Домой / Для голубых глаз / Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации. Образное мышление у ребёнка

Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации. Образное мышление у ребёнка

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Ни один вид деятельности не может обойтись без него. Оно лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков. Именно поэтому так важно развивать наглядно-образное мышление у ребенка до того, как он начнет обучение в школе. Достигнуть этого поможет вам подборка интеллектуальных игр, предложенная на нашем сайте.

Что именно нужно развивать?

1.Умение оперировать образом, мысленно. Что это означает? Это означает – мысленно осуществлять с предметом различные преобразования: поворот, перегруппировка предметов, разделение и соединение элементов в целое, и т.д. При этом важно, чтобы образ предмета не исчезал и не искажался.

2.Способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также уметь самостоятельно ее создавать.

4.Способность мысленно планировать свои действия . Благодаря этому умению малыш сможет представить себе, что он получит в результате своих усилий, т.е. создать образ будущего результата, которого реально еще не существует. Также эта способность открывает новые возможности для планирования разных путей к достижению цели, представляя себе варианты действий, а не осуществляя их, благодаря чему можно быстрее принять правильное решение.

Развить наглядно-образное мышление помогут вам захватывающие игры, которые увлекут не только вашего малыша, но и вас. Игра – помогает превратить процесс обучения дошкольника из сухого и нудного занятия в веселое и увлекательное приключение.

Игра №1. Головоломка со спичками.

Игра развивает способность ребенка перестраивать элементы объекта и планировать свои действия мысленно.

Возьмите несколько палочек или спичек, и сложите из них схематичное изображение какого-либо предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить один или несколько палочек так, чтобы изменить это изображение на другое или как-то его изменить.

По правилам игры реально перекладывать палочки не разрешается, но если ребенок не может выполнить это задание мысленно, пусть попробует на практике. Советуем приложить усилия, чтобы малыш все-таки научился осуществлять преобразование предмета мысленно, т.к. именно такая форма игры содействует формированию умения планировать и проверять свои мысли, не осуществляя их на практике.

Игра № 2. Шахматная доска.

Вырежьте из крепкой бумаги маленькую шахматную доску. Если обычное шахматное поле имеет размеры 8*8 клеток, то вам для начала достаточно будет поля размером 3*3 или 4*4 клеточки. Разрежьте это поле на 3 — 4 части.

Предложите ребенку собрать из частей целое поле, но так, чтобы черные и белые клеточки чередовались между собой, как на шахматной доске.

Если играют несколько детей, то можно устроить соревнования, кто быстрее соберет поле. Постепенно можно увеличивать размер поля и разрезать его на большее количество частей.

Игра № 3. Где сидит попугай?

Игра развивает способность ориентироваться в простой план-схеме ограниченного пространства.

Изобразите на листе бумаги план-схему квартиры в которой вы живете или комнаты, которую малыш хорошо знает.

На этой схеме изображены такие предметы: ваза с цветком (1), книжный шкаф (2), телевизор (3), стол (4), стул (5), тумбочка (6), диван (7), кресло (8), двери (9), окна (10).

Перед началом игры попросите малыша представить, что в этой комнате живут медвежонок Мишка и попугай Кеша. Однажды, когда медвежонок пошел в лес за ягодами, попугай придумал новую игру и решил поиграть в нее с медвежонком. Кеша спрятался в комнате и обозначил на схеме место крестиком, там, где его искать. Но, когда медвежонок вернулся, он не смог найти своего друга, потому что не умеет читать план-схему.

Предложите малышу найти попугая (в том месте, где спрятался Кеша, должен лежать предмет, который его заменяет, например, карточка с изображением попугая). Если ребенку трудно понять план-схему, объясните ему, что обозначают те или другие изображения или фигуры и где в комнате находятся соответствующие предметы.

Для ориентации в план-схеме важно также обозначить место, где стоит сам ребенок. Однако не спешите подсказывать. предложите малышу посмотреть вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, впереди и сзади. Возможно, он сам найдет точку в которой находится.

Если в игре берут участие несколько детей, можно организовать соревнование, кто быстрее найдет попугая; или пусть один прячет Кешу, а другой ищет его. Возможны также варианты командной игры.

Сложность игры зависит от размера комнаты, в которой прячется попугай, а также от количества объектов, размещенных в комнате и изображенных на план-схеме. Чтоб разнообразить игру можно выбрать другое знакомое место ребенку, например детскую площадку, на которой часто играется ребенок.

Игра № 4. Начерти план-карту.

В эту игру советуем играть после того, как вы убедитесь, что ребенок успешно выполняет задания предыдущей игры «Где прячется попугай?»

Приготовьте лист бумаги в клеточку и карандаш (фломастер). Цель игры — научить ребенка создавать план-карту знакомого пространства, например, своей квартиры или детской площадки. Объясните. что люди создают план-карты для того, чтобы было легче ориентироваться в местности. Покажите, например, карту города, в которм вы живете, и расскажите про нее.

Предложите малышу составить план-карту квартиры, в которой вы живете. Перед началом работы попросите описать, что находится в квартире. Пусть ребенок выберет предметы, которые он считает должны быть изображены на план-карте. после этого начинайте чертить.

Следующим этапом может быть создание план-карты той местности, где находится ваш дом или детская площадка, на которой играется малыш. В этом случае нужно сразу ограничить отрезок местности, который должен войти в карту и за границы которой выходить нельзя. На карте этот отрезок нужно ограничить прямоугольной рамкой и указать ориентиры, которые находятся за ее периметром (например заборчик, который ограждает детскую площадку, или дорожки в скверике, которые отделяют его от зеленых насаждений).

Во время составления план-карты детки часто допускают такие ошибки:

1 — не берут ко вниманию важные детали планировки;

2 — нарушают размещение предметов в пространстве, и их нахождение относительно друг-друга;

3 — не указывают некоторые предметы;

4 — искажают размеры предметов.

Такие ошибки естественны для детей этого возраста. Главное, чтобы вы обращали внимание на них и объясняли малышу, в чем заключается ошибка. Стремитесь к тому, чтобы ребенок исправлял свои ошибки самостоятельно или с вашей помощью. Именно от этого зависит развивающий эффект игры.

Игра № 5 Прогноз погоды.

Расскажите малышу, что синоптики договорились изображать погоду с помощью простых рисунков, чтобы без лишних слов сообщать населению какая будет погода в ближайшее время. Эти рисунки можно увидеть по телевизору, когда передают прогноз погоды. Подобные рисунки метеорологи используют для составления карт погоды. Такими картами пользуются, для примера, моряки и летчики.

Покажите малышу карточки с вариантами погоды и обсудите их. Или может быть вы решите нарисовать их самостоятельно вместе с ребенком.

Теперь можно начинать игру. Игра возможна в двух вариантах.

1. Вы сообщаете малышу «по рации» какой будет погода (ветреной, дождливой, пасмурной), а он находит соответствующие картинки и вывешивает их на стенде «Информация для летчиков и моряков». Вместо стенда можно использовать лист бумаги с соответствующим названием. Как известно, погода меняется часто. Поэтому после того, как ребенок выполнит задание, вы снова сообщаете про смену погоды, например, теперь ожидается солнечная погода, но возможны ветер и шторм.

2. Малыш самостоятельно рассказывает про погоду с помощью схематичных изображений. Для этого предложите ему стать диктором на телевидении и сообщить, какая погода будет сегодня и завтра. А вы будете метеорологом, который показывает диктору картинки с прогнозом погоды.

Игра № 6 Собери по схеме.

Эта игра развивает умение ребенка ориентироваться в схематическом изображении и учит конструировать.

Для игры можно использовать любой строительный конструктор, в состав которого входят кубики, бруски, арки и т.д. Также, следует приготовить схематические изображения собранных из этих деталей конструкций. Каждая деталь конструкции должна быть четко прорисована.

Вы показываете ребенку схему одной из конструкций, а он должен собрать ее из деталей, которые есть в распоряжении. При этом, обратите внимание ребенка, что собранная конструкция должна точно соответствовать схеме.

Перед началом конструирования пусть ребенок назовет нарисованный предмет, расскажет про его назначение, укажет на главные детали конструкции. После того, как конструкция будет собрана, проанализируйте вместе с ребенком, все ли он сделал правильно, рассмотрите ошибки, подскажите, как их можно исправить.

Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество деталей, из которых состоит конструкция. Или показать малышу схему, а потом попросить его собрать конструкцию по памяти. Тогда игра будет развивать не только мышление, но и память.

Игра № 7 Перестановка

Эта игра развивает способность ребенка планировать мысленно свои действия.

Для игры предлагаются карточки с четырьмя полями, на трех из которых изображены разные фигуры, картинки или цифры. Одно поле остается свободным. Фигуры на обоих карточках каждой пары одинаковые, но места их расположения разные.

Перед началом игры предложите малышу внимательно рассмотреть фигуры на карточках и сказать, чем верхняя карточка отличается от нижней. После расскажите правила игры: с помощью нескольких перестановок (или ходов) нужно разместить фигуры верхней карточки на такие-же места, как на нижней карточке. При этом одним ходом можно переставить только одну фигуру и только на свободное поле. Количество ходов (перестановок) указано с правой стороны карточки.

Например, чтобы выполнить задание на первой паре карточек, нужно на верхней карточке переставить звездочку с поля 1 на поле 3.

Если во время занятия у малыша возникнут трудности, предложите переставлять картинки практически (а не мысленно). Но все же стремитесь к тому, чтобы ребенок озвучивал перестановки фигур, делая это в уме, потому что именно мысленная перестановка фигур содействует развитию способности планировать свои действия мысленно.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Роль наглядно-действенного мышления постоянно меняется в жизни детей дошкольного возраста. С каждым годом они становятся все более самостоятельными выбирают и применяют способы, приемы решения практических дл дань, меняют отношение практического действия к умственной. С переходом мышления во внутренний план (интериоризация) перестраивается практическое действие. Наглядно-действенное мышление является видом мышления, непосредственно в ний в практическую дидію.

Младшие дошкольники не всегда используют действие, адекватную поставленной задаче. Например, при составлении фигурок на фоне часто беспорядочно передвигают, соединяющие их, получают неожиданные для себя комб бинации, иногда составляют совсем бессмысленные картины (фигурку коня кладут вверх ногами, всадника размещают головой вниз). Одновременно с удовольствием делают вывод, что у них получилась хорошая картинка. Т обто конкретную задачу они решают пробными действиями, а результат осмысливают после их окончанияння.

Дети среднего дошкольного возраста в процессе действия осмысливают задачи и способы его решения их речь при этом является опорой действия или сопровождает ее

Соотношение чувственного восприятия, практического действия и речи меняются у детей старшего дошкольного возраста. Не вдаваясь в практических манипуляций, они могут мысленно решить предложенное заданием ния, потом вслух рассказать об этом. После найденного в уме решения ребенок быстро размещает фигурки на определенном фоне, а ее рассказ после выполненного действия повторяет то, что она сказала в ее начале, сама д ия ничего не прибавила к решения задачиня.

В дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, переходит на высший уровень. У старших дошкольников действенном решению задачи предшествует словесно оформленное решение его по одумкы. В связи с этим меняется и суть действий ребенка. Младшие дошкольники понимают лишь конечную цель, но не видят условий ее достижения. Этим обусловлена??беспорядочность (пробнисть) их действий. Уточнение задачи совершает действия проблемными, поисковыми. Действия старших дошкольников перестают быть пробными, теряют эвристический характер, становятся исполнительными (до начала ребенок решает проблему мысленно). Согласно д в этого изменяется и его мышления, которое с действенного становится словесным, планирующим. Несмотря на то, действенное мышление не отмирает, а остается как бы в резерве. При необходимости решения новых мыслительных задач ди тина снова прибегает к нему до нього.

Наглядно-образное мышление детей

В дошкольном возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, что связано с овладением им новыми видами деятельности: рисованием, игрой, конструированием и т.д.. Оно помогает малышам решать зада ния мысленно, без участия практических действий, а благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого человек оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов и объявлениящ.

Способность к мышлению в образах сначала реализуется как оперирование представлениями о конкретных предметах и??их свойствах. При этом оно теряет свою связь с практическими действиями и непосредственным восприятием нием ситуации. В деятельности ребенка появляются задачи нового типа, которые предусматривают косвенный результат действий, достижение которого требует учета связи между явлениями, происходящими одновременно или помета вно. Такие задачи возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании и и ін.

Младшие дошкольники решают их с помощью внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-дийо-ного мышления. При выполнении задач по косвенным результатом дети среднего дошкольного возраста в начинают переходить от внешних к умственным попыток. После ознакомления детей с несколькими вариантами решения задачи малыши могут использовать новый вариант, не прибегая к внешним воздействиям с пред целями, а получая необходимый результат мысленномки.

Решение задач с косвенным результатом способствует возникновению наглядно-схематического мышления, которое является следующим этапом в развитии наглядно-образного

. Наглядно-схематическое мышление - вид мышления, обеспечивающий отображение предметов объективной действительности, независимо от действий, желаний и намерений ребенка

Ребенок не создает их, а выявляет и учитывает при решении задачи. Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их власти свойствам, а связи и отношения между ними.

Наглядно-схематическое мышление дошкольников среднего и старшего возраста проявляется во многих особенностях их деятельности. Один из его проявлений - схематичность детского рисунка, в котором передается здеб большего связь основных частей предмета и отсутствуют индивидуальные его признаки. Проявлением схематичности мышления также являются легкость понимания детьми различных схематических изображений, успешное использование я их (узнают схематическое изображение предметов, используют схемы типа географической карты для выбора нужной дорожки разветвленной их системе и т.д.о).

Умение создавать и использовать схематизированные образы являются большим достижением в развитии мышления ребенка, поскольку наглядно-схематическое мышление открывает возможности увидеть недоступны наглядно-образном в существенные стороны. Объявления.

Опыт ребенка обогащается неравномерно. С некоторыми предметами она имеет дело часто, неоднократно действуя с ними, распознает их качества, стороны, свойства, что приводит к их обобщенное представление. Другие пред дуете менее доступны детям, вследствие чего они познают односторонне. Образы этих предметов есть слитыми и конкретными. Операция такими образами единичных вещей предоставляет мышлению маленького ребенка конкретно в бразного характера. Это подтверждают детские сужденияження.

Таня (4 года), увидев у девочки очки, спрашивает:"Почему эта девочка бабушка?","Кошка может превратиться в человека?" нашкода.... Була б така м"якенька, лагідна...".

Конкретная образность детского мышления послужила аргументом для некоторых психологов (К. Бюллер,. В. Штерн,. Дж. Салли), которые считали образность определенным видом мышления, этапом в развитии высших его форм. Найхара актернишою признаком такой образности является синкретизм. Не умея выделить в образе, сохранившийся существенных или основных признаков предмета, ребенок падает найакцентованиши для нее детали. По этим случайными в знаками дошкольник узнает конкретный предметомредмет.

Синкретизм проявляется в восприятии и мышлении ребенка. По мнению. Ж. Шаже, он является основной качеством детского мышления, характеризует его доаналитичний степень. Ребенок мыслит схемами, слитыми (нерозчленов ными) ситуациями соответствии с образом, который у нее хранится на основе восприятия, без его анализа. Преодолению синкретичности образов способствует правильно организованное обучениеання.

Слитность образов особенно заметно проявляется в восприятии детьми малознакомого содержания. Например, они неправильно понимают синкретично образные литературные высказывания, сложные метафоры, аллегории:"И ве еселий, и крылатый ходит ветер над землей. Это мощный вентилятор бьет в лицо струей"(Есть. Тараховская). Прослушав это, 5-летние дети спрашивают:"Почему он бьет?","Кого он побил?"," ка?","Где он ходит?","Ветер смеется?","Почему он веселый?"Такие вопросы и замечания детей свидетельствуют, что слово выражает конкретный образ единичного предмета, которого оно касается. Этот образ слит, нерасчлененный (проанализирован), поэтому используется целостно (если"ходит", должен иметь ноги, если"веселый"- смеется). Впервые образ распадается не через выделение существенной или характерно й признаки предмета или явления, а признаки, получившая в опыте ребенка сильнее подкрепление. Поэтому, не умея абстрагировать идею с чувственно сохраненным образом, ребенок не понимает поэтических образеому, не вміючи абстрагувати ідею з чуттєво збереженим образом, дитина не розуміє поетичних образів.

По мнению. Л. Выготского, синкретизм имеет большое значение в развитии детского мышления, поскольку синкретические связи являются основой выделения связей, проверяются практикой и отражают действительность

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности дошкольник начинает овладевать построением наглядных пространственных моделей - особых знаков, в которых отражаются связи и отношения об бьективних вещей. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослых или в процессе организованных ими действий с предметами, она легко усваивает при действиях с моделями, я ки отражают существенные признаки предметов и явлений. Например, во время обучения 5-летних дошкольников математике было чрезвычайно трудно объяснить им отношения частей и целого. В процессе ознакомления с ним и с помощью схематического изображения деления целого на части и его восстановление из частей дети легко поняли, что любой предмет можно разделить на части и восстановить из них. Эффективным оказалось использования пространственных моделей и при формировании у дошкольников анализа слова в процессе изучения грамотмоти.

Итак, при соответствующем обучения образное мышление становится основой усвоения дошкольниками обобщенных знаний, а также совершенствуется в результате использования этих знаний при решении познавательных и пр рактичних задач. Приобретенные представления о существенных закономерности помогают ребенку самостоятельно разбираться в частных проявлениях этих закономерностей. Так, усвоив представления о зависимости строения тела животных от условий жизни, старшие дошкольники могут по внешним признакам установить, где живет животное, как добывает ешьжу.

Развитие образного мышления дошкольников характеризуется тем, что их представления получают гибкости, подвижности, дети овладевают умением оперировать наглядными образами: представлять предметы в разных просто. Оровий положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности, благодаря чему помогают ребенку понять существенные связи и зависимости вещей. Однако они малопродуктивные, если ребенку необходимо выделить свойства, связи и отношения, которые невозможно представить наглядно, образно. Попытки достичь этого с помощью образного мышления вызывают типичные для дошкольника ошибки. К таким ошибкам при сводят, например, задача установить, изменяется количество сыпучего вещества при перемещении ее из сосуда одной формы в сосуд другой, меняется количество глины, пластилина при изменении вылепить ного из них объекта. Примерно так же отвечают дошкольники на вопрос, где больше пластилина: в шарике или в розплесканому кусочку, сделанном из того же шарика у них на глазах. Это вызвано не с датнистю дошкольника выделить видимый им уровень вещества в посуде от общего ее количества. В образном мышлении они оказываются слитыми, поэтому количество нельзя увидеть, наглядно представить выделю еною от воспринятой величины. Правильное решение таких задач требует перехода к суждениям на основе образов, которые используют словесные понятийпоняття.

Таким образом, наглядно-образное мышление преодолевает в своем развитии стадию перцептивных преобразований ребенком объекта с внешней помощью, а также стадию преобразования ситуации на образном уровне по собственной инициативе мотивы. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления может ускорить специальное обучение с использованием схем-заменителейв.

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:


  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Способность создавать образы развивается прежде всего в игре и творчестве. Также влияет на неё качество воспроизведенных образов, которые получает ребенок, – мультфильмов, книжных иллюстраций, игр и игрушек.

КОМПЬЮТЕР И ТЕЛЕВИЗОР

Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребёнок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка-дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.

Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов
развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект.

Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.

…за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.

В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».

Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни-Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.

Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.

Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).

Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.

КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.

Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.

Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.

Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.
Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.
Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.

При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного…

КАРТИНКИ-КОМИКСЫ

Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.

ИГРУШКИ

Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.

1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла-парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.

2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая-нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу.

Ребёнку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.

3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки-трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.

Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов…