Домой / Для голубых глаз / Как шить легко и просто? Виды швов. Ручные швы

Как шить легко и просто? Виды швов. Ручные швы

Машинные швы.

Соединительные.

К швам, выполняемым на швейной машине, предъявляются следующие требования:

Машинные строчки должны быть ровными;
- ширина шва должна быть ровной (одинаковой);
- стежки должны быть равномерными по частоте;
- плотность затягивания стежков должна быть одинаковой, переплетение нитей должно быть между слоями материала;
- строчки должны быть цельными, без разрывов;
- по линии шва не должно быть волнистости материала;
- шов должен быть прочным (в этом случае не последнюю роль играют применяемые вами нитки);
- припуски на шов располагайте справа от иглы, а основные детали располагайте слева.

Соединительные машинные швы

Швы, которыми соединяют детали изделия из всех видов тканей, называются соединительными . Шов выполняется прямой двухниточной строчкой. Детали изделия лежат по обе стороны от шва.

К соединительным швам относятся: стачной, накладной, настрочной, встык, запошивочный, двойной швы.

Соединительными швами стачивают плечевые, боковые срезы, срезы рукавов, в брюках соединяют боковые, шаговые срезы, средние срезы и т.п.

Стачной шов

Детали складываем лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и сметываем или скалываем булавками поперек меловой линии;
- Стачиваем срезы прямой строчкой. Обязательно выполняем закрепки в начале и в конце строчки. Ширина припуска ткани на шов от 0,5 до 1,5-2 см;
- Срезы обметываем. Если шов будет взаутюжку, то обметываем оба среза одновременно. Если шов вразутюжку, то обметываем каждый срез отдельно;
- Нитку сметывания удаляем и выполняем влажно-тепловую обработку стачного шва взаутюжку (рис. 3) или вразутюжку (рис. 2) или шов оставляем на «ребро» (рис. 0).

Накладной шов

Накладные швы могут выполняться с открытым срезом или с закрытым срезом.

Накладной шов с открытым срезом (рис. 4.) выполняется наложением срезов с заходом друг на друга на 1,5-2 см. Строчку прокладываем параллель-но срезам деталей.

Еще одна разновидность накладного шва с открытым срезом (рис. 5.) выполняется так:

Деталь с подогнутым и заутюженным краем накладывают, совмещая срезы, на лицевую сторону другой детали и приметывают;
- Машинную строчку прокладывают параллельно подогнутому срезу детали. Припуски швов при этом остаются открытыми. Таким способом можно соединить кокетку с нижней частью спинки.

Накладной шов с закрытым срезом (рис. 6) выполняется следующим образом:

Срез одной из деталей отгибаем в сторону изнанки на 1-1,5 см и заутюживаем;
- Накладываем заутюженный край детали на другую деталь и приметываем;
- Машинную строчку прокладываем, отступая от заутюженного края на 0, 1-1 см, то есть в зависимости от модели. Срез припуска на шов детали (а) при этом закрыт обеими деталями.

Настрочной шов

Настрочные швы могут выполняться с открытыми и с одним закрытым срезом .

Настрочной шов с открытыми срезами (рис. 7) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку (1) по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне детали вторую строчку (2), параллельно подогнутому краю. Срезы припусков на швы обеих деталей остаются открытыми.

Настрочной шов с одним закрытым срезом (рис.8) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне вторую строчку, параллельно подогнутому краю детали. Срез припуска на шов детали (а) закрыт второй строчкой.

Шов встык

Шов встык с закрытыми срезами с одной стороны полоской ткани (рис. 9) или тесьмой выполняется так:

На нижнюю деталь или тесьму (а) накладывают две детали (б и в) совмещая встык срезы обеих деталей. Линию стыковки располагают посередине нижней детали или тесьмы (а);
- Детали (б и в) настрачивают на нижнюю деталь или тесьму одной зигзагообразной строчкой (1). Можно настрочить двумя параллельными строчками (1 и 2) (рис. 10 а).
- Для того, чтобы соединение было прочным можно применить две полоски ткани или тесьмы, располагая их под линией стыковки и над линией стыковки. В этом случае обрабатываемые срезы будут закрыты с двух сторон (рис 10 б).

Швом встык могут изготавливаться шлевки (рис 10 в). Удобнее выкроить из ткани длинную полоску для изготовления шлевок, изготовить одну длинную заготовку шлевок, а затем нарезать нужное количество шлевок нужной длины.

Срезы детали шлевки обметываем на оверлоке или зигзагообразной строчкой;
- Срезы детали шлевки отгибаем на изнаночную сторону и прокладываем две параллельные машинные строчки;
- Приутюживаем шлевки.

В изделиях из хлопчатобумажных тканей шлевки могут быть изготовлены другим способом (рис. 10 г).

Один продольный срез шлевки обметываем на оверлоке;
- Обметанным срезом шлевки перекрываем не обметанный срез и прокладываем две машинные строчки. При этом расстояние от подогнутых краев до строчек – 0,3 см;
- Приутюживаем шлевки.

Запошивочный шов

Запошивочный шов (рис. 12) применяется в основном для изготовления постельного белья.

Две детали складываем лицевыми сторонами внутрь, выпускаем срез нижней детали (б) на величину ширины шва в готовом виде 0,6-0,7 см и добавляем еще 0,2 см. Огибаем нижней деталью (б) срез верхней детали (а) и прокладываем стачивающую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от среза;
- Раскладываем детали в разные стороны, шов отгибаем в сторону, закрываем меньший срез, прокладываем вторую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от подогнутого края.

При раскрое деталей учтите, что припуск на шов верхней детали равен ширине шва в готовом виде (0,6-0,7 см). Со стороны нижней детали – удваиваем ширину шва в готовом виде (1,2-1,4 см) и добавляем 0,2 – 0,3 см.

Краевые и отделочные.

Краевые швы

Краевые швы применяются для обработки краев различных деталей. Детали в этом случае лежат по одну сторону от шва (краевыми швами обрабатывают низ рукавов, низ любого изделия, воланы, жабо, кокилье, оборки и др.).

Шов вподгибку с открытым срезом (рис. 13) выполняется так:

Срез детали предварительно обметываем, подгибаем на изнанку на 0,5 –0,7 см и заметываем;
- Машинную строчку прокладываем на определенном расстоянии от края в зависимости от модели;
- Если по модели не должна быть видна с лицевой стороны машинная (подшивочная) строчка, то припуск шва подшиваем ручными потайными стежками;
- Шов приутюживаем.

Шов в подгибку с закрытым срезом выполняется так (рис. 14):

Обрабатываемый срез детали подгибается на изнанку на 0,7 – 1,0 см, за-метываем;
- Приутюживаем подогнутый край, не захватывая заметочную строчку;
- Затем накладываем подогнутый край на деталь, на величину припуска, предусмотренного моделью, и прокладываем машинную строчку или подши-ваем вручную потайными стежками;
- Нитки заметывания удаляем;
- Приутюживаем.

Обтачной шов в кант

Обтачным швом в кант (рис. 15) обрабатывают манжеты, воротники, клапаны, хлястики, края борта. Кант образуем из детали, расположенной на лицевой стороне изделия, чтобы не была видна другая деталь и шов.

Выполняем шов следующим образом:

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и обтачиваем (строчка 1). Ширина шва 0,5 – 0,7 см для легкой одежды, 0,3-0, 4 см - для верхней одежды;
- Аккуратно подрезаем припуск шва в уголках, на криволинейных участках припуск шва надсекаем или высекаем, не доходя до строчки обтачивания на 0,1-0,3 мм;
- Вывертываем деталь изделия на лицевую сторону, аккуратно выправляем уголки;
- Выправляем кант. Величина канта 0,1-0,2 мм. Кант выметываем;
- Приутюживаем деталь осторожно с незначительным увлажнением;
- Удаляем нитки выметывания;
- Еще раз приутюживаем деталь;
- Можно проложить расстрачивающую строчку (2), отогнув припуск шва в сторону той, детали, которая будет не видна с лицевой стороны изделия;
- Если предусмотрена отделочная строчка, то прокладываем ее по лицевой стороне детали. В этом случае расстрачивающую строчку прокладывать не надо. Отделочную строчку можно проложить на расстоянии 0,1-2 см от края в зависимости от модели.

Обтачной шов в рамку простой

Применяется шов (рис. 16) для обработки обтачных петель и прорезных карманов. Ширина рамки 0,3- 0,5 см. Выполняется шов одной строчкой.

Деталь, из которой будет изготовлена рамка, сгибаем пополам, изнаночной стороной внутрь и приутюживаем;
- Намечаем мелом или мылом по лицевой стороне линию притачивания рамки, так же намечаем поперечные линии, от начала и до конца которых будет про-кладываться машинная строчка;
- Накладываем обтачку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, приметываем и притачиваем швом шириной 0,5-0, 7 см от края. Начало и конец строчки закрепляем;
- Приутюживаем шов притачивания. Затем перегибаем деталь около строчки и еще раз приутюживаем.

Окантовочный шов

Применяется шов окантовочный шов с закрытыми срезами (рис. 17) для обработки краев деталей в легкой женской и детской одежде (воланов, оборок, низа изделий).

Готовую косую бейку для окантовывания срезов можно приобрести в магазине.

Готовую косую бейку сгибаем вдоль и приутюживаем;
- Край обрабатываемой детали вкладываем между сторонами бейки и приметываем;
- Настрачиваем бейку машинной строчкой на расстоянии 0,1-0,2 см от края.

Можно изготовить косую бейку самостоятельно.

Для этого нужно выкроить полоску ткани шириной 3-4 см, под углом 45 градусов к нитям основы;
- Выкроенную полоску ткани складываем изнанкой внутрь и приутюживаем;
- Приутюженную полоску накладываем на лицевую сторону детали, к которой полоска будет притачиваться, срезы уравниваем. Притачиваем бейку (рис. 18 а) на расстоянии 0,3-0, 5 см;
- Огибаем срезы шва и прокладываем другую строчку по лицевой стороне (рис. 18 б) на расстоянии 0,1 см от края;
- Окантовку приутюживаем.

Отделочные швы

Отделочные швы применяются для отделки различных изделий. К отделочным швам относятся складки, рельефные швы, швы с кантом.

Рельефные швы

К рельефным швам относятся застрочной, вытачной, выстрачной со шнуром, настрочные рельефные швы.

Застрочные швы (рис. 19) выполняются по лицевой или изнаночной стороне детали. В основном данным видом шва застрачиваются складки на изделиях. Расстояние от линии перегиба до строчки 0,1-0,2 см.

Выстрачной шов со шнуром (рис. 20) применяется для отделки легкой женской одежды и пальто. Для изготовления шва нужна специальная лапка с пазом в подошве.

С изнанки детали подкладывают полоску из основной ткани и прокладывают первую машинную строчку с лицевой стороны по намеченной предваритель-но линии;
- Вкладывают между слоями ткани шнур и прокладывают вторую строчку.

Настрочной сложный шов (рис. 24 в) выполняем так:

На лицевой стороне детали намечаем линию шва;
- С изнанки детали подкладываем полоску ткани. Середина полоски должна совпадать с намеченной линией. С лицевой стороны по намеченной линии притачиваем полоску ткани (рис. 24 а);
- Деталь перегибаем по шву притачивания полоски лицевой стороной внутрь, отгибаем в одну сторону, а притачанную полоску в другую сторону;
- С лицевой стороны детали намечаем линию настрачивания;
- Прокладываем вторую строчку на расстоянии 1-2 мм от сгиба. Строчку в конце сводим на нет. При этом с лицевой стороны образуется рельеф (рис. 24 б);
- Чтобы закрепить полоску ткани, отгибаем ее в одну из сторон детали и прокладываем по лицевой стороне основной детали строчку по модели (рис. 24 в).

Простые складки

Простые складки могут быть отделочными , которые в свою очередь могут быть односторонними или двусторонними.

Ткань в простых складках перегибается по прямой линии или с неболь-шим изгибом. Простые отделочные складки выполняют из одной детали.

В простой отделочной односторонней складке сгибы ткани направле-ны в одну сторону на лицевой стороне и в другую сторону на изнаночной стороне детали (рис. 25 б). Припуск ткани при раскрое равен удвоенной глу-бине складки. (Если в готовом виде складка 3 см, то припуск равен 6 см).

По изнаночной стороне детали намечаем тремя линиями складку:
Боковая линия - это линия наружного сгиба складки;
Средняя линия – это линия внутреннего сгиба;

- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину застрачивания складки. Закрепляем конец строчки (рис. 25 а);

- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку;
- Удаляем нитку сметывания на нестачанном участке складки.

Могут быть встречными , при этом сгибы ткани направлены навстречу друг другу (рис. 26).

Припуск на глубину каждой встречной складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 4 см, то припуск равен 16 см.

Встречные складки размечаем с изнаночной стороны тремя линиями:
средней линией,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии лицевой стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии. Закрепляем конец строчки;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем лицевой стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;

Простые отделочные двусторонние складки могут быть бантовыми (рис. 27), когда сгибы ткани с лицевой стороны направлены в противополож-ные стороны. Бантовая складка представляет собой изнаночную сторону встречной складки. Припуск на глубину каждой бантовой складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 5 см, то припуск равен 20 см.

Бантовые складки размечаем по лицевой стороне тремя линиями:
средней линией,
боковой линией – линией внешних сгибов,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии изнаночной стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину стачивания складки. Закрепляем конец строчки;
- На участке стачивания удаляем нитки сметывания;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем изнаночной стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку, в том числе и закрепляющую складки по ширине.

Накладной шов с кантом (рис. 29 б) выполняется так:

Выкраиваем полоску ткани для изготовления канта;
- Складываем пополам изнанкой внутрь и приутюживаем;
- На лицевую сторону нижней детали накладываем сложенную пополам полоску и притачиваем на расстоянии от сгиба, равном ширине канта плюс ширина настрачивания (рис. 29 а);
- На верхней детали заутюживаем на изнаночную сторону припуск на подгиб;
- Накладываем лицевой стороной вверх верхнюю деталь, перекрывая заутюженным краем, припуск на обработку канта, и настрачиваем. Расстоя-ние от заутюженного края до строчки устанавливаем от 0,1 см по желанию (рис. 29 б);
- Приутюживаем шов с изнаночной стороны.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!


1. Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
2. Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
З. Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 5): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажкмают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая нопем большого пальца.

Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так (рис. 6): ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.
4. Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
5. Все ручные швыг можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).


Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым (рис. 7) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины.
Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 8): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.
Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 9). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.
На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.


Шов «назад иголку» (рис. 10). Этим прочным, эластичньтм швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
Шов ручная «строчка » (рис. 11). Этот шов -- разновидность шва «назад иголку», но еще более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий) только без просветов между стежками, поэтому длина стежка на изнанке не в три, а только в два раза больше, чем у лицевого стежка (исключен просвет). Аккуратно выполненную ручную «строчку» трудно отличить от машинной. По прочности она ей не только не уступает, но даже превосходит, особенно если выполнена качественными нитками.
Потайной шов (рис. 12). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшiгг подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предьщущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.


Крестообразный шов —«козлик» (рис. 13). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отстугiив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.
Петельный шов (рис. 14). Петельньими стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезньте петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.


Дерево и сова выполнены из лоскутиков, пришитых к мешковине петельным швом. Листики вышиты "козлыком".

Ручные швы

Прежде чем рассказать о швах, которые нам придется использовать в работе с лоскутами, познакомьтесь с общими правилами для всех видов ручных швов.

  • Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не путается, не скручивается.
  • Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «Длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
  • Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 1): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с витками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
    Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
  • Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
  • Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Шов «вперед иголку», или сметочный , считается самым простым (рис. 3) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 4): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.

Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 5). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.

На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.

Шов «назад иголку» (рис. 6). Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга,образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

Потайной шов (рис. 8). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия, прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.

Возьмите кусочек светлой ткани размером 20x20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.

Маленькая подсказка : чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

Крестообразный шов — «козлик» (рис. 9). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

Петельный шов (рис. 10). Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»

ИСТОЧНИК:

Ручные швы

. Прокладочный шов (рис. 1) применяется для обозначения середины изделия, а также для обозначения исправлений, отмеченных булавками во время примерки. Длина стежка - 2-3см. При наложении стежков на ткань нить не натягивают. Проколы иглой производятся справа налево.

. Силки (рис.2) применяются для переноса линий на одноимённые детали. Для этого по линии прокладывают смёточные стежки, не натягивая нить. Стежки образуют петельки 1.5-2см. После наложения силков детали раздвигают, нитки стежков между ними натягивают и разрезают.

. Смёточный шов (рис.3) применяется для временного скрепления деталей между собой. Длина смёточного стежка зависит от его назначения и толщины ткани.

. Потайной шов (рис.4) применяется для подшивки низа платья, горловины, рукавов. Для выполнения этого шва подогнутый и слегка отвёрнутый край ткани прокалывают иглой внутри ткани, продвигают иглу на 0.5-1см, около выхода иглы прокалывают нижнюю ткань, захватывая 1-2 нитки и т.д.

. Шов «через край» (рис.5) применяется в тех случаях, когда требуется соединить две кромки ткани.

. Шов сборки (рис.6) применяется для собирания ткани в сборку (рис.6а), а также в качестве отделочного (рис.6б).

. Ручной шов строчка (рис.7) по внешнему виду напоминает машинный. При его выполнении игла вкалывается в место выхода её в предыдущем стежке. Длина стежка этого шва на изнанке равна двум стежкам с лицевой стороны. На лицевой стороне стежки должны плотно сходиться друг к другу. Ручной шов употребляется, когда требуется плотная и крепкая строчка, а применить машинный шов невозможно.

. Шов «за иглой» (рис.8) применяется при смётывании тканей в клетку и полоску. Выполняется так же, как и ручной шов строчка, однако между стежками допускается некоторый интервал.

. Штуковка (рис.9) применяется для того, чтобы прочно и незаметно зашить порез в шерстяных и суконных изделиях. А также для пошива меховых изделий. В шерстяных изделиях штуковку выполняют в следующем порядке: вводят иглу, несколько отступая от края пореза изделия, и делают стежки через край взад-вперёд иголкой как при штопке, слегка притягивая один край пореза к другому (рис.9а). Штуковка прямого пореза в грубых тканях (драп, сукно) требует следующего приёма: иглу вводят в край пореза, не проходя всей толщины ткани (рис.9б), а лишь доходя до верхнего угла пореза. Стежки делают не через край, а внутрь с края пореза взад-вперёд иголкой. Затем с изнанки прокладывают шов через край, не прокалывая иглой всей ткани, а лишь захватывая изнаночный слой. Второй шов (рис.9в) выполняют для прочности заделанного пореза. Нитки подбирают соответственно цвету и толщине ткани.

Штопка (рис.10) применяется для починки протёртых мест в тканях. Стежки при штопки накладываются в долевом и поперечных направлениях.

Ручные швы

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка .

Расстояние от среза детали до строчки -- ширина шва .


По назначению ручные стежки делятся на соединительные и отделочные . Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки

Стежки

строчки

графическое
изображение

Строчки временного назначения

Прямые

Сметочные

Копировальные

Строчки постоянного назначения

Косые

Обметочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Подшивочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Петлеобразные

Стачные (в 1 см 4 - 5 стежков)

Петельные

Обметочные


Виды отделочных ручных стежков

Подготовка к работе

Для того чтобы качественно выполнить те или иные швейные ручные работы, необходимо знать приемы вдевания нитки в иглу, завязьвания узла на конце нитки, работу с наперстком.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (не больше 80 см).

Пословица - Длинная нитка, ленивая швея.

Перед вдеванием нитки в иглу конец нитки закручивают между большим и указательным пальцами правой руки. Иглу держат между большим и указательным пальцами правой руки, ушком в сторону нитки. Левой рукой скрученную нить вводят в ушко иглы и вытягивают ее на 2 / 3 длины.

Завязывать узел на конце нитки необходимо для того, чтобы не распускалась строчка.

Выполнение ручных строчек


6. Сметочные строчки удаляют после стачивания.

Ручной шов

Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной

Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.

Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.

Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.

Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.

Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.

Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.

Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.

Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.

Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.

Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.

Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.

Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.

Наперсток. Стальной наперсток лучше костямрго, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.

Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.

Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.


Рис.1. Укрепление нитки подле ушка

(Рис. 1)

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.

Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.

Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.

Нитки.

Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.

Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.


Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой

(Рис. 2).

Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.

Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла. пальцами



Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки

Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)

Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.

Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.


Стежки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.


Рис.4. Шов вперед иголку

(Рис. 4).

Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.

Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.

Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.

Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.


Рис.5. Шов за иголку


(Рис. 5).

Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.


Рис.6. Строчка

(Рис. 6).

Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.

Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.

Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.

Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.


Рис.7. Рубец строчкой

(Рис. 7).

Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.

(Рис. 8).

Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.


Рис.8. Простой рубец

Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.

Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.

Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.


Рис.9.


Рис.10.

ПРОДОЛЖЕНИЕ на САЙТЕ: http://encework.liferus.ru/ruchn_shov.aspx

Швов очень много, не все из них тебе надо знать, по крайней мере, на данном этапе освоения швейного мастерства. Некоторые швы выполняются на руках, и тогда они называются «ручными». Другие швы – «машинные» – делают на специальных швейных машинках.

Чаще других в рукоделии используют прямые швы, такие как шов вперед иголкой, шов за иголкой и строчной шов.

Шов вперед иголкой.

Это самый простой шов, и выполняется он следующим образом. Возьми 2 детали, которые тебе нужно сшить между собой. Соедини их таким образом, чтобы лицевая сторона одной детали смотрела на лицевую сторону другой детали. Это называется "лицом к лицу". Совмести края деталей, вдоль которых ты собираешься делать стежки. Начинай строчку в правом углу и веди ее справа налево.

Воткни иголку в ткань таким образом, чтобы она прошла через оба слоя ткани и вышла с противоположной стороны. Затем отступи влево несколько миллиметров и снова воткни иголку, на этот раз в обратном направлении. Продолжай в том же духе. Пусть иголка продвигается все вперед и вперед вдоль среза соединяемых деталей (рис. 41) . Величина стежков может быть самой разной – от 2 мм до 4 см. Чем больше будет стежок, тем менее прочным окажется шов.

Рис. 41. Шов иголкой вперед

Другое название шва вперед иголкой – «сметочный», так как его обычно используют для временного соединения деталей – сметывания.

Швом вперед иголкой легко сделать сборку. Для этого выполни один или два шва на всю длину сборки со стежками длиной не более 3 мм. Когда швы будут готовы, потяни за свободные концы ниток, чтобы собрать ткань до нужной длины (рис. 42) . Завяжи узелки на нитках, дабы фиксировать длину сборки, и равномерно распредели собранную ткань.

Рис. 42. Собирание ткани до нужной длины

Шов за иголкой (рис. 43).

Если тебе нужно не временно сметать, а сшить между собой насовсем две детали, тогда лучше выбрать шов за иголкой. В отличие от предыдущего шва тут иголка шагает не только вперед, но и назад. Шагнув на один стежок вперед и вытянув обратно нитку, воткни иголку между входом и выходом предыдущего шва. В результате на той стороне ткани, которая обращена к тебе, получатся небольшие стежки с перерывами, а на противоположной стороне – непрерывная строчка из перекрывающих друг друга стежков.

Рис. 43. Шов за иголкой

Шов строчной (рис. 44).

Строчной шов внешне похож на строчку, сделанную на швейной машинке, но выполняется на руках почти так же, как шов за иголкой. Отличие строчного шва – в том, что иголку вкалывают в место выхода предыдущего стежка. В результате получается, что стежки с обеих сторон образуют непрерывную строчку без промежутков. Выполняя строчной шов, старайся делать стежки одинаковой длины, не более 6 мм каждый. Тогда шов будет выглядеть аккуратным и красивым, как будто ты его прострочила на машинке.

Рис. 44. Шов строчной

Строчной шов используется для постоянного соединения деталей в том случае, если нет возможности сделать шов на машинке.

Шов из косых стежков (рис. 45).

Когда ручные стежки выполняются не прямо, а под углом, получаются швы из косых стежков. Они более надежны, чем прямые, и используются в нескольких случаях:

– для временного сметывания скользящих материалов или материалов с длинным ворсом (бархата, вельвета, искусственного меха);

– для временного сметывания или постоянного соединения деталей из сильно тянущихся материалов;

– для обработки краев; – для подшивания края низа изделия. Рассмотрим последний случай подробнее. Так как подол юбки имеет отвратительную привычку все время отрываться, его-то мы и пришьем при помощи косых стежков.

Сначала подол необходимо подготовить. Если край юбки обметан нитками, то его подгибают всего один раз. Если край не обработан, то сначала подогни его на 1 см, а потом – еще на 1–4 см, чтобы необработанный срез оказался спрятан внутри. После этого приметай подогнутый край швом вперед иголкой. Как его делать, ты уже знаешь. Сметочный шов прокладывай на расстоянии 2–3 мм от сгиба. Ну вот, подол приметан, можно приступать ко шву из косых стежков.

Рис. 45. Шов из косых стежков

Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани у подгиба и столько же ниток на самом краю подгиба. Стежок должен быть как можно меньше и незаметнее с лицевой стороны юбки. Протяни нитку и сделай еще один стежок в нескольких миллиметрах от первого. Продолжай в том же духе. С изнаночной стороны у тебя получатся косые стежки, а вот с лица изделия ниток не будет видно.

Крестообразный шов (рис. 46).

Крестообразные стежки чаще всего используются в качестве отделки. В некоторых книгах ими советуют подшивать низ изделий, но это неправильно, так как они быстро протираются, и тебе придется подшивать подол снова и снова.

Крестообразный шов, еще его называют "козликом", выполняется следующим образом. Как и в предыдущем случае подогни край изделия на изнаночную сторону. Если речь идет о вышивке или декоративной строчке, то ткань не подгибается. Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани возле самого подгиба, протащи иглу на себя, откинь нитку назад и по диагонали параллельно линии подгиба захвати иглой 2–3 нитки на подогнутой ткани. Так и чередуй проколы на основной ткани и на подгибе, располагая их в шахматном порядке. Шов выполняется слева направо снизу вверх. Расстояние между стежками должно быть одинаковым, особенно если ты делаешь отделочную строчку на самом видном месте изделия.

Рис. 46. Крестообразный шов

Петельный шов(рис. 47).

Возьми ткань таким образом, чтобы ее срез смотрел от тебя. Воткни иголку сверху вниз перпендикулярно срезу и вытяни нитку. Отступив несколько миллиметров влево, сделай еще один стежок. Когда будешь вытягивать нитку, смотри, чтобы нитка предыдущего стежка оказалась под иглой.

Петельный шов используется для обработки срезов сыпучих и легко распускающихся материалов. Шов выполняют справа налево. Если же петельный шов сделать в обратном направлении – слева направо, то он получится более прочным и надежным. В этом случае его называют «шов за иголку» .

Машинные строчки.

Руками шить очень интересно, вот только долго и утомительно. Хорошо, если тебе надо всего лишь юбку подшить. А если сшить от начала и до конца целое пальто? На руках у тебя займет это несколько недель, если ни месяцев! Чтобы ускорить процесс шитья, в ХIХ веке была придумана швейная машинка. Сегодня, когда почти в каждом доме есть швейная машинка, на руках шьют очень мало: разве что дырку заделать, пуговицу пришить или вот оторвавшийся подол подшить. Во всех остальных случаях используют швейную машинку. Да и машинные швы сами по себе более прочные и аккуратные, чем ручные.

Если у тебя дома есть швейная машинка, достань ее и посмотри, какие швы она умеет делать. Во-первых, это прямой соединительный шов, внешне похожий на строчной. Это самый нужный в рукоделии шов. Во-вторых, это зигзагообразный шов, который используют и для соединения деталей, и для обметки краев, чтобы они не распускались, и даже для обработки петель. В-третьих, это несколько декоративных швов и своеобразных швов для обработки краев.

Рис. 47. Петельный шов

Для профессиональной обработки срезов существует специальная машина – оверлок. Стоит она дорого, и людям, которые не занимаются профессиональным пошивом одежды, не нужна.

Постоянные ручные швы используются при пошиве одежды или любого другого изделия из ткани. Например, швом вперед и назад иголку можно заменить прямолинейную машинную строчку на небольших участках. Швом «через край» и обметочный швом обрабатывают края недоступные для машинки.

Прямой шов, чаще используемый для скрепления складок. Шов простой, но не очень надежный. Работайте справа налево, вкалывая и вынимая иглу несколько раз перед тем, как протянуть нить. Длина стежков 3 мм.

Прочный шов, используемый вместо машинного. Справа налево, сделайте небольшой стежок. Вколите иглу в начало предыдущего стежка и вытяните ее спереди нитки. Таким же образом выполните следующие стежки, втыкая иглу в конец прошлого стежка.

Прочный шов, одновременно используемый для обметывания обрезных краев и сшивания нескольких слоев ткани. Справа налево, прокалывайте ткань, иглой, снизу вверх, отступив от края несколько миллиметров. Продолжая шов, продвигайтесь влево.

Используется для незаметного вшивания молний. Справа налево, сделайте небольшой стежок назад, вытягивая иглу в 6-10 мм слева от нитки. Далее прокладывайте такие же мельчайшие стежки «назад иголку».

Используется для стыкового соединения 2-х слоев ткани. Справа налево, сделайте стежок в 6 мм внутри сложенного края одной складки. Затем такой же стежок сделайте внутри сложенного края другой складки.

Используется для обработки краев несыпучих тканей. Справа налево, немного отступив от края, прокалывайте ткань иглой снизу вверх. Немного отступив влево и снова прокалывайте ткань снизу вверх.

Декоративный шов, используемый вместо прострачивания по верху. Справа налево, сделайте небольшой стежок «назад иголку», захватывая несколько нитей из ткани. Отступите 7-10 мм и выньте иглу, захватывая только верхний слой ткани. Повторите.

В этой статье мы описали практически все основные ручные постоянные швы, о временных ручных швах мы напишем в следующей статье.

Эта публикация размещена в категории с тегом .