Домой / Праздничный / Как помочь ребенку преодолеть стеснительность методики. Заранее готовьте ребенка к новой ситуации

Как помочь ребенку преодолеть стеснительность методики. Заранее готовьте ребенка к новой ситуации

Застенчивость можно определить как склонность человека в присутствии других людей испытывать чувство неловкости и скованности, боязливости и нерешительности. Она начинает формироваться в дошкольном возрасте. Застенчивость, как и любое качество, имеет степени проявления. Она полезна, ведь она помогает нам соблюдать «рамки», контролировать себя. Дети тоже застенчивы в разной степени: один — только при первом контакте, другой — только со взрослыми, а третий — если нужно выступать перед «публикой». Но тотальные проявления застенчивости — уже серьезная помеха.

Помочь ребенку, не разобравшись в причинах возникновения застенчивости, будет невозможно. От чего же зависит, станет ли ребенок застенчивым или нет?

Причины застенчивости

Первая предпосылка застенчивости , внутренняя, — это темперамент, врожденные свойства работы нервной системы, неизменяемые, как цвет кожи или форма носа. Сейчас получены научные данные [Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.] о том, что застенчивость имеет физиологические предпосылки. Больше подвержены развитию застенчивости меланхолики — представители «слабого» типа темперамента, который характеризуется неуравновешенностью реакций, склонностью к «застреванию» на негативных переживаниях. Второй в «группе риска» — темперамент флегматичный, уравновешенный, сильный, но малоподвижный по скорости психических процессов. Опыт неуспешности переживается дольше и сильнее. А вот сангвиники и холерики бывают стеснительными реже.

Вторая предпосылка застенчивости , внешняя, — это стиль, в котором воспитывают ребенка. Иначе говоря, как родители общаются с ним, а также тот пример, который они подают ему, общаясь с другими. Именно в этом общении ребенок получает опыт неуспешности, снижается его самооценка и ощущение собственной значимости для окружающих.

Не менее важен опыт, который он получает — не только в семье, но и в социальном мире. Для чувствительного ребенка, внутренне предрасположенного к стеснительности, даже нескольких эпизодов неудачного общения может быть достаточно для закрепления позиции «лучше буду в стороне».

Застенчивость у детей

Застенчивых детей отличает повышенная чувствительность к оценке окружающих. Правда, вы уже где-то это слышали? Да-да, то же, что и с агрессивностью, и с обидчивостью! И снова общее: и в этом случае существует большой разрыв между тем, как ребенок оценивает себя, и тем, как, по его мнению, его оценивают окружающие. У застенчивых детей вполне высокая самооценка (а вовсе не заниженная, как принято думать). Но при этом им не хватает социальной смелости, и они боятся показать себя неумелыми или попасть в ситуацию, где будут выглядеть глупо. Им кажется, что окружающие постоянно их оценивают, но при этом хотят сохранить свое личностное пространство в неприкосновенности.

Важно то, что стеснительность — определенная защитная реакция. С этой точки зрения ее роль вполне позитивна: она не дает наступить «перегрузке», вовремя закрывая «клапан». Результат — ребенок отказывается от общения, которое для него более затратно, чем реакция избегания.

Мини-тест: Насколько застенчив Ваш ребенок

Прочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, то выберите тот вариант, который проявляется чаще.

  1. В ситуации общения с незнакомым человеком ребенок явно испытывает напряженность, робость, внешнюю неуверенность.
  2. В ситуации, когда внимание сконцентрировано на нем, он всеми силами старается переключить его с себя на что-то другое, уйти в тень.
  3. Про него можно сказать — «слова не вытянешь». Он может быть заинтересованным слушателем, но если нужно что-то сказать, молчит.
  4. В общении ребенок редко смотрит в глаза, чаще его взгляд упирается в пол.
  5. Про него можно сказать «несамостоятельный», «нерешительный», «не уверенный в себе».
  6. Он не идет на контакт по своей инициативе и уходит от контакта, если инициативу проявил кто-то другой.
  7. Волнуется настолько, что видны внешние признаки: потеет, краснеет, дрожит, горбится, движения и поза скованные.
  8. Для ребенка особенно трудны публичные выступления (даже ответы на уроке).
  9. Робость ребенка проявляется даже в играх со сверстниками, особенно в том случае, если его роль будет заметна.
  10. Для ребенка особенно сложно проявлять свои чувства и желания (или даже говорить о них).

Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема застенчивости. Вы можете помочь!

Как помочь ребенку побороть стеснительность?

Застенчивость — качество, над которым можно работать. С возрастом стеснительных людей становится все меньше, да и сами проявления застенчивости мягче и реже. Хотя, конечно, они не уходят совсем.

Но и в застенчивости есть потенциал! У этих людей небольшой, но очень крепкий круг общения. Они ценят каждого человека в нем, и для них на самом деле «дружба — понятие круглосуточное». Вступив в брак, они верны своему партнеру, стараются поддерживать и оберегать свой брак. И на работе они верны своей организации, основывая ее «костяк».

Таким образом, то, что могло мешать общению, становится как раз его основой! Но только в том случае, если сильные проявления застенчивости преодолены. А в этом вы вполне способны помочь.

1. Не навешивайте ярлык . Не спешите говорить «он застенчивый», особенно при ребенке. Он привыкнет думать о себе именно так, и изменить ситуацию будет непросто!

2. Позитивное самовосприятие и чувство значимости . Ребенок должен быть уверен, что очень важен для вас. Спрашивайте его мнение, советуйтесь, внимательно выслушивайте рассуждения.

3. Не отмахивайтесь от небольших достижений — рисунка или поделки, которую он принес вам показать, историй из жизни в саду и школе, где он чувствовал себя победителем.

4. Поддерживайте его самоуважение . Уважение родителей — основа самоуважения ребенка. Относитесь бережно и с почтением к нему самому и его желаниям, потребностям, чувствам.

5. Учите «отреагировать» обиды . Застенчивость поддерживается гнетом накопившихся обид. Если научить ребенка не хранить их внутри, многое изменится. Он должен знать, что вы всегда будете готовы его выслушать. А еще обиду можно нарисовать, вылепить, прокричать в подушку.

6. Учите его сотрудничеству с другими . Застенчивые люди не способны к сотрудничеству, а лишь к тому, чтобы «приклеиться». С самых малых лет учите ребенка договариваться с другими, находить общие решения, а не избегать общения.

7. Хвалите больше, критикуйте меньше . Основа крепкой самооценки закладывается путем позитивного подкрепления. Хвалите больше, отмечая самые небольшие достижения. Хвалите за действия, за активность. А вот критикуйте осторожно и не забывайте опираться при этом на его сильные качества.

8. Поощряйте активность . Дайте возможность ребенку действовать самостоятельно и принимать решения. Вы потом можете обсудить, была ли его стратегия удачна. Но позвольте ему получить опыт, пусть и негативный. Формируйте спокойное отношение к ошибкам: на них учатся и от них никто не застрахован.

Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Чаще всего, стеснительность является наследственным признаком, однако, если она не влияет на качество жизни малыша, не нужно считать это проблемой. По мере накопления опыта общения, застенчивость может постепенно исчезнуть, однако, родителям нужно помочь малышу и научить ребенка не стесняться.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Скачайте его и и узнайте как помочь малышу избавиться от психологических проблем.

Как побороть стеснительность и неуверенность у ребенка

  • Никогда не стыдите ребенка за стеснительность. Если малыш в присутствии чужих людей или детей прячется за вашу спину, не упрекайте его в этом и тем более, не оправдывайтесь перед другими. Такое поведение малыша норма. Не оставляйте ребенка наедине с чужими. Ваша задача – помочь ему преодолеть свою робость и научиться находить общий язык с посторонними. Малышу очень важно понять, что он не один и у него нет причин для тревоги. Привлекайте его к разговорам, обращайтесь к нему и спрашивайте мнение. Будьте рядом с ребенком, просто держите за руку, чтобы он смог преодолеть свою робость и наладил контакт с другими людьми.
  • Если ребенок стесняется общаться со сверстниками на детской площадке, не толкайте его на контакт и не оставлять одного. Просто возьмите за руку, подведите к другим детям и начните с ними разговаривать. Более смелые малыши поддержат разговор и смогут вовлечь и вашего ребенка. Постепенно кроха привыкнет к общению и найдет себе друзей.
  • Подготовьте ребенка к общению. Можете даже устроить репетицию, если вам предстоит отправиться в гости, на новую площадку или в детский сад. В игровой форме, проработайте ситуации, которые могут возникнуть, обсудите их с ребенком. Проговорите возможные варианты разных ситуаций, обсудите его действия, подготовьте к новым событиям, чтобы кроха меньше опасался будущего.
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Не заостряйте внимание на неудачах. Их надо проговаривать, обсуждать, искать способ решить проблему. Не сравнивайте кроху с другими детьми, говоря, что кто-то лучше него справляется с задачей. Укрепляйте у малыша веру в свои силы.
  • Стеснительность, как правило, является наследственной. Если вы испытывали подобные проблемы, расскажите об этом малышу. Поделитесь с ним своим опытом преодоления похожих трудностей. Ваши рассказы помогут ребенку стать увереннее и снизят уровень тревожности. Расскажите, что испытывать стеснение –нормальное состояние и каждый человек хотя бы один раз испытал это чувство.
  • Чаще приглашайте к себе других людей, своих друзей и приятелей с детьми. Устраивайте детские праздники и . Так малыш получит массу позитива и сможет преодолеть неуверенность и стеснительность. Внесите разнообразие в свою жизнь. Посещайте больше общественных мест, детских площадок, театров. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию или на танцы.
  • Если ребенок стесняется здороваться, не ругайте его за это. Лучше своим примером покажите, что в этом нет ничего особенного и страшного. Чаще здоровайтесь с соседями, продавцами в магазине и в других общественных местах при ребенке. Так вы не только поможете избавиться ему от стеснительности, но и научите элементарной вежливости.

Стеснительности больше подвержены интроверты. Зачастую такие дети очень талантливы, они легко могут освоить компьютер, имеют способности к рисованию, сочинению стихов или рассказов. Однако, застенчивость часто мешает им раскрыть себя полностью. Ваша задача – перед общением, а также в полной мере раскрыть свои способности.

А вы сталкивались с признаками стеснительности у своего ребенка? Как вы помогаете ему побороть лишнюю застенчивость?

Скачайте чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы"

​"Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…"​, "Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо...." "Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…" Главная причина комплексов у детей - это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как помочь малышу избавиться от навязанных комплексов

Как часто мы слышим от родителей ребенка такую фразу: “Он у нас такой застенчивый и робкий, что не вытянешь из него ни слова”.

Кто-то из взрослых вообще не обращает внимания на эту особенность юного создания, а другие мамы и папы, наоборот, делают из этого проблему, говоря своему малышу, что он не так все делает, тем самым усугубляя ситуацию.

В любом случае, необходимо помочь ребятам преодолеть стеснение и робость, чтобы дать им полностью раскрыться и проявить себя во всех смыслах. Как это сделать, узнаем прямо сейчас.

Ошибки мам и пап

Иногда малыши стесняются и имеют страх перед чем-либо, только потому, что думают, что их в очередной раз родители поругают за неловкие движения или неправильно сказанные слова.

Мы, взрослые, порой не замечаем за собой, что своими фразами, казалось бы, для нас ничего не значимыми, можем настолько понизить самооценку ребенка, и таким образом, способствовать возникновению очередных трудностей в развитии крохи.

Некоторые родители скажут: “Причем тут наши воспитательные моменты?” Но именно оценка близких авторитетных людей для малыша имеют большое значение, поэтому, когда старшее поколение регулярно доказывает своему чаду, что он неумеха, то говорить об адекватном дальнейшем поведении маленького человечка не стоит.

Однако дети могут сами по себе быть застенчивыми, и задача родителей состоит в том, чтобы научить со временем преодолевать такое качество.

  1. Приучаем свое чадо к активности . Активность малыша может проявляться во всем: в играх, в общении с ровесниками и взрослыми, в познавании окружающего мира. Не отказывайте малышу в просьбе рассказать об объекте, который его заинтересовал или показать ту вещь, которая ему просто недоступна по физическим параметрам. Ведь развиваясь, сын или дочка будет уверен в себе, а значит, и в будущем сможет постоять за себя, что очень важно для него.
  2. Учим кроху защищать себя в сложных для него ситуациях . Этому будут способствовать общественные детские места: игровая площадка, парк, детский сад. Именно там могут возникать моменты, в которых юное создание будет учиться давать отпор тем детям, которые обижают его. Не следует изолировать кроху от детского общества – такая мера потом может обернуться тем, что ребенок будет просто не готов к тому, что его может ждать без присмотра близких ему людей. Он должен учиться самостоятельно пребывать в окружении с ровесниками, устанавливать с ними контакт, и естественно приспосабливаться к новым условиям. Ведь в дальнейшем придет школа, где существуют уже жестче законы жизни.
  3. По возможности раскрепощаем кроху следующими способами : это и приобретение, например, того же микрофона, с помощью которого он смог бы проявлять свой артистизм в семейном тесном кругу, и организация мамы и папы домашнего кукольного театра, где сын или дочка во всю могли разыгрывать как им хочется знакомую сказку. Такие несложные действия старшего поколения как развивают маленького человечка, так и “убирают” стеснительность и робость.
  4. Старайтесь больше знакомить ребенка с детской художественной литературой . Это могут быть, как и стихотворения, так и сказки известных литераторов. Но при этом не забывайте о том, что знакомство с очередной сказкой не должно закончиться обычным рассказыванием, а подробным анализом героев, если, конечно, ваше чадо проявляет интерес. Зачем это необходимо? А затем, что рассматривая детально поведение каждого главного персонажа, вы тем самым разъясняете крохе элементарные понятия добра и зла. Не секрет, что многие ребята берут пример со своих любимых героев, будь то персонажи из мультфильма или стихотворения. В любом случае, родители должны по возможности увидеть в сюжете произведения те поступки героев, которые бы наводили на мысль того, что они смелые и могут совершать благородные поступки. Естественно, любое литературное творение писателя не подойдет, где, например, идет речь только о природе и описании лесных жителей.
  5. Старайтесь в домашних условиях организовывать те игры, в которых бы ваше чадо брало на себя роль лидера . Такая обязывающая роль может способствовать возникновению лидерских качеств уверенности в себе, целеустремленности и т.д.

Каждое мгновение, проведенное с родным человечком, пусть приносит вам только удовольствие и приятные хлопоты.

Мне нравится!

Чрезмерная застенчивость говорит о том, что у ребенка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь такому малышу состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. И здесь главным принципом будет - не навреди! Неправильно подобранные слова и методы лишь усугубят ситуацию.

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых - помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Признаки застенчивости

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец - первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него - это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают - стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.


Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Застенчивый ребенок: будущий лузер?

Как помочь ребенку?

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  1. Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!». Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  2. Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  3. Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  4. Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  5. Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  6. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  7. Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

«Совет детского психолога» Как преодолеть застенчивость у детей?

Ошибки родителей

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  1. Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  2. Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать - тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  3. Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!

Чего делать нельзя категорически

  • Критиковать.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Стыдить прилюдно.
  • Зацикливать внимание на проблеме.

Многие комплексы людей уходят корнями в детство. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за своевременную помощь маленькому близкому человеку. Чем раньше взрослый обратит внимание и поможет малышу, тем легче и быстрее ребенок перешагнет «застенчивый» этап развития.