Последние статьи
Домой / Для брюнеток / Метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование в детском саду

Метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование в детском саду

Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 58",г. Саранск, Республика Мордовия.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям ДОУ,занимающихся вопросом развития логического мышления своих воспитанников.
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом.
Задачи:
1.Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
2.Помочь воспитателям определить пути повышения развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей воспитанников.
Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остается актуальным. Актуальность заключается в том , что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога - помочь каждому ребенку в его развитии.
Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя.
В начале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.
Большую роль играют условные обозначения в работе с календарем природы, который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Сезонные изменения символически обозначаются. Эти символы помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности времен года.


Немало важную роль играют условные обозначения, которыми ребенок пользуется ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой.
Символические обозначения используются для определения общих отличительных признаков, свойств при сравнении, классификации, группировки по более узким признакам. Таким образом, рассуждая, сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в процессе мышления. На этом уровне ребенок подготавливается к наглядному моделированию.

Овладение детьми наглядным моделированием

Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде.
На этом этапе работы ребенок знакомится с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и выражают более сложные отношения.
Идет знакомство с кругами Эйлера. Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.


Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Использование кругов Эйлера широко применяется на разных занятиях. Но чаще всего применяются на занятиях по логическому мышлению.
Действие построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно знакомить детей с новым для них типом модели, обучая использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладения построением модели способствует ее освоению и правильности использованию.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает понять ребенку, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле. Обычно такие модели сложные по содержанию используются на диагностических занятиях.
Есть модели, которые составляют дети на протяжении нескольких занятий. Овладение построением модели (лестницы) эволюционного развития животных.


Дети выкладывают животных в порядке их возникновения.
Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед следим за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.

Татьяна Лемешенко
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование .

МОДЕЛИРОВАНИЕ - наглядно-практический метод обучения.

В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением . Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ :

предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек . Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы , который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.) .

графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.

ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ :

заместители.

Замещение – это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера :

1) геометрические фигуры или полоски;

2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

3) планы и условные обозначения, используемые в них;

4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели .

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) .

пиктограммы.

Пиктограмма – символическое изображение , заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах :

1) как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

2) как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

3) как средство, облегчающее развитие общения, речи;

4) как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии;

5) как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ , посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце, схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

мнемотаблицы.

Мнемотаблицы - это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) : таким образом , весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи :

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МОДЕЛЬЮ .

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности :

Предварительное ознакомление с самими реальными предметами;

Замещение, перевод на знаково – символический язык (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

Построение модели ;

Работа с моделью .

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств :

1. Модель упрощает объект , представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания : она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности : умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления , позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления , связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели . При этом простые предметные модели осваиваются , детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики . При этом дети сначала включаются в процесс создания модели , который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления .

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Моделирование в математическом развитии детей.

а) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «числовых цепочек» .

б) Широко используются модели при формировании временных представлений : модель частей суток , недели, года. Например, модель частей суток может состоять из сюжетных картинок, отражающих деятельность человека в разные отрезки суток.

в) Для ориентировки в пространстве используется модель «комната» .

Модель состоит из макета комнаты и предметов мебели. Сначала ребёнок обследует макет, запоминает расположение мебели, а далее играет и рассказывает, где находятся разные предметы и вещи.

г) Модель «Числовые домики» и «Числовая лестница» также используются в работе при формировании математических представлений.

Моделирование в развитии связной монологической речи.

а) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих и описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине.

б) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

в) Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

г) Пересказ сказок, художественных произведений.

д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.

е) Творческая сказка по силуэтным изображениям .

Моделирование в экологическом воспитании детей.

а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.

б) Можно использовать карточки-модели , отражающие общие признаки.

в) Можно выделить функции живых организмов : дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями .

г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)

д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) .

е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

Моделирование в изобразительной деятельности .

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт . Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром» .

Дети знакомятся с предметным миром, его объектами, познают окружающий мир, взаимоотношения в обществе через наглядные модели , которые способствуют их четкому представлению (вид, структура, форма, назначение и т. д.) .

Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы , как память, внимание, воображение , мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Татьяна Портнова

Я представляю опыт работы ДОУ №17 "Рождественский" г. Петровска по теме метод моделирования как способ обучения дошкольников математики .

Одним из наиболее перспективных методов математического развития дошкольников является моделирование . МОДЕЛИРОВАНИЕ для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления, научить простому счету, облегчить ребенку познание. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

В своей работе я опиралась на метод моделирования , разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, он заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно :

Позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

Улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

Повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

В своей работе я использую четырех ступенчатую последовательность применения метода моделирования .

Первый этап предполагает знакомство со смыслом арифметических действий.

Второй - обучение описанию этих действий на языке математических знаков и символов .

Третий - обучение простейшим приемам арифметических вычислений

Четвертый этап - обучение способам решения задач

Слайд 5 (фото дети модели делают )

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания , необходимо создавать модели . Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми , я придерживалась следующих требований :

Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

Раскрывать существенное в объекте.

Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

Созданные нами модели многофункциональны . На основе моделей создаем разнообразные дидактические игры. При помощи картинок-моделей организовываем различные виды ориентированной деятельности детей. Модели использую на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

К созданию моделей подключаю родителей , которым даю задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель ) .

Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон :

родитель

и ребенок.


Хочу познакомить с моделями , которые я использую в работе с детьми.

Наглядная плоскостная модель "От секунды до года"

Цель применения :

Дать детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи ;

Закрепить представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет.

Описание работы с моделью :

Знакомлю детей с моделью постепенно . Сначала знакомлю с самими терминами (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) . Что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит.

Далее даю более четкие, узкие представления. Например, секунда - это почти самая маленькая временная единица, но если их 60, то они будут составлять большую временную единицу - минуту, и таким образом провожу работу до тех пор, пока дети не усвоят все термины, все взаимосвязи временных отношений, начиная от секунды и заканчивая годом.

Наглядная плоскостная модель

"Домик, где знаки и числа живут"

Цель применения :

Закрепить умения детей составлять числа из двух меньших; складывать и вычитать числа;

Дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании;

Учить или закреплять умение сравнивать числа (больше, меньше, равно) .

Структура модели : модель представляет собой 4-этажный домик, на каждом этаже расположено разное количество окошек, где будут жить знаки и цифры, но так как домик волшебный, то поселяться в домик знаки и цифры могут только с помощью детей. Окна в домике располагаются следующим образом :

Описание работы с моделью :


первый и второй этажи будут использоваться для решения задачи, которая состоит в том, чтобы дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании. Например : 4 = 1 + 1 + 1 + 1; 4 = 2 + 2.


Третий этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) составлять числа из двух меньших, а также вычитать числа. Например, 3 + 5 = 8 или 7 - 4 = 3 и т. п.

Последний, четвертый, этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) сравнивать числа между собой, с помощью знаков "меньше", "больше" или "равно".


Модель можно использовать в любых видах деятельности : на занятиях, в свободной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

Слайд 11-12

Наглядная плоскостная модель "Солнечная система"

Только для детей старшей и подготовительной группы.

Цели применения :

Дать (или закрепить) представления детей о геометрических телах и фигурах (сравнивая круг, шар с другими геометрическими телами и фигурами) ;

Научить детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученной группы (солнечная система) ;

Научить (или закрепить) умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру ;

Развивать понимание пространственных отношений, определять местонахождение одних объектов относительно других;

Совершенствовать порядковый и количественный счет;

Закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний;

Закрепить умение решать арифметические задачи.

Структура модели :

модель представляет собой наглядную плоскостную схему, на которой изображена солнечная система. В дополнение к схеме имеется специальная карточка, которая предназначается для взрослого, где запечатлена информация о солнечной системе (небольшой рассказ о солнечной системе, размеры планет) . К модели прилагается комплекс смоделированных планет , при этом необходимо соблюдать пропорциональность их размеров друг к другу.

Описание работы с моделью :


Для решения задачи, необходимо объяснить детям, что все планеты солнечной системы и само солнце, конечно, - это одна целая группа (семья) . "У нашей звезды Солнце есть своя семья. В нее входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца, то есть все эти 10 космических тел объединены в одну группу. Задания для детей :


1. разложить планеты в ряд, по мере увеличения размера планет или, наоборот, от самой большой планеты к самой маленькой.

2. определить местонахождение одной планеты относительно другой, ориентируясь по схеме : планета Земля находится левее планеты Юпитер и т. п.

3. Можно использовать условную мерку, например любую веревочку, линейку и т. д для измерения расстояний между планетами и звездой, между планетами и т. д.

4. Планеты можно пересчитывать как в прямом, так и в обратном порядке, можно составлять разного вида задачи и решать их, в солнечной системе крупных планет только 3, включая звезду, сколько тогда маленьких и т. п.

Слайд 13-14

Наглядная плоскостная модель "Счетный торт"

Цель применения :

Учить детей решать арифметические задачи и развивать познавательные способности ребенка;

Учить выделять математические отношения между величинами, ориентироваться в них.

Структура модели ,

модель включает в себя :

1. Пять наборов "сладких счетных частей", каждый из которых разделен на части (как на равные, так и на разные части) . Каждый счетный торт в виде круга, имеет свой цвет.

2. Овалы, вырезанные из белого картона, которые обозначают "целое" и "часть". В игровой ситуации они будут называться тарелочками, куда дети будут раскладывать куски счетного.

Описание работы с моделью :


в арифметической задаче математические отношения можно рассматривать как "целое" и "часть".

Сначала необходимо дать детям представления о понятии "целое" и "часть".

Положите перед детьми на тарелочку обозначающую "целое", счетный торт (все его части, скажите, что торт целый мама испекла и что мы его кладем строго на тарелочку, которая обозначает "целое". Теперь мы разрежем торт на две части, каждую из них назовем "часть". Объясните, что теперь, когда целое (целый торт) разделили на части (на 2 кусочка) то целого теперь нет, a есть только 2 части. Которые не могут оставаться на чужой тарелочке и их необходимо переложить на свои места - тарелочки, обозначающие "часть". Одну часть на одну тарелку, другую часть на другую тарелку. Затем соедините 2 куска опять вместе и покажите, что опять получилось целое. Таким образом, мы продемонстрировали, что соединение частей дает целое, а вычитание части из целого дает часть.




Слайд 15-16

Наглядная объемная модель "песочные часы"


Цель применения :

научить детей измерять время при помощи модели песочных часов ; активно включаться в процесс экспериментирования.

Структура модели :

модель объемная , трехмерная.

Чтобы можно было измерять время, необходимо открыть крышечку донца одной из бутылок и насыпать туда песка ровно столько, сколько его необходимо, чтобы за 1 минуту песок из одного отсека часов перешел в другой. Сделать это нужно путем экспериментирования.



писание работы с моделью :

с помощью модели песочных часов можно сначала провожу познавательное ознакомительное занятие. Показываю детям картинки с изображением разных песочных часов, потом демонстрирую модель , рассказываю о происхождения песочных часов, зачем они нужны, как ими пользоваться, как они работают. Затем вместе с детьми проводим эксперименты : например, эксперимент, доказывающий точность часов.

Таким образом, моделирование является важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и развивающие цели и задачи,

Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно.

За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов.

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми.

Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

  • Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.
  • Раскрыть метод игрового моделирования.
  • Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.
  • Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Наталья Геббасовна увлекается чтением художественной литературы, разгадыванием кроссвордов, интересуется программным обеспечением для ПК, принимает активное участие в педагогических конкурсах.

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

тод игрового моделирования как элемент деловой игры

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

2. Раскрыть метод игрового моделирования.

3. Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн,В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,В.А. Трайнева и др.

Общая характеристика методов активного обучения

Методы активного обучения - совокупность педагогиче-ских действий и приемов, направленных на организацию учеб-ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициатив-ному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на акти-визацию познавательной, коммуникативной, профессиональ-ной деятельности и повышение их качества.

Мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу-ется с экспериментальными данными, которые свидетельству-ют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30%информации, при самостоятельной работе с литерату-рой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой иг-ре) - до 90%). (см. Прил.1).

Традиционные формы методи-ческой работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачива-ют значение из-за низкой эффек-тивности и недостаточной обрат-ной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение пе-дагогов в активную учебно-позна-вательную деятельность с приме-нением приемов и методов, полу-чивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учеб-ная деятельность носит творчес-кий характер, формируются позна-вательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основ-ном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о пу-тях решения той или иной пробле-мы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в про-цессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, ак-тивные методы обучения характе-ризуются высоким уровнем актив-ности как обучающих, так и обуча-емых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной дея-тельности различны и зависят от природы и содержания соответ-ствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формиру-ет умения и навыки профессиональ-ной деятельности, при этом развива-ются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам ак-тивных методов обучения отно-сятся: развитие самостоятельнос-ти, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, раз-витие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обу-чения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить опти-мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные мето-ды обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к методичес-кой работе с педагогами.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к актив-ным методам обучения относит дело-вые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ро-лей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обуче-ния: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода ана-лиза конкретных ситуаций обуча-емым предъявляется ситуация, свя-занная с некоторым моментом функ-ционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким мето-дам относится решение педагогичес-ких ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведе-ния, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комп-лекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и пара-метры игрового комплекса. Для ро-левой игры принципиально важно наличие именно модели управляю-щей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» пе-дагогом организации занятия с деть-ми, роли которых выполняют воспи-татели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируе-мая роль, не моделируется деятель-ность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспита-телей в чрезвычайных обстоятель-ствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельност-ные игры применяют для решения сложных социально-производствен-ных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (например, для разработки програм-мы развития ДОУ, организации праздника и т.д.).

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкрет-ных ситуаций и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управ-ления, и управляющую систему.

Классификацию активных мето-дов обучения дают в своей работе «Деловые игры»Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, бази-рующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. (рис.1)

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руково-дителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

. деловые игры;

. дидактические или учебные игры;

. игровые ситуации;

. игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

Мозговой штурм

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

Игры-проектирование

Рисунок 1.Методы активного обучения

При этом к игровым процедурам и приемам относят сред-ства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других тра-диционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с ис-пользованием метода анализа конкретных ситуаций в видеил-люстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запла-нированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лек-цию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискус-сию, лекцию - беседу - реализующие принцип диалоговогооб-щения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализо-ванной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дис-куссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с неза-планированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, кри-тика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр,театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реа-лизующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для ме-тодов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют моти-вацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессио-нальных умений и навыков, освоение передового опыта, конт-роль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации про-цессов и структур; проектировании и конструировании объек-тов; выборе тактики действий в управлении, общении и кон-фликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологи-ческой задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, вы-думке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предпола-гающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают аудиторные и внеаудитор-ные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники выде-ляют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Деловая играв педагогической системе

После рассмотрения все-го комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр. Сегодня термин «деловая игра» час-то используется в методической работе ДОУ, однако употребление его не всегда отражает сущность организуемого процесса.

Теоретические основы и прак-тическое применение деловых игризложены в работах Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в раз-ных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь с положительными эмоция-ми. Вспоминаются развлекательные игры типа КВН или «Поля чудес».

И действительно, игры нас окру-жают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, спо-собствующие возникновению игро-вого интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих воз-можностей как игрока, азарт ожида-ния непредвиденных игровых ситу-аций, удовлетворение от успеха, ко-рыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использо-вание игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опира-ются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Оп-ределений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленчес-ких решений в различных произ-водственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

Другой разработчик деловой игры - Ю.С. Арутюнов - счита- ет, что деловую игру можно рас-сматривать как новую область деятельности и научно-техничес-кого знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, ис-следования и решения производ-ственных задач.

В.Н. Бурков и его последовате-ли называют деловой игрой ими-тацию на модели производствен-ной, хозяйственной и организаци-онной деятельности в учебных и исследовательских целях. Дело-вая игра - это имитация реаль-ных производственно-экономичес-ких процессов на игровой модели с целью формирования у обучае-мых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркиваетС.Н. Павлов, активный метод обу-чения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной дея-тельности в роли лица, принима-ющего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особеннос-тей деловых игр.В первом подчер-кнута роль компьютера, во вто-ром - не только учебная, но и ис-следовательская цель, в третьем - развитие экономического мышле-ния, в четвертом - ролевая осо-бенность деловой игры и отнесе-ниеее к активным методам обуче-ния.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се-минары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.

Структура метода игрового моделирования

Выделяют четыре структурные группы элементов игрового моделирования, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассмат-ривать весь комплекс методовактивного обучения, то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда,

2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается способах формирования команд, определе нии и распределении ролей,

3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы дей- ствий участников определяют правила, которые описываются отдельно илив сценарии игры. Условия,в которых осуществ-ляется игровое взаимодействие, называют игровой обстанов-кой.

4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации прин-ципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидакти-ческим целям служат такие игровые элементы, как погруже-ние, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают ус-пешность игрового действия и поэтомув наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех иг-ровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Метод игрового моделированиякак элемент деловой игры

по опыту работы МДОУ № 86 «Колокольчик»

Проанализировав различную методическую литературу, несложно придти к выводу. Что для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовки к очередномуметодическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Старшие воспитатели часто включают в педсоветыи консультации элементы деловой игры - такие как- метод игрового моделирования.

Этот метод может быть применен на любом методическом мероприятии. Например, в нашем ДОУчастью педагогического совета на тему: «Игра - это серьезно!» стало игровое моделирование «Учим детей, играя! (см. прил.2)

Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок. А отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогови состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.:Политиздат,1996. 123 с.

2. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. - СПб.: Образование, 1992. 84 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

4. Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia , 2003. 144 с.

5. Дошкольное образование в России./Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1995.

6. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. -. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.

7. Елжова Н.В.Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Ежова. - Изд. 2 -е, перер. и дополн. - Ростов н/Д.:«Феникс», 2010.-250 с.

8. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск: ЧГПИ, 1978.

9. Прокопьева М.М. Ксендзова Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика. Учебное пособие. Якутск. 2003. 47 с.

10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

по использованию метода игрового моделирования

Непосредственная разработка материалов метода игрового моделирования включа-ет в себя следующие этапы:

· создание проекта;

· описание последовательности действий;

· описание организации проведения игры;

· составление заданий для участников;

· подготовка оборудования.

Проект

1. Название игры, ее цели.

2. Состав участников.

3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру

в целом.

4. Суть проблемы, подлежащей решению.

5. Состояние исследуемого вопроса.

6. Руководство игрой.

7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва-рительного

изучения.

Для разработки метода игрового моделирования необходимо создать имитацион-ную и игровую модели, которые должны органически наклады-ваться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо чет-ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы-работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор-ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен-ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Подготовка игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте-но, где, когда, кеми какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Приложение 1


Приложение 2

Игра - это серьезно!

(Тематический педсовет)

Цель : систематизация знаний педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание вДОУ условий для их самореализации.

План проведения педсовета:

1. Краткий отчет раннее принятых решений от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

2. Анализ создания предметно-развивающей среды для игровой деятельности - выступление и.о. заведующей Никифоровой Т. И.

3. Сообщения из опыта работы:

Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка - сообщение психолога Павловой М.А. (слайд-шоу)

4 . Игровое моделирование« Учим, детей играя!» - ответственный ст. воспитатель Сметанина Н.Г. (слайд-шоу)

5. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Ход проведения педсовета:

1.Краткий отчет раннее принятых решений на установочном педсовете от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

На установочном педсовете педагогами были приняты решения о своевременном посещении ипостоянном контроле утренней гимнастики, закаливании, режиме, проветривании, прогулки. Были проведены оперативные контроли за всеми группами детского сада. В ходе такого контроля все группы выполняют предписанные решения.

2.Выступление и.о.заведующей Никифоровой Т.И. по второму вопросу:

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогикив поиске путей совершенствования среды. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

В ходе тематического контроля «Развивающая среда в группах» было выявлено, что исследуя развивающую среду ДОУ можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются систематически, для этого имеются условия. Воспитательв соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» старается модернизировать условия развивающей среды. Педагогом подбираются художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов самостоятельной деятельности.

Анализируя программы обучения и воспитания можно сделать вывод, что перед педагогами выдвигаются задачи по организации и оснащению развивающей среды в разнообразных видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержаниеми новыми средствами.

3.Выступление психолога Павловой М.А. по третьему вопросу. (слайд-шоу)

4. Деловая игра « Игра - это серьезно!»

Цели : в нетрадиционной форме показать свои знания в области психологии и педагогики игровой деятельности; формировать способность быстро и логически мыслить,культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенные одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Все участники делятся на две команды и выбирают себе капитана и название команды. Выбор состава жюри, ответы оцениваются баллами, каждый правильный ответ - 1 балл. В конце игры подсчитываются общий балл каждой команды.

1. Разминка. Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.

1.Средство общения (язык),2. восхваление лучших чертчеловека (комплимент), 3. партнер в диалоге (собеседник), 4. свободное от работы время (досуг), 5. парадное спасибо (ура), 6. подставка под обед (стол).

2. Великие имена - великие идеи. Конкурс «Кто автор высказывания?»

1-вопрос. Кому принадлежат следующие слова: «…игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» (Н.К.Крупская) 2-вопрос. «Овладеть правилом игры - значить овладеть своим поведением» (Леонтьев) 3-вопрос. «Игрушка, по образному выражению …..- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности» (Макаренко) 4-вопрос. «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Е.А.Флерина)

Я предлагаю вам следующие варианты ответов:

1. Макаренко 2. Леонтьев 3. Крупская 4. Сухомлинский 5. Флерина 6. Ушинский 7. Усова

8. Выготский

3 . «Мозговая атака» Замените предложения пословицей (кто быстрее)

Учись всю жизнь (век живи, век учись). Беречь время (делу время, потехе - час).

Береги здоровье (береги платье снову, а здоровье - смолоду). Не болтай (держи язык за зубами). Не торопись, делай все аккуратно (поспешишь - людей насмешишь; делаю наспех - делаю насмех). Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело гуляй смело).

  1. «Педагогика за рубежом 1-вопрос. Это направление в педагогике возникло при

работе с трудными детьми. Основополагающими словами в нем являются: «Развивающая среда и действие» А помогающие предметы - богатый сенсорный и дидактический материал». Кто автор этого направления (Монтессори.)2 -вопрос. Это направление имеет два принципа:- действие по подражанию;- близость с природой.Здесь предполагается большое количество взрослых, принимающих активное участие в воспитании, и действии детей с предметами натурального происхождения. О какой педагогике идет речь? (Вальдорфская)3-вопрос. То, что в российской педагогике называется ТРИЗом. Имеет аналог и в зарубежной педагогике. Кто из зарубежных авторов интеллектуальных задач для детей? (Джанни Родари)

4. Игра «Личность» Каждая команда жестами, мимикой показывает выдающуюся личность; если противник угадал, то зарабатывает балл.

5. «Черный ящик» Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, споров и горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот прельщало. Это предмет встречался не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (яблоко)

6 . «Ты мне - я тебе» Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера игровой деятельности.

7. Конкурс капитанов 1-вопрос: В каких народных играх используется палочка? (Р.Н.И. «палочка-выручалочка», р.н.и. «Шар», «Городки», башк.н.и. «палка-кидалка», дагест.н.и. «палочка-стукалочка».) 2-вопрос: В каких народных играх используется мяч? (р.н.и. «Мячик кверху», «Лапта», «Большой мяч», «Блуждающий мяч», «Выгони мяч», «Гонка мяча по улице»)

8. Фантазеры Команда выбирает самого эрудированного педагога. За 1 минуту ответить быстро на вопросы. Побеждает та команда у кого больше баллов.

«холод» (мороз). Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

Что такое психология? (Наука о душе.) Основоположник ТРИЗа. (Алътшуллср Т. С.)

Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач.) В какой стране и в каком году начата работа по ТРИЗу? (В нашей в 1946 г.) Уверенность в доброжелательности, добросовестности, искренности другого. (Доверие.) Признак, присущий от рождения. (Врожденный?) Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (За-висть) Стремление сознательно искажать истину. (Лживость.) Способность мыслить и действовать без посторонней по-мощи. (Самостоятельность) С какого возраста начинать развитие творческого вообра-жения. (3-5 лет.) Человек, не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оп-тимист.) Врожденная форма поведения. (Инстинкт.)

В какой области науки была начата работа по ТРИЗу? (Тех-нической.) Человек,которыйможет свернуть горыради достижения своей цели. (Одержимый.) Следование поведению другого. (Подражание) Совокупность высших нравственных принципов личности.
(Честь)
Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная) Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть) Заимствованныйобразец,которомуслепоподражают. (Шаблон)

4. Решение педагогического совета

1. Продолжать создавать в детском саду условия для развития игровой деятельности;

v пополнить в группах игровым материалом уголки (ответственные воспитатели,срок - в течение года);

v оформить фотостенд для родителей «Развитие ребенка в игровой деятельности» (ответственные - заведующая, ст.воспитатель; срок - в течение года).

2. отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста (ответственный ст. воспитатель, анализ планов - ежемесячно)

Присутствовало:

Отсутствовало:

Председатель педсовета:

Секретарь:

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования .

Можно использовать различные виды моделирования :

Предметные;

Схематические;

Цветовые;

Графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма су­щественны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобще­ния, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей воз­можно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

Можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

3. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

5. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

6. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

7. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

  1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
  2. Составление модели педагога совместно с детьми.
  3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования . Можно использовать различные виды моделирования :

  • предметные;
  • схематические;
  • цветовые;
  • графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

Нулевой период - «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Хотя ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

  1. Замена реального предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

  1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.
  1. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

  1. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

  1. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

  1. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

  1. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

  1. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

2. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

3. С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.