Последние статьи
Домой / Для серых глаз / Что такое любовь с научной точки зрения: химия чувств. Что такое любовь? Мифы и факты о любви

Что такое любовь с научной точки зрения: химия чувств. Что такое любовь? Мифы и факты о любви

Интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви - как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин "любовь" употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены, тем более что даже общее понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности. Древние греки выделяли различные виды любви: филияэретике (дружба между влюблёнными), эуноиа (отдавание), агапэ (бескорыстное чувство), по то с (любовное желание), хари с (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение), мания (необузданная страсть), эрос (желание). Современная типология любви, принятая рядом исследователей, различает шесть стилей любви: эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию; люду с-гедоническая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены; сторге - спокойная, тёплая и надёжная любовь-дружба; прагма - возникающая из смеси людуса и сторге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю - любовь по расчёту; мания - вырастающая из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; агапэ - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.
Любовь, рассматриваемая как нравственно-эстетическое чувство, выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием чувства любви является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в любви завершённое единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое. Нравственная природа любви выявляется в её устремлённости не просто на существо другого пола, а на вполне конкретного, единственного и неповторимого человека.
Потребность любви наиболее свойственна человеку в юности. Однако закономерный и неизбежный в этом возрасте всплеск страсти далеко не всегда вызывается собственно любовью, и довольно часто за это прекрасное чувство принимается влюблённость.
Любовь предполагает единственность избранника и соответственно гармоничное слияние трёх влечений - души, ума и тела. У влюблённости же этого слияния нет, эмоциональная привязанность основывается только на одном (максимум на двух) из влечений: на уважении, дружбе или желании.
Любовь - это сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая его страдания. Таким образом,. в любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю. Если принять эту точку зрения, то слова "эгоистическая любовь" становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений.
Симпатия и взаимная любовь в большинстве случаев являются главной причиной возникновения и создания семьи.
Чем сильнее взаимная любовь супругов, тем больше внимания, доверия и заботы они оказывают друг другу, тем выше у них возможность установления гармонических сексуальных отношений (см. Гармония сексуальная). Однако не следует фетишизировать роль любви в браке.
Помимо неё в стабильном и устойчивом браке должна быть супружеская совместимость, во многом определяющая успешность брачного союза. Повседневные заботы, столкновение характеров, темпераментов и личностных особенностей гасят силу любви, и уход её нередко является причиной прекращения брака (см. Развод) или оправданием супружеской неверности (см. Внебрачные половые связи).
Но ведь любовь возникает между людьми, а не между ангелами, и поэтому всевозможные недостатки, ошибки, конфликты, трудности во взаимоотношении - обычное дело, даже если людей связывает глубочайшая любовь. Все препятствия в любви создаются самой природой человека, личностью со всеми её положительными и отрицательными качествами. Безусловно, существует искусство любить, однако верно и то, что невозможно предугадать, как любовь будет развиваться. Действительность намного разнообразнее и непредсказуемее представлений о том, как сделать любовь богаче и счастливее, и любовь в ней чаще проявляется как потрясение.

(Источник: Сексологический словарь)

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Любовь" в других словарях:

    любовь - Любовь … Словарь синонимов русского языка

    Это эгоизм вдвоем. Перефразированная Жермена де Сталь Любовь это взаимное святотатство. Кароль Ижиковский Любовь это попытка мужчины удовлетвориться одной единственной женщиной. Поль Жеральди Любовь это краткий промежуток времени, когда лицо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… … Философская энциклопедия

    Любовь - Любовь ♦ Amour «Любить значит радоваться», – утверждает Аристотель («Евдемова этика», VII, 2). Но в чем различие между радостью и любовью? В том, что любовь, как учит Спиноза, «есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней [или, добавил бы … Философский словарь Спонвиля

    - (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо… … Словарь синонимов

    любовь - 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). ; 2) и … Большая психологическая энциклопедия

    ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии,… … Толковый словарь Ушакова

    Ови, жен. Слав.Производные: Люба; Любава; Любаня; Любаха; Любаша; Любуся; Люся; Буся; Любуша.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз., где появилось как калька с греч. имени Charis. От charis любовь.)Именины: 30 сент. Словарь личных имён. Любовь… … Словарь личных имен

    ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного… … Современная энциклопедия

    Интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного восхождения; … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Любовь меняет все , Любовь Казарновская. Её имя – Любовь Казарновская. Оно известно всем мировым оперным и концертным сценам: Ла Скала и Метрополитен, Сан-Франциско и Монте-Карло, Мариинский и Большой, Ковент-Гарден, Зальцбургский…
39 927 0 Здравствуйте! В этой статье мы обратимся к вопросу о том, что такое любовь. В чем её суть? Какая бывает любовь? Обо всем об этом кратко и ясно мы поговорим в этой статье.

Любовь - это предмет споров учёных из области философии, психологии, физиологии и других наук. Это вопрос, с годами не теряющий актуальности и для умудрённых опытом семейных пар.

Если провести опрос населения относительно данного явления, то, вероятнее всего, большинство ответов будет из разряда: «Любовь – это когда…» То есть говоря о ней, мы всегда обращаемся к сердцу, описывая разные ощущения, которые испытываем, когда любим. А как же иначе? Ведь что бы ни утверждали, но любовь – это чувство, и с этим уж точно никто не поспорит.

Любовь в разных науках

Если говорить кратко, то любовь – это чувство глубокой симпатии к другому человеку или объекту. В ней всегда присутствует заинтересованность в том, кого (что) любишь, желание проявлять заботу о нём, что-то ему отдавать и посвящать своё время.

Биологическая трактовка

В каждой науке свой подход к изучению любви. Химики и биологи утверждают, что в её основе лежат обычные процессы, происходящие в организме человека. В частности, антропологи выяснили, что в период страстной любви вырабатывается дофамин, позволяющий испытывать удовольствие и дающий ощущение удовлетворённости. Кроме того, пребывание в данном состоянии снижает чувство страха, подавляет негативные эмоции вследствие воздействия на соответствующие зоны мозга.

Существует также теория, что мы притягиваемся друг к другу по запаху, который сознательно не ощутим.

Эволюционная концепция указывает на то, что любовь выступает инструментом выживания, поскольку помогает поддерживать долгосрочные отношения, объединяться и поддерживать друг друга, противостоять угрозам.

Психология

В психологии есть несколько определений любви и концепций относительно её природы.

Любовь, с точки зрения этой науки, — это высшая степень эмоционально положительного отношения к объекту, ставящего его в центр собственных интересов и потребностей. А также это сильное устойчивое чувство, обусловленное сексуальными потребностями. Любящий человек стремится занять ключевую роль в жизни объекта привязанности, чтобы вызвать у него интерес и ответную симпатию.

По мнению психолога Р. Стернберга , любовь включает в себя три компонента:

  • страсть (сексуальное влечение);
  • интимность (близость, эмоциональная поддержка, помощь, доверие);
  • обязательства (верность друг другу).

В классическом психоанализе З. Фрейда любовь отражает исключительно сексуальное влечение, выступающее мощным стимулом развития человека.

Э. Фромм выделяет два вида любви: плодотворную и неплодотворную .

  • Первая выражается в проявлении интереса, заботы, предполагает воодушевление, наслаждение, познание друг друга и саморазвитие. Это зрелая любовь, основанная на взаимном уважении.
  • Вторая – неплодотворная любовь – связана с наличием жёсткого контроля над другим человеком, желанием полностью им обладать. Это незрелая эгоистическая любовь. Она не приводит к взаимному развитию, а, наоборот, разрушает его. Такие отношения обычно наполнены различными негативными чувствами.

По мнению А.В. Петровского , любовь основана на интимном влечении и характеризуется внешними проявлениями этого чувства по отношению к другому человеку, желании вызвать ответную любовь к себе. В ней обязательно должны присутствовать открытость и доверие. Лжи в ней не место.

Э. Хатфильд выделяет страстную любовь (сексуальное влечение и эмоциональные вспышки) и сострадательную (основанную на общности интересов и ценностей, дружбе, приятном совместном общении и взаимной поддержке). Идеальное развитие отношений – это переход страстной любви в сострадательную.

Любовь, влюблённость, страсть, привязанность: в чём отличия?

Безусловно, все эти понятия переплетаются и не всегда удаётся поставить чёткие границы между ними. Но всё же существуют весомые различия.

Любовь и страсть

Страсть предполагает резкое возникновение сексуального влечения к представителю противоположного пола. Протекает она бурно, насыщена сильными эмоциями и требует немедленной разрядки. Страсть часто является начальным этапом любовных отношений, но может и сопровождать их длительное время, вспыхивая в определённых ситуациях.

Страсть возможна и без любви, она возникает только между половыми партнёрами с целью удовлетворения сексуального желания.

Любовь – явление более широкое и многогранное. Её можно испытывать и к мужу (жене), и к ребёнку, и к родителям, и к другу, и к питомцу, и к стране, и к человечеству в целом. Поэтому любовь без страсти тоже встречается довольно часто.

Любовь и влюблённость

Влюблённость практически всегда является началом создания романтических отношений. Она предполагает бурное возникновение чувств и сексуального желания. Очень часто влюблённость основана на внешней привлекательности. В отличие от страсти, она может не быть настолько интенсивной и всепоглощающей и обычно более продолжительна по времени и более возвышенна. Именно такой обычно является первая любовь, которая часто и заканчивается на стадии влюблённости.

Влюблённость более поверхностна и менее осознана, чем любовь. В ней ещё может не быть общности интересов, взаимной поддержки и уважения. В идеале с развитием отношений влюблённость должна плавно перейти в любовь.

Существенная разница между этими явлениями в том, что, влюбляясь, мы идеализируем образ объекта симпатии, неосознанно усиливаем его желаемые для нас стороны личности, не замечаем недостатки. Мы любим в нём то, что нас «зацепило» и то, что сами додумали. Со временем этот образ меняется, и если мы разочаровываемся и не находим других ценностей в человеке, то отношения заканчиваются. Если же мы находим новые интересные стороны друг в друге, сближаемся духовно, то наступает новый этап в их развитии – любовь.

В отличие от влюблённости, любовь не предполагает идеализацию друг друга и самообман. Любя, мы принимаем другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и слабостями.

Любовь и привязанность

Любовь и привязанность довольно часто находятся в тесном союзе, и чем дольше длятся отношения, тем крепче этот союз. Но путать их не следует, поскольку нередко бывает так, что любви между мужчиной и женщиной вроде как и нет, а вот привязанность сильная.

Любящий человек всегда чувствует свободнее того, кто просто привязан к кому-либо. Привязанность отличают такие черты, как: зависимость от другого человека, страх его потерять, привычка быть рядом с ним, которая выражается примерно так: «Совершенно не представляю жизни без него».

Привязанность более пассивное явление, чем любовь. Люди могут никак не проявлять свои чувства, они просто готовы быть рядом и терпеть друг друга. Любовь предполагает активные отношения: духовную и физическую близость, заботу и взаимную поддержку, совместный досуг, личностное развитие друг друга.

В привязанности довольно часто стираются личные границы, человек как бы растворяется в своём партнёре. А тот, кто любит, никогда не теряет своего «Я» и внутреннюю свободу. Любящие люди уважают личное пространство и интересы друг друга.

Как отличить любовь от привязанности? Что такое любовь и зависимость.

Именно союз любви и привязанности всегда положительно сказывается на отношениях, даёт и тому и другому чувство защищённости, надёжности и спокойствия. Главное – чтобы каждый испытывал истинное счастье, находясь рядом друг с другом.

Виды любви

С древности любовь разделяли на несколько видов в зависимости от того, как и по отношению к кому она проявляется.

«Эрос» страстная любовь, предполагающая следование сексуальным инстинктам, интенсивные чувства, самоотдачу и полное растворение в объекте любви. Длится она обычно непродолжительный период, после которого либо уходит, либо перетекает в другой вид любви.
«Филиа» любовь, основанная на дружбе, в ней на первое место ставится духовная составляющая отношений, общие интересы и ценности, уважение друг друга. Она может возникать между членами семьи и друзьями.
«Сторге» любовь, предполагающая доброе, нежное отношение к другому человеку, взаимопонимание и поддержку. Развивается она длительное время и связывает родственников (мужа и жену, сестёр и братьев, родителей и детей).
«Агапэ» бескорыстная любовь, выражающаяся в самопожертвовании ради любимого человека. В христианской религии таковой является любовь Бога к человеку.
«Людус» половое влечение, предполагающее флирт и получение удовольствия.
«Прагма» любовь, которую контролирует разум. Обычно она связана с некими корыстными интересами и выгодами.
«Мания» любовь, связанная с одержимостью, ревностью, желанием полностью обладать объектом привязанности и во всём его контролировать.
«Филаутиа» любовь к себе, основанная на принципе: чтобы любить других, нужно нравиться себе и уметь о себе заботиться.

Кого мы любим?

  • Любовь к романтическому партнёру (парню/девушке, мужу/жене) предполагает влюблённость и страсть как составляющие сексуального удовлетворения. Со временем они перестают доминировать и уступают место (но и сами полностью не уходят) другим качествам любви: уважению, взаимной поддержке, преданности, сопереживанию. Романтическая любовь имеет важное биологическое значение, создавая и поддерживая благоприятные условия для продолжения рода.

А что такое любовь для мужчины? В первую очередь, это гарант стабильных отношений, возможность заботиться о хрупкой и милой избраннице, быть рыцарем рядом с ней, восхищаться ею и страх её потерять. Также любовь для мужчин выражается в комфортной и уютной атмосфере в семье, регулярном и интересном сексе и уважении личного пространства.

  • Любовь к себе выражается в понимании себя, самопринятии, адекватной самооценке и удовлетворённости собственной личностью. Любовь к себе выступает основой для других видов любви, поскольку если мы постоянно недовольны собой и испытываем внутренний дискомфорт, то не можем полноценно дарить искреннюю любовь окружающим и притягивать к себе людей. Поэтому один из самых универсальных советов по созданию и улучшению разного рода отношений – наладить, прежде всего, контакт с собой и начать себя уважать.
  • Любовь к детям основана на взаимной привязанности, проявлении заботы, нежности по отношению к ребёнку, умении жертвовать своими интересами ради его здоровья и развития. Чем сильнее вклад в воспитание, чем доверительнее и теплее детско-родительские отношения, тем более гармонично развивается личность малыша.

Материнская и отцовская любовь различаются. Мать и дитя связаны биологически и социально (так как были единым целым до рождения). Отец и ребёнок имеют только социальную связь. В этом смысле матери открыт больший опыт в познании и понимании малыша. Отцу обычно сложнее даётся улавливание его потребностей, он склонен подключать разум (но такая тенденция характерна отнюдь не для всех).

  • Любовь к родителям основывается на привязанности, которая сформировалась ещё в младенчестве, и на благодарности за заботу и воспитание.
  • Любовь к людям , которая в действии называется альтруизмом. Это бескорыстная помощь всем вокруг, самопожертвование ради других. Человек, испытывающий такую любовь, всегда готов заниматься благотворительностью.

Этапы любви

Это чувство всегда находится в развитии и с момента возникновения проходит ряд этапов.

Этапы любви Название этапа Описание
1 Влюблённость
Чаще всего это самое романтичное время в жизни пары. Объятия, поцелуи, подарки, комплименты, учащённое дыхание и биение сердца – признаки, которые наиболее ярко выражены именно в этот период. Преобладает сильная увлечённость друг другом. Эта стадия может длиться от нескольких месяцев до двух лет.
2 Пресыщение, привычка Отношения становятся более спокойными, страсть уже не так сильна. Влюблённые привыкают друг к другу, идеальные образы постепенно рассеиваются, происходит реальное осознание черт друг друга.
3 Отчуждение, конфликты Этот этап – настоящее испытание для пары! Недостатки друг друга могут начать раздражать. Происходит выяснение отношений, ссоры. Растут взаимные требования, снижается терпимость друг к другу. Либо влюблённые расстаются (печальнее всего то, что эта стадия обычно застаёт пару в браке), либо находят друг в друге новые ценности и общие интересы, и отношения начинают развиваться в другом ключе.
4 Терпение, примирение Пара учится принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками, прощать и уважать личное пространство каждого. Важный вывод и навык этой стадии – не пытаться переделывать друг друга, а создавать условия для взаимного развития и совершенствования отношений.
5 Самоотдача, бескорыстие Мы чувствуем в себе желание больше отдавать, чем получать, не требуем ответной реакции на свои действия так, как это было раньше. Хочется безвозмездно дарить удовольствие друг другу.
6 Дружба Супруги уже научились многому: жертвовать собственными интересами ради семьи, уважать и поддерживать друг друга, преодолевать конфликты, совместно создавать уютный быт. Дети уже подросли, и пара снова может посвятить больше времени друг другу.
7 Истинная любовь Наступает стадия, когда супруги достигают духовной близости. Отношения стабильны и гармоничны. Взаимопонимание, принятие и спокойствие превыше всего, требовательности и недовольствам здесь нет места. Даже спустя годы такая пара на вопросы: «Любите ли вы друг друга?» и «Счастливы ли вы вместе?» — утвердительно ответит «Да!»

Признаки того, что человек влюблён

Как понять, что нахлынуло это сильное чувство? Обычно человек меняется и физически, и психологически.

  1. Начинает тщательнее следить за своей внешность, ведь хочется выглядеть привлекательнее, чтобы вызвать у объекта любви ответную реакцию.
  2. Улыбается и старается поддерживать контакт глаз с тем, в кого влюблён.
  3. При встречах с любимым человеком может испытывать волнение, которое иногда бывает трудно скрыть (покраснение кожи, дрожь в конечностях и т. д.)
  4. При общении старается сократить дистанцию, хочет прикоснуться.
  5. Желание постоянно находиться рядом с возлюбленным (возлюбленной): ищет встречи, пишет, звонит. Любым способом старается напомнить о себе.
  6. Поведение может кардинально измениться. Человек может резко поменять привычки, увлечься новыми видами деятельности и пр.
  7. Он стремится проявлять заботу о том, кого любит: жертвует собственными интересами и временем, хочет сделать приятное.
  8. Готов постоянно говорить о том, кого любит в кругу друзей и подруг.
  9. Интересуется всем, чем живёт его объект любви (факты из биографии, хобби, предпочтения и т. д.)
  10. Искренне делится своими мыслями, эмоциями, рассказывает о себе.

Любовь всегда интересна во всех её аспектах и проявлениях. Но сколько бы мы о ней ни говорили, понять, что это такое, мы сможем лишь тогда, когда сами испытаем это чувство. Любите и берегите ваши отношения, если внутренний голос подсказывает, что «вот она – пришла настоящая любовь!»

Любить двоих возможно?! Полигамия. Моногамия.

Полезные статьи:

Что такое любовь? Этим вопросом каждый из нас задавался не один раз – и каждый раз не мог выразить это словами. Почему это чувство посещает человека, в чем секрет его власти над нами, как определить, что то, что мы испытываем к другому человеку, и есть та самая любовь?

Что значит любовь?

Это, пожалуй, самое интимное чувство, которое может испытывать человек по отношению к другому человеку. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.

Истинную любовь дано познать далеко не каждому из нас – ведь только единицы готовы к глубокому познанию любви и постоянной работе над тем, чтобы сохранить ее силу на протяжении долгих лет. Как правило, человек относится к любви в той или иной степени эгоистично, наслаждаясь лишь положительными эмоциями от этого чувства, а когда любовь сталкивается с неизбежными препятствиями – отказывается от нее.

В чем смысл любви? Считается, что только любящий человек способен понять другого человека и принять его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь считается одной из составляющих человеческой социализации и характерна исключительно для homo sapiens – вполне вероятно, что «из обезьяны человека» сделала именно способность любить, а не трудиться. Без любви человек не может понять окружающих и самого себя, найти себе место в этом мире, получать от жизни удовольствие. Это несчастный человек, лишенный главной радости жизни. И только человек любящий сможет познать жизнь во всей ее красе, ощутить всю полноту чувств, которые можно испытывать по отношению к другому человеку.

Сложно ответить однозначно на вопрос, в чем суть любви. Несмотря на существующие определения, любовь для каждого человека индивидуальна и способна сподвигнуть на совершенно разные поступки, действия, эмоции. Для одних это источник вдохновения, стимул для творчества. Для других – разрушающая сила, изматывающая и не приносящая радости (в большинстве случаев это касается безответной любви). Для третьих – это просто блаженство и полное растворение в другом человеке.

Любовь стоит отдельно от других человеческих чувств, отличаясь от них своей духовностью, возвышенностью, побуждением к созиданию и самосовершенствованию. Один из главных «симптомов» любви – когда человек получает больше удовольствия от того, что отдает, чем от того, что получает, при этом не требуя ничего взамен. Речь идет не о материальных вещах, а о духовных – грубо говоря, любя, мы отдаем человеку свою жизнь, ведь отныне все помыслы, все радости и печали связаны с любимым человеком. Именно поэтому не может называться любящим человек, относящийся к любви только с потребительской точки зрения, стремящийся лишь получить от другого человека его внимание и заботу.

Типология любви

В поисках ответа на вопрос «Что такое любовь?» люди находились с давних времен. Еще древние греки вывели целую классификацию типов любви, которая является довольно разумной и не утратила своей актуальности в наше время. Согласно этой типологии, любовь бывает следующих типов:

- «эрос» - любовь-страсть, неизменными спутниками которой являются преобладание чувственной стороны, физиологической потребности друг в друге, пафосность, ревность, полная самоотдача и жертвенность, в которой человек теряет собственное «я», полностью растворяясь в объекте любви;

- «филиа» - любовь-дружба, опирающаяся на духовную составляющую отношений. Это любовь-симпатия, возникшая в результате общения двух людей, которых связали общие интересы, взгляды на жизнь, взаимопонимание и взаимоуважение;

- «сторге» - любовь, в основе которой лежат родовые связи. Это любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братом и сестрой. Сторге – любовь нежная и спокойная, основанная на взаимном доверии;

«агапе» - любовь разумная, основанная на объективной оценке достоинств и недостатков любимого человека. В этой любви не место чувствам и эмоциям – за дело берется разум. Возможно, разумная любовь не настолько поэтична, как страстный эрос, но она более долговечна и созидательна.

В чем суть любви – мнение ученых


У ученых свой взгляд на то, что значит любовь. Согласно последним исследованиям антропологов, любовь – это всего-навсего химические и биологические процессы, протекающие в человеческом организме.

Так, во время страстной любви мозг вырабатывает допамин – вещество, повышающее возбуждаемость, дающее ощущение эмоционального подъема. Выработка этого вещества непостоянна, она длится от 6 месяцев до 3 лет, и этого времени обычно достаточно для того, чтобы влюбленные связали свои жизни для воспроизведения потомства.

Впоследствии выработка допамина прекращается, страсть притупляется, а супруги вздыхают, говоря о том, что «быт заел, и любовь ушла». На самом деле все не так печально – допамин может вырабатываться в мозгу в результате новых ощущений. Для этого нужно не забывать привносить романтику в отношения на протяжении всей совместной жизни.

Смысл любви для каждого из нас заключается в чем-то своем, интимном и непередаваемом словами. Любовь многогранна, как никакое другое человеческое чувство. Познавший истинную любовь человек счастлив, но еще больше счастлив тот, кто смог сохранить ее спустя долгие годы.

высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, матери, детям, музыке и т.д.). Л. между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь-дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной;

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮБОВЬ

высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. к детям, родителям, Родине, жизни и т.п.). Самая яркая форма Л. - индивидуальная половая Л. Л. самозаконна, свободна. Отсюда проистекает ее трагичность, порожденная конфликтом "абсолютности" господствующих нравственных требований и их относительность в рамках Л. Познание Л. в истории культуры (Платон, Августин, Л. Фейербах, Гегель, Ш. Фурье и др.) осуществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой Л. В христианстве Л. рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные особенности человека. Л. - свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительно преодолена. В Л. проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всем его богатстве. Психология и другие науки о человеке рассматривают Л. аналитически, выделяя отдельные элементы любовных чувств. Слово "Л." обозначает при этом два разных, хотя и взаимосвязанных явления: переживаемое субъектом аффективное состояние (чувство, влечение) и основанное на нем межличностное отношение. Человеческая Л. - не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека. Уже у животных выбор сексуального партнера предполагает определенные индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев. Любое философское или житейское определение Л. предполагает специфическое противопоставление ее другим чувствам и отношениям. Оппозиция "любовь - вожделение" описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал; оппозиция "любовь - увлечение" противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и кратковременному и т.п. Фактически же отличить Л. от увлечения можно лишь в результате проверки временем. Современная социальная психология (Д. Ли) различает несколько разных стилей или "цветов" Л.: эрос - бурная, исключительная Л.-страсть; людус - гедонистическая Л.-игра; сторге - спокойная, надежная Л.-дружба; прагма - рассудочная, поддающаяся сознательному самоконтролю Л. по расчету; мания - иррациональная Л.-одержимость, полная зависимость от объекта влечения; агапе - бескорыстная Л.-самоотдача. Эти модели могут совмещаться в одном лице, будучи направлены на разных партнеров. Для педагогики наибольшее практическое значение имеют возрастные параметры Л. Хотя сексуальная жизнь человека и его любовные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т.д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств личности. Сама потребность в Л. у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом свое подобие, другие - дополнение. Взаимные ожидания и роли партнеров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений. Первые детские влюбленности, наблюдающиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают половозрастных ограничений. По мере полового созревания и под влиянием окружающей среды практически все межличностные отношения и привязанности детей эротизируются, резко активизируется интерес к представителям противоположного пола. Юношеская мечта о Л. выражает прежде всего потребность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные мотивы в ней почти не выражены. У подростков и юношей иногда возникает Л. или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что крайне осложняет и без того мучительные переживания таких подростков. К этому явлению нужно относиться спокойно и с пониманием. У большинства подростков такие увлечения с возрастом проходят. Для тех же, у кого они остаются навсегда, - это зачастую единственно возможный вид Л. Преследовать ее жестоко и бесполезно. В этом случае родителям необходимо понять и поддержать своих детей. В юности Л. усложняется, приобретает взрослый характер и нередко перерастает в интимную близость. Возможность ранних половых связей, беременности, заражения венерическими заболеваниями и т.д. вызывают озабоченность учителей и родителей и враждебно-настороженное отношение к юношеской Л. Такое отношение часто приводит к противоположным результатам. Юношеские чувства требуют бережного и тактичного отношения. Необходимы подлинно нравственное воспитание и подготовка школьников к браку, включающие в качестве необходимого элемента сексуальное научное просвещение. Нужно апеллировать не к сомнительным доводам ("смотри, не повреди своему здоровью!"), а к взрослому чувству моральной и социальной ответственности, помогая юноше взвешивать серьезность собственных чувств и меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, специфические проблемы ранних браков. См. также Половое воспитание, Половое просвещение

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).