Истина: Почтение родителей ценно перед Богом.
Цель: Учить детей помогать родителям и заботиться о них.
Христианская этика : Семья (помощь родителям).
Заинтересованность:
— Ребята, расскажите о своей маме, какая она? (добрая, мудрая, ласковая, бывает строгая, любимая, самая лучшая).
Сегодня вы услышите Библейскую историю о маме и ее дочери.
Библейская история:
- Семья из 4-х человек переселяется из Вифлеема.
- Отец умирает.
- Два сына Ноемини женятся и тоже умирают (об этих событиях – очень кратко).
- Ноеминь отпускает дочерей к их народу.
- Ноеминь и Руфь возвращаются в Вифлеем.
- Руфь работает на поле Вооза (разминка).
- Беседа Вооза с Руфью.
- Руфь приносит ячмень и половину своего обеда Ноемини.
- Вооз женится на Руфи.
- Ноеминь становится счастливой бабушкой.
Разминка:
Дети выстраиваются в две колонны. Учитель разбрасывает по 10 колосков перед каждой командой. На старте дети начинают эстафету: один ребенок собирает колоски в корзинку, второй высыпает обратно на пол. В конце эстафеты дети отдают наполненные корзины учителю. Учитель благодарит детей за старательность и быстрый сбор «урожая». В конце урока каждый может взять по одному колоску на память (если в классе больше 20 детей, значит и колосков должно быть приготовлено больше).
Вопросы на повторение:
Каждый ребенок должен ответить хотя бы на один вопрос. За правильный ответ учитель дает ребенку колосок, на котором написан золотой стих урока.
В вопросы на повторение желательно включить и такие:
- Почему Руфь пошла к чужому народу с Ноеминью? (Руфь любила Ноеминь)
- Как работала Руфь на поле Вооза? (прилежно, старательно, много)
- Когда родители просят помочь им в домашних делах, делаете ли вы это старательно и с удовольствием, как Руфь, или ленитесь?
- Что приносила Руфь с поля Ноемини? (зерна ячменя, пшеницу и свой обед)
- Ребята, вас угощают печеньями, конфетами, а кто из вас делится этим с родителями?
Когда у каждого ребенка появится в руке колосок, учитель читает золотой стих. Затем повторяют девочки, подняв колоски высоко над головой, потом – мальчики, потом – все вместе.
Золотой стих:
«Почитай отца твоего и матерь твою» Втор.5:16
«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» Фил.2:4
Применение:
Поделка 1: Сердечко – подарок маме. Дети раскрашивают сердечко, вдевают ленточку в отверстие, сделанное дыроколом, завязывают бантиком.
Поделка 2: Детям раздать картинки – Руфь с корзиной и колоски. Поделку раскрашивают, колоски складывают в корзину.
Молитва:
Поблагодарить Господа за маму, помолиться о её нуждах, здоровье, желаниях и т.д.
Беседа о трудолюбии- Определение «труда» и «трудолюбия» вожатым. Вступительная беседа с ответами детей (2-8 минут)
- Мини-лекция «Библия о трудолюбии»(8-10 мин)
- Беседа «Как воспитать трудолюбие?»(4-6мин)
- Работа с пословицами. (3-6мин)
- Творческая работа. (3-6) мин
- Рефлексия.
Ход беседы:
- Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, творческой реализации способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.
Трудолюбие – добродетель , любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться.
«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод». прп. Антоний Великий .
Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.
I. Вступительная беседа
Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».
Горько живет Лежебока –
Кровать Лежебоке Высока.
Полы от кровати Далёко.
Слезать Лежебоке -Морока!..
Вот и лежит Лежебока.
Спит Лежебока Без срока.
Уж отлежал Оба бока...
Спит и вздыхает Глубоко:
Кабы еще бы Два бока!..
Какого человека называют лежебокой?
Как вы думаете, почему человек ленится?
Какое слово противоположно по значению слову «ленивый»?
Кому лучше живется на свете - ленивому или трудолюбивому человеку? Почему? (Дети отвечают.)
Действительно, трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов. Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной - он всегда найдет себе интересное занятие. Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле, пользуется уважением коллег и товарищей. В то время как ленивый бесцельно растрачивает свое время, проводит дни в бесплодных мечтаниях.
2. «Библия о трудолюбии» Рассказывает вожатый.
Поселив первых людей в раю, Господь Бог поручил им возделывать рай, иными словами трудиться. Забота и уход за райским садом тогда были даны людям не в качестве наказания, потому что в то время прародители, Адам и Ева, ещё были безгрешными, а как необходимая возможность достижения счастья через труд. “И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его” (Быт. 2:15 ). Таким образом, из всего вышесказанного вытекает логически обоснованный вывод о том, что трудолюбивый человек угоден Богу, а лентяй и бездельник своим празднолюбием нарушает Божье повеление о труде в виде возделывания и заботы прародителями райского сада.
Этот эпизод можно рассмотреть иносказательно. Райский сад выступает в этом примере как символ счастливой жизни. А труд в виде возделывания райского сада, фигурирует как необходимое условие процветания райского сада. Таким образом труд, в виде возделывания рая, это путь к райской жизни, к счастью.
Труд, обязательный для всех людей, был подтвержден Богом при изгнании согрешивших прародителей из рая. “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3:19 ). Придя в мир людей и принеся людям Благую весть, Иисус Христос не отменил обязанность трудиться, данную человеку Богом в Ветхом Завете, а подтвердил это тем, что Сам постоянно трудился, зарабатывая Себе пропитание ремеслом плотника.
Наряду с этим в Своем учении Иисус Христос заповедовал не только обязательно трудиться каждому человеку в отдельности, но и своим трудом помогать другим людям. То есть Иисус Христос советовал трудиться не только для себя самих, но и для ближних (то есть окружающих людей). Даже если они проявляют к вам враждебные действия. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою” (Прит.25:21).
Истинные христиане должны поступать, как сказал Апостол Павел: “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор. 8:21 ) . Посылая Своих Апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал о том, что “трудящийся достоин пропитания” (Матф. 10:10 ) . Посылая семьдесят Своих учеников проповедовать, Спаситель мира сказал такие слова: “трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук. 10:7 ) .
Предусмотрительность, заботливость и планирование дел не запрещены нигде в учении Христовом. Наоборот Сам Иисус Христос со Своими учениками имел ящик для денег, позволявших им покупать себе пропитание. То есть факт заботы о своем пропитании говорит о том, что Иисус Христос и Его Апостолы проявляли предусмотрительность, целенаправленные действия и старания о покупке своей пищи. После чудесного насыщения народа хлебами и рыбой, Иисус Христос распорядился собрать оставшиеся куски, очевидно для того, чтобы их сберечь для будущего приема пищи. “И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Иоан. 6:12 ). Этот эпизод из жизни Иисуса Христа также говорит о проявлении Спасителем бережливости, предусмотрительности и заботы, а также о планировании, связанном с дальнейшим применением оставшейся пищи.
В своем послании к Фессалоникийцам, поощряя труд, Апостол Павел писал: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2Фес. 3:10 ) . Поощрение труда высказывается Апостолом Павлом во 2-м послании к Тимофею: “Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов” (2Тим. 2:6 ) .
Таким образом, из всего вышесказанного становится очевидным факт того, что как в Ветхом, так и в Новом Завете поощряется трудолюбие, осуждается празднолюбие и лень и не запрещается предусмотрительность и заботливость о добрых делах человека.
(лучше всего будет вожатому это сказать своими словами, но иногда вставляя фразы из Библии, поэтому даю полный текст, но необязательно его всего воспроизводить, а выбрать для себя самое главное)
3. Беседа «Как воспитать трудолюбие»
А для чего вообще нужно трудиться? Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Послушайте высказывание знаменитого русского ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».
Полезно ли такое времяпровождение?
Будут ли ценить такого человека? ставить кому-то в пример?
К чему приводит такая бесцельная жизнь?
Каково же значение труда в жизни человечества? Над этим вопросом размышляли ученые, философы, литераторы разных стран. Я прочитаю вам высказывание русского писателя Виталия Закруткина.
Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни, - создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом.
Вожатый: Одни люди ленивы, другие трудолюбивы - почему так? Трудолюбие и лень - это врожденные качества? (Дети отвечают.)
Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? Какую роль в этом играют родители, педагоги? (Дети высказываются.)
Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, ремонт квартиры, поход, рыбалка и пр.). Все ли у вас получалось?
Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? {Воля, целеустремленность, ответственность, желание учиться, самодисциплина.)
Интересно, что и сам трудовой процесс помогает человеку развить эти качества.
А если человеку все дается без труда? Он получает все, что только пожелает, не прикладывая никаких усилий. Повлияет ли это на его характер?
Какие черты будут преобладать? (Дети высказываются.)
4. Работа с пословицами
(Вожатый делит отряд на 2 группы. Каждая группа получает карточку с пословицей, объясняет ее смысл.)
Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.
Лежебоке и солнце не в пору восходит.
Лентяй да шалопай - два родных брата.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Лень - мать всех пороков.
5. Творческая работа
Вожатый: Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. Или Представьте магазин для лентяев. Какие товары в нем могут продаваться?
(Работа в группах или индивидуально. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.)
6. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы для себя сделали? В чем же состоит ценность труда?
Обучающие задачи : познакомить детей с видами труда: духовный, умственный, физический. Закрепить ранее полученные . Обогатить словарный запас детей словами: духовный, умственный, физический, трудолюбие.
Развивающие задачи: развивать умение слушать и отвечать на вопросы, развивать произвольную память, воображение, речь.
Воспитательные задачи : воспитывать у детей любовь и интерес к труду на примерах труда святых людей, родителей, самих детей. Учить уважать труд взрослых, пробуждать интерес и уважение к любому виду труда.
Словарная работа: трудолюбие, умственный, физический и духовный труд.
Материал: шкатулка, иллюстрация картины «Три богатыря», иллюстрации, картинки, изображающие разные виды детского труда; флажки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением труда взрослых, репродукции картины «Три богатыря», заучивание слов физкультминутки.
Используемые методы и приёмы: наглядные (показ иллюстраций), словесные (вопросы, объяснение, использование художественного слова), игровые (сюрпризный момент, сюжетно-игровая ситуация), практические (трудовое задание).
Ход занятия
Дети берутся за руки и входят в комнату. Воспитатель показывает детям шкатулку, но не открывает её.
Воспитатель: Дети, у меня в руках шкатулка, но не простая, а волшебная, называется она «Шкатулка трудолюбия». Трудолюбие означает любить труд и трудиться с охотой. Если мы хотим, чтобы волшебная «Шкатулка трудолюбия» открылась, что нам нужно сделать, как вы думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, потрудиться. Труд, дети, бывает разный. Когда мы трудимся своим умом: думаем, решаем, фантазируем, труд называется умственным. Когда наше сердце и мысли обращаются к молитве, к Богу, Божией Матери, ангелам и святым людям — это тоже труд, и называется он духовным. А вот, когда мы что-то делаем нашими руками, напрягаем наши мышцы, и даже устаем — это физический труд. Чтобы это нам понять, я предлагаю отправиться вместе со мною в путешествие на поезде. Машинистом поезда сегодня буду я. Давайте возьмемся за руки, соединим наши вагончики. Вагончики — это вы.
Воспитатель: Дети, но мы забыли самое главное, попросить у Бога чего? (Дети: Благословения.)
Воспитатель: Правильно, дети, благословения. Перед началом любого дела надо просить у Господа помощи. Мы с вами попросили, помолились от души, а молитва — это тоже труд, и называется он духовный. Возьмемся крепче за руки и отправимся в путь. Поехали.
(Дети идут за воспитателем, взявшись за руки, имитируя езду на поезде, останавливаются перед иллюстрацией «Три богатыря».)
Воспитатель: Приехали, первая наша остановка – «Богатырская». Ребята, кого мы видим на этой картинке?
Воспитатель: Молодцы, узнали. А кто такие были богатыри? Чем они занимались? (Дети: Защищали Отечество.)
Воспитатель: Какими же должны быть защитники Отечества? (Дети: Сильными, смелыми, ловкими.)
Воспитатель: Конечно, а еще, в первую очередь, должны быть трудолюбивыми и послушными. Когда наши мальчики подрастут, они куда пойдут служить?
Воспитатель: Правильно, в армию и тоже будут защитниками Отечества. А чтобы вы были сильными, ловкими, смелыми, что нужно делать? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами займемся физкультурой, чтобы быть сильными, крепкими, ловкими и здоровыми. Возьмем флажки и сделаем несколько упражнений:
Руки вверх подняли, (Поднимают руки вверх)
Помахали-помахали (Машут флажками)
Опустили, раз-два-три-четыре. (Руки опускают вниз)
На носочках потянулись, (Поднялись на носки)
Посмотрели друг на друга . (Дети поворачивают туловище вправо-влево).
Улыбнулись. (Улыбаются)
Носиком вдохнули. (Делают глубокий вздох)
Скажем слово «МИР».
Я сегодня богатырь.
Воспитатель: Положите флажки на место, и отправимся дальше в путешествие. Остановка «Божий Храм». Вспомним, ребята, что это означает слово «Божий Храм»?
(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением священника и людей, молящихся в храме.)
Воспитатель: Храм — это дом, где всегда живет Бог. Слушает и видит всех, кто приходит к нему и обращается в своих молитвах за помощью к Богу. Молитва — это тоже труд, труд нашей души, нашего сердца. И называется, он..? (Дети: Духовный труд.)
Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие (подходит к иллюстрации с изображением детей, которые рисуют, читают, учатся в школе). Остановка «Умняшка». Не правда ли, дети, очень красивое название? Для того, чтобы быть умным, надо тоже трудиться. И такой труд называется умственный.
Воспитатель: Следующая остановка — конечная «Детский сад». Как, дети, называется наш детский сад? Правильно – «Теремок» (показывает картинки с изображением детей, которые высаживают и поливают цветы).
Воспитатель: Что вы видите на этих картинках? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы трудитесь в детском саду, дома? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ну, а я вижу у вас небольшой беспорядок в игровом уголке. Некоторые игрушки разбросаны, лежат не на своем месте. Давайте потрудимся, наведем порядок. И такой труд мы назовем – физическим.
(Дети выполняют трудовое задание.)
Воспитатель (берет шкатулку): Я думаю, что наша шкатулка сейчас откроется. Мы положим в неё наши труды. Духовный труд (мы молились), умственный труд (вы внимательно слушали воспитателя на занятии, вспоминали, отвечали на вопросы), физический труд (вы убирали свои игрушки, выполняли физические упражнения). (Открывает музыкальную шкатулку.) Наша «Шкатулка трудолюбия» открылась. Теперь мы в неё будем складывать наши труды, наши послушания.