Домой / Для серых глаз / Мнемотехника примеры упражнений. Мнемотехника: как научиться все запоминать

Мнемотехника примеры упражнений. Мнемотехника: как научиться все запоминать

При помощи простых приемов можно запомнить максимальное количество информации. На помощь для студентов, преподавателей и школьников придет мнемотехника.

При помощи упражнений и специальных методов можно за ночь выучить теорию по экзамену. Читайте, что такое мнемотехника для начинающих.

Это не волшебство и не наука. Мнемотехника – это сбор разных методов и приемов, помогающих усваивать и воспроизводить большое количество информации.

Такие способности пригодятся не только для учебы, но и профессиональным солдатам, шпионам.

Важно! По системе мнемотехники человек может запомнить точную последовательность из 100 карт.

Маленькие хитрости помогут повысить успеваемость школьников, студентов, стать менее забывчивым и рассеянным человеком.

У методики есть большие преимущества. После регулярного выполнения упражнений человек наделяется новыми качествами, повышается активность мозга.

Есть несколько причин приступить к выполнению упражнений прямо сейчас:

  • Использовать приемы можно любому человеку в разном возрасте: от 3 лет до 100.
  • Техника простая, разобраться в приемах легко.
  • Чем больше времени вы тратите на упражнения, тем быстрее развивается ваша мозговая активность.
  • Использовать приемы можно на практике.

Старайтесь выделить время для выполнения упражнений хотя бы 3 раза в неделю. Для ускорения процесса запоминания лучше занятия проводить ежедневно.

Время проведения зависит от возраста ученика: для детей дошкольного возраста достаточно 20-30 минут.

Способы запоминания для детей дошкольников

Маленькие дети, которые еще не ходят в школу, но уже активно разговаривают и хотят развиваться, запоминают все в игровой форме.

Выучить стихотворение для Деда Мороза можно за 5 минут, если сконцентрировать все внимание ребенка на занятии.

В педагогической практике необходимо к каждому ребенку найти индивидуальный подход.

Поэтому лучше заниматься с детьми по отдельности: старший сын – вечером, младший ребенок – днем.

С основными детскими приемами запоминания можно ознакомиться в таблице:

Способ Описание
Рифмы Именно поэтому маленькие дети с таким удовольствием любят учить стихи. Старайтесь с малышом разучивать разнообразные четверостишья, чтобы поднимать уровень его интеллекта
Поговорки Смешные скороговорки и народные изречения не только помогут развивать память, но и откроют новый смысл для ребенка, будут способствовать развитию дикции
Укрупнение Не обязательно запоминать мобильный телефон бабушки, произнося «двести тридцать пять тысяч восемьсот шестьдесят один».

Гораздо проще поставить везде маленькие дефисы и запомнить по частям: 23-58-61

Акронимы Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Эта фраза помогает детям запомнить цвета радуги по порядку.

У американских педагогов есть целый набор акронимов, которые они используют на занятиях

Визуализация При запоминании сложных предметов, стихотворений или букв, нужно задействовать дополнительно зрительную память. Ребенок усвоит информации на 25% больше
Система связи Эффективный метод, который поможет малышу запомнить список покупок или других предметов.

Каждый элемент должен находится в тесной связи со следующим. Если в магазине нужно купить сыр, масло, хлеб и колбасу, то ребенку стоит объяснить, что можно сделать из этих продуктов бутерброд.

Расскажите, как будете намазывать хлеб маслом, положите ломтик сыра и колбасу сверху. Таким образом, можно придумывать длинные истории для запоминания

Ребятам упражнения понравятся. Такие занятия являются хорошим и полезным детским развлечением.

Но не стоит затягивать уроки дольше, чем на 20-30 минут. Маленькие дошкольники еще не готовы к полноценному обучению.

Упражнения для развития памяти для школьников

Для детей старшего возраста, которые уже примерили на себя портфели, подойдут способы сложнее.

Для работы с ребенком понадобятся дополнительные атрибуты: картинки, фломастеры, карандаши и карточки. Сделать их легко самостоятельно из бумаги и картона.

Попробуйте несколько методов для улучшения памяти школьников:

  • Последовательный ряд. Постройте из пяти карточек цепочку. Оставьте с ребенком, пусть он запомнит цветную последовательность в течение 15 секунд.

    Через это время попросите ученика отвернуться, смешайте карты. Задача ребенка – повторить точную комбинацию.

  • Оценка ситуации. Для метода можно взять обычную детскую книгу с яркими картинками. Откройте страницу, где происходит действия.

    Дайте детям на изучение от 30 секунд. Попросите ученика рассказать подробности иллюстрации, задавайте вопросы, где находились важные и мелкие детали.

  • Фигурные запоминания. На 5-6 листах бумаги нарисуйте различные фигуры, отличий между картинками должно быть не более двух.

    Покажите изображение ребенку: он должен запомнить только одно, на которое вы укажите.

    После изучения попросите ученика закрыть глаза, перемешайте все рисунки. Задача: найти первоначальную иллюстрацию.

Важно! Чередуйте упражнения, рисуйте на новое занятие другие картинки. Каждый раз задание должно усложняться.

Методы и приемы техники для взрослых

Для взрослых уже поздно применять такие упражнения. Для лучшего запоминания можно проводить в домашних условиях простые тренировки.

Особенно такие способы помогают студентам на макроуровне запомнить большой объем информации.

Попробуйте следующие методы:

  • Ассоциации. Создавайте цепочки и непрерывные образы в голове, чтобы усвоить материал.
  • Идите от большего к частному или наоборот. Такой же прием, построенный на ассоциациях, но имеющий главное общее начало.
  • Созвучность. Как ни странно, но слово «фактор» можно запомнить по созвучному «трактор».

Важно! У каждого человека возникают собственные мысли. Метод, который подходит одному, совершенно не поможет другому.

Тренируйтесь, и уже через несколько месяцев результаты вас удивят.

Полезное видео

Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Что такое мнемотехника?

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники

Пояснительная записка

При обучении детей связной речи , вполне обосновано применение творческих методик, наряду с общепринятыми, эффективность которых очевидна.

Мнемоника , или мнемотехника , - система различных приемов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Актуальность программы

При работе с детьми во второй младшей группе заметила, что у большей части детей группы снижены память, внимание, они не способны сконцентрироваться для выполнения задания. А так же слабо развита речь и скудный словарный запас . В следствии чего, дети испытывают сложности при заучивании стихотворений, им тяжело дается пересказ текста, а диалогическая речь скудна.

Поэтому перед собой я поставила задачи развивать память детей , научить связно, последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей .

К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов . Символы максимально приближены к речевому материалу.

Таким образом, изучив работы Т . А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, Т. В. Большовой, Т. Б. Полянской и других авторов, пришла к выводу использовать в своей работе по развитию речи детей , приемы мнемотехники .

Цель : Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники .

Задачи :

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) ;

3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;

4. Формирование умений мнемотаблиц ;

5. Способствовать развитию связной речи , расширению и обогащению словарного запаса детей .

Предполагаемый результат :

1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей ;

2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы ;

3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы ;

4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;

5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;

6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.

Объекты программы :

Дети 4 -5 лет;

Семьи детей посещающих детский сад;

Педагогический персонал детского сада.

Методы работы :

Чтение художественных произведений;

Анализ прочитанных произведений;

Рассматривание и анализ мнемодорожек , мнемотаблиц ;

Заучивания, пересказы;

Игры на развитие речи , памяти, логического мышления.

Формы организации работы :

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы :

Учет интересов и способностей детей ;

Желание родителей;

Добровольное участие;

Учет психофизических особенностей детей .

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 31 занятия по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.

Перспективное планирование занятий по развитию

речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники

Сентябрь

Диагностика развития монологической , диалогической речи детей .

Цель : Выявить у детей уровни развития речи .

Знакомство с мнемокарточками .

Цель : Упражнять в подборе слова к заданной картинке .

Знакомство с мнемодорожками к стихам А . Барто «Мяч» , «Мишка» , «Бычок» . Цель : Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки .

Составление предложений об осени.

Цель : Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку .

«Курочка Ряба» .

Цель : Формировать умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы , с помощью воспитателя.

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» .

Цель :Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа об осени. Формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу .

Составление рассказа «Встречаем гостей» .

Цель : Формировать умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Репка» .

Цель : Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы

Составление рассказа о домашнем животном.

Цель : Формировать умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа о зиме.

Цель используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Пересказ русской народной сказки «Колобок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку с помощью воспитателя, соотносить символы со знакомыми образами. .

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» .

Цель : Вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу .

Составление предложений о профессии повар.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения Н. Нищеевой «Снегири» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

«Теремок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , соотносить символы со знакомыми образами. Развивать диалогическую речь .

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик» .

Цель : Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

Составление рассказа о диком животном.

Цель : Формировать умение описывать дикое животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Составление рассказа о папе.

Цель : Формировать умение детей мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» .

Цель : Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , совершенствовать диалогическую речь.

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме» .

Цель : Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы . Развивать речь и память детей .

Составление рассказа о маме.

Цель : Закреплять умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание чистоговорки «Маша нашему малышке» .

Цель мнемотаблицы Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» .

Цель

Совершенствовать диалогическую речь.

Составление рассказа о весне.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Составление рассказа о птицах.

Цель : Закреплять умение описывать птиц, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Волк и семеро козлят» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу. Развивать речь , память, внимание детей .

Заучивание стихотворения М. Клоковой «Воробей» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Учить детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц Развивать логическое мышление детей .

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , выразительно воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Маша и медведь» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу . Развивать диалогическую речь детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц . Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей .

Составление рассказа о лете.

Цель : Закреплять умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Как однажды сказал известный шахматист из Армении, память - исключительно загадочная вещь, так как позволяет вспомнить ему партии, сыгранные несколько десятилетий тому назад, а вот запомнить свой номер телефона совершенно нереально. И для ученых, занимающихся особенностями памяти, она тоже до сих пор представляет собой загадочный механизм. Некоторые его параметры, характеристики удалось выявить и изучить, но еще больше информации нам пока недоступно. Где хранятся воспоминания? Как активировать память? Как корректировать хранилище памяти? Все эти вопросы или не имеют ответа, или ученые его только-только начинают находить. Специально для тех, кто хочет развить свою память, была изобретена мнемотехника. Упражнения, которые предлагает эта практика, дают возможности для саморазвития, самосовершенствования.

Как улучшить память?

Как удалось узнать ученым, в механизмах памяти задействовано огромное количество нейронов, формирующих связи с соседними участками тканей. Стимуляция клеток нервной системы позволяет сохранить данные в кратковременной памяти, а частый повтор стимуляции укрепляет связи между нейронами и делает их стабильными. Это позволяет данным перейти из кратковременной памяти в хранилище на долгий срок.

Упражнения мнемотехники предполагают влияние на связи таким образом, чтобы данные переходили из кратковременной памяти в долговременную. На это же рассчитаны и все те упражнения, на которых строится школьная программа: многократное повторение одного и того же позволяет сделать крепче нейронные связи. В то же время хорошо известно, что некоторые данные запомнить намного проще, а вот освоение других дается с большим трудом. Если какая-то информация упорно не удерживается в памяти, а ее обязательно нужно заучить, на помощь приходят упражнения мнемотехники, активно используемые и в маркетинговых стратегиях, и в режиссуре, и в психологии.

Основные правила

Как удалось выяснить (а затем реализовать в упражнениях мнемотехники), лучше всего человек усваивает данные в начале информационного блока и его конце. Также проще запомнить, если человек сам дает себе установку: «Это важно!» Как удалось выявить в ходе исследований, испытуемые лучше запоминали незавершённые фразы (вероятно, здесь срабатывают механизмы мышления, ответственные за любопытство).

Чем интереснее информация, тем ее проще запомнить. Дополнительный положительный эффект дает повторение данных, желательно несколько раз. Наконец, последнее правило - запоминать нужно на практике. Чем более полезна информация для нашей повседневной жизни, тем эффективнее она будет усваиваться нашим мозгом и с большей охотой записываться им в долговременное хранилище. Эффективные упражнения из мнемотехники учитывают все указанные правила (или большинство из них).

Зачем нужна мнемотехника?

Чаще всего такой вопрос приходит в голову человеку, которому свойственна хорошая память от природы. И все же мнемотехника может пригодиться и в этом случае: например, этот метод позволяет удержать в голове сложную для усвоения информацию. Можно довольно быстро создать ассоциативный ряд, благодаря которому мозг кодирует информацию и сохраняет ее, несмотря на сложность для восприятия (например, длинные числа). Формировать ассоциативный ряд, как видно из упражнений мнемотехники для памяти, можно, основываясь на чем угодно: прикосновениях, звуках или зрительных образах.

Простые и эффективные методики

Один из самых результативных методов мнемотехники называется «Дворец памяти», но подходит он только тем, кому свойственно сильное воображение, а также людям с ярко выраженным творческим потенциалом, так как приходится создавать целый выдуманный мир вокруг объекта, информацию о котором нужно усвоить. А вот мнемотехника в упражнениях для детей предполагает применение гораздо более простых, но тоже эффективных методик, из которых на первом месте - рифма. Со школьной скамьи она известна по заучиванию числа «пи»: было написано специальное стихотворение, позволяющее выучить наизусть эту сложную цифру аж до 13-го знака. Мнемотехника в упражнениях для детей школьного возраста рекомендует писать несложные стихотворения для любого объекта, данные о котором необходимо усвоить. Подача в рифмованной форме позволяет упростить запоминание, а многократное повторение стихотворения переносит данные в долговременное хранилище информации в нашем мозге.

Именно через стихотворение можно запомнить глаголы, являющиеся в нашем родном языке исключениями. Были придуманы в стихотворной форме собрания слов, в которых сложные ударения, дающиеся не всем и не каждому. Через запоминание стихотворения освоение данных дается намного проще. Необязательно брать готовые упражнения можно запросто сочинить собственное стихотворение - и усваиваться оно будет даже лучше, чем подготовленное кем-то.

Звуки и вспомогательные объекты

Довольно часто к мнемотехнике, упражнениям для развития памяти прибегают при изучении азбуки Морзе. Действительно, запомнить правильные коды для всех букв очень сложно. Как правило, обучающиеся морзянке прибегают к кодировке каждого из символов звуками, проще говоря, напевают, осваивая азбуку. Например, для обозначения первой буквы алфавита, записываемой последовательностью точки и тире, зачастую поют «Ай-даа», а вторую для себя запоминают как «Баа-ки те-кут», так как буква «Б» кодируется последовательностью из тире и трех точек.

Подойдет всем

Описанный выше вариант - это мнемотехника для развития памяти взрослым. Упражнения для детей обычно попроще. Например, чтобы понять, сколько дней в месяце, нужно просто посчитать по костяшкам. Удивительно, но эта методика, изобретённая гораздо раньше, нежели слово «мнемотехника», полностью удовлетворяет правилам для упражнений этой методологии. Чтобы проверить, насколько длинный месяц, нужно просто сжать руки в кулаки и посчитать месяцы по костяшкам. Если приходится на косточку - 31 день, если на впадину - 30. Другой забавный метод, позволяющий запомнить непростой для человеческого восприятия процесс прироста луны: если приставить к месяцу палец, можно понять, убывает сейчас луна или растет. Если вышла буква «Р», значит, период прироста.

Связь между объектами

Особенное внимание в мнемотехнике приковано к взаимодействию объектов друг с другом, к возможности создания последовательности из даже, казалось бы, несвязанных между собой предметов, звуков и явлений. При этом создается осмысленное предложение, которое надолго сохраняется в памяти. Классический пример из русской грамматики, позволяющий запомнить все падежи в правильной последовательности: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Казалось бы, смысла у этого предложения очень мало, но именно благодаря абсурдности оно легче запоминается. Другой хороший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Этой же логикой, доступной из мнемотехники, можно пользоваться, чтобы запомнить последовательность цифр (к примеру, телефонный номер). Для кодировки следует использовать ту самую клавиатуру, на которой номер набирается. Для каждой цифры есть комбинация символов, записанная на эту же клавишу. Можно просто запомнить какое-нибудь слово, которое можно набрать через нужные клавиши, и это позволит сохранить в памяти номер телефона.

Скорочтение и мнемотехника

Одно из важных практических применений мнемотехники - это умение быстро читать. Чем медленнее человек запоминает полученную информацию, те медленнее он ее усваивает, тем медленнее читает. Наоборот, тот, кто может быстро запомнить поступившие данные, также быстро способен прочитать некоторый текст и усвоить из него максимум полезной информации.

Обучение мнемотехнике требует усилий и времени. Вряд ли удастся добиться хороших результатов меньше чем за полгода, хотя освоить основные идеи методологии можно всего лишь за пару дней. Важно усердно относиться к поставленной перед собой задаче и четко осознавать, ради чего нужно тренировать мозг.

Фоновая память

Простые упражнения из мнемотехники позволяют результативно тренировать фоновую память. На помощь придет в свободное время можно придумывать небольшие примеры и рассчитывать итог по ним в голове, не прибегая к записям. Также необходимо стараться по возможности долго сохранять в голове данные, вызвавшие хоть какой-то интерес. Если удастся сделать это даже без формирования ассоциативной цепочки - это определённый успех. При чтении книги стоит сконцентрироваться на сохранении в памяти нескольких абзацев одновременно - скажем, сразу пяти. Поначалу это будет непросто, но со временем даст хорошие результаты для памяти.

Если мнемотехника используется для запоминания стихов, то есть один хороший совет, упрощающий процесс заучивания: необходимо повторять информацию ежедневно. То есть наилучший результат дает длительное заучивание, растянутое на недели и даже месяцы. Не нужно спешить, главное - качество. Начинать можно с одного четверостишия, к которому постепенно прибавлять несколько строчек. Кроме прямого порядка, стоит запомнить еще и обратный. Это даст наилучший результат - стихотворение останется в памяти на всю жизнь.

Цифры, слова и наука

Некоторые ученые придерживаются мнения, что невозможно улучшить память. Во многом это обусловлено тем фактом, что и по сей день неизвестны все особенности механизмов, на основании которых человек запоминает, сохраняет информацию, применяет ее для своей жизни. А вот видимость хорошей памяти можно создать, если пользоваться возможностями мнемотехники. В то же время известно, что четкое запоминание для всех доступно в количестве семи объектов (+/- две единицы). Это распространяется и на предложения, и на слова, и на цифры. Такой объем информации усваивается за один раз, но каждый следующий подход дает увеличение запоминаемого объема данных.

Для запоминания цифр рекомендуют пользоваться ассоциативным рядом. Эти упражнения мнемотехники наиболее полезны для детей. Например, цифра «2» похожа по форме на лебедя - вот и ассоциативная цепочка, позволяющая уложить в голове правильное написание. Как только удастся запомнить сто образов, описывающих сто чисел, дальше уже получится выбирать любые образы из памяти для описания самых разных чисел, какой бы длины они ни были.

Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Практическая направленность программы:

Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» направлена на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов. Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю – 1 (время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; 2 младшая группа максимум 15 мин, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 мин, подготовительная к школе группа – 30 минут), количество занятий в год - 32 занятия. Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

Задачи программы:

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;

Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Развитие навыков письменной речи. В основу блока «От сказки к сказке» программы (1 и 2 год обучения) легло методическое пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение содержания программы пятью темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и 3 включение в занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока «Мнемотехник» для 3 и 4 годов обучения. Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, блок 3 года обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором (кроме тем «Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную тему»). Блок 4 года обучения также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской разработкой («Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках разработанных автором тематических занятий дети учат стихи, составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим приемам использования мнемотехники, четкой и правильной артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной образовательной деятельности. Некоторые занятия проводятся в нетрадиционной форме в виде сезонных праздников. Особенностью программы является использование особых форм работы с дошкольниками:

самостоятельное кодирование литературных произведений;

создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;

создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;

использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений

; ∙ кодирование слов и составление ребусов. По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь представление:

о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;

о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:

10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;

8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;

достаточное количество русских народных сказок;

8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:

самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии

; ∙ составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;

прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;

расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;

пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.

  1. Учебно-тематический план

Темы

Кол-во занятий

1 год реализации программы – 2 младшая группа Блок «От сказки к сказке»

«Аленушка и лиса»

«Петушок и бобовое зернышко»

« У страха глаза велики»

«Маша и медведь»

«Рукавичка»

«У солнышка в гостях»

«Заюшкина избушка»

«Коза-дереза»

«Теремок»

Итог:

2 год реализации программы – средняя группа Блок «От сказки к сказке»

«Лиса и кувшин»

«Мужик и медведь»

«Гуси лебеди»

«По щучьему веленью»

«Заяц хвоста»

«Лисичка сестричка и серый волк»

«Снегурочка»

«Смоляной бычок»

«Пузырь. соломинка и лапоть»

Итог:

3 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года

Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство»

Отгадывание загадок

Зима

Творческое рассказывание на заданную тему

Весна

По дорогам сказок

Заучивание пословиц и поговорок

Итог:

4 год реализации программы – подготовительная к школе группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Заучивание стихов об осени.

«Пословицы и поговорки русского языка»

Творческое рассказывание на тему скороговорок

«Спряталась загадка»

«Ребусы, ребусы»

«Пословицы и поговорки русского языка».

«Скоро в школу – заучивание стихов о школе»

По секретным дорошкам»

Скоро лето

Итог:

Общее количество занятий:

  1. Уровни усвоения программы. Блок «От сказки к сказке» 1 год реализации программы

Младшая группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в таблице. Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. Не узнает потешки и сказки по коллажам. Затрудняется провести аналогию между символом и образом Не выражает свои ощущения словами Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук), не называет ни одной буквы алфавита. Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времен года и характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать и рассказать сказку или потешку, закодированную в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образ. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет 3-4 буквы алфавита.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времен года и все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки, узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги Куринные ит.д.). Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.»6 Узнает и рассказывает знакомые потешки и сказки. Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 8-10 букв алфавита.

2 год реализации программы. Средняя группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Узнает и называет 4 – 5 букв алфавита. Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2 – 3 раза произношения слова. Узнает и называет 10 - 12 букв алфавита. Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу. 7 Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 15 –20 букв алфавита. Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Блок «Мнемотехник» 3 год реализации программы.

Старшая группа.

Низкий уровень

Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента ребуса Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова. Затрудняется подбирать рифмы к словам.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого Узнает и называет 15-20 букв алфавита. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице 8 Составляет последовательный пересказ сказки Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет 20-30 букв алфавита. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.

Блок «Мнемотехник» 4 год реализации программы.

Подготовительная к школе группа.

Низкий уровень

Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице, не называют пословицы при работе с картотекой, затрудняются работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.

Средний уровень

Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы к литературным произведения, при незначительной помощи взрослого. Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не составляет целое слово.

Высокий уровень

Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.

Методическая часть программы

Методы и приёмы организации учебного процесса:

Чтение художественных произведений;

Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям;

Проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;

Разгадывание и составление ребусов;

Пересказы;

Рассматривание и анализ коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек;

Анализ прочитанных произведений;

Выполнения творческих заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц)

Игры на развитие речи, воображения, логического мышления;

И др

Режим занятий:

Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 4 учебных года – всего 128 занятия. В неделю – 1 занятие время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина.

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).

Учет работы по программе:

проводится путем ежемесячного ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях. Также педагог в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации программы в виде презентации, игровой годовой диагностики. Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития устной и письменной речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями, пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы. Данная программа имеет методическое сопровождение, которое включает: перспективные планы, диагностику и методику диагностики для детей младшего дошкольного возраста.