Татьяна Орунова
Видеоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности . В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура” . Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса .
Цель воспитания патриотизма у детей это формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу дошкольника , поставлены следующие задачи :
Обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка.
Помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни
Создать условия для проявления положительных эмоций и интереса к физкультуре .
В решении задач, физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств , двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по физической культуре , в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.
В нашем детском саду проходили такие мероприятия, как :
«Флэш моб, поздравления пап с 23 февраля» , где девчонки и мальчишки подготовительных групп поздравляли своих пап с их праздником. Проводилась военизированная спортивная эстафета с привлечением родителей.
В рамках мероприятий, посвященных 72-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, в нашем детском саду прошел смотр песни и строя, в котором приняли участие дети старшей группы. Мероприятие было направлено на воспитание основ патриотического самосознания , любви к Родине и уважения к защитникам Отечества. К строевому смотру подготовка была тщательной, воспитатели выучили с детьми песни, родители купили георгиевские ленты. На мероприятии девчонки и мальчишки выглядели подтянутыми, как солдатики. И вот все собрались в музыкальном зале, пришли гости - представители Колпашевского кадетского корпуса, которые продемонстрировали ребятам свои строевые навыки и упражнения с оружием. Программа смотра строя и песни была насыщена : построение, сдача рапорта, повороты на месте, перестроение в две шеренги, маршировка на месте, маршировка в движении, пение военной песни. Одетые в парадную форму ребята торжественным маршем вошли в зал. Все команды выступили более, чем достойно. Каждый отряд показал умение слаженно выполнять команды, маршировать в ногу, а также исполнять строевые песни. Каждый из участников смотра горел желанием выглядеть бравым солдатом и победить. Жюри наблюдало за умениями воспитанников и пришло к выводу , что в детском саду растет достойная смена, и границы нашей Родины будут надежно защищены.
22 августа проходила квест - игра "В поисках Российского флага". Девчонки и мальчишки старших групп к такому мероприятию готовились очень тщательно (камуфляжная форма, боевая раскраска.) Все началось, с общей тревоги, отряды выбежали на общее построение. Главнокомандующим было объявлено о похищении Российского флага из здания детского сада. Перед дошкольниками была поставлена задача "Добраться до места и найти флаг". Важным условием было взаимодействие участников в команде. Но похитители пытались помешать поискам и приготовили разнообразные испытания. Ребята своей смелостью, ловкостью, взаимопомощью и дружескими отношениями были на высоте. Они нашли и вернули Российский флаг в наш детский сад!
Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности , стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества : выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Необходимо учитывать интерес детей к армии. Сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного-патриотизма воинов , их готовности защищать Родину. Это достигается проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Дети усваивают, что наша амия стоит на страже мира.
Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта , обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников . Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания , их помощь педагогам в этой работе. В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека . В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Публикации по теме:
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры Слайд 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» «Нравственно – патриотическое воспитание детей.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.
В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть общей культуры государства» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Екимова Елена Вячеславовна,.
Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры в контексте реализации ФГОС Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольников. Физическое развитие не стала исключением.
Презентация «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства» Презентация: "Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства". Тема презентации выбрана не случайно. Патриотическое.
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Содержание 1. Цели и задачи 2. Понятие патриотизма 3. Темы занятий.
1. Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
Цель воспитания патриотизма у детей формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и любознательность. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. воспитание патриотизм дошкольник физический
На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нашем детском саду сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физической культуры, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Наш детский сад работает в тесном контакте со спортивной школой и институтом физической культуры по созданию здоровой среды и эффективной системы непрерывного физического воспитания «детский сад-школа-вуз». Проводится целенаправленная работа совместно с Чурапчинской республиканской спортивной школой, по внедрению программы «Чемпион своей судьбы», который был разработан, основываясь на идеях и позициях заслуженного тренера Д.П. Коркина. Выдающийся тренер и педагог - подвижник, основоположник Чурапчинской школы борьбы, который был убежден в том, что достичь подлинных спортивных высот, можно лишь прежде став хозяином самого себя, то есть «чемпионом своей судьбы». А поскольку, наш микрорайон, в котором мы живем, славится спортивными достижениями, закладывает предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, чувства гордости, сплоченности, уважения и любви к старшим, культуре, истории родного села.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению - детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение различных мероприятий: спартакиада воспитанников ДОУ улуса, военно-патриотическое соревнование «Мохсо?ол» среди воспитанников ДОУ улуса, внутрисадовские соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, «Мама, папа и я - спортивная семья», «Малые олимпийские игры», смотр строя и песни к дню победы, спортивные развлечения «Игры предков», «Единства народа», сдача нормативов ОФП, соревнования к национальному празднику «Ы?ыах». Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
- 1. Соревнования - важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Наши воспитанники имеют высокий уровень физической подготовленности, и каждый год занимают призовые места. Традиционно, каждый год проводим улусную спартакиаду «Дьулуур», где дети соревнуются по различным видам легкой атлетики: бег на 60 м, на 200 м, прыжки с места, прыжки скакалкой, метания мешочка на дальность и встречная эстафета на 30м. Дети целый год готовятся к соревнованиям, устанавливают свои рекорды, впервые становятся чемпионами, приобретают опыт участия к соревнованиям, тем самым повышается интерес к занятиям физической культурой.
- 2. В своей работе особое внимание мы уделяем к своим якутским национальным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Для всех возрастных групп детского сада проводятся соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, спортивные развлечения «Игры предков», соревнования по национальным видам в празднике «Ы?ыах». Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День здоровья», «Поиграем игры народов мира». Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих России.
- 3. Отдельным направлением является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Смотр строя и песни крупное мероприятие, проводится в ДОУ традиционно на протяжении ряда лет с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе подготовки к смотру песни и строя посвящённого ко Дню Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется, строевой подготовке под военные песни. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований, где совершенствуются по бегу, на ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалок, воспитываются организованность, дух соперничества.
Дню Защитника Отечества дети подготовительных групп принимают участие в районной военно-патриотической игре «Мохсо5ол». Вот уже несколько лет проводится военно-спортивная игра «Мохсо5ол». Мероприятия проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале. Программа соревнований: Смотр строя и песни и военно-спортивная игра, эстафета. Критерии соревнований - чёткое выполнение строевых упражнений и команд, песни, сдача рапорта командира команды, отдельно оценивается команда командира, единая форма и высокая двигательная активность. Старания детей оценивает компетентное жюри - представители военкомата и управления образования. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.
Ежегодно в Чурапчинской республиканской спортивной школе проходит смотр строя и песни посвященной ко Дню Защитников Отечества, как возрождения традиции проведения военно-спортивных игр среди школьников, где всем классом выступают перед представительной комиссией. Дошкольники с восхищением смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности.
Мы надеемся, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника - патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Список литературы
- 1. Дошкольное воспитание № 11, 2008
- 2. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.,… Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. - м.; ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
- 3. Нравстенное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-синтез, 2008.
- 4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. -- М., 2000.
Размещено на Аllbest.ru
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
1. Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
Цель воспитания патриотизма у детей формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и любознательность. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. воспитание патриотизм дошкольник физический
На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нашем детском саду сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физической культуры, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Наш детский сад работает в тесном контакте со спортивной школой и институтом физической культуры по созданию здоровой среды и эффективной системы непрерывного физического воспитания «детский сад-школа-вуз». Проводится целенаправленная работа совместно с Чурапчинской республиканской спортивной школой, по внедрению программы «Чемпион своей судьбы», который был разработан, основываясь на идеях и позициях заслуженного тренера Д.П. Коркина. Выдающийся тренер и педагог - подвижник, основоположник Чурапчинской школы борьбы, который был убежден в том, что достичь подлинных спортивных высот, можно лишь прежде став хозяином самого себя, то есть «чемпионом своей судьбы». А поскольку, наш микрорайон, в котором мы живем, славится спортивными достижениями, закладывает предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, чувства гордости, сплоченности, уважения и любви к старшим, культуре, истории родного села.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению - детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение различных мероприятий: спартакиада воспитанников ДОУ улуса, военно-патриотическое соревнование «Мохсо?ол» среди воспитанников ДОУ улуса, внутрисадовские соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, «Мама, папа и я - спортивная семья», «Малые олимпийские игры», смотр строя и песни к дню победы, спортивные развлечения «Игры предков», «Единства народа», сдача нормативов ОФП, соревнования к национальному празднику «Ы?ыах». Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Соревнования - важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Наши воспитанники имеют высокий уровень физической подготовленности, и каждый год занимают призовые места. Традиционно, каждый год проводим улусную спартакиаду «Дьулуур», где дети соревнуются по различным видам легкой атлетики: бег на 60 м, на 200 м, прыжки с места, прыжки скакалкой, метания мешочка на дальность и встречная эстафета на 30м. Дети целый год готовятся к соревнованиям, устанавливают свои рекорды, впервые становятся чемпионами, приобретают опыт участия к соревнованиям, тем самым повышается интерес к занятиям физической культурой.
2. В своей работе особое внимание мы уделяем к своим якутским национальным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Для всех возрастных групп детского сада проводятся соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, спортивные развлечения «Игры предков», соревнования по национальным видам в празднике «Ы?ыах». Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День здоровья», «Поиграем игры народов мира». Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих России.
3. Отдельным направлением является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Смотр строя и песни крупное мероприятие, проводится в ДОУ традиционно на протяжении ряда лет с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе подготовки к смотру песни и строя посвящённого ко Дню Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется, строевой подготовке под военные песни. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований, где совершенствуются по бегу, на ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалок, воспитываются организованность, дух соперничества.
Дню Защитника Отечества дети подготовительных групп принимают участие в районной военно-патриотической игре «Мохсо5ол». Вот уже несколько лет проводится военно-спортивная игра «Мохсо5ол». Мероприятия проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале. Программа соревнований: Смотр строя и песни и военно-спортивная игра, эстафета. Критерии соревнований - чёткое выполнение строевых упражнений и команд, песни, сдача рапорта командира команды, отдельно оценивается команда командира, единая форма и высокая двигательная активность. Старания детей оценивает компетентное жюри - представители военкомата и управления образования. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.
Ежегодно в Чурапчинской республиканской спортивной школе проходит смотр строя и песни посвященной ко Дню Защитников Отечества, как возрождения традиции проведения военно-спортивных игр среди школьников, где всем классом выступают перед представительной комиссией. Дошкольники с восхищением смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности.
Мы надеемся, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника - патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Список литературы
1. Дошкольное воспитание № 11, 2008
2. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.,… Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. - м.; ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
3. Нравстенное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. -- М., 2000.
Размещено на Аllbest.ru
...Подобные документы
Воспитание патриотизма и этапы становления гражданской позиции у школьников допризывного и призывного возраста средствами физической культуры и спорта. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего школьного возраста.
дипломная работа , добавлен 12.07.2016
Психолого-педагогическая характеристика молодежи 14-18 лет. Особенности и оценка исходного уровня военно-патриотического воспитания с использованием средств физической культуры. Исследование роли спортивных игр в разностороннем развитии студентов.
дипломная работа , добавлен 11.02.2013
Методы и цели развития у молодого поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Условия надежного функционирования системы спортивно-патриотического воспитания молодежи, его важнейшие задачи.
курсовая работа , добавлен 22.12.2013
Суть нравственного воспитания – целенаправленного систематического воздействия на сознание, чувства и поведение людей, формирующего у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
курсовая работа , добавлен 18.03.2011
Современное понимание патриотизма. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста. Совершенствование процесса патриотического воспитания подростков в общеобразовательных учреждениях, формирование культуры межнациональных отношений.
реферат , добавлен 17.06.2013
Воспитание патриотического чувства в учащихся. Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения. Афинская Эфебия как образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.
курсовая работа , добавлен 30.04.2015
Возрастные особенности патриотического воспитания детей подросткового возраста. Методы формирования у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений. Проверка эффективности разработанной программы патриотического воспитания детей "Патриот".
дипломная работа , добавлен 25.05.2015
Критерии и показатели патриотизма. Роль народной культуры в воспитании целостной личности. Формирование у дошкольников посредством музыкальных занятий любви к своей стране, к родному дому, природе, уважения к матери, старшим, к защитникам отечества.
дипломная работа , добавлен 13.04.2014
Сущность понятия патриотизма, его роль в развитии личности. Формирование патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере центральной детской библиотеки г. Демидова Смоленской области. Особенности восприятия краеведческой литературы.
дипломная работа , добавлен 15.09.2013
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие. Современные средства организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Ознакомление с программой нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Большой патриотизм начинается с любви к тому, где живешь. Л. М. Леонов
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования:
- воспитать любовь к Родине, а это и любовь к родным местам
- гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром
- желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Таким образом, нами была поставлена цель – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами средствами физической культуры.
Также были определены следующие задачи:
- Внедрение в образовательную деятельность педагогов современных форм, методов и средств работы по физической культуре, направленной на формирование патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
- Повышение роли физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в вопросах формирования патриотического сознания.
- Повышение уровня физического состояния детей через различные виды двигательной деятельности.
- Укрепление физического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия.
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
- Повышение компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста.
В течение двух лет эти задачи успешно решались всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ. Использовалась такая форма проведения как: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместные физкультурные мероприятия с воспитанниками разных групп и семьями воспитанников.
Так же традиционно проводились различные мероприятия, поддерживающие заданную тему, а именно:
- Непосредственно образовательная деятельность:
- Интегрированное занятие совместно с муз. руководителем «Поход в Парму к Пере-богатырю»
- «День защитника Отечества»
- Летняя спортивная площадка
- Спортивные праздники, развлечения
- «Зов Пармы» (совместно с родителями)
- «А ну-ка мальчики»
- «Папа и мы спортивны и дружны» (посвященный Дню защитника Отечества)
- «Большие гонки» (совместно с родителями)
- «Зарница» (два раза в год: лето, зима)
- Праздник День России.
- Городские мероприятия
- «Папы и мы – спортивны и сильны»
- Лыжня дошколят
В результате совместной работы, были получены следующие ожидаемые результаты:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста физических качеств, двигательных навыков и умений, тесно связанных с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, республику, армию.
- формирование чувств патриотизма, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.
- развитие чувства гордости за достижения Российской армии и Родины в целом.
- привитие любви к Родине, к Коми Республике.
- приобщение детей дошкольного возраста к общественно-нравственным ценностям.
- привлечение всех участников образовательного процесса к патриотическому воспитанию.
В настоящее время продолжаются поиски форм физической и патриотической подготовки воспитанников как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. При этом физическая культура обладает огромным воспитательным потенциалом, является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих основ личности, как гражданственность и патриотизм и рассматривается как средство спортивно - патриотического воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с этим мы выполняем заказ современного общества – воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколения в духе патриотизма и подготовки его к защите Родины.
Выступление на педагогическом совете по теме патриотического воспитания дошкольников с помощью образовательной области "Физическая культура", о работе, которая ведется инструктором по физической культуре в этом направлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
Выступление на педагогическом совете
По теме:
« Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС»
Подготовила инструктор по физическому воспитанию
Румянцева О.Р.
«Любовь к родному краю,
Родной культуре, родной речи
Начинается с малого –с любви
К своей семье, к своему жилищу,
К своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта
Любовь переходит в любовь
К Родине, её истории, прошлому
И настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачев
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. К сожалению, стоит признаться, что современные дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, культуре, традициях. Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств. Иными словами, дошкольный возраст – благоприятная почва для воспитания патриотизма. Почему бы эти чувства не привить через физическую культуру!
Одним из наиболее эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Физическая культура является одним из эффективнейших средств профилактики заболеваний и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность физкультура и спорт получила в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Также формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физкультуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных досугов и праздниках, спортивных соревнований. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Нравственное воспитание детей, как и патриотическое нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе. Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.