшила норвежская девочка Тоне Финангер). Но чердачная кукла выделилась в отдельное направление. Примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей. Церковные службы продолжались весь день и куклы помогли занять детей. Матери делали кукол даже из мужских носовых платков и клали кубик сахара или конфетку кукле в голову, чтобы дети во время церковной службы могли её сосать. Изготавливают такие куклы из натуральных материалов (мешки от муки и сахара) в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы), которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид. На одежде часто вышиваются стихи, поговорки с использованием декоративных швов. Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца. Для всех примитивов характерна ручная работа. Эти куклы считаются самыми домашними."Примитивные куклы" подразумевают вид кукол потрепанных временем, залюбленных, домашних кукол. На вопрос: Можно ли совместить понятие кукла с искусством, кулинарией или медициной? 48 респонденток ответили нет; 19 – ответили, что можно совместить с искусством. Эти куклы включают в себя характеристики Наивного Искусства - т.е. искусства которое было сделано руками нетренированных (необученных, необразовванных) художников - они характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными линиями и нескоординированными цветами... Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции. Эта кукла стала очень популярна в наше время. Те, кто хоть однажды видел чердачную куклу, ощутил волшебный аромат, исходящий от нее, уже не смогут забыть этого волшебного ощущения. Такая кукла может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придает новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту. Вывод: Чердачная кукла – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок.

    Практическая работа «Чердачная кукла».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе применен проектный метод, итогом которого было:1. Проведение мастер-класса (Приложение 2) по изготовлению чердачной куклы с воспитанниками группы кратковременного пребывания и педагогическими работниками: воспитателем и помощником воспитателя. В ходе изготовления чердачных кукол особых трудностей не возникало ни у детей, ни у взрослых, ведь технология изготовления сама по себе проста, главное терпение и желание. У всех куклы получаются разными, похожими на своих творцов. Педагоги отметили, что такие куклы, в силу своих внешних и развивающих качеств, с радостью будут приняты детьми. Педагоги так оценили свое участие в мастер-классе:- «Изготовление кукол очень увлекательное, интересное и несложное занятие, чем можно заняться в кругу семьи со своими детьми».- «С куклами можно играть, одновременно развивая мелкую моторику».- «Данные куклы вызывают положительные эмоции не только у детей, но и взрослых».

На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Она не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Если детям в семье не уютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.
С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
Гипотеза исследования подтвердилась – процесс изготовления куклы и есть искусство.

Мир вещей: кукла в жизни человека

Введение

Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.

1. Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа

Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.

В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

(1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

(4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.

2. Кукла в мировой истории

Однажды учитель и воспитатель Александра Македонского - Аристотель подарил своему ученику несколько восковых кукол в закрытом на засов ящике. Передавая ящик ученику, Аристотель строго предупредил, чтобы тот никогда не расставался с ним и не доверял его никому, кроме верного слуги. Он передал также Александру магические слова, которые тот должен произносить, открывая и закрывая ящик с куклами. Фигурки изображали лежащих лицом вниз вражеских солдат, которые направили себе в грудь мечи, опустив вниз копья и луки с порванной тетивой. Аристотель верил, что эти восковые солдаты помогут его ученику побеждать в битвах. Трудно сказать насколько Александру помогли куклы, но за свою жизнь он не проиграл, ни одной битвы.

Подобные куклы довольно часто использовались полководцами. Правда, уже не в магических, а в практических целях подготовки к предстоящим сражениям. Так прусский король Фридрих II с помощью оловянного кукольного войска обучал своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Любил играть куклами-солдатиками и русский император Петр III, и генералиссимус Александр Васильевич Суворов, и император Наполеон. Со временем, не покидая сферу своего обитания - культовый обряд, оставаясь магическим двойником, кукла становилась и произведением декоративно-прикладного искусства. В Древнем Риме, кукол, близких к декоративным, интерьерным называли «ларвами» (лат. Iarva - «скелет»), изготовляли их из дерева, керамики, серебра. Но самыми дорогими римскими куклами оставались фигурки, головы, руки и ноги которых были выточены из слоновой кости. Это куклы-патриции с ослепительно белыми личиками (загар считался уделом рабов). На них были драгоценные украшения, и самые изысканные одежды. Их конечности крепились на шарнирах, благодаря чему, куклам можно было придавать любые позы, играть с ними, создавая своеобразную модель жизни.

И языческие римские «ларвы», и детские куклы из слоновой кости со временем превратились в итальянские крипт-фигуры или «пресепио» (от лат. «ясли», «кормушка»; их называют еще «криппами», «сантонами» - «маленькими святыми») - деревянные и керамические куклы от 40-60 сантиметров с шарнирными сочленениями конечностей и головы. Благодаря точному расчету мастеров, эти куклы замечательно держат любую приданную им позу. С помощью криппов иллюстрировались картины на библейские и евангельские сюжеты.

Кукол расставляли перед алтарем, а священник читал текст из Нового Завета.

Во многих итальянских семьях и сегодня бережно хранятся наборы таких кукол. Они изображают Святое семейство, волхвов; время от времени, домочадцы меняют позы кукол, что сохраняет иллюзию их тайной, независящей от человека жизни. Эта традиция получила дальнейшее развитие и во Франции, где таких кукол называют «крешами» (фр. Crèche - «колыбель»), в Германии и во многих других европейских странах.

Со временем, креши стали изображать не только религиозные, но и светские сюжеты, постепенно превращаясь в домашнюю коллекцию интерьерных декоративных кукол.

В Древнем Риме существовал обычай, в качестве образцов текущей моды, рассылать по многочисленным провинциям небольшие (10-15 см) глиняные фигурки. И женщины, и мужчины каждый раз ожидали новых кукол-пандор, сообщавших о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне. Роскошно одетые куклы служили законодателями мод в средневековой Франции, в Италии эпохи Возрождения. Ещё во второй половине XVIII - начале XIX века состоятельные дамы стран Западной Европы и Российской Империи, как правило, выписывали подобных кукол из Парижа - столицы мировой моды. Куклы присылались с наборами одежды на ближайший сезон: для дома, для отдыха, светских приемов. Интересно, что по традиции приобретали не по одной, а парами. Одна предназначалась для туалетов «на выход», другая - домашняя. В зависимости от цены, они делались из дерева, папье-маше, гипса, фарфора, воска. Европейские писатели часто размышляли о месте кукол в жизни людей, а их произведения, в свою очередь, становились основой для создания серий оригинальных Пандор. Так писатель-романтик Эрнст Амадей Гофман не раз обращался к теме кукол («Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и др.). Его проза стала для многих источником вдохновения, в том числе и современных кукольных мастеров.

Первая известная авторская кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре.

Идеей создания кукол-автоматов увлеклись люди науки и искусства. Среди авторов уникальных кукол - Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Особенную известность приобрели авторские куклы часовщика Жака де Вокансона, которые он показывал в Париже в 1738-1741 годах (ростовой автомат, игравший на флейте 11 мелодий, причем весьма точно воспроизводивший движение губ и пальцев человека. А швейцарский мастер Пьер Жак-Дро и его сын Анри-Луи в 1770-1774 годах создали механического писца - куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и чётким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой.

Анри-Луи Жак-Дро, желая превзойти отца, придумал уникальную куклу андроида-женщину, величиной более метра. Она исполняла на отдельно стоящем органе сложнейшее музыкальное произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, органистка «дышала», а конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики. Отец и сын Жак-Дро изобрели также куклу-художника, которая могла писать картины .

Во второй половине XIX века в Англии появилась мода на восковые и портретные куклы. Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная императрицей Екатериной I в память о Петре I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнего дворца, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах.

В XIX веке с раскрытием секрета китайского фарфора (математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз из Саксонии) стали изготавливать куклы из этого материала. Первые экземпляры фарфоровых кукол предназначались для королевских дворов, а 1814 году когда зоннебергский формовщик Фридрих Мюллер придумал свой рецепт папье-маше (от фр. Papier-mache - «жеваная бумага») - смесь бумажной массы и каолина, Германия стала ведущей страной-производителем таких кукол и оставалась ею до «виниловой революции». Большинство из этих уникальных авторских кукол дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций.

Не было ни одной страны или цивилизации, которая не оставила бы нам данных о наличии в человеческом обиходе кукол.

Куклы - общечеловеческий язык, доступный всем. Они дают возможность понимать без слов сложнейшие секреты мироздания.

3. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла олицетворяет собой образ товарища, друга, с которым наступает «уединение вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязанности.

Для современного ребенка кукла - это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.

Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учится аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств.

Кукла - самая древняя из всех игрушек - появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Игра - это независимая, самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». В этой игре отражаются нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в такой игре ребенок усваивает те качества личности, которые характерны добрым людям. Игра в «семью» позволяет дошкольнику встать на место родителей, тем самым примерить их роль на себя. Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты отражающие типичные бытовые явлении, повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по общению в игре. Через игры с куклами дети ходят в жизнь полноправными членами общества. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.

Заключение

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты.

С помощью моей работы я попытался показать необходимость переосмысления значимости куклы как социального феномена. Надеюсь, моя работа наглядно показала, насколько важную роль играют куклы в жизни не только ребенка, но и взрослого.

Литература

кукла русский свадебный картина

1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские Обряды и традиции. Народная Кукла». - СПб. «Паритет», 2005. - 240 с. Стр. 78-83

Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М; Астрель, АСТ 2002 г. Стр. 39-42

.«Прекрасное своими руками». - Москва, Детская литература, 1987 г. Стр. 29-36

4.Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999 г. Стр. 103-105

.«Российский Этнографический музей - детям», методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург, «Детство - ПРЕС» 2001 г. стр. 122-129.

.Журнал «Народное творчество» №3, 2003 г. «Кукла «на выхвалку» Нина Осипова, стр. 29-31.