Домой / Для зеленых глаз / Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения. Материал (1 класс) на тему: Агрессивный ребенок в школе

Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения. Материал (1 класс) на тему: Агрессивный ребенок в школе

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты : они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило : отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?

Агрессивный ребенок в школе

Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 107»

г. Новокузнецка

Агрессивное поведение - одно из самых распростра­ненных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретичес­ком плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных мо­мента:

  1. Что такое агрессия;
  2. Каковы возможные причины ее появления;
  3. Как ее корректировать.

Можно с большой уверенностью предполагать, что ре­шающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведе­ния, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия - вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физичес­кие наказания или не препятствуют проявлениям агрес­сии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность ребенка может быть физически и пси­хически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно от­рицательно, так как она играет еще и защитную функ­цию - функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появ­ляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нужда­ется в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций мо­жет быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему прису­ще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не при­знают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессив­ность, простимулированная обидой, ущемленным само­любием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может прикле­иванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха на­падения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, уни­жениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им воз­можные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привлече­ния внимания окружающих, причина использования которого - неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движе­нии, в активной деятельности. Педагоги, которые не зна­ют или не хотят по какой-либо причине учитывать есте­ственную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и сто­ять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

Таким образом, первым шагом в работе с аг­рессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребен­ка дома, в общественных местах.

Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  • Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
  • Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
  • Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  • Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  • Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
  • Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок в школе

Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 107»

г. Новокузнецка

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных момента:

  1. Что такое агрессия;
  2. Каковы возможные причины ее появления;
  3. Как ее корректировать.

Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нуждается в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка дома, в общественных местах.

Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  2. Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
  3. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
  5. Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  6. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  7. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
  9. Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.


Конфликты, разрушения, драка – это агрессивное поведение детей, столкнуться с которым можно не только в школе, но и дома. Подобный образ жизни несет угрозу жизни агрессора или наносит ущерб тому, на кого направлено разрушающее действие. Поэтому важно знать, какой бывает агрессия, что ее провоцирует и как предупредить ее появление.

Что представляет собой агрессия?

Чтобы обойти какое-либо препятствие, ребенок прибегает к одному из распространенных способов – агрессии. Чаще всего она возникает в ответ на срыв в каком-то деле, ограничение или запрет и направлена обычно на того, кто мешает в достижении цели.

О природе этого явления спорили многие:

  • З. Фрейд приравнивал проявление агрессии к одному из сильнейших неконтролируемых человеческих инстинктов.
  • Э. Фромм при объяснении явления опирается на соревновательные инстинкты людей, которое может привести как к положительным (оборонительная), так и негативным (деструктивная агрессия) результатам.
  • Доллард утверждал, что агрессивное поведение возникает на любую ситуацию, которой человек не удовлетворен.

Теория социального научения, которую считают самой близкой к описанию этого явления, позволяет выделить следующие особенности агрессии:

  1. Она передается «по наследству» : родители-агрессоры своим примером учат ребенка быть конфликтным.
  2. Появляется только при наступлении определенных условий и может быть взята под контроль.

Порой агрессор не может справиться с ситуацией, и пострадать в результате его действий могут случайные люди, оказавшиеся рядом, или он сам. Поэтому учить ребенка справляться с агрессией нужно.

Агрессия может быть:

  • Активной (само действие, представляющее собой угрозу) и пассивной (слезы, ругань, сплетни, надписи на стенах, негативные высказывания, удар по столу и т.п.).
  • Вербальной (ругань, крик, угроза) и тактильной (применение физической силы).
  • Внешней (на объект внешнего мира) и внутренней (самобичевание, самоуничижение).
  • Защитной (как ответ на провокацию) и провоцирующей (втягивающая в конфликт).
  • Несущей действительную опасность или воображаемую .

Почему возникает агрессия у детей?

Учатся агрессивному поведению дети, в первую очередь, в семье:

  1. Бабушка при утешении упавшего малыша ругает стул, о который он споткнулся. При этом приговаривает, ударяя по нему: «Не смей обижать маленьких! Ты – нехороший!». Что уж говорить о дальнейшем отношении уже повзрослевшего ребенка к «обидчикам».
  2. Часто мамы советуют детям дать сдачу, когда их ударит ровесник. Таким образом, они показывают, что основным орудием победителя является сила. Агрессивность постепенно становится устойчивой чертой личности, а родители недоумевают, почему у них вырос такой ребенок.
  3. Постоянные угрозы и унижения, критика и оскорбления, любые другие негативные меры воздействия на ребенка провоцируют подобное поведение по отношению к окружающим.

Связано в основном с защитной реакцией и не направлено на причинение вреда. Дети постарше могут оказать физическое воздействие, чтобы повлиять на неугодную ситуацию: забрать игрушку, наказать обидчика. Постепенно физическая агрессия заменяются вербальной, которая выражается в виде конкуренции, критических высказываний и замечаний, угроз и оскорблений. Подросткам свойственно проявление негативизма – немотивированных поступков, намеренно противоположных ожиданиям и требованиям окружающих.

Если в семье ребенку не хватает ласки и тепла, используются физические меры воздействия, нет терпения и заботы, успехами и неудачами детей интересуются мало, то вероятность того, что ребенок вырастет агрессивным, очень велика. Учить агрессии могут средства массовой информации и авторитетные сверстники-агрессоры.

Среди причин агрессивного поведения в школе выделяют следующие:

  • Несоответствие ожиданий действительности . Ребенку хочется быть лидером, но не получается упрочить свое положение в коллективе. Агрессия будет расти, если не помочь ему разобраться в себе, да еще при этом публично критиковать его.
  • Тревожность, страх . Они возникают, когда к ребенку предъявляют повышенные требования, связанные с учебой. Агрессия ребенка тем сильнее, чем меньше внимания уделяется его чувствам и желаниям со стороны взрослых («Ты должен выполнить все задания олимпиады, ведь наша школа – лучшая»).
  • Желание привлечь внимание . Ученик может повести себя агрессивно, когда не хватает общения с кем-то.
  • Негативная реакция на ограничение его желаний . Таким образом, ребенок может «выпрашивать» оценку, похвалу или протестовать против ограничения активности («Сиди смирно», «Положи руки на парту»).
  • Либеральное отношение к развитию коллектива . Если в школе нет установленных правил поведения, авторитетность взрослых на низком уровне, учащиеся устанавливают свои правила агрессивным путем. Примеров такого поведения перед глазами множество: взрослые, сцены неоправданного насилия в мультфильмах и кино, жестокие компьютерные игры, требующие виртуально разрушать и убивать, чтобы самому «выжить».

Агрессоры

Школьными агрессорами чаще всего выступают неуспевающие ученики, имеющие негативную учебную мотивацию, страдающие от внутренних комплексов . Возмутителями спокойствия могут выступать учащиеся с отклонениями в развитии.

Агрессоры часто характеризуются такими качествами, как вспыльчивость неуравновешенность, завышенная или заниженная самооценка, злопамятность, раздражительность. Такие дети растут в неблагополучной семье, не уважают взрослых, рано начинают курить, могут вымогать деньги у младших, навязывают свои правила поведения другим. Их часто можно встретить в компании старших подростков.

На уроке агрессоры пререкаются с учителем, стараются привлечь к себе внимание любым способом, лгут, манипулируют окружающими. На них жалуются одноклассники и учителя, они пропускают занятия, игнорируют общественную деятельность.

Жертвы

Типичными жертвами становятся аутсайдеры, которые могут терпеливо сносить все или провоцировать ответные действия . В любом случае агрессия, исходящая от окружающих, вводит жертв в депрессивное состояние, которое приводит к снижению самооценки, страху, тревожности, потере аппетита, в крайнем случае доводит до суицида. Как следствие – пропуски занятий, снижение работоспособности, негативное отношение к школе, учителям и одноклассникам, асоциальное поведение.

Что делать, если ребенок агрессивен?

Если ребенка останавливают, мешают ему проявить агрессию, он становится замкнутым и более неуправляемым.

Определить скрытую агрессию поможет выбор ребенка:

  • Из персонажей сказок и мультфильмов он предпочитает отрицательных.
  • Из игрушек ему больше понравятся монстры и чудовища.
  • Лучшим другом станет хулиган, который будет «вместо него» проявлять агрессию.

Если запрещать детям играть в «войнушки», проводить бой подушками, играть с солдатиками, то можно перенаправить его негативную энергию в другое, не всегда продуктивное русло. «Убрать» агрессивность не получится. В крайнем случае, она затаится в уголке души ребенка и, питаясь его эмоциями и чувствами, будет расти, чтобы в определенный момент выскочить наружу ураганом .

Переключить внимание ребенка можно несколькими способами:

  1. Внезапным звуковым сигналом (постучать ложкой по столу, включить громко телевизор, крикнуть).
  2. Неожиданным действием (выключить свет, выйти из комнаты, закрыть дверь, обнять маленького агрессора).
  3. Пошутить так, чтобы ребенок понял (смех снижает напряжение).

Наказание как средство воспитания… агрессивности

Если родители прибегают к физическому воздействию на ребенка, он утверждается во мнении, что это – самый эффективный способ воздействия на других. Следовательно, им можно воспользоваться, чтобы повлиять на других.

Малыш, которого наказывают, начнет избегать взрослых или будет им сопротивляться. В первом случае агрессия будет иметь скрытые негативные последствия, которые сложно устранить по причине их незаметности. Открытое сопротивление может вызвать ожесточение наказывающих родителей, а это очень яркий пример агрессии, который запомнится надолго.

Чтобы наказание было эффективным, нужно его применять сразу после проступка . Оно принесет ребенку негативные эмоции, которые он будет связывать со своим действием. Если наказание отсрочить, то ребенок сможет ощутить удовольствие от проступка, поэтому физическое воздействие будет уже бесполезным.

Что нужно помнить:

  • Если прозвучала угроза, она должна быть осуществлена, иначе дети будут игнорировать взрослых.
  • Если ребенок был наказан за поведение, то и в следующий раз, когда он нарушит аналогичные границы приличия, его следует наказать.
  • Нужно обязательно предложить наказанному альтернативу проступку.
  • После наказания полезно дать ребенку время для размышлений, осознания «неправильности» действия.

Конечно, ребенка нужно учить защищать свои границы. Но при этом важно научить его преобразовывать появляющиеся агрессивные эмоции в здоровые действия, проявлять сочувствие.

Чтобы ребенок рос неагрессивным?

Решить проблему агрессивности детей можно.

Чтобы ребенок мог контролировать себя, важно использовать конструктивные воспитательные методы:

  1. Отказ от физического наказания (в крайнем случае – сведение к минимуму), использование для решения конфликтов продуктивного общения.
  2. Активное слушание ребенка, помощь в борьбе с отрицательными эмоциями.
  3. Использований «Я-посланий», которые способствуют большей открытости в отношениях и не настраивают ребенка на оправдание и оборону («Я думаю, что» вместо «Ты поступил плохо»).
  4. Умеренная дозировка компьютерных игр и средств массовой информации.
  5. Соблюдение режима дня, в который включено время для полноценного отдыха.
  6. Качественный контроль телепередач и фильмов, отказ от просмотра сцен с неоправданным насилием.

И, конечно, положительный пример со стороны родителей, взрослых и адекватное оценивание возможностей ребенка. Нужно убедить его, что люди – самое важное в жизни. Сломанные игрушки можно починить, восстановить «сломанные» отношения будет гораздо труднее.

Обзывания, угрозы, нецензурные выражения, бросание учебных принадлежностей на пол и даже драки… вам это знакомо? Думаю, да, потому что почти в каждом классе есть такой ребёнок, которого принято называть агрессивным.

Кто же они – агрессивные дети? Откуда они такие берутся и как с ними взаимодействовать, чтобы и им помочь, и самим не «нарваться» на неприятности?

Начнём по порядку.

Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).

Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают :

· Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатываются, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).

· Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).

· Пример взаимоотношений родителей .

То есть я веду к тому, что, если у вас в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.

А теперь давайте подумаем, что же можно и нужно делать учителю, если у него учится такой «сложный» ребёнок, тем более, если ещё в школе нет психолога.

Сначала скажу о нескольких важных моментах:

1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком , и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом , в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.

2. Не стоит ждать быстрых результатов : коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.

Итак, что же делать учителю , чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе тоже не трепать нервы?

Первое. Постарайтесь если уж не полюбить, то хотя бы отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому ну просто катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом ! Я понимаю, что это нелегко, а обычно как раз наоборот – очень трудно, но это не только самый надёжный путь. Чаще всего другого пути просто нет .

Второе. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других!

Третье. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально .

Четвёртое. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это, кстати, тоже будет полезно).

Пятое. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.

Шестое. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.

Седьмое. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.

Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.

Желаю успехов!

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова