Последние статьи
Домой / Для серых глаз / Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все «за и против» — мнение психологов. Как избежать болезней малыша

Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все «за и против» — мнение психологов. Как избежать болезней малыша

Настало время идти в детский сад. Вы, скорей всего, волнуетесь, и у вас возникают естественные вопросы типа: «Как же я его одного там оставлю, он же ничего там не знает?», «Как же он там будет без меня?», «А если он расплачется и не захочет меня отпускать?» и многие другие. В первый раз нужно быть готовым к любой реакции малыша, держать себя в руках и оставаться спокойными. Дети все разные, вне зависимости от возраста, одни принимают факт отсутствия родителей, им интересно в группе, другие отказываются оставлять маму, чтобы она им ни говорила. Все объясняется психологией ребенка.

Первое и основное – сильная привязанность к родителям. В эмоциональном плане ребенок чувствует себя защищенно, когда мама и папа или хотя бы один родитель находится рядом, и здесь характерен спокойный эмоциональный фон. Если резко сменить привычную обстановку, ребенок по меньшей мере будет испытывать дискомфорт. Поэтому стоит подводить его к этому постепенно, таким образом он поддастся влиянию взрослых, поймет роль воспитателя, будет его слушаться и чувствовать себя с ним свободно.

Интеллектуально малыши все время стремятся узнать что-то новое, в детском саду это у них будет получаться само-собой. Социально, дети нуждаются в обществе и стремятся приспособиться к другим людям. Способствуйте ему, рассказывайте, как он должен вести себя в садике с другими детками, воспитателем и остальными работниками детского сада, будьте объективны. Через родителей ребенок определяет, что важно, а что нет, подражает всему и заинтересован угождать им. Поэтому ваша реакция во время расставаний и встреч в детском саду весьма значима для него, так как он будет вести себя соответственно. Необходимо помнить, что на основании родительских слов формируется его самооценка, и стараться не называть ребенка плаксой, ревой и т.д., не говорить, что он вас позорит, устраивает истерики и тому подобное.

Понятие «Я»

Малыши в данном возрасте эгоцентричны, т.е. на первом месте стоит «Я», мои желания, мне, мое, как я хочу. Некоторые мальчики и девочки ходят в садик по настроению, попеременно, то напрочь отказываясь идти, или наоборот просят поскорей отвести их. Спокойно подходите к такой задаче, выясните причину и конструктивно ее разрешите. Если это просто каприз (обычно так и бывает), лучше настоять на своем решении, потому что потом ребенок будет манипулировать таким образом постоянно. Если думаете, что есть какая-то проблема, лучше уступить ему, пока не разберетесь в ситуации. Обычно в первое время ребенку трудно привыкать к новой обстановке. Для того чтобы быстрее и лучше освоиться в детском саду, существует период адаптации.

Само слово адаптация означает процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, и в общем сводится к тому, что ребенка не сразу оставляют на целый день в группе. Сначала на небольшой промежуток времени (к примеру, на 30 минут), увеличивая период пребывания в детском саду до целого дня. Но лучше подготовиться до того, как малыш начнет ходить в садик. Процесс адаптации важен как для психологической сферы, так и для физиологической.

Психологическая адаптация

Перед садиком настраивайте детей на позитивные эмоции, говорите, что они могут там найти новых друзей, поиграть, погулять, что бы им не пришлось думать только о том, что вы будете далеко целый день. Будьте готовы забрать ребенка в случае возникновения проблем. Тяжелее всего совсем маленьким крохам, и лучше первые несколько раз маме походить вместе со своим чадом, пока тот знакомится с группой. Конечно, в большей степени все зависит от темперамента и общительности детей, как больших, так и маленьких. Когда вы уйдете, малыш, скорей всего, будет чувствовать страх, и если имеет место сильная привязанность к матери, то чаще всего ходить в садик ребенок будет со слезами на глазах и истерикой. Некоторым свойственна коммуникабельность, тогда дети быстро находят общий язык с другими и даже машут маме ручкой.

Физиологическая сфера

Для физиологической адаптации в первую очередь необходимо закалять ребенка: воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе. Старайтесь не укутывать его в большое количество одежд. Не обеспечивайте «стерильные» условия. Элементарных правил гигиены вполне достаточно: мыть руки перед едой и после прихода с улицы, ежедневно купаться, чистить зубы. Сделайте все соответствующие прививки (об этом поговорите с вашим педиатром). Вакцинацию нужно закончить как минимум за 2 месяца.

Укрепляйте иммунитет, обеспечьте правильное питание. Если необходимо, пропейте курс витаминов (здесь лучше проконсультироваться у вашего лечащего врача), не забывайте про фрукты и овощи, богатые полезными веществами. Желательно не водить ребенка в сад при появлении явных признаков простуды (сопли, кашель), даже когда кажется, что это скоро пройдет. В этот момент уже слабеет иммунная система, и состояние может резко ухудшиться, а при вирусном заболевании от него могут заразиться другие дети. В начале периода адаптации иммунитет может снизиться, скажутся волнения, стрессы ребенка, и организму нужно время, что бы научиться противостоять незнакомой микробной среде. Если разумно подойти к периоду приспособления, иммунитет улучшится и даст организму необходимую защиту.

Желательно посетить дошкольное учреждение заранее, узнать меню, приготовить из него пару блюд и ввести их в рацион. Считается, что это поможет процессу пищеварения, особенно если «домашнее» меню значительно отличается от «детсадовского». Большую роль играет режим. Следует приучить ребенка рано вставать, пораньше ложиться спать и кушать вовремя (как в детском саду). Некоторые воспитатели даже советуют соблюдать режим и в выходные дни. Физиологический аспект адаптации во многом зависит от психологического.

Знакомство с группой и воспитателем

Ребенок более уверенно себя чувствует, если он знает, что ему надо делать, когда, к примеру, он захочет в туалет; знает, к кому ему нужно подойти и попросить о помощи, что делать, если не понравится какое-нибудь блюдо и т.д. Придя в группу, расскажите, где находится туалет, познакомьте его с воспитательницей, объясните, что именно ее он должен слушаться, она ему будет помогать во всем. Если ваш малыш еще очень маленький для таких пояснений, походите с ним по комнате, покажите игрушки, поговорите с воспитательницей о том, как он обычно просится в туалет, и лучше подготовить запасной комплект одежды. Спрашивайте воспитателя, как он ведет себя в группе, легко ли он успокаивается, часто ли капризничает, как кушает.

Наблюдайте и спрашивайте

Наблюдайте за тем, как ребенок ведет себя дома, как спит, кушает, какое у него настроение. Спросите, весело ли он провел время, чем занимался, было ли ему интересно, с кем познакомился. В очень редких случаях бывает, что дети даже в течение месяца чувствуют себя плохо, выглядят грустными, не желают ходить в садик, могут терять в весе. В этом случае стоит вернуться к теме «детский сад» спустя несколько месяцев (поговорите в этом случае с руководством сада). Во второй раз малышу будет немного проще адаптироваться, и это принесет ожидаемый результат.

Самым сложным в первый раз является момент прощания, это бывает тяжело не только для детей, но и для родителей.

Вот несколько советов мамам и папам:
не растягивайте ваше расставание,
не плачьте, иначе малыш вообще не захочет вас отпускать: видя, что вы несчастны, он будет бояться еще больше,
не стоит уходить пока ребенок вас не видит, иначе он не будет от вас отходить и будет думать, что вы его обманываете,
не уходите, злясь на него («Я сказала тебе: успокойся!», «Замолчи сейчас же!», «Ты сейчас у меня получишь!» и т.д.),
попрощайтесь с ним, ободрите его своей улыбкой, особенно если он вот-вот заплачет,
в случае если ребенку совсем тяжело расставаться с мамой и по прошествии нескольких дней, можно попросить кого-нибудь из родных отвести его в садик. Обычно детям легче прощаться с ними, чем с мамой.

Конечно, родителям бывает трудно учитывать все вышеперечисленное, но постарайтесь сделать максимально больше, для того что бы ваш малыш чувствовал себя комфортно в первые несколько недель в детском саду и в последующее время. Важно отметить, что в итоге все мальчики и девочки осваиваются, чуть раньше или немного позднее, и поход в детский сад становится для них обычным делом.

Права и обязанности

Настройтесь при взаимодействии с администрацией дошкольного учреждения на конструктивный лад. Попросите ознакомить вас с Уставом детского сада. Заключите Родительский договор. В нем отражаются основные права и обязанности детского сада и родителей. Как правило, среди прав родителей перечислены: участие в работе родительского совета, внесение предложений по улучшению работы с детьми, выбор образовательных программ, организация дополнительных услуг; ходатайство перед управлением образования об отсрочке платежей за содержание ребенка в детском саду при особо трудных жизненных обстоятельствах; нахождение с ребенком в детском саду в период адаптации в течение двух дней по согласованию с детским садом. В договоре может быть также пункт об оказании благотворительной помощи для улучшения предметно-развивающей среды: помещений, оборудования, учебно-наглядных пособий, игр, игрушек (он вносится на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого Государственной думой и подписанного Президентом РФ 11.08.1995).

В одной команде

Обсудите с заведующей детским садом, врачом и старшей медицинской сестрой организацию индивидуального питания ребенка (в случае, если требуется особая организация питания при аллергии, непереносимости некоторых пищевых продуктов). Обговорите вопросы участия в работе родительского комитета. Став его членом, вы сможете решать многие вопросы воспитания и образования детей в детском саду совместно с воспитателями.

С тех пор как в детский сад ходили вы сами, в его работе не произошло кардинальных изменений. Но все же, во избежание недоразумений в дальнейшем, поинтересуйтесь заранее, как именно строится работа в выбранном вами садике. Обычно муниципальные дошкольные образовательные учреждения работают в соответствии с едиными требованиями. Там есть обязательные ежедневные занятия: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальные занятия и занятия по физической культуре, сенсорному развитию. Узкие специалисты (логопед, инструктор по физическому развитию, дефектолог, учитель иностранного языка и проч.) присутствуют в детском саду по требованию родителей и по направлению работы учреждения.

На заметку:

  • Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передоверяя его посторонним лицам и лицам моложе 18 лет. Если малыша будут забирать не знакомые для педагога люди, предупредите его об этом заранее.
  • Если малыш заболел, оставьте его дома, предупредив об этом воспитателя. После выздоровления принесите медсправку с разрешением посещать дошкольное учреждение.

Есть контакт!

Проявляйте инициативу во взаимодействии с педагогом. Установите добрые и конструктивные отношения с воспитателем. Как можно чаще обращайтесь за советом, консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника и располагает его к вам. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Расскажите педагогу об индивидуальных особенностях крохи: как ласково вы называете его дома, что любит ребенок, как засыпает, в какие игры предпочитает играть. Чем больше первоначальной информации о своем малыше вы предоставите воспитателю, тем легче ему будет подобрать индивидуальный подход к малышу. Если вас что-то обеспокоило в поведении малыша, посоветуйтесь с воспитателем, как лучше поступить в данной ситуации. Прислушайтесь к его советам. У каждого педагога есть свои приемы и секреты, как помочь ребенку легче адаптироваться в детском саду или справиться с той или иной ситуацией.

Попытайтесь четко сформулировать для себя, каким вы хотите видеть своего ребенка: что он должен знать, уметь, к чему стремиться, какими качествами обладать. Здесь также нелишним будет совет воспитателя. Узнайте у педагога, по какой образовательной программе работает детский сад, какие дополнительные образовательные и оздоровительные услуги могут быть оказаны вашему ребенку в детском саду. Вы также можете обсудить с воспитателем оснащение группы. Узнайте, какие развивающие игры, пособия, спортивные снаряды необходимы, предложите свою помощь в их приобретении.

Мирное решение

Представим такую ситуацию: у малыша хороший аппетит, но ему категорически не нравится вареная морковь, и поэтому из раза в раз кроха «выковыривает» ее из супа. Воспитатель ругает ребенка, заставляет съедать все до конца. Малыш приходит домой и жалуется вам. Как в данной ситуации поступают мудрые родители? Для начала вам стоит подобрать правильную форму общения с воспитателем. Даже если вы очень рассержены, попытайтесь сохранить деловой тон. Обратитесь к педагогу за советом − это всегда повышает самооценку собеседника. Не начинайте с обвинений. Обозначьте факты. Опишите то, что вы видите в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии. Выслушайте воспитателя, дайте ему возможность высказаться. Пусть он расскажет, как видит возникшую ситуацию и по каким причинам он заставляет вашего малыша есть морковь. Обязательно обозначьте свою позицию: вы знаете, что ребенок не любит вареную морковь, и хотите, чтобы педагог не заставлял малыша ее есть. А ответственность за то, что ребенок в обед не будет есть суп, берете на себя.

Если вы не знаете, как самостоятельно разрешить конфликт, обратитесь за помощью к педагогу-психологу. Но не принимайте скоропалительных решений. Помните главное: конфликты взрослых не должны сказываться на малыше.

Скажи, что не так!

Обратите внимание на взаимодействие педагога с ребенком. Есть ряд признаков, по которым вы сможете сами определить, есть ли у вашего любимого чада трудности в детском саду или их нет.

Все в порядке:

  • Ребенок с удовольствием идет в детский сад.
  • Малыш редко болеет, у него редки головные боли и тошнота перед посещением детского сада.
  • Воспитатель с радостью встречает ребенка, называет его ласково, по имени.
  • У крохи хороший аппетит.
  • Ребенок делится впечатлениями о пребывании в детском саду, рассказывает о воспитательнице, о ребятах в группе.
  • Вечером малыш просит у вас возможности «доиграть еще несколько минут» с ребятами в группе.
  • Ребенок приносит в детский сад свои любимые игрушки, делится конфетами со сверстниками, делает поделки для воспитательницы.

Что-то не в порядке:

  • Малыш часто болеет ОРВИ, даже после завершения процесса адаптации к детскому саду.
  • У него случаются неожиданные приступы головной боли, тошноты, носового кровотечения непосредственно перед выходом из дома в детский сад.
  • В садик малыш идет с капризами или истерикой.
  • Ребенок негативно отзывается о садике, воспитательнице, сверстниках.
  • Появился дневной и ночной энурез.
  • Нарушен аппетит.
  • Появились новые страхи, нервные тики.
  • Малыш регулярно обращается к родителям с просьбой не отводить его в детский сад и забирать раньше.
  • Вы замечаете грубости в стиле общения педагога с ребенком, недостаток внимания воспитателя к потребностям и нуждам малыша, его индивидуальным особенностям.

На данные показатели следует обращать внимание через 3−6 месяцев после посещения ребенком детского сада, так как в адаптационный период некоторые из них могут быть нормой. В случае если вы видите проблемы в отношениях между педагогом и ребенком, для начала попытайтесь поговорить с воспитателем, затем с психологом и методистом образовательного учреждения, а в завершение − уже с заведующей детским садом. Если же после проведенной работы ваш малыш продолжает чувствовать себя не комфортно, переведите его или в другую группу, или в другой детский сад. Возможно также, что для вашего ребенка предпочтительнее будет домашнее обучение или кратковременное пребывание в дошкольном учреждении.

Психология комфорта

Значительную помощь в детском саду можно получить от педагога-психолога. Он будет регулярно следить за тем, как проходит адаптация у ребенка, даст рекомендации и воспитателю, и вам, родителям.

Работа с ребенком

Психолог проводит обязательную диагностику психического развития малышей 2 раза в год: определяет уровень психического развития ребенка, выявляет наличие отклонений он нормы. На основе полученных результатов психолог определяет и обсуждает с педагогом и родителями программу индивидуального развития малыша. Вы можете обратиться к психологу и с индивидуальной просьбой продиагностировать вашего малыша, если вас что-то тревожит (внезапные вспышки агрессии, появившийся страх, энурез и проч.) или же вы просто хотите лучше узнать своего ребенка (какими способностями он обладает, в какой кружок его лучше отдать).

Вы можете отдельно обсудить с психологом ваши пожелания на тему, в какую школу вы хотите отдать малыша, и специалист уже разработает индивидуальную программу работы с крохой. Психолог также осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует их развитию.

Работа с родителями

Многие причины нарушений психического развития ребенка лежат в семье. Психолог может провести диагностику особенностей семейного воспитания ребенка с участием родителей и иногда ближайших родственников малыша. Диагностика проходит только с разрешения самих родителей, им обязательно предоставляются результаты исследования. Вы вправе не впускать психолога в семью, но помните, что грамотный специалист не навредит семье и ребенку.

Узнайте, есть ли в детском саду «школа родителей». Если нет, то можете обратиться с просьбой ее организовать.

Кто и за что в ответе? (обязанности сотрудников дошкольного образовательного учреждения)

К кому обратиться? Есть вопрос
Заведующая детским садом
  • Мне бы хотелось, чтобы в детском саду с ребенком занимался преподаватель иностранного языка.
  • У малыша аллергия, и ему нужен индивидуальный режим питания.
  • Мне кажется, что в детском саду недостаточно развивающих игр и игрушек.
  • У меня возникают разногласия и конфликты с воспитателем.
Старшая медсестра, врач
  • Мы хотим, чтобы ребенку делали массаж, проводили фитотерапию, ингаляции, закаливающие процедуры.
  • Нам нужно разработать схему индивидуального питания для крохи в связи с проблемами здоровья у него.
  • Мы хотим знать, в норме ли физическое развитие нашего малыша.
Музыкальный руководитель
  • Хотелось бы отдать в будущем малыша в музыкальную школу, есть ли у него способности и как их развить?
Педагог-психолог
  • Мы хотим знать, соответствует ли норме психическое развитие нашего ребенка?
  • Наш малыш многого боится, неспокойно спит по ночам.
  • У ребенка проблемы в общении со сверстниками, он замкнут, тяжело идет на контакт.
  • Нам необходимо подготовить ребенка к поступлению в школу-гимназию.
  • Мы хотим, чтобы ребенок быстро и легко привык к детскому саду и воспитательнице.
  • Мы хотим знать, какие у ребенка есть способности и как их развивать.
Воспитатель
  • Мы хотим, чтобы ребенок не заболевал в детском саду и не получал травм.
  • Наш ребенок будет учиться в школе-гимназии (лицее), и ему нужна дополнительная подготовка к поступлению.
  • Мы хотим, чтобы наш ребенок рано научился читать.
  • Как проводить развивающие занятия с ребенком дома?
  • Как и во что играть с малышом?

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.


В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.


В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом - для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.


Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина - превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить - среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя - это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.



Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери - так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» - Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший - необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант - полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Помните - принимая решение, стоит или нет отдавать ребенка в детский сад, важно не только брать во внимание собственные желания и потребности. Хорошо бы еще задуматься о готовности самого ребенка, а также его личностных качествах, которые могут не вписываться в общую программу и возможности детского учреждения.

Время чтения: 5 минут

Советуем не медлить и начать решать этот вопрос заранее. В последние годы власть страны открывает новые воспитательные учреждения, одновременно изменился порядок записи детей в них. Умные родители ищут возможные варианты, чтобы чадо могло попасть в детский сад без очереди. В решении данного вопроса поможет информация, предоставленная ниже.

Как определить ребенка в детский сад

Каждый гражданин имеет право определить своего ребенка в детское дошкольное учреждение. Существует определенная система. Чтобы получить направление в садик, необходимо стать в специальную электронную очередь. Сделать это следует после того, как малыш появился на свет и его рождение подтверждает регистрация в органах ЗАГС. Долгая процедура вызвана повышением рождаемости, закрытием ряда ведомственных детских садов, нехваткой в дошкольных учреждениях мест и необходимостью многим мамам раньше положенного срока выходить на работу.

В большинстве регионов есть возможность стать в список одновременно в несколько садиков, иногда число вариантов может быть лимитировано или сокращено до одного. Распределение происходит автоматически при помощи специальных программ, родители смогут выбрать предпочтительный вариант, если малыш проходит сразу в несколько садов. Больше шансов у тех, кто стал в список позже обычного и предшкольный возраст ребенка, к примеру, 4 года. Многие уже посещают дошкольные учреждения, не занимают места в очереди, или работа чьих-то родителей не позволяет вовремя забирать детей, кто-то отказался от садика по другой причине и производится добор в группы.

Есть определенная категория граждан, которые имеют право отдать ребенка в детский сад без очереди. Каждый регион самостоятельно устанавливает категорию лиц, которой можно дать статус «льготник». Если один или оба родителя обладают таким статусом, малыш должен попасть в муниципальный детский сад без очереди, но в порядке очереди среди детей льготников, претендующих на место в учреждении, в компетенции которого находится образование до школы. При оформлении важно не только указать, какая у Вас льгота, но и в срок, не превышающий 2 недели, засвидетельствовать ее наличие. Для этого следует предоставить в садик соответствующие документы.

Льготы для многодетных семей

Родителям, чьи дети имеют право попасть в любой детский сад без очереди, следует обратиться с письменной просьбой в отдел дошкольного образования (его курирует районная администрация), иметь подтвержденные документами льготы и необходимые справки.

Если семья принадлежит к категории многодетных, дети в соответствии с законом должны попасть в детский сад без очереди. Необходимо документальное подтверждение многодетного статуса. Среди иных прав таких семей выделяется также право на оплату за пребывание в дошкольном учреждении на льготных условиях (70% скидка). Скидка должна распространяться на такие дополнительные услуги, как кружки, которые порой навязывают родителям, однако о наличии скидки им не сообщается.

Для матерей-одиночек

Ребенок женщины, относящейся к категории матерей-одиночек, имеет право место в детском саду Но есть нюанс при определении малыша в дошкольное детское учреждение. Ситуация такова: в стране увеличилось количество одиноких матерей, их дети вынуждены «делить» свое право попасть в детский сад без очереди. Эта причина стала основополагающей для введения в обиход так называемой льготной очереди. Закон определил, что при оплате за посещение садика одиноким матерям полагается 50%-ная скидка.

Какие еще есть законные варианты

Помимо вышеперечисленных вариантов, дающих право попасть в сад без очереди, существует еще ряд законных способов быть в списке «счастливчиков»:

  • Ребенок–инвалид или родители которого таковыми являются имеет право на место в дошкольном учреждении вне­очереди. Законом предусмотрены требования: необходимо написать заявление и приложить документ, свидетельствующий об инвалидности малыша или родителя.
  • Сирота, проживающий с опекуном или с приемными родителями, имеет все права попасть в сад при наличии необходимых документов, подтверждающих этот факт.
  • В случае, если один родитель или оба являлись участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, получили облучение, их дети имеют право на путевку в дошкольное учреждение вне­очереди. Нужно подтверждение факта участия в устранении неисправностей на ЧАЭС.
  • Прокурор, следователь, сотрудник полиции, военнослужащий, судья, сотрудник органов контроля за наркотическими и психотропными веществами и препаратами, участник военных действий – это список должностных лиц, которые имеют право получать «пропуск» для своих детей в дошкольное заведение без очереди.

Какие документы нужно предоставить

После получения направления в садик необходимо предоставить следующие документы, о которых сообщит заведующая детским садом или воспитатель, группа которого станет группой для Вашего малыша (для более детального ознакомления посетите образовательный интернет-портал Вашего города):

  • заявление на имя заведующей;
  • паспорт одного из родителей, отсканированная копия основных страниц;
  • свидетельство о рождении, штамп о гражданстве, их копия;
  • документы, в которых следует прописать о наличии льготы на поступление (если таковые имеются).

Может потребоваться какой-либо дополнительный документ. Медсестра выписывает направление на прием к участковому педиатру, так как необходим медицинский осмотр малыша. Дата первого посещения дошкольного учреждения будет сообщена дополнительно.

Как происходит зачисление в детское дошкольное учреждение

В регионах зачисление детей в садик может происходить в разное время. С момента, когда родители получили ответ в виде сообщения на электронный адрес о направлении их малыша в конкретное дошкольное учреждение, на сбор и предоставление необходимых документов дается месяц. Если родителей не устраивает предложенный садик (не тот район, к примеру), они могут обращаться в муниципальный департамент дошкольного образования с просьбой о предоставлении иных вариантов, следует написать отказ (его должны принять и зарегистрировать) от ранее предложенного места. Это решение разумно в ситуации, если найдено место в другом детском саду.