Домой / Для голубых глаз / Что такое естественное вскармливание определение. Питание детей — Естественное вскармливание

Что такое естественное вскармливание определение. Питание детей — Естественное вскармливание

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Естественное вскармливание. Гипогалактия.

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 Курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.

    Название учебной темы: Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание, его преимущества. Меры по предупреждению гипогалактии. Способы расчёта объёма питания. Прикорм и техника его введения. Роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Овладение навыками подготовки ребёнка к кормлению на естественном вскармливании. Составление рациона питания детям первого года жизни на естественном вскармливании. Навыки этики и деонтологии.

    Цель изучения учебной темы: Изучить анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и современные аспекты естественного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Показать преимущества естественного вскармливания. Освоить понятия гипогалактия, меры профилактики и борьбы с гипогалактией. Определить роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Ознакомить с основными принципами этики в аспекте права на здоровье и медицинской деонтологии.

    Основные термины:

1) Молозиво

2) Свободное вскармливание

3) Естественное вскармливание

4) Объемный способ определения суточного объема пищи.

5) Прикорм

6) Гипогалактия

    План изучения темы:

    1. Определение естественного вскармливания

      Этапы питания

      Состав грудного молока

      Преимущества женского молока в сравнении с коровьим

      Частота кормлений детей на 1-м году жизни

      Расчет суточного объема пищи

      Понятие «прикорм», сроки и правила введения

      Гипогалактия: классификация, этиология, профилактика, лечение.

    Изложение учебного материала:

Вскармливание - это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года, по характеру различающееся на 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма. Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма, включающее 5 позиций (градаций по степени приоритетности):

    Грудь матери.

    Сцеженное материнское молоко.

    Грудь кормилицы.

    Сцеженное грудное молоко кормилицы.

    Донорское молоко (банк молока от нескольких чужих матерей).

Необходимо сразу подчеркнуть, что грудное молоко не имеет альтернативы в проблеме вскармливания и его замена любыми самыми адаптированными смесями подобна экологической катастрофе, ибо даже 5-ая градация грудного молока – донорское молоко из банка грудного молока лучше любой адаптированной смеси.

Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта новорожденных детей:

    Нежная слизистая;

    Хорошая васкуляризация рыхлого подслизистого слоя;

    Мало эластической и мышечной ткани;

    Слабая секреторная и ферментообразующая функция.

Учитывая вышеназванные особенности, оптимальным продуктом для питания детей первых месяцев жизни является материнского молоко. С современных позиций грудное молоко является фактором защиты, химическим анализатором и полностью обеспечивает ребенка в энергии и биологически активных веществах, а молозиво – мощнейший антистрессорный фактор.

Эволюционно закреплены 3 этапа питания детей:

    Гемотрофный , когда эмбрион питается за счет матери, поэтому он сильно защищен и... абсолютно беззащитен, ибо «болеет» вместе с матерью, что влечет при собственной незрелой защитной реакции за собой серьезное поражение органов и даже гибель эмбриона.

    Амниотрофный – питание за счет матери через плаценту и попытки самостоятельного питания через амниотическую жидкость (гемо-амниотрофный). Этот механизм возникает между 3-м и 5-м месяцами беременности путем заглатывания околоплодных вод (до 5 мл/кг/час), что к 6 месяцам внутриутробной жизни составляет до 50% объема амниотической жидкости за сутки. Поступление в желудочно-кишечный тракт плода белков, жиров и углеводов амниотической жидкости стимулирует развитие таких функций пищеварительного тракта как расщепление и всасывание пищеварительных веществ, становление моторики. Амниотическое питание не вносит значительного вклада в обеспечение плода пищевыми ингредиентами, но имеет существенное влияние как механизм адаптации к последующему лактотрофному питанию. Именно благодаря длительному и постепенному нарастанию объему поступающей амниотической жидкости возникает и анатомическая дифференцировка клеток слизистой оболочки кишечника, индукция синтеза пищеварительных ферментов и гормонов ЖКТ. Если гемотрофное питание обеспечивает основные пищевые потребности эмбриона, то амниотрофное облегчает последующую адаптацию.

    Лактотротрофное или энтеральное питание. Переход к внеутробному питанию – это революция, стресс, подобный переходу к обычному дыханию, внеутробному кровообращению и т.д.; это новый качественный скачок в онтогенезе индивидуума. На первых этапах постнатального онтогенеза большую роль играет характер вскармливания.

Преимущества естественного вскармливания перед смешанным и

искусственным

(особенно ранним искусственным) заключается в том, что это:

    Эволюционно закрепленная форма питания и ее нарушение подобно экологической катастрофе, снижающей уровень здоровья;

    Способствует оптимальному развитию ребенка в онтогенезе, ибо откорректировано эволюцией по ингридиентам и микронутриентам; представленным по соотношению и качеству в оптимальной для усвоения форме;

    Снижает острую и хроническую заболеваемость детей;

    Увеличивает срок жизни (в т.ч. и среднюю продолжительность жизни) на 10-15 лет;

    Осуществляет профилактику раннего склероза за счет стимуляции ферментных систем, утилизирующих холестерол;

    Снижает существенно степень риска по лейкозу;

    Повышает интеллект, творческую активность и гуманизирует ментальность;

    Снижает сенсибилизацию;

    Препятствует дисбактериозу;

    Представляет систему вскармливания со следующими характеристиками: закрытая, стерильная, «продукция» подогрета до температуры тела, вкусная (вкусовые анализаторы адаптированы к грудному молоку).

Согласно рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ (1989), здоровых новорожденных следует прикладывать к груди матери в течение первых 30 минут после родов. Раннее прикладывание способствует стимуляции лактации у матери, повышению бактерицидных свойств грудного молока, повышению иммунитета у детей, становлению нормального биоценоза кишечника.

Важным принципом вскармливания новорожденных является принцип так называемого «свободного вскармливания», когда ребенка кормят по его требованию, а не по расписанию. При методике «свободного вскармливания» ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный ритм – «график» приема пищи с постоянными достаточно длинными промежутками между отдельными кормлениями.

При проведении «свободного вскармливания» мать должна научиться различать голодный плач ребенка от беспокойства, вызванного другими причинами. Если мать не может приспособиться к «свободному вскармливанию», то в таких случаях следует перейти на кормление ребенка в строго определенные часы.

Женское молоко неодинаково по составу в зависимости от периода лактации. Его состав отвечает потребностям ребенка на разных стадиях его адаптации к внеутробной жизни.

Молозиво, выделяющееся в первые 3-5 дней после родов, содержит в 2-3 раза больше белка и несколько больше минеральных солей, чем зрелое молоко. Особенностью его является также наличие так называемых молозивных телец, представляющих собой капельки молочного жира с лейкоцитами (защитными клетками крови). С молозивом в организм ребенка от матери поступают иммуноглобулины и гормоны.

Переходное молоко выделяется с 4-5-го дня после родов. Оно богато жиром, но по остальным составным частям и внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу второй недели, однако состав его и в дальнейшем меняется. Оно бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления. Так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу -- жирнее и гуще. Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния матери, ее режима и диеты. Есть данные, согласно которым грудное молоко может менять свой состав в соответствии с потребностями ребенка. В то же время, если ребенок регулярно высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в нарастании массы тела, физического и нервно-психического развития, можно заподозрить неполноценность состава грудного молока или нарушение его усвоения ребенком.

При естественном вскармливании у детей первого года является основой формирования условного рефлекса на определенные часы кормления. Поэтому здоровые дети до месяца жизни получают женское молоко 7 раз с ночным перерывом. После 1-2 месяцев жизни ребенок переводился на шестиразовое питание с перерывом между кормлениями днем 3,5 и ночью 7 часов. С 5 до 11-18 месяцев ребенку рекомендуется давать пищу 5 раз в сутки через четыре часа днем, с восьмичасовым перерывом ночью. Детей после полутора лет обычно кормят 4 раза в день. Такой ритм принятия пищи создает условия, при которых за 20-30 мин до нового кормления желудок остается пустым, что способствует усилению секреторной активности желудочных и кишечных желез.

ВОЗ и зарубежные педиатры являются сторонниками свободного вскармливания. Кормление ребенка производится по его первому требованию, в том числе и в ночные часы. При этом новорожденный ребенок в течение суток может прикладываться к груди 8-10 и более раз. По наблюдениям такой режим имеет определенные преимущества: лучшее становление лактации; спокойное поведение ребенка; полное удовлетворение его потребностей в пищевых веществах; лучшее развитие. В последующем ребенок сам устанавливает свой индивидуальный режим кормлений, который чаще всего совпадает с режимом, рекомендованным отечественными педиатрами. Однако некоторые дети все же предпочитают не соблюдать длительный ночной перерыв.

Существуют разные способы расчета объема грудного молока, который должен получать ребенок: по возрасту, необходимым калориям и весу. При этом средний объем разового кормления в зависимости от возраста ребенка должен составлять в 1-2 недели -- 60-90 мл, 3 недели -- 2 месяца -- 120-150 мл, 2-3 месяца -- 150-180 мл, 3-4 месяца -- 180-200 мл и далее по 200-210 мл, а средний суточный объем -- в 1 месяц -- 600-650 мл, 2 месяца -- 800 мл, 3 месяца -- 850 мл, 4 месяца -- 900 мл и 5-12 месяцев -- 1000 мл. Существует также рекомендация ВОЗ по ориентировочной достаточности суточного количества молока: если ребенок мочится не менее 6 раз в сутки, то суточный объем питания ему достаточен.

Грудное молоко является оптимальным видом питания детей первых 4-5 месяцев, но оно не может обеспечить растущий организм необходимыми витаминами и микроэлементами. По мере взросления ребенку рекомендуется вводить в питание соки, овощные и фруктовые отвары и прикормы овощами, кашами, мясными блюдами. Это необходимо для его правильного развития и предупреждения малокровия, рахита, отставания в физическом и психическом развитии. При естественном вскармливании с 3,5-4 месяцев следует вводить соки. Более раннее введение нередко приводит к аллергизации, так как пищеварительный тракт еще не готов к усвоению чужеродной пищи. Соки назначают между кормлениями вначале по 2-5 капель и постепенно увеличивают дневную дозу. Суточное количество сока определяется по формуле: 10 мл х на число месяцев, при этом объем соков в общем объеме питания не учитывается.

Сок из зеленых яблок является лучшим первым соком. Через две недели -- месяц после его введения можно постепенно вводить другие соки. Рекомендуется в течение первого года жизни не давать экзотических соков. При склонности к запорам можно использовать сливовый, морковный, свекольный соки, а при неустойчивом стуле -- лимонный, вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный. Малиновый, клубничный, апельсиновый, мандариновый и томатный соки рекомендуется давать детям только во втором полугодии первого года, но с большой осторожностью -- они часто вызывают аллергические реакции. После четырех месяцев можно давать соки с мякотью -- грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый.

Через две недели после введения соков в возрасте 4-4,5 месяца можно начинать давать ребенку пюре из яблок, абрикосов и других фруктов -- с 1/3 - 1/2 чайной ложки с постепенным увеличением дозы до 20-50 г -- так, чтобы к 1 году объем достиг 100 г.

Прикорм

Со временем грудное молоко перестает полностью удовлетворять потребности растущего ребенка. Кроме того, необходима тренировка развивающейся пищеварительной системы и жевательного аппарата. С этой целью с 4-4,5 месяца вводится прикорм.

В жаркое время года, при кишечных расстройствах прикорм назначается в более поздние сроки -- с 5,5-6 месяцев. Более раннее введение прикорма рекомендуется при рахите, железодефицитной анемии, упорных срыгиваниях, отставании в физическом развитии, а также недоношенным детям.

Прикорм -- это блюда, вводимые в рацион ребенка, постепенно вытесняющие женское молоко или смеси и приучающие его к взрослой пище. Вводя прикорм, надо соблюдать следующие основные правила:

Прикорм вводится с небольших по объему доз (50 мл) перед одним из кормлений женским молоком (смесью) и дается с помощью ложечки. Недостающее по объему количество дополняется молоком (смесью). Постепенно в течение нескольких дней объем разового кормления постепенно увеличивают и доводят до необходимого объема (150-180-200 мл), тем самым полностью заменяя одно кормление. При введении прикорма у мамы может резко уменьшиться количество молока. Чтобы избежать этого и сохранить лактацию, нужно ребенка после приема прикорма приложить к груди еще на несколько минут.

Первый прикорм -- овощное пюре, содержащее смесь различных овощей (картофель, капуста, морковь, кабачок, тыква, репа, патиссон, зеленый горошек, томаты и др.). Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофель, вымоченный в течение 10-12 часов, капуста, кабачок и др.). Это позволяет в случае пищевой аллергии рано выявить продукт, который вызывает аллергическую реакцию, и исключить его из питания. Постепенно ассортимент овощей увеличивается. В овощной прикорм добавляется растительное масло, доза которого постепенно доводится до чайной ложки.

Второй прикорм вводится только после полной замены одного кормления овощным прикормом. Обычно это бывает при достижении ребенком возраста 5,5-6 месяцев (через 3-4 недели после введения овощного прикорма). В качестве 2-го прикорма используют безглютеновые злаки (рисовая, гречневая, кукурузная мука).

Вначале второй прикорм дается в виде 5%-ной каши на овощном отваре с добавлением растительного масла, а затем сливочного, спустя 1-2 недели переходят на кормление 10% -ной молочной кашей. Если ребенок плохо набирает массу тела или у него часто бывает неустойчивый стул, рекомендуется сначала ввести кашу, а затем овощное пюре.

С шести-семи месяцев жизни можно давать желток куриного яйца, сваренного вкрутую, растертого с грудным молоком, начиная с 1/4 его части 2-3 раза в неделю. С семи-восьми месяцев в рацион ребенка рекомендуется вводить творог с 5-10 г перед основным кормлением. К году ежедневное количество творога достигает 50 г. Более раннее введение творога как дополнительного источника белка не рекомендуется, поскольку дети, находящиеся на естественном вскармливании, получают необходимое количество белка с женским молоком.

Мясо в виде мясного пюре вводится с 7 месяцев. В дальнейшем оно заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетками (11-12 месяцев).

Третий прикорм -- в 7,5-8 месяцев еще одно кормление полностью заменяется кефиром или другим кисломолочным продуктом, в это же кормление можно давать ребенку творог.

Вместо кефира могут использоваться специальные молочные смеси с оптимальным набором жирных кислот, минеральных веществ и витаминов, носящих название «последующих формул». Они предназначены для детей 5-6 месяцев жизни. На коробке после названия смеси стоит цифра «2». Молоко в качестве третьего прикорма использовать не рекомендуется, так как оно часто вызывает аллергические реакции и расстройства пищеварения.

С 8-9 месяцев вместо мясного блюда 1-2 раза в неделю дается рыбное пюре. Мясные и рыбные блюда рекомендуется сочетать с овощным пюре и свежей зеленью. Можно давать хлеб, печенье, белые сухарики, которые предварительно размачиваются в одном из видов прикорма. С 10-12 месяцев в питание вводится тертый сыр.

Расчет питания

Суточный объем пищи (Vc) рассчитывают по формуле Гейнера--Черни:

  • - от 2 недель до 2 месяцев - 1/5 от массы тела;
  • - от 2 мес. до 4 мес. - 1/6 от массы тела;
  • - от 4 мес. до 6 мес. - 1/7 от массы тела;
  • - от 6 мес. до 9 мес. - 1/8 от массы тела (не более 1000 мл);
  • - с 9 мес. до 12 мес. Vс = 1100 мл;

Разовый объем пищи (Vp) зависит от количества кормлений:

Количество кормлений (КК):

  • - до 1 мес. - 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часа);
  • - с 1 до 5 мес. - 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часа); .
  • - с 5 до 12 мес. - 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).

Существуют и другие способы расчета питания (калорийный, по отдельным ингредиентам и т.д.).

Искусственное и смешанное вскармливание

При переходе на смешанное вскармливание важно стремиться к тому, чтобы грудное молоко все-таки оставалось основным в питании ребенка. Введение докорма само по себе может способствовать уменьшению количества грудного молока, поэтому докорм необходимо давать после прикладывания к груди.

Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добавлением к грудному молоку при каждом или некоторых кормлениях. Последний способ более целесообразен при недостатке молока у матери, так как регулярное и достаточно частое прикладывание ребенка к груди стимулирует выработку грудного молока. Необходим он также в первые дни введения докорма (независимо от причин, вызвавших его назначение) и при повышенной чувствительности ребенка к новой пище.

Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливании рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка.

Количество основных пищевых веществ, которые ребенок должен получить, при естественном и искусственном (смешанном) вскармливании заметно отличается. Это связано с тем, что ребенку первых месяцев жизни труднее переваривать и усваивать коровье молоко. Белка в нем в 2,5-3 раза больше, чем в женском, причем он состоит преимущественно из грубо-дисперсного казеина и содержит малое количество альбумина. Поскольку белок коровьего молока в желудочно-кишечном тракте гидролизуется и усваивается хуже, и количество его, необходимое для ребенка, почти в 2 раза больше.

Потребность в количестве жиров и углеводов при естественном и искусственном вскармливании почти одинакова, однако жиры женского и коровьего молока значительно отличаются. Жир женского молока содержит 9-12% ненасыщенных жирных кислот, коровьего -- только 1,3-3%. В коровьем молоке в 4-7 раз меньше, чем в женском, таких важных жирных кислот, как линолевая, линоленовая, арахидоновая.

Заменители грудного молока изготавливаются, как правило, из коровьего молока (реже используется козье или молоко других млекопитающих). Для того чтобы получить продукт питания с составом, максимально приближенным к составу женского молока, его подвергают различным процедурам обработки. Производство адаптированных смесей постоянно совершенствуется. Сухая молочная смесь «Малыш», смеси с отварами «Крепыш», смеси с мукой «Здоровье» лишь частично адаптированы к потребностям грудного ребенка и по своему составу значительно отличаются от женского молока, поэтому их использование при вскармливании детей первого года жизни также нежелательно.

В последние годы выпускается большое количество так называемых адаптированных молочных смесей нового поколения. Эти смеси в значительной степени приближены к составу женского молока по количеству белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Они могут быть сухие и жидкие (готовые к употреблению), пресные и кислые. Использование их облегчает вскармливание детей, гарантируя в то же время высокое качество рациона. Производство этих продуктов полностью механизировано и строго контролируется, что обеспечивает отсутствие в них бактериальной загрязненности.

Существует несколько типов сухих адаптированных смесей: начальные, для младенцев первых двух-трех месяцев жизни; адаптированные смеси для детей старше трех-четырех месяцев; смеси, которые можно использовать на протяжении всего первого года жизни. Из современных отечественных смесей лучшими являются «Нутрилак 1» (для детей первых трех месяцев жизни) и «Нутрилак 2» (для более старших детей). Они обогащены сывороточными белками и специальными биологически активными добавками. Кроме этого, широко представлены импортные адаптированные молочные смеси, многие из которых обладают определенными преимуществами: содержат легко усвояемые сывороточные белки, широкий комплекс витаминов, биологически активные вещества, в частности таурин -- важную аминокислоту, обеспечивающую правильное формирование нервной системы, зрительного анализатора, облегчающую процессы пищеварения у грудных детей. Квалифицированное решение, какая смесь больше подходит для конкретного малыша, должен принимать врач-педиатр.

Основные правила смешанного и искусственного вскармливания

Организация питания ребенка при смешанном и особенно искусственном вскармливании требует большого внимания и точного выполнения всех рекомендаций врача. Ошибки, допущенные при использовании искусственных смесей, могут привести к развитию серьезных заболеваний -- гипотрофии, рахита, малокровия, желудочно-кишечных расстройств.

При искусственном и смешанном вскармливании необходимое количество смеси определяется исходя из возраста ребенка и показателей его физического развития. В первые два месяца жизни общее суточное количество пищи должно составлять 1/5 массы его тела, в возрасте от двух до четырех месяцев -- 1/6, от четырех до шести месяцев -- 1/7 от массы тела. Рассчитать количество смеси для одного кормления можно, разделив суточный объем на число кормлений. Во время каждого кормления допускаются отклонения от положенного количества как в сторону увеличения, так и уменьшения порции в зависимости от аппетита ребенка.

При искусственном вскармливании необходимо соблюдать определенный режим питания (в отличие от принципа «по первому требованию ребенка», допустимого при грудном вскармливании). Перерывы между кормлениями должны составлять 3,5-4 часа, так как искусственные смеси перевариваются и усваиваются труднее и медленнее, чем грудное молоко. Перевод на пятиразовое кормление осуществляется также на 1-2 месяца раньше, чем при грудном вскармливании. Часы кормления следует соблюдать (возможны отклонения в 30 минут в ту или иную сторону).

При искусственном вскармливании ребенок обязательно должен получать достаточное количество питья, поскольку смеси содержат белок коровьего молока, для усвоения которого требуется больше жидкости.

«Облигатные» аллергены

Существуют продукты, которые относят к числу так называемых «облигатных» аллергенов (при их использовании чрезвычайно высока вероятность развития аллергических реакций). Они являются причиной 95% случаев пищевой аллергии у детей.

К ним относятся:

Для профилактики обострений пищевой аллергии из питания ребенка необходимо исключить облигатные и индивидуально выявленные аллергены, а также соблюдать следующие правила приготовления пищи:

Введение прикормов и дополнительных продуктов питания детям с пищевой аллергией имеет свои особенности. Фруктовые соки и пюре с особой осторожностью вводят после трех месяцев, предпочтение отдают соку из яблок светлых сортов. Соки и пюре промышленного производства подбирают индивидуально. Яичный желток часто вызывает аллергические реакции, поэтому его или не дают вообще, или заменяют сваренным вкрутую желтком перепелиного яйца. Творог как источник концентрированного молочного белка либо не вводится вообще, либо дается 1-2 раза в неделю. Каши и овощное пюре даются с учетом индивидуальной переносимости раньше на 1-2 недели, чем здоровым малышам. Нежирные сорта мяса с учетом индивидуальной переносимости включают в рацион раньше (с 5 месяцев), говядину можно заменить мясом кролика или индейки. Мясные бульоны исключают, заменив вегетарианскими супами. Рыба (частая причина аллергии) дается только на втором году жизни. Молоко в качестве прикорма не вводится, кефир вводится после восьми месяцев или заменяется ацидофильными продуктами (несладким йогуртом, адаптированной кисломолочной смесью).

Состояния непереносимости определенных питательных веществ

Состояния непереносимости отдельных пищевых веществ получили название синдромов мальабсорбции (нарушенного всасывания). Наиболее распространены непереносимость молочного сахара (лактозы) -- лактазная недостаточность; непереносимость сахарозы -- дисахаридазная недостаточность, непереносимость глютена (белка клейковины злаковых культур) -- целиакия.

В легких случаях при лактазной недостаточности бывает достаточно уменьшения количества молока и замена его кисломолочными продуктами (трехдневным кефиром, кумысом, мацони -- в этих продуктах лактоза находится уже в расщепленном состоянии). При тяжелой форме необходимо полностью исключить лактозу из пищи -- ребенка переводят на растительные заменители молока (соевое или миндальное) или специальные безлактозные смеси. При такой диете в дальнейшем большинство детей развивается благополучно, и с возрастом отмечается постепенная компенсация ферментативного дефекта.

Для коррекции пищеварения при непереносимости сахарозы из диеты ребенка необходимо исключить продукты, содержащие сахарозу и крахмал, -- сахар, картофель, манную крупу, мучные изделия. Можно употреблять фрукты и овощи, содержащие небольшое количество сахарозы, -- яблоки, морковь. С возрастом переносимость сахарозы обычно повышается, и диета может быть расширена. Прогноз, как правило, благоприятный.

Целиакия -- непереносимость глютена, белкового вещества, содержащегося в клейковине некоторых злаковых (пшеницы, ржи, овса). Заболевание обычно развивается после введения в рацион ребенка прикормов, содержащих глютен. Симптомом, обращающим на себя внимание, является учащенный, пенистый, обильный, с неприятным запахом и характерным жирным блеском стул. Попытки выявить кишечную инфекцию и лечить ее антибиотиками и ферментными препаратами оказываются безрезультатными. Аппетит у ребенка снижается. Постепенно развивается гипотрофия с характерным внешним видом (резкое истощение, особенно в области груди, конечностей, ягодиц и контрастирующий большой вздутый живот). Ноги часто отекают из-за с недостаточности белка. Возникает гиповитаминоз. Постепенно происходит задержка роста, могут возникать спонтанные переломы из-за дефицита кальция в костях.

Из рациона ребенка исключают продукты, богатые клейковиной: хлеб, сухари, печенье, мучные и макаронные изделия, овсяную и манную каши, сосиски, колбасу и т.д. Больные хорошо переносят картофель, фрукты, овощи, рис, гречку, кукурузную и соевую муку, растительные жиры, молоко, сыр, мясо, рыбу, сахар, варенье, мед.

Так называемый целиакийный синдром, проявляющийся в нерезкой форме при введении глютенсодержащих прикормов, встречается очень часто.

Естественное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 6 месяцев получает только материнское молоко.

Различают 3 вида материнского молока.

1. Молозиво - это клейкая густая жидкость жёлтого цвета,
появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4 - 5 дня.

2. Переходное молоко вырабатывается с 4 - 5 дня жизни и до 2 - 3
недель имеет промежуточный состав между молозивом и
зрелым молоком.

3. Зрелое молоко вырабатывается с 2 - 3 недели жизни ребёнка и
имеет полное биологическое сходство с организмом ребёнка.

Состав грудного молока (смотри 10 плюсов грудного молока).

Преимущества естественного вскармливания:

1. Грудное молоко содержит все необходимые ингредиенты в оптимальных соотношениях Б:Ж:У=1:3:6

2. В коровьем молоке больше белка, но он грубодисперсный (казеин), поэтому трудно расщепляется и усваивается, а белок грудного молока мелкодисперсный, практически не требует ферментов для расщепления и соответственно очень хорошо усваивается, поэтому значительно реже у грудничков развиваются аллергические реакции

3. Белки женского молока содержат все необходимые аминокислоты

4. Женское молоко содержит защитные антитела против различных инфекций

5. Содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, повышающих сопротивляемость к инфекциям

6. Больше молочного сахара (лактозы), способствующего развитию мозга, нормализации микрофлоры кишечника

7. Меньше минеральных солей по сравнению с составом коровьего молока (соли перегружают почки, способствуют в дальнейшем развитию гипертонии)

8. Оптимальное количество витаминов, микроэлементов, ферментов

9. Грудное молоко стерильно (ниже риск развития кишечных инфекций)

10. Содержит лецитин, способствующий размножению клеток мозга

11. На искусственном вскармливании закрепляется повышенная потребность в пище – риск ожирения в более старшем возрасте.

12. Физическое (биологическое созревание и старение) и половое развитие быстрее у искусственников, а психическое наоборот (интеллект, дарование - для их реализации необходимо вскармливание грудью не менее 6 месяцев)

13. Ребенок накапливает (депонирует) в подкожно-жировой клетчатке лучше компоненты грудного молока и потом использует их в течение нескольких лет (для работы мозга)

14. Сосание способствует правильной артикуляции, правильному формированию челюстно-лицевого черепа. У грудничков реже нарушения речи.

До сих пор огромное количество нутриентов грудного молока не расшифровано (например, таурин нужен для развития мозга, формирования сетчатки глаза, в коровьем молоке его нет т.к. телятам не нужно ходить в школу).

Невозможно создать полноценного заменителя женского молока еще и потому, что в зависимости от возраста ребенка состав женского молока меняется, отражая изменяющиеся потребности растущего организма, и вскармливание донорским молоком все равно будет не естественным, а псевдоестественным.

Преимущества раннего, в течение первых 30 минут после рождения, прикладывания к груди:

Для матери:

1.Способствует быстрому сокращению матки, снижая риск кровотечения, и быстрому восстановлению сил;

2.Стимулирует длительную лактацию;

3.Снижает риск развития мастита

4.Ранний контакт стимулирует чувство материнства.

Для ребёнка:

1.Способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника

2.Формируется надежная иммунологическая защита (на вторые сутки жизни ребенка число антител в молоке матери уменьшается в 2 раза)

3.Стимуляция сосательного рефлекса

4.Тесный психологический и эмоциональный контакт с матерью в первые часы после перенесенного стресса - рождения

Правила первого прикладывания к груди.

Первый раз ребёнка выкладывают на живот матери голеньким и накрывают стерильной простыней ещё до окончания пульсации пуповины (если позволяет состояние здоровья ребёнка и матери)

Малоэффективно прикладывание к груди или создание кожного контакта через 2 – 3 часа.

1. Правильный режим дня: сон не менее 8 часов в сутки, дневной сон 1,5 – 2 часа, прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, избегание стрессовых ситуаций

2. Количество жидкости в рационе увеличивается примерно на 1 литр

3. Калорийность суточного рациона должна быть увеличена на 50% по сравнению с рационом некормящей женщины данного возраста. Ежедневно необходимы мясо и (или) рыба, молочные продукты (творог, сыр), витамины. Питание 4-5 раз в сутки (столько раз, сколько кормит ребенка), небольшими порциями, для стимуляции выработки молока за 10-15 минут до кормления выпить стакан чая с молоком и с сыром.

4. Воздерживаться от приема продуктов, изменяющих запах и вкус молока (свежий лук, чеснок)

5. Никаких лекарств до консультации с врачом

6. Не злоупотреблять газообразующими (огурцы, виноград), послабляющими (слива, свекла) и закрепляющими (орехи, груша), аллергизирующими (клубника, ананас, красная рыба, яйца, мед) и тонизирующими (крепкий чай, кофе, шоколад) продуктами

7. Длительность, полноценность лактации значительно зависят от анамнеза вскармливания самой женщины.

Правила кормления грудью:

1. Обмыть грудь под проточной водой, убрать длинные волосы

2. Принять удобное положение – сидя, лежа на боку

3. Проследить за тем, чтобы ребенок находился в комфортных условиях, и его ничто не отвлекало от процесса кормления (чистый, сухой, тепло одетый)

4. Убедиться, что носовое дыхание ребенка свободное (при необходимости удалить корочки из носа)

5. Следить, чтобы при сосании ребёнок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы он не упирался носом в молочную железу

6. При жадном сосании и (или) активном вытекании молока струей периодически держать ребенка вертикально несколько минут, а затем вновь прикладывать к груди

7. При вялом сосании, засыпании ребенка во время кормления будить его (гладить щечку, щекотать пяточки)

8. Продолжительность первых кормлений обычно составляет 30-40 минут (это период формирования лактации), затем в среднем занимает 20 минут (в первые 5 минут кормления ребенок высасывает 50% объема молока)

9. Если количества молока в одной молочной железе недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка, то его прикладывают к другой, а в следующее кормление меняют последовательность

10. После кормление ребенка необходимо подержать 3-5 минут вертикально для профилактики срыгивания

11. Обмыть молочную железу

В настоящее время для новорожденного ребенка и детей первых месяцев жизни рекомендуется свободное кормление – ребенка прикладывают к груди по первому знаку или требованию (до 12-16 раз в сутки). Это делается потому, что в первые недели после рождения идет процесс приспособления организма кормящей матери к потребностям ребенка и частое прикладывание решает проблему голода ребенка и стимулирует лактацию у матери. До 3-4 суток жизни ребенка молочные железы выделяют крайне мало молока, но оно содержит большое количество белка и жира, чтобы хоть как-то удовлетворить потребности ребенка. Такое молоко называется молозиво. Затем постепенно лактация увеличивается и состав молока (переходное) приближается к составу зрелого: белка – около 2,5 г, жира – в среднем 3 г, углеводов – 7 г. Состав молока кормящей женщины очень индивидуален и вариабелен, зависит и от качества и кратности ее питания, эмоционального состояния, наследственных особенностей лактации. Никто не знает нормы молока. Для каждой пары «мать – ребёнок» она индивидуальна (в «конечном» молоке жира до 17%, поэтому невозможно подсчитать). Вся коррекция питания должна идти через материнское молоко (питание кормящей женщины)

Затруднения при вскармливании грудью:

Со стороны ребенка :

1. Ринит с нарушением носового дыхания (отсасывание секрета, удаление корочек из носа, использование сосудосуживающих капель перед кормлением)

2. Молочница (кандидозный стоматит) – обработка слизистой полости рта 2% раствором питьевой соды после каждого кормления

3. Отсутствие сосательного рефлекса (недоношенный ребенок) – кормление с ложечки или через зонд

Со стороны матери

1. Плоский, втянутый сосок (используются специальные накладки, чтобы облегчить ребенку захват)

2. Потертости и трещины соска (правильное прикладывание к груди, чтобы ребенок давил на ареолу, а не тянул сосок, специальные мази – бипантен)

3. Застой молока – правильное кормление и сцеживание молока, использование молокоотсоса

4. Гипогалактия

Гипогалактия – снижение лактации, очень частая в настоящее время проблема кормящих женщин.

Возможные признаки развития гипогалактии:

1. Ребенок стал беспокойным, плохо спит, не выдерживает интервал между кормлениями

2. Снизился суточный диурез (стал реже мочиться)

3. Низкие весовые прибавки, плоская весовая кривая

4. Субъективное ощущение «пустой» молочной железы у женщины

Диагностика гипогалактиии – проведение контрольного кормления, когда ребенок взвешивается до прикладывания к груди и после, разница в весе сравнивается с нормой питания, полученной для данного ребенка по формуле

Профилактика и лечение гипогалактии :

1. Пропаганда грудного вскармливание, психотерапия

2. Профилактика трещин и мастита

3. Соблюдение режима питания и режима дня, поддержка других членов семьи

4. Отвар крапивы (20 гр.сухих листьев на литр кипятка, настоять 45 минут и пить по 1 ст.л. 3 раза в день), плоды аниса, укропа, душицы, лактогонные сборы трав

5. Медикаментозые средства: витамины «Е», «А», «РР», «С», гендевит, аевит, пренатале, матерна, сухие пивные дрожжи, апилак, микродозы йода

6. Более частые прикладывания к груди, прикладывание к обеим грудям за одно кормление

Кварцевые облучения, УВЧ, массаж, иглорефлексотерапия


Смешанное вскармливание.


Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок получает грудное молоко и докорм в виде молочные смесей.

Эффективность смешанного вскармливания зависит от грудного молока в суточном рационе ребёнка:

Если количество материнского молока составляет половину суточного
рациона(2/3, 3/4) , то эффективность смешанного вскармливания
приближается к естественному;

Если количество материнского молока составляет менее половины
суточного рациона(1/3, 1/4), то эффективность смешанного
вскармливания приближается к искусственному;

Добавки.

Добавки - это дозированные блюда, которые включают в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов).

Различают такие витаминные и белковые добавки, как :

1. Фруктовые соки (пюре) - яблочный, из белой черешни, из белой смородины, абрикосовый, персиковый, грушевый, сливовый (даны в порядке предпочтения). Начинают вводить в рацион с капель, постепенно увеличивая количество до 40-60 мл. Желательно чтобы первые соки ребенка были натуральными и свежими (домашнего приготовления)

2. Творог (кальцинированный) так же желателен домашнего приготовления - на 200 мл молока в момент закипания добавляется 1-2 столовые ложки СаСl 2 , затем откидывается на марлю, или молочной кухни, специального детского питания. Начинают вводить в рацион с крупинок и доводят до 40 грамм в сутки

Естественное вскармливание – это питание детей грудного возраста материнским молоком с введением прикорма с 5-го месяца. При этом содержание материнского молока в суточном рационе должно составлять не менее 4/5. Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, его преимущества несомненны, так как по своей структуре материнское молоко приближается к составу тканей.

Наиболее важными преимуществами женского молока являются следующие:

Ø Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей. Отказ от грудного молока при наличии у ребенка аллергических реакций – грубейшая ошибка, хотя нередко перевод ребенка с аллергическими реакциями на искусственные, обычно кисломолочные смеси как будто дает положительный эффект: проявления экссудативного диатеза на какое-то время стихают. И все довольны – "вылечили аллергию". На самом деле при этом из питания ребенка исключают тот аллерген, который поступал к нему через материнское молоко. В этой ситуации нужно было найти и исключить из рациона матери аллерген, вызывающий реакцию у ребенка, и обязательно сохранить естественное вскармливание.

Ø Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более легкое его переваривание.

Ø Женское молоко содержит уникальное вещество таурин. Это серосодержащая аминокислота, обладающая нейроактивными свойствами.

Ø При искусственном вскармливании, при кормлении неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в 3 раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, приводящей к запаздыванию развития ЦНС ребенка, а также поражением почек из-за нарушения обменных процессов. Известно, что у школьников, находившихся в течение 4-9 первых месяцев жизни на естественном вскармливании, интеллектуальные возможности выше по сравнению с другими детьми.

Ø Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня после родов, очень богато иммуноглобулинами, преимущественно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон; в молоке содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов, а уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В состав женского молока входит также антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммунобиологической защиты грудного ребенка, в связи с чем, заболеваемость и смертность среди детей, получающих материнское молоко, значительно ниже, чем среди детей, находящихся на искусственном вскармливании.


Нередко ожирение взрослых людей уходит корнями в период раннего детского возраста. Искусственное вскармливание способствует ожирению грудных детей. У многих из них в период полового созревания наблюдается вторичное ожирение, сохраняющееся в течение всей жизни, в основном это тоже связано с белковым перекормом.

Ø Количество жира в женском и коровьем молоке практически одинаково, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. В основе развития атеросклероза взрослых лежит дислипидемия, большую роль в возникновении которой, играет отсутствие грудного молока в рационе ребенка, особенно в первые 5 месяцев жизни. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной его функции и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка первого года жизни.

Ø Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит β-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, β-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

Ø Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы - в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментативную активность ЖКТ ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

Ø Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней микроэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усваиваются они в 2 раза лучше, чем эти же микроэлементы из коровьего молока. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание микроэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке соответствует потребностям ребенка. Например, в женском молоке железа содержится 0,5 мг/л, а в молочных смесях – 1,5 мг/л, однако степень биодоступности составляет соответственно 50 и 5. Именно поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, значительно реже страдают анемией, поэтому нет необходимости добавлять в их пищевой рацион железо вплоть до 6-ти месячного возраста. При искусственном вскармливании назначают дополнительно железо с 4-х месячного возраста обычно в виде пищевых продуктов, обогащенных этим микроэлементом. В грудном молоке натрия содержится в 4 раза меньше, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причинами вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

Ø Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности метаболитов витамина В, что также способствует профилактике рахита.

При искусственном вскармливании желудочная секреция увеличивается в 5 раз, т. е. нарушается запрограммированный ход биологических часов созревания. В дальнейшем это способствует развитию дискинезий ЖКТ, гастродуоденитов, холециститов, особенно при наличии наследственной предрасположенности.

Установлено, что у взрослых, находившихся в грудном возрасте на естественном вскармливании, лучше половая потенция, выше фертильность. Состав женского молока меняется при наличии внутриутробно возникших заболеваний, что рассматривается как компенсаторная реакция на развитие патологии плода.

При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери и ее последующее влияние на ребенка, а также формируется будущее родительское поведение самого ребенка. Как показали наблюдения, у животных, вскармливаемых из бутылочки, родительское поведение резко извращено: когда они становятся взрослыми, то отказываются кормить свое потомство. Поэтому большое значение естественному вскармливанию придают психологи, занимающиеся вопросами семейных отношений. Таким образом, отказ от естественного вскармливания является грубейшим нарушением сложившейся в эволюции биологической цепи "беременность – роды – лактация".

В заключение необходимо добавить, что молочные железы у кормящей матери, как и плацента у беременной женщины, являются мощнейшим барьером, крайне редко пропускающим микроорганизмы, соли тяжелых металлов и другие вредные для ребенка вещества. Поэтому нужно достаточно осторожно относиться к таким, например, рекомендациям, как отказ от естественного вскармливания и перевод ребенка на молочные смеси из-за неблагоприятной экологической обстановки в данном районе.

Редкое прикладывание ребенка к груди в дальнейшем, регламентация грудного вскармливания, чисто технический подход к контролю за процессом лактации. Недостаточная лактация не является противопоказанием к частому прикладыванию к груди. Наоборот, рекомендуется более частое кормление, через 2-2,5 ч. без ночного интервала. Частое и неограниченное кормление грудью в первые 2 нед. жизни (в среднем 9 раз в сутки) значительно увеличивает лактацию. В 80-е годы во многих развитых странах начали отказываться от строгой регламентации грудного вскармливания. Нельзя придавать слишком большое значение количеству высасываемого молока, тем более при однократном контрольном кормлении, так как аппетит детей в течение дня может быть различным. Кроме того, состав женского молока, а, следовательно, и потребность в нем отличаются чрезвычайной вариабельностью: например, содержание белка в молоке разных женщин колеблется от 0,9 до 2 гр. в 100 мл. Состав тканей ребенка индивидуален, и молоко его матери всегда подходит ему, но может не подойти другому ребенку. Поэтому вскармливание детей донорским молоком не является абсолютно идентичным естественному.

Как правило, у матери в молочных железах образуется столько молока, сколько требуется ребенку. Кормить лучше из обеих желез, особенно если не хватает молока, так как это стимулирует лактацию, а также уменьшает риск лактостаза. Если после кормления в молочных железах остается молоко, необходимо его сцеживать до тех пор, пока оно течет струйкой (а не выделяется каплями).

Лечение гипогалактии : никотиновая кислота, витамин Е, УФО, УВЧ, воздействие ультразвуком, вибрационный массаж, иглоукалывание, компрессы из махровой ткани, смоченной горячей водой, на молочные железы. Используют фитотерапию: отвар листьев крапивы по 1 столовой ложке 3 раза в день (4-5 столовых ложек крапивы заваривают в 1 л. воды); экстракт боярышника по 20-30 капель 3-4 раза в день до еды в течение 10-14 дней. Используют настои корней одуванчика, душицы обыкновенной, плоды укропа, аниса.

Расчет необходимого объема пищи происходит при недостаточном нарастании массы тела ребенка или его беспокойстве в период между кормлениями.

Определять дозу питания требуется также при вскармливании сцеженным молоком и его заменителями.

Наиболее простым способом подсчета количества молока, необходимого новорожденному в первые 9 дней жизни, является следующий: на разовое кормление требуется 10 мл. молока, умноженных на день жизни (при 6-7 разовом кормлении). С 10-го по 14-й день суточный объем молока остается неизменным. С 2-х недельного возраста необходимое количество молока определяют с учетом суточной потребности в калориях на каждый килограмм массы тела.

Суточная потребность в килокалориях на 1 кг. массы тела составляет:

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.