Последние статьи
Домой / Для голубых глаз / Глупее ли женщины мужчин? Мужчины действительно глупее женщин, это доказано на примере премии Дарвина! Про женский ум и мужскую глупость.

Глупее ли женщины мужчин? Мужчины действительно глупее женщин, это доказано на примере премии Дарвина! Про женский ум и мужскую глупость.

Формирование половых различий мозга
или "Почему женщины глупее мужчин?"

К сожалению, последнее время научные исследования в области различий полов встречают активное противодействие со стороны структур политкорректности, которые пропагандируют утверждения, что таких различий нет вовсе. Известны случаи, когда ученым либо было отказано в финансировании их работ в этой области, либо они вынуждены были их прекратить её из-за «политического давления». А те учёные, которые всё же продолжали работать, отмечали практически полное игнорирование результатов их исследований, которые противоречат доминирующей ныне идее всеобщего и абсолютного равенства и одинаковости людей.

Первые эксперименты были проведены еще в XIX веке. Отсутствие технической и теоретической базы позволяло делать только весьма общие заключения о том, например, что мужчины обладают большей мускульной силой и менее подвержены влиянию раздражителей во время работы, чем женщины. В свою очередь женщины показали себя менее чувствительными к боли и обладательницами более тонкого слуха. Но только в 1960-х ученые начали изучать различия в структуре и организации мозга у мужчин и женщин.

Забавно, что перспективная тема половых различий человеческого мозга выросла как раз из попытки некоторых «ученых» доказать, что таковых нет вовсе. Либеральные взгляды в 20 веке набирали силу и никто не сомневался, что тесты IQ, будучи лишенными пристрастий и патриархальных предрассудков, объективно покажут, насколько женщины и мужчины равны и одинаковы. Поэтому первые результаты тестирования, показывающие постоянное превосходство мужского пола над женским в различных областях, рассматривались, как изъян самой методики. В 1950-х д-р Вэслер, американский ученый, разработавший тест IQ, взялся с коллегами найти методику, «не унижающую женщин».

Они отсекли все тесты, результаты которых явно показывали превосходство мужского мозга, а когда составить «нейтральный» тест все равно не получилось, они осознанно добавили предпочтительные для женщин вопросы, чтобы в результате получить примерно одинаковые для обоих полов результаты. Однако отличия между мужчинами и женщинами в способностях решать те или иные задачи упрямо проявлялись вновь и вновь, так что сам Вэслер, не добившись желаемого, в конце концов тактично написал: «Наши исследования подтверждают то, что часто замечают поэты и писатели, и во что верят обыватели, а именно: что мужчины не только ведут себя, но и думают не так, как это делают женщины».

Тогда пришла очередь социологов. Они активно выступили с теорией о «гендере», по которой дети рождаются «нейтральными» в своей половой принадлежности, а затем родители, учителя, начальники, политики и все остальные «злые волшебники» нашего общества «лепят» из невинного детский мозга по своему усмотрению то мужественных, непримиримых героев, то женственных, всепрощающих пастырей. Однако проводимые исследование, несмотря на все старания, оказались наспособны установить идентичности результата при равном социально воздействии на мальчиков и девочек, без привлечения других гипотез. И тем более не удаётся выявить те «социальные причины», которые дают интеллектуальное преимущество мужского мозга над женским.

Женщины видят, чувствуют и слышат больше, чем мужчины, а также с большей легкостью принимают и обрабатывают сигналы внешнего мира. Но, несмотря на то, что женский мозг лучше оснащен для восприятия информации, он с ней практически ничего не делает. В то время как мужской мозг, основываясь буквально на крупицах информации, позволяет с легкостью оперировать формами и теоремами. Мужчин занимают реальные вещи и абстрактные конструкции, а женщин – отношения между женщинами и мужчинами. Например, давно известно характерное преимущество мужского мозга в способности представлять вещи, их форму, положение, соотношение к сторонам света и пропорции.

Факт превосходства мужчин в пространственном мышлении доказан сотнями различных научных исследований. Начиная со школы, мальчики в основном превосходят девочек в областях математики, основанных на абстрактных представлениях пространства, соотношений и теоретики. Американская психолог доктор Камилла Бенбоу провела самые длительные исследования наиболее одаренных молодых математиков страны. Ею достоверно установлено, что на одну математически одаренную девочку приходится тринадцать одарённых мальчиков. «После 15 лет, в течение которых я безрезультатно пыталась найти социальное объяснение этому феномену, я сдаюсь»,- говорит Камилла Бенбоу.

В Новой Гвинее и Доминиканской Республике наблюдались множественные случаи сбоев химических процессов в организме плода, из-за чего недоразвитые мужские половые органы присутствовали скрытыми внутри тела и окончательное их формирование и проявление приходилось на подростковый период. Мальчики были рождены в деревнях с традиционно строгим разделением занятий и обязанностей по половому признаку, но не смотря на воспитание их как девочек примерно к двенадцати годам, с приливом мужских гормоном, их голос грубел и происходило завершение формирование половых органов. Социальные табу не позволяли им «чувствовать себя мальчиком», но и «чувствовать себя девушкой» у них тоже не получалось – они не принадлежали к женскому полу. Этот пример окончательно подрывает гипотезу о том, что не биология, а воспитание и культура определяют половую принадлежность человека.

Ребенок определяется с выбором пола только на шестую-седьмую неделю после зачатия, именно тогда наблюдается начало организации мозга по мужскому или женскому шаблону. Мы знаем, что так называемые гены, несущие в себе набор наших уникальных черт, делают нас либо мужчиной, либо женщиной. Этот набор состоит из 46 хромосом, половина из которых предоставляется отцом, а другая – матерью ребенка. Сорок четыре из них разбиваются по парам и определяют физические черты будущего индивида, такие как цвет волос и глаз, длину носа и т.д. Но последняя пара от них отличается. По материнской линии ребенку всегда достается Х-хромосома. Если отец, со своей стороны, также предоставит Х-хромосому, то, при нормальном течении дел, родится девочка, если же это будет Y-хромосома, то, опять же при нормальном стечении обстоятельств, будет рожден мальчик.

Так происходит обычно, при отсутствии гормональных сбоев. Но ребенок будет мальчиком только в присутствии мужских гормонов, и девочкой – только если мужские гормоны будут отсутствовать. Например, гормональные отклонения родителей, связанные с их нетрадиционной сексуальной ориентацией, могут привести к тому, что у них также родится «ни то, ни сё». В этом же возрасте происходит и формирование мозговой структуры человека. Если эмбрион принадлежит к генетически женскому типу, глобальной перестройки этой структуры не последует, иными словами – базисной конфигурацией мозга является женская.

Из зоологии мы знаем, что стадии онтогенеза повторяют филогенез, эволюции от простого к сложному. И вот для того, чтобы перекроить первично женский мозг зародыша на мужской лад, необходимо массированное вторжение мужских гормонов, в результате чего происходит дальнейший апгрейд мозга до мужского. Это хорошо объясняет, почему среди своих сверстниц лучшие результаты в интеллектуальных тестах показывают девочки/женщины менее сексуальной и даже мужеподобной внешности – при формировании их мозга мужские гормоны принимали повышенное участие. Вот уж воистину – «либо умная, либо красивая».

Аналогичным образом - может быть достаточно мужских гормонов для того, чтобы спровоцировать развитие мужских половых органов, но недостаточно для дальнейшего развития мужской организации мозга. Это значит, что способы и формы получения в этот мозг информации из окружающего мира станут «женскими», а это, в свою очередь, определит круг интересов растущего человека. Вырастет женоподобный мужчина. И женщины с мужским мозгом, и мужчины с женским – это очевидные физиологические кандидаты на смену своей сексуальной ориентации.

Установлено, что развитие мозга человека и его последующая мужественность либо женственность связана только с мужскими гормонами и только в период формирования мозга, то есть примерно – на третьем-четвёртом месяце внутриутробного развития плода. На нормально и окончательно сформированном женском мозге введенные впоследствии дозы мужских гормонов никак не отражаются. Так же и мужчина с нормально развитым мозгом не изменит свои поведенческие реакции, даже если его мозг промыть в женских гормонах.

А вот исследования на плодах показательны. Инъекции мужского гормона беременным обезьянам предопределяют и корректируют поведение их потомства. Рождённые под их воздействием женские особи более агрессивны и самоуверенны в своих действиях. Особое внимание ученых привлекло то, что гормональное воздействие на плод на различных стадиях беременности приводило к различным поведенческим схемам новорожденной обезьяны. Например они могут взбираться на своих сверстниц, либо быть более агрессивными в своем поведении. Иными словами формирование мужского поведения происходит постепенно, гормоны формируют структуру различных отделов мозга шаг за шагом, функцию за функцией.

Различия девочек и мальчиков заметны ещё в младенчестве. Интерес мальчиков ко взрослому не зависит от того, говорят с ними или нет. Девочки смотрят на взрослого в два раза дольше, чем мальчики, когда тот молчит, и ещё дольше, когда он говорит. В детском саду мальчики занимают большее пространство, чем девочки, их увлекают предметы-«инструменты», они строят высокие конструкции из кубиков. Девочки склонны к менее подвижным играм и если сооружают что-то из кубиков, то это будут длинные и низкие сооружения. Мальчики разбирают игрушки, девочки этим не занимаются. И дело совсем не в тяге к разрушению. Мальчики в два раза быстрее девочек собирают составные картинки-ребусы и делают при этом в два раза меньше ошибок. Им интересно, как вещи устроены. Для мальчика мир – это то, что нужно изучить, чему бросить вызов и испытать.

К четырехлетнему возрасту дети сами разделяются по половому признаку и не играют вместе. Новичок на площадке для игр будет встречен заинтересованностью девочек и с безразличием мальчиков. Мальчики принимают в свою группу, если новичок полезен, поэтому он должен «показать себя». Девочки исключают из своей - потому что «она (он) плохая», поэтому в среде девочек принято со всем соглашаться. Девочки общаются с более младшими, мальчики обычно стараются влиться в группу более старших детей. Девочки знают и помнят имена своих товарищей и кто в чём обычно одет, мальчики имён не помнят, но уже знают, кто на что может быть способен.

Девочки быстрее учатся читать, что якобы ставит под сомнение преимущество мужчин в зрительных способностях. Однако дальнейшие исследования показали, что девочки используют для того, чтобы читать, удобную речемоторную память, в то время как мальчики пользуются «неправильным» способом – анализом зрительных ассоциаций. Со временем мальчики навёрстывают упущенное в развитии речевых способностей, хотя и никогда не сравняются в болтовне с девочками. В старших классах эти способности сочетаются с полностью развитыми визуальными и пространственными навыками, и представители сильного пола могут пользоваться данным им природой преимуществом в восприятии абстрактных идей и их взаимосвязями.

А что же к этому времени происходит с девочками? Посылок к развитию визуально-пространственных навыков у них нет, они им просто «не нужны». Когда математика начинает ставить перед ними задачи более сложные, чем деление и умножение и требует понимания абстрактных теоретических расчетов, они вынуждены искать помощи во врожденных способностях тех мальчиков, которые ранее списывали у них диктанты. Девушек с женским мозгом перестаёт интересовать «сложная» учёба и они переключаются на «романтику», заодно портя показатели парням. Альтернативой столь неэффективной школьной системе было бы раздельное образование, учитывающее особенности развития людей обоих полов. Гораздо мудрее не спорить с законами природы, а жить в соответствии с ними.

Нельзя сказать, что у женского мозга нет никаких преимуществ. Женщины обладают природной способностью не только легче и полнее определять эмоции в голосе, жестах или выражении лица, но и оценивать эту информацию на дологическом уровне. Они более приспособлены для межличностных отношений в тесном благожелательном социуме, каким ранее были лишь пещеры общего их с мужчинами племени, а теперь их подобием стал весь цивилизованный мир, для удобства перестроенный мужчинами. А за границей известного мира её «пещеры» женщина вновь превращается в неприспособленную для суровой жизни неумеху.

Американские ученые выяснили, что девочки с 6 лет начинают себя считать глупее мальчиков. Оказывается, уже в раннем детстве будущие женщины получают общественную установку, которая останавливает их от участия в задачах, требующих наличия интеллекта.

Стереотип “женщины глупее мужчин” родом из детства

Казалось бы, давно пора изжить стереотип о том, что женщины глупее мужчин. Однако мнение, что мужской интеллект превосходит женский, все еще довольно распространено. По этой причине девушки изначально сторонятся работы, которая подразумевает наличие высоких умственных способностей. Ученым стало интересно, существуют ли такие стереотипы среди детей.

Исследование прошло под руководством Лина Биана, аспиранта Иллинойского университета, и профессора психологии Андрея Кимпиана из Нью-Йоркского университета. Сара-Джейн Лесли, профессор психологии из Принстонского университета, также внесла свой вклад.

Для проведения исследования ученые пригласили малышей в возрасте от 5 до 7 лет.

Первый эксперимент

В первом эксперименте юным участникам рассказали историю о человеке, который был «очень, очень умным». Затем их попросили предположить, кто из незнакомых взрослых (2 мужчин, 2 женщины) был героем сказки. Также детки ответили, кто из пары взрослых (мужчина + женщина), является очень умным.

Эксперименты показали, что 5-летние малыши имеют положительное мнение о своем поле. В то время как 6-ти и 7-летние девочки значительно меньше, чем мальчики, ассоциируют наличие высокого интеллекта с женским полом. Эта тенденция была выявлена у детей различных национальностей и социо-экономических слоев, пишет Science Daily .

Несмотря на то, что нет доказательств превосходства мужского ума над женским, этот стереотип продолжает влиять на жизнь современных женщин и девочек.

Второй эксперимент

Следующий эксперимент помог выяснить, влияет ли подобное восприятие на круг интересов детей.

Другой группе участников в возрасте от 6 до 7 лет предложили 2 игры: первая для “очень, очень умных детей”, а вторая для “очень, очень старательных”. Сами игры были практически идентичными.

Далее детям задали 4 вопроса касательно их интереса к игре (“Тебе нравится игра или не нравится?”). Девочки проявили значительно меньше интереса, чем мальчики, к игре для очень умных детей; при этом, интерес мальчиков и девочек к игре для старательных был одинаковым.

Когда этот же опыт провели среди 5-летних малышей, особенных гендерных различий выявлено не было. Это означает, что в этом возрасте данный стереотип еще не сформировался. Однако девочки 6-ти и 7-летнего возраста определенно недооценивают свои умственные возможности.

Одно из недавних исследований показало, что женщины меньше стремятся получать образование в сферах, которые требуют высоких умственных способностей. Как замечает профессор Лесли, эти стереотипы начинают давить на будущих женщин уже с 6-летнего возраста.

Поэтому, мамы, не забывайте хвалить своих дочек не только за заботу и красоту, но и за ум!

Прочтите также:

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Обидный» хадис

По идее мусульманин должен представлять собой образец высокой нравственности и благородства. Как сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мы создали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (сура «аль-Бакара», аят 143) Однако заблуждение относительно тотальной глупости женщин, к сожалению, довольно популярно именно среди мусульман. Особую уверенность им в этом придает хадис следующего содержания: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не видел я никого из тех, кому недостаёт ума и (совершенства в делах) религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!» Женщины спросили: «О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?» Он сказал: «Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?» Они сказали: «Да». Он сказал: «А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии». (Аль-Бухари 304).

Разъясняя данный хадис, ученые сказали: «Этими словами Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил смысл недостатка ума, который заключается в слабости памяти, за что её свидетельство, требует подтверждение второй женщины, т.к. первая могла что-то забыть, а свидетельствуя, упустить что-то важное или наоборот прибавить что-то лишнее. Однако иногда, женщины могут превосходить отдельных мужчин. Ведь сколько было женщин, которые превосходили мужчин и в уме и в (делах) религии и в точности памяти!

А то, что пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о недостатке ума и религии женщины, то это лишь в двух аспектах, которые и пояснил сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Возможно, что женщина, совершая множество праведных дел, превзойдет многих мужчин, благодетельностью и богобоязненностью, чем заслужит более высокое положение в будущей жизни. Возможно, женщина будет уделять большее внимание в определенных вопросах, чем превзойдет многих мужчин в их решении и регулировании. Она может проявить такое усердие в изучении наук и исследовании, что сделает её авторитетным источником в получении знаний Исламской истории и во многом другом. Это станет абсолютно ясно каждому, кто ознакомится и поразмышляет над положением женщин во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после.

Из этого всем должно быть ясно, что этот недостаток (в женщинах) не воспрещает опираться на их передачи хадисов, таким же образом, со свидетельством, если оно подтверждается словами второй женщины. Так же с её богобоязненностью: если она будет следовать верному пути, то может стать из числа лучших рабынь Аллаха, и это не смотря на то, что на нее не возлагается пост и молитва в определенные периоды времени, и снимается обязанность возмещения молитвы. Это не означает недостаток в женщинах с точки зрения её богобоязненности, религиозной ответственности, а так же точности и правильности совершаемых ею дел.

Как пояснил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, этот недостаток ума и религии, относится к определенным моментам, посему, верующему, не подобает упрекать женщину в недостатке ума во всех отношениях, и слабости религии во всех отношениях. Необходимо быть в этом справедливым, и делать благоразумные и правильные выводы со слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А Аллаху об этом ведомо лучше».

Научные исследования

Что касается научных исследований, то ученые давно пытаются ответить на вопрос, кто умнее, женщина или мужчина. Исследования, целью которых является найти ответ на этот вопрос, проводятся в течение десятилетий, и каждый раз исследователи приходят к новым открытиям. Вопрос довольно сложный, и важно не только что и где искать, но и по каким критериям. Потому что интеллекты бывают разных видов, и если мужчины «выигрывают» в одном виде, то «проигрывают» в другом. Например, женщинам часто ставят в укор эмоциональность, как препятствие в принятии верных решений. И при этом игнорируется тот неоспоримый факт, что эмоции, как сигналы реагирования на внешние раздражители, являются важными источниками информации.

Пока ясно одно: различия в интеллекте наблюдаются только на краях. То есть женщины более однородны в интеллектуальном плане, а вот диапазон интеллекта мужчин «растянут» от умственно отсталых до гениев. Самая глупая женщина намного умнее самого глупого мужчины, но самая умная женщина намного глупее самого умного мужчины. И это соответствует словам имама Ибн Касира: Ибн Касир сказал также относительно ума женщины: «Существуют женщины, которые умнее некоторых мужчин, но это не является общим правилом, и подобные женщины вовсе не большинство. Шариат же основан на общем и наиболее обыденном. Недостаток женщин в уме не значит, что они сумасшедшие, а то, что они зачастую основываются на своих эмоциях, и это происходит чаще с женщинами, нежели с мужчинами. Это будет отрицать только невежда».

К каким бы открытиям ни пришли ученые в будущем, ясно пока одно – мы, мужчины и женщины, разные. И мы должны уважать «разность» друг друга. Потому как и здравый разум, и наша религия побуждает нас к тому, чтобы мы учитывали особенности друг друга, чтобы мы были товарищами и помощниками в благом друг другу, а не использовали религиозные тексты для взаимных оскорблений и обид. Тот же, кто поступает иным образом, вызывает сомнения и в своем интеллекте, и в своей религиозности.

Для предпринимателей, инвесторов и журналистов Кремниевой долины тема гендерного баланса в технологических компаниях - одна из самых обсуждаемых в последние месяцы. Uber вводит новую , чтобы опровергнуть обвинения в дискриминации женщин, которую раньше приписывали компании. Ведущая популярного подкаста Кара Свишер спрашивает, почему в IT-индустрии женщин меньше, чем мужчин, у каждого героя еженедельных программ. Бывший топ-менеджер Reddit и KPCB Эллен Пао обвиняет компании в гендерной дискриминации.

«Секрет» узнал, какова роль женщин в российских технологических компаниях, и постарался понять, как можно достичь гендерного равенства в IT.

«У меня в целом есть мнение, что все бабы - дуры. Это может быть какая-то ирония, но я абсолютно точно уверена, что женщины глупее мужчин. Точка. Это не поддаётся никакому оспариванию, я никогда не скажу, что женщины умнее мужчин», - признаётся в интервью «Секрету» Мария Подлеснова, основательница интернет-издания о бизнесе и технологиях Rusbase .

Тем не менее с позицией Подлесновой легко поспорить. В ходе научных исследований было не раз доказано, что интеллект мужчин и женщин в среднем равен. Одна из самых важных работ по этой теме написана Американской ассоциацией психологов ещё в 1994 году. С тех пор иногда разницу интеллектов всё-таки находят, но она не превышает трех-пяти баллов в IQ-тестах. Причём счёт меняется - как в пользу мужчин, так и в пользу женщин. Новозеландский учёный Джеймс Флинн проводил исследования о взаимосвязи пола и интеллекта с 80-х годов. Его последние исследование показало, что сегодня уровень IQ у женщин в среднем на пять баллов выше, чем у мужчин. Также наукой не подвергаются сомнению аналитические способности женщин. Но почему тогда их так мало в IT?

Образование

Первая ступень на пути к карьере в IT - специализированный вуз. В технических вузах России девушек обычно в несколько раз меньше, чем парней: например, на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ они составляют примерно четверть всех студентов, во всём МГТУ им. Баумана - 20%, а в МФТИ - лишь 12%.

В школе программирования Moscow Coding School дела обстоят немного лучше - по словам основателя школы Вадима Резвого, 30% слушателей - девушки. Правда, там лишь одна женщина-преподаватель - фронт-энд-девелопер Artec 3D Василика Климова.

«Один раз меня вызвали на собеседование, потому что мужчины в компании никогда не видели девушку-программиста и им хотелось на меня посмотреть», - вспоминает Василика. Программистка (кстати, текстовый редактор и Google каждый раз исправляют это слово на «программист») считает, что проблему недостаточного участия женщин в IT-индустрии нужно решать публичностью: «Девушкам, которые уже работают в этой сфере, нужно показывать, что они существуют». Сама Климова регулярно выступает на конференциях MoscowJS - сообщества разработчиков, которое проводит профессиональные мероприятия для программистов.

Мария Подлесова, CEO Rusbase Фотография: Facebook Марии

Инвестиции

Инвестиции в IT - сфера, кажется, закрытая для женщин. Женщины работают в инвестиционных фондах, но редко занимают ключевые позиции. Чтобы показать, что девушки в этой сфере всё-таки работают, компания Rusbase выпустила календарь «Венчурные ноги » - правда, для него сфотографировались в основном пресс-секретари и другие сотрудницы венчурных компаний, которые не принимают ключевых решений. Компания также организовывает ежегодную премию Venture Awards Russia. Мария Подлеснова признаётся, что определить победителя в номинации Venture Lady бывает непросто - не хватает номинантов. Предпринимательница объясняет это природными склонностями женщин: «Венчурные инвестиции - это большой риск, а женщина - это порядок, надёжность последовательность».

Но проблема не только в том, что женщины почти не встречаются среди инвесторов, но и в том, что их мало среди получивших инвестиции. В Кремниевой долине это связывают с психологическим фактором - инвесторы с большей вероятностью вкладываются в проекты, принадлежащие тем, кто похож на них самих. Типичный инвестор Долины - белый мужчина средних лет. Не у дел остаются представители других рас и женщины.

Но всё же объяснить этим все трудности при привлечении финансирования нельзя. «Женщине-предпринимательнице так же сложно привлечь инвестиции, как и предпринимателю-мужчине. Дело не в гендерной принадлежности, а в качестве проекта и команды», - утверждает управляющий директор фонда «ВЭБ-Инновации » Андрей Зюзин.

Стартапы

Среди основателей стартапов, как и среди студентов технических вузов, доля женщин совсем небольшая. Например, из 374 проектов, набранных в заочный акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), только 30 (или 8%) возглавляют девушки. В очном акселераторе ФРИИ эта цифра не намного больше - всего 10% проектов с женским руководством. В одном из самых известных акселераторов Кремниевой долины Y Combinator число «женских» стартапов составляет уже 23%, хотя в 2012 году их было всего 9%.

По словам руководителя трекинга стартапов во ФРИИ Артёма Азевича, фонд планировал открыть отдельный акселератор для женщин. Правда, вовсе не для борьбы с дискриминацией, а для того, чтобы было «приятней работать». «Во-первых, где девушки, туда и мужчины подтянутся; во-вторых, всегда приятней работать, когда в коллективе работают девушки; в-третьих, женские команды - это всегда отличный мотиватор для мужчин», - перечисляет Азевич поводы открыть женский акселератор. Правда, за реализацию этой идеи фонд ещё не принялся.

Одна из немногих российских организаций, работающих только с женщинами-предпринимательницами, - сообщество Startup Women . Правда, по словам CEO компании Марии Косенковой, IT-проектов в базе Startup Women не так много. Большинство участниц занимаются бизнесом, связанным с модой, красотой, едой или детьми.

Сервис для организации информации в интернете Channelkit основали три девушки. СFО и информационный архитектор проекта Лара Симонова говорит, что в таком составе даже есть свои преимущества: Channelkit часто выделяют на событиях и конкурсах, потому что стартап, полностью сделанный девушками, - большая редкость.

Большие компании

Чтобы побороть гендерный дисбаланс, многие западные крупные компании запустили программы поддержки женщин в индустрии: у Salesforce есть программа поддержки Women Surge , в Airbnb работает команда разработчиц, которые называют себя Nerdettes и преподают в школе для женщин Hackbright Academy , Palantir ежегодно вручает грант девушкам-разработчицам.

В крупных российских компаниях, которые опросил «Секрет» (Parallels, Kaspersky, «Яндекс»), нет специальных программ поддержки женщин. В уставах компаний также не прописаны правила, регулирующие отношения между сотрудниками в случае домогательств или психологического давления. Единственное исключение - американское подразделение компании Kaspersky, где соответствующие пункты включены в устав. Но и в Штатах не всё так безоблачно.

Технологические компании (Netflix, Adobe, Microsoft) ввели оплачиваемый декретный отпуск (и для матерей, и для отцов) совсем недавно. Условия зависят от штата, но обычно он продолжается 12 недель (в России он составляет 18 недель). В сентябре CEO компании Yahoo! Марисса Майер вызвала гнев многих коллег, заявив, что уйдёт в декрет только на две недели, чтобы родить близнецов, - критики посчитали, что директор подаёт нездоровый пример другим женщинам в Yahoo!.

Как соблюдать баланс

Один из важнейших аргументов в борьбе с гендерной дискриминацией - необходимость многообразия точек зрения. Для технологических компаний это особенно важно, ведь это позволит делать более продуманные продукты, которые будут полезны большему количеству людей. «Продукты выигрывают от того, что над ними работают как мужчины, так и женщины. Одно дело - смотреть на проблему только справа, а другое - справа, слева, сверху, снизу и изнутри. Чем больше разнообразие взглядов, тем более гибкие можно придумывать решения», - считает руководитель службы дизайна коммерческих продуктов «Яндекса» Настя Ларкина.

Почти все собеседницы «Секрета» уверены, что многие женщины смогут построить успешную карьеру в IT, но как менять сложившуюся ситуацию - ещё вопрос. Многие соглашаются, что разделение на технарей-мальчиков и гуманитариев-девочек начинается в раннем возрасте, поэтому изменения должны происходить уже на этом уровне. «На мой взгляд, сотрудники IT-сферы должны уметь системно, последовательно думать, строить логические связи и уметь доносить их до окружающих, - рассуждает CFO Channelkit Лара Симонова. - Лучше обучать этому с раннего детства, но в среднестатистической семье считается, что собственное мнение у девочки - это что-то лишнее. Гораздо ценнее послушание, красота и прочий "девочковый" набор качеств».

Привлечь больше женщин в индустрию могут истории успеха IT-руководителей и предпринимательниц. Увеличивать их количество можно с помощью специальных программ внутри и вне компаний и стартап-акселераторов. Осталось дождаться, когда общество и бизнес будут к этому готовы.

Фотография на обложке: David Trood / Getty Images

Мужской и женский мозг работают немного по-разному: у мужчин логическое мышление происходит главным образом в левом полушарии мозга, а у женщин - сразу в обоих полушариях. Причем «сразу» - в буквальном смысле: одновременное обдумывание нескольких мыслей (по крайней мере, двух) является для женщин нормой; мужчина в один момент времени может думать только одну мысль.


То есть, мужской мозг «однозадачный» . Сложную задачу он разбивает на части и решает их последовательно, одну за другой: из первого следует второе, из второго - третье. Такое решение задачи называется «стройным»; если мужчину спросить «почему третье?» - он ответит: «потому что второе, а второе - потому что первое»; его ответ будет «логичным, непротиворечивым, обоснованным».


«Многозадачный» женский мозг работает не последовательно, а параллельно: все «действия» задачи выполняются одновременно («сразу»). Результат получается не хуже, чем у мужчин, но вот объяснить, как произошло решение, женщине гораздо труднее, потому что в ее решении не было «первого, следовательно - второго, следовательно - третьего». Вместо «стройных» рассуждений женщина скажет «я не могу тебе объяснить», «я почувствала». С точки зрения мужчины, такое решение задач является нелогичным (непоследовательным).

Это совсем не то, что ты думаешь

На самом деле у женщин есть логика, только другая. Сравните две задачи:


Первая задача - на абстрактную (математическую) логику, такие задачи быстрее решают мужчины. Вторая задача - на вербальную (словесную) логику, их быстрее решают женщины.


На самом деле у женщин есть и абстрактная (математическая) логика, только она им противна. В смысле, противоречит устройству их мозга. Может ли женщина думать логически? - Может, конечно. Но ей это «неудобно». Поэтому на решение абстрактно-логических задач женщины тратят больше времени, чем мужчины. (Обратите внимание, «тратят больше времени» и «не могут решить» - это разные вещи.)

Почему говорят, что женщины глупее мужчин

Потому что они действительно глупее (в некоторых ситуациях)


1. Если количество времени на решение абстрактно-логической задачи ограничено (дело серьезное, враг не дремлет), то вероятность ошибки будет больше у женщин.


2. Мужчины превосходят женщин не только в решении абстрактно-логических задач, но и в прогнозировании. Это связано, опять таки, со строением мозга: у мужчин правое полушарие, свободное от «лишних мыслей», специально заточено под ориентирование в пространстве и во времени (а «мыслями» занимается левое полушарие, см. первый абзац).


Потому что они притворяются (прикидываются дурочками)


1) Во время романтических отношений женщина старается казаться «не слишком умной» как сознательно, так и подсознательно. Подсознательно: чтобы проверить, сможет ли партнер заботиться о детях, женщина сама притворяется дитём - глупенькой капризулей. Сознательно - чтобы не спугнуть жертву: пусть наивный мужчина пока что думает, что он умнее (а когда до него дойдет правда, будет уже поздно).


2) Во время спора, если женщина неправа и знает об этом , она начинает использовать алогичные аргументы (типа «Ну и что? Что ты заладил одно и то же? Больше сказать нечего?») Это совершенно правильный ход, мужчину тоже можно этому обучить; женщины, как более вербально одаренные, приобретают такое умение самостоятельно.

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых. Эти данные хорошо согласуются с теорией Геодакяна, выдвигающей тезис, что мужское начало связано с выработкой новых возможностей, а женское - с сохранением генетического достояния. В этом плане объяснимо большее число «выплесков» у мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С 5-ти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков - в области вербальных способностей. Мужчины значимо превосходят женщин в математических способностях. (Ушаков Д.В. «Мышление и интеллект»)


Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагает общую способность оперировать словами как сигналами и символами. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагает способности в области практической математики и программирования. Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагает развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей. (Тест структуры интеллекта Амтхауэра)


© Д.В.Поздняков, 2009-2019