Домой / Для зеленых глаз / Развитие ребенка в 11 месяцев мальчик. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

Развитие ребенка в 11 месяцев мальчик. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.
  1. Младенец отлично сидит без поддержки. Может сесть из положения стоя и пытается или уже встаёт из положения сидя.
  2. Ребёнок в 11 месяцев отлично ползает. Часто бывает так, что малышу проще передвигаться на четвереньках и он не хочет учиться ходить. В таком случае торопить кроху нельзя. Ведь ползая, малыш чётче ощущает своё тело в пространстве, учится ориентировать. Этап ползания крайне важен для дальнейшего развития опорно-двигательного аппарата и мускулатуры.
  3. Одиннадцать месяцев – тот возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно стоять без опоры. Кто-то из детей стоит буквально секунд десять, кто-то делает это уже намного уверенней, дополняя самостоятельными шагами.
  4. Малыш в 11 месяцев хорошо освоил движения мелкой моторики и без проблем манипулирует пальцами рук. Особенно нравится крохе перебирать мелкие предметы, вкладывать их в более крупные, ставить друг на друга кубики и нанизывать кольца пирамидки. Знакомые действия ребёнок выполняет по памяти, слушая просьбу взрослых.

    Если игрушка крохе не знакома, можно сразу не показывать, какие конкретные действия с ней можно совершать, а понаблюдать, что придумает младенец. Так у ребёнка будет развиваться фантазия и важный навык — самостоятельно играть и придумывать новые игры со знакомыми игрушками. Если ребёнок не знает, что делать, как играть, обязательно покажите несколько вариантов.

  5. Малыш проявляет интерес к другим детям, живо реагирует на их появление. В общении может чётко показать, кто ему по нраву, а кто нет, тем самым дифференцируя своё отношение.
  6. По инструкции взрослых малыш с удовольствием выполняет порученные действия с игрушками – кормит куклу, укладывает её спать, выгуливает собачку.

    Эти игровые элементы в определённой ситуации станут для родителей хорошим подспорьем. Если малыш отказывается кушать по причине проявления характера, предложите ему сначала покормить собачку (или целый зоопарк, если игрушек много) и поесть за компанию. Очень редко в таких ситуациях дети отказываются от приёма пищи. Если кроха не хочет спать, создайте ритуал на основе игры. Расскажите малышу, что его звери (куклы) хотят спать и их надо уложить. Когда ребёнок всех уложит, почитайте малышу сказку, дайте вечернюю порцию смеси или покормите грудью, если кроха ещё грудничок, приглушите свет. Младенец вскоре заснёт.

  7. Малыш с большей долей вероятности уже говорит слова «мама», «папа», «баба» или активно пытается их произнести. Дети 11 месяцев также очень любят рассматривать картинки животных, слушать, кто как говорит, и повторять. Пусть не совсем точно, но слога «гав-гав», «мяу», «ква-ква» прекрасно дополнят словарь активных слов, внеся разнообразие в речь.
  8. Ребёнка на 11 месяце можно учить самостоятельно кушать и пить. К этому времени малыш должен крепко держать поильничек и осваивать ложку.

Конечно, для того чтобы привить навык кушать и пить без посторонней помощи, родителям надо постараться, запастись терпением, детскими фартучками и передниками. Но поверьте, в последствии вы избавите себя от колоссального объёма работы и облегчите малышу жизнь.

Что должен делать ребёнок на 11 месяце жизни в обязательном порядке?

Если у 11 месячного младенца отсутствуют определённые навыки, необходимо обратиться к специалисту для выяснения причины:

Физическое развитие

Масса тела ребёнка в 11 месяцев варьируется в пределах 8 — 10 килограммов. Всё зависит от исходной массы тела при рождении, пола и питания малыша. За текущий месяц ребёнок набирает около 350 — 400 граммов.

Рост ребёнка в 11 месяцев за одиннадцатый месяц увеличивается на 1 — 1.5 сантиметра.

У подавляющего большинства детей к этому времени появляются зубы. В среднем в 11 месяцев их уже четыре. Но всё индивидуально.

Если ещё нет ни одного зуба, не переживайте. Спросите у бабушек и дедушек, во сколько вылезли первые зубки у вас. Этот факт во многом определяет сроки прорезывания у вашего чада.

Питание и уход

Кушает ребёнок уже практически за общим столом. Разница заключается в том, что пища будет более измельчённая, исключены жареные, приправленные блюда и полуфабрикаты.

Смесь и грудное молоко остаются важной частью младенческого рациона. Малыш употребляет их перед сном, ночью, часто после пробуждения. Грудничок, скорее всего, к груди будет прикладываться чаще. Особенно это будет ему необходимо во время болезней и прорезывания зубов.

Даже если у младенца нет зубов, давайте крохе тефтельки, детские печеньки и приготовленные мелко порезанные овощи. Так ребёнок будет развивать навык жевания. Об отсутствии зубов не переживайте. Десны у малыша очень плотные и крепкие для того, чтобы справиться с нетвёрдыми кусочками пищи.

Ребёнку будет полезно и познавательно сидеть за общим столом и трапезничать в компании родных. Таким образом будет прививаться культура питания и правильные пищевые привычки.

Уход за ребёнком включает в себя ежедневные утренние и вечерние процедуры (умывание, чистка зубов), купание, стрижку ногтей и волос. После сна и еды высаживайте малыша на горшок.

Если кроха сопротивляется, выгибается дугой и отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Отложите это дело на месяц — другой.

Как развивать 11 месячного ребёнка

Для рисования лучше всего подойдут пальчиковые краски. Также крохе будет интересно рисовать на поверхности, припылённой мукой или манкой.

Начинать лепить лучше из мягкого воскового пластилина. Покажите ребёнку простейшие приёмы – как сделать жгутик, шарик, как можно «слепить» целую картину.

Возможно, некоторые занятия покажутся сложными. Но дети, как известно, не перестают развиваться ни на минуту. И то, что покажется неосуществимым сегодня, легко сделается завтра.

В этой статье:

Развитие ребенка в 11 месяцев идет очень быстро. Обычно к исходу первого года он уже радует родителей первыми словами и шагами.

Все мамы и папы хотят, чтобы их малыш рос здоровым, вовремя приобретал новые навыки. Попробуем разобраться, что должен уметь ребенок в 11 месяцев и как можно помочь ему быстрее научиться новому.

Особенности развития малыша в 11 месяцев

В этом возрасте дети активно познают мир. Они становятся более подвижными и самостоятельными, активно ползают, встают на ножки. Развиваются речевые навыки, ребенок начинает повторять за взрослыми слоги и слова.

Предметы вокруг вызывают у малышей огромный интерес. Поэтому они стремятся проверить ящики в шкафах, осмотреть и потрогать бытовую технику, попробовать на зуб все, до чего могут дотянуться.

В это время родителям важно не препятствовать познавательной активности малыша. Запрещать нужно только действительно опасные занятия, стараясь переключить интерес ребенка на разрешенные игрушки.

Физическое развитие

В 11 месяцев мышцы малыша уже достаточно окрепли для перемещения в вертикальном положении. Он учится вставать сам и ходить без поддержки.

В большинстве случаев, у детей к этому возрасту уже есть 4 зуба, но этот параметр физического развития очень индивидуален. У одних малышей может появиться 6 или даже 8 зубок, а у других – только 2-4. Скорость их роста зависит от генетической предрасположенности, качества питания, перенесенных болезней.

Нормальный вес ребенка в 11 месяцев для мальчиков составляет – 7,6-11,7 кг, для девочек – 6,9-11,2 кг. Окружность головы малыша в среднем равна 44,6-45,8 см, а грудной клетки – 47,8-48,4 см. Пропорциональное увеличение этих показателей – важный параметр здоровья. Ближе к году, при нормальном развитии, окружность грудной клетки должна быть примерно на 2 см больше, чем головы.

Усреднено, рост ребенка в 11 месяцев должен находиться в пределах 72,8-74,5 см. Для мальчиков нормальным считается диапазон от 69,9 до 79,2 см, а для девочек – от 67,7 до 77,8 см.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

Умения 11-месячного ребенка пополняются новыми навыками. Малыши учатся стоять без помощи взрослого, ходить, держась за одну руку, некоторые уже делают самостоятельные шаги.

Активно развивается мелкая моторика. Дети умело манипулируют предметами, пытаются делать первые постройки из кубиков, собирать пирамидку, открывать и закрывать коробочки. Многие малыши в этом возрасте проявляют интерес к музыке и пританцовывают, услышав любимые мелодии.

Появляется понимание речи – ребенок реагирует на строгий тон и радуется ласковому обращению. Малыш произносит простые слова из 1-2 слогов, умеет выразить свои желания, показывая на предметы или еду, которые он хочет.

Психическое развитие

Одиннадцатый месяц жизни приносит много изменений в психическом развитии ребенка. Это отражается на его взаимодействии с окружающими. Во-первых, речь малыша, хотя и состоит из простейших слов, становится осмысленней. Говоря, к примеру, «ам-ам», он выражает конкретное желание.

Во-вторых, приходит понимание простейших просьб, таких как «дай», «возьми», «кушай» и т. д. На вопросы взрослых ребенок может ответить «да» или «нет», кивая или качая головой.

Малыш понимает, как добиться внимания. Заметив, что родители быстрее подходят на плач, он может начать хныкать специально, оставаясь при этом в хорошем настроении.

Ребенок осваивает сюжетные игры – кормит мишку, укладывает спать куклу. Увидев животных, он ассоциирует их со звуками, которые они издают «ав-ав» – собака, «мя-аа» – кошка, если ранее вы учили с ним это.

Режим сна и бодрствования

Сон ребенка в 11 месяцев должен быть достаточно продолжительным – около 14 часов в сутки. Из них 10 часов малыш спит ночью и укладывается отдыхать 2 раза по 1-2 часа в дневное время.

По режиму ребенку в 11 месяцев необходимы прогулки дважды в день. Желательно, чтобы часть времени он мог поспать на свежем воздухе. Лучшее время для прогулок – утро (около 10-11 часов) и вторая половина дня (в 16-17 часов).

Чтобы малыш легче укладывался на ночной сон, вечером нужно исключить активные игры и гимнастику. Рекомендуется завести вечерний ритуал, который помогает ребенку настроиться на отдых – купание, чтение книг, легкий успокаивающий массаж и другое.

Занятия с малышом для развития

Игры с ребенком в 11 месяцев нужны не только для его развлечения. Они помогают малышу познавать мир, приобретать новые навыки. Полезны будут следующие занятия:

  1. Разложите на полу ленту или какую-нибудь хорошо заметную веревочку. Предложите малышу перешагивать через нее, держа его за руку. Это поможет стимулировать ходьбу. Такой же эффект даст хождение ребенка за коляской или игрушкой-каталкой, подъем по ступенькам с помощью взрослого.
  2. Игры с крупой. Возьмите два миски, в первую насыпьте крупу, а вторую – оставьте пустой. Дайте ребенку ложку и покажите, как можно ею пересыпать продукт из одной емкости в другую. Разрешите ему попробовать самому под вашим контролем. Такое занятие развивает мелкую моторику.
  3. Рисуйте и лепите с крохой. Для этого подойдет соленое тесто, безопасный мягкий пластилин. Если он не понимает, что нужно делать, вложите материал для лепки в ручки ребенку, делая движения его ладошками и пальчиками. Рисовать можно на бумаге специальными мелками и фломастерами либо пальцами на муке, высыпанной тонким слоем на поднос.
  4. Давайте ребенку играть с коробочками и банками, которые можно закрывать и открывать. Предложите положить туда игрушки, а затем достать их.
  5. Используете время, когда малыш купается, с пользой. В это время он может играть с резиновыми уточками и корабликами, ловя их небольшим ковшиком или ситом.
  6. Развивайте речь, беседуя с ребенком. Называйте ему окружающие предметы и игрушки. Читайте малышу детские стихи или короткие рассказы, давая рассмотреть картинки в книге.
  7. Поиграйте с ребенком в сюжетные игры – вместе покормите и уложите спать мишку, оденьте куклу.

Помимо игр и занятий с родителями, малышу нужно общение со сверстниками. Поэтому стоит чаще бывать на детских площадках, ходить в гости к семьям с маленькими детьми.

Уход

Утро малыша в 11 месяцев должно начинаться с умывания и чистки зубов детской щеткой (с помощью родителей). Хотя ребенок еще мал, для профилактики раннего кариеса такая гигиена рта необходима с момента появления первого зубика.

Малыша уже можно начинать высаживать на горшок после сна. Конечно, не стоит сильно рассчитывать на то, что он сразу научится пользоваться им. Если вы видите, что кроха боится горшка и не хочет на нем сидеть, лучше пока отложить освоение этого навыка.

Купать малыша к 11 месяцам достаточно 1 раз в два дня. Но если он любит купаться, и это часть ритуала перед сном, не стоит отказываться от ежедневной ванны. После туалета, особенно если ребенок сходил «по-большому», его нужно обязательно подмыть.

Ногти и волосы подстригают по необходимости, чтобы они не мешали ребенку. Чистить ушки достаточно дважды в неделю. Для этого подходят только специальные ватные палочки с ограничителем.

Чтобы ребенок рос здоровым, нужно с самого раннего возраста уделять время закаливанию. В 11 месяцев вы можете обтирать кроху прохладной водой (35° С), устраивать ему воздушные ванны (около 10 минут). Также очень полезен сон на свежем воздухе во время прогулки, массаж и детская гимнастика.

Режим питания

Согласно режиму ребенка в 11 месяцев, его питание должно быть пятиразовым. Оптимальный перерыв между приемами пищи – 3-4 часа. Лучше если малыш будет кушать всегда примерно в одно и то же время.

Ребенок должен наедаться, но не стоит его перекармливать. Для 11-месячного малыша нормальный объем пищи, съедаемой за один прием – 200-240 мл. Важно не только количество, но и качество продуктов. Питание должно быть полноценным и состоять из каш (молочных или на воде), овощей, мяса (индюшатина, телятина, курятина), сезонных фруктов и ягод в виде пюре.

Очень важно, чтобы ребенку хватало молочных продуктов, служащих источником кальция для растущего организма. Это могут быть детские творожки и йогурты (лучше домашнего приготовления) или молоко. Составляя меню на неделю, убедитесь, что хотя бы один прием пищи в день включает молочные продукты.

Конечно, такой рацион подходит только для детей, у которых нет пищевой аллергии и непереносимости ряда продуктов. Если у ребенка специальная диета, прежде чем разнообразить ее, стоит посоветоваться с педиатром.

Питание детей, находящихся на грудном вскармливании, практически не отличается от того, которое получают малыши, кушающие смесь. Кормление грудью или из бутылочки к 11 месяцам отходит на второй план и служит дополнением к основному меню. Обычно малыш получает смесь или молоко перед сном, а иногда и среди ночи.

Нужна ли дисциплина?

Многих мам интересует, нужно ли начинать воспитывать ребенка в таком возрасте или пока ему можно позволять все. На этот счет существуют различные мнения, например, японская система воспитания предполагает вседозволенность для малышей, младше 5 лет.

В России эта методика не очень популярна, но тем не менее распространено мнение, что ребенок еще ничего не понимает и воспитывать его бесполезно. Это не совсем так.

Малыш уже вполне может осознать запреты и родители должны доносить до него нежелательность некоторых действий: в первую очередь это относится к опасным для жизни и здоровья занятиям.

Годовалые дети часто проявляют интерес к электроприборам. Задача родителей выразить запрет спокойно, но твердо: «нет!», «нельзя!». Но важно, чтобы эти слова ребенок не слышал слишком часто, повторить 2-3 раза вполне достаточно. Если малыш все равно не слушается, нужно отвлечь его или убрать интересующий опасный предмет.

Ругать ребенка, шлепать и кричать на него нельзя. Личный пример многое значит в воспитании и, если родители привыкли добиваться своего агрессией, велика вероятность, что этот сценарий в будущем воплотит и малыш.

Занятия с ребенком в 11 месяцев должны быть направлены как на физическое, так и на умственное и эмоциональное развитие. Воспитывать детей не бывает рано, но делать это нужно, учитывая их возможности и не ожидая мгновенных результатов.

Полезное видео: развитие малыша в 10-11 месяцев

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые слова . Естественно, они пока облегченные. Но каждое многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко или коробочка с его любимым йогуртом, объяснить, что сейчас делает кошка…

Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Помогайте карапузу осваивать новые. По мнению многих логопедов, сигналом к тому, что кроха готов заговорить, является… ручка, которую он требовательно протягивает вперед, сжимая пальчики и произнося «дяй-дяй».

Объясняется это просто: мелкая моторика , как известно, напрямую связана с речью. И то, что малыш может выполнять определенные манипуляции с собственными пальчиками, и пальцы уже хорошо его слушаются, говорит о том, что мозг достаточно созрел для появления полноценной речи.

Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи, ку-ку, ква-ква, га-га и т.д.

На 11 месяце у многих детей меняется режим дня – теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем. Если вы видите, что малыш не хочет спать. Сколько раньше, помогите ему освоить новый ритм.

Самый лучший вариант, если режим дня ребенка будет постепенно приближаться к детсадовскому – подъем в 8.00, обед в 12.00, дневной сон – 13.00-15.00, ужин – 18.30, отбой – 20.00. В этом случае крохе не придется перестраиваться, когда он пойдет в садик или в школу; он будет высыпаться и лучше успевать на занятиях.

Как мама и папа

Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Кряхтя и сияя, принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте хвалить.

Делая что-то, играя самостоятельно или с взрослыми, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, подстегивают и поощряют малыша к новым действиям.

Одно и тоже действие, если оно получилось и заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит ему мешать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша, переключите на нужное вам – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.

Теперь ребенка все меньше привлекают игрушки, и все больше – реальные «взрослые» предметы. Он стремится во всем подражать маме и папе. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы полностью удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть пополощет в ней чайные ложки. Вы убираете квартиру – ребенок может отнести носовой платок или свой фартучек в стиральную машину.

Вы в магазине – давайте карапузу выбранные продукты, пусть складывает их в тележку. Сейчас помощь для ребенка – всего лишь игра, но именно в ней закладываются основы того, что лет через пять-десять вам не придется тысячу раз напоминать, что грязную одежду нельзя разбрасывать по всей комнате, а чашку совсем нетрудно сполоснуть после чаепития… Поощряйте стремление малыша выполнять ваши просьбы, каждый день старайтесь показать ребенку новое действие, которое он смог бы выполнить.

К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят , держась за мамину руку. Если же ваш ребенок еще не думает вставать, проконсультируйтесь у ортопеда – возможно, мышцам крохи необходима дополнительная поддержка и нагрузка, чтобы достаточно окрепнуть.

В этом вам поможет массаж и гимнастика . Отличные результаты дает гидромассаж – сегодня во многих поликлиниках есть возможность для его проведения. А если у вас дома ванна с гидромассажным оборудованием, включайте его всякий раз. Когда купаете малыша минут на 5-10. Только помните, что делать это перед сном нельзя – ребенок перевозбудится и не сможет заснуть. Лучше устраивать гидромассажные сеансы с утра.

Азбука общения

Постарайтесь создать условия для общения вашего чада с другими детьми. Если есть возможность посещать развивающую группу для малышей – замечательно. Если нет, гуляйте на площадке, где играют разновозрастные дети. Наверняка, за время, прошедшее с рождения сынишки или дочурки, вы познакомились с мамочками, у которых такие же детки.

Договоритесь и ходите в гости друг к другу. Достаточно, если малыши проведут вместе минут сорок – больше им не под силу. При этом старайтесь не вмешиваться в их «отношения»: пусть учатся играть сами. Но и не бросайте одних. Пусть малыши поводят хоровод, посмотрят вместе книжку, порисуют. Будет замечательно, если «хозяин» угостит всех фруктами или соком – так детишки начнут постигать культуру застольного поведения и общения.

Примерно до двух лет ребенок воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему и как ее можно отдать другому. Поэтому не ругайте малыша за «жадность» - для него это вполне естественно. Придет время, и ваше чадо поймет: чтобы играть с другими детьми, надо делиться игрушками. Пока же играть «сам» кроха не в состоянии. Общение с другими малышами для него заключается в том, что он наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия.

Домашняя игротека

  • Едем, едем на лошадке
  • По дорожке гладкой.
  • В гости нас звала принцесса
  • Кушать пудинг сладкий.
  • Две собачки (коровки, лягушки и т.п.)
  • У порога
  • Нам сказали очень строго:
  • «Гав-гав-гав» (Му-у, ква-ква и т.п.).
  • Пи-и-и – пищит комар.
  • У-у-у – медведь ревет.
  • Мяу – кисонька идет.
  • На машинке мы поедим: би-би-би!
  • На кораблик пересядем: у-у-у!
  • И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!
  • И потом вернемся в маме: бух!

Чтение

Привить ребенку любовь к чтению можно разными способами. Вот несколько из них:

  • Поощряйте игры малыша с книгами из твердого картона или с книжками-игрушками.
  • Указывая на картинки, называйте изображенные предметы.
  • Пойте песенки из книг.
  • Когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к сюжету и к книге.
  • Читайте малышу часто, но не долго.
  • Во время чтения не заставляйте ребенка смирно сидеть рядом с вами. Пусть ползает вокруг, если усидеть не в силах.

Постепенно малыш научится сосредотачиваться на книжке. Можно сделать так: выбирайте книги, где на каждой страничке стишок на 4-6 строчек. И, конечно, яркая картинка. Пока кроха рассмотрит картинку – вы прочитаете стишок. А потом отпустите чадо «побегать». Через какое-то время снова вернитесь к книге, но уже к другой странице.

Читая или рассказывая ребенку сказки, вы способствуете развитию его мышления и тому, что малыш начинает ассоциировать книги с тем, что больше всего любят дети – с вашим голосам и вашей близостью.

Уже совсем скоро вашему малышу исполнится один год. Он уже многое умеет делать самостоятельно, все меньше времени проводит на руках у мамы, и все больше - исследуя окружающий мир.

Таблица развития

Как спят дети в этом возрасте?

Общее время, отведенное на сон одиннадцатимесячного малыша, составляет около тринадцати часов. Оно также делится на десять часов ночью и по полтора часа два раза в день.

Дневной сон теперь представляет все большую проблему для мамы. С каждым днем, узнавая новые игры, получая новые впечатления, малыш соглашается засыпать с все возрастающей неохотой. Поэтому мама должна четко установить режим дня, чтобы ребенок выработал определенные привычки, связанные как с отходом ко сну, так и с другими важными действиями.

Психологическое развитие на 11 месяце жизни

Режим дня для малыша важен не только с точки зрения сна-бодрствования. К этому возрасту ребенка необходимо знакомить с понятием времени , а проще всего сделать это с помощью четко фиксированного режима. Нет, не стоит устраивать дома режимное предприятие, время для игр и фантазий тоже должно быть. Но вот время и последовательность обязательных ежедневных процедур лучше зафиксировать и стараться не менять. Можно даже составить красивую табличку с картинками и повесить ее напротив кроватки или на дверь детской.

Общение ребенка приобретает некоторые черты манипуляции. Он уже освоил границы дозволенного у близких родственников, но все еще пытается их сдвинуть для получения желаемого предмета. Например, заходится громким плачем в магазине игрушек, если вы отказываетесь купить очередной игровой набор.

Как отличить искреннее расстройство от манипуляции? Очень просто. Малыш выгибается, плачет, кричит, но в глазах нет и следа слез? Поздравляем, вами манипулируют. Не стоит поддаваться на такие провокации, иначе вместо хорошего доброго ребенка у вас в доме поселится маленький тиран.

Речь так же не стоит на месте. Малыш спокойно повторяет за всеми даже самые сложные звуки, прекрасно понимает обращенные к нему слова и даже может сам произнести около десяти простых слов. Он отзывается на простые просьбы родителей, может как соглашаться с их действиями кивком головы, так и отвергать предлагаемое.

Постепенно карапуз учится выстраивать цели и последовательность действий, с помощью которых эти цели реализуются. Если же что – то не получается, он будет повторять это снова и снова пока не добьется нужного результата. А добившись, ждет от вас похвалы. Сейчас он вообще очень зависим от вашего одобрения его действий. Поэтому, чтобы малыш развивался в гармоничную и здоровую личность, хвалите его как можно чаще.

Как правильно хвалить ребенка в зависимости от половой принадлежности: мальчика следует хвалить за сделанные дела или совершенные открытия. Этим вы стимулируете его на дальнейшие свершения и развитие. А вот девочку наоборот следует хвалить всегда, просто за то, что она есть, естественно в разумных пределах. Так вы сумеете вырастить здоровую, полноценную девушку без комплексов и зажимов.

Малыш учится отличать игру от жизни . Так, если раньше он мог испугаться или заплакать, когда вы прячете его любимую игрушку, то теперь он понимает, что это всего лишь игра.

Движения и действия малыша на 11 месяце жизни

Ползанье на четвереньках остается в далеком прошлом. Малыш уже оценил преимущество передвижения на двух ножках и старается совершенствовать этот навык. Скорее всего, он уже уверенно бегает по дому и заглядывает во все углы. Некоторым для таких перемещений еще требуются специальные ходунки, но большинство деток уже не нуждаются в дополнительной опоре для крайне шустрых перемещений.

Теперь кроха с легкостью присаживается на корточки из стоячего положения, а значит, для него не составит труда самостоятельно пользоваться горшком. Так что пришла пора приучать его проситься в туалет и садиться на горшок.

Помимо того, что ребенок уже способен сам попросить покушать, к одиннадцати месяцам он уже и кушает самостоятельно: правильно держит ложку и подносит ее ко рту, может взять бутылочку и попить.

Запаситесь терпением и влажными салфетками. Скорее всего, малыш посчитает, что кашу весело не только есть, но и разбрасывать по полу и размазывать по стенам. А еще он уже довольно метко плюется, если что-то кажется невкусным.

К одиннадцати месяцам в жизни малыша появляется новое увлечение - ступеньки. Он готов спускаться и подниматься по ним часами. Естественно, задача мамы – обеспечить абсолютную безопасность в период этого увлечения.

Основные направления развития

Первым пунктом в списке развивающих занятий остается развитие речи . Всячески стимулируйте у малыша желание разговаривать , предлагайте разные речевые игры: например, сложите в коробку разные игрушки и, доставая их оттуда, рассказывайте малышу, что же вы достали. Попытайтесь вместе с малышом разбить игрушки на смысловые группы: машинки, колесики, шлемы – это одна группа, а кукла, платье, бутылочка для куклы – другая. Помимо речи такие игры развивают еще и мышление.

Не стоит забрасывать и освоение мелкой моторики . Игры с крупами, лепка или рисование остаются вашими главными помощниками в этом.

Если ваш малыш еще не ходит , не стоит заставлять его насильно. Используйте некоторые хитрости: например, поставьте любимые игрушки так, чтобы кроха мог достать их только из положения стоя. Продолжайте регулярно делать гимнастику и укрепляющий массаж.

Совсем скоро вашему карапузу исполнится годик. Продумайте настоящий праздник, торт и свечи. А возможно у вас уже появились друзья? Пригласите и их на это торжественное мероприятие.

Игры в 11 месяцев

Ваш малыш уже не слишком охотно играет со старыми игрушками. Скорее всего, теперь он предпочитает что-то посолиднее: например, мамин сотовый телефон или крышки от кастрюль. Папина бритва или наушники тоже подойдут для развлечения. Словом все те предметы, в которые играют мама с папой. Как с этим бороться? Предложить малышу детские аналоги всех этих предметов, благо, что разнообразие игрушек в детских магазина это позволяет.

Что же теперь вызовет у крохи интерес?

  • Сотовый телефон. Приобретите ребенку свой собственный игрушечный сотовый, который умеет читать сказки, петь песенки и даже разговаривать.

Наличие разных интерактивных игрушек ни в коем случае не заменяет маму. Продолжайте читать малышу книжки и петь, ведь ему по-прежнему очень важна близость с вами.

  • Интерактивные обучающие книжки.
  • Набор детской посуды или пластиковых инструментов в зависимости от предпочтений вашего малыша.