Домой / Для серых глаз / Игровое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Незнайке! Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему “Профессии”.

Игровое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Незнайке! Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему “Профессии”.

В этой статье:

Для того чтобы занятие по речевому развитию в подготовительной группе дало эффективные результаты, важно позаботиться о создании развивающей среды, где растет ребёнок, и благоприятной для этого атмосферы. Прежде чем описать нюансы работы с детьми в этом возрасте, остановимся на особенностях становления речи в 6-7 лет.

Каждое занятие, направленное на развитие речи, должно помогать детям учиться правильно воспринимать объяснения учителя. В этом возрасте дошкольники должны уметь выделять основные признаки предметов, проводить сравнительный анализ предметов, указывать на схожие признаки, объединять предметы и явления в группы в соответствии с общим признаком.

Нужно понимать, что все вышеописанные действия ребёнок сможет выполнить, если его словарный запас будет достаточно богатым. Поэтому над пополнением активного словаря нужно начинать работать с раннего возраста.

На что направлена словарная работа

Занятия по развитию речи в группе по подготовке к школе обязательно подразумевают собой акцент на словарную работу.
У большинства старших дошкольников активный словарь разнообразный и богатый. Однако нужно учитывать, что между общеизвестными значениями слов и теми значениями, которые сложились в голове у ребёнка, есть огромная разница. Именно эта «семантическая микросистема» и будет при содействии взрослых расширяться и уточняться со временем.

Занятие по ходу словарной работы должно включать в себя определение синонимов и антонимов, которые особенно увлекают старших дошкольников поиском противоположных значений. Активно работая с антонимами, дети в подготовительной группе получают возможность развивать умение сравнивать,
глубоко и пространственно мыслить.
Интересное занятие для старших дошкольников по подбору антонимов – упражнение, требующее окончить фразу, например «Эта собака большая, а эта…» и так далее.

Овладев словарём, ребёнок должен не только его усвоить и понять, но и научиться активно использовать. Только тогда можно будет говорить о богатом словарном запасе старшего дошкольника. Добиться использования активного словаря ребёнком в подготовительной группе - это основная задача взрослых на этом этапе его развития.

Помимо общеупотребительной лексики, входящей в активный словарь, он должен регулярно пополняться образными выражениями, которые дети используют во время пересказа сказок и рассказов, игр, ролевых представлений.
Самый доступный и эффективный способ обогатить активный словарь - использование художественной литературы с динамичным сюжетом и логичными поступками главных героев.
Чтобы обороты из этих произведений попали в словарь старшего дошкольника в полном объеме, нужно разбирать с ним отдельные художественные детали, акцентировать внимание на новых словах, закрепляя их, разбирать сюжет произведения, донося смысл до детей в случае недопонимания.

Грамотная речь

Еще одно не менее важное занятие, чем пополнение активного словаря, - уточнение и активизация речи с помощью специальных лексико-грамматических игр.

Большая их часть будет направлена на формирование:


Педагог, обучая дошкольников использовать сложные формы предложений с помощью наводящих вопросов, требующих развернутых ответов, должен принимать во внимание, что в обычной жизни у детей редко возникает такая необходимость.

Формирование звуковой культуры речи

Развитие фонематического слуха и внимания у детей происходит на седьмом году жизни. В этом возрасте большая часть малышей легко справляются с произношением основных звуков родного
им языка. Более того, в этом возрасте они учатся определять звуки, влияющие на изменение значения слова, например: бак - рак, лук - сук, сок - сон и пр.

Чтобы усилить развитие слухового внимания, детям можно дать задание, в рамках которого им нужно будет подобрать слова с одинаковым первым слогом, после чего проговорить около 10-12 новых слов из словаря вслед за педагогом с обозначением их смысла.
Также можно будет поработать над улучшением слуха у детей, подбирая вместе с ними рифмы к словам, фразам и строчкам.
Работать с дошкольниками нужно с акцентом на развитие слухового внимания, используя скороговорки.

Обучение связной речи

Занятия по развитию связной речи способствуют:


Развитие у детей умения говорить связно - это сложное задание для педагогов. Стоит быть готовыми к тому, что на начальном этапе в процессе работы над развитием связной речи у старших дошкольников их рассказы не будут отличаться логичным сюжетом и интересным содержанием.
Первые творения старших дошкольников обычно переполнены личными местоимениями, повторами, предлогами и союзами. Со временем дети научаться строить более связные и логичные тексты, и тогда можно будет усложнять им задания.

Обучение грамоте: как подготовить детей

В занятия по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит первоочередное формирование у них представления о слове и предложении в целом. Дети в подготовительной группе должны научиться вычленять отдельные слова из предложения. Можно превратить занятие в игру, предлагая малышам посчитать слова в предложении или же расставить слова в правильном порядке, создавая логическую цепочку.

Художественная литература: влияние на развитие речи

Детей перед школой можно и нужно приобщать к чтению художественных книг с целью развития речи, мышления, воображения и памяти. В этом возрасте ребята проявляют повышенный интерес
к книгам определенного жанра, с удовольствием посвящают время их чтению, анализу, обсуждению.

Наиболее интересными для детей 6-7 лет являются фольклорные произведения разных стран мира, а также зарубежная литература, включая поэзию. Особое внимание стоит уделять народным сказкам, загадкам, скороговоркам.

Стараясь увлечь детей подготовительной группы художественными произведениями, нужно принимать во внимание следующие моменты:

  • интерес детей к книгам;
  • способность ребят эстетически воспринимать художественные произведения;
  • интерес к поэзии;
  • умение читать без помощи взрослых.

Нужно учитывать, что принцип работы со старшими дошкольниками отличается от принципа работы с ребятами 5-6 лет. Педагоги могут усложнять задание, проводя беседы с ребятами касательно содержания произведения и сюжета, поступков героев, задавая вопросы и ожидая логичные, развернутые и аргументированные ответы.
Развивая у детей интерес к книгам, нужно помнить, что многие дети в этом возрасте только учатся читать. Рассматривая книги, они будут пытаться прочитать названия, надписи под картинками, оглавление. Всё это потребует от ребёнка определенных усилий, и задача взрослого - поддержать его и помочь в случае необходимости.

Важный момент: перед тем как ознакомить детей в подготовительной группе с новым произведением, педагог должен прочитать его вслух, соблюдая интонацию. Во время такого чтения дети смогут составить первое впечатление о книге, пережить новые эмоции.

До начала чтения книги педагог должен сделать интересное предисловие, рассказать об авторе, высказать собственное мнение о сюжете, героях, их поступках. После прочтения книги сюжет и героев можно обсудить с детьми, обращая их внимание на
основные моменты.
Знакомство старших дошкольников с художественными книгами включает в себя:

  • регулярное чтение стихов, сказок и рассказов вслух с педагогом и самостоятельно;
  • специальные задания, направленные на улучшение восприятия новых книг;
  • общение с педагогом на основе прочитанной литературы.

Последний пункт подразумевает разные варианты деятельности, начиная от кукольного спектакля и заканчивая ролевым чтением произведения и пересказом с помощью жестов. Каждое занятие в этом случае будет рассчитано на предоставление каждому малышу возможности попробовать себя в разных ролях с обогащением литературного опыта.

В стремлении к речевому совершенству педагоги должны регулярно проверять знания детей в подготовительной группе, обращая их внимание на особенности сказок, стихотворений, рассказов, предлагая процитировать отрывки из них, пересказать или кратко рассказать о содержании.
Важно помнить о том, что воспитание маленького читателя и его способности воспринимать художественную литературу - это сложный процесс, требующий времени. Именно поэтому так важно успешно ввести дошкольника в книжный мир своевременно, попутно совершенствуя развитие речи.

«Правильная сказка». Развитие речи в подготовительной группе детсада.

Программное содержание:

Закреплять знания об особенностях жанра сказки, развивать умение самостоятельно создавать художественные образы, совершенствовать умение сочинять короткие сказки;

упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов,

пополнять словарный и фразеологический запас за счет пословиц на морально-этическую тему;

формировать интерес к устному народному творчеству как народной мудрости, воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности на примере сказочных героев; воспитывать интерес к чтению.

Предварительная подготовка к занятию:

Чтение и рассуждение над сказками на морально-этические темы на занятиях и вне занятий (по перспект. плану);

работа и игры с предложением-пословицей, скороговоркой, названием на занятиях по подготовке к грамоте;

заучивание и использование в качестве физкультминуток, подвижных игр и пальчиковой гимнастики текстов на тему сказки, тему ответственности, дружбы, взаимопомощи;

знакомство с иллюстрациями к сказкам известных художников;

упражнения в анализе подобных сказок («Уголек, Соломина и Боб» бр. Гримм, «Бородка и Пузырек» в обр. Афанасьева А.Н.) на соответствие жанру.

Ход занятия:

1.Приветствие

11.Актуализация знаний о сказке

а) Сообщение темы занятия через загадку:

В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,

Падчерица в ней бедна,

Но красива и умна.

Разговаривают двери,

Строят дом на зиму звери.

Ее слушать не наскучит,

Ведь она всегда нас учит.

Волшебства полным-полна

Догадайтесь, кто она?

Вам даю сейчас подсказку,

Это не рассказ, а …. (сказка)

«Что такое сказка?»

Что такое сказка?- Вы любите сказки? Покажите, как вы их любите. (обращаю внимание на то, что дети прижимают ладонь к сердцу, предлагаю поиграть в игру)

б) Речевое упражнение : «Найди словечки с одним сердечком» (дети могут самостоятельно подбирать однокоренные слова или отвечать на вопросы:

Как наз-ся небольшой р-з с волшебством и фантастикой? – СКАЗКА

От какого слова происходит «сказка»? - сказЫВАТЬ, РАСсказЫВАТЬ

А по сути, что такое сказка? - РАСсказ

Как можно сказать о маленькой сказке? - сказОЧКа

Как наз-ют человека, который сочиняет сказки? - сказОЧНИК

Лягушка в сказке настоящая или какая? - сказочнАЯ

Уголек настоящий или герой…? - сказочнЫЙ

Веретено из «Бабушки-Метелицы» какое? - сказочнОЕ

Пузырек и Бородка какие герои? - сказочнЫЕ

А мы тоже умеем сказки… -РАСсказЫВАТЬ

К нам приезжает театр и сказку… - ПОказЫВАЕТ

А вы их потом дома… ПЕРЕсказЫВАЕМ

Сказочник сказку не читает и не рассказывает, он ее…- СКАЗЫВАЕТ,

и даже есть похожие на былины, большие сказки, целые книги - СКАЗы

в) Беседа об особенностях жанра

Кто создает сказки? (Какими бывают сказки?) – народные и авторские

Почему сказки называются народными? (Ее сочинил народ, н один человек, с каждым рассказыванием она становится все лучше и интереснее) .

Как обычно начинается сказка? (зачин: «жили-были», В три-девятом…»)

Что бывает в сказке, чего не бывает в жизни? (о фантастике и волшебстве)

Как заканчивается? (добро побеждает зло, - «хорошо»)

Чем полезна сказка? (всегда чему-то учит)

г) Психофизич. зарядка:

Во дворе метель метет как? – Вот так! (Громко.)

По полю лиса идет как? - Вот так (Хитро)

Елочка в лесу стоит как? – Вот так! (Спокойно, уверенно

А в берлоге мишка спит как? (Тихо)

Дятел по стволу стучит как? Вот так!

Зайка по полю бежит как? - Вот так. (Весело)

Убегает от зимы как? - Вот так! (Громко, свободно

А гостей встречаем мы как? - Вот так

Ортоп. упр-е: повороты плечами в

стороны, со свободными взмахами рук.

Ходьба на месте, круговые дви жения плечами поочередно вперед с

пом рук (имитация движения лап лисы)

Основная ортопедическая стойка.

Приседание из ООСт, соблюдая

равновесие и не наклоняясь вперед

( уверенно, спокойно

Наклоны вперед, «складывание»

Прыжки на месте

Дети бегут к стульчикам. (Спокойно, уверенно).

Дети показывают правильную ортоп. посадку.

111. Неправильная сказка

1.Чтение сказки ( В обработке А.Н. Толстого)

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем!

Нет, лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

2. Рассуждение над сказкой

Вам понравилась? Вы бы хотели ее слушать на ночь? Почему не понравилось? (отзывы детей)

О ком рассказано в сказке? О Пузыре, Соломине и Лапте.

Давайте выясним, почему так плохо закончилась сказка., можт быть все дело в героях?

Какая Соломинка? Какой у не характер? П очему вы так решили? (Нехитрая, наверное, добрая,послушная, никакая но без собственного мнения..- неумная, на доске пишем: «Соломинка – глупая»

Какой Лапоть? - боится труда –ленивый, плохой друг, знает, что тяжелый, а все равно идет по Соломинке («Лапоть – ленивый»)

Какой Пузырь в сказке?..- ленивый, боягуз, злой («Пузырь – злой»)

Вывод по законам жанра

Посмотрим на характеры, читаем: «Соломинка – глупая», «Лапоть – ленивый», «Пузырь – злой» - хороших добрых героев нет.

Сказка закончилась плохо – НЕПРАВИЛЬНАЯ сказка.

Что делать?

1 V . Мы сказочники (воспитатель предлагает всем превратиться в сказочников. Но сказочниками нужно учиться и сдавать экзамены. Вы согласны? Приготовимся:

    Пальчиковая гимнастика:

Пальчик-мальчик, где ты был?
В сказку с братцами ходил.
С этим по лесу гулял,

С этим шишки собирал,

С этим я в снежки играл,

С этим с горочки катался,

С этим я в снегу валялся,

С этим сказку повстречал,

С этим сказку сочинял,

Этот сказку записал,

Этот сказку рассказал.
Вот такие мы друзья:

Знаем сказку: ты и я!

2. Экзамен на сказочников:

Игра: «превращение» Цветовые схемы надо превратить в слова: Топор(ы),

Бревно (дерево), Мост(ик) – объясняют, для чего нужны эти предметы.

Игра «Скажи наоборот »:

С - не хитрая – мудрая

Л - ленивый - трудолюбивый

П - трусливый – храбрый,добрый

Игра «Собери пословицу»

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Друзья в беде не бросают.

Дружно – не трудно, а врозь- хоть брось,

Не смейся над чужой бедой,- своя придет

3 Правильная сказка (рассказывание по итогам анализа)

(Здесь учитываются способности Соломинки, трудолюбие Пузыря и Лаптя, их доброта и взаимопомощь)

Жили-были...Пошли...Дошли до реки…

Соломинка уже имела опыт построения поста (опытный проектировшик) и предложила построить мостик…Пузырь, перенес дрова. Лапоть споткнулся и упал с моста. Пузырь прыгнул в воду, помог другу выбраться.

А когда они пришли домой, Соломина растопила печь, накормила друзей.

И жили они дружно и весело

V . Итог:

Превращение в детей группы: «трекс-пекс –повертись, снова в группу превратись»…

Вывод о «правильной» сказке, что сделали, чтобы исправить сказку, повторить особенности жанра…

Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)

Конспект: итоговое занятие по развитию речи

Автор : Паргишева Раиса Николаевна МБДОУ «Энергетик»
Подготовительная группа №9
Предлагаю Вам конспект по развитию речи в подготовительной группе, его можно использовать как повседневно, так и на итоговом занятии, удачи.
Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте.
Цели:

образовательные –Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.
развивающие – Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование :Напечатанные слова, схемы к предложению, компьютер с напечатанными ребусами, картинки морковки и ёлки.
Ход занятия.
1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой на занятия.
- Здравствуйте ребята.
(Здравствуйте).
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.
2. Актуализация знаний .
- А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра – начинается игра,
Лы-лы-лы – забиваем мы голы,
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Са-са-са – под кустом сидит лиса,
Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,
Ша-ша-ша – мама моет малыша,
Ар-ар-ар – кипит наш самовар,
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,
Та-та-та – у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч – наступила ночь.
- Какие вы у меня молодцы. А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места, но прежде всего, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками.
(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).
3.Основа занятия.

- Сядьте все ровненько выпрямите спиночки, ножки подружились, незабываем расстояния между партой и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, незабываем, что он должен смотреть вам в правое плечико. И так приступим:
- Чем отличаются звуки от буквы? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
-А какими бывают звуки? (гласные, согласные).
- Гласные звуки это, какие.
- А согласные? (произносятся с преградой)
-Отгадайте загадку.
Первая книжка
Для всех детишек,
Учит - мучит,
А научит – радует.
(На экране компьютера загадка, отгадка Азбука).
- Конечно же, это азбука.
- Молодцы.
- А теперь у меня к вам такое задание, напечатайте эту отгадку на своих листочках. А теперь давайте разберем это слово.
Сколько слогов в этом слове?
-Назовите первый слог, второй, третий.
- Назовите все глазные звуки в этом слове.
- Теперь назовите мне согласные.
- На какой слог падает ударения в этом слове.
- Теперь поработаем дальше.
- Назовите первый звук.
- Какой это звук?
- Каким цветом мы его обозначим?
- Какой второй звук в слове?
- Какой это звук? Каким кружочком мы его обозначим?
- Какой третий звук в слове АЗБУКА? Каким кружочком мы его обозначим?
- Какой это звук?
- Какой следующий звук, АЗБУКА?
- Какой это звук? Какой кружочек нужно взять?
-Какой последний звук в слове АЗБУКА?
- Какой это звук? Обозначьте его кружочком.
- Сколько всего букв в этом слове? (6)
- Сколько всего звуков в этом слове? (6)


Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной;
Этот пальчик указательный он, он самый солидный и внимательный он;
Этот пальчик средний не первый не последний,
Этот пальчик безымянный он не любит каши манной,
Самый маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
- Посмотрите внимательно на доску, перед вами элементы букв, вам нужно добавить к нему еще один элемент, так чтобы получилась буква.
(Дети придумывают буквы).
- И так вы составили буквы. Назовите мне гласные буквы, согласные.
- А теперь из этих букв составьте слова, так чтобы эта буква была в начале слова.
(Дети составляют слова, педагог записывает их на доске, а дети на листочке).
- А теперь немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.
Слабый мороз – сильная жара;
Взять много – отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка.
- Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.


- Подойдите к мольберту, посмотрите перед вами схема предложения, вам необходимо добавить ее словами, так чтобы получилось предложения.
1. В лесу_________________________елка.

2.Эмма_________________________на стуле.
Произнесите это предложения с разными интонациями (педагог показывает знаки (.!?).
Разгадай ребусы
- Подойдите к компьютеру, встаньте, так чтобы вам было всем видно. Посмотрите на первый ребус, кто знает правильный ответ?
-Почему вы так решили?
(ответы детей).
4.Итог занятия.
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Что больше, вам понравилось?
- Как вы думаете, справились ли вы с заданием.
- А какое задание для вам было самым сложным.
- Посмотрите, я поставлю перед вами 2 баночки. Если вы считаете, что вы справились полностью с заданиями, то возьмите по морковке, если, вам в чем - то было тяжело и не все успели сделать, то возьмите ёлочку.Покажите нашим гостям, ваши карточки.
Спасибо за занятия, до скорых встреч.

ГБОУ Школа 1375 ДО №6 Москва.

«Осень»

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе… Цель: обогатить речь детей…

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Цели:

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И.Бунин)

Дети:Это осень!
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.

Беседа по слайдам (9 шт.).

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

— Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
— Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
— Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
— А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
— Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
— Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку - дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели……………………(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)
— А после зимы… (Весна)
— После весны идёт… (Лето)
— А за летом наступает…(Осень)
— Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: - Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,
Воспитатель: Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)
Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)
Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)
Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)
Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)
Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)
В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)
Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)
Воспитатель: Проведем физминутку
Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3.Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4.Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

5.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

6.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (Груша)

7.Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)

8.Без рук, без ног,
А окна открывает? (Ветер)
Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали.Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы.На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
Обведем пунктирные линии-соберем листочки в кучу.
Воспитатель: Молодцы,ребята,так славно потрудились.

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Тема занятия: Путешествие в сказку.

Цели занятия: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);

учить объяснять значение слов;

продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными);

расширять словарь детей.

воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа : разучивание речевой разминки, слов физминутки.

Оборудование: клубок, ширма, 4 ведра разной величины, «яблоня», картинки-схемы с героями заменителями, фланелеграф, корзина с яблоками, нарисованные ступеньки, картинки животных (волк, медведь, лиса, кот и заяц).

Ход занятия

I . Организационный момент (дети заходят, здороваются с гостями).

– Ребята, встаньте в круг. Посмотрите, что это? (клубочек).

– Как вы думаете, какой он? (…, …, волшебный).

– Да, клубочек волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).

Вот клубок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Клубку как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми в сказку.

II . Речевая разминка.

– Возьмитесь за руки и чётко повторяйте за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,

Ги-ги-ги – нам клубочек помоги.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

(отодвигается ширма, а за ней – «яблоня» и 4 разной величины ведра).

III . Основная часть.

– Вот мы и в сказке. Все эти предметы из русской народной сказки, с которой мы сегодня познакомимся, а называется она «У страха глаза велики».

1. Воспитатель читает сказку.

2. Беседа по сказке.

– Какую сказку я вам прочитала?

– Назовите главных героев сказки?

– Как их в сказке называют? Почему водоносы?

– С какими вёдрами они ходили?

– Как они воду носили домой?

– Что с ними случилось однажды?

– Кто на самом деле испугал водоносов?

– Кому что померещилось?

– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).

3. Физминутка.

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла.

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.

А за ними бегом

Курочка с ведром.

Воды набрали и

Домой зашагали» (дети имитируют движения).

4. Подготовка к пересказу сказки.

– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.

– Как вы думаете, что это за герои?

Бабушка внучка курочка мышка заяц

Перед вами 3 картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.

5. Повторное чтение сказки.

6. Пересказ сказки детьми с опорой на схемы (по 3 человека 2 раза).

7. Игра «Ступеньки».

– Каждому водоносу из сказки что-то почудилось. Перечислите, что именно и кому (медведúще, лиса, котúще, волк). Сейчас мы с этими словами поиграем в игру «Ступеньки».

– Поднимаемся по ступенькам вверх, а потом вниз и преобразовываем слова. На нижней ступеньке слово обозначает маленький предмет, а чем выше поднимаемся, тем предмет увеличивается, и вместе с ним преобразовывается обозначающее его слово (волчонок-волк-волчúще и т.д.).

8. Игра «Закончи предложение».

– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», а поможет нам яблочко из сказки. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.

– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).

– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – …(с огурчик).

– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – …(из колодца).

– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – …(из лужицы).

– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – …(за бабушку спряталась).

– Курочка на печку взлетела, а мышка – …(под печку схоронилась).

– Бабушке привиделся медведúще, а мышке – …(котúще).

IV . Подведение итогов.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

(ширма ставится на место).

– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?

Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу на занятии бабушка-старушка с внучкой-хохотушкой вам передали угощение – корзину с яблоками.