Домой / Для зеленых глаз / Темы детских рисунков с чего начинается родина. С чего начинается Родина…

Темы детских рисунков с чего начинается родина. С чего начинается Родина…

2. Групповой портрет солдат и офицеров отдела контрразведки СМЕРШ НКВД СССР 70-й армии на фоне рейхсканцелярии в День Победы. 09.05.1945 г.

3. Советские солдаты в Берлине пьют вино в честь Победы. 09.05.1945 г.

4. Знамя Победы на поверженном Рейхстаге 1 мая 1945 года. Снимок сделан военным корреспондентом газеты «Правда» В.А. Теминым с борта самолета По-2.

5. Бойцы 150-й стрелковой Идрицко-Берлинской, ордена Кутузова 2-й степени дивизии у Рейхстага.

6. Салют Победы над московским Кремлем. 09.05.1945 г.

7. Салют Победы в Москве. Вид на Кремлевские куранты. 09.05.1945 г.

9. Салют в честь Победы на крыше Рейхстага. Солдаты батальона под командованием Героя Советского Союза С. Неустроева.

10. Салют Победы в деревне Детерсхаген на Эльбе. 134 стрелковая Вердинская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова дивизия. Салют производится из 76-мм дивизионных пушек ЗиС-3. 09.05.1945 г.

11. Советская подводная лодка Л-22 и легкий крейсер «Мурманск» на параде Победы в Кольском заливе. 13.05.1945 г.

12. Работницы столовой Архангельска скатывают бочку пива в честь Победы. Троицкий проспект. Слева виден Обелиск севера. 09.05.1945 г.

13. Архангельский архиерей отец Серафим на праздновании Победы. 09.05.1945 г.

14. Жительницы Архангельска идут на площадь Профсоюзов на гуляния в честь Победы. 09.05.1945 г.

15. Советские солдаты с гармонью на одной из улиц Берлина. Надпись на стене дома: «Берлин останется немецким!» (Berlin bleibt deutsch!)

16. Советские артиллеристы слушают игру на аккордеоне своего товарища на улице Берлина. На переднем плане — 122-мм гаубица М-30. Май 1945 г.

17. Колонна солдат советской 5-й ударной армии на параде в парке Люсгартен в Берлине. Май 1945 г.

18. Колонна солдат советской 5-й ударной армии на параде в парке Люсгартен в Берлине.

19. Парад частей советской 5-й ударной армии в парке Люсгартен в Берлине. 04.05.1945 г.

20. Советские бойцы аплодируют своему танцующему товарищу у Бранденбургских ворот в Берлине. Май 1945 г.

21. Салют Победы в Москве. Вид на Красную площадь. Праздничный салют начался 9 мая 1945 года в 22.00. Последовало тридцать залпов из тысячи орудий в небо, освещаемое прожекторами. 09.05.1945 г.

22. Офицеры 98-го отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка (справа налево) заместитель командира полка гвардии майор Валерий Александрович Верхоланцев (1916—2001), штурман полка гвардии майор Илья Прокофьевич Лесной (1920—1989), начальник штаба Борис Мисакович Авжиян (1910-) с однополчанами празднуют Победу в окрестностях немецкого городка Фюрстенвальде. Фото сделано в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, на часах 1:25. 15 мая 1945 года гвардии майору Валерию Александровичу Верхоланцеву было присвоено звание Герой Советского Союза.

23. Советская подводная лодка Л-22 на параде Победы в Кольском заливе. 13.05.1945 г.

24. Советские танкисты фотографируются на память на фоне разбитых Бранденбургских ворот в Берлине, стоя на броне тяжелого танка ИС-2. Май 1945 г.

25. Советский офицер танцует с австрийской девушкой на площади Карл-Реннер-Ринг в Вене. 09.05.1945 г.

26. Советские граждане поздравляют офицера с Победой на фоне Большого театра в Москве. 09.05.1945 г.

27. На Стрелке Васильевского острова в Ленинграде во время салюта в честь Победы. 09.05.1945 г.

29. Групповой портрет летчиков 102-го гвардейского Выборгского истребительного авиаполка. В верхнем ряду четвертый слева (чуть позади) — Сергей Иванович Смирнов, в центре сидит Андрей Петрович Бредик.

30. Ленинградцы на Невском проспекте слушают сообщение о Победе над Германией. 09.05.1945 г.

31. Советские фотожурналисты и кинооператоры у здания Рейхстага. Слева на право, первый ряд: Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг; второй ряд: С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен; третий ряд: А. Архипов, М. Редькин, Н. Фиников. Май 1945 г.

32. Салют в честь Победы на крыше Рейхстага. Солдаты батальона под командованием Героя Советского Союза С. Неустроева.

33. Советские танкисты и солдаты отмечают Победу. Май 1945 г.

34. Праздничное застолье офицерского состава 143-го минометного полка 9 мая 1945 года. На переднем плане слева капитан Скарупский. 09.05.1945 г.

35. Первый день мира в Берлине. Советские солдаты общаются с мирными жителями. Май 1945 г.

36. Советский солдат у захваченных в Берлине немецких знамен. Авторское название фотографии — «Победитель». Май 1945 г.

37. Группа политработников 385-й стрелковой дивизии во главе с начальником политотдела полковником Михайловым у Рейхстага.

38. Военнослужащие 88-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка фотографируются у памятника Бисмарку в Берлине. После объявления капитуляции Германии однополчане отправились гулять по Берлину, и среди сделанных фотографий был и снимок у знакового для Германии памятника. 09.05.1945 г.

39. Военнослужащие 88-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка празднуют Победу в берлинском парке. 09.05.1945 г.

40. Салют Победы в Москве. Вид на Красную площадь. Праздничный салют начался 9 мая 1945 года в 22.00. Последовало тридцать залпов из тысячи орудий в небо, освещаемое прожекторами. 09.05.1945 г.

41. Девушки-снайперы советской 3-й ударной армии. 04.05.1945 г.

43. Советские военнослужащие отмечают Победу. Май 1945 г.

44. Советские солдаты в вагоне берлинского трамвая. Авторское название снимка — «Первые пассажиры берлинского трамвая». Май 1945 г.

45. Жители Ленинграда на салюте в честь Победы. Май 1945 г.

46. Жители Ленинграда на салюте в честь Победы. Май 1945 г.

47. Советские солдаты на улице Берлина. Май 1945 г.

48. Советские солдаты пьют за Победу — на общем построении части объявлено о Победе над фашистской Германией 9 мая 1945 года. Разливает рядовой Владимир Алексеевич Милютин — разведчик разведроты бригады самоходных пушек Первого Украинского Фронта. В.А.Милютин 1914-го года рождения на фронте с 23-го июня 1941-го года. Прошел боевой путь от Москвы до Потсдама. 09.05.1945 г.


49. Советские солдаты и офицер выпивают с американцами за Победу. 1945 г.

50. Поэт Евгений Долматовский со скульптурной головой Гитлера в Берлине. Май 1945 г.

51. Советский солдат в апартаментах Геббельса в бункере Гитлера под Рейхсканцелярией. Май 1945 г.

52. Знаменитая советская певица Лидия Русланова исполняет «Катюшу» на фоне разрушенного Рейхстага. Май 1945 г.

53. Советские солдаты, отдыхая на ступенях рейхсканцелярии, рассматривают немецкие награды, которые так и не были вручены. Берлин. 2 мая 1945 года.

54. Советские офицеры плывут в лодке вдоль разрушенной набережной в Берлине.

55. Груда советских трофеев — символ разгрома гитлеровской Германии. Винтовки, пистолет-пулеметы MP-40, пулемет, награды и знамена. В центре — штандарт дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера».

56. Советские солдаты отдыхают на берегу реки Шпрее в Берлине. Май 1945 г.

57. Поэт Евгений Долматовский выступает у Бранденбургских ворот. 1945 г.

58. Митинг красноармейцев у Бранденбургских ворот в Берлине. Май 1945 г.

59. Взвод разведки 88-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка со своим командиром Владимиром Ивановичем Кузнецовым (третий справа). Как гласит подпись на обратной стороне фото, снято в Берлине в парке Гумбольда 8 мая 1945 года.


60. Взвод разведки 88-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка со своим командиром Владимиром Ивановичем Кузнецовым (в центре с двумя орденами). Берлин. 08.05.1945 г.

61. Советские военные — рядовой и лейтенант — со знаменем в Берлине на фоне Бранденбургских ворот. 1945 г.

62. Советские солдаты с гармонью на одной из улиц Берлина. 1945 г.

63. Красные знамена на квадриге Бранденбургских ворот. Май 1945 г.

64. Красное знамя на квадриге Бранденбургских ворот. Май 1945 г.

65. Колонна немецких войск без точного пункта назначения. Уже объявлено о капитуляции Германии. Чехословакия, май 1945 г.

66. Офицеры 3-го Белорусского фронта принимают сдающихся в плен вместе с бронетехникой немцев, в том числе из состава 4-й танковой дивизии. Коса Фриш-Нерунг, 9 мая 1945 г.

67. Советские солдаты на Т-34-85 на фоне Бранденбургских ворот в Берлине. Май 1945 г.

68. Салют в честь Победы на крыше Рейхстага. Солдаты батальона под командованием Героя Советского Союза С. Неустроева. Май 1945 г.

69. Советский солдат-минометчик Сергей Иванович Платов оставляет свой автограф на колонне Рейхстага. 10.05.1945 г.

70. Мария Тимофеевна Шальнева (Ненахова), ефрейтор 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулирует движение военной техники недалеко от Рейхстага в Берлине. 02.05.1945 г.

71. У легковой машины 88-го отдельного тяжелого танкового полка. 09.05.1945 г. Благодаря водителю Тютину автомобиль проехал от Сталинграда до Берлина. На лобовом стекле нарисованы награды 88-го отдельного танкового полка — ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова III степени, Кутузова III степени, Богдана Хмельницкого II степени. Справа налево: командир полка П.Г. Мжачих, водитель командира полка Тютин, зам. командира полка Ф.М. Жаркой, адъютант командира полка Молотков.

72. Командный состав 88-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка в Берлине. Полк принимал участие в штурме Берлина, и 9 мая, после капитуляции Германии и окончания боев, офицеры отправились на экскурсию по городу. Слева направо: зампотех полка Н.П. Романченко, зам.начштаба полка И. Герман, начальник штаба полка Н.В. Широкий, командир полка П.Г. Мжачих, зам.командира полка Ф.М. Жаркой, зам.начштаба полка Комаровский. Слева вверху: Тимченко. 09.05.1945 г.

73. Командир 88-го отдельного тяжелого танкового полка П.Г. Мжачих на фоне Рейстага, в штурме которого принимал участие и его полк. 09.05.1945 г.

74. Однополчане 88-го отдельного тяжелого танкового полка у Рейхстага. 09.05.1945 г.


76. Советские танкисты на ИС-2 и Т-34 радуются Победе. Берлин. 09.05.1945 г.Классический снимок, примечательный тем, что создан путем объединения двух негативов, сделанных фотокорреспондентами Марком Редькиным и Анатолием Архиповым. Авторское название — «Победа!».

77. Солдаты, штурмовавшие Рейхстаг. Взвод разведки 674 стрелкового полка 150-й стрелковой Идрицкой дивизии. На переднем плане — рядовой Григорий Булатов. Май 1945 г.


78. Советские моряки, герои штурма Берлина, позируют американскому военному корреспонденту. Май 1945 г.

79. Советский солдат регулирует дорожное движение в Берлине, в котором недавно закончились бои. 1945 г.

80. Салют в честь Победы на крыше Рейхстага. Солдаты батальона под командованием Героя Советского Союза С. Неустроева. Май 1945 г.

81. Бойцы МПВО поздравляют с днем Победы артистку, лауреата Государственной премии, народную артистку СССР В. А. Мичурину-Самойлову. 09.05.1945 г.

83. Демонстранты на площади Астрахани во время празднования Дня Победы. 09.05.1945 г.

84. Демонстрация жителей Калинина в День Победы. 09.05.1945 г.

85. Крестный ход по случаю Дня Победы в станице Ново-Александровской, Ставропольский край. 1945 г.

86. Ликующие жители на улице колхоза «Новый путь» Лужского района, Ленинградская область. 1945 г.


87. Митинг, посвященный Дню Победы над фашистской Германией. Выступление Куприянова Г. Н. - первого секретаря ЦК КП(б) Карело-Финской ССР. Петрозаводск. 09.05.1945 г.

88. Москвичи на Красной площади в День Победы. 09.05.1945 г.

89. Москвичи танцуют на Манежной площади во время народного гулянья в День Победы. 09.05.1945 г.

90. На Неве во время праздничного салюта в День Победы. Ленинград. 09.05.1945 г.

91. Народное гуляние на улицах Чкалова в День Победы. 09.05.1945 г.

92. Празднование Дня Победы в Рязани. 09.05.1945 г.

93. Салют Победы в Москве. 09.05.1945 г.

94. Трудящиеся Владивостока на митинге, посвященном Дню Победы. 09.05.1945 г.

Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».

Конечно, это еще впереди - они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал - если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать - в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере - формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.

И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей - это очень хорошо видно по их рисункам.

Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна - все люди, которых я знаю», - написано на одном из рисунков.

Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж - деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город - и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» - характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! - как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! - просто дети и Левитан - соотечественники, у них общая Родина.

Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование - границы снова раздвигаются - и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса - на шарике Земли.

А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб - практически отсутствует), и - березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.

И только потом - и это очень редко - появляются рисунки, связанные с властью: Путин, просто Президент, какое-то заседание, где выступает Президент...

Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:

Главная тема %

Города и села 25%

Пейзажи 17%

Дома и дворы, детские площадки 11%

Земной шар или глобус 8%

Сюжетные рисунки 4%

Флаг и герб 4%

Семья и друзья 2%

Президент 0,3%

Основа представления %

Место жительства 36%

Символ 23%

Пейзажи 17%

Географическое представление 15%

Национальные достижения 5%

Фантазия 4%

Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

Что же касается клятвы... Хотелось бы, чтобы она была принесена.

Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это - результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети - авторы собранных рисунков - всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…

Но пока... они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны - взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.

Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.

Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:

1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;

2) советское наследие - космос, Победа, лозунги («Мир во всем мире!», «Миру мир!»), кремлевские звезды, братство народов (как оно изображалось в садово-парковой скульптуре: негр, китаец и русский), памятник Ленину;

3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);

4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).

Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.

Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10-15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.

Главные советские достижения национальной истории - Победа, Атом и Космос - являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».

Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны - даже для очень маленьких детей.

У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность - свято место пусто не бывает! -- слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.

Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования - повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот... И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива - не все еще потеряно!

Юлия Крижанская

РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ: "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА"
(карандаш, акварель)
Ц е л и:
ознакомить с произведениями изобразительного искусства;
формировать у детей представления о родной природе, о Родине; развивать у
детей умение выбирать сюжет на предложенную тему, определять формат
изображения, располагать отдельные элементы так, чтобы выделить главное в
сюжете; воспитывать любовь к окружающей природе, ее красоте, к родным и
близким, школе, труду русских людей.
О б о р у д о в а н и е:
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукция картины И. Шишкина «Рожь»,
образцы педагогического рисунка «С чего начинается Родина» (карандаш,
акварель).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: М. Исаковский. «Родина», Л. Чернышова. «Рисовали
дети счастье».
Ход урока
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е к л а с с а.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. С м а ч и в а н и е к р а с о к.
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Сегодня наш урок посвящен поиску красоты в том мире, который
нас окружает: в природе, в отношениях людей. Мы выполним композицию на
тему «С чего начинается Родина», этой же теме будут посвящены все уроки этой
четверти.
III. Актуализация знаний учащихся.
В о п р о с ы к л а с с у:
w Ребята, что такое Родина?
w Что входит в понятие «Родина»?
– Самое замечательное, что может быть у человека, – это присутствие рядом
близких людей, это родной дом, друзья, праздники.
w А какие вам известны произведения изобразительного искусства,
посвященные нашей Родине? (Ответы детей.)
IV. Вводная беседа.
1. А н а л и з р е п р о д у к ц и и: И. Шишкин. «Рожь».

У ч и т е л ь. Перед вами работа русского художника Ивана Ивановича
Шишкина «Рожь». Этот художник являлся создателем русского эпического
пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника хорошо известны.
Наследие Шишкина велико: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков,
множество гравюр. Огромный труд художника вызвал к себе глубокое уважение
со стороны современников. Большой любовью зрителей пользуется искусство
Шишкина и в наши дни.
Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуге на Каме в
купеческой семье. Благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он
еще в детстве открыл для себя ее величие и красоту. Знаменитая картина «Рожь»
является одним из высших творческих достижений художника.
К мотиву хлебной нивы И. И. Шишкин обращался и прежде, однако образ,
созданный им в картине «Рожь», оказался столь емким, а пейзаж столь
типическим, что в какой­то мере эта картина стала воплощением образа самой
России. Широкие, неоглядные дали открываются перед нами. В хлебах, стеной
стоящих до горизонта, теряется дорога. А в прозрачную синеву неба
торжественно поднялись могучие, богатырские сосны. Таково общее
впечатление, рождаемое этой картиной, – сильное, захватывающее. Тщательно
исполненные детали свидетельствуют о том, что художник по­настоящему
глубоко знал природу.
w Что больше всего привлекает вас в этом полотне?
2. Л и т е р а т у р н ы й р я д.
У ч и т е л ь. А теперь послушайте, как описывает великолепие нашей страны
Михаил Исаковский в стихотворении:
РОДИНА
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы­исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
w Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей.)

– Действительно, стихотворение очень светлое и прекрасно передает
ощущение преклонения перед красотой нашей Родины.
Художники и поэты любят свою страну и свои работы посвящают ее
воспеванию.
V. Изучение нового материала.
У ч и т е л ь. Послушайте, как замечательно описала счастье Л. Чернышова в
стихотворении:
РИСОВАЛИ ДЕТИ СЧАСТЬЕ
Светит солнышко для всех,
Слышен гомон, слышен смех:
Рисовали дети счастье,
Счастье, нужное для всех.
Вот гуляет мама с дочкой.
Дождик здесь идет грибной.
Перечеркнут лишь рисунок
С грозной страшною войной.
Голубей кружится стая
В ярком небе голубом.
А на этом вот рисунке
Нарисован просто дом.
Рисовали неумело
Желтым, красным, синим мелом.
Подрастут и будут дети
Мир на всей земле крепить,
Чтоб могли все на планете
И смеяться, и дружить.
Замечательное стихотворение!
w А что еще относится к слову «Родина»? (Ответы детей.)
– Верно, и березка у окна, и теплые нежные руки матери, и праздничный
салют – это все наша Родина!
Пейзажи нашей Родины очень различаются, так как Россия – огромная страна.
Но, несмотря на это, когда говорят – Россия, то перед глазами сразу возникают
картины бескрайних полей ржи, высокие сосны­богатыри и стройные красавицы­
березки. Конечно, и в зависимости от времени года пейзажи нашей страны
могут различаться. Но ими не исчерпывается понятие «Родина». Ведь не
меньшее богатство страны составляют и люди, которые в ней живут. Нас
окружают люди, занимающиеся мирным, созидательным трудом. Русские люди
отличаются открытой душой, состраданием к окружающим, веселым нравом. Я

думаю, что вы сами можете вспомнить, как окружающие вас люди приходили
вам на помощь в трудную минуту.
«Мама заболела» – так называется еще одно стихотворение, которое написала
Галина Василистова:
Мама заболела…
Сын читает сказку.
Лечит неумело
Маму детской сказкой.
Тронет лоб ладошкой,
Как компресс приложит,
Вкусную картошку
Матери предложит.
Маме вот ботинки
Он почистил тоже.
Рисовал картинки –
Это ей поможет!
Полочку недаром
Сын строгал упрямо:
Сделаешь подарок –
Лишь бы встала мама!
Сегодня сюжетами для рисования могут стать изображения и любимой мамы,
и яркого солнца с расходящимися от него лучами. Вы можете нарисовать
безбрежные поля, широкие реки, темно­синий лес и как трудятся русские люди
на полях, стройках. Важно, чтобы вы изобразили то, что является для вас самым
дорогим, понятным и близким.
VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на
образцах.
О б р а з е ц р и с у н к а «С чего начинается Родина» (карандаш).
У ч и т е л ь. После того как вы придумаете сюжет своей работы, определите,
как лучше расположить лист для вашей композиции.
Особое внимание уделите выбору сюжета, вспомните все то, о чем мы
говорили. В зависимости от выбранного вами сюжета, определите формат
изображения и продумайте, как расположить отдельные элементы на листе так,
чтобы выделить главное в сюжете. Я решила нарисовать портрет мамы, и мне
лучше расположить лист по вертикали.
1. Сначала надо наметить положение и размер головы, линии плеч.

2. Голова похожа на овал, обозначу его. Прорисую шею.
3. Прорисую более подробно волосы, намечу положение линии бровей, глаз и
носа, губ.
4. Уточняю мелкие детали – форму бровей, разрез глаз, ширину носа,
положение кончиков губ. Прорисовываю волосы. Рисунок закончен (см.
Приложение).
VII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполните тематический рисунок «С чего начинается Родина»,
используя изобразительные свойства акварели или гуаши, их художественные
возможности. Передайте в работах свои впечатления от тех объектов, которые
вы изображаете.
Цветовая гамма рисунка должна создавать определенное настроение.
VIII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. На доске выставлены самые красивые работы на тему «C чего
начинается Родина». Чтобы получились такие красочные произведения, вы
проявили умения цветом выделять главные объекты композиции. Особенно
удачными по композиции получились работы… (Назвать имена и фамилии
детей.)
2. О б о б щ е н и е м а т е р и а л а, изученного на уроке.
В о п р о с ы к л а с с у:
w С каким замечательным произведением вы познакомились?
w Кто автор работы «Рожь»?

Задачи:

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства, памятных местах, местах отдыха, занятий спортом, как одном из «уголков своей Родины».

Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору).

Развивать изобразительные умения детей, творческое воображение, способности к композиции.

Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.

Материалы, оборудование, инструменты:

Белые листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, фотографии г. Одинцово, открытки, рисунки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок, открыток с изображением мест отдыха, занятий спортом, городского совета. Беседы о родном городе. Экскурсии с родителями по улицам города, посещение детских площадок, городских праздников.

Воспитатель включает детям запись первого куплета песни «С чего начинается Родина».

После прослушивания песни педагог проводит краткую беседу на тему:

Дети, как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

Ответы детей.

Да, дети, вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас – это место где вы живете, где живут ваши родители, друзья, детский сад.

В какой стране мы с вами живем? (в России).

В России много городов. Назовите города, которые вы знаете. (Ленинград, Сочи, Тула, Чехов, Ярославль, Казань и т.д.).

Какой самый главный город? (Москва) – столица нашей Родины.

В России живут люди разных национальностей (русские, белорусы, украинцы, татары, узбеки и др.).

Все кто живет в России и имеет российский паспорт – россияне.

Как называется город, в котором мы живем? (Одинцово)

Что интересного есть в нашем городе? (Дворец спорта, Ледовый дворец, Детский парк, Галерея, Новые магазины, почта, школы, детские сады, детские площадки)

Город очень красивый, много цветов, деревьев.

У каждого города есть свой флаг и герб. Какой наш герб и флаг?

В нашем городе проходят разные праздники: «День молодежи», «День города» и др.

На большие праздники – праздничный салют.

Давайте мы с вами нарисуем, где и как мы живем. Например: свой дом, свой сад, парк. А может кто-то захочет нарисовать Красную площадь и праздничный салют.

Вначале нарисуем землю, где будет стоять дом или будут расти деревья. Затем нужно решить, где и что вы будете рисовать.

Дома прочные, красивые, стены ровные.

Главные части дома: стены, крыша, двери, окна.

Крыши бывают : плоские, покатые, треугольные, в форме трапеции.

Окна могут быть : круглые, квадратные, прямоугольные.

Для рисования контура предложить детям простые карандаши. После этого раскрашиваем весь рисунок целиком, начиная с самых крупных частей и заканчивая мелкими деталями.

Напомнить детям, что штриховать предметы нужно ровно используя разный нажим карандаша. Затем обвести контур предметов ярче в тон штриховки.

После окончания занятия вывесить детские работы и рассмотреть.

Какие разнообразные рисунки вы нарисовали. Видно как вы любите свою Родину, свой город.

Отметить кому из детей что лучше удалось изобразить в рисунке (небо яркое, красочный салют, красивые деревья, расположение предметов в рисунке и т.д.).

Мы еще много будем рисовать, рассказывать и читать о нашей Родине, городе.