Домой / Для голубых глаз / Изучение свойств тканей на экспериментальных образцах. Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон» план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

Изучение свойств тканей на экспериментальных образцах. Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон» план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

«Аппликация из ткани» - Декоративные: Резать кончиками - нельзя, серединкой - можно. А теперь несколько рекомендаций! Предметные: Вы познакомились с лоскутной техникой «аппликация». Мал лоскуток да дорог! Сказки, рассказы… Изображающие узор или орнамент. I. Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Аппликация из ткани. «Всё что делаем мы сами Называем чудесами!».

«Состав слова» - Составить алгоритм выделения значимых частей в слове. Сочинить сказку о составе слова. Проблема (педагогическая). Выяснить, какие части есть у слов. Ученики допускают ошибки при разборе слов по составу. Составить справочник. Выяснить, как из отдельных частей образуются слова. Предмет: Русский язык.

«Ткани и органы» - Группа Средняя Агглютиногены Агглютинины. Мочевыделительная. Мышечные ткани. Пищеварительная. Печень. Легкие. IV группа. Почка. Гортань. Лимфатическая. Дыхательная. Эпителиальная ткань. Мускулатура. Нервная. Головной мозг. II группа. Скелет. А ещё сможете определить группу своей крови… «Расширенное изучение анатомии человека».

«Ткани человека» - Хрящевая ткань. Жировая ткань. Порядок работы: Эпителий молочной железы включает клетки кубической формы, выделяющие молоко. Железистый эпителий. Демонстрационная лабораторная работа. Клетки самого нижнего слоя (слева) деляться, обновляя ткань. Эпителий молочной железы. Таблица. Верхний слой отмерших клеток (справа) постоянно слущивается.

«Ткани растений» - Служат для сохранения питательных веществ. Для газообмена и транспирации в пробке формируются чечевички. Клеточные стенки неравномерно утолщены. Трахеиды. Повторение. Ситовидные трубки. Перечислите основные виды покровных тканей. Возникают на базе первичных. Чаще встречаются у высших споровых и голосеменных растений.

«Лабораторные работы по Windows» - Разработка пользовательских форм в VBA. Excel. Вставка и редактирование рисунков, схем и чертежей Лабораторная работа №3_1. Работа с окнами и приложениями в Windows. Windows. WORD. Создание баз данных. Форматирование текста в редакторе Word. Разделы курса. Создание и редактирование диаграмм в документах word.

2-07-2011, 03:29

Описание

Экспериментальные исследования | Испытательный стенд для исследования вязкопластических свойств биологических тканей

Учреждение Российской академии медицинских наук НИИ глазных болезней РАМН, Москва; кафедра офтальмологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова

Представлены результаты разработки оригинального испытательного стенда для исследования вязкопластических свойств биологических тканей. Специальная программа обеспечивает возможность построения графика, отражающего усилия в испытуемом материале. При исследовании изолированных хрусталиков, удаленных экстракапсулярным методом, выявлена высокая корреляция между акустической плотностью и вязкопластическими свойствами вещества хрусталика.

В последние годы в офтальмологии как в научных исследованиях, так и в клинической практике достаточно широко придерживаются подходов, предполагающих активное изучение биомеханических свойств различных анатомических структур. Энциклопедическое определение трактует биомеханику как "раздел биофизики, в котором рассматривают механические свойства тканей и органов, а также механические явления, происходящие в живых организмах в процессе их жизнедеятельности". Данное определение может быть дополнено важным тезисом: "...в том числе в результате заболеваний, а также применения различных методов диагностики и лечения".

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что процесс изучения биомеханических свойств структур глазного яблока развивается в трех основных направлениях: экспериментальные исследования, математическое моделирование и прижизненная оценка .

Объектами экспериментальных исследований могут являться удаляемые в ходе хирургических вмешательств анатомические структуры (например, роговица, хрусталик) или их фрагменты, кадаверные изолированные глаза и глаза экспериментальных животных (чаще кролика). Отсутствие процессов репарации в удаленных тканях и кадаверных глазах, возможные постмортальные изменения последних, а также известные различия в анатомическом строении глаз человека и кролика не позволяют оперировать абсолютными значениями различных показателей, характеризующих биомеханические свойства тканей.

Тем не менее к различным вариантам экспериментального изучения биомеханических свойств структур глазного яблока до сих пор широко прибегают в научных целях. Так, при исследовании удаленных тканей возможно выявление корреляционной зависимости между экспериментальными данными и результатами клинических тестов, предпринимаемых для оценки каких-либо биомеханических показателей.

В эксперименте на кадаверных глазах и глазах кролика в сравнительном аспекте оценивают как исходные биомеханические свойства, так и их изменения в результате моделирования различных заболеваний или каких-либо вмешательств (хирургических, лазерных и т. д.). При этом очевидно, что в таких экспериментальных исследованиях могут быть использованы только относительные показатели для оценки наступающих изменений биомеханических свойств. Этот тезис подтверждается и существенной вариабельностью экспериментально полученных в различных исследованиях показателей, характеризующих биомеханические свойства роговицы: модуля Юнга (Е); коэффициента Пуассона (u); прочности (o); запаса деформативной способности (z) и т. д.

Еще одно преимущество экспериментального изучения "биомеханики" заключается в отсутствии ограничений на применяемые методы и подходы, выбор которых в основном лимитирован только современным научно-техническим развитием.

Алгоритм экспериментального исследования биомеханических свойств биологических тканей включает три основных этапа :

1) дозированное механическое воздействие на образец;
2) изменение физического состояния образца (деформация, частичное или полное разрушение);
3) обработка полученных результатов.

Различные варианты экспериментального исследования биомеханических свойств структур и тканей глаза, предполагающие использование описанного алгоритма, объединяют термином "офтальмомеханография ".

К серийно выпускаемым приборам, обеспечивающим возможность проведения механографических тестов, относится испытательное устройство "Instron" - достаточно дорогостоящий и сложный в эксплуатации прибор. Указанная установка позволяет оценивать деформацию образца в зависимости от прилагаемого к нему усилия.

Этот подход весьма удобен для изучения упругих и вязкоупругих свойств тканей, например роговицы, однако плохо позволяет описывать необратимые деформации испытуемого объекта. Последнее обстоятельство приобретает особое значение при оценке биомеханических свойств таких "пластичных" внутриглазных структур, как хрусталик и стекловидное тело.

Предлагаемый испытательный стенд (рис. 1) предназначен для экспериментальных исследований и позволяет проводить количественную оценку вязкопластических и хрупких свойств биологических тканей.

1) гидравлическая система подачи испытательного инструмента (плунжера) с программируемой постоянной скоростью подачи;

2) система оценки усилия, передаваемого на испытуемый образец.

Оба модуля смонтированы на единой станине с бинокулярным микроскопом, обеспечивающим визуальный микроконтроль за испытуемым образцом.

Принципиальная схема стенда включает следующие основные узлы (рис. 2):

1 - нагнетательная система для гидравлической подачи плунжера с постоянной программируемой скоростью (в разработанном устройстве использован серийно выпускаемый инфузомат для дозированных внутривенных вливаний);

2 - оптическая система микроконтроля положения плунжера;

3 - система грубой регулировки положения плунжера;

4 - гидравлический привод плунжера;

5 - система количественной оценки усилия, передаваемого на испытуемый образец (на цифровых весах высокой точности);

6 - испытательный инструмент (плунжер), система фиксации предусматривает возможность применения плунжера с различной конфигурацией рабочей части;

7 - форма для фиксации испытуемого образца;

8 - персональный компьютер с программой для обработки результатов испытаний.

Гидравлическая система подачи плунжера позволяет осуществлять поступательное движение испытательного инструмента со скоростью в диапазоне от 0,06 до 30 мм/мин включительно. По сравнению с прямой механической подачей применение "гидравлики" делает систему более демпфированной и практически исключает избыточное инерционное воздействие инструмента в момент разгрузки напряжения при локальном разрушении ткани.

Система оценки усилия, передаваемого на образец, позволяет 5 раз в секунду получать данные с разрешением 0,02 гс (предельное оцениваемое усилие составляет 300 гс). Обработку данных обеспечивает персональный компьютер. Специальная программа позволяет строить график разрушающего усилия в материале по мере подачи плунжера, в котором данные по оси абсцисс соответствуют величине разрушающего усилия (в грамм-силе - гс), а по оси ординат - степень погружения плунжера в испытуемый образец (в микрометрах - мкм).

Предварительная оценка работоспособности предлагаемого устройства была проведена в рамках научного исследования, касающегося изучения возможностей применения пространственного ультразвукового метода для оценки различных параметров хрусталика, в частности его акустической плотности. При анализе результатов операции ультразвуковой факоэмульсификации по поводу катаракты были получены данные о корреляции акустической плотности хрусталика с "кумулятивной" энергией ультразвука (англ. Cumulative Dissipated Energy), затраченной в ходе факоэмульсификации.

Хотя эти данные в известной степени носили косвенный характер, тем не менее они подтверждали возможность предоперационной оценки плотности вещества хрусталика пространственным ультразвуковым методом. Прямые же доказательства "работоспособности" метода можно было получить при сравнении показателей акустической плотности и биомеханических свойств хрусталика.

В связи с этим 9 хрусталиков, удаленных экстракапсулярным методом по поводу катаракты, были подвергнуты механографическим испытаниям. В ходе дооперационного ультразвукового исследования проводили сравнительный денситометрический анализ ядерных, передних и задних кортикальных слоев хрусталика с определением так называемой суммарной ультразвуковой или акустической плотности (в условных единицах - у. е.) на основе двухмерных тканевых гистограмм. До проведения испытаний образцы хранили в сбалансированном растворе при температурном режиме порядка 5-7°С. Рабочая часть плунжера представляла собой полусферу площадью 0,25 мм2.

В ходе эксперимента для каждого из образцов были получены кривые разрушающего усилия, характеризующие вязкопластические свойства вещества хрусталика. В таблице для каждого испытанного образца представлены данные об акустической плотности (АП в у. е.) и показатель, полученный на основании анализа кривых и отражающий вязкопластические свойства образца - так называемая средняя вязкость (СВ в гс/мм2). Анализ данных таблицы свидетельствует о существенной зависимости между акустической плотностью хрусталика и его вязкопластическими свойствами (коэффициент корреляции 0,74; рис. 3). Исключение составляют результаты испытаний образца № 9, возможно, обусловленные локализацией помутнений хрусталика в основном в задних слоях.

Для наглядности на рис. 4 представлены графики, отражающие вязкопластические свойства условно "мягкого" и "жесткого" хрусталиков по данным ультразвукового пространственного исследования (АП 8,85 и 27,65 у. е. соответственно).

Полученные в эксперименте результаты позволяют сделать вывод о принципиальной возможности применения разработанного испытательного стенда для исследования вязкопластических свойств биологических тканей. В ближайшей перспективе в различных вариантах планируется изучение указанных свойств роговицы.

Статья из журнала:

характеристик: фактической и поверхностной плотности;

механических свойств»

Цель работы:

1. Определить размерные характеристики ткани: линейную плотность, поверхностную плотность; основные структурные характеристики.

2. Определить механические свойства ткани.

Выполнение работы:

Определение фактической плотности ткани

Таблица 8

1. Определение линейной плотности ткани (основных (То) и уточных (Ту) нитей).

2. Определение относительной плотности ткани по формуле 1 и 2 (если линейная плотность основных и уточных нитей разная):

, Еу = (2)

где С – коэффициент равный для х/б - 83-100; для шерсти - 74-80,

штапельная вискозная пряжа - 80, НВис - 83, НШС – 100;

По, Пу – фактическая плотность нитей по основе и утку;

То, Ту – линейная плотность нитей основы и утка.

3. Вычислить поверхностное заполнение ткани (Еs) по формуле 3:

4. Вычислить поверхностную плотность ткани по формуле 4:

G = 0,01*(То*По + Ту*Пу), г/м 2 (4)

5. Определение драпируемости по методу ЦНИИ шелка (метод иглы).

5.1. Вычислить коэффициент драпируемости в % относительно по основе и утку по формуле 5:

Д=(200-А)*100/200 (5)

5.2. Сравнительный анализ результатов: ________________________________

6. Определение прочности ткани при растяжении. ________________________

_________________________________________________

7. Определение сминаемости ткани.

7.1. Отметить, что повлияло на сминаемость данной ткани?

___________________________________

8. Ответы на контрольные вопросы.

1. Как влияет поверхностная плотность ткани на ее свойства и назначение?

_____________________

2. Что такое жесткость ткани? _________________________________________

_____________________

3. Факторы, влияющие на жесткость ткани. ______________________________

____________________________

4. Влияние жесткости, драпируемости, сминаемости на выбор модели одежды.

____________________________

· Оценка и комментарии преподавателя.

Практическое занятие № 8

Тема: «Определение технологических свойств тканей »

Цель работы:

1. Изучить технологические свойства определенных проб тканей.

2. Отметить влияние технологических свойств тканей на все стадии швейного производства.

Выполнение работы:

1. Определить основу и уток, лицевую и изнаночную стороны проб тканей и охарактеризовать фактуру лицевой поверхности.

2. Охарактеризовать пряжу (нити) по способу прядения, строению, величине крутки.

3. Определить волокнистый состав по основе и по утку.

4. Определить (примерно) поверхностное заполнение ткани (Еs) и поверхностную плотность (G); ткацкое переплетение; особенности отделки ткани. Данные исследований занести в таблицу 10.

Характеристика ткани

Таблица 10

5. Определить технологические свойства пробы ткани.

5.1. Скольжение ткани________________________________________________

5.1.1. Что повлияло на скольжение ткани? _______________________________

_____________________

5.1.2. Как учитывается скольжение в раскройном производстве?____________

_____________________

5.2. Сопротивление ткани резанию _____________________________________

5.2.1. Отметить, как повлияет это свойство на процессы раскроя.____________

_____________________

5.3. Сжимаемость ткани охарактеризовать большой или меньшей степенью.

5.3.1. Отметить, что повлияло на сжимаемость данной ткани. _______________

5.3.2. Как влияет сжимаемость данной ткани на износостойкость и расход швейных ниток? ________________________________________________________

____________________________

5.4. Осыпаемость ткани ______________________________________________

5.4.1. Что повлияло на осыпаемость конкретной пробы ткани?

____________________________

5.4.2. Что предусмотрено для укрепления шва в изделии, изготавливаемом из данной ткани? __________________________________________________________

_____________________

5.5. Раздвигаемость нитей в швах______________________________________

5.5.1. Что повлияло на раздвигаемость нитей в швах? ______________________

_____________________

5.6. Определение прорубаемости материалов.

Пя= 100*(Нр/Ко), (6)

Где Ня – явная прорубаемость,%

Нр – число разрушенных нитей,

Ко – число проколов иглы по всей длине строчки.

5.6.2. Анализ причин прорубаемости испытываемого материала и рекомендации по снижению явной прорубаемости. ____________________________________

_____________________

5.6.3. Окончательно установить номера игл и ниток для данной пробы ткани.

_____________________

5.7. Изучить методику определения усадки ткани.

5.7.1. Усадку ткани вычисляют отдельно по основе и утку по формулам 7, 8:

Уо=100(L1-L2)/L1, % , где (7)

Уу=100(L1"-L2")/L1" (8)

L1, L1"- первоначальная размеры образца по основе и утку

L2, L2"- размеры образца по основе и утку после замачивания и высушивания.

Примечание: Этот пункт практической работы выполняется как домашнее задание.

Размеры проб 300*300 мм и на них карандашом наносят контрольные метки. Затем карандашные метки обводят несмываемой краской или прошивают нитками. Стирку производить при температуре примерно 40 о С со стиральным порошком в стиральной машине. Затем отжать и прополоскать при температуре 20-25 о С и снова отжать. Отжатые образцы гладят через неаппретированную хлопчатобумажную ткань электроутюгом, нагретым до температуры 200 о С. Утюг можно передвигать в разных направлениях, но без нажима. После глажения образцы выдерживают в нормальных условиях. Расстояние между контрольными метками измеряют с точностью до 1мм и подсчитывают среднее арифметическое с точностью до 0,1 мм. Эти данные используют для вычисления величины усадки.

5.7.2. Сделать выводы по усадке ткани. Какие факторы повлияли на ее величину? ___________________________________________________________________

__________________________________________

5.8. Определить по пробе ткани ее способность к формообразованию при ВТО в зависимости от волокнистого состава, структуры (плотности, переплетения), характера отделки и вида нитей. _______________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И

ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ.
Наглядные пособия и оборудование:


  1. тест входного контроля №2

  2. наглядное пособие “первичная обработка хлопка”

  3. наглядное пособие “первичная обработка льна”

  4. образец оформления лабораторной работы

  5. лабораторный бокс

  6. тест выходного контроля №3

  7. информационный блок «волокна растительного происхождения», «свойства тканей».

На доске девиз урока: “Каково волокно, таково и полотно”
УЭ-0

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Контроль посещаемости

Проверка наличия спецодежды

Подготовка дежурными рабочих мест
УЭ-1

В результате работы на уроке учащиеся должны

Знать: происхождение волокон хлопка и льна; этапы первичной обработки хлопка и

льна; свойства, признаки определения волокон растительного происхождения.

Уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон хлопка и льна, писать конспект,

оформлять лабораторную работу.


УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся по материаловедению


    1. тест входного контроля 2

  1. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность выполнения заданий.

  2. учащиеся выполняют задания теста (можно пользоваться конспектом), обмениваются
выполненными работами, выполняют взаимоконтроль и оценку работ (каждый верный

ответ – один балл).
УЭ-3

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о волокнах растительного происхождения.

1) Слово учителя. Хлопок – одно из древнейших прядильных растений. Первые упоминания о хлопчатнике можно найти в рукописях, относящихся к XVв. до н.э. В Европе узнали о хлопке значительно позднее, и о его происхождении долгое время ходили самые фантастические рассказы. Считалось даже, что существуют «хлопковые овечки», которые и дают хлопковую шерсть. Этому верили ещё и в конце XVII в., когда была выпущена книга с описанием хлопчатника – растительного барашка. Родиной хлопководства является Индия.

Лён был известен в Ассирии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Природные условия долины Нила способствовали разведению льна в Египте. Мастерство ткачей в этой стране достигло невероятного совершенства. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принёс в дар Афине Родосской льняную ткань, каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась в прямом смысле на вес золота. В египетских погребениях фараонов обнаружилось много льняных тканей отличной выделки. Там же был найден и каменный барельеф, изображающий примитивный горизонтальный ткацкий станок без челнока. В погребении Бени-Хассан схематично показаны процессы обработки льна и изготовления полотна. Египетские жрецы носили одежды только из льна. Он считался символом чистоты, света, верности. На Руси лён издавна был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, мёдом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу. У народа существует поверье: если человек устал в пути или во время тяжёлой работы, нужно надеть льняное бельё, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится.

Лён удивительное растение, у него нет отходов: всё идёт в дело. Из льняных семян производят масло; из грубого льноволокна – пакли – делают верёвку, шпагат, дорожки; из остатков покровных тканей получают воск. Мякина и жмыхи, оставшиеся после отжима семян, - ценный, питательный корм для скота…

Лён – мировой рекордсмен: у него самое длинное лубяное волокно. Но волокна льна извлекать значительно сложнее, чем волокна хлопка, так как они скрыты в самом стебле. Волокна льна и оболочка склеены между собой пектиновым веществом, поэтому довольно трудно, отделить волокно от льняной соломы. Именно из-за этого первичная обработка льна значительно затруднена, и стоит примерно в два раза дороже, чем обработка хлопка.

2) работа с информационным блоком «волокна растительного происхождения»


  1. Задание учителя. Найдите в тексте информационного блока ответы на вопросы:
- из какой части растения получают хлопковое волокно?

Из какой части растения получают льняное волокно?

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Взаимоконтроль.

Запишите основные понятия в рабочую тетрадь.


Сводная таблица оценок

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Волокна растительного происхождения.

Волокна

Натуральные волокна

Животного происхождения

Растительного происхождения

Стебель растения

Пушистые волоски, покрывающие семена растений

1. Хлопок – это тончайшие волокна, покрывающие семена хлопчатника. Хлопчатник – многолетнее теплолюбивое растение, представляет собой кустарник высотой до 1м. и более. Каждый год после цветения на кустах образуются плоды – коробочки, в которых находятся семена, покрытые волокнами. На каждом семени развивается 7-15 тыс. волокон. Длина волокна хлопчатника от 5 до 50мм. После созревания коробочки раскрываются, и их собирают. Хлопок на хлопкоочистительных заводах очищают – отделяют волокна от коробочек, семян, сорных примесей – первичная обработка . Очищенный хлопок – сырец прессуют в кипы и отправляют на прядильные комбинаты. Цвет волокон белый, слегка кремоватый.

Чем длиннее волокна, тем лучше качество волокна. Длинные волокна (20-50мм) используют для производства пряжи, пух – для изготовления ваты. Волокна длинной менее 12мм подвергаются химической переработке в целлюлозу для получения искусственных волокон.

Прочность волокна зависит от степени зрелости. Гигроскопичность хлопка достаточно высокая (при нормальных условиях 8-9%). Хлопок быстро впитывает влагу и быстро её отдаёт, т.е. быстро высыхает. При погружении в воду волокна набухают, их прочность на разрыв увеличивается. Под действием светопогоды хлопок теряет прочность. По химическому составу хлопок содержит 90% целлюлозы.

В различных странах существует большое количество растений, из которых получают лубяные волокна – лён, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами, кенаф и т.д. Волокна этих растений – жёсткие, грубые. Они идут на изготовление верёвок, канатов, мешковины, дешёвых обивочных тканей, холста, парусины. Например, волокно конопли (пенька) похоже на льняное волокно, как по цвету, так и по другим признакам. Однако оно не такое мягкое, поэтому идёт на изготовление парусины, шпагата, мешковины.

2. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна . Различают три основных разновидности этого растения: лён-долгунец, лён-межеумок, лён-кудряш. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца (80-100см.) – это высококачественное, прочное волокно. Лён-кудряш возделывают преимущественно для получения ценного льняного масла, используемого в лакокрасочной промышленности.

Созревшие стебли льна выдёргивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокна. Этот процесс называется тереблением . Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках, получается солома. Солому вымачивают в водоёмах или специальных бассейнах, получается треста . Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нём в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других примесей.

Цвет волокон – от светло-серого до тёмного. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. В составе льна 80% целлюлозы и 20% примесей. Это жировые, воскообразные, минеральные вещества, лигнин – продукт одревеснения клетки. Лигнин придаёт волокнам жёсткость. Длина волокон применяемых в прядении 35-90см. Прочность на разрыв волокон льна превосходит прочность хлопка. Гигроскопичность льна при нормальных условиях 12%. Лён быстро впитывает и отдаёт влагу.

ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА
Материально-техническое обеспечение: образцы волокон хлопка и льна, лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, ножницы, клей ПВА, образец оформления лабораторной работы.
Порядок выполнения работы:


  1. Внимательно рассмотрите волокна образцов хлопка и льна, по внешнему виду, сравнивая блеск и цвет волокон.

  2. Проанализируйте данные информационного блока, сравните длину волокон хлопка и льна.

  3. Внимательно рассмотрите отдельные волокна, установите путём сравнения извитость и тонину волокон.

  4. На ощупь определите жёсткость (мягкость) волокон.

  5. Проанализировав длину и свойства волокон , сделайте вывод об их прочности.

  6. Результаты наблюдений и исследований запишите в таблицу.

  7. самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей
с учётом девиза урока: «Каково волокно, таково и полотно»

  1. самостоятельно проверьте данные таблицы

БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»
Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения. Прочность зависит главным образом от прочности волокон и крутки пряжи.

Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т.е. ткань мнётся. Степень сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, а также от структуры пряжи и ткани. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало крученая, если ткань не плотная.

Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Гигроскопичностью и намокаемостью должны обладать бельевые ткани.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух, обеспечивать вентилируемость изделий.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло выделяемое телом человека.

Осыпаемость заключается в том, что нити не удерживаются в ткани по обрезным краям и выскальзывают, образуя бахрому. Осыпаемость зависит от вида волокон, плотности ткани и отделки. Больше осыпаются ткани из пряжи гладкой, сильнокрученой, чем пушистой и слабокрученной. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка – это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах.

Задание: заполните предлагаемую схему

С
Свойства тканей

ХЕМА «СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»

ТЕСТ «ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»


  1. К натуральным волокнам растительного происхождения относятся:
а) хлопок, лен;

б) лен, шерсть;

в) вискозное, хлопок.


  1. Наибольшая нагрузка, которую выдерживает волокно в момент разрыва, называется:
а) термостойкость;

б) толщина;

в) прочность.


  1. Длина волокна зависит от:
а) толщины;

б) природы;

в) прочности.


  1. Прочность хлопка зависит от:
а) степени зрелости;

б) длины волокна;

в) цвета волокон.


  1. Прочные, термостойкие, хорошо впитывают влагу – это описание волокон...
а) Хлопка;

в) Шёлка.


  1. Волокно хлопка состоит из химического вещества:
а) целлюлоза;

б) кератин;

в) фиброин.


  1. Последовательность первичной обработки льна:
а) сушка, мочение, трепание, чесание;

б) мочение, сушка, трепание, чесание;

в) мочение, сушка, чесание, трепание.

8. К лубяным волокнам относятся:

а) лён, хлопок, джут;

б) лён, джут, кенаф;

в) джут, шерсть, хлопок.

9. Для получения льноволокна используют:

а) лён-долгунец;

б) лён-межеумок;

в) лён кудряш.

10. Волокно льна имеет длину:

1. Какие нити образуют в ткани кромку?

А. основа б. уток

2. Расстояние от кромки до кромки ткани называется…?

А. длиной ткани б. шириной ткани в. толщиной ткани

а) гибкие

б) гладкие

1) основа в) пушистые

г) ровные

2) уток д) прочные

е) мягкие

ж) тонкие

з) крученые

4. Установите соответствие между способом отделки ткани и его названием


  1. У какой ткани на изнаночной стороне плохо виден рисунок?

  2. Какая ткань имеет на лицевой стороне ворс?

  3. У каких тканей лицевую сторону определяют по чистоте отделки?

  4. Какая ткань имеет гладкую, блестящую лицевую сторону?
А. ткань с печатным рисунком б. пёстротканая

в. Гладкоокрашенная г. Ворсовая ткань.
ТЕСТ 1-2


  1. Какие волокна идут на производство хлопчатобумажных тканей?
А. химические б. натуральные

2. Что образуется по краям ткани при её изготовлении?

А. основа б. кромка в. уток

3. Установите соответствие между системами нитей и их свойствами

а) крученые

б) тонкие

1) основа в) мягкие

г) прочные

2) уток д) ровные

е) пушистые

ж) гладкие

з) гибкие

4. Установите соответствие между сторонами ткани и их признаками

1) на поверхности технические узелки и ворсинки

2) гладкая, блестящая поверхность

3) чётко виден печатный рисунок

4) ворс на поверхности ткани

5) печатный рисунок виден плохо

Варианты ответов: а) лицевая, б) изнаночная
ТЕСТ 1-3


  1. какие волокна вырабатывают в Белоруссии?
А) лён б) лавсан

в) натуральный шёлк г) хлопок

2. к каким волокнам относится лён?

1) хлопок а) лубяное

2) лён б) семенное

3) крапива

1) не блестит

2) извитое

3) прочное

а) лён 4) короткое

б) хлопок 5) ровное

6) холодное

7) длинное

8) блестящее

1. какие волокна вырабатывают в Белоруссии?

А) хлопок б) лён

в) лавсан г) натуральный шёлк

2. к каким волокнам относится хлопок?

А) натуральным 1) животного происхождения

в) химическим 2) растительного происхождения

3. установите соответствие между видом волокна и его происхождением

2) хлопок а) лубяное

3) лён б) семенное

4. Установите соответствие между волокнами и их свойствами

2) холодное

3) блестящее

а) лён 4) извитое

б) хлопок 5) длинное

7) прочное

8) короткое

ТЕСТ 2-1
1. Определите последовательность получения ткани:

А) волокно – нити – ткань, Б) нити – волокно – ткань, В) нити – пряжа – ткань.

2. Какие нити в ткани называют основными:

А) идущие поперёк ткани. Б) идущие под углом, В) идущие вдоль ткани.

3. К волокнам животного происхождения относят:

А) лён и шерсть Б) асбест и шёлк В) шерсть и шёлк

4. Расстояние от кромки до кромки ткани называется…?

А) длиной ткани Б) шириной ткани В) толщиной ткани

5. Ткань, прошедшую отделку, называют…

А) готовой Б) выпускной В) окончательной

6. Долевая нить в ткани определяется по…

А) сминаемости Б) направлению В) растяжимости

7. Очищение ткани от естественных примесей, пятен происходит при операции:

А) отбеливание Б) отваривание В) крашение

8. Какие ткацкие дефекты можно встретить на ткани

А) печатный рисунок, утолщение нити

Б) качество рисунка, сбитый рисунок переплетения

В) сбитый рисунок переплетения, утолщение нити.

9. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:

А) прядение – проборка – ткачество

Б) прядение – ткачество – отделка

В) ткачество – прядение – отбеливание

10. При окрашивании ткани в один цвет получают:

А) набивную ткань Б) окрашенную ткань В) гладкокрашенную ткань

ТЕСТ 2-2
1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…

А) швейными, Б) текстильными, В) прядильными

2. Какие нити в ткани называют уточными:

А) идущие поперёк ткани.

Б) идущие под углом,

В) идущие вдоль ткани.

3. К волокнам растительного происхождения относят:

А) шерсть и шёлк Б) хлопок и лён В) асбест и шёлк

4. Кромка ткани образуется в результате…

А) частого расположения нитей основы по краям

Б) частого расположения нитей утка по краям

В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором

5. Ткань, снятую с ткацкого станка , называют…

А) матовой Б) суровой В) отбеленной

6. Если в ткани нити основы окрашены в один цвет, а нити утка в другой, то ткань

называется…

А) с печатным рисунком Б) суровой В) пёстротканой

7. Для улучшения прочности, блеска ткани выполняют операцию:

А) опаливание Б) мерсеризация В) расшлихтовка

8. Перекос печатного рисунка может произойти из-за:

А) неправильного натяжения ткани при нанесении рисунка

Б) слабой пропитки ткани красителем

В) неравномерного нанесения красителя

9. Дефекты ткани учитывают, прежде всего, при:

А) при раскрое Б) влажно – тепловой обработке В) изготовлении швейного изделия.

10. Для получения ткани на ткацком станке используют нити…

А) шерсти и шёлка Б) основы и утка В) хлопка и льна

М-4 АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: РАСПОЗНАВАНИЕ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
Оборудование и наглядные пособия:


  1. Информационный блок «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

  2. Информационный блок «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей».

  3. образцы хлопчатобумажных тканей

  4. образцы льняных тканей

  5. инструкционная карта: лабораторная работа «Определение свойств
хлопчатобумажных и льняных тканей»

  1. коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей

  2. этикетки с символикой по уходу за текстильными изделиями.

На доске девиз урока: “Где ученье, там и уменье”
УЭ-0

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

Проверка готовности учащихся

Подготовка дежурными рабочих мест учебно-методическим комплексом.
УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

В ходе урока учащиеся должны

Знать: основные свойства тканей, положительные и отрицательные свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей, правила ухода за хлопчатобумажными и

льняными тканями;

Уметь: анализировать, характеризовать, систематизировать свойства и признаки

тканей, самостоятельно делать выводы.

Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.
УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся о волокнах растительного происхождения.


  1. повторение пройденного материала, устный опрос.

  2. учитель задаёт вопросы, контролирует ответы.
- Назовите производственные этапы изготовления ткани.

Какое строение имеет ткань?

Что называется ткацким переплетением?

Назовите способы отделки ткани.

От чего зависят свойства тканей?

Какие свойства тканей учитывают при изготовлении швейных изделий?

Какие свойства тканей нужно учитывать при эксплуатации и уходе за швейными изделиями?


  1. учащиеся отвечают на вопросы, контролируют ответы одноклассников, уточняют, дополняют ответы.

Цель: изучить основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей


  1. работа с информационным блоком «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

  2. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с волокнами растительного происхождения и тканями из них, их отличительными признаками. Мы узнали, какими свойствами обладают ткани, как эти свойства влияют на изготовление и эксплуатацию швейных изделий из этих тканей. Сегодня мы познакомимся подробнее со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, вам будет полезно знать их отличительные признаки, правила ухода за ними, так как они получили широкое распространение при изготовлении столового и постельного белья.
Учитель организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает

внимание на взаимообучение и взаимоконтроль при выполнении работы.


  1. изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты , составляют опорный конспект.

Цель: научиться выполнять опытные исследования, делать аналитические заключения.


  1. лабораторно-практическая работа “определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей”

  2. учитель проводит вводный инструктаж последовательности и приёмов выполнения исследования образцов тканей, объясняет условия оформления полученных результатов, организует работу в парах.

  3. учащиеся изучают инструкционную карту для выполнения лабораторно-практической работы, выполняют опытные исследования, оформляют результаты исследований в тетради, делают выводы.

Цель: получить представление об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей, правилах ухода за хлопчатобумажными и льняными тканями.


  1. работа с информационным блоком «Ассортимент тканей», коллекцией тканей из хлопка и льна;

  2. Слово учителя: по назначению хлопчатобумажные и льняные ткани разделяются на бытовые и технические. К бытовым тканям относятся влаговпитывающие (полотенца и носовые платки), а также декоративные, использующиеся для обивки мебели и изготовления портьер. Учитель указывает на разнообразие тканей по составу и назначению, знакомит с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, помогает сформулировать вывод по уходу за изделиями из этих тканей:
Для чистки и стирки хлопчатобумажных и льняных тканей применяются одинаковые средства, что объясняется растительным происхождением сырья, однако влажно-тепловая обработка льняных тканей выполняется более горячим утюгом, так как лубяные волокна более грубые и стойкие.

  1. учащиеся записывают основные ткани и их признаки в опорный конспект, составляют коллекцию тканей растительного происхождения, вырабатывают рекомендации по уходу за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о тканях растительного происхождения, их свойствах и ассортименте.


  1. Тест выходного контроля «Ассортимент тканей растительного происхождения»
3. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность работы.

4. учащиеся выполняют задания теста, выполняют взаимоконтроль и оценку тестового задания.
УЭ-7

Цель: подведение итогов урока и его оценка


  1. рефлексия, ответы на вопросы:
- какое практическое значение имеют знания, полученные на уроке?

Что было самым интересным при выполнении работы?

Что вызвало затруднения?

3. разбор типичных ошибок,

4. заполнение шкалы оценок, выставление отметок,

5. ориентирование на домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-4 СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ


РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О

ИДЦ:

знать: свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, ткацкие переплетения, используемые для производства хлопчатобумажных и льняных тканей, характерные признаки горения тканей растительного происхождения.

уметь: распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, составлять правила ухода за этими тканями, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : повторить знания необходимые для изучения новой темы.


      1. выберите вариант тестового задания.

      2. выполните теста промежуточного контроля

      3. проверьте правильность ответов, обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.
Цель : самостоятельная проверка данных и закрепление изученного материала.

  1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.
2. прочитайте текст информационного блока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. ответьте на вопросы:

Какими гигиеническими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани?

На какие технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей следует обратить внимание?

Какие ткани обладают большей прочностью?

Сминаемость тканей это положительное свойство?

4. Работа с информационным блоком.

Цель : изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.


  1. внимательно рассмотрите предложенные образцы тканей.

  2. выполните действия, описанные в лабораторной работе «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей».

  3. обменяйтесь мнениями о принадлежности исследуемых образцов к виду ткани.

  4. сделайте вывод по результатам выполнения лабораторной работы.
Цель : познакомиться с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей.

  1. внимательно рассмотрите коллекцию тканей, обсуди с товарищем особенности тканей по плотности, переплетению нитей, расцветке и т.д.

  2. из предложенных лоскутков тканей выберите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.

  3. составьте и оформите коллекцию тканей.
Цель : познакомиться с правилами ухода за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. прочитайте текст информационного блока «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей»

2. составьте алгоритм ухода за изделием из предложенного образца ткани.

3. познакомьтесь с символами ухода за текстильными изделиями.

4. оформите этикетку по уходу за изделием.

Цель : проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.


  1. выполните задание теста выходного контроля.

  2. проверьте правильность ответов

  3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

  4. сверьте правильность ответов с контрольным экземпляром.
Цель : подведение итогов урока, его оценка.

  1. сравните полученные знания с заданной целью

  2. выслушайте анализ допущенных ошибок

  3. заполните таблицу оценок, если вы набрали
до 45 баллов оценка – 9, до 40 баллов оценка – 8,

до 35 балла оценка 7, до 30 баллов оценка 6,

до 25 баллов требуется дополнительное занятие,


  1. выставьте оценку за урок

  2. уборка рабочих мест

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл.

Ответьте на поставленные вопросы устно.

Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради.

Обратите внимание на образцы оформления коллекций тканей.

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Запишите символы по уходу за изделиями в рабочую тетрадь.

Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл).
Будьте объективны при самооценке.

Домашнее задание индивидуальное.


Сводная таблица оценок

ВАРИАНТ 1

  1. К волокнам растительного происхождения относятся:
А) капрон, лавсан, лён, хлопок Б) лён, хлопок, пенька, джут

В) хлопок, шёлк, джут, шерсть

2. Волокна хлопка – это:

А) ворсинки длиной от 40 до 80мм

Б) ворсинки средней длины и большой толщины

В) коротенькие ворсинки длиной от 5 до 40мм

3. Волокна льна вырабатывают из … части стебля однолетнего травянистого растения льна:

А) злаковой Б) лубяной В) корневой

4. Ровница отличается от пряжи тем, что в ней волокна:

А) не скручены Б) скручены В) скручены и намотаны на катушку

5. Первичная обработка хлопка-сырца состоит из следующих операций:

А) очистка от пыли, прессование, наматывание

Б) отделение от семян, очистка от мелких примесей, прессование

В) очистка от листьев, прессование, крашение

6. Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды называют:

А) теплозащитность Б) воздухопроницаемость В) гигроскопичность

7. Лучшие сорта олифы (масляничных лаков) вырабатывают из семян:

А) пенька; Б) хлопок; В) лен.

8. Для предупреждения усадки ткань:

А) драпируют Б) декатируют В) растягивают

9. К физико-механическим свойствам тканей относятся:

А) удлинение, сминаемость, драпируемость;

Б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;

В) скольжение, осыпаемость, усадка.

10. Хлопчатобумажная суровая ткань по внешнему виду:

А) матовая, шероховатая, с жёлтоватым оттенком

Б) матовая, гладкая, сероватая

В) блестящая, гладкая, сероватая.

ВАРИАНТ 2

1. К текстильным волокнам относятся:

А) шерсть, лён, джут Б) лён, хлопок, шерсть В) кенаф, хлопок, лён

2. Волокна льна имеют длину:

А) от 50 до 70мм Б) от 40 до 50мм В) от 15 до 40мм

3. При созревании плодов (коробочек) хлопчатника получают:

А) хлопок-сырец Б) хлопок-волокно В) хлопок

4. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:

А) прядение, проборка, ткачество Б) прядение, ткачество, отделка

В) ткачество, прядение, отбеливание

5. Стебли льна после почесывания коробочек с семенами:

А) мнут, прочёсывают, скручивают Б) мочат, растягивают, просушивают

В) мочат, просушивают, мнут

6. Способность ткани образовывать мягкие складки называют:

А) гибкость Б) сминаемость В) драпируемость

7. В малоплотных тканях в процессе носки происходит:

А) усадка Б) сдвиг нитей В) сохранение тепла

8. Прочность хлопка во влажном состоянии:

А) уменьшается; Б) увеличивается; В) без изменения.

9. Каким свойством должна обладать ткань, применяемая для летней одежды:

А) пылеемкостью; Б) воздухопроницаемостью; В) водоупорностью.

10. По виду нитей хлопчатобумажные суровые ткани:

А) мягкие, холодные Б) равномерные, мягкие

В) равномерные, жёсткие.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
Материально-техническое оснащение урока: лоскутки тканей хлопчатобумажных и льняных, клей ПВА, ножницы.

Ход работы:


  1. рассмотрите образцы предложенных тканей и по внешнему виду определите вид ткани.

  2. возьмите лоскутки тканей за угол, сравните угол спадания и форму складок. Определите, какой образец драпируется лучше.

  3. сожмите каждый образец в отдельности в руке и определите на ощупь степень теплоты (холода), мягкость (жесткость)

  4. сожмите каждый образец в отдельности в руке, разложите его на столе , расправьте, разгладьте рукой. Оцените степень сминаемости.

  5. отделите от каждого образца несколько нитей в разных направлениях, сравните степень скольжения, сравнивая степень скольжения и осыпаемости нитей. Исследуйте вытянутые нити на разрыв и определите их прочность.

  6. исследуйте образцы тканей в двух направлениях (основа, уток) на растяжение. Определите, какие ткани растягиваются меньше.

  7. результаты исследований, запишите в таблицу

Образец ткани

драпируемость

мягкость

теплота

сминаемость

осыпаемость

прочность

растяжимость

  1. сделайте вывод:
- Какой лоскуток из предложенных образцов хлопчатобумажная ткань,

какой лоскуток льняная ткань?

Например: образец №1- лён, образец №2-хлопок.

Аргументируйте свой выбор.

Как практически можно использовать эти свойства тканей?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Уход за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей
Долговечность изделия зависит не только от износостойко­сти ткани, но и от конструкции изделия, качества его изготовления, характера носки и от правильного ухода за ним. Вовремя почистить изделие, постирать, отутюжить - это поможет изделиям сохранить дольше хороший внешний вид. Каждая вещь имеет этикетку, на которой дается информация по уходу за данным изделием.

Пользуйтесь таблицей символы по уходу за текстильными изделиями.

Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других тканей. Вместе цветное и белое белье стирать нельзя, так как цветное может полинять.

Хлопчатобумажные и льняные ткани стирают мылом или в растворах различных моющих средств, предназначенных для этого, при температуре раствора не выше 60 °С. Перед замачиванием проверить карманы, они должны быть пустыми, очистить от сора, уголки - от скопившихся ниток, пуха и т. д. Стирают сначала мало­загрязненные белые вещи, затем сильно загрязненные белые, а в конце - цветные.

Кухонные полотенца и белое постельное бельё можно стирать при 95С 0 в стиральной машине. Цветное бельё – при 60С 0 , тонкое цветное бельё – до 40С 0 . Если нужно отбелить очень застиранное бельё, его следует замочить на сутки в растворе, содержащем 2-3 столовые ложки средства для стирки хлопчатобумажных тканей и столько же скипидара на 10литров воды или замочить вещи в воде с Т 30-40С 0 с добавлением уксуса (1 чайная ложка на 1л воды). Для белого полотна подходит любой универсальный порошок, а для цветного нужно использовать мягкое моющее средство без отбеливателя.

Изделия сушат , вывернув на изнаночную сторону, чтобы не выгорали на солнце. Лён можно сушить в сушилке для белья, но полотно при этом иногда даёт усадку.

Белье утюжат чуть влажным. Изделия из хлопка и льна мож­но утюжить при верхнем температурном режиме (160-210 °С).

Изделия из хлопчатобумажных тканей с облагораживающей отделкой надо развешивать для просушки мокрыми, а затем, когда они высохнут, гладить, поставив терморегулятор на позицию «шерсть». Впрочем, можно поставить терморегулятор на «хлопок», но в этом случае изделие предварительно увлажнить или пользоваться утюгом с увлажнителем.

Если вы подпалили утюгом светлую льняную ткань, можно замочить изделие на ночь в равных количествах воды и кислого молока, и подпалины исчезнут. Гладят лён очень горячим утюгом с увлажнителем или через влажный проутюжильник.

Чистят хлопчатобумажные и льняные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими чистящими средствами.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ 7 КЛАСС

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЫРЬЕВОГО СОСТАВА ТКАНЕЙ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СВОЙСТВ»

Подготовила:

Валиахметова Закиа Хатмулловна учитель

технологии высшей квалификационной

Тема урока: Определение тканей по волокнистому составу и изучение их свойств

Цели урока: 1)учить определять вид волокна по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения; научить использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; 2)систематизировать знания учащихся о свойствах тканей и помочь найти взаимосвязь между понятиями «свойство ткани» и «назначение одежды», 3)воспитание внимательности.

Материальное оснащение урока: схема «Текстильные волокна»,

коллекция образцов волокон и тканей растительного и животного происхождения, искусственных и синтетических. Спиртовки, блюдце с водой, тигли для поджигания нитей, ножницы, рабочая тетрадь, булавки, пинцеты, спички

Раздаточный материал – на каждого учащегося по 2-3 образца тканей: форма отчета.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация ранее изученных знаний

Беседа по вопросам:

Какие натуральные волокна вы знаете?

Какие химические волокна вы знаете?

Какими свойствами химические волокна отличаются от натуральных?

(Как вы считаете, с чего начинается создание одежды?

По каким признакам можно определить волокнистый состав ткани? (Внешний вид, на ощупь, характер горения).

Для чего необходимо знать сырьевой состав ткани? (Для правильного ухода за одеждой).

Инструктаж учащихся по охране труда.

Учитель: все потребительские свойства ткани напрямую связаны с её сырьевым составом. Знание преимуществ и недостатков волокон, из которых состоит та или иная ткань, значительно облегчает процесс выбора ткани по назначению и уход за ней. Поэтому мы сейчас послушаем ваши сообщения.

Сообщения учащихся (В сообщениях коротко перечисляются свойства каждой группы ткани: растительного и животного происхождения, искусственных и синтетических)

III. Лабораторная работа “Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств”

Мы с вами изучили уже свойства всех текстильных волокон, а сейчас на практике попробуем выяснить: как можно определить эти свойства, так как умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойству отвечающую тем или иным требованиям.

Дежурные раздают все необходимое для лабораторной работы (образцы тканей, ножницы, блюдце с водой, тигли для поджигания нитей, булавки, пинцеты.

Вводный инструктаж.

Предлагаю девочкам ознакомиться с заданием лабораторной работы (инструкционная карта).

Во время лабораторной работы ученицы должны определить природу сырья и разложить ткань по группам, заполнить предлагаемую таблицу. Для определения сырья ученицы пользуются органолептическим методом распознавания волокон, а во время лабораторной работы проверяют себя, правильно ли разложили ткани по группам вначале.

Повторение правил техники безопасности.

Инструктаж по технике безопасности:

    Образцы нитей поджигать только в тигле.

    Отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом, не давать догорать полностью;

    Емкость с водой должна находиться рядом с тиглем, кусочек ткани тушить в ней.

Выдерните из лоскутков, одну нить и попробуйте поджечь ее спичкой и наблюдайте за характером горения, запишите.

Текущий инструктаж. Учитель совершает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы, выявляет типичные ошибки, предлагает способы их устранения, следит за соблюдением правил техники безопасности.

Заключительный инструктаж. Подведение итогов лабораторной работы. Показ лучших работ.

Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления швейного изделия. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала.

Как определить: из какого волокна изготовлена ткань?

Итак, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке и подведем итог.

Вывод: умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия.

А на следующем уроке во время лабораторной работы вы на практике убедитесь, какие свойства у тканей из химических волокон и как правильно ухаживать за изделиями из таких тканей.

Ткань растительного происхождения (хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.

Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо, распространяя запах жженого рога; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.

Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.

Проделывая эти несложные опыты, учитывайте, что ткани часто изготавливают из смешанных волокон.

Как ухаживать за тканями? А теперь давайте послушаем практические советы, которые подготовили наши умелые хозяюшки. Выступление учениц с заранее подготовленными сообщениями.

Способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны. Ткани из искусственных волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают, вручную или в стиральной машине, используя функцию “щадящий режим” при температуре 30-40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани можно чуть теплым утюгом.

Чтобы закрепить новую тему выполните задания: Выдаю каждой ученице кусочек образца ткани: определить волокнистый состав органолептическим способом и задание заполнить классификацию волокон.

Учащиеся выполняют задания, затем передают тетрадь соседу по парте для проверки. Упражнение- взаимоконтроль.

Анализ урока.

Учитель проводит анализ урока, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение учащимися правил безопасной работы, успешность выполнения лабораторной работы, комментируя допущенные ошибки. оценивает работу учащихся.

Домашнее задание : в альбом самостоятельно составить коллекцию образцов тканей из различных волокон в размере 5*5 см.