Домой / Для брюнеток / Уроки летних расставаний: зачем ехать в детский лагерь. Неповторимое время в летнем лагере или о чем нужно знать каждой девочке

Уроки летних расставаний: зачем ехать в детский лагерь. Неповторимое время в летнем лагере или о чем нужно знать каждой девочке

До 2020 года в лагере "Артек", празднующем в этом году 90-летний юбилей, планируются масштабные преобразования, чтобы он стал детским центром международного уровня. На это, кстати, от правительства было выделено 17 млрд рублей (об этом заявил накануне премьер-министр Дмитрий Медведев). Впрочем, "Артек" планирует делать кое-что и собственными силами, чтобы меньше зависеть от государственных денег. Во вторник, 28 апреля, директор центра Алексей Каспржак сказал, что "Артек" планирует выпускать сладости под собственным брендом. Мы собрали в соцсетях фотографии, как выглядит лагерь сейчас, ведь, как планируется, его ждут очень большие перемены.

Глава правительства пообещал делать все, чтобы превратить "Артек" в современный центр детского отдыха. Сумма в 17 млрд рублей, запланированная на эти цели, будет выделена в течение нескольких лет до 2020 года. Прежде всего, детский центр будет реконструирован: сейчас на смену туда приезжают 2,7 тысячи детей, а будут - 4 тысячи. Первая смена в этом году в "Артеке" уже стартовала 26 апреля. К первой смене открылись три лагеря: "Лазурный", "Янтарный" и "Хрустальный". Ко второй, юбилейной смене заработают "Морской", "Речной" и "Озерный". В "Морском" сначала хотели сделать просто ремонт, но потом было решено провести реконструкцию, расширить помещения за счет балконов. В процессе к пяти уже действующим корпусам лагеря добавятся еще три - раньше они исполняли роль элитных гостиниц. Здание "Янтарного" тоже переделывается, писала "Газета.ru" . Чтобы меньше зависеть от государственных денег, в "Артеке" планируют запустить производство кондитерских изделий под собственным брендом. Как рассказал Алексей Каспржак, уже ведутся переговоры с кондитерами, производящими одноименные вафли (которые многие в России считают "вкусом детства"). Вполне возможно, что совсем скоро в России попробуют фирменное имбирное печенье, которое будут печь прямо в "Артеке", и другие сладости. Создание собственного бренда, по мнению Каспржака, принесет доходы лагерю и снизит зависимость "Артека" от бюджетного финансирования.

Глобальный ремонт начался в "Артеке" прошлой осенью - масштаб работ оценивается в 5,4 млрд рублей, которые изначально были выделены детскому центру от правительства. Обустроить необходимо было более 200 кв. км территории и 7,5 км береговой линии. Артек сменит оформление - раньше здания был разноцветными, теперь станут светлыми, с коричневыми вставками под дерево. К маю в лагере надеются доделать и новые таблички-указатели - сейчас они только на украинском языке, но впоследствии будут надписи еще и на крымско-татарском, русском и английском языках. Реорганизация продлится до 2020 года.

Как рассказывал ранее в этом месяце "Газете.ru" Алексей Каспржак, один из партнеров детского центра подарил "Артеку" 30 электрокаров на 4, 6 и 8 мест, которые будут использоваться уже с первой смены. Правда, возить на них планируется гостей центра и родителей, а не детей.

В 2015 году выделено 19327 путевок, они распределены на 11 смен с апреля по декабрь. 75% (14 389) путевок уже отдано в российские регионы. Каждый регион получает количество путевок в зависимости от численности детей. Каждый из субъектов Федерации сможет отправить в Крым в одну смену от 10 до 15 детей. 3911 путевок получат тематические партнеры центра. Для школьников из других стран зарезервировано 1027 путевок, это 5%, часть из них также называются внебюджетными, то есть коммерческими. Стоимость одной коммерческой путевки - примерно 64 тысячи рублей.

Как выглядит "Артек" сейчас - в нашем слайд-шоу.

Невозможность уединиться, неделикатность детей или взрослых – в летнем лагере есть и другие причины для детских слез, но главная из них – отсутствие родителей, способных утешить и защитить.

«Я тосковал по дому, по своим вещам, по родителям, мне было тяжело оттого, что я не мог запросто из лагеря уехать. Особенно грустно было по утрам: я вставал задолго до подъема и уходил в лес, пускал кораблики в ручье и наблюдал за белками», – вспоминает 32-летний Борис.

«По маме я скучала. Но понимала почему-то, что должна терпеть, никому этого не показывать, в том числе и маме», – вторит ему 30-летняя Евгения.

В лагере ребенок вынужден справляться с самыми разными ситуациями. Как, впрочем, и в школе – только тут он возвращается по вечерам домой, где можно рассказать, что произошло, и получить помощь и совет.

«Детям иногда приходится переживать трудные и неприятные моменты, это может помочь осознать несовершенство мира, понять, что люди и ситуации бывают разные, иногда негативные», – считает клиент-центрированный терапевт Марина Хазанова.

Отправляя ребенка в лагерь в первый раз, постарайтесь определить, насколько он готов к разлуке

В каком-то смысле, возможно, даже хорошо, что такие переживания случаются вдали от родителей, – ведь они скорее всего захотели бы вмешаться. Когда их рядом нет, ребенок учится по-своему противостоять невзгодам, доверять себе и оставаться самим собой.

«Летнее расставание может быть болезненным и одновременно стать этапом развития ребенка, – продолжает Марина Хазанова. – Ведь индивидуальность рождается из общения с собственным опытом».

Отправляя ребенка в лагерь в первый раз, постарайтесь определить, насколько он готов к разлуке. «Оптимальный возраст для такой поездки – восемь лет, – считает возрастной психолог Галина Бурменская, – но следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для общительных, контактных детей поездка в летний лагерь станет важным этапом взросления. А не слишком уверенных в себе, обидчивых такой опыт может дезориентировать, поэтому лучше отложить его на более поздний возраст».

Принять разлуку

Летний лагерь для многих – первое длительное расставание с родителями, их горестная «потеря»: ребенок учится жить без опеки мамы и папы, вдали от их любви. Пусть в первые дни, особенно по вечерам, бывает грустно и одиноко, но разговоры по душам или безудержный смех в палате после отбоя быстро становятся своего рода компенсацией за привычный мамин поцелуй перед сном.

«Ребенок должен пережить эту разлуку, а для этого ему необходимо научиться действовать самостоятельно, – поясняет возрастной психолог Галина Бурменская. – Принимая неизбежность расставания, ребенок одновременно открывает новый мир, новые отношения. Он может проявить себя, попробовать жить по-своему».

В прежние годы в пионерлагерях были две особые радости, связанные с родителями: родительские письма и «родительский день». И то, и другое было сюрпризом, предметом надежды и ожидания. Многие из нас вспоминают, как и 29-летняя Леся, «родительские наезды с пирожками, персиками и прочими вкусностями».

Теперь летние смены стали короче, лишив смысла «родительские дни», мобильные телефоны заменили письма, но остается радость встречи после смены.

«Это был кайф возврата домой, – вспоминает 37-летняя Юлия. – Тебя ждут с подарками и всегда с каким-то особым угощением, а ты достаешь свои грамоты и медали – было действительно здорово!»

Задача воспитания – помочь ребенку повзрослеть, отделиться от родителей. Поездка в лагерь в этом отношении дает уникальные возможности. Во-первых, ребенок осознает, что родители его любят и думают о нем даже на расстоянии. Во-вторых, освоившись в разлуке с ними, он начинает сожалеть… уже о расставании с новыми друзьями.

«Расставания – единственное, что оставляло у меня ощущение грусти, – признается 37-летняя Наталия. – Разлука с родителями при отъезде в лагерь, прощание с друзьями, когда надо возвращаться… Мы обменивались адресами, обещали встречаться – печаль и радость встречи смешивались, заполняя душу целиком!»

Завязывать отношения

Дружба на одно лето, влюбленность без будущего – лагерь дает детям возможность испытать мимолетные, но оттого не менее сильные чувства. И этот первый опыт личных отношений не может не влиять на развитие личности.

«Каждому ребенку необходимо глубокое общение со сверстниками, – говорит Галина Бурменская. – В хорошем лагере совместные занятия позволяют детям лучше узнать друг друга. Они не только знакомятся, но и могут выбирать тех, у кого такие же вкусы, чаяния, пристрастия».

Главное в этих новых отношениях то, что они возникают вдали от родителей, совершенно свободно. И что с того, если избранник оказывается не самым примерным членом отряда! Выбирая самостоятельно, ребенок освобождается от влияния родительских суждений и мнений, «опробует» свою независимость.

Взрослым стоит смириться с тем, что не все поддается их контролю. Возможно, сын или дочь со временем разочаруются в собственных симпатиях, но этот выбор помогает им взрослеть.

Жить в коллективе

Сам факт принадлежности к коллективу, необходимость жить в соответствии с его порядками и законами изначально воспринимаются разными детьми по-разному. Так, 27-летняя Ирина с удовольствием вспоминает, как «чувствовала себя членом команды – помогала придумывать конкурсы, организовывать соревнования и вечера», а 30-летней Евгении ее первый в жизни летний пионерский отряд казался «каким-то случайным подбором чужих людей».

«Общение в детском коллективе позволяет ребенку на своем опыте освоить важные истины, – продолжает Марина Хазанова. – Хочешь жить мирно – не провоцируй других. Играй по правилам, если ты их принимаешь, или не играй, если тебе они не нравятся. Держи слово, и тебя будут уважать. Так ребенок самостоятельно учится жить среди других людей и выстраивать с ними отношения».

Уметь постоять за себя

Ребенок не всегда готов самостоятельно разобраться в том, как себя вести в новой ситуации и выйти из нее без потерь. Поговорите с ним заранее о возможных трудностях. Два наиболее вероятных испытания, которые ему предстоят, – тоска по дому и конфликт с другими детьми. В обоих случаях главным может стать ваш совет – искать опору в самом себе.

«В ситуации конфликта, когда ребенок не знает, что делать, возможно, ему стоит отстраниться от происходящего и начать «внутренний» разговор с кем-то из родных – с членом семьи, с тем, с кем он обычно обсуждает свои проблемы, – подсказывает Марина Хазанова. – Представив, что бы сказал и как бы поступил этот человек, ребенок скорее всего сможет лучше понять происходящее и не будет чувствовать себя беспомощным».

«Мне было восемь лет, когда я первый раз поехала в лагерь, – вспоминает 37-летняя Юлия. – Соседки по палате вытащили у меня и спрятали моего мишку. Я была в отчаянии, но не заплакала: решила не подавать виду, что мне больно. Я мысленно с ним простилась, смирилась с тем, что больше его не увижу. Это было мучительно, но эффективно. Когда эти вредины увидели, что пропажа меня не задевает, они сами мне его вернули. После этой истории я резко повзрослела. Я осознала, что могу сама себя защитить».

«В летнем лагере ребенку приходится искать выход из разных ситуаций, отстаивая при этом собственное достоинство и то, что ему дорого, – объясняет Марина Хазанова. – Он учится соразмерять нанесенную обиду и свои ответные слова или поступки».

Такие испытания дают ему шанс научиться отстаивать себя и оценивать собственные силы. У ребенка, которому удалось выйти из трудной ситуации без помощи родителей, возникает ощущение самодостаточности и уверенности. Он будет с большим уважением относиться к себе и своим границам.

Осваивать новые модели общения

Летний лагерь – самое подходящее место для того, чтобы дети – особенно подростки – учились обмениваться мнениями, спорить, отстаивать свою точку зрения – между двумя заходами в речку или во время вечерних посиделок.

«Почти все мои школьные каникулы прошли в разных лагерях, – вспоминает 40-летняя Вероника. – Из вожатых, конечно, в памяти остались лишь самые любимые: Юра, который пел с нами под гитару, Марина, которая вела драмкружок. А остальные… я просто старалась, чтобы они не мешали мне жить своей жизнью».

«Те, кто не был лидером в школьной жизни, здесь имеют шанс выйти из привычной роли и самоутвердиться в общении», – считает Галина Бурменская. В отношениях с новыми людьми дети нередко раскрываются в новом качестве.

Не только с приятелями, но и с вожатыми – взрослыми, которые гораздо ближе к подросткам по возрасту, чем родители, и которые, соответственно, больше подходят на роль товарищей. Они могут стать одной из первых позитивных и близких ребенку моделей поведения за пределами семьи и школы. Но даже если вожатый далек от идеала, отношения с ним тем не менее помогают ребенку строить себя.

Стать самостоятельным

Да, в летнем лагере надо вставать по горну, убирать территорию или дежурить по дружине – все не так, как дома. Сравнивая эти два мира, ребенок может со стороны взглянуть на то, как проходит его обычная домашняя жизнь.

В то же время он наверняка по-новому оценит то, что дома у него есть своя комната, свои игрушки и компьютер, мама или бабушка, которые готовят лучше, чем повара в общей столовой... Но взрослеет ребенок именно потому, что мамы с папой нет рядом, чтобы заправить постель или помочь собрать рюкзак.

Лагерь – прекрасная школа самостоятельности и ответственности. Не исключено, что по возвращении родители смогут оценить ее плоды: о чудо – после обеда ребенок по собственной инициативе убрал со стола посуду!

Не бойтесь!

  • Выберите короткую смену: две недели для ребенка восьми-девяти лет. Предложите ему поехать в лагерь с кем-нибудь из его приятелей.
  • Пусть ваш ребенок участвует в выборе лагеря и подготовке к поездке, тогда он сможет воспринимать ее как «свое дело».
  • Не имеет смысла передавать через вожатых написанные заранее письма и ежедневно звонить. Договоритесь с ребенком созваниваться в определенный день недели.
  • Постарайтесь убедить себя, что ему будет полезен опыт самостоятельности, – ведь это действительно так!
  • Договоритесь с вожатыми о том, как вы сможете связаться (с ними и ребенком), если что-то будет вас тревожить.

Что важно при выборе летнего отдыха для родителей и чего на самом деле хотят дети? Как не ошибиться в выборе: чем хороший лагерь для детей отличается от не очень хорошего?

Ксения

Первый раз собираемся отправить ребенка в лагерь. С одной стороны, как-то страшно отпускать его одного, с другой, понимаем, что время пришло – надод приучать к самостоятельности. Ни дома, ни у бабушки он этому не научится. Очень хочется, чтобы все условия нормальные были – питание, проживание. И чтоб ребенку было нескучно. И вожатые адекватные. А дети – из благополучных семей. Пишу и думаю, а такое вообще бывает? Или я слишком многого хочу? Да и вообще, стоит ли его в 8 лет в лагерь отправлять – может, пусть еще дома посидит?

Ваши действия

  • «Важно, чтобы у ребенка в лагере были друзья, знакомые – дети, которые помогут познакомиться и подружиться, подскажут.»
  • «В лагере должна быть хорошая развлекательная программа и увлекательная деятельность, в которой ребенку будет интересно.»
  • «Главное для ребенка – хороший отдых, чтобы поменьше «напрягали». Пускай переключится от учебы. В первую очередь в лагере должны быть нормальные отношения.
  • Трудности и дисциплина – это нормально. Его надо научить тому, чего до сих пор он не умеет: ухаживать за собой, собирать вещи и т.д.

Ошибка

Если вы думаете, что все дети хотят ехать в лагерь, то вы ошибаетесь. Отправляясь в лагерь впервые, ребенок переживает множество негативных эмоций: страх, неуверенность, сомнение. Скорее всего, это первое длительное расставание с родителями, благодаря которому ребенок станет более самостоятельным и независимым. Такое отделение и отдаление – очень ценный опыт для малыша. Важно, чтобы этот опыт стал позитивным и ресурсным.

Проблема

Когда отправлять ребенка в лагерь?
Это зависит от его запаса прочности, насколько он способен самостоятельно справляться с разлукой и одиночеством. Шестилетний ребенок обычно уже через несколько дней начинает беспричинно грустить и проситься к маме. А вот 7-8 летний ребенок достаточно легко может преодолевает расставание в течение трех-четырех недель. В общем же стоит учитывать не физический возраст, а психологический – готовность быть как взрослый, прожить мену самостоятельно.

Как узнать, готов ли ваш ребенок ехать в лагерь?

  • Может ли он оставаться на ночь у друзей или родственников?
  • Переносит ли он разлуку с мамой в течении 7-10 дней?
  • Умеет ли он самостоятельно справляться с одиночеством, находить себе интересные занятия?
  • Готов ли он знакомиться с новыми людьми?
  • Есть ли у него приятное предвкушение относительно лагеря?
  • Как он справляется с мелкими неприятностями?
  • Сформированы ли у него навыки ухода за собой?

Сегодня по запросу «летний отдых для ребенка» выпадает около сотни лагерей.
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на «экологические факторы»: где ребенок живет, как питается, как выстраиваются отношения с вожатыми, с детьми. А уже потом – чем он занят, насколько грамотно выстроена программа. Но это далеко не единственное, что на самом деле играет роль при выборе места отдыха.

Лагеря бывают разные:

Дневной лагерь (без ночевки),

загородний лагерь (полного дня).

Традиционная программа

Специализированные лагеря

проектные, творческие, скаутские,

образовательные, английский язык,

естественные науки

Но на самом деле лагеря можно разделить на две категории: такие, в которых можно просто проводить время, и такие, где его проводишь увлекательно. Чем старше ребенок, тем проще выбирать лагерь — мы ориентируемся на его интересы, хобби, предпочтения.

Хорошо в лагере, где ест много общения, совместная деятельность, возможность узнать что-то принципиально новое. Здесь енпрерывно происходит бурление: дети объединяются в группы по интересам, что-то придумывают, создают, творят, организовывают. Дружба происходит вокруг совместного результата. В хорошем лагере есть много совместной деятельности, вокруг которой и выстраивается общение и взаимодействие.

Вспомните себя: самыми интересными были лагеря, где вы делали что-то нове, необычное, увлекательное, попутно приобретая новых друзейВ лагере есть большой выбор мероприятий – спортивных, творческих, игровых, на которых ребенок может проявить и попробовать себя. Досуг в лагере протекает по определенному ритму, в котором каждый может найти свое место.

Хорошо когда В лагере есть разнообразная деятельность, которую можно выбирать. Есть также возможность также отказаться от участия и просто понаблюдать. Есть время и место, чтобы просто побыть одному, когда тебя никто не трогает и тебе ничего не нужно.

Чем больше ребенок может влиять на происходящее, тем ему интереснее.

А чем больше он может себя проявить, тем это лучше для его развития. Дайте ребенку попробовать новое, с пользой и интересом провести время.

Совет

  • Ребенок, который сам попросился в лагерь и предвкушает эту поездку, получит от него больше удовольствия и легче адаптируется.
  • Если ребенок не хочет отправляться в лагерь, его нельзя отправлять туда насильно. Последствия обязательно проявятся – он начнется злиться, бояться уезжать из дома, скучать. У вас будет много советчиков: одни будут рекомендовать отправить ребенка в лагерь, другие отговаривать. Слушайте себя, смотрите на своего ребенка. Заботьтесь о том, чтобы первый опыт пребывания в лагере был позитивным.
  • Что делать, если ребенок говорит: «Я не хочу в лагерь».
    Во-первых, ничего страшного, если ребенок останется дома. Но надо понимать, что его придется чем-то занять. Иначе ребенок идет по пути наименьшего сопротивления – просто утыкается в телефон или компьютер. Вот такой вы и получите «отдых».
    Во-вторых, выясните, почему он не хочет ехать в лагерь. Среди частых страхов – боязнь шумных мероприятий, нелюбовь к занятиям в бассейне, стеснение переодеваться в общей раздевалке, страх неизвестности. Пообщайтесь с ребенком, успокойте его. Поговорите с администрацией лагеря и попросите их уделить особое внимание вашему ребенку.
  • Что облегчает пребывание в лагере?
    Возможность оборудовать свое место – кровать, тумбочку, место для вещей. Например, наклеить свои фотографии, плакатик, взять любимое одеяло, игрушку, создать «домашний уют». Чем больше ему будет напоминать это место дом, тем проще он переносит разлуку.
  • Обеспечьте ребенку возможность время от времени звонить родным, чтобы иметь возможность услышать родные голоса. Важны также теплые отношения с воспитателями, их поддержка и понимание, знакомство и сближение с новыми друзьями.
  • Полезным будет наличие в лагере «шефа» из старших детей – братьев и сестер, знакомых, друзей. Не лишней окажется потенциальная возможность получить «отпуск», чтобы вернуться домой, переночевать в семье.

Практикум

Расскажите ребенку о лагере – как он устроен, что там можно делать, что будет интересного и необычного. Покажите картинки, примеры.

Посмотрите веселые фильмы про лагерь:

1. Каникулы Петрова и Васечкина

2. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Расскажите о своем позитивном опыте пребывания в лагере.Обсудите, что интересного и увлекателього можно там делать, какие там существуют правила, чем лагерь отличается от школы.

Вывод

Отправляйте ребенка в лагерь, когда он сам этого захочет. Когда он достаточно повзрослеет для того, чтобы хорошо проводить время вдали от родителей.

Мирошниченко Евгений ,
образовательный адвокат

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Ну как же тебе не стыдно!

Советы родителям

Просмотрено

Можно ли кормить малыша и при этом включать ему телевизор?

Советы родителям

Просмотрено

Объятия и поцелуи между родителями положительно влияют на здоровье детей

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Несколько удивительных советов для родителей о воспитании ребенка от Матери Терезы

Советы родителям

Просмотрено

«Едим за двоих» — антисоциальные привычки беременных, которые вредят как матери, так и ребенку!

Уверен, для многих будет неожиданным открытием, когда я скажу, что дети в «Артеке» отдыхают не только летом, а круглый год! Все мои друзья, когда я сказал, что лечу снимать «Артек», сильно удивлялись тому факту, что он сейчас работает.

На самом деле, впервые за много лет самый знаменитый детский лагерь бывшего СССР вернулся к круглогодичному графику работы, позволяя гораздо большему количеству людей побывать в этом культовом месте. Вообще, за последних два года «Артек» очень изменился. Причем, как внутренне, так и внешне. Да, лагерей десять, как и прежде, но если раньше «Артек» был только местом отдыха, то сегодня он является круглогодичным образовательным центром.

Ну а раз он работает круглый год, значит должен быть организован полноценный учебный процесс, ведь дети не могут во время учебного года на целых три недели выпадать из школьной программы.

Итак, как учатся дети в «Артеке»…

Фотографии и текст Сергея Анашкевича1. 90-летняя история, площадь больше, чем у государства Монако, 10 лагерей на одной территории и 30 тысяч детей в год - вот, что такое Артек.

«Артек» на сегодня является, пожалуй, самым успешным проектом развития на полуострове с момента присоединения Крыма к России в 2014 году.

Посудите сами. Пока многие другие инициативы только раскачивают, проектируют, проводят тендеры и ищут исполнителей, в «Артеке» успели провести серьезную реконструкцию инфраструктуры, полностью обновили 6 из 10 лагерей, возвели новые столовые и корпуса… Но самое главное - значительно изменилось само содержание: «Артек» стал круглогодичным международным образовательным центром, а не просто пионерским лагерем.
На его базе сегодня создается уникальная экспериментальная образовательная площадка, единственная в России, на которой разрабатываются и апробируются новые образовательные форматы для детей всей страны.

2. Еще одним важным новшеством последнего времени стало кардинальное изменение принципа распределения путевок. Решено было отказаться от коммерческого распределения, как было раньше, и сформировать систему бесплатных путевок. Министерство образования утвердило специальный порядок, по которому за значимые достижения детей в регионах поощряют поездкой в «Артек». И теперь по региональным квотам школьники из разных частей страны могут попасть сюда за свои заслуги. Здесь учитываются не только успехи в учебе и олимпиадах, а в самых разных областях, будь то спорт, хоровое пение или волонтерство.В «Артек» можно попасть также через систему отбора, которая существует у тематических партнеров. К примеру, есть у «Артека» партнер - Самарский государственный аэрокосмический университет, с которым лагерь проводит образовательную программу по авиастроению. Так вот этот университет рекомендует для участия в специальной тематической смене по космосу несколько победителям своей вузовской олимпиады и детей, проявивших себя в университетском кружке авиамоделирования. Дальше кандидатуры этих детей рассматриваются уже на Всероссийском конкурсе и получают рекомендацию в «Артек». То есть тут вообще двойной отбор, но он оправдан, потому что тематические смены собирают детей-энтузиастов.

3. Дети в «Артеке» не только отдыхают, но и полноценно учатся в школе. Интересно, что в артековскую школу ходят не только школьники, приехавшие из разных уголков России на смену, но и местные дети из Гурзуфа, соседних поселков и даже Ялты.

4. Всего на постоянной основе здесь учится 300 детей.

5. «Артек», фактически, превращается в инновационную площадку образования. Что это значит? В мире есть такое понятие EduCamp - образование в лагере. Например, в Великобритании оно входит в школьную программу. Идея в том, что за партой получать знания хорошо, но важно еще научиться применять эти знания на практике, когда перед тобой встает сложная задача, и ты должен вспомнить в один момент математику, физику, геометрию, информатику.

6. В «Артеке» решили попробовать создать отечественный модуль образования в лагере, который со временем станет частью школьного образования и распространится на другие лагеря. Тематические партнеры «Артека» (Роскосмос, Росатом и другие) направляют сюда своих специалистов, которые ставят детям сложное, но интересное проектное задание, и вместе реализуют этот проект. Вроде увлекательная игра, но на самом деле это и учеба. Например, преподаватели Московского авиационного института научили артековцев делать расчеты беспилотников, моделировать их и печатать на 3D-принтере.

7. Изменилась и сама артековская школа. Компьютеризируют здесь сейчас буквально все, что вполне понятно: современные дети должны опережать существующие тенденции, диктовать тренды, а не пытаться гнаться за технологиями.

Если посмотреть на оснащение классов, изменения за последние годы налицо: вместе с привычными досками для мела на стене висят гигантские планшеты - интерактивные доски, увязанные с компьютером учителя, классные журналы переводят в он-лайн режим, задания для контрольных дети получают на экраны ноутбуков и отсюда же могут отправлять учителю свое решение…

8. Интересно, что даже школьники, приехавшие из дальних уголков России и малознакомые с подобными учебными технологиями, практически моментально осваивают все новшества и уже через неделю на равных с более продвинутыми сверстниками выполняют комплексные задания учителя.

9. Осваивают новые технологии и учителя. Без презентации на экраны ныне не обходится ни одна лекция… Да уж, это не моя школа, когда максимум, что мы могли видеть в качестве наглядных материалов, это типографский плакат по закону Ома или строения того же атома… То ли дело современные развернутые красочные презентации.

10. Даже привычные контрольные работы в «Артеке» проходят иначе, чем в обычной школе. Здесь учитель является непосредственным участником контрольной работы, постоянно взаимодействуя с учениками, а не гордо отгораживается от детей классным журналом за учительским столом, как это бывало раньше.

11. На переменах все сидят в телефонах, планшетах и прочих гаджетах. Интересно, что ни учителя, ни руководящий персонал не имеют ничего против этого, как бы удивительно это не звучало.

На мой вопрос, почему так, ответ был прост:

Мы настолько активно загружаем детей учебным процессом, что им просто некогда сидеть в гаджетах на уроках и факультативах. А в гаджетах сидеть им все равно хочется и нужно. Вот и пусть это делают в них, когда есть время.

12. На территории «Артека» огромное количество зон с бесплатным WiFi, так что проблем с доступом в интернет у них нет. Естественно, нежелательный контент фильтруется при помощи «родительского контроля».

14. «Артек» всегда славился своими спортивными сооружениями. Вы знаете, что их футбольный стадион, вмещающий 10 тысяч зрителей, соответствует всем нормативам ФИФА? А это так! роме того, на территории детского центра есть несколько спортивных залов, спортивных площадок и плавательных бассейнов.

16. Несмотря на то, что «Артек» - это, в первую очередь, море, на его территории располагается несколько полноценных плавательных бассейнов. Здесь есть и 25-метровые плавательные дорожки, и учебные бассейны для тех, кто еще не умеет плавать.

Естественно, зимой бассейн - любимая площадка для множества детей. Так же, как пляж летом…

18. Помимо стандартных программ обучения, дети занимаются и на факультативных курсах. Особенно те, кто попал в «Артек» по линии тематических смен. Кто-то снимает короткометражный фильм, кто-то работает над театральной постановкой, кто-то готовит танцевальное шоу, кто-то разрабатывает учебные компьютерные системы…

Каждый находит свое место в этой детской стране на Южном берегу Крыма.

19. Снимая в одном из жилых корпусов в лагере «Морском», я оказался невольным свидетелем съемки фильма о бытовой стороне отдыха в «Артеке» юными кинематографистами, приехавшими сюда в составе тематической смены. Ребята, увлекающиеся созданием кино, собрались сюда со всей России: из Калининграда, Уфы, Благовещенска, Кургана…

Очень интересно было понаблюдать, как они вживаются в роли, не обращают внимания на камеры, посторонних на площадке и учатся выполнять указания режиссера. Даже если некоторые роли и образы им не очень нравятся. Так и рождается профессионализм.

20. Кстати, вопреки мнению, что в «Артек» не попадают крымские дети, хочу сказать, что это не так.
Во-первых, я уже отметил выше, что 300 детей из Гурзуфа и Большой Ялты ња постоянной основе учатся в артековской школе.

Кроме того, Крым и Севастополь наравне с другими регионами России имеют свои квоты в каждую лагерную смену. Так, в 2015 году в «Артеке» отдохнули почти 1000 детей из Крыма и Севастополя. Кстати, из них только из Гурзуфа - 140 человек!

Ну и, конечно же, круглый год в детский центр осуществляются школьные экскурсии, чтобы дети своими глазами могли увидеть знаменитый «пионерский лагерь» и у них возникла дополнительная мотивация учиться, добиваться успехов в спорте, творчестве или другой деятельности, чтобы попасть сюда уже не на экскурсию, а на полноценную 21-дневную смену…

А сейчас мы поговорим о том, как и чем дети занимаются в лагере после учебы .

Вы удивитесь, но праздношатающегося люда за весь день я на территории так и не увидел. Все-таки, ощущается, что в «Артек» попадают целеустремленные и мотивированные на знания и навыки дети. Даже не верится, что это у нас, прямо Хогвартс какой-то. Все что-то делают, что-то мастерят, что-то придумывают. Кто-то репетирует театральные постановки, кто-то выходит в море и учится морскому делу, кто-то конструирует простейшие летательные аппараты… Ну прямо как когда-то, в лучшие годы Союза. Без показухи и по-настоящему, сами.

21. Время досуга в «Артеке» наступает во второй половине дня. После уроков обед, затем час отдыха и факультативные занятия и секции, на которые дети записываются по приезду в лагерь. Каждый волен выбрать занятие себе по душе из нескольких десятков вариантов. Никто ни к чему не принуждает, здесь у детей полная свобода. Воспитатели говорят, что не бывает случаев, чтобы ребенок отказался от участия в секциях - из социума выбиваться никто не желает.

После обеда мы первым делом отправились в морской порт, где функционирует Детская парусная школа, имеющая целый собственный флот - 14 судов, включая шлюпки, шверботы, катера, яхты и даже теплоход. Эта артековская флотилия - одна из наиболее любимых детьми секций.

22. Оно и понятно. Море, романтика, возможность казаться взрослее своих лет и получить навыки, которыми не стыдно будет похвастаться перед сверстниками в своей школе по возвращению домой.

Загружайте анкерок на борт, готовьте уключины и кранцы. Скоро отходим. Баковый, приготовить банки! - с явным удовольствием в голосе отдают команды помощники наставника-шкипера.

Ну и, конечно же, умение вязать морские узлы, понимать изменение направления ветра и правильно строить курс… только ради этого грезят об «Артеке».

25. Наконец, выход в море! Вместе с мальчишками в 6-весельном яле можно увидеть и девчонок. На веслах они, правда, не сидят, но в работе команды участвуют

26. И не важно, что на календаре еще далеко не лето, что на улице лишь около 10 градусов тепла… Юные моряки рвутся в море, быстро разбирают весла и с юношеским задором налегают на них, отправляя ялик к выходу их порта. Сегодня они решили идти мимо скал Адалар в Гурзуф. На все про все - 2 часа!

27. В мартовском выходе в море есть что-то особенно романтичное, мужественное, суровое… В горах в этот день еще идет снег, на головах детей капюшоны и шапочки, но они в море, гребут под четкий счет шкипера и во время коротких остановок-передышек травят байки.

Эх, помню свое детство, точно такие же ялы и эту адскую греблю, которая была самым настоящим наркотиком. Это сложно объяснить. Это нужно лишь ощущать самому.

31. Но не морем единым. Интересы у всех детей очень разные и вариантов их реализации у них здесь масса. Кто-то играет в шахматы, удивляя даже хорошо умеющих играть взрослых, кто-то не отходит от карты звездного неба и телескопа, а кто-то проводит все свободное время на аэробике или в мастерской…

34. Кстати, за то недолго время, которое я провел в артековской мини-обсерватории, сам успел услышать много информации, которой совершенно не знал до этого. И о том, что на небе 88 созвездий, и о том, сколько из них видно в России, и о том, почему зодиакальные созвездия именно названы зодиакальными, а не иначе, и почему.

35. Секции-мастерские, естественно, подразделяются на девочковые и мальчишеские. Первые делают мягкие игрушки, плетут из бисера, вышивают крестиком, учатся готовить или шить, а мальчишки делают воздушных змеев, роботов, моделируют и т.д.

36. Кстати, несколько слов хочется сказать и об инфраструктуре . За два года после присоединения Крыма к России и принятия «Артека» под крыло Министерства образования произошли действительно кардинальные изменения в этой части.

Если говорить о деньгах, то больше, чем в «Артек» за это время в Крыму никуда не инвестировали. 4 миллиарда рублей! За эти деньги обновили и капитально отремонтировали большую часть жилых корпусов, столовых, спортивных сооружений и вспомогательных сооружений.

37. Набережная - любо дорого посмотреть! Она и раньше была красивой и ухоженной, но сейчас на ней еще и современные жилые корпуса лагеря «Морской».

38. Здесь живут артековские дети. Ничем не хуже крутых современных resort-отелей.

39. Отрадно, что во время реконструкции не стали изменять многие культовые и знаковые артековские места, как, например, знаменитые мозаичные панно у некоторых корпусов.

40. Каждый лагерь имеет, так называемую, костровую площадь со зрительскими местами, сценой, огромным экраном и звуковым оборудованием. Здесь происходят все значимые общественные мероприятия, конкурсы, концерты, а летом действуют кинотеатры под открытым небом. Повторю, в каждом из 10-ти лагерей.

41. В «Артеке» есть даже свое почтовое отделение! Из него можно отправлять почту и получать ее…

42. Правда, своего индекса отделение не имеет, вся корреспонденция приходит и отправляется через отделение в Гурзуфе. Но все равно, очень круто, когда дети могут отправить послание родителям на артековской открытке, с артековской маркой и артековским штемпелем!

43. В первом посте я уже говорил, что территория «Артека» больше территории европейского государства Монако и передвигаться по ней пешком бывает долго и утомительно. Для этого здесь есть целый парк электрокаров. Водят их, правда, вожатые и персонал лагеря. Детям баранку не дают, ведь формально они не имеют права на управление этими транспортными средствами.

Но что-то мне подсказывает, что это будет одно из очередных новшеств для апробации в «Артеке»…

44. В общем, переделали и перестроили здесь почти все. И многие места просто не узнать. Например, это здание долго стояло без дела, медленно приходя в негодность. Его решили привести в порядок и сделали огромную столовую. Крутую современную столовую, которая и близко не стоит с привычными столовками, которые мы привыкли видеть в детстве в пионерлагерях. Но ее я покажу завтра в третьей части рассказа об «Артеке»…

Ночные костры, дискотеки под открытым небом, слезы в подушку и переживания из-за мальчишек, тоска по дому – и еще много-много всего, веселого и не очень, можно вспомнить из того, что «живет» вместе с девчонками в летнем лагере.

Невозможно описать всех чувств и эмоций, которые возникают изо дня в день в суете этой жизни. Да, кто не был в лагере, тому сложно представить и поверить, насколько необычно и неповторимо это летнее время.

Девочки-подростки, безусловно, уезжают на отдых в лагерь за новыми впечатлениями, знакомствами, для того, чтобы убежать от контроля родителей и почувствовать свободу.

И это, быть может, в их возрасте правильно. Но, как всегда есть несколько НО, о которых нужно помнить, окунаясь в мир летней жизни.

Прежде всего, речь пойдет о заселении

Жить в комнате с девочками, которых, как говорится, не перевариваешь на дух, никак нельзя. Это испортит всю смену в лагере и принесет только лишь негативное настроение и постоянное напряжение, да и до ссор и выяснений отношений будет недалеко.

Поэтому, случись такое, обязательно нужно поставить в известность воспитателя-вожатого отряда. Летние лагеря, конечно, есть разные и условия пребывания в них также отличаются, но ведь из каждого положения есть выход.

Безусловно, уберечь себя от знакомств с мальчишками, кокетливых взглядов никак не получится.

В лагере всегда возникают симпатии . И это естественно. Девочкам нравятся мальчики, а мальчишкам нравятся девчонки, в этом то и вся прелесть летней жизни. И от этого никуда не убежишь. Главное – не терять голову .

Приятно осознавать, что кого-то радуешь своим присутствием, что есть для кого улыбаться, строить глазки, но влюбляться до безумия не стоит, тем более если мальчишка еще не из твоего города.

Ведь это не последняя , хотя на тот момент будет казаться, что такое больше не повториться. Будут слезы при , телефонные звонки, переписка, но потом все само собой уляжется, незаметно для тебя самой.

Не стоит забывать и о своей безопасности

Ведь вокруг, как правило, полно будет незнакомых людей. Это потом, познакомившись поближе и по духу и взглядам жизни, ты сможешь определить свой круг общения.

Но и после этого, следует остерегаться незнакомых, как взрослых, так и подростков. Также не стоит без сопровождения вожатого выходить за пределы лагеря либо же тайно убегать на местные дискотеки или просто на прогулку.

Это будет большим риском для жизни и обязательно обернется против тебя. О таком поведении будут поставлены в известность родители и школа, а значит, шансов уехать в следующий раз в лагерь практически не останется.

Всем понятно, что девочек привлекают более взрослые мальчишки, а не их ровесники. Они старше, смелее, интереснее.

Но, подобные знакомства также могут таить в себе злой умысел и нехороший финал. Нужно быть очень осторожной при возникновении таких симпатий.

И как бы ни было много свободы, дурманящей радости от новых впечатлений никогда не нужно выходить за рамки приличия в поведении, в своих манерах, в отношениях с окружающими людьми.

Нужно всегда оставаться милой, юной и немножко загадочной для своих поклонников. И тогда отдых в летнем лагере оставит только лишь приятные воспоминания.