Домой / Для зеленых глаз / Какого числа празднуется масленица. Традиции Масленицы: праздник по дням недели

Какого числа празднуется масленица. Традиции Масленицы: праздник по дням недели

Сохранившийся еще со времен язычества - это Масленица. Описание праздника, краткое содержание сценариев обрядов и ритуалов требует создания отдельной статьи. Поэтому предлагаю вместе ознакомиться подробнее с историей и традициями народного торжества.

История праздника

Древние славяне верили, что Масленица символизирует укрепление языческого божества Солнца. Из слабого младенца Коляды оно превращается в сильного юношу Ярилу, который помогает летом получить богатый урожай на полях. В честь этого и устраивалась Масленица. Описание праздника на Руси представляется как встреча весны и умасливание богов с просьбой о благополучном новом урожае.

До XIV века каждый год на Руси начинал свой отсчет с 1 марта. Поэтому праздник Масленицы означал также встречу Нового года. Традиционным праздничным угощением были блины, которые представляли собой символ солнечного круга. Горячие и румяные, они похожи на солнце, которое с каждым днем весны разгорается все больше и становится ярче. Древняя примета гласила: как пройдет встреча нового года, таким будет и весь год. Поэтому наши предки не жалели денег на богатое застолье и веселые забавы, которыми особо щедра Масленица. Описание праздника упоминает другие его названия в народе: широкая, обжорная, честная и даже разорительница. Пословица гласила: "Масленица - объедуха, деньги приберуха".

Сырная седмица

Со временем который длился четырнадцать дней, превратился в христианский. Он стал предшествовать началу Великого Поста, длящегося сорок дней и заканчивающегося Пасхой -- Светлым Христовым Воскресением. Из-за этого Масленица стала движимым праздником, зависящим от пасхальных сроков, и уменьшилась до семи дней.

Во времена Петра Первого был издан указ, повелевающий отмечать праздник по образу и подобию европейских карнавалов. Веселой и удалой запомнилась нашим предкам и дошла до наших дней Масленица. Описание праздника (фото ниже) напоминает итальянский карнавал, который в переводе звучит как «прощай, говядина». Семь дней, предшествовавших Посту, называли также Мясопуст. В эти дни уже запрещалось употреблять в пищу мясо, хотя другие скоромные продукты (масло, молоко, яйца, рыбу) есть было позволительно.

Масленичные обряды

Традиции и ритуалы Сырной недели строго упорядочены и подчиняются священной цифре семь. Именно столько дней длится Масленица. Описание праздника (сжигание чучела, народные гулянья, посиделки и т. п.) говорит о том, что начинается Мясопуст ровно за семь недель до Пасхи и делится на две части. Узкая Масленица - это короткий период, который включает в себя первые три дня недели. Вторую часть (начиная с четверга и заканчивая воскресеньем) называют Описание каждого дня говорит о его особом назначении и связано с выполнением определенных ритуалов.

В течение недели люди ходят в гости, угощают друг друга сытной праздничной едой, веселятся, танцуют и поют. Кульминационная часть праздника приходится на воскресенье. В этот день происходит сожжение чучела Зимы. Ритуал символизирует неизбежную смену времен года. Этим торжественным событием и заканчивается Масленица.

Описание праздника для детей и взрослых содержит в себе глубокий смысл, основанный на народной мудрости. Он говорит о жертвоприношении, которое необходимо для будущего плодородия. Рождение жизни предваряет борьба, смерть и воскрешение. Далее в статье рассмотрим описание Масленицы на каждый день праздника. Мы узнаем также, какие обычаи сохранились до нынешних времен.

День первый - Встреча

Узкая Масленица. Описание по дням событий, которые должны происходить в праздничную неделю, начинается с понедельника. Из подручных материалов (соломы, ветоши, пеньки) молодежь мастерила большую куклу, обрядив ее в женскую одежду. Так происходил ритуал создания чучела, которое именовали «Масленица».

Описание праздника в старинных городах и деревнях подтверждает, что этот день был наполнен важными событиями. Масленицу сажали на кол и выставляли на всеобщее обозрение на центральной площади. Дети собирали сухие ветки, остатки соломы, старые тряпки и складывали все это в кучу, подготавливая будущий костер для сожжения чучела. Мужчины строили снежные города, в которых затем устраивали веселые побоища. Для детей и взрослых строили ледяные горки, заливали катки, устанавливали пестрые карусели.

Целую неделю радовала и веселила народ соломенная Масленица. Описание праздника упоминает о многолюдных ярмарках, где шла бойкая торговля различными товарами и устраивались шумные представления с ряжеными. Народ веселили шуты и скоморохи, которые распевали веселые частушки и устраивали забавные розыгрыши. Для мужчин организовывались различные состязания, где они могли померяться силой и показать свою молодецкую удаль. Все события первого дня подчеркивали особую радость встречи важного события под названием Масленица.

Описание праздника для детей отмечено особой заботой о них. Для малышей готовили сладкие столы, где радовали леденцовыми петушками на палочке, сахарными орешками и прочими сладостями. На площади ставили балаганы, где давали кукольные представления. Дети создавали для своей забавы маленькую соломенную бабу. Ее сажали на санки и возили по всему селу.

В первый день праздника люди начинали ходить по гостям. На стол обязательно выставлялись блины с различными начинками. Особо приветствовалась выпечка круглой формы: ватрушки, бублики, калачи. Кроме этого, хозяйки обязательно готовили оладьи, картофельные пирожки с грибами, творогом, капустой. Угощали дорогих гостей различными орешками (кедровыми, грецкими, лесными), жареными семечками, леденцами.

В первый день Масленицы к молодоженам приходила теща, чтобы обучить детей правильно готовить блины. По обычаю первый испеченный блин отдавали нищим или блаженным людям, чтобы они поминали усопших.

День второй - Заигрыш

Название вторника говорит о его особом веселом настроении. С самого утра молодые люди угощались блинами, катались на каруселях и ледяных горках. Парни заигрывали с девушками, подыскивая для себя среди них будущих невест. Очень популярным было катание на лошадях, поэтому состоятельные женихи специально к этому времени приобретали расписные сани, на которых возили своих избранниц.

Праздничные гуляния в Мясопустную неделю называли масленичными потехами. На них устраивались самые разнообразные увеселения и забавы: снежные баталии, взятие снежного городка, борьба, медвежьи представления, прыжки через костер, катание на салазках с горки.

День третий - Лакомка

В среду заканчивалась Узкая Масленица. Описание праздника в этот день говорит о его особом значении в поддержании семейных отношений. Взрослые дети приходили в гости к своим родителям, дарили им подарки и поздравляли с праздником. Каждая теща на Лакомку готовила блины по своему особому фирменному рецепту и потчевала ими дорогого зятя. Кроме этого, столы ломились от всевозможной снеди, которой угощали также родственников и близких друзей. С тех пор родственные походы на Масленицу стали называть визитом «к теще на блины».

С Лакомкой связано много шуточных песен, пословиц и поговорок, в которых говорится об отношениях близких родственников: "зять на двор — пирог на стол"; "зять на порог — тёща за яйца"; "придёт зять, где сметанки взять?" Особенно затратным был праздник для тех семей, где вырастало много дочерей. Отсюда родилась поговорка: "хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!"

День четвертый - Разгуляй

Широкая Масленица. Описание дней праздничной недели продолжается четвергом, в который утраивался широкий разгул. Народ предавался всевозможным утехам с особой силой. По улицам возили чучело на колесе, пели, веселились и устраивались катания на лошадях. Считалось, что обычай помогает солнцу быстрее проводить зиму. В знак этого молодые люди катались на тройках вокруг деревни, двигаясь по часовой стрелке.

Вот такой была Масленица. Описание праздника с картинками говорит о том, что четвертый день был переломным в масленичной неделе, поэтому гуляния были бурными и длились до позднего вечера. Дети ходили по домам и колядовали. Мужчины на Разгуляй устраивали сражение в снежном городке, а также мерялись силами в кулачных боях или шли «стенка на стенку». Девушки устраивали пляски, водили хороводы, пели озорные частушки. В этот день для влюбленных пар не считалось зазорным целоваться на виду у всех. А особо застенчивых могли просто забросать снежками. И, конечно, продолжали готовить бесчисленные блины и угощать ими друг друга.

День пятый - Тещины вечерки

В пятницу тещи приходили к своим дочерям и зятьям, делая им ответный визит. Гостей встречали с особым почтением и уважением. Зятья угощали родственников жены горячими блинами и оказывали им всевозможные почести. В этот день происходили не просто застолья, а душевные беседы, в которых старшее поколение давало советы молодым, вразумляло и напутствовало их.

Описание Масленицы будет неполным, если не рассказать о том, как готовились к тещиным вечеркам. Когда зять забывал позвать тещу в гости, она могла обидеться на всю жизнь. Ритуал состоял в том, чтобы после приглашения каждая теща накануне вечером отправила в дом зятя кухонную утварь: сковородки, миски и прочую посуду для выпечки блинов. От тестя прибывали продукты, из которых зять сумел бы замесить тесто. В пятницу утром в тещин дом отправляли гонца с напоминанием о том, что их ждут в гости. В день тещиных вечерок закрывались все магазины и мастерские, а в школах отменялись занятия.

День шестой - Золовкины посиделки

В субботу молодая невестка приглашала в гости золовку - сестру своего мужа. В дом также приходили замужние подруги и молодые женщины. Хозяйка накрывала для своих подруг праздничный стол и одаривала золовок подарками. Женские посиделки были хорошим поводом обменяться новостями и посудачить на разные темы.

В шестой день Масленицы продолжался праздничный разгул и пиршество. Одной из главных забав становились рысьи бега и катание на расписных тройках.

День седьмой - Прощеное Воскресение

В воскресенье совершали главный обряд, которым провожалась Масленица - сжигание чучела. Соломенную бабу сначала катали по селу, а затем вывозили за околицу, где поджигали. Когда кукла сгорала, молодежь начинала прыгать через костер. В огонь кроме дров бросали старые вещи, например, деревянное колесо. Оно символизировало солнце, которое приближало скорую весну.

В некоторых деревнях Масленицу топили в проруби или разрывали на части, а остатки разбрасывали по селу. Иногда вместо соломенного чучела Масленицей выбирали пожилую женщину или старика. Их одевали в праздничный наряд, возили на санях по селу, а затем вываливали в снег.

Ритуальное уничтожение соломенной куклы символизировало прощание с Масленицей и воскрешение ее силы с наступлением весны в проросших зернах хлеба. В последний разрешалось пить спиртное и веселиться до самой ночи. Воскресенье завершало народное недельное празднование. В последний день недели накануне Великого Поста все просили друг у друга прощения, освобождая тем самым свою душу от грехов. Чтобы полностью покаяться, было принято после сжигания чучела отправляться в парную баню.

Как отмечают Масленицу сегодня?

Древний языческий праздник сохранил свои традиции до сегодняшних дней. В честь праздника во многих российских городах проводят карнавальные шествия с ряжеными героями, маскарадами и фейерверками. Для гостей устраивают масленичные площадки со сценой, аттракционами и местами продажи сувениров и праздничной еды.

В масленичную неделю принято уделять больше времени своей семье, посещать родственников и принимать гостей у себя. В Прощеное Воскресенье все православные люди каются в собственных грехах и проявляют милосердие к другим.

Особо приветствуется участие малышей и подростков в веселом празднике под названием Масленица. Описание для детей истории праздника и его традиций, дошедших до наших дней, дает подрастающему поколению полезные знания о своем народе. Популяризация Сырной недели включает в себя обязательное участие в городских мероприятиях семей с детьми. Для малышей в детских садах и школах устанавливают красочное чучело Масленицы и устраивают коллективные проводы зимы. Многочисленные мастер-классы по приготовлению разнообразных блинов с непременным участием детей приучают их к труду и повествуют о том, что такое Масленица. Описание для детей сценариев проведения праздника включает в себя конкурсы на знание традиций, пословиц и поговорок, связанных с Масленицей. Предлагается также множество различных конкурсов, игр и забав с обязательными наградами и подарками. Все это обогащает детей новыми знаниями и помогает организовать культурный досуг.

Как отмечают Масленицу в других странах?

Масленица - это не только праздник славян, его издавна отмечают во многих европейских странах. Праздничная неделя знаменует собой приход весны и проходит в виде карнавала. На это время прекращаются ссоры и распри, царит веселье, смех и хорошее настроение.

В Шотландии на Масленицу принято выпекать круглые постные лепешки - аналог русских блинов. К этому событию в доме относились очень ответственно и привлекали к участию в нем всех членов семьи. Каждому отводилась отдельная роль: замесить тесто, смазывать маслом сковороду, поворачивать лепешки, складывать их в стопки.

В Англии тоже широко и весело празднуется Масленица. Описание праздника на английском языке повествует об интересной традиции устраивать соревнования по бегу с блинами. Участие в них принимают только женщины, которые по сигналу колокола бегут, удерживая в руках горячую сковородку с блином. Каждая из участниц должна быть старше 18 лет и одета в косынку и кухонный фартук. Самым сложным в соревновании является то, что во время бега нужно трижды подбросить блин на сковороде и поймать его. Участница, пришедшая к финишу первой, передает свой блин звонарю, получая за это от него поцелуй.

На Руси главными героями праздника были молодожены. Считалось очень удачным вступить в брак на Масленичной неделе. А в некоторых европейских странах главное внимание уделяется холостым людям. В Польше молодые девушки приглашают в гости парней, угощают их блинами. Вместо благодарности молодые парни подставляют свои головы, а девушки могут оттягать их за волосы.

В Чехии начало праздника приходится еще на 6 января, достигая своего апогея в последнюю неделю перед Постом. В деревнях молодые парни вымазывают свои лица сажей и, распевая веселые песни, обходят всю деревню. С собой они берут пестрый деревянный брусок - клатик, который надевают встречным девушкам на шею или привязывают к руке. Чтобы откупиться от приставаний женихов, девушка должна заплатить им.

Во Франции второй день недели называют Жирным вторником или Марди Гра. Его история связана с красивой древней легендой о прекрасной девушке Роз, которую спас из рук дьявола отважный парень Габриель. Праздник сопровождается поеданием блинов и веселым карнавалом, который должен окончиться ровно в полночь.

В Греции Масленицу называют Апокриесом, что в переводе означает «без мяса». Празднование длится целых три недели и включает в себя обязательную традицию жарить свинью на костре. Непременным атрибутом праздника также является карнавальное костюмированное шествие с веселыми песнями и играми.

В Германии на Масленицу принято готовить блины, оладьи и жареную колбасу. Во время карнавальных шествий люди обряжаются в чертей, лесных духов, шутов и различных сказочных героев. В Голландии и Бельгии праздничный карнавал длится три дня. В эти дни угощаются блинами со шпиком, оладьями и жареными пончиками.

Масленица

Масленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра - сырной недели; от повсеместного употребления масла - масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время не едят ничего мясного; рыба, молока, яйца и сыр есть общее для всех. Известное название этой недели по всей России - Масленица.

Масленица - праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.
По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений (см. ). В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».
В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье - дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице.
В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи - все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» - выступлениям вожака с медведем.
Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью:
Ах ты, масленка дорогая,
Дорогая, лели, дорогая. К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала. Да сыр с маслицем привозила,
Привозила, лели, привозила. А мы масленку прокатили,
Прокатили, лели, прокатили. На вороненком коне катались,
Мы катались, лели, катались.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».
Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.
Вторник - заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда - лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой - снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.
Пятница - тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота - золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье - проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных - хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица - явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX-начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. Как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

В Масленицу молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.


Мультфильм «Ишь ты, Масленица», 1985 год

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.

Понедельник — «Встреча Масленицы»

В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения.

Борис Кустодиев Масленица, 1919 год

Вторник — «Заигрыш»

Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.

Мясопустой масленицу называют из-за воздержания от мяса

Среда — «Лакомка»

В этот день звали в дом гостей. Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. В среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Также проводились конные бега и кулачные бои.


Масленица в фильме «Сибирский цирюльник». 1998 год

Четверг — «Разгуляй»

С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

Пятница — «Тещины вечерки»

В этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.

Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела

Суббота — «Золовкины посиделки»

Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

Воскресенье — «Прощеное воскресенье»

В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год.


Петр Грузинский — Масленица. 1889 год

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как Бога, поэтому и появилась традиция печь круглы, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Одним из самых сложных праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

***

Господь создал человека и вложил в него дар творчества. Человеку естественно ощущать в себе эту потребность – творить. Свои творческие способности человек реализовывал уже в раю, когда по Божиему повелению возделывал рай и нарекал имена животным. Способность творить не была утрачена человеком и после грехопадения. Однако и она оказалась зараженной ядом греха, поэтому даже благие начинания человека могут быть искажены и обезображены.

Как отдельный человек обладает творческими способностями, так не лишен ее и отдельный народ, составляющий единый организм. Именно из реализации народного творчества складывается та или иная культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Вспомним историю исхода евреев из Египта. Казалось бы, все знали, Кто освободил народ Израильский из рабства и не дал им погибнуть, но стоило Моисею задержаться на горе всего лишь на сорок дней, как извратилось самое главное – Бога попытались подменить идолом. "Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу" .

Если за какие-то сорок дней можно извратить истину, то что говорить о традициях, искажаемых за многовековой период времени? Часто так и случается, что отмечают тот или иной праздник, с давних пор существовавший в народе, но уже не помнят его корней, не понимают его сути. И это печально. И это даже страшно, ибо подобно тому, как если бы человек пил воду и не в силах был понять, из какого источника она взята – из колодца с живой водой или из грязной лужи.

Подобное происходит со многими традициями нашего народа. Считает человек себя христианином – и отмечает языческие праздники, думая, что поддерживает христианские традиции. Бывает и наоборот, отвергает обычай, имеющий христианские истоки, будучи убежден, что борется с язычеством.

Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

Для этого остановим наше внимание на Великом посте.

Во-первых, вспомним, что задолго до поста мы уже чувствуем его "дыхание". За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит "Покаяния отверзи ми двери…" и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма "На реках Вавилонских…" и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе – Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и, в то же время, ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!"

Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост – это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах, а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения – отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел, умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

***

  • Масленица: 10 лучших рецептов - Православие и мир
  • 10 проверенных рецептов блинов - Православие и мир

***

Итак, масленица. Празднуется она в период сырной седмицы, когда последний раз можно вкушать молочные продукты – молоко, сыр, сметану, масло. Казалось бы, название народного праздника и празднование его непосредственно перед Великим постом указывают на его тождественность с церковной сырной седмицей , казалось бы, народный фольклор порой прямо указывает на связь народного праздника с Великом постом, а ни с чем иным , однако находилось и находится немало этнографов и фольклористов, которые утверждают, что масленица – праздник отнюдь не христианский и берет свое начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота.

И это несмотря на то, что весенний солнцеворот определен конкретным числом, а масленица, привязанная к Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как около дня весеннего солнцеворота, так и задолго до него (более чем за месяц). На чем же тогда зиждется подобное мнение? На обрядовой стороне праздника, на его атрибутике. Указывают на разгульность праздника, на сопутствующие масленице игрища, которые, кажется, никак нельзя признать христианскими.

***

Является ли масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай?

"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е годы
  • Масленица - языческий или христианский праздник? - Даниил Крапчунов
  • В Масленице блины не главное . Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, и не только в нашем регионе, но те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия... - Даниил Крапчунов
  • Актуализация проблемы христианского и языческого в народной культуре Является ли святочное колядование или масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай? - Даниил Крапчунов
  • Христианский или языческий праздник – масленица? - иерей Дмитрий Кулигин
  • Поговорим о масленице. Священники о Масленице .Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? - Православие.Ru
  • Масленица – миссионерская удача Русской Церкви . Масленица – невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия... - иеромонах Димитрий Першин
  • От язычества к христианству, или Как провести Масленицу . Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? - иерей Сергий Звонарев
  • Церковь никогда не допускала смешения понятия Недели о Страшном Суде с языческими элементами - священнослужители о Масленице - Русская линия
  • Святой Великий пост при дверех: проповедь в Прощеное воскресенье - архимандрит Иоанн Крестьянкин

***

Однако, во-первых, чтобы правильно понять атмосферу праздника, надо понять его метафоричность, надо вспомнить о пути от Адама ко Христу, – тогда станет ясно, что этот разгул, это веселье являются метафорой состояния Адама в раю и его грехопадения. Это мистерия, в которой народное сознание – догматически строго ли, вольно ли – как бы пытается возродить состоявшуюся в раю трагедию. Ведь каждый человек – новый Адам, которого в конечном итоге приходит спасти Христос.

Во-вторых же, глядя на масленицу как на начало пути от падения человечества в Адаме до его восстановления во Христе, и масленичные атрибуты оказываются вполне христианскими.

Например, масленичные "новожены" напоминают нам о чете Адама и Евы. Тогда и катание с горы прообразовано ничем иным, как грехопадением, – не случайно сначала катается девушка, а затем девушка вместе с юношей: так пала первой Ева, которая повлекла за собой и Адама.

Масленичное чучело – это символ "ветхости", греховности. Его сжигание – преодоление "ветхого человека" и, тем самым, преодоление смерти. Материал чучела – солома – тоже символизирует ветхость, так как легко поддается тлению ("яко трава бо огнем будете изсохше…"

Кроме того, само по себе сжигание тоже неслучайно, так как огонь – важное составляющее христианской символики. Огонь – это плотское, греховное ("огонь страсти"), адское ("огонь неугасаемый"). "Огня мя исхити" , "огня мя вечнаго избави" , – молимся мы вместе с песнописцами на сырной седмице.

Огонь противоположен воде – очищению, победе над грехом. Так, когда "увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" , земля омылась водами всемирного потопа; так, в таинстве крещения мы очищаемся от скверны греха. И как раз в дни масленицы Церковь напоминает нам об этом: "Одожди нам благоутробия Благодетелю каплю, потопляющую нашу скверну всю" , "пощения Божественною водою душевныя скверны отмыем" . А ведь именно с водой связаны народные пасхальные обряды, так что присутствие огня перед постом так же логично, как и воды после него.

Что же касается таких известных масленичных игр, как взятие снежного городка и кулачные бои, то та борьба, то сражение, которые в них заложены, превращаются из шутливой забавы в борьбу между жизнью и смертью, если смотреть на эти игры через призму христианской символики. Неслучайно победителя снежного городка награждали… купанием в проруби! Эта парадоксальная награда вполне естественна и закономерна именно в христианской трактовке игры: взявший приступом снежный городок преодолел барьер – смерть, и получил крещение в жизнь вечную .

А игра в царя? В ней стираются все сословные границы, а ведь мы помним, что пред Богом все равны – "нищий и убогий ныне предстоят в равном достоинстве". К тому же только тот, кто обнищал, кто стал последним – тот станет первым, "царем", и наоборот, – это, опять-таки, вполне обычный христианский парадокс…

И все же. Как быть с тем разгулом, доходящим до безобразия, как быть с разнузданным кутежом, который оборачивался пьянством, набиванием животов, драками и даже убийствами?

Не язычество ли это? Да, ответим, язычество. Язычество – как отражение греха в человеческой природе, как религии наизнанку.

И здесь еще раз вспомним золотого тельца евреев, который чуть было не заменил избранному народу Бога. Вспомним также и о ветхозаветном запрете ставить столбы и класть камни, "чтобы кланяться пред ними" , хотя раньше таким образом могло выражаться благоговейное отношение к Богу: "стал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его" . Почему то, что некогда считалось нормальным почитанием Бога, Бог же и запрещает? Потому что грех объял этот благочестивый обычай, потому что вместо Бога стали почитать бездушные камни. То же произошло и с медным змием, который из орудия спасения, избавляющего от заслуженного наказания , превратился в идола: Езекия "истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан" . Все, что мы видим, все, что мы создаем, может быть использовано как во благо, так и во зло. Виноваты ли камни, виноват ли змей в том, что с течением времени так извратилось их использование? Виновата ли масленица, что народно-христианский сценарий исполняется зачастую в языческой интерпретации? Конечно, нет. Виноваты люди, которые ввели новый смысл, "новое прочтение" и – старый, как мир, грех. Можно извратить все что угодно, можно святое обратить в кощунство – потому что грех, увы, царствует в этом мире…

***

  • Пост и его необходимость для нашего спасения - раздел публикаций о сущности и значение православных постов: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост, Успенский пост, однодневные посты. советы священников, рецепты постных блюд...
  • Обличение вегетарианства (веганства) - раздел публикаций, обличающих духовную телесную опасность вегетарианства, фрукторианства, сыроядения, праноедения и т.п.

***

Поэтому – да, можно найти в праздновании масленицы элементы язычества. Однако большая их часть по сути дела являются обычным проявлением греха "ветхого человека" вне зависимости от его религиозной принадлежности, а другая – действительно наследие язычества, которое можно увидеть, в частности, в некоторых песнях явно языческого содержания. Сущность же масленицы, думается, все-таки христианская . Можно отвергать народное видение, которое, действительно, очень и очень часто является довольно вольным в догматическом плане, можно не принимать народного переживания христианских событий, изложенных таким образом, но зачем же называть это мироощущение народа тем, чем оно не является – язычеством? И наша задача состоит именно в том, чтобы отделять пшеницу от плевел, чтобы не дать сорнякам загубить доброе семя христианской традиции. Если это не делать в наше время, когда после почти векового мракобесия преемственность поколений основательно разрушена, когда утрачены и искажены и продолжают утрачиваться и извращаться культурные традиции народа, идет "европеизация" и секуляризация нашей страны, – если это не сделать сейчас, то нас и наших детей захлестнет такая волна бездуховности и псевдодуховности, с которой мы справиться уже будем не в силах.

Дмитрий Кулигин , иерей

Журнал "Церковный вестник", СПб., №1-2, 2004

Использованная литература:

1. Понырко Н. В. Масленичный смех. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. – Л., 1984.

2. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. – СПб, 1995.

3. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае в XVIII - начале XX века. - М.: Наука, 1996.

4. Маржерет Ж. Состояние Российской империи и великого княжества Московии. // Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.

Примечания:

1. Исх. 32:1-5.

2. "Масленица, – объясняет Георг Адам Шлейссинг, – потому так названа, что русским в продолжение этой недели позволяется вкушать масло" (цит. по: Понырко Н. В. Масленичный смех. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. – Л., 1984. С. 177).

3. В. Даль так и пишет: "Масляная неделя, сырная неделя до Великого поста"

"Масленица: "Я поста боюся!"

Широкая: "Я поста боюся!"

"Ой да Масленица, пост еще далече!"

"А масляна, масляна, воротися,

До самого Великого дня протянися!"

5. Из антифона 4-го гласа на Утрени.

6. Из тропаря 2-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

7. Из тропаря 7-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

9. Из тропаря 9-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

10. Из тропаря 4-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

11. Подобное купание существовало и на святки, когда купали в крещальной проруби.

12. Лев. 26:1.

13. Быт. 28:18.

14. См. Числ. 21:8-9.

15. 4Цар. 18:4.

16. Что касается блинов, то они, как пишет В. Я. Пропп, – "древнейшая форма мучной еды. Когда еще не умели печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким образом, блины по происхождению - не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение".

Масленица – языческий праздник, сохранившийся до наших дней. Люди верили, что Весне нужно помочь одолеть холодную Зиму и для этого устраивали массовые веселые гулянья с песнопениями и различными играми. Начинается празднование Масленицы за неделю до Великого Поста и за 7 недель до Пасхи, и длиться 7 дней.

Масленичные традиции и обычаи

Основным угощением на Масленицу во все времена были блины, так как они символизируют Солнышко. Готовые блины поливались маслом и подавались с различными молочными продуктами. Считалось, что для того чтобы передать гостям свои теплые чувства, тесто нужно замешивать в хорошем расположении духа и с благими помыслами.

Очень весело проходило празднование Масленицы в селах. Люди устраивали различные конкурсы, танцевали и пели песни. Самыми распространенными забавами были кулачные бои, поедание блинов на время, купание в проруби, игры с медведем, катание на санях и с ледяных горок.

Кульминацией праздника было сжигание чучела, этот обряд соблюдается и сегодня. Из тряпок и соломы делали большую куклу, олицетворяющую Зиму. На чучело надевали женскую одежду, и весь период празднования оно украшало собой главную улицу. В последний день праздника куклу торжественно снимали и выносили за пределы села, где ее разрывали на части, сжигали или топили в проруби.

Особенности празднования

Каждый день Масленицы празднуется по-своему, так как имеет свой особый смысл. Начинается празднование с понедельника – Встречи Масленицы. В этот день заканчивали приготовления к празднику, изготавливали чучело и уже начинали готовить блины. Согласно поверью первый испеченный блин отдавался нищему, чтобы тот помянул усопших.

Вторник получил название Заигрыш. С него начинали проводить гулянья, катались с ледяных горок, приглашали на блины первых гостей.

Третий день называется Лакомки, символичен он тем, что именно в среду теща звала зятя и других родственников в гости.

В четверг, он еще носит название Широкий или Разгуляй, начинались массовые гулянья, веселые карнавалы и шумные пиры.

В пятницу очередь зятя звать тещу в гости и потчевать ее блинами и другими разносолами, благодаря чему этот день назвали Тещины вечерки.

А в субботу невестки показывали свое гостеприимство сестрам и другим родственникам супруга. А потому суббота — это Золовкины посиделки.

В последний день по традиции сжигали чучело Зимы. Кроме того в этот день просят прощения у близких за нанесенные обиды, из-за чего он и получил название Прощеное воскресенье.

Краткая информация о масленице.