Домой / Для зеленых глаз / Методы развития 9 месячного ребенка. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

Методы развития 9 месячного ребенка. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

Карапуз девяти месяцев с огромным любопытством изучает место, в котором находится. Малышу интересно всё – почему неожиданно заканчивается стол, двигается кресло, как закрываются и открываются дверки у шкафчика, каким образом движется ящик комода. Для ребёнка девяти месяцев нет увлекательнее занятия, чем ползать около стульчика или кресла и изучать его. Чтобы у малыша закрепились определённые навыки, родителям нужно неоднократно повторять вместе с ним одно и то же действие.

Физиологическое и психологическое развитие ребёнка в 9 месяцев

9 месяцев – очень увлекательный и интересный период в жизни ребёнка. Кризисный этап заканчивается, кроха становится более спокойным, с каждым днём взрослеет и всё больше радует родителей новыми достижениями. На что обратить внимание в возрасте девяти месяцев, рассмотрим далее.

Физиология

Главный фактор физиологического развития малыша – ползанье . Во время этого процесса закрепляются все мышцы, поэтому активным ползунам не требуется дополнительная зарядка. Но каждый малыш уникален. Кто-то предпочитает ползать без остановки и ходить начинает в 13 месяцев. А другие детки, наоборот, игнорируют ползанье и раньше начинают вставать на ножки. Таким образом, если малыш девяти месяцев не ползает, то это не причина для паники, значит, он быстрее пойдёт своих сверстников. Так как позвоночник ещё не совсем готов к хождению в этот период, то всё же стоит попытаться научить ребёнка ползать.

В этом возрасте ребёнок стремится делать первые шаги без опоры, что является очень опасным занятием. Пойти вряд ли ему удастся (навык хождения дети обретают не ранее 10 месяцев), а вот упасть и при этом сильно напугаться вполне возможно. И после этого он может надолго отказаться от желания пойти в дальнейшем. Поэтому следует внимательно следить за ребёнком, когда он осуществляет попытки сделать первые шаги.

Прикорм становится всё разнообразнее . Ребёнок уже самостоятельно берёт небольшие кусочки мягкой пищи и направляет их в рот. Если в 9 месяцев ещё нет зубов, то можно обратиться к стоматологу. Но педиатры склоняются к мнению, что зубы могут расти с задержкой в 6 месяцев - до 1 года и 4 месяцев.

По мере роста ребёнка меняется и его режим дня. Обычно детки любят подремать по часику утром и вечером, а дневной сон может составлять 3 часа. То сон ребёнка девяти месяцев строго разделяется на два периода. Самый продолжительный – это ночной сон, который длится до 11 часов и дневной - до 1,5–2 часов.

В девять месяцев замедляется рост ребёнка, то же самое происходит и с весом. Прибавка в весе составляет всего 300 грамм за месяц. Нормативы роста ребёнка в 9 месяцев:

  • девочки: вес – 6,5–10,5 кг, рост – 65,3–75 см, окружность головы – 41,2–46,5 см;
  • мальчики: вес – 7,1–11 кг, рост – 67,5–76,5 см, окружность головы – 42,5–47,5 см.

Психология

Что же нового происходит в психологическом развитии малыша девяти месяцев:

Особенности развития мальчиков и девочек в 9 месяцев

В этом возрасте ребёнок становится более спокойным , пока взрослые заняты он уже может самостоятельно поиграть некоторое время. В 9 месяцев можно судить о будущем характере ребёнка. Некоторые детки любят активно проводить весь день: ползая и залезая, куда не надо. А есть, наоборот, тихие, которые предпочитают сидеть, и возиться с игрушками. Малыши способны нарушить порядок в доме, а могут только интересоваться книжками и кубиками.

В эмоциональном плане

Ребёнок в 9 месяцев уже ощущает на себе разницу в воспитании мальчиков и девочек. Появляются различия между тем, что должны уметь мальчик и девочка:

В 9 месяцев малыш уже способен улавливать настроение взрослых и зачастую реагируя на это. Например, ребёнок может капризничать, если видит, что у мамы плохое настроение или, наоборот, смеяться вместе со взрослыми.

В этот период детки начинают бурно реагировать на какие-либо события. Так, они радостно встречают с работы папу. Могут заплакать, если у них что-то не выходит или не получается.

В девять месяцев уже заметны различия в развитии между мальчиками и девочками:

Что умеет ребёнок в 9 месяцев

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев? Как правило, к концу девяти месяцев малыш должен уметь:

  • без поддержки взрослого самостоятельно садиться;
  • держать хорошо равновесие сидя;
  • отлично ползать и легко менять направление;
  • самостоятельно вставать, опираясь на предметы или руку взрослого;
  • начинать делать несколько шагов у опоры;
  • мять мягкий пластилин и рвать бумагу;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослыми (топать, хлопать в ладошки, поднимать ручки);
  • по-разному брать предметы: мелкие – двумя пальчиками, крупные – всей ладошкой;
  • начинает самостоятельно играть;
  • хорошо листать книгу с толстыми страницами из картона;
  • показывать игрушки, предметы, членов семьи по просьбе взрослого;
  • выбирать любимую игрушку во время игры;
  • легко находить предмет (игрушку), который спрятали у него на глазах;
  • произносить много звуков, повторять слоги и даже лёгкие слова за взрослым;
  • реагировать на настроение окружающих.

Как развить ребёнка в 9 месяцев

Есть два навыка, которые должны развивать родители у своего малыша:

  • развитие речи;
  • развитие движения.

Следует как можно больше разговаривать с ребёнком , напевать песенку, читать простые стишки. Ребёнок в этом возрасте старается повторять слова, слоги и звуки, мелодию песенки.

Карапуз очень внимательно следит за поведением взрослых и старается копировать его. Поэтому нужно по максимуму использовать возможности, чтобы обучить его сложным действиям. Можно научить малыша доставать предметы из игрового ящика и ставить их на место, которое показывает родитель.

Играйте сначала с ребёнком вместе, указывая на предметы, и убирайте их на место. После оставляйте кроху одного, чтобы он самостоятельно закрепил полученные навыки.

В этом возрасте надо приучать малыша к элементарным социальным навыкам – как есть из тарелочки, как держать ложку, как пить из стаканчика. Но также следует приучать засыпать без укачивания.

Для того чтобы малыш быстро научился ходить, желательно выделить для этого специальное помещение (отдельную комнату). Здесь должны находиться неопасные предметы, на которые он будет опираться во время ходьбы. Пол должен быть застелен мягким ковром.

Таким образом, можно сказать, что малыш в 9 месяцев максимально готов познать окружающий мир , развивать и приобретать новые навыки. Причём не надо принуждать малыша к обучению, он сам с удовольствием стремится овладеть хождением и речью. Со стороны взрослых нужно только внимание, терпение и поддержка, благодаря которым уже к годовалому возрасту ребёнок научится всему необходимому.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас – так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким – возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками



– В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому – смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: “Покажи, как летает птица”, “Помаши ручкой”, “Покажи привет/пока” и др. Понимает запреты и указания типа “сядь”, “подойди сюда”, “встань”, “обними маму”. Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь – т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы – все они “крутятся” относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.



Сенсорные коробки с крупами или бобами – отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей – отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.



Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя – с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.


В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет "загребать" в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца. Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому -- малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.

Двигательные навыки


К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах. В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки -- умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, -- другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады. Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения. Девять месяцев -- это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше "работают" руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.

Учим ходить

Предвидим ваши вопросы: Зачем учить ходить? Не опасно ли учить ходить? Не искривятся ли у ребенка ноги и позвоночник? Все равно ведь он пойдет, нужно ли ускорять этот процесс?..

Сами мы абсолютно уверены, что НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ребенка не нужно насиловать ходьбой, поднимать его к стенке кровати и смотреть, как он дрожит, будто тростник на ветру. Для того, чтобы ребенок мог учиться вставать, стоять, ходить, вы должны много с ним заниматься. Тогда это будет легким, безболезненным, совершенно естественным процессом, который не может повредить ребенку.

Как только вы почувствуете, что ребенок легко стоит (опираясь руками, выпрямляет ноги, или подползает к решетке и поднимается с колен), можете начинать интесивно учить его ходить. Если вы занимаетесь с ребенком напряженно с самого рождения, этот момент может наступить в четыре месяца (возраст, по прежним представлениям, совершенно невероятный). Чему же начинать учить?

Стоять без поддержки, спиной к опоре. Мягкая поверхность позволяет весело падать.

Много раз в день самостоятельно подниматься и вставать, держась за горизонтальные бары.

Мы сужаем ширину кровати дополнительной стенкой, которую укрепляем только на момент занятия, или толстой рейкой. Это помогает ребенку в четыре месяца делать попытки продвигаться по узкому коридору. Поставив такую стенку, вы сразу увидите, что ребенок получил возможность поочередно поднимать ноги, приседать. Ему удобно держаться руками за “перила” по бокам, а не перед собой.

Походы по кровати за движущейся осью вперед-назад, вперед-назад: пусть только она будет не очень толстой, чтобы ребенок уверенно зажимал ее рукой (мы описывали ее в главе “Спортивный уголок”). В первый месяц ее можно не закреплять, просто водите ее по бортам (без грузов по краям). Подворачивайте палку, если у ребенка соскальзывают пальцы.

Нужно много ходить по полу, держа ребенка за две руки и принимая на свои руки часть веса, чтобы это была ходьба хотя и с нагрузкой, но обязательно не максимальной.

Ребенку, который ходит вдоль кровати и за руки уже 1-2 месяца, можно придумать “поводок”, широко захватывающий живот и плечи. Вы придерживаете его сзади и сверху, готовые страховать падения. Такой поводок можно сделать из старой рубашки, прорезав отверстия для рук ребенка, а за пустые рукава вы будете держать его во время ходьбы.

К пяти месяцам мы начинаем практиковать прогулки в ходунке, вводя это короткими порциями. Когда вы заведете ходунок, проверьте, не свисают ли где-нибудь провода, иначе лампы начнут неожиданно падать на пол. Следите, чтобы на диване не валялись, например, газеты, потому что их непременно засунут в рот... Вместо этого повесьте интересные и неопасные предметы, вроде звенящих шариков, коробок, блестящих крышек, чтобы ради них стоило обходить квартиру. Уже два-три дня походов в ходунке совершенно преображают ребенка, ощущается невероятный прогресс. Очень скоро он уже начинает контролировать направление движения и добирается, куда хочет (мы говорим о возрасте 4,5 месяца!). Хорошо бы только он не мог добраться до кухонной плиты - не забывайте об этом.

Доман пишет, что не нужно приучать ребенка ходить за руку, чтобы вестибулярный аппарат ребенка полагался только на себя. Но это никак не относится к возрасту четыре, пять, шесть месяцев, когда нужно стараться много ходить по полу (хорошо бы еще босиком - слово “холодно” мы не хотим слышать!). У вас нет никакой спешки, вестибулярный аппарат еще успеет всему научиться, если ваш ребенок пойдет к шести с половиной - семи месяцам. Нам кажется,что это оптимальный возраст, в котором тренированный “домановский” ребенок должен делать свои первые самостоятельные шаги.

Для того, чтобы спровоцировать эти первые шаги, мы сужаем ширину кровати (используя подвижную стенку) ровно на размер разведенных в стороны рук, так что ребенок может по желанию перейти к любой из стенок. После этого мы укрепляем на одной из стенок кровати какую-нибудь новую очень интересную игрушку и по миллиметрам начинаем увеличивать ширину этого пространства. Так что ребенку нужно потянуться, потом сделать полшага и потянуться, и в какой-то момент оторвать руки и сделать первый шаг без поддержки. Помните о смягчении всех углов в кровати, помните о защите лба и затылка. Несколько дней таких занятий приводят вас к победе: ребенок понимает, что отпускать руки можно.

Еще раз повторяем, что упражнения, когда он стоит спиной к опоре, не держится, а только ощущает опору спиной и затылком,и не боится упасть вперед на мягкое - очень ускоряют первый шаг.

ХОДЬБА РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА. И, кроме того, у вас появился активный союзник. Он САМ теперь совершает сложнейшие движения, начав ходить в возрасте, когда цивилизованное человечество еще едва начало ползать. Счастливое детство кончилось. В следующих главах мы начнем заниматься спортом.

Несомненно, это настоящее чудо света, когда ребенок делает свой первый самостоятельный шаг - привыкнуть к этому нельзя.

Способность видеть, слышать, чувствовать



Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать "любимая игрушка", эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого "друга", потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника - завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит -- это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет "планировать" свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить "барьер" в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы -- подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго. Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опы- тов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит -- как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры "в прятки". Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты "пряток". Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры -- ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка



Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: "Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа "дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово -- это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше. В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа "туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей -- снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" -малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша, а тот "обороняется" от нападения. Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в "телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубку ребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положить трубку. Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

Занятия с ребенком



Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать". Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, з"а какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются. Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть -- передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.

Время игр



Новые открытия Позвони в колокольчик Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него зво- нить. "Осязательная" игра Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно. Переверните игрушки Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей. Липкая лента Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту. Шляпа на голове ребенка Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу. Улучшение координации Поиграйте с ребенком в ладушки Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются. Покатайте мячик Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение. Дайте ребенку "пирамиду" Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону. Игрушки в прозрачной коробке Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания. Перевернутая кастрюлька Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее пе- ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы. Поиграйте в "дай мне игрушку" Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг. Вытягивание шарфиков Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.
Пища для развития Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке. Время переодевания Как переодеть непоседу Поменять подгузники девятимесячному ребенку -- задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю". Как поймать ребенка Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его. Пуховичок для пудры Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.). Паучок, паучок Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом по жнвоти-ку. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры. Время купания Пусть ребенок "самостоятельно" помоется Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени. Оп-оп Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего" малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать", перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка. Время отдыха Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

В 9 месяцев малыш воспринимает дом, как большую и волшебную территорию для игр. Его интересуют все предметы, он хочет их потрогать и исследовать. Поэтому все комнаты, где бывает кроха, должны быть для него безопасными. Развитие ребенка в 9 месяцев проходит под пристальным вниманием и контролем родителей.

  • Малыш должен уметь сидеть — уверенно и без поддержки.
  • Умеет ползать на четвереньках.
  • В положении сидя ребенок может наклониться и взять игрушку. Способ захвата предметов в 9-месячном возрасте меняется, теперь малыш берет предмет, смыкая большой и указательный пальцы. Это так называемый пинцетный захват. Данный навык позволяет крохе поднимать мелкие вещи.
  • Ребенок должен уметь стоять, держась за опору. Иногда дети начинают играть, приседая, вставая или подпрыгивая.
  • Малыш должен уметь перелезать через невысокие препятствия и залезать на диван.
  • Кроха хорошо реагирует, когда его зовут по имени, и поворачивает голову.
  • 9-месячный карапуз должен уметь выговаривать не только гласные буквы, но и согласные буквы, и слоги. Самый простой метод развития речи малыша — разговаривать с ним, проговаривая все свои действия, рассказывая о предметах и явлениях природы.

Питание и рацион

В 9-месячном возрасте грудное молоко или молочная смесь составляют не более трети от общего объема пищи крохи. Теперь питание содержит больше твердых ингредиентов, так как появившиеся зубки необходимо тренировать. К примеру, мясо уже не обязательно прокручивать в блендере, а можно дать ребенку мягкую фрикадельку.

В процессе перехода от мягкой пищи к твердой важно не торопиться. Пусть питание крохи меняется постепенно. В первое время тщательно разминайте всю еду вилкой. Только после привыкания ребенка к такой консистенции можно предлагать ему очень маленькие твердые кусочки. Далее объем кусочков должен увеличиваться.

При этом не забывайте, что малыш в 9 месяцев еще совсем мал, у него прорезались не все зубки. И его питание не может состоять из тех блюд, которые едят взрослые. Карапуз делает лишь первые шаги во взрослый мир.

Ниже приведено примерное питание ребенка в течение суток:

  1. В шесть утра — грудное молоко или молочная смесь.
  2. В десять утра — 150 грамм каши с добавлением половины яичного желтка, 30 грамм фруктового пюре, 15 грамм творога.
  3. В два часа дня — 150 грамм пюре из овощей, 50 грамм рыбного или мясного пюре.
  4. В шесть часов вечера — грудное молоко или молочная смесь, 30 грамм творога.
  5. В десять вечера — грудное молоко или молочная смесь.

Игрушки, которые заинтересуют малыша

  • Центр активности — это плоскость, на которой закреплено большое количество всевозможных колесиков, кнопок, шнурочков, липучек и рычажков. Малыш с удовольствием будет нажимать на кнопки, крутить колесики или нажимать на рычажки. Основное назначение данной игрушки — развитие мелкой моторики рук.
  • Шкатулки с сюрпризами. Когда кроха нажимает на кнопочку, из шкатулки появляется фигура и играет музыка. Это стимулирует познавательную активность и логическое мышление (ребенок учится видеть связь между действием и результатом).
  • Пирамидки. Позволяют развивать координацию движений и моторику рук. Карапузу придется постараться, чтобы правильно насадить элементы игрушки на стержень.
  • Маленького непоседу по-прежнему увлекают игры с мячиками, шарами и кубиками. Их можно весело кидать, а потом собирать. И снова кидать. А кубики он уже умеет складывать друг на друга.
  • Книжки их картона с яркими картинками. Малыш будет разглядывать рисунки и листать страницы, а мама — читать вслух стихи или сказку из книги.

Развивающие занятия

В этом возрасте деткам очень нравится бросать любые предметы. Играйте с мячиками. Пусть малыш не только бросает их, но и катает. Он уже умеет это делать. Попросите кроху догонять мячик, которые вы бросили. Это стимулирует двигательную активность, ребенок будет ползти за мячом.

Чтобы развивать у ребенка чувство глубины и формы, проводите следующие занятия:

  • Поставьте в детский уголок небольшое ведерко, сложите туда игрушки. Кроха будет вытаскивать их из ведерка, опуская ручку на небольшую глубину. После игры попросите малыша сложить игрушки обратно. Ему снова придется ощутить глубину ведра. Такое упражнение способствует освоению физических параметров разных предметов.
  • Подготовьте крупную картонную коробку. Вырежьте в ней круглое отверстие такого диаметра, чтобы в него проходила ваша рука. Демонстрируйте перед ребенком, как вы просовываете руку в отверстие, а затем достаете. Предложите ему сделать то же. Кроха сначала будет бояться. Но через какое-то время преодолеет страх. Управлять своим телом без контроля зрения — сложная задача.
  • Подготовьте небольшую картонную коробку. Вырежьте в ней отверстия разной формы. Предложите малышу через эти отверстия засовывать предметы в коробку. Ему придется подбирать подходящие по форме отверстия. Это упражнение развивает чувство формы.

Всем деткам в 9 месяцев нравится играть в прятки. Накройте игрушку платком. Малыш примется искать игрушку, проверять, не пропала ли она. Прячьтесь вы сами от ребенка. Пусть попробует вас найти. Чтобы помочь крохе, подавайте голос: «Я здесь».

Предложите маленькому непоседе спрятаться самому. Ищите его в разных местах. Голосом проговаривайте свои действия: «Я ищу Дашеньку. Где же Дашенька? Нигде не видно Дашу!» Когда найдете, громко обрадуйтесь и обнимите кроху.

Прогулки на природе

Очень полезным занятием для детей в 9 месяцев будет экскурсия на природу. Для этого не обязательно выезжать за город. Можно отправиться в парк. Позвольте ребенку поползать по траве или по снегу. Оставайтесь все время возле него.