Последние статьи
Домой / Для серых глаз / Как делать градацию лекал одежды. Градация лекал мелких деталей и производных лекал

Как делать градацию лекал одежды. Градация лекал мелких деталей и производных лекал

1. Определить размерные и ростовые варианты градации, соответствующие заданной полнотной группе и размерной подгруппе базового варианта. Необходимые размерные и ростовые варианты фигур следует определить по ОСТ 17 – 325 – 81, ОСТ 17 – 326 – 81.

Например, разработку лекал женского жакета проводили на типовую фигуру158 – 96 – 104. Этот размер базовым для второй полнотной группы, подгруппы малых размеров, в которую включены типовые размеры 84, 88, 92, 96, 100, 104 и типовые роста 146 152, 158, 164, 170, 176. В градационных чертежах необходимо осуществить построение 3 размеров в меньшую сторону и двух размеров в большую сторону. Для базисного 96 размера следует построить лекала всех недостающих ростов: 146, 152, 164, 170, 176.

2. Построить контуры базового размеророста деталей узла. Нанести оси градации на каждую деталь.

3. Выбрать способ и схему градации из числа рекомендованных (1, 2, 4 …8) или имеющихся на предприятии.

4. Зарисовать схему градации деталей узла спинки. На схеме указать направления и величины градационных приращений в характерных точках (∆х i , ∆у i ).

5. Построить градационные чертежи по размерам, затем по ростам. Чертежи выполняют на миллиметровой бумаге в М 161.

6. Выполнить анализ и уточнит градационные чертежи по результатам сравнения длин одноименных конструктивных параметров в деталях крайних размероростовочных вариантов. В число анализируемых включают параметры, контролируемые табелем мер технического описания. В табличной форме отразить результаты равнение конструктивных прибавок, заложенных в контролируемых параметров.

Таблица 3.37

Анализ изменения конструктивных прибавок при градации

Наименование конструктивного параметра

Измерение изделия, см

Величина размерного признака, см

Величина конструктивной прибавки, см

Выводы о правильности градации

Ширина спинки

Величина прибавки в опорной зоне постоянна

Ширина плеча

Прибавка изменяется, что соответствует системе расчета и рациональной конфигурации проймы

7. Выполнить анализ сопряжения, накладываемости и неизменности в соотношениях длин срезов лекал крайних размероростовочных вариантов.

Таблица 3.38

Анализ изменения длин соединяемых срезов после градации

Наименование соединяемых срезов

Величина отклонения длин срезов, см

Боковой срез спинки

l = 0

Боковой срез бочка

Таблица 3.39

Анализ сопряженности срезов

Конечно, мало людей могут похвастаться тем, что они знают значение всех слов в языке. К тому же многие из них могут иметь несколько значений. Для того чтобы разобраться в этом, существуют словари. Они же, кстати, помогают расширить кругозор.

В статье попробуем рассмотреть значение слова «градация». Как известно, оно используется в разных областях, чаще всего встречается в литературе, искусстве, товароведении и логистике.

Происхождение термина и его применение в художественной литературе

Градация - это художественное средство для усиления образности речи, своеобразный стилистический прием, построенный на постепенном усилении значимости действия или высказывания.

Слово имеет латинские корни и перевести его можно как «постепенное повышение». Однокоренным словом является «градус», что означает изменение на одну ступень, т. е. повышение или понижение.

Градация часто встречается в поэзии: речь становится экспрессивнее и выразительнее. Она выражена повторами, что позволяет акцентировать внимание читателя на значимых действиях для повествования.

Возрастающую градацию называют климаксом, а убывающую - антиклимакс. Нарастание чаще всего встречается в поэзии. Ярким примером могут послужить произведения А. С. Пушкина. А убывающую градацию можно встретить в любовной лирике: она дает возможность продемонстрировать всю глубину переживаний лирического героя. С помощью этого стилистического приема произведение становится выразительным и экспрессивным.

В искусстве

В области искусства градация - это плавный переход от более темных оттенков к менее насыщенным. С помощью такого приема картины приобретают глубину и сочность. Градацию можно делать не только на черно-белых оттенках, но и на других цветах. Совсем необязательно использовать тона одного спектра. Примером такой градации является радуга.

Переходы между оттенками могут быть как ярко выраженными, так и более плавными. Применение градации позволяет использовать большое количество разнообразных цветов, чтобы сделать произведение искусства объемным и ярким.

Значение в торговле и логистике

Градация - это важный критерий в области товароведения и логистики. Она призвана обозначать качественные характеристики товара. Определение градации продукции - это несоответствие товара по определенным параметрам.

Товары бывают первой, второй и третьей градации.

Первая - это изделия, которые полностью соответствуют всем требованиям и стандартам качества.

Вторая - это те продукты, которые нужно быстрее реализовать. Поэтому их продают со скидкой.

Третья степень - это товары, которые утилизированы в соответствии со всеми требованиями.

Из-за большого количества значений, подобрать синонимы к слову «градация» совсем нетрудно. Это фигура речи или последовательность, чередование, ступенчатость.

Правильное использование градации как стилистического приема, позволяет сделать произведение интереснее и выразительнее. А верное употребление слова в речи позволит продемонстрировать грамотность и начитанность, богатство словарного запаса.

Градация - это не просто художественный прием, это способ воздействия на людей, с помощью привлечения внимания к важным вещам.

Можно ли сделать градацию в программе «Valentina»? Этот вопрос в последнее время мне задают все чаще. Ответ на вопрос — Да, можно ! Но прежде, чем я покажу, как это делать, давайте немного проясним что же такое градация и какие возможности она нам открывает.

Что такое градация?

Градация лекал – это процесс проектирования комплекта лекал деталей одежды различных размеров и ростов на основе лекал изделия среднего размеророста.

Градацией так же называют также инженерно-конструкторский процесс получения ряда аналогичных изображений контурных или конструктивных линий деталей одежды на установленные размеры путем увеличения или уменьшения деталей одежды исходного размера согласно установленным правилам.

Говоря простым языком, нужно создать выкройку на средний размер и рост и потом на её основе построить комплект подобных выкроек на другие размеры.

Какие возможности дает нам градация?

Быстрое, автоматическое изменение и размножение выкроек в программе открывает перед нами ряд возможностей:

  • Делать выкройки на заказ
  • Создавать выкройки на продажу
  • Создавать выкройки для участников мастер-классов, марафонов и конкурсов
  • Шить изделия на продажу

Наверняка это не все возможности применения градации. Если вы знаете больше, пишите в комментариях!

Как сделать градацию в «Валентине»?

Мы можем построить чертеж по меркам любого . Для примера я взяла мерки для пяти стандартных размеров: 44, 46, 48, 50, 52.
Затем создаем копии этого файла с мерками и перебиваем (изменяем) мерки в копиях файлов на мерки 46-го, 48-го, 50-го и 52-го размера. Таким образом получится 5 комплектов мерок.

И теперь применяя к этому чертежу каждый из файлов с мерками, мы можем за считанные секунды изменять чертеж на каждый из типовых размеров. Создаем раскладку и сохраняем файл с выкройкой для каждого размера. Выкройка сохраняется в формате ПДФ. Ее можно распечатать на домашнем принтере.

За небольшой промежуток времени мы можем размножить чертеж на целый ряд размеров.

В чем преимуществ такой градации — выкройки не нужно переснимать на кальку. Выкройка каждого размера получается на отдельном файле. Нам остается только ее распечатать, склеить и вырезать.

Этот комплект типовых мерок мы можем использовать для разных чертежей. Для тех, которые у нас уже имеются или которые мы будем создавать в будущем. То есть потрудиться и создать этот комплект нам нужно только один раз. А использовать его мы можем многократно, как впрочем и любую параметрическую выкройку в программе «Валентина».

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях. Буду рада вам помочь.

© Ольга Маризина

Градация лекал - проектирование контуров лекал деталей одежды различных размеров и ростов на основе лекал изделий среднего размерароста.

В основе градации по ростам лежат межростовые интервалы, установленные с помощью антропометрических измерений фигуры человека.

Одним из требований предъявляемых к процессу и методам градации является сохранение технических характеристик моделей одежды, которые они получили в процессе проектирования и изготовления.

При анализе качества образцов, конструкции которых получены способами градации анализируются следующие факторы:

Посадка изделия в целом,

Положение основных конструктивных линий,

Сохранение силуэтной формы и пропорции, предусмотренных для среднего размерароста,

Сохранение модельных особенностей.

Известно три способа градации лекал:

Лучевой,

Способ группировки,

Пропорционально-расчётный.

Сущность лучевого способа состоит в том, что после перевода контуров лекал на бумагу из определённой точки детали через все наиболее ответственные конструктивные точки данной детали проводят лучи, на которых откладывают величины приращений. Полученные точки последовательно соединяют друг с другом, вычерчивая аналогичные контуры большего или меньшего размера.

Градация лекал способом группировки требует иметь в наличии два комплекта лекал различных размеров: среднего и большего, или среднего и малого. Лекала деталей обоих размеров последовательно переводят на бумагу, обводят их контуры, обязательно при этом совмещая базисные горизонтальные и вертикальные линии. Одноименные конструктивные точки на совмещаемых лекалах соединяют прямыми линиями и делят их на число частей соответствующее числу промежуточных размеров +1. Полученные точки каждого размера последовательно соединяют друг с другом аналогично линиям основной конструкции.

Наибольшее распространение в швейной промышленности получил пропорционально-расчётный способ градации. Сущность этого способа состоит в том, что конструктивные точки лекал перемещают по горизонталям и вертикалям в соответствии с изменениями размерными признаками тела человека и положениями линий членения.

Построение чертежей градации выполняются в следующей последовательности:

На каждой детали одежды исходного размера определяют исходные линии и исходную точку градации;

Устанавливают и обозначают точку градации;

От каждой точки градации исходного размера откладывают в направлении координат величины градации;

Окончательные точки градуированных размеров находят как сумму двух векторов - диагональ параллелограмма, стороны которого являются приращениями к данному размеру детали;

Соединяют соответствующие точки полученного размера и получают контур детали одежды.

Исходные линии и точки оказывают влияние на величину вектора перемещения конструктивных линий и точек и остаются для всех размеров и ростов.

При выборе исходных точек и линий должны быть учтены следующие требования:

Исходные линии и точки должны быть едиными для соответствующих деталей мужской, женской и детской одежды;

Они должны обеспечивать минимальное приращение наиболее сложных криволинейных участков конструкции.

Изменение размеров лекал деталей одежды связано с изменением размерных признаков типового телосложения. Поэтому в основе правил определения размеров деталей одежды при градации лежат закономерности изменения подчиненных размерных признаков в зависимости от изменения ведущих размерных признаков.

Учитывая эти закономерности при градации деталей одежды по размерам линейные размеры деталей изменяются как в поперечном, так и в продольном направлении. При градации лекал деталей одежды по ростам некоторые линейные размеры деталей изменяются только в продольном направлении, пренебрегая поперечными приращениями вследствии их малой величины.

Исходными приращениями по горизонтали для градации по размерам является межразмерная разность по линии груди, талии и бёдер. Распределение межразмерной разности следует производить пропорционально размерам деталей.

Градация мелких деталей зависит от места их расположения в изделии, от величины детали и решается конкретно для каждой модели.

В данном дипломном проекте выполнена градация следующих деталей:

1. Центральная часть переда жакета

2. Боковая часть переда жакета

3. Центральная часть спинки жакета

4. Боковая часть спинки жакета

5. Нижняя часть рукава

6. Верхняя часть рукава

7. Манжета

8. Центральная часть переда платья

9. Боковая часть переда платья

10. Центральная часть спинки платья

11. Боковая часть спинки платья

Составление таблицы измерений шаблонов лекал и изделия в готовом виде

Для составления табеля мер необходимо установить основные и дополнительные измерения для одежды различных покроев и членений, а также предельное отклонение от номинальных основных величин измерения готовых изделий по нормативно-технической документации.

Для плечевых изделий предлагается девять основных соразмерных измерений тела человека:

Длина спинки;

Расстояние, на котором и измеряется ширина спинки;

Ширина изделия на уровне глубины проймы;

Расстояние, на котором измеряется ширина переда;

Ширина переда или полочки;

Длина переда;

Длина рукава;

Ширина рукава;

Длина воротника (изделие с застёжкой доверху).

Для поясных изделий предлагается 3 измерения:

Для юбки:

Длина юбки;

Ширина юбки по линии талии и бёдер;

Для брюк:

Длина по боковому шву;

Длина половины пояса или ширина по линии талии;

Ширина внизу.

В перечень измерений с учетом модельных особенностей могут быть включены и другие измерения.

Таблица 10. Измерения шаблонов лекал и изделия в готовом виде

Наименование мест измерений

Величина, см

измерение лекал

измерение припусков

измерение изделия в готовом виде

Длина спинки: вдоль середины спинки от шва втачивания воротника до низа изделия

шов втачивания воротника - 1,0

подгиб низа - 3,0

уработка - 0,5

Ширина спинки: между швами втачивания рукавов в самом узком месте на расстоянии 15 см от шва втачивания в горловину

шов втачивания рукавов - 1,0

рельефный шов - 2,0

средний шов - 1,0

уработка - 0,1

Ширина изделия на уровне глубины проймы: от края борта до середины спинки

средний шов -1,0

рельефные швы -4,0

обтачивание борта подбортом - 1,0

боковые швы-2,0

Уработка - 0,7

Ширина изделия по линии талии от края борта до середины спинки

средний шов - 1,0

рельефные швы - 4,0 обтачивание борта подбортом - 1,0

боковые швы-2,0

уработка - 0,7

Градация лекал деталей одежды Лекция

План 1. Основные требования к градации лекал. Схемы градации лекал деталей одежды по ростам и размерам. 2. Разработка типовых схем градации деталей. Разработка схем градации нетиповых конструкций. 3. Составление табеля технических измерений.

Градация лекал Градация лекал – это процесс проектирования комплекта лекал деталей одежды различных размеров и ростов на основе лекал изделия среднего размеророста Градацией называют также инженерно-конструкторский процесс получения ряда аналогичных изображений контурных или конструктивных линий деталей одежды на установленные размеры путем увеличения или уменьшения деталей одежды исходного размера согласно установленным правилам

Факторы, влияющие на процесс преобразования лекал деталей при градации: -изменчивость размерных признаков; -структура расчетных формул методики конструирования; -способ расчета величин перемещения конструктивных точек относительно исходных осей; -характер разверток объемной формы фигур различных размеров; -покрой и внешний вид изделий; -свойства материалов.

Анализ закономерности изменчивости размерных признаков типовых фигур Изменение размеров лекал деталей одежды связано с изменением размерных признаков фигур типового телосложения. Поэтому в основе правил определения размеров деталей одежды при градации должны лежать закономерности изменения подчиненных размерных признаков тела в зависимости от изменения ведущих размерных признаков. Градацию производят отдельно по размерам и ростам. Градацию по полнотным группам не выполняют, т. к. типовые фигуры одного и того же размера и роста в разных полнотных группах имеют различное телосложение.

Перемещение конструктивных точек при градации: ΔХ − горизонтальное приращение; Δ − вертикальное приращение; (ΔХ+ Δ) − суммарный вектор перемещения

Основные принципы градации использование единых правил при градации лекал деталей одежды для мужчин, женщин, мальчиков и девочек; единое расположение исходных линий градации; единый способ расчета величин перемещений конструктивных точек; постоянство величин перемещений конструктивных точек относительно исходного базового размера в каждой выделенной подгруппе размеров; единый вид представления информации и научно-технической документации для градации лекал в ручном и автоматизированном режимах. сохраняют неизменными прибавки на свободное облегание, направления нитей основы в деталях, нормы посадки по окату рукава и технологические припуски (на швы, усадку, уработку и т. п.). При градации лекал по размерам исходным приращением по горизонтали является приращение к ширине готового образца по линии груди, равное половине межразмерной разницы − 2 см (т. к. ∆С гІІІ = 2, 0 см). Распределение межразмерной разницы между шириной основных участков одежды (спинки, проймы, полочки) выполняют пропорционально ширине этих участков в изделии и изменчивости размерных признаков ширины спины (Ш с), ширины груди (Ш г. Общую величину горизонтального приращения к ширине рукава в готовом виде обычно проектируют на 0, 1– 0, 15 см больше приращения к ширине проймы. Это делают для сохранения во всех размерах постоянной нормы посадки оката рукава.

Точками градации являются точки пересечения конструктивных линий или точки, находящиеся на контурных линиях деталей одежды, которые при градации изменяют положение по отношению к исходным линиям. Основные точки градации тождественны конструктивным точкам базовых конструкций (БК). Исходные линии (оси) градации – это условные линии, относительно которых происходит преобразование контуров лекал базового размера в лекала любого заданного размера или роста.

Влияние положения осей градации на величину приращений конструктивных точек а – совмещение средней линии и линии талии детали спинки; б – совмещение касательной к линии проймы и линии груди детали спинки; в – совмещение вертикали, проходящей через вершину горловины и линии талии детали спинки.

Основные требования при выборе исходных точек и линий (осей) градации исходные линии (оси) градации и точки должны быть едины для соответствующих деталей мужской, женской и детской одежды; исходные линии (оси) должны быть совмещены с осями прямоугольной системы координат; исходные линии (оси) должны обеспечивать минимальное перемещение наиболее сложных криволинейных участков конструкции; исходные линии (оси) должны совпадать с основными конструктивными линиями базовой конструкции; ось Y должна совпадать с расположением нити основы на деталях одежды.

Лучевой способ Лучевой способ целесообразно использовать при градации деталей головных уборов и корсетных изделий, приращения размеров которых производят в радиальном направлении. Из определённой точки (фокуса) через основные конструктивные точки детали проводят прямые линии. От контура детали вдоль этих лучей откладывают величины приращений точек и получают срезы деталей смежных размеров и ростов.

Способ группировки (графический) Предусматривает совмещение по двум взаимно-перпендикулярным осям двух комплектов лекал (среднего и смежного с ним или среднего и крайнего размеров). Способ группировки используют как исходный для определения величин приращений в конструктивных точках лекал деталей одежды сложных покроев (нетиповых схем градации), а также для конструктивных точек и отрезков, расположенных не параллельно осям X, Y в прямоугольной системе координат, и тех, которые при построении определялись конструктивным способом. К таким конструктивным элементам относятся вытачки на выпуклости лопаток, живота, груди, точка вершины горловины полочки, вершина проймы спинки и полочки и др.

Пропорционально-расчетный (расчетно-аналитический) способ градации. При пропорционально-расче тном (расчётно-аналитическо м) способе величины приращений рассчитываются на основе изменчивости подчиненных размерных признаков и устанавливаются в соответствии с положением конструктивных точек от исходных линий градации.

Система обозначений направлений перемещения конструктивных точек Обозначение По горизонтали По вертикали При увеличении размера или роста При уменьшении размера или роста + вправо → влево ← вверх вниз ↓ − влево ← вправо → вниз ↓ вверх

Типовые схемы градации лекал. Типовые схемы градации лекал разрабатывают для плечевых и поясных изделий применительно к их типовому покрою на основе единых принципов расчета величин перемещений основных конструктивных точек. Типовой конструкцией плечевой одежды на этапе градации лекал считается конструкция изделия с втачным рукавом, состоящая из следующих деталей: спинка, полочка, отрезная боковая часть, рукав одношовный с различным положением шва или двухшовный с задним и передним швами.

Положение исходных линий (осей) градации В деталях изделий типовых конструкций в качестве исходных линий (осей) градации обычно принимают конструктивные линии, определяющие базисную сетку чертежа конструкции.

Исходные линии и точки в плечевой одежде по методике ЕМКО СЭВ: на спинке вертикальная линия (33– 13) проходит касательно к линии проймы, а горизонтальная (31– 33) – по грудной-подмышечной линии, исходная точка – 33; на полочке вертикальная линия (35– 15) проходит касательно к линии проймы, а горизонтальная (35– 37) – по грудной-подмышечной линии, исходная точка – 35; на рукаве вертикальная исходная линия (351– 355) проходит по верхнему участку линии переднего сгиба рукава, а горизонтальная (351– 333) совпадает с линией глубины оката и соответствует положению линии глубины проймы изделия, исходная точка – 351 (рис. 6). При градации воротников оставляют постоянной их ширину по середине и в концах; величину приращений к длине воротника устанавливают в соответствии с изменением длины горловины спинки и полочки. В воротнике выбирается одна исходная линия − вертикальная, чаще всего проходящая через надсечку, соответствующую положению плечевого шва

Не изменяют при градации ширину борта, лацкана, переднего переката втачного рукава, складок, клапанов, манжет, пояса, планок и т. д. Это позволяет пользоваться схемами градации, на которых детали показаны без перечисленных выше элементов одежды. Перемещение точек, лежащих на исходных линиях градации, производят только в одном направлении вдоль линии градации: горизонтально или вертикально. Все другие конструктивные точки контура перемещают по диагонали прямоугольника, сторонами которого являются поперечное и продольное приращения к данному размеру детали

При градации лекал деталей спинки и полочки по ростам продольные размеры изменяют только в продольном направлении на участках деталей, расположенных ниже линии груди (линия талии, бедер и низа) пренебрегая поперечными приращениями вследствие их относительно небольшой величины. Такой подход не учитывает закономерности изменения поперечных размеров при увеличении роста, но позволяет не менять форму опорных участков, влияющих на посадку одежды. При градации лекал деталей по ростам исходным приращением является приращение к длине готового изделия, определяемое на основе межростовой разницы между смежными длинами изделий. Кроме того, величина градации отдельных точек изменяется в зависимости от вида одежды и длины изделия.

В соответствии со шкалой длин изделий и рукавов приняты следующие величины межростовой разницы между смежными длинами изделий: 3 см − для платьев и пальто длиной до колена; 4 см − для удлиненных платьев и пальто; 2 см − для пиджака, жакета; 2 см − для длинного рукава; 2 см − для юбок длиной до колена; 3 см – для удлиненных юбок; 4 см − для брюк.

Типовые схемы градации Типовая схема градации по ростам детали спинки женской одежды. Типовая схема градации по размерам детали спинки женской одежды

— Типовая схема градации детали спинки с рельефом (размеры 84 -104) Типовая сема градации спинки, отрезной по линии талии (размеры 84 -104)

Типовая схема градации спинки с кокеткой в женской одежде Типовая схема градации спинки и бочка женского жакета (размеры 84 -104)

Базовая литература Амирова Э. К. , Сакулина О. В. , Сакулин Б. С. , Труханова А. Т. Конструирование одежды, Учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образ. Изд. Центр /Академия/, 2012 Г. А. Крючкова «Конструирование женской и мужской одежды» . М. 2005 г. Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева, А. И. Мартынова. «Конструирование одежды с элементами САПР» , 2 — е изд. , перераб. к доп. Под ред. Е. Б. Кобляковой. М. : Легпромбытиздат, 1992. Рекомендуемая литература И. А. Радченко «Основы конструирования и моделирования одежды (1 -е издание), учебник, М. 2012 г. Б. С. Саккулин, Э. К. Амирова «Конструирование мужской и женской одежды» . М. 2001 г. А. И. Мартынова, Е. Г. Андреева. «Конструктивное моделирование одежды» , М. 2002 г. Е. Б. Коблякова, А. И. Мартынова. «Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР» .