Домой / Для серых глаз / Упражнения для развития речи. Чтобы научить ребенка говорить как можно раньше следует

Упражнения для развития речи. Чтобы научить ребенка говорить как можно раньше следует

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов.

Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. - 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Ребенок приходит в школу, и учитель явно видит проблемы с речевым развитием. У кого-то это низкий словарный запас, у других – логопедические проблемы, у третьих и то, и другое. Чаще всего это наблюдается у домашних детей, так как в детском саду логопед вовремя обнаруживает имеющиеся проблемы и проводит коррекционные занятия. Родители ребенка с ЗРР (задержкой речевого развития) разводят руками и сетуют на то, что они не специалисты, и у них не хватает опыта, как его учить. На самом деле это не так сложно, главное, вовремя начать занятия.

Чтобы научить ребенка говорить как можно раньше следует

Логопеды разработали «золотую десятку» правил, которые помогут родителям научить ребенка говорить как можно раньше, а также скорректировать имеющиеся проблемы у детей постарше.

Когда начинать говорить

Говорить с малышом нужно начинать как можно раньше, желательно уже тогда, когда он находится в утробе матери. В это время он запоминает голоса родителей, а позже, после рождения, прислушивается к ним. Мама должна разговаривать с малышом каждую минуту, пока он бодрствует. Если дома папа, он тоже должен быть активным участником разговора. Нужно постоянно находиться в поле зрения малыша, чтобы он видел артикуляцию родителей.

О чем говорить

Говорить можно о чем угодно, главное, чтобы это не несло негатива: петь песенки, комментировать кормление, говорить от имени игрушки и т.п. Тема для разговора – сплошная импровизация. Как можно чаще нужно проговаривать названия предметов и произносить слово «мама»: «Сейчас мама возьмет ползунки и поменяет их сыночку» и т.п.

Как нельзя говорить в домашних условиях

Нельзя говорить с ребенком, как бы вскользь роняя слова. Каждое из них должно быть целенаправленным, а цель одна: дать возможность малышу запомнить их. На запоминание должны работать мимика, интонация, жесты, демонстрация предметов или действий, о которых идет речь. Ударные гласные в словах нужно протягивать. Если речь идет о животных, нужно включить в речь подражание их звукам: «Курочка – ко-ко-ко, корова — му-у-у, киса – мяу!». Губы взрослого активно двигаются при этом.

С малышом нельзя сюсюкать и коверкать слова, говоря что-то, вроде: «Какой ты холёсенький!». Уже в год он должен слышать только естественные голоса родителей и четко произносимые звуки. Новые слова можно произносить громче обычного и по слогам. И так несколько раз, пока малыш не поймет, как произносить трудные слова.

Не упрощайте язык

Частая ошибка родителей – подмена сложных слов простыми. Например, машину называют бибикой, болячку — бобой, горячее – жигой и т.п. Нужно называть вещи своими именами. Нарисован на картинке бегемот, так и надо говорить, панаму и шляпу не следует называть шапкой, а колготки, брюки и гамаши штанами. Все равно придется учить ребенка разделять эти понятия, так зачем оттягивать этот момент?

Важно учить ребенка говорить грамотно

Еще одна типичная ошибка родителей – опускать в речи глаголы и прилагательные. Мама комментирует свои действия, но называет только предметы: «Вот бутылочка, молочко, кашка» или «А где машинка? Вот она машинка. Дождик!» словарный запас ребенка при таком общении сильно страдает, ведь он не слышит глаголов и прилагательных, следовательно, и употреблять их не учится. Впоследствии придется обращаться к специалисту для коррекции общего недоразвития речи.

Как же разговаривать правильно? Если захотели обратить внимание на машину, нужно сказать так: «Машина едет! У-у, какая большая машина, быстрая. А вон еще одна машина едет, синяя». Про животных можно говорить так: «Собачка бежит. Лохматая собачка, белая, добрая, не лает на Мишеньку собачка».

Чтобы словарь ребенка пополнялся прилагательными, можно иногда затевать с ним игру: «Какая машинка? А яблоко какое?». Поначалу можно ограничиваться размерами предметов – большой или маленький. Постепенно в словарь входят названия цветов. Ребенка постарше можно обучать в любом месте, например, в магазине: «Какой из яблок сок получается? А из груш, слив, персиков?».

Для лучшего запоминания глаголов и прилагательных можно использовать в разговоре противопоставления: «Рыбка плывет, а воробушек летит», или на картинке: «Мальчик веселый, а девочка грустная».

Приучайте к книжкам и чтению в домашних условиях

С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка любовь к чтению. Он должен постоянно видеть маму и папу с книгой в руках и понимать, что именно в эти моменты из уст родителей слышится интересный стишок или сказка. Позже, когда появится желание не только слушать, но и самому рассматривать книги, нужно покупать книжки с качественными иллюстрациями. Вместе с ребенком обсуждаются герои сказки, находятся их изображения, проговаривается их описание и собственная оценка ребенком. Чтение – это самый эффективный способ обогащения словарного запаса ребенка.

Всегда говорите с ребенком

Дети любят играть и болтать. Взрослым такая болтовня кажется пустой и никчемной. На самом деле ее можно использовать, как средство обучения. Сидя в вагоне метро или маршрутке, можно поболтать вместе по-птичьи, по-собачьи, зашифровывать слова, проговаривая только первый слог. Такие приемы помогают в исправлении неправильного звукопроизношения.

В более старшем возрасте можно играть в антонимы, например: «Угадай: один черный, другой белый». Ребенок будет называть массу вариантов, извлекая из пассивного словарного запаса слова, которые раньше только слышал. Еще одна игра – буриме. Взрослый говорит первую строчку, ребенок – вторую, рифмуя их. Идя по улице, можно угадывать, кто из прохожих куда спешит или о чем думает, перечислять названия деревьев в парке или сочинять сказку про голубей. Главное – говорить и мотивировать на разговор ребенка.

Разрабатывайте моторику

Речь напрямую связана с мелкой моторикой рук. Потому необходимо развивать ее. Существует масса способов развития мелкой моторики: лепка, сборка конструкторов с мелкими деталями, рисование, игрушки – шнуровки, ощупывание предметов с разной поверхностью: гладких, шершавых, ребристых, рисование песком или солью и много других. Не помешает и массаж детских пальчиков.

Для малыша можно соорудить такую игрушку: сшить несколько одинаковых мешочков глубиной 10-15 см, наполнить каждый разными крупами, фасолью, горохом, пуговицами и прочими мелочами. В верхний край мешочков вдеть резинку, чтобы содержимое не было видно. Расставив мешочки в коробке, попросить ребенка поочередно просовывать руку и угадывать их содержимое.

Только раннее развитие речи ребенка приведет в дальнейшем к успешному обучению его в школе. А дать возможность к развитию могут только родители.

Другие статьи по этой теме:

Как правильно воспитать ребенка Как правильно наказывать ребенка? Развитие личности ребенка Если ребенка дразнят Как вырастить ребенка счастливым? Как воспитать ребенка счастливым? Неуверенные дети

Зачастую все недоработки родителей в плане обучения их чад искусству красивой речи становятся заметны на детских утренниках. Если некоторые детки рассказывают стихи громко и с выражением, то другие что-то тихо и невнятно мямлят, «проглатывая» половину слов. Вот за таких горе ораторов родителям и приходится краснеть. Причем, как правило, все списывается на стеснительность ребенка, хотя на самом деле виной всему лень его родителей.

На самом деле, научить ребенка красиво, с выражением выступать (читать стихи, играть свою роль в спектакле и т.д.) перед зрителями – не так уж сложно. Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут вам научить ребенка красиво и внятно говорить. О них мы вам и расскажем.

Прежде всего, запомните: от того, как вы сейчас постараетесь, в будущем будет зависеть очень многое. Ведь красивая речь ребенка – это не только ваша гордость на утренниках и спектаклях. В дальнейшем – это еще и уверенность ребенка в общении с друзьями и сверстниками, его помощь на любом экзамене, а в дальнейшем – успех на собеседовании при приеме на работу, авторитет как руководителя и т.д. Несомненно, есть ради чего потрудиться.

Итак, чтобы научить ребенка красиво и внятно говорить, нужно:

Показать ребенку, КАК нужно говорить, на собственном примере.

Возьмем, например, тот же стих из программы детсадовского утренника. Усадите ребенка в кресло в качестве зрителя, а сами встаньте перед ним, и красиво прочтите стихотворение. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.

Спросите у ребенка, понравилось ли ему ваше выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитайте тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спросите у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясните, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

Внимательно слушайте своего ребенка

Очень хорошо, если вы находите время для того, чтобы послушать речь вашего ребенка. Слушайте, как он разговаривает, и, если нужно, поправляйте его, подсказывайте правильное произношение и ударение, рассказывайте значение слов. Даже если вы будете претворяться, что внимательно слушаете ребенка, это будет намного лучше и полезнее, чем фраза типа «Отстань, я очень устала и хочу отдохнуть… Потом расскажешь». Ведь если ребенок поймет, что даже вам его рассказы не интересны, то что уж говорить про публичные выступления!

Записать его выступление на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т.д.)

Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дайте ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсудите, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что – не очень. Обязательно найдите, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это «не наш метод».

После того, как все замечания учтены, запишите выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и ваши записи будут с каждым разом все лучше. И не забывайте про похвалу – это огромный стимул к новым свершениям.

Предоставить ребенку свободу выбора

Если есть такая возможность, то выбирайте стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо бльшим удовольствием, чем тот стих, который ему навязали.

Если ваш малыш еще не умеет читать, то читайте ему вслух вы, и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать.

Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давайте ребенку передохнуть, и почитайте пару страниц сами. Это будет очень интересно.

Хвалить ребенка, замечать все его успехи

Очень важно, чтобы в процессе обучения ваш ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Напоминайте ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится. Ваша похвала может выглядеть примерно так:

- «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»,

- «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»,

- «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»,

Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.

Успехов вам, и пусть у вас всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком!

В этой статье:

Нужно ли учить малыша говорить, или он будет учиться этому сам? Если нужно, то как научить ребенка разговаривать? А если сразу предложениями? Да еще с богатым словарным запасом! Возможно ли это?

Примеры и факты

Ответить на эти вопросы несложно – достаточно только вспомнить несколько интересных фактов. Помните историю о Маугли? Она выдумана Редьярдом Киплингом, но в основу легли примеры из жизни. Только правда жизни не такая сказочная, как книжная история.

На самом деле, когда дети попадают в логово к животным и их воспитанием занимаются дикие звери – волки или обезьяны, то при возвращении и погружении в человеческую среду такие дети достаточно долго и сложно обрастают требуемыми навыками и привычками. Их нелегко научить говорить, им тяжело привить привычки воспитанного человека. А иногда и вовсе невозможно.

И второй пример. Знаете ли вы, что если в раннем возрасте детки попадают в иную языковую среду, то она очень быстро становится для них своей? Маленький человек запоминает новый иностранный язык и начинает на нем говорить гораздо быстрее взрослых.

Какие выводы можно сделать из этих фактов? Учить кроху разговаривать нужно обязательно, и делать это следует как можно раньше. Карапузу необходимо прививать навыки правильной и красивой человеческой речи.
Дети очень быстро учатся всему подряд: и плохому, и хорошему. Особенно сильно на них воздействует пример родителей.

Развивается речь ребенка в соответствии с тем возрастным периодом, в котором он находится. Кроме того, каждый малыш – индивидуальность. Поэтому родителям, которые хотят знать, как же научить ребенка разговаривать, следует ознакомиться с некоторыми особенностями развития речи детей в период раннего детства.

Как развивается речь ребенка в первые три года жизни

  • Год первый

В первые шесть месяцев жизни малыш только знакомится со звуком своего голоса. Он постепенно осваивает его и понимает, что может издавать звуки. Вход в говорение начинается с произнесения гласных звуков: а, у, о, э.

В полтора месяца ребенок переходит в период «гуления». Гуление – это говорение младенца. Он пытается говорить с мамой, когда она наклоняется к нему и обращается с ласковыми словами, с папой – радостно приветствуя его приход с работы. Глядя на взрослых, кроха пробует издавать не только гласные, но уже и согласные звуки. Чаще всего от детей можно услышать звуки, похожие на слово «агу», от которого и происходит название самого периода. Произносят их младенцы
еще не как взрослые, а будто бы в нос. В это время начинается развитие интонационных навыков речи.

К шести месяцам малыши переходят к стадии лепета. Они пробуют говорить слоги, состоящие из сочетания гласных и согласных звуков: ма, па, ба, ку, да…

К одиннадцати месяцам количество слогов растет и появляются простые слова, состоящие из повторов одинаковых слогов: ма-ма, па-па, да-да, ба-ба. До года малыш может начать произносить некоторые простые предложения.

  • Год второй

Начало года знаменуется тем, что кроха старается все больше понимать взрослую речь. Он силится вслушиваться в разговоры взрослых. Старается повторять за ними слова и целые фразы. У детей второго года жизни часто возникает «свой язык» – слова и предложения, которые понимает только он и иногда мама. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает обращенную к нему речь. Также он может вступать в диалоги, отвечая взрослым на своем собственном языке. В период второго года у детей идет активная работа над речью. Говорение – это наиболее интересный процесс для карапуза.

  • Год третий

Это период активного развития речи ребенка. Появляется много новых предложений. Он переходит от стадии непонятных слов к разговору почти правильными словами, задает вопросы «когда?» и «почему?». В его речи появляются сложноподчиненные предложения, единственное и множественное число. Как в возрасте трех лет научить малыша лучше говорить?

В первую очередь следует уделить внимание чтению и пению. Деткам важно слышать правильную литературную речь. Только разговорной мало. Пение также необходимо, так как своей плавностью и мелодичностью позволяет легче освоить особо сложные и трудно запоминаемые слова.

Кроме того, мышление и говорение ребенка будет быстрее развиваться, если взрослые будут уделять общению с карапузом больше времени. То, насколько хорошо развивается речь детей, можно понять по тому, как хорошо они отвечают на вопросы, строят логические цепочки, перенимают инициативу в разговоре.

Упражнения для развития речи

Чтобы знать, как научить свое чадо говорить, сначала нужно уделить максимум внимания его общему развитию. В этот период дети очень любознательны. Они получают информацию из окружающего их мира, который и мотивирует к разговору. Поэтому работа над речью детей начинается с развития слухового,
зрительного и тактильного аппаратов. Эту особенность обязательно надо использовать. И именно она помогает развивать речь ребенка с первых дней его жизни.

Повесьте над кроватью яркие и красивые игрушки. Давайте своему карапузу забавляться погремушками разного размера и звучания. Также игрушки должны иметь разные по структуре материалы изготовления. При этом не стоит забывать о безопасности и экологической чистоте.

Однако сколько ни было бы у ребенка игрушек, они никогда не заменят человеческого общения. Родители, больше общайтесь со своим чадом! Во время общения находитесь лицом к лицу с карапузом. Это позволит ему видеть, как вы произносите звуки и слова в целом. Пусть малыш следит за движением губ. Это позволит ему правильно повторять услышанное.

Что еще? Проводите массаж пальчиков рук и кистей. Причем начинайте это делать как можно раньше – с первого-третьего месяца жизни. Не случайно логопеды называют руки вторым органом речи.

Вместе с массажем пойте песенки, рассказывайте стишки, истории, да и просто говорите. Но делайте это эмоционально! Эмоции – это то, что
привлекают внимание ребенка, пока он не понимает сути сказанного. Разукрасьте свое общение нотками веселья, удивления, любознательности.

Также необходимо развитие мелкой моторики. В этом помогут простые игры с бусинками, камешками, пуговками и прочими мелкими предметами. Естественно, их не стоит давать ребенку, предварительно не пришив или приклеив намертво к какой-нибудь поверхности. Еще можно положить маленькую игрушку в кастрюлю с мукой и попросить ребенка достать ее. Грязи будет много, а восторга еще больше! Да и результат подобных игр порадует, хотя и будет заметен не сразу.

После первого года жизни прогрессу речи способствует подражание звукам животных. Отныне родители могут начинать обзаводиться детской библиотекой, покупая книги с изображением различных зверей и домашних животных. Читая их с ребенком, мама с папой могут рассказывать ему простые истории о том, кого он видит на картинке, придумывая их на ходу или заранее почерпывая из различных источников. В ходе чтения кроху следует побуждать к обсуждению, диалогу, повторению звуков и слов.

Научить говорить слова не сложно

Обычно до года дети могут овладеть словарным запасом, состоящим минимум из десяти слов. Первым, как правило, малыш произносит то слово, которое слышит чаще, поэтому всякий раз, беря его на руки, следует говорить с ним, стараясь показать, как вы произносите слова. Чтобы ребенок первым произнес слово «мама», контактируя с ним и совершая различные обязательные ритуалы,
произносите это слово. Например: «сейчас мама тебя переоденет», «мама будет тебя купать» и так далее.

Важно, чтобы крошка видел артикуляцию. При этом звуки следует выговаривать нарочито четко и громче обычного. В этом возрасте нельзя пользоваться образным языком. Если на картинке, к примеру, изображен дельфин, то так и говорите, что это дельфин, не придумывайте ему упрощенных названий. Позже ребенку будет легче отличать его от других животных.

В возрасте одиннадцати месяцев малыши говорят несколько простых и понятных слов, при этом продолжая использовать в своей речи лепет и цепочки из слогов. Маленькие детки очень любят игру в повторение слов. Лучше всего, листая книжку, задавать крохе вопрос «что это?».

Как научить ребенка разговаривать целыми предложениями

Лучше всего читать с детьми детскую литературу, заучивать наизусть незатейливые стишки. Особенно хорошо малютки запоминают простые предложения в стихах, связанные с игрой или массажем. Например, покачивая дитятко на коленях, рассказывайте такой стишок:

«На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину,

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот! На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у…».

При этом хорошо имитировать движения лошадки, машины, парохода, самолета. Неплохо включить в общение с ребенком вопрос «что делает?». С ним знакомство с глаголами станет более интересным и простым. А еще это важное занятие подготовит малыша к общению предложениями.

Есть еще вопросы, которые при занятиях с малышами стоит ввести в речь крохи. Это вопросы «какой предмет (животное)?» и «где находится?». С их помощью обогащается мышление ребенка, развивается фантазия, появляется умение анализировать ситуацию.

Следуя данным советам, родители не будут задаваться вопросом, как научить ребенка говорить целыми и правильными предложениями, потому что при помощи ответов на эти вопросы в его речь будет мягко и естественно входить большое количество эпитетов и глаголов.

Также для достижения данной цели нелишним будет поощрять карапузов, например, говоря
слова «дай», «на», и совершать само действие только в ответ на сказанное ребенком слово.

Мама может делать вид, что не понимает малыша, когда вместо слов он тычет пальчиком в какой-нибудь предмет, давая понять, что желает его заполучить. И только когда ребенок скажет «дай», тогда следует дать вожделенную игрушку или разрешенную вещицу. Позже, когда дитя освоит несколько слов, предмет следует давать не после произнесения одного слова, а после произнесения простого предложения. Например, не «дай», а «мама, дай мяч, пожалуйста». Таким образом можно еще научить своего карапуза вежливому обращению со старшими, что постепенно войдет в хорошую привычку.

Три секрета, как научить ребенка говорить грамотно

Работать над грамотностью следует начинать как можно раньше. С чего же начать? С главного и простого.

Первое – это работа над артикуляцией. Начинать заниматься нужно с первых дней жизни. Как? Показывая любимому крохе движения губ и языка при произнесении простых слов. Можно даже позволять трогать родительский рот, когда мама или папа произносят те или иные слова.

Для деток постарше подойдут игры с имитацией звуков, при которых нужно по-разному складывать губы, язык, щеки для произнесения звуков: у, о,
а, и, ы, тр, пф и пр. При этом следует показывать, как «делает» поезд, кастрюля при варке, как пищит комар и тому подобное.

Родителям необходимо внимательно слушать малыша, поправляя его, если он неправильно произносит звуки. Не стоит поощрять неправильное произнесение слов, иначе у ребенка затянется период «сюсюкания». Кроме того, необходимо учить дитя правильному выражению эмоций. А для этого в ответ на его речь придется следить за собой, чтобы правильно выражать свои чувства в жестах, взглядах, движениях рук, плеч, бровей.

В работе над грамотным говорением деток важным остается общение со взрослыми. Хорошо помогают развитию правильной речи чтение книг, прослушивание аудиозаписей с профессиональной речью диктора в сказках, стишках, потешках, песенках.

Как научить ребенка произносить звуки л, ш, ж, р?

То, что маленькие дети часто не могут выговаривать звуки «л», «ш», «ж» и «р», чаще всего связано с недостаточно хорошей подвижностью языка и нарушением воздушных потоков внутри ротовой полости. Над исправлением этого недостатка работают посредством специальных упражнений на выдувание воздушных струй. Хорошо с этим дефектом справляется упражнение «лошадка». Оно представляет собой цоканье языком. Чтобы ребенку было интереснее выполнять упражнение, можно найти или придумать небольшой стишок или просто рифму, чтобы в ней много раз повторялось слово «цок-цок». С помощью «лошадки» исправляют неправильное произношение звука «л», когда вместо нее кроха говорит звук «в».

Правильно произносить звук «ш» крохе поможет упражнение «чашечка». Язык прикладывается к нижней губе, а его боковые стороны приподнимаются. Движения на растягивание губ и имитация жевания
также помогут исправить неприятности с произнесением данного звука. Эти упражнения помогут не только исправить произношение звука «ш», но и вообще всех шипящих.

Самым сложным для произношения детьми был и есть звук «р». Чтобы ребенок быстро научился выговаривать его, нужно просто стараться чаще произносить слова, в которых он присутствует. Показывайте малышу, как движется ваш язык при произнесении таких слов. Попросите его попробовать повторить. Вначале он будет делать это только при вас, но если вы не перестанете с ним заниматься, то заметите, что даже в минуты самостоятельных игр карапуз будет пытаться правильно складывать язык и силиться произносить слова с этой буквой правильно.

Хорошо помогают скороговорки и специальные стишки, где есть много слов со звуком «р». Кстати сказать, эта же методика подойдет и для устранения неприятностей, связанных с произнесением звука «ж», только рифмы и скороговорки должны содержать уже этот конкретный звук. Еще можно имитировать полет жука, жужжать, как мушка. Очень важное дополнение: слова с этими звуками нужно говорить медленно!

Когда стоит обратиться к логопеду?

Если вы уже использовали все доступные способы, чтобы научить ребенка разговаривать правильно и красиво, но улучшений не добились, подумайте о походе к специалисту. Возможно, вам известны не все тайны решения проблемы.

Признаки, подсказывающие, что поход к логопеду не только неизбежен, но еще и жизненно необходим:


Чтобы преодолеть все эти проблемы, родителям необходимо приложить немного усилий и много любви. И тогда никакие трудности и неприятности не одолеют вас и ваше чудо-чадо.

Как научить ребенка слушать и слышать?
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами . Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Птицы поют!"), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.) Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул - скажите "апчхи", звякнула посуда - скажите «дзынь».

Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки : звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан. Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон.

Игра «Найди игрушку» . Цель: развивать способность различать направление звука, слуховое внимание. Водящий находит игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши и т. п. Сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.

Игра «Громко – тихо». Цель: развивать способность различать звуки по силе и громкости.

Дети закрывают глаза. Воспроизводятся громкие и тихие удары. Дети должны угадать, где стучали.

Когда слышите какой-то звук, спросите: "Что это?", потом покажите, что это звучало. Для ребенка после года подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух (потом до 7 музыкальных инструментов), причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел).

Также можно "говорить" за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету, «кря-кря», «хрю-хрю» и т.д.). попросить отгадать (показать), кто так "разговаривает". Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко "секрет", пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.

Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с "толстым" голосом, потом с "тонким", пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят или вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.

Игра "Три медведя" .

Взрослый произносит реплику, а дети отгадывают, какой из медведей говорит .

Игра "Маленький - большой". Детям раздают картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей. Взрослый произносит слог то низким, то высоким голосом. Дети отгадывают, кто говорит (н-р, мама - кошка или котёнок). Затем хором проговаривают слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ - так мяукает мама - кошка, а так котёнок - МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME. «А теперь я буду кошкой, а ты котёнком». Кошка зовёт - ма, котёнок отвечает - МЯ и т.д.

Можно использовать в игре большой мяч взрослый бросает мяч ребёнку, произнося - МА, ребёнок должен ответить - МЯ и бросить мяч обратно.

Игра «Близко – далеко» . Дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок, играет дудочка и т. п.

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо , две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем.

Пальчик о пальчик тихо бьем.

Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом. Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом)

Мышонку шепчет мышь:

"Ты что шуршишь, не спишь?"

Мышонок шепчет мыши:

"Шуршать я буду тише".

Игра «Кто назвал?» . Цель: учить различать высоту, силу и тембр голоса. Дети по очереди произносят "Ау", водящий отгадывает, кто произнес.

Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить ребёнка. Вас ждет непременный успех.